Рабочая программа по обществознанию (7 класс, УМК: Никитин А.Ф.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Обществознание 7 А.Ф. Никитин 34 |
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая учебная программа по обществознанию в классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, программы А.Ф. Никитина «Обществознание» 6 – 9 классы.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Для реализации программы используется учебник Никитин А.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2010.
Количество часов на год по программе 34.
Количество часов в неделю 1, что соответствует школьному учебному плану.
Контрольных работ 5.
Структура документа
Примерная программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- основное содержание;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- календарно-тематическое планирование.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Курс обществознания в 6 классе опирается на представление о человеке как существеобщественном, включенном в жизнь общества и государства. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.
Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.
Курс «Обществознание» для 6 и 7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала — линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов, — антропоцентрический. Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих курсах. Работая по курсу «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и в средней школе, а во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение.
Дидактические особенности учебников разнообразны и соответствуют специфике возраста. Для каждого класса предусмотрены свои формы и приемы трансляции учебного материала. Однако во всех учебниках автор придерживался следующих принципов: максимально доступное изложение самых непростых положений с учетом «зоны ближайшего развития» школьников (позволяющей забегать немного вперед, «подтягивая» интеллектуальные возможности учащихся к разумному максимуму); энциклопедизм (посильный) организации материала; опора на самостоятельное мышление учащихся; сдержанный плюрализм изложения точек зрения по общество- и человековедческим вопросам, возможность выбора материала, раскрывающего ту или иную тему; максимально доступная для учебника литературность текстов, несущих образовательно-воспитательную нагрузку. Литературный текст, имеющий в своей глубинной основе диалог, способен проникнуть в душу ребенка, оставить там благодатный след.
С учетом общей логики построения курса как пропедевтического и в определенной степени воспитательного, а также возрастных особенностей учащихся 6 и 7 классов и общедидактических принципов определены основные темы курса «обществознание»: вопросы этики и нравственного становления человека, первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношениях между людьми, нравственно-правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка. Значительное внимание уделяется профилактике асоциальных явлений, таких, например, как правонарушения и наркомания.
В учебнике для 7 класса каждый параграф начинается с достаточно основательного учебного текста, который учащиеся должны изучить дома. Тексты, которые предлагается «прочитать и обсудить», усваиваются в классе с помощью учителя. Оптимально работу по составлению определений понятий проводить в школе, корректируя ответы учащихся. Задачи могут выполняться как дома, так и на уроке. Проведение игры по каждой теме и обсуждение предложенных вопросов в какой-то мере взаимозаменяемы. Тем не менее целесообразно осуществлять и то и другое. Не следует игнорировать работу по «ежемесячным чтениям». Учащиеся могут обменяться своими вопросами, впечатлениями и комментариями. Естественно, что для работы по всем параметрам каждого параграфа потребуется не менее 2 часов учебного времени.
В целом представленный материал дает возможность успешно решить на этом этапе проблему обществоведческого (и гражданского) образования школьников. Неоднозначность актуальных идей, составляющих содержание учебников, будет пробуждать у учащихся стремление к самостоятельному осмыслению жизненно важных проблем, поиску неординарных решений и в то же время формировать понимание длительности и значительности того пути, который пройден человечеством в познании тайн бытия, особенностей внутреннего мира человека и окружающей его действительности.
Учебный материал курса обществознания 7 класса состоит из двух тем. Первая «Твои неотъемлемые права» раскрывает основы прав ребенка и гражданина России, помогает понять суть прав и научиться использовать свои права в различных сферах общественной жизни.
Вторая тема «Под защитой права» помогает понять каким образом можно защитить свои права, какие структуры обязаны следить за реализацией и защитой прав личности. С целью более подробного ознакомления с темой «Твои неотъемлемые права», необходимо увеличить число часов на ее изучение. Так как это позволит расширить представления учащихся об их правах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа по обществознанию в 6 классе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Курс Обществознания 7 класса содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания человеком самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе практикумов, тестирования, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, терминологического диктанта, собеседований и др.
Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Это касается прежде всего составления обучающимися уроков-презентаций, защиты проектов и т.п.
Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.
На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые явления социальной действительности на актуальных примерах.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» в 6 классе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый с выделением для одарённых повышенного уровня. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Ведущие виды деятельности – информационный, проектный.
Основное содержание.
Вводный урок (1 час)
ТЕМА1 Твои неотъемлемые права (22 ч)
Каждый человек хочет быть свободным! Блага свободы. Свобода в рамках закона и морали. Проявления свободы.
Гражданин и государство. Права человека и гражданина. Ответственность государства передгражданином. Ответственность гражданина перед государством.
Права ребенка. Как связаны права ребенка с правами человека. Документы о правах ребенка. Основные группы прав ребенка. Международные организации, защищающие права детей. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации.
Право на жизнь. Право на благополучную жизнь. Право на создание семьи. Право на здоровый образ жизни. Право на образование. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Право на свободу слова. Свобода слова — условие свободного развития личности. Право свободно высказывать свое мнение. Корректное использование этого права.
Право на объединение. Право на создание детских организаций. Нужна ли для этого помощь взрослых? Где уместно создавать эти организации?
Что такое свобода совести? Право мыслить и верить свободно. Чем отличается человек верующий от человека неверующего? Свобода в выборе веры. Приверженность вере отцов.
