Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК «Школа 2100»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 "
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Лакиза Н.В. _______ «___» _________2015г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Горбунова А.В. ________ «___» _________2015г. |
«Утверждено» Директор МКОУ «СОШ № 7» Фаттахова Н.И._________ «___» _________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
3а класс
(2015 – 2016 учебный год)
Шимон Светлана Владимировна,
1 квалификационная категория
Составлена на основе авторской программы
по окружающему миру
(авторы А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов «Окружающий мир» Образовательная система «Школа2100», 2011г.)
Рабочая программа по окружающему миру
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ № 7, Планируемых результатов начального общего образования, и авторской программы по окружающему миру (авторы А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов «Окружающий мир» Образовательная система «Школа2100», 2011г.)
При организации образовательного процесса используется учебно– методический комплекс:
• А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др., «Окружающий мир» (Обитатели земли, Моё Отечество). Учебник для 3-го класса; БАЛЛАС 2012г
• А. А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса; БАЛЛАС 2014г
• А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др., «Проверочные и контрольные работы к учебнику по окружающему миру» для 3 класса; БАЛЛАС 2014г
• А. А. Вахрушев, и др., Методические рекомендации для учителя по окружающему миру для 3 класса; БАЛЛАС 2014г
• А. А. Вахрушев, Комплект наглядных пособий по окружающему миру для 3-го класса; БАЛЛАС 2012г
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счете поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». Единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.
Задача курса: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Общая характеристика учебного процесса.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Данная программа предлагает познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир,т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.
Формы организации работы при изучении курса «Окружающий мир» разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, урок-путешествие, урок-игра, индивидуальная работа, в группах, в парах и т.д.
Разнообразны также методы, приемы и средства обучения: наблюдениям в природе, практические работы, демонстрация опытов, наглядных пособий.
Программа позволяет применять на уроках частично-поисковый, проблемный, исследовательский методы, элементы, ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии, здоровьесберегающей технологии.
Оценка усвоения знаний и умений
Система оценивания по окружающему миру представлена следующими видами работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты стартовой работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Самостоятельная работа учащихся (проводится в течение изучения учебной темы) направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения темы с одной стороны и на возможную коррекцию результатов усвоения с другой. Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для самостоятельных работ, учитель осуществляет их проверку.
Результаты самостоятельной работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Контрольная работа (проводятся в течение всего года) направлена на проверку знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Содержание работ организовывается по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для контрольных работ, учитель осуществляет их проверку.
Результаты контрольной работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень
общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Оценивание проводится вначале по балльной системе, а затем выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Но если ученик допустил ошибку, то количество баллов за это задание снижается, а если выполнено неверно, то балл не выставляется.
Результаты тестовых заданий фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося
Итоговая контрольная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.
Результаты тестовых заданий фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Механизмы формирования универсальных учебных действий.
Познавательные: в предлагаемом курсе «Окружающий мир» изучаемый материал становится основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе наблюдений, элементарных исследований, опытов у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.) Умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя, при выполнении самых разных упражнений и заданий простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
Регулятивные: содержание данного курса позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные: в процессе изучения курса «Окружающий мир» формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать ответы и вопросы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, являются важнейшим умением для современного человека.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.
II. Общая характеристика учебного предмета
Актуальность изучения курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» — это основа естественных и социальных наук.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Естествознание».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования в 3 классе предмет «Окружающий мир» изучается 2 часа в неделю, 68 часов в год.
По программе в 3 классе на изучение предмета отводится 68 часов в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета.
Личностные результаты освоения курса окружающего мира.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Планируемые предметные результаты.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
· узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
· описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
· сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
· проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
· использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
· использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
· использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
· обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
· определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
· понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
· моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
· осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
· пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
· выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
· ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
VI. Содержание учебного предмета. 3-й класс (68 часов)
3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (10 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (12 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала – 5 ч.
3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства -Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (6 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица -Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования
VII. Тематическое планирование.
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
||||
Провер. работа |
Контр. работа |
Экскурсия |
Практ. работа |
|||||
1. |
Вещество и энергия |
4 |
2 |
Приводит примеры веществ. Сравнивает, различает и характеризует твёрдые тела, жидкости и газы.Приводит примеры движения под действием энергии. |
||||
2 |
Оболочка планеты, охваченная жизнью |
6 |
1 |
Характеризует место обитания живых организмов. Характеризует круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризует условия, необходимые для жизни растений. Рассказывает о роли растений в природе и жизни людей. |
||||
3 |
Экологическая система |
10 |
1 |
1 |
1 |
Характеризует способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывает о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Характеризует экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма). Характеризует роль каждого из компонентов экосистемы. Определяет части цветкового растения. Приводит примеры хвойных и цветковых растений, выделяет их отличия (на примере своей местности). Сравнивает хвойные и цветковые растения, выделять их отличия. |
||
4 |
Живые участники круговорота веществ |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Приводит примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами. Рассказывает о роли грибов в природе и жизни людей. Различает и определяет съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Характеризует роль животных в природе и жизни людей. Описывает внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).Сравнивает и устанавливает отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнивает способы питания, размножения, обмена информации животных. |
|
5 |
Твои родные и твоя Родина |
4 |
1 |
1 |
Составляет вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. Объясняет личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество». Находит на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру); соотносит годы с конкретными веками. Находит и извлекает необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывает извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделяет главное, сравнивает, выражает своё отношение) и представляет её в виде устного или письменного текста, рисунка. |
|||
6 |
Времена древней Руси |
5 |
1 |
Размещает на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. Отличает друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивает некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. |
||||
7 |
Времена Московского государства |
4 |
Оценивает некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам. Находит и извлекает необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). |
|||||
8 |
Времена Российской империи |
6 |
1 |
Находит и извлекает необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывает извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделяет главное, сравнивает, выражает свое отношение) и представляет её в виде устного или письменного текста, рисунка. Выполняет в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределяет роли, добывает и преобразовывает информацию, обсуждает и договаривается об общем ответе, представляет его). |
||||
9 |
Времена Советской России и СССР |
4 |
Объясняет значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан. Узнает государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран. Объясняет символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз). Описывает по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона; а также предлагает объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации. |
|||||
10 |
Современная Россия |
8 |
1 |
Создает свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. Находит и извлекает необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывает извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделяет главное, сравнивает, выражает своё отношение) и представляет её в виде устного или письменного текста, рисунка. Обменивается с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. |
||||
11 |
Повторение и закрепление материала |
5 |
1 |
1 |
Применяет полученные знания и умения на уроках и в жизни. |
|||
ИТОГО |
68 |
4 |
4 |
4 |
5 |
VIII. Планируемые предметные результаты изучения предмета
3 класс
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
IX.Список используемой литературы:
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Автор Асмолов А.Г. «Просвещение», 2012
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. (Электронный документ)
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Электронный документ).
5. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» в 3 частях. Авторы М.Ю. Демидова, С.В. Иванов. Москва, Просвещение, 2011
.«Планируемые результаты начального общего образования». Авторы Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова. Москва, Просвещение, 2011
.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( СанПин 2.4.2.2621-10).
