Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(редакция от 08.06.2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах
образовательных организаций Кемеровской области в 2016-2017 учебном году» Рассмотрено на заседание кафедры Протокол № 9 от 4 апреля 2016 г.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
Примерная программа по окружающему миру к учебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы: А. А. Плешаков.).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0000210, регистрационный номер: 14062 от 17.10.2013 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- добиваться осознания ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
3. Содержание учебного предмета.
Что и кто? 21 ч
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? 12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? 11 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? 22 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабл
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
||
План |
Факт |
|||
1 ЧЕТВЕРТЬ Что и кто? (17 час.) |
||||
1. |
01.09 |
Задавайте вопросы. |
||
2. |
06.09 |
Что такое Родина? |
||
3. |
08.09 |
Что мы знаем о народах России? |
||
4. |
13.09 |
Что мы знаем о Москве? |
||
5. |
15.09 |
Проект «Моя малая родина» |
||
6. |
20.09 |
Что у нас над головой? |
||
7. |
22.09 |
Что у нас под ногами? Практическая работа №1. Определение образцов камней. |
||
8. |
27.09 |
Что общего у разных растений? Практическая работа №2. Определение частей растений. |
||
9. |
29.09 |
Что растет на подоконнике? Практическая работа №3. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. |
||
10. |
04.10 |
Что растет на клумбе? Практическая работа №4. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. |
||
11. |
06.10 |
Что это за листья? Экскурсия в осенний лес. |
||
12. |
11.10 |
Что такое хвоинки? Практическая работа №5. Работа с гербарием. |
||
13. |
13.10 |
Кто такие насекомые? |
||
14. |
18.19 |
Кто такие рыбы |
||
15. |
20.10 |
Кто такие птицы Практическая работа №6. Изучение строения птичьих перьев. |
||
16. |
25.10 |
Кто такие звери? Практическая работа №7. Изучение строения шерсти животных. |
||
17. |
27.10 |
Что нас окружает дома? |
||
2 ЧЕТВЕРТЬ Что и кто? (4 час.) |
||||
18. |
08.11 |
Что умеет компьютер? |
||
19. |
10.11 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
||
20. |
15.11 |
На что похожа наша планета? |
||
21. |
17.11 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» |
||
Как, откуда и куда? (10 час.) |
||||
22. |
22.11 |
Как живет семья. Проект «Моя семья» |
||
23. |
24.11 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. |
||
24. |
29.11 |
Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа №8. Сборка электрической цепи из электроконструктора. |
||
25. |
01.12 |
Как путешествует письмо? |
||
26. |
06.12 |
Куда текут реки? Практическая работа №9. Приготовление «морской» воды. |
||
27. |
08.12 |
Откуда берутся снег и лед? Практическая работа №10. Изучение свойств снега и льда. |
||
28. |
13.12 |
Как живут растения? Практическая работа №11. Приемы ухода за комнатными растениями. |
||
29. |
15.12 |
Как живут животные? Практическая работа №12. Приемы ухода за животными из живого уголка. |
||
30. |
20.12 |
Как зимой помочь птицам? Практическая работа №13. Изготовление кормушки из бумажного пакета. |
||
31. |
22.12 |
Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа №14. Сортировка упаковок из-под продуктов. |
||
3 ЧЕТВЕРТЬ Как, откуда и куда? (2 час.) |
||||
32. |
10.01 |
Откуда в снежках грязь. Практическая работа №15. Исследование снежков и снеговой воды. |
||
33. |
12.01 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» |
||
Где и когда? (11 час.) |
||||
34. |
17.01 |
Когда учиться интересно? |
||
35. |
19.01 |
Проект «Мой класс и моя школа» |
||
36. |
24.01 |
Когда придет суббота? |
||
37. |
26.01 |
Когда наступит лето? |
||
38. |
31.01 |
Где живут белые медведи? Практическая работа №16. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. |
||
39. |
02.02 |
Где живут слоны? Практическая работа №17. Определение на глобусе экватора. |
||
40. |
07.02 |
Где зимуют птицы? |
||
41. |
09.02 |
Когда появилась одежда? |
||
42. |
14.02 |
Когда изобрели велосипед? |
||
43. |
16.02 |
Когда ты станешь взрослым? |
||
44. |
28.02 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
||
Почему и зачем? (7 час.) |
||||
45. |
02.03 |
Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? |
||
46. |
07.03 |
Почему Луна бывает разной? |
||
47. |
09.03 |
Почему идет дождь и дует ветер? |
||
48. |
14.03 |
Почему звенит звонок? Практическая работа №18. Изучение возникновения и распространения звуков. |
||
49. |
16.03 |
Почему радуга разноцветная? |
||
50. |
21.03 |
Почему мы любим кошек и собак? |
||
51. |
23.03 |
Проект «Наши домашние питомцы» |
||
4 ЧЕТВЕРТЬ Почему и зачем? (15 час.) |
||||
52. |
04.04 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
||
53. |
06.04 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
||
54. |
11.04 |
Зачем мы спим ночью? |
||
55. |
13.04 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
||
56. |
18.04 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №19. Как правильно чистить зубы. |
||
57. |
20.04 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
||
58. |
25.04 |
Зачем нужны автомобили? |
||
59. |
27.04 |
Зачем нужны поезда? |
||
60. |
02.05 |
Зачем строят корабли? |
||
61. |
04.05 |
Зачем строят самолеты? |
||
62. |
11.05 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
||
63. |
16.05 |
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? |
||
64. |
18.05 |
Зачем люди осваивают космос? |
||
65. |
23.05 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
||
66. |
25.05 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |