12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Чехранова Зоя Васильевна599
Учитель начальных классов первой квалификационной категории. Работаю в школе 39 лет.
Россия, Кемеровская обл., д. Курск - Смоленка

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе следующих документов:

Конституция Российской Федерации (ст. 43).

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”(редакция от 08.06.2015 г.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Методические рекомендации «О преподавании в начальных классах

образовательных организаций Кемеровской области в 2016-2017 учебном году» Рассмотрено на заседание кафедры Протокол № 9 от 4 апреля 2016 г.

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».

Примерная программа по окружающему миру к учебно- методическому комплексу «Школа России» (авторы программы: А. А. Плешаков.).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0000210, регистрационный номер: 14062 от 17.10.2013 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами являются:

- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- добиваться осознания ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

3. Содержание учебного предмета.

Что и кто? 21 ч

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? 12 ч

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? 11 ч

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? 22 ч

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабл

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

п/п

Дата

Тема урока

План

Факт

1 ЧЕТВЕРТЬ

Что и кто? (17 час.)

1.

01.09

 

Задавайте вопросы.

2.

06.09

 

Что такое Родина?

3.

08.09

 

Что мы знаем о народах России?

4.

13.09

 

Что мы знаем о Москве?

5.

15.09

 

Проект «Моя малая родина»

6.

20.09

 

Что у нас над головой?

7.

22.09

 

Что у нас под ногами?

Практическая работа №1. Определение образцов камней.

8.

27.09

 

Что общего у разных растений?

Практическая работа №2. Определение частей растений.

9.

29.09

 

Что растет на подоконнике? Практическая работа №3. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений.

10.

04.10

 

Что растет на клумбе? Практическая работа №4. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

11.

06.10

 

Что это за листья? Экскурсия в осенний лес.

12.

11.10

 

Что такое хвоинки? Практическая работа №5. Работа с гербарием.

13.

13.10

 

Кто такие насекомые?

14.

18.19

 

Кто такие рыбы

15.

20.10

 

Кто такие птицы Практическая работа №6. Изучение строения птичьих перьев.

16.

25.10

 

Кто такие звери? Практическая работа №7. Изучение строения шерсти животных.

17.

27.10

 

Что нас окружает дома?

2 ЧЕТВЕРТЬ

Что и кто? (4 час.)

18.

08.11

 

Что умеет компьютер?

19.

10.11

 

Что вокруг нас может быть опасным?

20.

15.11

 

На что похожа наша планета?

21.

17.11

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Как, откуда и куда? (10 час.)

22.

22.11

 

Как живет семья. Проект «Моя семья»

23.

24.11

 

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

24.

29.11

 

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа №8. Сборка электрической цепи из электроконструктора.

25.

01.12

 

Как путешествует письмо?

26.

06.12

 

Куда текут реки? Практическая работа №9. Приготовление «морской» воды.

27.

08.12

 

Откуда берутся снег и лед? Практическая работа №10. Изучение свойств снега и льда.

28.

13.12

 

Как живут растения? Практическая работа №11. Приемы ухода за комнатными растениями.

29.

15.12

 

Как живут животные? Практическая работа №12. Приемы ухода за животными из живого уголка.

30.

20.12

 

Как зимой помочь птицам? Практическая работа №13. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

31.

22.12

 

Откуда берется и куда девается мусор?

Практическая работа №14. Сортировка упаковок из-под продуктов.

3 ЧЕТВЕРТЬ

Как, откуда и куда? (2 час.)

32.

10.01

 

Откуда в снежках грязь. Практическая работа №15. Исследование снежков и снеговой воды.

33.

12.01

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Где и когда? (11 час.)

34.

17.01

 

Когда учиться интересно?

35.

19.01

 

Проект «Мой класс и моя школа»

36.

24.01

 

Когда придет суббота?

37.

26.01

 

Когда наступит лето?

38.

31.01

 

Где живут белые медведи? Практическая работа №16. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

39.

02.02

 

Где живут слоны? Практическая работа №17. Определение на глобусе экватора.

40.

07.02

 

Где зимуют птицы?

41.

09.02

 

Когда появилась одежда?

42.

14.02

 

Когда изобрели велосипед?

43.

16.02

 

Когда ты станешь взрослым?

44.

28.02

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Почему и зачем? (7 час.)

45.

02.03

 

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

46.

07.03

 

Почему Луна бывает разной?

47.

09.03

 

Почему идет дождь и дует ветер?

48.

14.03

 

Почему звенит звонок? Практическая работа №18. Изучение возникновения и распространения звуков.

49.

16.03

 

Почему радуга разноцветная?

50.

21.03

 

Почему мы любим кошек и собак?

51.

23.03

 

Проект «Наши домашние питомцы»

4 ЧЕТВЕРТЬ

Почему и зачем? (15 час.)

52.

04.04

 

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

53.

06.04

 

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

54.

11.04

 

Зачем мы спим ночью?

55.

13.04

 

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

56.

18.04

 

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №19. Как правильно чистить зубы.

57.

20.04

 

Зачем нам телефон и телевизор?

58.

25.04

 

Зачем нужны автомобили?

59.

27.04

 

Зачем нужны поезда?

60.

02.05

 

Зачем строят корабли?

61.

04.05

 

Зачем строят самолеты?

62.

11.05

 

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

63.

16.05

 

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

64.

18.05

 

Зачем люди осваивают космос?

65.

23.05

 

Почему мы часто слышим слово «экология»?

66.

25.05

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.