Программа дополнительного образования «Сольное народное пение»
Пояснительная записка
Народное пение как художественное явление в русской культуре имеет свой собственный, выработанный многими поколениями творцов, музыкально - поэтический язык, систему песенных жанров, исполнительских стилей, эстетических категорий. По мере того, как фольклор из практической необходимости всё больше переходила в эстетическую потребность, возрастала роль исполнителя народных песен. Как искусство исполнительское и вокальное - искусство народного пения, при всём его разнообразии и развивающемся характера, приобрело некоторые устойчивые черты, выработала свои вокальные, художественные и эстетические черты, свои исполнительские средства. Постепенно сложилась школа русского народного пения.
Каждая национальная певческая школа имеет свою специфику обучения, которое протекает поэтапно и складывается из составляющих его компонентов.
Отношение русского народа к песнетворчеству всегда носило и носит осознанный характер: песни создавались и исполнялись по законам красоты. В народе существует своя развитая система обозначения художественных приёмов, свои специфические оценочные термины, правила художественной интерпретации.
Русская народная певческая традиция - это особый художественный стиль, пользуясь определением А. Кабанова, этот стиль можно представить как «систему художественного мышления с устойчивыми нормами музыкально - поэтического языка и определёнными законами его использования в музыкальном исполнительстве».
Русская народная певческая традиция, как некая целостная, относительно устойчивая художественная система, берёт своё начало в русском крестьянском песнетворчестве, которое в ходе длительного развития сложилось в самобытную народно - певческую школу. Она устно передавалась из поколения в поколение, обогащалась и развивалась при этом. Это было искусство бытовое, которое рождалось в гуще народной жизни, составляло его неотъемлемую часть. Певцы из народа тонко чувствовали и высоко ценили прекрасное в песенном искусстве, не допуская стилевой пестроты, искренне испытывая высокий пафос творческого наслаждения искусством. Их требовательность к точности и тонкости передачи характера песни, нередко возникающие споры по поводу исполнения, свидетельствуют о развитом чувстве прекрасного и чувстве ответственности.
Ещё Е. Линева отмечала удивительную восприимчивость народных певцов, которые «никогда не злоупотребляют своей силой, поют классически просто, не затягивая и не ускоряя темпа без серьёзного основания... В поле они поют громко и протяжно, вероятно, вследствие необъятности окружающего их пространства; за прялками, в избе — вполголоса, легко и немного скорее». Всё сказанное выше можно отнести к следующим именам: Ольга Ковалёва, Ольга Сергеева, Аграфена Глинкина, Ирина Федосова, Валентина Клоднина.
В современной действительности, в связи с резкими социальными сдвигами, изменениями уклада жизни и быта, научно - технической революции, влиянием массовой культура запада и многими другими противоречивыми явлениями нашей эпохи народное песенное искусство стало уходить из быта и всё более приобретать новые сценические формы художественного бытия. В этих изменениях стали порой утрачиваться традиции, разрушаться главные, основополагающие черты национального народно - певческого стиля.
Сольное народное пение вышло на концертную эстраду и заняло в современной культуре видное место. За вековой путь своего становления и развития оно оформилось в самостоятельное музыкально — исполнительское направление со своим стилем и техникой интерпретации, с развитой сетью творческих коллективов и многообразием самобытных индивидуумов. Наиболее одарённых из них, благодаря своему таланту, индивидуальным исполнительским качествам и широкой рекламе через радио и телевидение, аудио и видеозаписи приобрели популярность и оказывает большое воздействие на вкусы широкого слушателя.
Концертное народное исполнительство переняло из арсенала профессионального музыкального искусства часть его выразительных средств и технических приёмов письма и исполнения, расширило свой репертуар обработками, аранжировками, оригинальными авторскими произведениями. Более того, в настоящее время концертно-сценические формы народного пения приобретают разнообразные направления: от приближённых к аутентичным до современных эстрадных фольк - шоу.
