Рабочая программа по правилам дорожного движения и основам жизнедеятельности
Рабочая программа по правилам дорожного движения и основам жизнедеятельности
для учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида
5-9 класс
Содержание программы
Пояснительная записка 3-5 стр.
Общая характеристика курса ОБЖ и ПДД 6 стр.
Результаты данной программы 7-10 стр.
Тематическое планирование 11- 34 стр.
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Список использованной литературы 35 стр.
Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект -2 издание, переработанное., Просвещение, 2011год.)
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым воспитанником важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение воспитанников, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:
формирование у воспитанников модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у воспитанников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Одной из проблем ДТП является попадание детей в ДТП.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков. Поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Особое внимание необходимо уделять детям с нарушением интеллекта. Ему очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и тем более социализация. Нарушены не только различные важные виды деятельности, понимание окружающей действительности, и даже самоощущение себя, - нарушена детская жизнь. Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен еще большей опасность со стороны окружающей среды и социума.
Детям с нарушением интеллекта необходимо еще больше давать знаний по правилам дорожного движения, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму
Настоящая программа по изучению правил дорожного движения создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9 классов».
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся, средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ПДД.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся с нарушением интеллекта навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи:
- изучить Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- сформировать практических умений пешеходов;
- сформировать культуру участника дорожного движения;
- воспитать отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
- развить самостоятельность и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
-
- расширить общей кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ и ПДД
формирования основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
формирования антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
обучение на основе современных педагогических технологий по формированию у обучающихся культуры безопасного поведения на дороге;
обучение на основе метода проектов и исследовательской деятельности;
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, транспорте с использованием комплексных игр по правилам дорожного движения и специальных упражнений
Результаты данной программы
5 класс
формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;
формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;
умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);
знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;
владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;
умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;
владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.
6 класс
владение знаниями по обеспечению безопасности при автономном существовании человека в природной среде;
владение знаниями о различных видах активного отдыха и турпоходах на природе, особенности подготовки к ним;
овладение правилами обеспечения личной безопасности во время активного отдыха на природе
владение знаниями об опасных ситуациях, которые могут произойти в природных условиях;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях;
умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях, возникающих в природных условиях;
понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
вырабатывание отрицательного отношения к приему наркотических и других психоактивных веществ;
знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
7 класс
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
умение анализировать явления и события природного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций природного характера по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
знания по организации защиты населения от ситуаций природного характера;
знания об организации подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;
умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
умение принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях природного характера;
знания о терроризме как преступлении, представляющего угрозу национальной безопасности России;
вырабатывание отрицательного отношения к террористической деятельности, привычек, способствующих профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
формирование понятий о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья;
знание анатомо-физиологических особенностей человека в подростковом возрасте;
формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим при ушибах, переломах, наружном кровотечении, умение транспортировать пострадавшего.
8 класс
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
умение анализировать события техногенного характера, выявлять причин их возникновения и возможные последствия;
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного характера по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
знание основных мероприятий по инженерной защите населения, проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;
умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты населения;
умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;
вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;
владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами пешеходов, водителя велосипеда;
владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время года;
понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.
9 класс
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;
понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
знание организационных основ по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;
знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;
умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.
Тематическое планирование
5 класс
Человек, среда его обитания, безопасность человека
Город, как среда обитания. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Безопасность в повседневной жизни. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Опасные ситуации на дороге
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение
Антиобщественное поведение и его опасность. Основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Обеспечение личной безопасности дома. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение полиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Общие понятия об экстремизме и терроризме, причин их возникновения. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Виды террористических актов и их последствия. Из истории терактов. Рекомендации по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное, составляющее здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье человека
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Первая помощь и правила ее оказания
Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при ссадинах и ушибах.
Первая помощь при отравлениях (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.
