Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК «Школа России»
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования |
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные универсальные учебные действия
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользовать_ ся реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно"следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. | • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. |
Работа с текстом: оценка информации | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. | |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | |
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; • рисовать изображения на графическом планшете; | • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке; • сканировать рисунки и тексты. |
Обработка и поиск информации | |
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); • описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений; • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); | • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. |
Создание, представление и передача сообщений | |
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; • создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; • создавать диаграммы, планы территории и пр.; • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. | • представлять данные; • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». |
Планирование деятельности, управление и организация | |
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. | • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; • моделировать объекты и процессы реального мира. |
Планируемые результаты и содержание предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
на уровне начального общего образования
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (в том числе вирутальное) и измерительные приборы (в том числе цифровые); следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • искать естественно-научную информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний и презентаций; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; создавать несложные планы территорий; • выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Человек и общество
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
• различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; находить место событий, относящихся к личной истории, истории семьи, своего поселения на «ленте времени»; • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос и т. д.), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; создавать диаграммы взаимодействия, семейные деревья; • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний (в том числе гипермедиа); • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. | • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
2. Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3… класс
кол-во часов на год - 68…, кол-во часов на неделю - 2…
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата фактическая | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1 Как устроен мир (7ч.) | | | | |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | | |
2 | Человек. | 1 | | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | 1 | | |
4 | Общество. | 1 | | |
5 | Что такое экология | 1 | | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | | |
7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир». | 1 | | |
| Раздел 2 Эта удивительная природа (19 ч.) | | | |
8 | Тела, вещества, частица. | 1 | | |
9 | Разнообразие веществ. | 1 | | |
10 | Воздух и его охрана | 1 | | |
11 | Вода. | 1 | | |
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | | |
13 | Берегите воду! | 1 | | |
14 | Итоговый тест за 1 триместр. | 1 | | |
15 | Что такое почва. Разнообразие растений. | 1 | | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | | |
17 | Размножение и развитие растений | 1 | | |
18 | Охрана растений. | 1 | | |
19 | Разнообразие животных. | 1 | | |
20 | Кто что ест. | 1 | | |
21 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | 1 | | |
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | | |
23 | Охрана животных | 1 | | |
24 | В царстве грибов. | 1 | | |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | | |
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | | |
| Раздел 3 Мы и наше здоровье (10 ч.) | | | |
27 | Организм человека. | 1 | | |
28 | Органы чувств. | 1 | | |
29 | Надежная защита организма. | 1 | | |
30 | Опора тела и движение. | 1 | | |
31 | Наше питание. | 1 | | |
32 | Наши проекты: «Школа кулинаров». | 1 | | |
33 | Дыхание и кровообращение. | 1 | | |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 | | |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | | |
36 | Итоговый тест за 2 триместр | 1 | | |
| Раздел 4 Наша безопасность (8ч.) | | | |
37 | Огонь, вода и газ. | 1 | | |
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | | |
39 | Дорожные знаки. | 1 | | |
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает». | 1 | | |
41 | Опасные места | 1 | | |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 | | |
43 | Экологическая безопасность. | 1 | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность». | 1 | | |
| Раздел 5 Чему учит экономика (12ч.) | | | |
45 | Для чего нужна экономика. | 1 | | |
46 | Природные богатства и труд людей – основ экономики. | 1 | | |
47 | Полезные ископаемые. | 1 | | |
48 | Растениеводство. | 1 | | |
49 | Животноводство. | 1 | | |
50 | Какая бывает промышленность | 1 | | |
51 | Наши проекты: «Экономика родного края». | 1 | | |
52 | Что такое деньги | 1 | | |
53 | Государственный бюджет. | 1 | | |
54 | Семейный бюджет. | 1 | | |
55 | Экономика и экология. | 1 | | |
56 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика». | 1 | | |
| Раздел 6 Путешествие по городам и странам (12ч.) | | | |
57 58 59 | Золотое кольцо России. | 3 | | |
60 | Наши проекты: «Музей путешествий». | 1 | | |
61 | Наши ближайшие соседи. | 1 | | |
62 | На севере Европы. | 1 | | |
63 | Что такое Бенилюкс. | 1 | | |
64 | В центре Европы. | 1 | | |
65 | По Франции и Великобритании | 1 | | |
66 | На юге Европы | 1 | | |
67 | По знаменитым местам мира. | 1 | | |
68 | Итоговый тест за 3 триместр | 1 | | |
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» - 97-100%
«4» - 77-96%
«3» - 50-76%
«2» - менее 50%
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА за 1 триместр по теме
«Как устроен мир?»
Учащийся …………………………………………………………………………………………
1.Подчеркни названия природных объектов:
Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.