Право на защиту: задержание. Как вести себя в процессе задержания. Права задержанного. Права сотрудников правоохранительных органов.
Право на защиту: тюрьма. Лишение свободы — уголовное наказание за преступление. Условия пребывания в тюрьме или колонии. Условия содержания в заключении несовершеннолетних в соответствии с их правами.
Право на защиту: война. Война и дети. Дети — жертвы войны. Права ребенка во время войны. Призывной возраст. Закон защищает детей от войны. Право на защиту: наркотики. Наркомания — чума XX века. Дети и наркотики. Эксплуатация детей наркодельцами. Защита детей от наркотиков.
Эксплуатация несовершеннолетних. Рыночная экономика и эксплуатация труда. Закон защищает детей от эксплуататоров.
Права и ответственность. Единство прав и обязанностей. Ответственность моральная. Ответственность правовая (юридическая).
ТЕМА II Под защитой права (10 ч)
Суд. Смысл деятельности судов. Какие суды бывают? Как действует суд? Положение судей. Стоит ли бояться суда?
Прокуратура. Чем занимается прокуратура? Структура прокуратуры.
Органы внутренних дел. Милиция. Чем занимается милиция? Нужно ли помогать милиции?
Знание своих прав и обязанностей. Умение ими пользоваться. Умение пользоваться правовыми знаниями в целом. Умение защищать себя с помощью права.
Итоговое повторение (1 час)
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих
ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и
в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе,
микрорайоне, населенном пункте.
Учебно-тематический план по дисциплине
«Обществознание» 7 класс
№/ п.п |
Наименование разделов и тем. |
Максимальная нагрузка на учащегося, ч. |
Из них |
|||
Теоретическое обучение |
Практические и творческие работы |
Семинары, диспуты |
Конт рольные работы тесты |
|||
1 |
Вводный урок |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Твои неотъемлемые права |
22 |
14 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Под защитой права |
10 |
6 |
3 |
|
1 |
4 |
Итоговое повторение |
1 |
|
|
|
1 |
|
Итого |
34 |
21 |
6 |
|
5 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите-
лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-
дневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознание 7 класс.
№ |
§ |
ТЕМА УРОКА |
форма урока |
кол. ч. |
дата |
1 |
Введение |
Эвристич. лекция |
1 |
|
|
2 |
Твои неотъемлемые права |
22 |
|
||
2.1 |
1 |
Быть свободным. |
|
|
|
2.2 |
2 |
Гражданин и государство |
Деловая игра |
|
|
2.3 |
Права человека. История становления. |
Беседа |
|
|
|
2.4 |
3 |
Права ребенка. |
|
|
|
2.5 |
3 |
Конвенция ООН о правах ребенка |
Практическая |
|
|
2.6 |
4 |
Право на благополучную жизнь |
|
|
|
2.7 |
Мои права |
Тестирование |
|
|
|
2.8 |
5 |
Право на свободное слово |
Практическая |
|
|
2.9 |
6 |
Право на объединение |
|
|
|
2.10 |
7 |
Право мыслить и верить свободно |
|
|
|
2.11 |
Мои политические права |
Тестирование |
|
|
|
2.12 |
8 |
Право на защиту: задержание |
|
|
|
2.13 |
9 |
Право на защиту: тюрьма |
|
|
|
2.14 |
Презумпция невиновности |
Диспут |
|
|
|
2.15 |
10 |
Право на защиту: война |
|
|
|
2.16 |
10 |
Права ребенка на войне |
Практическая |
|
|
2.17 |
11 |
Право на защиту: наркотики |
|
|
|
2.18 |
12 |
Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних. |
|
|
|
2.19 |
12 |
Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних. |
|
|
|
2.20 |
13 |
Права и ответственность. |
|
|
|
2.21 |
13 |
Человек ответственный – значит свободный. |
Диспут |
|
|
2.22 |
Итоговое повторение |
Тестирование |
|
|
|
3 |
Под защитой права |
10 |
|||
3.1 |
14 |
Суд – защитник прав человека |
|
|
|
3.2 |
14 |
Участники судебного процесса. |
Практическая |
|
|
3.3 |
14 |
Суд |
Ролевая игра |
|
|
3.4 |
15 |
Прокуратура |
|
|
|
3.5 |
15 |
Функции прокуратуры |
|
|
|
3.6 |
16 |
Милиция на страже правопорядка |
|
|
|
3.7 |
16 |
Структура органов защиты правопорядка |
Практическая |
|
|
3.8 |
17 |
Права необходимо знать всем |
|
|
|
3.9 |
Мои права |
Творческий отчет |
|
|
|
3.10 |
Итоговое повторение |
Тестирование |
|
|
|
4 |
Итоговое повторение. |
Итоговая к/р |
1 |
|
Учебно-методический комплект.
Никитин А.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2010.
А.Ф. Никитина «Обществознание» программы для 6 – 9 классов.(Электронный вариант)
ЛИТЕРАТУРА
Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина.5 класс. М., 1997.
Королъкова Е. С. Путешествие юного гражданина. 6 класс. М., 1997.
Соколов Я. В. Граждановедение. 5 класс. М., 2005.
Соколов Я. В. Граждановедение. 6 класс. М., 2004.
Соколов Я. В. Граждановедение. 7 класс. М., 2005.