Рабочая программа по правоведению (10 класс, УМК: Никитин А.Ф.)
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по правоведению составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений для 10- 11 классов /автор-составитель А.И. Матвеев. Просвещение, М.: 2010. /
Рабочая программа включает: пояснительную записку и основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендованную последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускника, контроль над качеством знаний.
На протяжении этого этапа обучения решаются задачи:
- приобретения базовых навыков, обеспечивающих успешные действия подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях;
- передачи детям основ правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве;
- формирования способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.
Условием решения образовательных задач являются:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;
б) учебные мероприятия двух типов:
- учебный курс, включающий элементы теории права, обеспечивающие представление о праве как особой предметно-практической области, сведения об основных правах и свободах человека, о различных отраслях права, способах реализации и защиты своих прав;
- практикумы, способствующие формированию практических навыков правового поведения в реальной жизни.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. По предмету предусмотрено выставление оценок.
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотезы, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теуе; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и при самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект.
- Никитин А.Ф.. Основы государства и права: учебник для 10-11 классов. - М., 2009 г.;
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. - М., 2007;
- Комментарий к Трудовому кодексу. - М., 2007;
- Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - М., 2007;
- Комментарий к Административному кодексу РФ. - М., 2007;
- Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М., 2007;
- Е.А. Певцова. Основы правовых знаний. Практикум. - М., 2001;
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
История государства и права |
3 |
2 |
Вопросы теории государства и права |
3 |
3 |
Конституционное право |
17 |
4 |
Гражданское право |
11 |
5 |
Итого |
34 |
Оставляю за собой право на корректировку календарно - тематического планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
Корректировка |
||
По плану |
Факт |
Причина |
Способ |
||||
Глава I. История государства и права. |
3 |
||||||
1 |
Происхождение государства и права. |
1 |
§ 1, вопросы |
||||
2 |
Из истории российского права. |
1 |
§ 2, вопросы |
||||
3 |
Реформа российского права после 1991 г. |
1 |
§ 3, вопросы |
||||
Глава II. Вопросы теории государства и права. |
3 |
||||||
4 |
Что такое государство? |
1 |
§ 4, вопросы |
||||
5 |
Что такое право? |
1 |
§ 5, вопросы |
||||
6 |
Правовое государство. |
1 |
§ 6, вопросы |
||||
Глава III. Конституционное право. |
17 |
||||||
7 |
Понятие Конституции. |
1 |
§ 7, вопросы |
||||
8 |
Общая характеристика Конституции РФ. |
1 |
§ 8, вопросы |
||||
9 |
Основы конституционного строя. |
1 |
§ 9, вопросы |
||||
10 |
Федеративное устройство. |
1 |
§ 10, вопросы |
||||
11 |
Президент Российской Федерации. |
1 |
§ 11, вопросы |
||||
12 |
Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). |
1 |
§ 12, вопросы |
||||
13 |
Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура. |
1 |
§ 13, вопросы |
||||
14 |
Местное самоуправление. |
1 |
§ 14, вопросы |
||||
15 |
Права и свободы человека и гражданина. |
1 |
§ 15, вопросы |
||||
16 |
Международные договоры о правах человека. |
1 |
§ 16, вопросы |
||||
17 |
Гражданские права. |
1 |
§ 17, вопросы |
||||
18 |
Политические права. |
1 |
§ 18, вопросы |
||||
19 |
Экономические, социальные и культурные права. |
1 |
§ 19, вопросы |
||||
20 |
Права ребенка. |
1 |
§ 20, вопросы |
||||
21 |
Избирательное право. |
1 |
§ 21, вопросы |
||||
22 |
Избирательный процесс. |
1 |
§ 22, вопросы |
||||
23 |
Повторительно- обобщающий урок. |
1 |
|||||
Глава IV. Гражданское право. |
11 |
||||||
24 |
Понятие и источники гражданского права. |
1 |
§ 23, вопросы |
||||
25 |
Обязательственное право. |
1 |
§ 24, вопросы |
||||
26 |
Право собственности. |
1 |
§ 25, вопросы |
||||
27 |
Гражданская правоспособность и дееспособность. |
1 |
§ 26, вопросы |
||||
28 |
Предпринимательство. |
1 |
§ 27, вопросы |
||||
29 |
Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. |
1 |
§ 28, вопросы |
||||
30 |
Повторительно- обобщающий урок. |
1 |
|||||
31 |
Итоговое повторение. |
1 |
|||||
32 |
Резерв |
1 |
|||||
33 |
Резерв. |
1 |
|||||
34 |
Резерв. |
1 |