Однако, не всё в этом вопросе гладко и положительно. В связи с отсутствием долгое время школы профессионального русского народного пения на концертные площадки проникли исполнители с достаточно низкой обще музыкальной исполнительской культурой, с вульгарным представлением о русском народном пении. Отсюда вытекает необходимость в постановке дела сольного народного пения на высокопрофессиональную научную основу с целью охраны и защиты национальных истоков русской культуры, сохранения целомудренности и красоты народной песни, её традиционности, простоты, естественности и возвышенности.
Учебная программа составлена на основе творческой деятельности, собственного опыта и литературы по специальности «Сольное народное пение».
Программа рассчитана на 2 года обучения (152 часа – 2 года обучения; 76 часов в год; 2 часа в неделю). Занятия проводятся индивидуально с одаренными обучающимися.
Тематический план к программе дополнительного образования«Сольное народное пение»
Содержание |
Общее кол-во часов |
Подготовительная группа |
|
1.Певческая установка |
4 |
2.Пение учебно-тренировочного материала |
16 |
3.Формирование певческого дыхания |
8 |
4.Работа над артикуляцией |
8 |
5.Работа над звуковедением |
8 |
6.Пение произведений |
32 |
Итого: |
76 |
Основная группа |
|
1.Певческая установка |
4 |
2.Пение учебно-тренировочного материала |
16 |
3.Формирование певческого дыхания |
8 |
4.Работа над артикуляцией |
8 |
5. Работа над звуковедением |
8 |
6.Пение произведений |
32 |
Итого: |
76 |
Содержание занятий.
Первый год обучения развивает у обучающихся певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию, орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи. Репертуар первого года в основном календарно - обрядовый фольклор.
Задача второго года обучения - развивать ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокую вокальную позицию и точное интонирование.
Подготовительная группа.
Вокал (первый год обучения)
Знакомство со строением голосового и речевого аппарата. Выяснение степени музыкальной подготовки и вокально-технических возможностей обучающегося. Выявление естественного природного звучания голоса. Освоение речевого, разговорного посыла звука. Освоение основных речевых упражнений, освобождение всего речевого аппарата. Освоение певческих навыков: правильной певческой установки, пения без форсированного звука, умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы, умение добиваться чистоты интонации. Стремление к осмысленному, эмоциональному исполнению. Развитие навыков светлого, звонкого, певучего звукоизвлечения. Репертуар: шуточные, игровые, плясовые, хороводные песни; песни календарного и детского фольклора / потешки, прибаутки, считалки, дразнилки и др./
Примерный репертуарный список:
«Люли, люли, люленьки.»- колыбельная
«Уточка-водоплавочка»- прибаутка.
«Уродись, бел ленок»- приговорка.
«Бабочка-коробочка»- приговорка.
«На горе ива»- колядка.
«Ясен сокол по небушку летал»-колядка.
«Красны девицы»- семицкая.
«Кругло мое поле»- купальская.
«Купала, купала»- купальская.
«Потеряла заря ключи»- жнивная.
«Пришла масленица годовая»-масленичная.
«Ой ты заря, зоренька»- масленичная.
Вокал (второй год обучения)
Дальнейшее закрепление и развитие певческих навыков. Расширение диапазона звучания. Закрепление навыков чистого интонирования в заданном диапазоне; совершенствование навыков певческого дыхания. Закрепление навыков пения естественным голосом, без напряжения. Воспитание навыков правильного интонирования, которое имеет высотную и ритмическую организацию, акцентуацию, опорный уровень, композицию в отличие от речевого интонирования. Раскрепощение обучающихся во время исполнения игровых и плясовых песен, включение в работу жестов и мимики.
Примерный репертуарный список:
«Овсень, овсень»- колядка.
«Коляда! Коляда!»- колядка.
«Уж мы песни поем»-подблюдная.
