12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Чехранова Зоя Васильевна604 Учитель начальных классов первой квалификационной категории. Работаю в школе 39 лет. Россия, Кемеровская обл., д. Курск - Смоленка |
Рабочая программа по окружающему миру
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(редакция от 08.06.2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах
образовательных организаций Кемеровской области в 2016-2017 учебном году» Рассмотрено на заседание кафедры Протокол № 9 от 4 апреля 2016 г.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
Примерная программа по окружающему миру к учебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы: А. А. Плешаков.).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0000210, регистрационный номер: 14062 от 17.10.2013 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- добиваться осознания ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
3. Содержание учебного предмета.
Что и кто? 21 ч
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? 12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? 11 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? 22 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабл
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Тема урока | ||
План | Факт | |||
1 ЧЕТВЕРТЬ Что и кто? (17 час.) | ||||
1. | 01.09 | Задавайте вопросы. | ||
2. | 06.09 | Что такое Родина? | ||
3. | 08.09 | Что мы знаем о народах России? | ||
4. | 13.09 | Что мы знаем о Москве? | ||
5. | 15.09 | Проект «Моя малая родина» | ||
6. | 20.09 | Что у нас над головой? | ||
7. | 22.09 | Что у нас под ногами? Практическая работа №1. Определение образцов камней. | ||
8. | 27.09 | Что общего у разных растений? Практическая работа №2. Определение частей растений. | ||
9. | 29.09 | Что растет на подоконнике? Практическая работа №3. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. | ||
10. | 04.10 | Что растет на клумбе? Практическая работа №4. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | ||
11. | 06.10 | Что это за листья? Экскурсия в осенний лес. | ||
12. | 11.10 | Что такое хвоинки? Практическая работа №5. Работа с гербарием. | ||
13. | 13.10 | Кто такие насекомые? | ||
14. | 18.19 | Кто такие рыбы | ||
15. | 20.10 | Кто такие птицы Практическая работа №6. Изучение строения птичьих перьев. | ||
16. | 25.10 | Кто такие звери? Практическая работа №7. Изучение строения шерсти животных. | ||
17. | 27.10 | Что нас окружает дома? | ||
2 ЧЕТВЕРТЬ Что и кто? (4 час.) | ||||
18. | 08.11 | Что умеет компьютер? | ||
19. | 10.11 | Что вокруг нас может быть опасным? | ||
20. | 15.11 | На что похожа наша планета? | ||
21. | 17.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | ||
Как, откуда и куда? (10 час.) | ||||
22. | 22.11 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | ||
23. | 24.11 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. | ||
24. | 29.11 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа №8. Сборка электрической цепи из электроконструктора. | ||
25. | 01.12 | Как путешествует письмо? | ||
26. | 06.12 | Куда текут реки? Практическая работа №9. Приготовление «морской» воды. | ||
27. | 08.12 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа №10. Изучение свойств снега и льда. | ||
28. | 13.12 | Как живут растения? Практическая работа №11. Приемы ухода за комнатными растениями. | ||
29. | 15.12 | Как живут животные? Практическая работа №12. Приемы ухода за животными из живого уголка. | ||
30. | 20.12 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа №13. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | ||
31. | 22.12 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа №14. Сортировка упаковок из-под продуктов. | ||
3 ЧЕТВЕРТЬ Как, откуда и куда? (2 час.) | ||||
32. | 10.01 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа №15. Исследование снежков и снеговой воды. | ||
33. | 12.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | ||
Где и когда? (11 час.) | ||||
34. | 17.01 | Когда учиться интересно? | ||
35. | 19.01 | Проект «Мой класс и моя школа» | ||
36. | 24.01 | Когда придет суббота? | ||
37. | 26.01 | Когда наступит лето? | ||
38. | 31.01 | Где живут белые медведи? Практическая работа №16. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | ||
39. | 02.02 | Где живут слоны? Практическая работа №17. Определение на глобусе экватора. | ||
40. | 07.02 | Где зимуют птицы? | ||
41. | 09.02 | Когда появилась одежда? | ||
42. | 14.02 | Когда изобрели велосипед? | ||
43. | 16.02 | Когда ты станешь взрослым? | ||
44. | 28.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | ||
Почему и зачем? (7 час.) | ||||
45. | 02.03 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | ||
46. | 07.03 | Почему Луна бывает разной? | ||
47. | 09.03 | Почему идет дождь и дует ветер? | ||
48. | 14.03 | Почему звенит звонок? Практическая работа №18. Изучение возникновения и распространения звуков. | ||
49. | 16.03 | Почему радуга разноцветная? | ||
50. | 21.03 | Почему мы любим кошек и собак? | ||
51. | 23.03 | Проект «Наши домашние питомцы» | ||
4 ЧЕТВЕРТЬ Почему и зачем? (15 час.) | ||||
52. | 04.04 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | ||
53. | 06.04 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | ||
54. | 11.04 | Зачем мы спим ночью? | ||
55. | 13.04 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ||
56. | 18.04 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №19. Как правильно чистить зубы. | ||
57. | 20.04 | Зачем нам телефон и телевизор? | ||
58. | 25.04 | Зачем нужны автомобили? | ||
59. | 27.04 | Зачем нужны поезда? | ||
60. | 02.05 | Зачем строят корабли? | ||
61. | 04.05 | Зачем строят самолеты? | ||
62. | 11.05 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | ||
63. | 16.05 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | ||
64. | 18.05 | Зачем люди осваивают космос? | ||
65. | 23.05 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||
66. | 25.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |