Рабочая программа по правоведению, 11 класс, УМК: А.Ф. Никитина
11 класс
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по праву составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования; Примерная программа среднего (полного) общего образования по правоведению 10-11 класс. Профильный уровень. Сборник нормативных документов. Право/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев – М.: Дрофа 2007., авторской программы А.Ф. Никитина (без изменений и дополнений).
Учебная программа предназначена для изучения курса права в 11 классе. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Предусматривается выставление оценок по изучаемому курсу.
Изучение права в старшей школе среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
- Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
- Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:
Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.
Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
Усвоение знаний об основных отраслях права.
Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека.
Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Литература:
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2002
Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.
Никитин А. Ф. «Право». Профильный уровень. 10–11 классы. Учебник – М.:Дрофа, 2010
Никитин А. Ф. «Право». Профильный уровень. 10–11 классы. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010
Никитин А. Ф. «Право». Профильный уровень. 10–11 классы. Методическое пособие - М.: Дрофа, 2010
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.
Сборник кодексов РФ.— М., 2008.
Юридическая энциклопедия.— М., 2004.
Для учащихся
Двигалёва А.А. Обществознание.Экзамен на пять. – СПб.:Виктория, 2006
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М.,2002.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Гражданское право |
6 |
2 |
Законодательство о налогах |
4 |
3 |
Семейное право |
5 |
4 |
Трудовое право |
5 |
5 |
Административное право |
3 |
6 |
Уголовное право |
7 |
7 |
Правовая культура |
4 |
Итого |
34 |
Оставляю за собой право на корректировку календарно - тематического планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
Корректировка |
||
По плану |
Факт |
Причина |
Способ |
||||
Тема I. Гражданское право. |
6 |
||||||
1 |
Понятие и источники гражданского права. |
1 |
§ 23, вопросы |
||||
2 |
Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. |
1 |
§ 26, вопросы |
||||
3 |
Право собственности. Наследование. Страхование. |
1 |
§ 25, вопросы |
||||
4 |
Обязательственное право. |
1 |
§ 24, вопросы |
||||
5 |
Юридические лица. Виды предприятий. Защита материальных и нематериальных прав. |
1 |
§ 27- 28, вопросы |
||||
6 |
Повторительно- обобщающий урок по теме: «Гражданское право» |
1 |
|||||
Тема II. Законодательство о налогах. |
4 |
||||||
7 |
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. |
1 |
§ 29, вопросы |
||||
8 |
Виды налогов. |
1 |
§ 30, вопросы |
||||
9 |
Налогообложение юридических лиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
1 |
§ 31, вопросы |
||||
10 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Налоговое право» |
1 |
|||||
Тема III. Семейное право. |
5 |
||||||
11 |
Понятие и источники семейного права. |
1 |
§ 32, вопросы |
||||
12 |
Брак и условия его заключения. |
1 |
§ 33, вопросы |
||||
13 |
Права и обязанности супругов. |
1 |
§ 34, вопросы |
||||
14 |
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) |
1 |
§ 35, вопросы |
||||
15 |
Повторительно- обобщающий урок по теме: «Семейное право» |
1 |
|||||
Тема IV. Трудовое право. |
5 |
||||||
16 |
Понятие и источники трудового права. |
1 |
§ 36, вопросы |
||||
17 |
Коллективный договор. Трудовой договор. |
1 |
§ 37, вопросы |
||||
18 |
Рабочее время и время отдыха. |
1 |
§ 37, вопросы |
||||
19 |
Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. |
1 |
§ 38- 39, вопросы |
||||
20 |
Повторительно- обобщающий урок по теме: «Трудовое право» |
1 |
|||||
Тема V. Административное право. |
3 |
||||||
21 |
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. |
1 |
§ 40, вопросы |
||||
22 |
Административные наказания. |
1 |
§ 41, вопросы |
||||
23 |
Повторительно- обобщающий по теме: «Административное право» |
1 |
|
||||
Тема VI. Уголовное право. |
7 |
||||||
24 |
Понятие и источники уголовного права. |
1 |
§ 42, вопросы |
||||
25 |
Преступления. «Новые» преступления. |
1 |
§43, вопросы |
||||
26 |
Уголовная ответственность. |
1 |
§ 44, вопросы |
||||
27 |
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. |
1 |
§ 44, вопросы |
||||
28 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
1 |
§ 44, вопросы |
||||
29 |
Особенности уголовного судопроизводства. |
1 |
Лекция |
||||
30 |
Повторительно- обобщающий урок по теме: «Уголовное право» |
1 |
|||||
Тема VII. Правовая культура. |
4 |
||||||
31 |
Содержание правовой культуры |
1 |
§ 45, вопросы |
||||
32 |
Совершенствование правовой культуры |
1 |
§ 46, вопросы |
||||
33 |
Итоговое повторение за курс «Право» |
1 |
|||||
34 |
Резерв. |
1 |