.Примерная образовательная программа «Школа 2100», Москва, Баласс, 2011
.Программа по окружающему миру А.В. Вахрушева, Д.Д. Данилова, Москва, Баласс, 2011
10. Приоритетный национальный проект «Образование» :(Электронный документ)
11.«Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения»
Автор Асмолов А.Г . М. Педагогика, 2009
12.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг(Электронный документ)
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под редакцией В.В. Козлова. М.:Просвещение, 2011
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 68 часов (2 часа х 34 недели)
Практическая часть
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
год |
|
Контрольная работа |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Проверочная работа |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Экскурсия |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Практическая работа |
3 |
1 |
1 |
5 |
1четверть – 18 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
||||
план |
факт |
|||||||
Вещество и энергия (4 часа) Планируемые метапредметные ууд: Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе.Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе |
||||||||
1/1 |
1 нед |
Тела и вещества. Практическая работа. |
Приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Стр. 10-11 |
Уметь находить различия между телами: природными и искусственными, живыми и неживыми. Знать 3 состояния веществ в природе. Уметь сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. |
||||
2/2 |
Из чего состоит вещество. |
Приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Стр. 12-16 |
Знать состав веществ. Уметь различать разные состояния веществ. Знать отличия смеси и чистого вещества. |
|||||
3/3 |
2 нед |
Что такое энергия. |
Приведение примеров движения под действием энергии. Стр. 17-19 |
Уметь правильно находить источники энергии, правильно применять понятие «энергия» в языке |
||||
4/4 |
Превращение энергии. Практическая работа. |
Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Стр. 19-21 |
Знать превращение энергии, закон сохранения энергии в превращениях. Уметь объяснять превращение энергии в тепло и его рассеивание. |
|||||
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов). Планируемые метапредметные ууд: Регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, умение формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Умение работать в группе и сравнивать предложенные объекты. Личностные: Бережное отношение к живым организмам |
||||||||
5/1 |
3 нед |
Где обитают живые организмы. |
Характеризовать место обитания живых организмов. Стр..22-25 |
Знать основные оболочки Земли и распространение живых организмов в природе. Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой |
||||
6/2 |
Входная контрольная работа. |
Выполнение диагностического теста. |
Уметь применить полученные знания и умения 2 класса |
|||||
7/3 |
4 нед |
Большой круговорот веществ. |
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Стр. 26 - 29 |
Знать круговорот веществ. Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой |
||||
8/4 |
Живые участники круговорота веществ | Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами. Стр. 30 - 33 |
Знать основные «профессии» живых организмов и их взаимной зависимостью. Уметь приводить примеры живых организмов разных профессий |
|||||
9/5 |
5 нед |
Обмен веществ в организме. |
Питание, дыхание. Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение. Стр. 34, 35 |
Знать, как происходит обмен веществ в организме. |
||||
10/6 |
Солнце – главный источник энергии для жизни живых организмов. | Роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. Стр. 38 - 39 |
Знать: о роли Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. |
|||||
Экологическая система (10 часов). Планируемые метапредметные ууд: Личностные: Умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения .Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
||||||||
11\1 |
6 нед |
Жизнь экосистемы |
Экологическая система- ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Цепи питания. Стр. 40 - 43 |
Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе, приводить примеры живых организмов разных «профессий», называть из чего состоит экосистема |
||||
12/2 |
Почва- важнейшая часть экосистемы. Практическая работа. |
Значение почвы для жизни. Состав почвы. Стр.44,45 |
Знать свойства почвы, её роль в жизни экосистемы. Уметь объяснять причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ. |
|||||
13/3 |
7 нед |
Экосистема озера |
Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Превращение озера в болото. Стр. 46 - 49 |
Знать животных и растения озер, их «профессии» в экосистеме. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. |