№ |
Тематика занятия |
1. |
Введение в курс ОБЖ |
2. |
Введение в курс ПДД |
3. |
ЧС источник опасности |
4. |
Что такое ПДД? |
5. |
ЧС Пожары |
6. |
Дороги, на которых движение пешеходов запрещено |
7. |
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность |
8. |
Дороги, по которым надо ходить очень осторожно |
9. |
Правила поведения при ЧС |
10. |
Правила движения пешеходов вдоль дороги |
11. |
Порядок оповещения и действия при ЧС |
12. |
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения |
13. |
Обеспечение личной безопасности дома |
14. |
Правила перехода проезжей части со светофором и без него |
15. |
Обеспечение личной безопасности на улице |
16. |
Правила перехода перекрестка |
17. |
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения |
18. |
Правила перехода дороги в группе. Движение в группе |
19. |
Виды террористических актов и их последствия |
20. |
Обозначение остановок автобуса, трамвая |
21. |
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности |
22. |
Правила ожидания общественного транспорта |
23. |
О здоровом образе жизни |
24. |
Правила поведения пассажиров автомобиля, автобуса |
25. |
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
26. |
Знаки сервиса |
27. |
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек |
28. |
Обязанности велосипедиста |
29. |
Первая помощь при различных видах повреждений |
30. |
Что такое ГИБДД и кто такой инспектор |
31. |
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия) |
32. |
Машины, которые спешат на помощь |
33. |
Первая помощь при отравлениях (практические занятия) |
34. |
ЧС на транспорте |
35. |
Итоговое занятие по ОБЖ |
36. |
Итоговое занятие по ПДД |
6 класс
Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Особенности природной среды. Необходимость сохранения окружающей природной среды.
Подготовка к выходу на природу. Порядок и содержание предварительной подготовки к выходу на природу. Распределение обязанностей между участниками похода. Требования к определению района похода и к маршруту движения. Режим похода.
Определение необходимого снаряжения для похода. Особенности подбора и подготовки к походу туристского снаряжения в зависимости от условий похода. Одежда туриста, требования к ней. Комплект аптечки первой помощи.
Опасные ситуации на дороге
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Общие правила безопасного поведения во время активного отдыха на природе. Необходимость тщательной подготовки к любому выходу на природу. Значение соблюдения правил личной безопасности в походе.
Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Особенности водного туризма. Требования к уровню подготовки туриста-водника. Этапы подготовки к водному походу. Правила безопасного поведения на воде во время похода.
Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные явления. Влияние погодных условий на безопасное пребывание человека в природной среде. Характерные признаки ухудшения погоды. Безопасное поведение во время грозы. Безопасное поведение во время пурги.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Опасности, возникающие при неожиданной встрече с дикими животными в природной среде. Рекомендации специалистов по безопасному поведению в природных условиях при встрече с дикими животными. Меры безопасности при встрече со змеей.
Укусы насекомых и защита от них. Кровососущие насекомые и средства защиты от них. Жалящие насекомые и защита от них. Лесные клещи, места их обитания, опасность их укуса.
Клещевой энцефалит и его профилактика. Опасность для здоровья человека в случае заражения клещевым энцефалитом. Пути заражения клещевым энцефалитом. Меры профилактики клещевого энцефалита.
Первая помощь при неотложных состояниях
Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при ссадинах и потертостях. Оказание первой помощи при ушибах и вывихах. Оказание первой помощи при растяжениях и разрывах связок.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и термическом ожоге. Причины, способствующие возникновению в походных условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и термического ожога. Внешние проявления и состояния человека при возникновении условиях теплового и солнечного ударов, отморожения и термического ожога.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и термическом ожоге.
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Рекомендации по правилам оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. Последовательность и правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Утомление, его причины и возможные последствия. Профилактика утомления.
Компьютер и его влияние на здоровье. Роль компьютера в жизни современного человека. Влияние работы за компьютером на здоровье человека. Безопасный режим работы школьника за компьютером.
Влияние наркотиков и других ПВА на здоровье человека. ПАВ и наркотики. Наркомания и механизм формирования наркотической зависимости. Основные причины распространения наркомании.