2.К неживой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3.К живой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
5.Животные – это:
звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
из-за пожаров и стихийных бедствий;
из-за изменения климата на Земле;
из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
прозрачные;
бесцветные;
чистые.
8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
от использования воды в быту;
от использования воды в производстве;
от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9.Что люди делают для спасения живой природы?
создают заповедники, ботанические сады;
создают бульвары и скверы;
создают фермы, пасеки и птицефермы.
10.Что такое заповедники?
заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;
заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:
дуб подосиновик комар
ёжик опята крот
земляника олень кит
берёза боровик кедр
12.К внутреннему миру человека относятся:
мечты, рост, возраст, характер, вес;
знания, настроение, характер, мысли, мечты;
руки, глаза, причёска, возраст, настроение.
13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:
способность думать воображение
способность хранить информацию мышление
способность представлять себе то, чего нет восприятие
способность получать информацию об окружающем память
14.Любое государство имеет:
свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;
свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;
государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.
15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:
Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятел., вода.
16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:
вырубка лесов ради древесины; | | загрязнение воздуха; |
истребление животных ради меха; | загрязнение водоёмов; | |
слив сточных вод; | исчезновение некоторых видов животных; | |
выбросы дыма от заводов и фабрик. | уменьшение количества лесов |
17. Сведения о редких растениях и животных занесены
в Почётную книгу;
в Красную книгу
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме
«Как устроен мир?»
1.Подчеркни названия природных объектов:
Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица,облака, тетрадь, дерево, дом.
2.К неживой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3.К живой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
5.Животные – это:
звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
из-за пожаров и стихийных бедствий;
из-за изменения климата на Земле;
из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
прозрачные;
бесцветные;
чистые.
8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
от использования воды в быту;
от использования воды в производстве;
от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9.Что люди делают для спасения живой природы?
создают заповедники, ботанические сады;
создают бульвары и скверы;
создают фермы, пасеки и птицефермы.
10.Что такое заповедники?
заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;
заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:
дуб подосиновик комар
ёжик опята крот
земляника олень кит
берёза боровик кедр
12.К внутреннему миру человека относятся:
мечты, рост, возраст, характер, вес;
знания, настроение, характер, мысли, мечты;
руки, глаза, причёска, возраст, настроение.
13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:
с пособность думать воображение
с пособность хранить информацию мышление
с пособность представлять себе то, чего нет восприятие
способность получать информацию об окружающем память
14.Любое государство имеет:
свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;
свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;
государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.
15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:
Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятел, вода.
16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:
в ырубка лесов ради древесины; | | загрязнение воздуха; |
и стребление животных ради меха; | загрязнение водоёмов; | |
слив сточных вод; | исчезновение некоторых видов животных; | |
выбросы дыма от заводов и фабрик. | уменьшение количества лесов |
17. Сведения о редких растениях и животных занесены:
в Почётную книгу;
в Красную книгу
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА 2 триместр по теме
«Мы и наше здоровье»
Учащийся ………………………………………………………………………………………….
1.Зачем нужно знать свой организм?
Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
Чтобы мыслить, говорить, трудиться;
Чтобы умело использовать свои возможности.
2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?
Физиология;
Зоология;
Анатомия.
3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
Глаза, лёгкие, желудок, кожа;
Сердце, головной мозг, почки;
Печень, селезёнка, уши, желчь.
4.Сколько органов чувств вы знаете?
7;
6;
5.
5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
Без кишечника;
Без головного мозга;
Без селезёнки.
6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Горбатый, бледный, хилый, низкий;
Стройный, сильный, ловкий, статный.
7.Соедини линиями органы и их функции:
глаза орган осязания
уши орган вкуса
нос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха
8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
Делает кожу мягкой и упругой;
Делает кожу крепкой и сильной;
Делает кожу ловкой и стройной.
9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
Мочалка, мыло, полотенце, крем;
Гуталин, обувная щётка, клей.
10.Какова роль скелета человека?
Защищает внутренние органы от повреждений;
Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;
Является опорой тела.
11.Какой орган расположен внутри черепа?
Почки;
Головной мозг;
Селезёнка.
12.От чего зависит осанка человека?
От скелета и мышц;
От связок и сухожилий;
От хрящей и костей.
13.Для чего человеку нужна пища?
С пищей человек получает питательные вещества;
С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
С пищей человек получает воду и витамины.
14.Где начинается пищеварение?
Во рту;
В желудке;
В кишечнике.
15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
Благодаря крови;
Благодаря нервным волокнам;
Благодаря мышцам.
16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?
Кислород;
Углекислый газ;
Азот.
17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?
В носу;
В бронхах;
В лёгких.
18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?
Через печень, кишечник, мочевой пузырь;
Через кожу, почки, лёгкие;
Через сердце, желудок, желчный пузырь.