||||
14/4 |
Экосистема болота |
Болотные растения. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот веществ. Стр. 50 - 53 |
Знать животных и растения болот, роль болот в жизни человека их «профессии» в экосистеме. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе |
|||||
15/5 |
8 нед |
Экосистема луга. |
Луговые растение. Животные лугов. Зарастание луга лесом. Стр. 54 - 57 |
Знать животных и растения лугов, их «профессии» в экосистеме. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. |
||||
16/6 |
Лесные производители. Потребители и разрушители экосистемы леса. |
Деревья, кустарники, травы. Распространение семян растений. Стр. 58 - 61 |
Знать деревья и их особенности. Знать животных и растения леса, их «профессии» в экосистеме, взаимное приспособление друг к другу. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе |
|||||
17/7 |
9 нед |
Проверочная работа по теме: «Экологическая система» |
Выполнение проверочной работы. |
Знать животных и растения, их «профессии» в экосистеме, взаимное приспособление друг к другу. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. |
||||
18/8 |
Потребители и разрушители экосистемы леса. Экскурсия в лесопарк. |
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. Стр. 62 - 68 |
Знать потребителей и разрушителей лесной экосистемы. |
2 четверть – 14 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
||||
план |
факт |
|||||||
19/9 |
10 нед |
Экосистема поля. |
Поле- искусственная экосистема. Культурные растения поля. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Стр. 70 - 73 |
Знать обитателей поля и причины малой устойчивости этой экосистемы. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе |
||||
20/10 |
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. |
Аквариум-маленькая искусственная экосистема. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Стр. 74 - 77 |
Знать о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума. Уметь поддерживать экосистему аквариума. |
|||||
Живые участники круговорота веществ (12 часов) Планируемые метапредметные ууд: Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений; организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; признает важность учебы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия; проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов. |
||||||||
21/1 |
11 нед |
Растения- производители. |
Наземные и цветковые растения, хвойные растения. Стр. 78 - 83 |
Знать различные группы растений и их строение. Уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений. |
||||
22/2 |
Животные маленькие и большие
|
Характеристика одноклеточных и многоклеточных животных. Стр. 86 - 89 |
Знать одноклеточных и многоклеточных животных. Уметь перечислять особенности этих животных |
|||||
23/3 |
12 нед |
Членистоногие животные. |
Характеристика членистоногих животных. Стр. 90 - 95 |
Знать членистоногих животных. Уметь перечислять особенности этих животных |
||||
24/4 |
Позвоночные животные. |
Характеристика позвоночных животных. Стр. 96 - 99 |
Знать особенности строения и образа жизни рыб и земноводных. Уметь перечислять особенности рыб и земноводных. |
|||||
25/5 |
13 нед |
Пресмыкающиеся животные. |
Характеристика пресмыкающихся животных. Стр. 100 - 103 |
Знать особенности строения и образа жизни пресмыкающихся. |
||||
26/6 |
Птицы, особенности обитания. |
Птицы, особенности обитания. Их приспособление к полету. Забота о потомстве. Значение птиц для природы и жизни на Земле. Стр. 104 - 109 |
Знать особенности строения и образа жизни птиц и их приспособления к полёту |
|||||
27/7 |
14 нед |
Особенности среды обитания, питания, строения животных. |
Особенности среды обитания, питания, строения животных. Забота о потомстве у зверей. Стр. 109 - 115 |
Знать особенности строения и образа жизни млекопитающих. Уметь объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим |
||||
28/8 |
Проверочная работа по теме: «Живые участники круговорота веществ» |
Выполнение проверочной работы |
Знать о взаимосвязи между живыми организмами, особенности грибов, приводить примеры животных разных классов. |
|||||
29/9 |
15 нед |
Правила поведения с домашними животными. Практическая работа. | Правила поведения с домашними животными. Стр. 116 - 119 |
Знать правила обращения с животными. Уметь осторожно обращаться с дикими и домашними животными
|
||||
30/10 |
Контрольная работа за 1 полугодие |
Выполнение контрольной работы. |
Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. |
|||||
31/11 |
16 нед |
Прирожденные разрушители. |
Понятия о грибах. Их роли в природе; особенности строения, роста, значения для человека. Стр. 120 - 123
|
Знать особенности грибов и их роль в природе.
