12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Климова Евгения Васильевна43

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кореневская детская школа искусств им. А. М. Руденко» Кореневского района Курской области











ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА





«Ансамблевое пение»



ДОПЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»

















2014 г.

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Ансамблевое пение» входит в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу в области музыкального искусства «Народное пение» в раздел «Учебные предметы исполнительской подготовки».

Занятия данного предмета направлены на то, чтобы развить у обучающихся способность чувствовать, понимать, любить уникальное явление искусства, которым является фольклор. Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания молодежи.

Цель предмета - формирование и развитие на фольклорной основе исполнительских и творческих навыков и умений обучающихся.

Задачи:

сформировать у обучающихся вокальные навыки народного ансамблевого пения;

развить необходимую координацию движений для традиционного исполнения музыкальных песенных форм того или иного региона, включающих элементы народной хореографии;

воспитать чувство коллективности у группы учеников для достижения единого пения;

привить чувство ансамбля, слитности пения и единства поведения на сцене;

привить любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам.

Программа предполагает формы занятий:

Формы учебно-воспитательной работы диктуется целями и задачами предмета «Ансамблевое пение».

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе на отделении народного пения является урок. Он проводится как групповое занятие педагога с обучающимися в объеме 2 академических часов в неделю согласно учебному плану данного отделения.

Количество обучающихся в группе от 8 до 12 человек. В таких условиях больше времени можно уделить каждому ребенку, естественнее протекает игра, эффективнее формируется ансамбль, максимально приближенный к традиционным нормам, органичней проявляется индивидуальность каждого ученика.

Основные знания и навыки обучающиеся приобретают на уроке, что возможно лишь при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам учебного предмета.

Учебная программа «Ансамблевое пение» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 6-17 лет.

















Учебно-тематический план

Первый год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Сказки, загадки, поговорки.

4

2

Песни-прибаутки

4

3

Песни-дразнилки

4

4

Осенние приговорки

4

5

Считалки

4

6

Песни-игры

4

7

Игры-жмурки

4

8

Игры-загадки

4

9

Небылицы и скоморошины

4

10

Рождественские колядки

4

11

Плясовые песни

4

12

Зимние игры

4

13

Рождественское колядование

3

14

Мир народных инструментов

4

15

Масленичные песни

4

16

Веснянки

4

17

Весенние игры и хороводы

4

18

Летние игры и песни

4


ИТОГО:

71

Второй год обучения

1

Песенные считалки

4

2

Жнивные песни и игры

6

3

Шуточные песни

6

4

Материнский фольклор

7

5

Рождественские колядки

6

6

Святочные игры, забавы

7

7

Свадебные песни

5

8

Масленичные песни

5

9

Праздник масленицы

2

10

Духовные стихи

6

11

Волочебные песни и пасхальные игры

4

12

Весенние хороводы

5

13

Игры на воздухе

4

14

Троицкие песни и хороводы

4


ИТОГО:

71

Третий год обучения

1

Былины

6

2

Небылицы и скоморошины

6

3

Исторические песни

8

4

Музыкальные сказки

6

5

Рождественские церковные песнопения

5

6

Подблюдные песни (святочные гадания)

5

7

Игры и пляски

5

8

Масленичные песни

5

9

Духовные стихи

5

10

Пасхальные песнопения

6

11

Хороводы, игры, пляски

8

12

Песни трудового лета и осени

6


ИТОГО:

71

Четвертый год обучения

1

О локальных песенных традициях

2

2

Западнорусский песенный стиль (Брянск, Смоленск)

2

3

Песни календарного круга

6

4

Свадебные песни Смоленщины

6

5

Южнорусский стиль (Курск, Белгород, Казаки)

8

6

Игровые песни Псковской области

4

7

Танки и карагоды Курской области

6

8

Исторические песни и былины

6

9

Казачьи плясовые песни

6

10

Календарные песни – Великий пост

7

11

От Пасхи до Петровского заговенья

6

12

Песенные традиции Сибири (игры, хороводы)

6

13

Праздник «Зеленые святки», весеннее-летние песни, игры, хороводы

6


ИТОГО:

71

































Содержание учебного предмета

Первый год обучения

п/п

Тема занятий

Практика

1

Вводное занятие. Сказки, загадки, поговорки.

Чтение сказок различных жанров, загадывание загадок на различные темы, знакомство с поговорками.

2

Песни-прибаутки

Разучивание прибауток и потешек. Детям представляется возможность импровизировать, придумывать напев к тексту.

3

Песни-дразнилки

Разучивание дразнилок с целью адаптации детей к сложным социальным ситуациям.

4

Осенние приговорки

Знакомство с мелодией, обсуждение сюжета, разучивание («Гуси, гуси – га-га-га», «Ути-ути» и т.д.).

5

Считалки

Разучивание стихотворных и музыкальных считалок – развивает чувства ритма и звуковысотности.

