Программа учебного предмета дополнительной программы в области искусств «Эстрадное пение» (1–4 классы)

2
0
Материал опубликован 19 April 2018 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств Белокалитвинского района

«Ансамбль»

Программа учебного предмета дополнительной

общеразвивающей общеобразовательной программы

в области искусств «Эстрадное пение»

2014 год

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД ДШИ

Белокалитвинского района

«06» 06 2014г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ДШИ Белокалитвинского района

___________Н.И.Черенкова

«09» 06 2014 г.

Разработчик Ломоносова Елена Сергеевна

Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ Белокалитвинского района

 

 

Рецензент Голосий Кристина Александровна

Заместитель директора по методической работе

МБОУ ДОД ДШИ Белокалитвинского района

Структура программы учебного предмета.

Пояснительная записка.

Срок реализации предмета.

График образовательного процесса и промежуточной аттестации.

Формы и методы контроля, система и критерии оценок.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Содержание учебного предмета.

Примерные контрольные требования.

Список используемой литературы.

1. Пояснительная записка

Настоящая программа учебного предмета «Ансамбль» общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Эстрадное пение» призвана обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Программа создана с учётом рекомендаций Приложения к письму Минкультуры России от 21 ноября 2013 г. №191-01- 39/06-ги.

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой образовательной программы по предмету «Ансамбль» по данному сроку обучения.

Данная программа реализуются посредством:

личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.

Цель данной программы - музыкально-эстетическое развитие учащихся, формирование их художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, воспитание музицирующих любителей музыки.

Основные задачи:

-развитие музыкальных способностей;

-приобретение основных навыков пения в эстрадной манере;

-приобретение навыков самостоятельного разбора и изучения произведений;

-опыт концертных сценических выступлений.

Реализация данной общеразвивающей программы в области искусств по учебному предмету «Ансамбль» способствует:

формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

В последнее время возрос интерес к вокально-ансамблевому пению. А музыкальный вкус слушателя подчас портят далеко не лучшие образцы бытовой эстрадной музыки, звучащей повсеместно. Наша задача – сформировать, раскрыть и приумножить творческие способности воспитанников, занимающихся в вокальных ансамблях.

Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому пению.

Творческий коллектив,- организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель. Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.

При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

Эти же принципы лежат в основе вокальных аранжировок.

Задачи обучения

Музыкально - исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.

Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов работы с хором. В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для руководителя.

По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокально-ансамблевого опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним.

На протяжении 4 лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, работать над выразительностью исполнения, создавать условия, в которых учащиеся легко и с удовольствием участвуют в концертных мероприятиях.

2. Срок реализации предмета.

График образовательного процесса и

промежуточной аттестации

Обучение рассчитано на 4 года. Длительность учебного года 35 недель. Основной формой учебной работы является мелкогрупповой урок. Количество часов в неделю согласно учебному плану. Основной формой отчетности по данному предмету является участие учащихся в различных концертах и конкурсах. Итоговая аттестация не предусмотрена. Оценка выставляется по результатам текущей успеваемости.


 

3. Формы и методы контроля, система и критерии оценок

Текущий и промежуточный контроль

Текущий и промежуточный контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на контрольных уроках, зачетах и концертных мероприятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости применяются: индивидуальная и групповая проверка вокальных партий, концертные выступления, тематические вечера в классной и общешкольной форме, участие в конкурсах, контрольные уроки.


 

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает «пятибалльную шкалу» без использования знаков «плюс» и «минус».


 

Формы контроля:

1. Поурочные оценки за самостоятельную работу и работу в ансамбле

2.Контрольные уроки

3. Концертные. конкурсные выступления


 

Методы контроля:

1.Обсуждение выступления

2.Выставление оценок

3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

Содержание и форма итоговой аттестации

Итоговая аттестация по предмету не предусмотрена. Оценка выставляется по результатам текущей успеваемости.

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично)

- использование средств выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;

-корректировка исполнения при необходимой ситуации;

-ощущение формы музыкального произведения;

-единство темпа;

-стабильность исполнения;

- владение техникой вокально-ансамблевого исполнительства ;

- унисонное звучание в партии и строй в ансамбле;

-динамическое разнообразие.

Оценка «4» (хорошо)

-незначительная психологическая нестабильность;

- грамотное понимание средств выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- достаточно выразительное интонирование;

-попытка передачи динамического разнообразия;

- относительно постоянное единство темпа.

Оценка «3» (удовлетворительно)

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- отсутствие образного осмысления музыка;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- неясная артикуляция, штрихи;

- однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

- частые срывы и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость;

- неясная артикуляция, отсутствие штрихового разнообразия.

4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Методические рекомендации

История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в скоморошьих забавах.

Современная популярная музыка основывается на «трёх китах» – джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский). Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации.