Профилактика употребления наркотиков и других ПАВ. Наркомания и ее распространение. Первая проба наркотиков – начало развития наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков
№ |
Тематика занятий |
1. |
Введение в курс ОБЖ |
2. |
Введение в курс ПДД |
3. |
Природа и человек |
4. |
Наш безопасный путь в школу и новые маршруты |
5. |
Подготовка к выходу на природу |
6. |
Причины дорожно-транспортных происшествий |
7. |
Определение необходимого снаряжения для похода |
8. |
Назначение дорожной разметки |
9. |
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе |
10. |
Водные походы и обеспечение безопасности на воде |
11. |
Правила поведения при переходе железной дороги |
12. |
Опасные погодные явления |
13. |
Дорожные знаки |
14. |
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях |
15. |
И пассажиром быть не просто |
16. |
Укусы насекомых и защита от них |
17. |
Бытовым привычкам не место на дороге |
18. |
Клещевой энцефалит и его профилактика |
19. |
Я - пассажир |
20. |
Оказание первой помощи при травмах |
21. |
Общие правила движения пешеходов |
22. |
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и термическом ожоге |
23. |
Правила безопасности в городском общественном транспорте |
24. |
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых |
25. |
Этика дороги |
26. |
Здоровый образ жизни и профилактика утомления |
27. |
Предвиденье опасной ситуации |
28. |
Компьютер и его влияние на здоровье |
29. |
Дорога – зона повышенной опасности |
30. |
Влияние наркотиков и других ПАВ на здоровье человека |
31. |
Современный транспорт – зона повышенной опасности |
32. |
Профилактика употребления наркотиков и других ПАВ веществ |
33. |
Сигналы светофора |
34. |
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек |
35. |
Подведение итогов по курсу ОБЖ |
36. |
Подведение итогов по курсу ПДД |
7класс
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления. Оболочки Земли. Причины возникновения различных природных явлений в оболочках Земли. Основные природные явления по месту их возникновения.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Опасные ситуации природного характера. Стихийные бедствия. Чрезвычайные ситуации природного характера. Разница между опасной и чрезвычайной ситуациями.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Наводнение. Характеристика наводнений по причинам их возникновения. Характеристика наводнений по их масштабам и по нанесенному материальному ущербу.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Правила подготовки к наводнению. Правила поведения во время наводнения. Правила поведения после наводнения.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров. Последствия лесных пожаров.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Эпидемии и пандемии. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.
Защита населения от природных пожаров
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Система охраны леса. Правила поведения при пожаре в лесу.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Терроризм – преступление, представляющее серьезную угрозу национальной безопасности России. Факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Психологическая уравновешенность. Психологическая уравновешенность. Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности.
Стресс и его влияние на человека. Определение понятий «стресс», «стрессовый фактор». Стадии стресса, влияние сильного стресса на здоровье. Общие принципы борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма в подростковом возрасте. Возможные функциональные расстройства организма подростка. Правила личной гигиены в подростковом возрасте.
Опасные ситуации на дороге
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Первая помощь при неотложных состояниях
Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь и ее назначение. Общий порядок в оказании первой помощи. Ситуации, в которых необходимо вызывать «скорую помощь».
Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Понятие «кровотечение». Оказание первой помощи при незначительных ранах. Оказание первой помощи при сильном кровотечении, вызов «скорой помощи».
Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила оказания первой помощи при ушибах, переломах. Наложение поддерживающей и фиксирующей повязки, мягкой шины.
Общие правила транспортировки пострадавшего. Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
№ |
Тематика занятий |
1. |
Введение в курс ОБЖ |
2. |
Введение в курс ПДД |
3. |
Различные природные явления |
4. |
Викторина «Как вы знаете правила безопасного поведения на улицах и дорогах» |
5. |
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера |
6. |
Движение транспортных средств |
7. |
Наводнения. Виды наводнений и их причины |
8. |
Ответственность за нарушение ПДД |
9. |
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения |
10. |
Что должен знать пешеход? |
11. |
Лесные и торфяные пожары и их характеристика |
12. |
Осветительные приборы автомобилей |
13. |
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения |
14. |
Остановочный путь транспортных средств |
15. |
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения |
16. |
Город как транспортная система. Движение транспорта |
17. |
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность |
18. |
Для чего нужны правила дорожного движения? |
19. |
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения |
20. |
Закон – основа безопасности |
21. |
Психологическая уравновешенность |
22. |
Умеем ли мы ходить и ездить? |
23. |
Стресс и его влияние на человека |
24. |
Технические средства (велосипед) и требования к нему |
25. |
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте |
26. |
Правила для велосипедистов |
27. |
Общие правила оказания первой помощи |
28. |
Движение в группе велосипедистов |
29. |
Оказание первой помощи при наружном кровотечении |
30. |
Что запрещено велосипедисту |
31. |
Оказание первой помощи при ушибах и переломах |
32. |
Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах |
33. |
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек |
34. |
Общие правила транспортировки пострадавшего |
35. |
Подведение итогов по курсу ОБЖ |
36. |
Подведение итогов по курсу ПДД |
8 класс
Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах.
Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них.
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек.
Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности.
Первая помощь при неотложных состояниях
Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи.
Первая помощь при отравлениях химически опасными веществами. Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными химически опасными веществами – аммиаком и хлором.
Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок.
Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.
№ |
Тематика занятий |
1. |
Введение в курс ОБЖ |
2. |
Введение в курс ПДД |
3. |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия |
4. |
Как вести себя при дорожно-транспортном происшествии |
5. |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах |
6. |
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей |
7. |
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах |
8. |
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров |
9. |
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека |
10. |
Извлечение из административного кодекса «Об административных нарушениях за несоблюдение ПДД» |
11. |
Здоровье как основная ценность человека |
12. |
Соблюдение ПДД – залог твоей безопасности |
13. |
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность |
14. |
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств |
15. |
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества |
16. |
Разбор дорожно-транспортного происшествия с участием детей |
17. |
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества |
18. |
Водители и пешеходы будьте взаимно вежливы |
19. |
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний |
20. |
Правила движения – достойны уважения |
21. |
Вредные привычки и их влияние на здоровье |
22. |
Как распознать и предвидеть опасность на дороге |
23. |
Профилактика вредных привычек |
24. |
Как стать грамотным пассажиром |
25. |
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности |
26. |
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте |
27. |
Первая помощь пострадавшим и ее значение |
28. |
Пешеход. Советы пешеходу |
29. |
Первая помощь при отравлениях химически опасными веществами |
30. |
Правила дорожного движения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров |
31. |
Первая помощь при травмах |
32. |
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах |
33. |
Первая помощь при утоплении |
34. |
Подведение итогов по курсу ПДД |
35. |
Подведение итогов по курсу ОБЖ |
9 класс
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Опасные и чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного характера.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Терроризм и террористическая деятельность. Основные черты современного терроризма.
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму в Российской Федерации
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону.
Профилактика наркозависимости. Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании и наркозависимости.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода. Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах.
Здоровье – условие благополучия человека
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов.
Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
Оказание первой помощи
Первая помощь при передозировке в приеме ПАВ. Признаки передозировки ПАВ. Возможные последствия для человека передозировки ПАВ. Правила оказания первой помощи при передозировке ПАВ.
№ |
Тематика занятий |
1. |
Введение в курс ОБЖ |
2. |
Введение в курс ПДД |
3. |
Чрезвычайные ситуации и их классификация |
4. |
Правила дорожного движения - ведущий нормативный акт |
5. |
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия |
6. |
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров |
7. |
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
8. |
Дорожная разметка и ее характеристики. Проезд перекрестков |
9. |
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций |
10. |
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге |
11. |
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций |
12. |
Регулирование дорожного движения |
13. |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
14. |
Обязанности пассажиров |
15. |
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России |
16. |
Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств |
17. |
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму |
18. |
История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения |
19. |
Правила поведения при угрозе террористического акта |
20. |
Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика |
21. |
Профилактика наркозависимости |
22. |
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков |
23. |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность |
24. |
От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге |
25. |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
26. |
Правовая ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД |
27. |
Брак и семья |
28. |
Оказание доврачебной помощи пострадавшим в ДТП |
29. |
Семья и здоровый образ жизни человека |
30. |
Дорожная аварийность и травматизм |
31. |
Основы семейного права в Российской Федерации |
32. |
Поведение участников и очевидцев ДТП |
33. |
Первая помощь при передозировке в приеме ПАВ |
34. |
Правила поведения при переходе проезжей части |
35. |
Подведение итогов курса ОБЖ |
36. |
Подведение итогов курса ПДД |
Список использованной литературы
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы, рабочие программы, предметная линия учебников/ А.Т Смирнов, Б.О Хренников / под редакцией А.Т. Смирнова/М.: Просвещение, 2012.
Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся, - М: Просвещение, 2011
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «0 гражданской обороне»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М. :АСТ, 2012.
Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших школьников.
С. -П. Детство-пресс. 2009.
Гарнышева Т. П. ОБЖ для школьников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей школьного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с учащимися коррекционных школ М. ТЦ «Сфера», 2010.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с учащимися коррекционных школ М. ТЦ «Сфера», 2011.
Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для школьного возраста.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.