6

Песни-игры

Разучивание подвижных, ролевых, словесных, приуроченных к календарным праздникам или сезонным развлечениям детей.

7

Игры-жмурки

Объяснение игры, разучивание напева, проигрывание несколько раз, чтобы каждый из детей мог побывать в роли водящего.

8

Игры-загадки

Распределение ролей, определение водящих.

9

Небылицы и скоморошины

Разучивание несложных текстов и напевов. Обсуждение действий различных персонажей.

10

Рождественские колядки

Беседа о празднике Рождества, знакомство с песней, разучивание текста и мелодии.

11

Плясовые песни

Выяснение характера, формы. Подготовка к пению. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев.

12

Зимние игры

Разучивание сезонных игр-развлечений, игры на воздухе.

13

Рождественское колядование

Хождение по домам с пением колядок и вечерок.

14

Мир народных инструментов

Игра на ударных и шумовых инструментах. Пляски в сопровождении народных инструментов.

15

Масленичные песни

Разучивание нескольких вариантов напева. Участие в празднике масленицы.

16

Веснянки

Разучивание нескольких песен.

17

Весенние игры и хороводы

Разучивание песен, освоение различных песенных навыков.

18

Летние игры и песни

Разучивание возможных вариантов напева, запоминание их, повтор.

Второй год обучения

1

Песенные считалки

Разучивание

2

Жнивные песни и игры

Разучивание

3

Шуточные песни

Разучивание

4

Материнский фольклор

Разучивание

5

Рождественские колядки

Разучивание. Исполнение

6

Святочные игры, забавы

Игры на воздухе

7

Свадебные песни

Разучивание

8

Масленичные песни

Разучивание. Повторение песен 1-го класса

9

Праздник масленицы

Гулянье на улице. Участие в празднике

10

Духовные стихи

Разучивание

11

Волочебные песни и пасхальные игры

Знакомство, беседа, разучивание

12

Весенние хороводы

Разучивание

13

Игры на воздухе

Разучивание

14

Троицкие песни и хороводы

Разучивание

Третий год обучения

1

Былины

Разучивание

2

Небылицы и скоморошины

Разучивание

3

Исторические песни

Разучивание

4

Музыкальные сказки

Разучивание

5

Рождественские церковные песнопения

Разучивание

6

Подблюдные песни (святочные гадания)

Разучивание

7

Игры и пляски

Разучивание

8

Масленичные песни

Разучивание, участие в празднике

9

Духовные стихи

Повторение

10

Пасхальные песнопения

Разучивание

11

Хороводы, игры, пляски

Разучивание

12

Песни трудового лета и осени

Разучивание

Четвертый год обучения

1

О локальных песенных традициях

Общая характеристика

2

Западнорусский песенный стиль (Брянск, Смоленск)

Общая характеристика, прослушивание аудиозаписей

3

Песни календарного круга

Разучивание песен

4

Свадебные песни Смоленщины

Разучивание песен

5

Южнорусский стиль (Курск, Белгород, Казаки)

Общая характеристика, разучивание песен

6

Игровые песни Псковской области

Разучивание песен

7

Танки и карагоды Курской области

Разучивание

8

Исторические песни и былины

Разучивание

9

Казачьи плясовые песни

Разучивание

10

Календарные песни – Великий пост

Разучивание

11

От Пасхи до Петровского заговенья

Разучивание

12

Песенные традиции Сибири (игры, хороводы)

Разучивание

13

Праздник «Зеленые святки», весеннее-летние песни, игры, хороводы

Разучивание













































Требования к уровню подготовки



Первый год обучения

Цель – добиться чистого интонирования в «ансамбле» при пении в унисон.

Ожидаемые результаты:

- слушать при пении поющих рядом;

- ритмично и активно декламировать песенные ритмотексты;

- чисто интонировать знакомые мелодии без сопровождения;

- без напряжения, правильно дышать.

Второй год обучения

Цель – научить детей «слитному» пению, правильному звуковедению в ансамбле в соответствии с исполняемым произведением.

Ожидаемые результаты:

- исполнить чисто соло и ансамблем любую из предложенных песен;

- организовать игру, применить считалку, запеть в игре;

- петь на «цепном» дыхании, вести звук плавно;

- легко исполнять хороводный шаг, притопы;

- обыгрывать образы героев в песнях и играх.

Третий год обучения

Цель – достичь чистого интонирования при исполнении произведений с элементами двухголосия.

Ожидаемые результаты:

- «чисто» исполнить свою партию предложенного произведения;

- уметь слышать рядом поющего и соединять свою партию с другой;

- уметь слышать сочетание интервалов и аккордов;

- применять в произведении дробь и плясовые движения.

Четвертый год обучения

Цель – достичь раскрепощенного свободного исполнения на сцене.