Высочайшую культуру импровизации в хоровом исполнении следует отметить в афро-американском фольклорном стиле – спиричуэлсах.

Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.

Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:

унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);

ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;

ансамбль нескольких солирующих голосов;

полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);

ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) –характерен для стилей джазовой музыки.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования.

Работа над постановкой голоса и певческого дыхания в основном идет на занятиях пения, а на ансамблевых занятиях предполагается работа непосредственно над репертуаром. Однако значительную часть занятия следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии, ощущали себя строителями музыкального произведения. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный интересный репертуар. Вопросы подбора репертуара в классе ансамбля, пожалуй, самые важные. Музыкальные произведения, которые учащиеся могут осмыслить и исполнить

Параллельно с одноголосными упражнениями на развитие ладового слуха и работы над качеством интонирования идет работа над освоением двух, трех и четырехголосного пения, над развитием гармонического слуха.

Следующая ступень – пение аккордовых построений, которые получаются импровизированно по указанию педагога изменить то верхний, то средний, то нижний голос на тон или полтона вверх или вниз.

Использование септаккордов(пение их, например, в параллельном движении на большую или малую секунду вверх или вниз) подготавливает ансамбль к восприятию и исполнению джазовых упражнений.

Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella).

Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на диктофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.

Для развития инициативности, смелости и творческого мышления очень эффективны творческие задания. Учащимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера (мелодического и ритмического) основного напева.

Все без исключения преподаватели-музыканты отмечают, что воспитание именно метро-ритмических ощущений у учащихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля.

В настоящее время создано много интересных, полезных и уникальных методик по воспитанию метро-ритмического чувства. Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.

Некоторые применяемые упражнения.

Упр. 1

Делим детей на группы. С одной группой отрабатываем трехдольный метр (топ-хлоп-хлоп), с другой – четырехдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).

Работаем одновременно с двумя группами (получается своеобразная «полиритмия»).

Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги.

Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.

Упр. 2

Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя. На основе этой игры учащиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.

Вокалист должен уметь петь так, чтобы даже без музыкального сопровождения хорошо ощущалась основная ритмическая пульсация, поэтому необходимо работать над совершенствованием чувства ритма.

Для этого необходимо выработать прочное и свободное ощущение времени. При этом нужно в любой музыкальной ситуации внутренне ощущать мельчайшие пульсации конкретного «времени», то есть в зависимости от темпа надо ощущать пульсацию «восьмыми» или «шестнадцатыми», и эта пульсация должна быть идеально ровной.

Каждое упражнение следует выполнять подольше, добиваясь ровности и легкости исполнения, добиваясь «драйва», «джампа» и «свинга».

«Драйв»– эффект от подчеркивания ритмической пульсации, создающий ощущение равномерного движения.

«Джамп»(от англ. – лягушка) – эффект упругости, прыгучести, танцевальности исполнения.

«Свинг»– выделение, акцентирование слабых долей такта и мелких длительностей внутри доли, оттягивание или опережение некоторых длительностей, не выходя за пределы определенного времени.

В основе процесса обучения в классе вокального ансамбля лежат следующие методические принципы:

1)единство художественного и технического развития участников ансамбля;

2) постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;

3) применение индивидуального подхода к учащемуся.

Последний принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются близость речевой фонетике, речевое, то есть не очень округленное формирование звука, плотное звучание в грудном регистре (исключением здесь являются детские голоса). Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения могут находиться в состоянии мутации иди постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Во время работы над чистотой интонации следует одновременно добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности совместного звучания. Необходимо развивать творческую культуру исполнения, высокий художественный вкус, бережное отношение к членам коллектива. Очень важно добиваться взаимозаменяемости участников в случае необходимости, высокой культуры отношений между учащимися.

Работа над вокальной исполнительской техникой ведется систематично, в течение всех лет обучения, на основе учебного материала, включающего разнообразные упражнения и вокализы.

Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительской техникой, так как именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения. В первую очередь следует добиваться унисонного звучания. Учащиеся в ансамбле «сглаживают» тембровую окраску, прислушиваясь друг к другу. Последующим этапом становится постепенная работа над многоголосием – начиная от его элементов.

Вся вокальная работе должна проводиться на доступном учащимся материале.

При составлении учебного плана для ансамбля необходимо учитывать данные его участников и на этой основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных с преподавателем в классе.

Выбор репертуара для учащихся класса ансамбля- наиболее трудная задача преподавателя. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально–техническому росту участников ансамбля, определит их творческое развитие, позволит решить воспитательные задачи. Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:

1) художественная ценность;

2) воспитательное значение;

3) доступность музыкального и литературного текста;

4) разнообразие жанров и стилей;

5) логика компоновки будущей концертной программы.