|
||||
32/12 |
Экскурсия в парк. Охрана природы. |
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально- эстетического характера. Стр. 128 - 133 |
Знание проблем, стоящих перед человечеством. Оценивать влияние современного человека на природу, личную роль в охране природы. |
3 четверть – 20 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
|
план |
факт |
||||
Часть 2. Моё Отечество. Твои родные и твоя Родина (4 часа) Планируемые метапредметные ууд: Личностные результаты: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация )Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
|||||
33/1 |
17 нед |
Живая связь времен. |
Знакомство с понятием «история». Первичное представление о поколении, родословном древе, происхождении имен и фамилий. Стр. 8 - 11 |
Объяснять личное значение понятий «малая Родина», «Родина», «общество»,«государство», «Отечество».Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края. |
|
34/2 |
Исторический счет времени. Эра. Практическая работа. |
Знакомство с понятием «век», эра. Христианства- одна из мировых религий. Стр. 12 – 15. |
Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта(эру), соотносить годы с конкретными веками |
||
35/3 |
18 нед |
С чего начинается Родина. |
Россия — наша Родина Власть, правительство, армия, милиция. У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился и вырос: его дом, село, город, страна. Стр. 16 - 21 |
Знать: что такое государство, законы, государственная власть. |
|
36/4 |
Память о прошлом. Экскурсия в библиотеку. |
Углубление понятия «история», исторический источник. Каждый человек должен знать и помнить прошлое своей семьи, своего города, своей страны. Стр. 22 - 25 |
Знать об исторических источниках. |
||
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Планируемые метапредметные ууд: Личностные: Знание материальной и духовной культуры восточных славян и жителей Древней Руси. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
|||||
37/1 |
19 нед |
Появление первого государства на Руси. |
Образование Древнерусского государства. Восточные славяне, великий князь, хан. Стр. 28 - 31 |
Знать о времени образования Древнерусского государства. |
|
38/2 |
«Золотые ворота» в Древнюю Русь |
Роль древнерусских городов, как экономических, политических, религиозных и культурных центров. Первичные представления о понятиях «культура», «ремесленник», «купец», «икона», «монах», «монастырь».Стр. 32 - 37 |
Знать о роли древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров. |
||
39/3 |
20 нед |
Военная история Древнерусского государства |
Военная история Древнерусского государства. Стр. 38 - 41 |
Знать о «военной истории» Древнерусского государства. |
|
40/4 |
Нашествие монголов на Древнюю Русь |
Нашествие на Древнюю Русь монголов, образование ими государства Золотая Орда. Стр. 42 - 47 |
Знать о нашествии на Древнюю Русь монголов, образование ими государства Золотая Орда. |
||
41/5 |
21 нед |
Проверочная работа по теме «Времена Древней Руси» |
Выполнение проверочной работы по теме |
Уметь применять полученные знания |
|
Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 часа) Планируемые метапредметные ууд: Личностные: Самостоятельное оценивание поступков Ивана Грозного, формирование личного отношения к ним. Регулятивные УУД: умение Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
|||||
42/1 |
От Древней Руси к единой России. |
Образование Московского государства на месте разрозненных княжеств. Стр. 48 - 51 |
Знать об эпохе усиления Московского княжества и формировании вокруг него единого Московского государства. |
||
43/2 |
22 нед |
Земля и люди Московского государства |
Жизнь и быт Московской Руси. Стр. 52 - 57 |
Знать о жизни и быте людей Московского государства |
|
44/3 |
Москва златоглавая. |
Люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью. Московский Кремль, царь. Собор Василия Блаженного. Стр. 58 - 61 |
Знать о Московском Кремле и Красной площади как уникальном архитектурном и историческом памятнике времени Московского государства. |
||
45/4 |
23 нед |
Московское государство в начале XVII века. |
Рассказ о «Смутном времени» Стр. 62 - 65 |
Знать о нарушении привычного порядка в Московском государстве в 17 веке. |
|
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (6 часов) Планируемые метапредметные ууд: Личностные: Оценка деятельности Петра 1 с точки зрения «цены» преобразований. Регулятивные УУД: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
|||||
46/1 |
Пётр Великий |
Времена Российской империи. Стр.66 - 69 |
Знать о преобразованиях Петра 1 |
||
47/2 |
24 нед |
Власть и народ в Российской империи |
Общественные противоречия и конфликты в Российской империи 18-начале 19 века. Стр. 70 - 73 |
Знать о становлении России как империи, о преобразовании во всех сферах жизни |
|
48/3 |
Достижения культуры России и Европы. |
Достижения культуры России и Европы. Стр. 74 - 79 |
Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях |
||
49/4 |
25 нед |
Отечественная война 1812 года. |
Независимость государства под угрозой. Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны. Стр. 80 - 83 |