Ожидаемые результаты:

- спеть в ансамбле по 2-3 человека песню любой изучаемой традиции;

- уметь двигаться в хороводе и исполнять различные плясовые движения;

- свободно и раскрепощенно вести себя на сцене;

- чисто интонировать и сочетать свою партию с другими.



















Оценка качества реализации учебного предмета

«Ансамблевое пение»

Освоение обучающимися учебного предмета «Ансамблевое пение» предполагает контроль успеваемости и промежуточной аттестации.

Формой текущего контроля является академический концерт и зачет. Академический концерт и зачет проходят в форме выступления обучающихся в классе или на сцене.

В ходе промежуточной и итоговой аттестации, обучающиеся должны показать:

- уровень владения певческим аппаратом (дикция, артикуляция, звукоподача и звуковедение и т.д.);

- знание особенностей обрядовых песен;

- знание и применение в произведениях региональных особенностей некоторых областей;

- знание правильного певческого дыхания;

- умение «слитно» петь в унисон и по партиям в ансамбле;

- умение применять хореографические элементы в вокальных произведениях;

- знание некоторых обрядовых действий.











Методическое обеспечение учебного процесса

Основной формой учебной и воспитательной работы по учебному предмету «Ансамблевое пение» является урок в классе, который включает в себя совместную работу педагога и учеников по теме урока, рекомендации и демонстрация педагога направленные на объединение вокального коллектива.

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Ансамблевое пение»:

- работа над правильным пением в унисон и по париям;

- слушание и восприятие музыки, видео просмотр выступлений различных фольклорных коллективов;

- практическое освоение различных жанров песенного и элементов хореографического фольклора;

- музыкально-фольклорные игры;

- посещение фольклорных праздников.

Аудиторные занятия по предмету «Ансамблевое пение» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности (пение, хореография, обрядовые постановки и т.д.). Они должны быть объединены основным элементом игры, которая направлена на сплочение участников вокального коллектива. Игра, прежде всего, способна вовлечь учеников в образовательно-творческий процесс и привить интерес к происходящему на занятиях. Поэтому игра должна иметь место как перерыв между учебным процессом.













Список литературы и средств обучения



Ах, ты степь широкая: Рус. нар. песня./ Сост. Л. Мекалина., - М.: Музгиз, 1959.

Бершадская Т.С., Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. – Л.: 1961.

Бондаренко М., Поет сибирская душа. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 2000.

Бондаренко М., Берегите Россию. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 1996.

Веретенников И.И., Южнорусские карагоды. – Белгород: Изд-во «Везелица», 1993.

Дорофеев Н.И., Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. – М.: Сов. композитор. 1989.

Ефименкова Б., Северорусская причеть. – М., 1977.

Скопцов К.М., «Народные песни Красноярья» Красноярское кн. изд-во, 1983.

Лазарев А.И., Уральские посиделки. – Челябинск: Южно – Уральское кн. изд–во, 1977.

Народные песни сел Купино и Большое городище Шебекинского района Белгородской области. - Белгород: "Везелица", 1995.

Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. Белгород: Издательство Шаповалова, 1996.

Народные песни Вологодской области./ Сост. А. Мехнецов., – Л., 1981.

Новосёлова Н.А., Вечёрки и игрища Приангарья. Красноярск. ГЦНТ: - 1993 г.

Новоселова Н.А., Казачинские вечёрки. Красноярск. ГЦНТ: - 1994 г.

Новосёлова Н.А., В хороводе были мы. Казачинские полянки. Красноярск. ГЦНТ: 1994 г.

Песни Сибири./ Сост. Л. Кондырев и А. Новиков., Ред. текста Е. Стюарт, ред. музыки В. Денбский. - Новосибирск: Огиз, 1945.

Поют дети./ Сост. Е.А. Краснопевцева., – М.: Сов. Россия, 1989.

Пушкина С.И., Мы играем и поем: - М.: Школьная Пресса, 2001.

Растет, цветет черемуха: Сиб. народные песни в обраб. В. Бакке. – Красноярск: Аско, 1992.

Русские народные песни из репертуара фольклорного ансамбля "Карагод". – Красноярск, 1994.

Русская народная песня. Антология. Сост. С. Браз. М.: "Композитор", 1993.

Русские народные протяжные песни: Антология./ Вступ. ст., Сост., Примеч. и библиогр. И.И. Земцовского. - М.-М.: Музыка. 1966.

Сибирские народные песни./ Запись А. Новикова и В. Левашова. – Новосибирск, 1957.

Скопцов К. М., Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: - 2002.

Скопцов К.М., Песни земли Каратузской. Изд. «Буква». Красноярск. – 2002 г.

Стояла чудная сосна. Народные песни Красноярского края, записанные первыми выпускниками краевой школы фольклора. Красноярск ГЦНТ: - 1994г.

15



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.