19.Для образования почвы требуется:
Несколько дней;
Несколько лет;
Тысячи лет.
20.Подземная часть гриба называется:
Грибовница;
Грибница;
Грибок
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме
«Мы и наше здоровье»
1.Зачем нужно знать свой организм?
Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
Чтобы мыслить, говорить, трудиться;
Чтобы умело использовать свои возможности.
2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?
Физиология;
Зоология;
Анатомия.
3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
Глаза, лёгкие, желудок, кожа;
Сердце, головной мозг, почки;
Печень, селезёнка, уши, желчь.
4.Сколько органов чувств вы знаете?
7;
6;
5.
5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
Без кишечника;
Без головного мозга;
Без селезёнки.
6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Горбатый, бледный, хилый, низкий;
Стройный, сильный, ловкий, статный.
7.Соедини линиями органы и их функции:
г лаза орган осязания
у ши орган вкуса
н ос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха
8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
Делает кожу мягкой и упругой;
Делает кожу крепкой и сильной;
Делает кожу ловкой и стройной.
9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
Мочалка, мыло, полотенце, крем;
Гуталин, обувная щётка, клей.
10.Какова роль скелета человека?
Защищает внутренние органы от повреждений;
Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;
Является опорой тела.
11.Какой орган расположен внутри черепа?
Почки;
Головной мозг;
Селезёнка.
12.От чего зависит осанка человека?
От скелета и мышц;
От связок и сухожилий;
От хрящей и костей.
13.Для чего человеку нужна пища?
С пищей человек получает питательные вещества;
С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
С пищей человек получает воду и витамины.
14.Где начинается пищеварение?
Во рту;
В желудке;
В кишечнике.
15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
Благодаря крови;
Благодаря нервным волокнам;
Благодаря мышцам.
16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?
Кислород;
Углекислый газ;
Азот.
17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?
В носу;
В бронхах;
В лёгких.
18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?
Через печень, кишечник, мочевой пузырь;
Через кожу, почки, лёгкие;
Через сердце, желудок, желчный пузырь.
19.Для образования почвы требуется:
Несколько дней;
Несколько лет;
Тысячи лет.
20.Подземная часть гриба называется:
Грибовница;
Грибница;
Грибок.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА за 3 триместр по теме
«Что мы узнали и чему научились за год?»
Учащийся …………………………………………………………………………………………………..
1.Если в квартире возник пожар, необходимо:
Звонить по телефону 01;
Звонить по телефону 04;
Ждать, когда он сам погаснет.
2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:
Предупреждающие;
Предписывающие;
Запрещающие.
3.Какой газ необходим для дыхания?
Азот;
Кислород;
Углекислый газ.
4.Сведения о редких растениях и животных занесены:
В Почётную книгу;
В Красную книгу.
5.Какая из цепей питания указана правильно?
Д ерево дятел жук-короед;
Г усеница растение птица;
Р ожь мышь змея орёл.
6.Шахты строят для добычи:
Каменного угля;
Нефти;
Глины.
7.Для разведения рыб служит:
Ферма;
Прудовое хозяйство;
Пасека.
8.Тепловая электростанция сокращённо называется:
АЭС;
ГЭС;
ТЭС.
9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:
Стипендия;
Зарплата;
Пенсия.
10.Ярослав Мудрый основал город:
Ярославль;
Кострому;
Сергиев Посад.
11.Морскую границу с нашей страной имеют:
Норвегия и Исландия;
Монголия и Северная Корея;
США и Япония.
12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:
В Италии;
Во Франции;
В Великобритании.
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме
«Что мы узнали и чему научились за год?»
1.Если в квартире возник пожар, необходимо:
Звонить по телефону 01;
Звонить по телефону 04;
Ждать, когда он сам погаснет.
2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:
Предупреждающие;
Предписывающие;
Запрещающие.
3.Какой газ необходим для дыхания?
Азот;
Кислород;
Углекислый газ.
4.Сведения о редких растениях и животных занесены:
В Почётную книгу;
В Красную книгу.
5.Какая из цепей питания указана правильно?
Д ерево дятел жук-короед;
Г усеница растение птица;
Р ожь мышь змея орёл.
6.Шахты строят для добычи:
Каменного угля;
Нефти;
Глины.
7.Для разведения рыб служит:
Ферма;
Прудовое хозяйство;
Пасека.
8.Тепловая электростанция сокращённо называется:
АЭС;
ГЭС;
ТЭС.
9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:
Стипендия;
Зарплата;
Пенсия.
10.Ярослав Мудрый основал город:
Ярославль;
Кострому;
Сергиев Посад.
11.Морскую границу с нашей страной имеют:
Норвегия и Исландия;
Монголия и Северная Корея;
США и Япония.
12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:
В Италии;
Во Франции;
В Великобритании.