Знать об опасности, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой. |
|
50/5 |
Время правления Александра II |
Время правления Александра Второго- время освобождения России от старых порядков. Стр. 84 - 87 |
Знать о важных событиях в жизни страны- отмене крепостного права |
||
51/6 |
26 нед |
Контрольная работа за 3 четверть |
Выполнение контрольной работы |
Знать о важных событиях в жизни страны |
|
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4часа) Планируемые метапредметные ууд: Личностные: Формирование негативного отношения к вооруженному методу решения проблем. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
|||||
52/1 |
Революция 1917 г. Гражданская война в России. |
Революция 1917 г., Гражданская война, советская власть, СССР, времена Советской России. Стр. 88 - 93 |
Знать о коренных изменения в России в 1917 году, причинах и последствиях революций. |
4 четверть – 16 часов
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Содержание урока |
Планируемые предметные результаты обучения |
|
план |
факт |
||||
53/2 |
27 нед |
Коммунистическая партия, комсомол. Строительство справедливого общества. |
Коммунистическая партия, комсомол. Пионеры, колхоз. Строительство справедливого общества. Стр. 94 - 99 |
Знать о довоенном периоде истории нашей страны, о трудностях и победе на пути к «справедливому обществу. |
|
54/3 |
Великая Отечественная война 1941-1945г. |
Великая Отечественная война 1941-1945г. Разрушительные последствия распространения фашизма в Германии. Стр. 100 - 105 |
Знать о разрушительных последствиях распространения фашизма Германии. |
||
55/4 |
28 нед |
Развитие науки и техники после Второй мировой войны. |
Развитие науки и техники. Стр. 108,109 |
Знать о послевоенной истории нашей страны, достижениях и противоречиях в развитии страны. |
|
Современная Россия (8 часов) Планируемые метапредметные ууд: Личностные: Формирование негативного отношения к вооруженному методу решения проблем. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
|||||
56/1 |
Я - гражданин России! |
Первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «СНГ», «гражданские права и обязанности».Стр.110 - 113 |
Знать основные символы современной России, основные законы, права и обязанности гражданина. |
||
57/2 |
29 нед |
Власть народа |
Знакомство с понятиями «демократия», «референдум», «выборы органов власти». При демократии власть принадлежит народу. Стр. 114 - 117 |
Уметь решать проблемы класса с помощью демократических способов управления. |
|
58/3 |
Государственная власть в России. |
Знакомство с методами управления в современных демократических государствах. Понятия «Правительство», «Государственная дума». Стр.118 - 121 |
Знать о методах управления в современных демократических государствах. |
||
59/4 |
30 нед |
Народы России |
Два значения термина «народ», разнообразие культур и обычаев народов, населяющих Россию. Стр. 122 - 125 |
Знать о разнообразии культур и обычаев народов, населяющих Россию. |
|
60/5 |
Российская Федерация. |
Знакомство с понятием «федерация». Продолжить формирование образа единого государства Россия. Стр. 126 - 129 |
Формировать образ единого государства. |
||
61/6 |
31 нед |
Сохранение культурных богатств России. |
Государственные праздники. Проблемы в современной России и пути их решения. Стр. 130 - 133 |
Знать об общегосударственных проблемах и возможных путях их решения. |
|
62/7 |
Обобщение по теме «Современная Россия» |
Обобщение изученного материала |
Знать основные символы современной России, о разнообразии культур и обычаев народов, населяющих Россию. |
||
63/8 |
32 нед |
Выполнение проверочной работы |
Знать основные символы современной России, о разнообразии культур и обычаев народов, населяющих Россию. |
||
Повторение ( 5 часов) Планируемые метапредметные ууд: Личностные: Формирование негативного отношения к вооруженному методу решения проблем. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
|||||
64/1 |
Повторение по теме «вещество и энергия» |
Приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. |
Уметь находить различия между телами: природными и искусственными, живыми и неживыми. Знать 3 состояния веществ в природе. Уметь сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. |
||
65/2 |
Повторение по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью» |
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. |
Знать круговорот веществ. Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой |
||
66/3 |
Итоговая контрольная работа |
Выполнение диагностического теста |
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни |
||
67/4 |
Повторение по теме «Экологическая система». Экскурсия в парк. |
Экологическая система- ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Цепи питания. |
Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе, приводить примеры живых организмов разных «профессий», называть из чего состоит экосистема |
||
68/5 |
Повторение по теме «Живые участники круговорота веществ» |
Условия, необходимые для жизни растений. Роли растений в природе и жизни людей. |
Уметь рассказывать об участниках круговорота веществ в природе. |