Необходимо, чтобы песни гражданского звучания были только высокого качества. Особое значение в репертуаре имеют песни патриотического характера, народные, игровые песни с элементами театрализации.

Эстрадные исполнители участвуют в ярких, зрелищных концертах, поэтому особое значение приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара. Существенную роль играет артистизм исполнения.

Все названные элементы исполнения направлены на возможно более полное раскрытие художественного образа. Важно, чтобы дети и подростки научились правильно петь, красиво и выразительно представлять свои действия на сцене, формировали интересную манеру коллективного исполнения, так сказать, лицо коллектива.

Для успешного обучения необходимо вырабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы с партиями, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для преодоления многочисленных трудностей.

5. Планируемые результаты освоения образовательной программы

Результатом освоения обучающимися данной программы является приобретение следующих умений и навыков:

навыков исполнения музыкальных произведений в составе вокального ансамбля;

умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

умений самостоятельно разучивать партии музыкальных произведений различных жанров;

навыков публичных выступлений;

навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности ДШИ.

6. Содержание учебного предмета

Первый год обучения

Ознакомление учащихся с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения происходит параллельно на занятиях в классе эстрадного пения, поэтому на занятиях ансамбля больше внимания уделяется именно коллективному пению, «чувству локтя», а, точнее, «голоса и уха». Формирование правильного певческого звука - открытого, но легкого, звонкого. Следует избегать разнотембрового звучания. Если тембр голоса слишком яркий, резкий, лучше поменять состав участников, чем мириться с невозможностью добиться однородного гармоничного звучания ансамбля.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая снова, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.

Объем теоретических званий, практических умений в навыков первого года обучения

В результате первого года обучения учащиеся должны получить элементарные навыки коллективного музицирования:

-правильная постановка корпуса при пении,

-певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;

-правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков;

-слуховое осознание чистой интонации. В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава;

-чистое унисонное исполнение;

-элементы двухголосия различной сложности в зависимости от возрастных и природных музыкальных данных участников ансамбля;

-формирование навыков пения с фонограммой и аккомпанементом.

В течение учебного года проходится 1-2 песни напевного характера, 2-3 произведения различных жанров и стилей.

Текущий и промежуточный контроль

На концертах в течении года ансамбль должен исполнить два разнохарактерных произведения. В первом полугодии выступление не планируется, но возможно по желанию преподавателя.

Второй год обучения

Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.

Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для развития певческой культуры.. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, микстового, то есть смешанного звучания, тембровой ровности, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение учащихся четкому произношению согласных звуков. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков второго года обучения

В результате второго года обучения учащиеся обычно расширяют диапазон голоса, выравнивают тембровую окраску, овладевают слуховыми навыками, необходимыми для ансамбля.. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус».

В работе над кантиленными произведениями учащиеся должны уметь певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз, двухголосные упражнения. Для более продвинутых учащихся, обычно старших по возрасту возможно усложнение.

В течение учебного года ансамбль должен разучить и отработать 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания, а так же пройти в качестве ознакомления 2-3 произведения разных стилей. В репертуар ансамбля можно включить ретро-песни, классическое произведение, отечественные популярные песни, зарубежные популярные песни, бардовские песни.

Текущий и промежуточный контроль

В течение каждого полугодия ансамбль должен исполнить два разнохарактерных произведения.

Методические рекомендации

Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии учащихся нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования, на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы свободны и активны.

Полезны упражнения в пределах терции - квинты, основанные на сочетаниях гласных и согласных, например: ми, зи, брэ, кра, крэ, кри, трэ, дай, дой, дуй, фа, ты, ха, чха, хэй, прэй, гуэй и тому подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации.

Начиная со второго года обучения больше внимания в упражнениях уделяется двухголосию. Используются упражнения в терцию, пение с остинато.

Не рекомендуется выбирать слишком сложные произведения. Учащимся должно быть легко и приятно музицировать вместе. Желательно исполнять песни с перекличками, а элементы многоголосия использовать в припевах или кульминационных моментах.

В репертуар рекомендуется вводить пение отечественных популярных песен, русских народных песен в современной обработке, песен в джазовой манере.

Третий год обучения

Содержание курса

Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Прежде всего имеются в виду навык красивого и выразительного пения : дикции и артикуляции и, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодий, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.

Продолжается закрепление умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном.

Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании голосов и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата учащихся.

Работа над раскрытием художественного образа музыкального произведения начинается с самостоятельного осмысливания учениками, идет от их эмоционального мира. Преподаватель корректирует нюансы, направляя к возможно более качественному исполнению.

Очень важно развивать коммуникабельность, способность взаимодействовать в условиях сцены, быстроту реакции и находчивость, необходимые в ансамблевых концертных выступлениях.