«Куют кузнецы»- подблюдная
«Надевай зипуны»- масленичная.
«Дочушечка»- масленичная протяжная.
«Ой, масленца- масленца» масленичная.
«Ах ты, пташечка»-масленичная.
«Ярая пшеница»- жнивная.
«В поле ветер пышет»- осенняя.
«Ой, честной семик»-семицкая.
«Туман яром»- хороводная.
«Хорошенький молоденький» плясовая.
Основная группа.
Вокал (первый год обучения).
Расширение и закрепление навыков народно - певческого звукообразования: открытого, близкому к речевому, посыла звука; пения «на улыбке»; ясной, чёткой, естественной разговорной артикуляции. Практическое овладение дыханием - целенаправленная тренировка на специальных упражнениях. Стремление к осмысленному исполнению с концентрацией внимания на протяжённости последнего звука. Расширению певческого диапазона. Совершенствование навыков простоты и естественности исполнения, светлого, яркого и лёгкого звучания во избежании углублённого, перекрытого и крикливого. Закрепление фонетически правильного произношения гласных и согласных в пении, правил переноса согласных и навыков озвучивания их гласными. Развитие навыков осмысленной работы с текстом. Для закрепления навыков чистой интонации в репертуар включаются простейшие произведения без сопровождения: шуточные, колыбельные, календарные песни.
Примерный репертуарный список:
«Щедровочка щедровала»- колядка.
«Упала ясная зоречка»- колядка.
«Трынцы-брынцы»-масленичная.
«Широкая масленица»- масленичная.
«Кумушки- то шьют»- шуточная.
«Ванюшка мой»- шуточная.
«Ты живи, Россия, здравствуй !»-редакция Л. Шаминой.
««Лесом и шла»-обработка С. Новиковой.
«Захотела меня мать за Егорушку отдать»- муз.В. Лаптева,сл.В. Бокова.
«Щедрый вечер»- редакция Л. Шаминой.
«Баю- баюшки- баю мою милую люлю»- колыбельная.
Вокал (второй год обучения)
Закрепление навыков напевно- речевого, мелодико - речитативного фольклорного интонирования. Воспитание навыков вокально - напевного интонирования на распевах двух звуков на один слог; постепенное увеличение звуков в распеве до трех- пяти.
Закрепление речевого и разговорного посыла звука. Практическое освоение навыков нижнереберно- диафрагмального дыхания; понятие опоры звука, понятие мягкой атаки звука. Дальнейшее освоение навыка пения произведений без сопровождения. Проработка отдельных сложных
фрагментов хоровых произведений, запевов и сольных кусочков, закрепление тем самым навыков народного пения.
Примерный репертуарный список:
«Посажу я черемуху»-муз. Ж.Кузнецовой ел. народные.
«Не было собак-и вдруг залаяли»- муз.В.Беляева ел. Н.Рубцова.
«Колыбельная»- муз С Новиковой ел. А. Новикова.
«Донская плясовая»- муз.В. Позднеева ел. народные.
«И не кукуй, кукушечка»- ред. М. Фирсова.
«Не дувай, ветер, сыру сосну»- запись и ред. В.Коныхова.
«Прощай, радость»- ред. Н. Мешко.
«Экой, Ваня»- ред. Н. Мешко. «Жалеечка»- муз.В. Беляева.
Литература
1. Голубев В.П. «Советы молодым педагогам – вокалистам» 2-е изд.
Музгиз 1967
2.Дмитриев Л.В. «Основы вокальной методики», М., Музыка, 1968
3.Морозов В.П. «Вокальный слух и голос», М., Музыка, 1965
4.Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», Л., Наука, 1967
5.Павлищева О.П. «Методика постановки голоса». Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей, М., Музыка 1964
6.Мешко Н.К. «Программа по сольному пению».
7.Мешко Н.К. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен» сб.: Клубные вечера, М., Советский композитор 1976