Программа дополнительного образования «Сольное народное пение»

1
0
Материал опубликован 13 August 2018

Пояснительная записка

Народное пение как художественное явление в русской культуре имеет свой собственный, выработанный многими поколениями творцов, музыкально - поэтический язык, систему песенных жанров, исполнительских стилей, эстетических категорий. По мере того, как фольклор из практической необходимости всё больше переходила в эстетическую потребность, возрастала роль исполнителя народных песен. Как искусство исполнительское и вокальное - искусство народного пения, при всём его разнообразии и развивающемся характера, приобрело некоторые устойчивые черты, выработала свои вокальные, художественные и эстетические черты, свои исполнительские средства. Постепенно сложилась школа русского народного пения.

Каждая национальная певческая школа имеет свою специфику обучения, которое протекает поэтапно и складывается из составляющих его компонентов.

Отношение русского народа к песнетворчеству всегда носило и носит осознанный характер: песни создавались и исполнялись по законам красоты. В народе существует своя развитая система обозначения художественных приёмов, свои специфические оценочные термины, правила художественной интерпретации.

Русская народная певческая традиция - это особый художественный стиль, пользуясь определением А. Кабанова, этот стиль можно представить как «систему художественного мышления с устойчивыми нормами музыкально - поэтического языка и определёнными законами его использования в музыкальном исполнительстве».

Русская народная певческая традиция, как некая целостная, относительно устойчивая художественная система, берёт своё начало в русском крестьянском песнетворчестве, которое в ходе длительного развития сложилось в самобытную народно - певческую школу. Она устно передавалась из поколения в поколение, обогащалась и развивалась при этом. Это было искусство бытовое, которое рождалось в гуще народной жизни, составляло его неотъемлемую часть. Певцы из народа тонко чувствовали и высоко ценили прекрасное в песенном искусстве, не допуская стилевой пестроты, искренне испытывая высокий пафос творческого наслаждения искусством. Их требовательность к точности и тонкости передачи характера песни, нередко возникающие споры по поводу исполнения, свидетельствуют о развитом чувстве прекрасного и чувстве ответственности.

Ещё Е. Линева отмечала удивительную восприимчивость народных певцов, которые «никогда не злоупотребляют своей силой, поют классически просто, не затягивая и не ускоряя темпа без серьёзного основания... В поле они поют громко и протяжно, вероятно, вследствие необъятности окружающего их пространства; за прялками, в избе — вполголоса, легко и немного скорее». Всё сказанное выше можно отнести к следующим именам: Ольга Ковалёва, Ольга Сергеева, Аграфена Глинкина, Ирина Федосова, Валентина Клоднина.

В современной действительности, в связи с резкими социальными сдвигами, изменениями уклада жизни и быта, научно - технической революции, влиянием массовой культура запада и многими другими противоречивыми явлениями нашей эпохи народное песенное искусство стало уходить из быта и всё более приобретать новые сценические формы художественного бытия. В этих изменениях стали порой утрачиваться традиции, разрушаться главные, основополагающие черты национального народно - певческого стиля.

Сольное народное пение вышло на концертную эстраду и заняло в современной культуре видное место. За вековой путь своего становления и развития оно оформилось в самостоятельное музыкально — исполнительское направление со своим стилем и техникой интерпретации, с развитой сетью творческих коллективов и многообразием самобытных индивидуумов. Наиболее одарённых из них, благодаря своему таланту, индивидуальным исполнительским качествам и широкой рекламе через радио и телевидение, аудио и видеозаписи приобрели популярность и оказывает большое воздействие на вкусы широкого слушателя.

Концертное народное исполнительство переняло из арсенала профессионального музыкального искусства часть его выразительных средств и технических приёмов письма и исполнения, расширило свой репертуар обработками, аранжировками, оригинальными авторскими произведениями. Более того, в настоящее время концертно-сценические формы народного пения приобретают разнообразные направления: от приближённых к аутентичным до современных эстрадных фольк - шоу.

Однако, не всё в этом вопросе гладко и положительно. В связи с отсутствием долгое время школы профессионального русского народного пения на концертные площадки проникли исполнители с достаточно низкой обще музыкальной исполнительской культурой, с вульгарным представлением о русском народном пении. Отсюда вытекает необходимость в постановке дела сольного народного пения на высокопрофессиональную научную основу с целью охраны и защиты национальных истоков русской культуры, сохранения целомудренности и красоты народной песни, её традиционности, простоты, естественности и возвышенности.

Учебная программа составлена на основе творческой деятельности, собственного опыта и литературы по специальности «Сольное народное пение».

Программа рассчитана на 2 года обучения (152 часа – 2 года обучения; 76 часов в год; 2 часа в неделю). Занятия проводятся индивидуально с одаренными обучающимися.

Тематический план к программе дополнительного образования

«Сольное народное пение»

Содержание

Общее кол-во часов

Подготовительная группа

 

1.Певческая установка

4

2.Пение учебно-тренировочного материала

16

3.Формирование певческого дыхания

8

4.Работа над артикуляцией

8

5.Работа над звуковедением

8

6.Пение произведений

32

Итого:

76

Основная группа

 

1.Певческая установка

4

2.Пение учебно-тренировочного материала

16

3.Формирование певческого дыхания

8

4.Работа над артикуляцией

8

5. Работа над звуковедением

8

6.Пение произведений

32

Итого:

76

Содержание занятий.

Первый год обучения развивает у обучающихся певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию, орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи. Репертуар первого года в основном календарно - обрядовый фольклор.

Задача второго года обучения - развивать ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокую вокальную позицию и точное интонирование.

Подготовительная группа.

Вокал (первый год обучения)

Знакомство со строением голосового и речевого аппарата. Выяснение степени музыкальной подготовки и вокально-технических возможностей обучающегося. Выявление естественного природного звучания голоса. Освоение речевого, разговорного посыла звука. Освоение основных речевых упражнений, освобождение всего речевого аппарата. Освоение певческих навыков: правильной певческой установки, пения без форсированного звука, умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы, умение добиваться чистоты интонации. Стремление к осмысленному, эмоциональному исполнению. Развитие навыков светлого, звонкого, певучего звукоизвлечения. Репертуар: шуточные, игровые, плясовые, хороводные песни; песни календарного и детского фольклора / потешки, прибаутки, считалки, дразнилки и др./

Примерный репертуарный список:

«Люли, люли, люленьки.»- колыбельная

«Уточка-водоплавочка»- прибаутка.

«Уродись, бел ленок»- приговорка.

«Бабочка-коробочка»- приговорка.

«На горе ива»- колядка.

«Ясен сокол по небушку летал»-колядка.

«Красны девицы»- семицкая.

«Кругло мое поле»- купальская.

«Купала, купала»- купальская.

«Потеряла заря ключи»- жнивная.

«Пришла масленица годовая»-масленичная.

«Ой ты заря, зоренька»- масленичная.

Вокал (второй год обучения)

Дальнейшее закрепление и развитие певческих навыков. Расширение диапазона звучания. Закрепление навыков чистого интонирования в заданном диапазоне; совершенствование навыков певческого дыхания. Закрепление навыков пения естественным голосом, без напряжения. Воспитание навыков правильного интонирования, которое имеет высотную и ритмическую организацию, акцентуацию, опорный уровень, композицию в отличие от речевого интонирования. Раскрепощение обучающихся во время исполнения игровых и плясовых песен, включение в работу жестов и мимики.

Примерный репертуарный список:

«Овсень, овсень»- колядка.

«Коляда! Коляда!»- колядка.

«Уж мы песни поем»-подблюдная.

«Куют кузнецы»- подблюдная

«Надевай зипуны»- масленичная.

«Дочушечка»- масленичная протяжная.

«Ой, масленца- масленца» масленичная.

«Ах ты, пташечка»-масленичная.

«Ярая пшеница»- жнивная.

«В поле ветер пышет»- осенняя.

«Ой, честной семик»-семицкая.

«Туман яром»- хороводная.

«Хорошенький молоденький» плясовая.

Основная группа.

Вокал (первый год обучения).

Расширение и закрепление навыков народно - певческого звукообразования: открытого, близкому к речевому, посыла звука; пения «на улыбке»; ясной, чёткой, естественной разговорной артикуляции. Практическое овладение дыханием - целенаправленная тренировка на специальных упражнениях. Стремление к осмысленному исполнению с концентрацией внимания на протяжённости последнего звука. Расширению певческого диапазона. Совершенствование навыков простоты и естественности исполнения, светлого, яркого и лёгкого звучания во избежании углублённого, перекрытого и крикливого. Закрепление фонетически правильного произношения гласных и согласных в пении, правил переноса согласных и навыков озвучивания их гласными. Развитие навыков осмысленной работы с текстом. Для закрепления навыков чистой интонации в репертуар включаются простейшие произведения без сопровождения: шуточные, колыбельные, календарные песни.

Примерный репертуарный список:

«Щедровочка щедровала»- колядка.

«Упала ясная зоречка»- колядка.

«Трынцы-брынцы»-масленичная.

«Широкая масленица»- масленичная.

«Кумушки- то шьют»- шуточная.

«Ванюшка мой»- шуточная.

«Ты живи, Россия, здравствуй !»-редакция Л. Шаминой.

««Лесом и шла»-обработка С. Новиковой.

«Захотела меня мать за Егорушку отдать»- муз.В. Лаптева,сл.В. Бокова.

«Щедрый вечер»- редакция Л. Шаминой.

«Баю- баюшки- баю мою милую люлю»- колыбельная.

Вокал (второй год обучения)

Закрепление навыков напевно- речевого, мелодико - речитативного фольклорного интонирования. Воспитание навыков вокально - напевного интонирования на распевах двух звуков на один слог; постепенное увеличение звуков в распеве до трех- пяти.

Закрепление речевого и разговорного посыла звука. Практическое освоение навыков нижнереберно- диафрагмального дыхания; понятие опоры звука, понятие мягкой атаки звука. Дальнейшее освоение навыка пения произведений без сопровождения. Проработка отдельных сложных

фрагментов хоровых произведений, запевов и сольных кусочков, закрепление тем самым навыков народного пения.

Примерный репертуарный список:

«Посажу я черемуху»-муз. Ж.Кузнецовой ел. народные.

«Не было собак-и вдруг залаяли»- муз.В.Беляева ел. Н.Рубцова.

«Колыбельная»- муз С Новиковой ел. А. Новикова.

«Донская плясовая»- муз.В. Позднеева ел. народные.

«И не кукуй, кукушечка»- ред. М. Фирсова.

«Не дувай, ветер, сыру сосну»- запись и ред. В.Коныхова.

«Прощай, радость»- ред. Н. Мешко.

«Экой, Ваня»- ред. Н. Мешко. «Жалеечка»- муз.В. Беляева.

 

Литература

1. Голубев В.П. «Советы молодым педагогам – вокалистам» 2-е изд.

Музгиз 1967

2.Дмитриев Л.В. «Основы вокальной методики», М., Музыка, 1968

3.Морозов В.П. «Вокальный слух и голос», М., Музыка, 1965

4.Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», Л., Наука, 1967

5.Павлищева О.П. «Методика постановки голоса». Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей, М., Музыка 1964

6.Мешко Н.К. «Программа по сольному пению».

7.Мешко Н.К. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен» сб.: Клубные вечера, М., Советский композитор 1976

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.