Методические рекомендации

Продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально-технических навыков. В зависимости от способностей учащихся и от их успехов в классе пения, продолжается работа над подвижностью и гибкостью голоса, выявлением своеобразного тембра, выработкой различных динамических оттенков, исполнением эстрадно-джазовых форшлагов, группетто, пассажей.

Вводятся упражнения, построенные на аккордах, характерных для джазовой музыки (см. Чугунов Ю. Н." Гармония в джазе» М., 1981), а также ритмические упражнения и упражнения для ознакомления со специфическими приемами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, исполнение в энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука( драйв).

В практических занятиях рекомендуется пение отечественных популярных песен, зарубежных популярных песен, вокальных джазовых композиций.

Произведения подбираются так, чтобы учащиеся могли показать свои исполнительские возможности: диапазон, голоса, тембр, динамику, умение двигаться, держаться на сцене. Очень важно уделять внимание прослушиванию и просмотру выступлений известных групп и ансамблей, возможно организовать на уроке с последующим обсуждением.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков третьего года обучения

В результате третьего года обучения учащиеся должны отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса, уметь работать с профессиональной, без мелодии произведения, фонограммой, уметь петь с микрофоном, получить навыки двухголосного исполнения и с элементами многоголосия.

В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные в минорные трезвучия, аккорды, используемые в джазовой музыке, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки.

В репертуар входят произведения различных стилей, эпох и жанров. Главным критерием отбора произведения является не только художественная ценность, но и интерес учащихся, их горячее желание его исполнить.

Текущий и промежуточный контроль

В течение конце каждого полугодия исполняется по два произведения в разных жанрах.

Четвертый год обучения

Содержание курса

В течении завершающего учебного года закрепляются и развиваются все полученные умения и навыки. Обучающиеся самостоятельно, под контролем преподавателя, работают над подбором части репертуара. Вкусы и предпочтения уже выявлены, но методическая грамотность педагога, его внимательность должны помочь в формировании эстетического чувства, а так же нравственных установок учащихся, возникновению у них потребности в общении с духовными и культурными ценностями мирового искусства.

Упражнения, применяемые в начале занятия, имеют следующую ступень сложности (в сравнении с предыдущим годом обучения).

Используются упражнения, построенные на аккордах, характерных для джазовой музыки, а также ритмические упражнения и упражнения со специфическими приемами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, исполнение в энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука( драйв).

На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа : вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Закрепляются навыки сценического поведения, самоконтроля, а так же импровизации в случае необходимости. Если ансамбль сложился в тембровом и психологическом плане, если учащиеся встречаются для занятий с радостью и с удовольствием выходят вместе на сцену, это наилучший желаемый результат.

В течение учебного года ансамбль должен изучить и исполнить 5-6 произведений различного характера и содержания по плану программы.

Методические рекомендации

На этом году обучения коллектив приобрел собственную исполнительскую манеру, имеет особенности и пристрастия в исполняемом репертуаре. В плане вокальной техники имеется достаточный опыт, есть навыки самостоятельного разучивания вокальных партий. В репертуаре песни различной сложности, разных жанров и стилей. Если участники занимаются иностранным языком, обязательно стоит вводить в репертуар произведения на языках зарубежных авторов. В этом случае необходимо тщательно работать с текстом, так как часто исполнители произносят текст не так, как он пишется.

Пение на французском языке требует особого внимания на носовые гласные. Пение на немецком всегда требует концентрации на «u», а так же на разнице между твердыми и мягкими гласными звуками. Это же различие существуствует в английском языке, где долгие и краткие гласные (например, «feat» и «fit» ) образуют отдельный ряд звуков. В итальянском языке необходимо тщательнопроизводить чистые итальянские гласные и группы гласных, а не приближенные их варианты на английском или неверные и искаженные варианты. Таким образом, при пении на иностранном языке необходимо учитывать особенности его произношения.

Текущий и промежуточный контроль

В течение каждого полугодия исполняется по два произведения в разных жанрах.

7. Примерные контрольные требования

Примерный репертуарный список

1 год обучения

С. Ригз. Упражнения

А. Зацепин. «Волшебник недоучка»

А. Зацепин. «Кап-кап-кап» из к\ф «Иван Васильевич меняет профессию»

А. Зацепин. «Первая весна» из к\ф «Белый рояль»

А. Флярковский. «В горнице»

Е. Крылатов. «Колыбельная медведицы»

Е. Крылатов.. «Кабы не было зимы»

Русские народные песни :«Я на горку шла», «Калинка», «Живет моя отрада» в современной эстрадной обработке.

В. Лебедев. «Песня гардемаринов» из к\ф «Гардемарины вперёд»

М. Фадеев. «Корабли»

М. Фадеев. «Я тебя люблю»

Песни из репертуара групп «Серебро», «Виагра», «Город 312», «Ранетки» и др.

2 год обучения

Ю. Саульский. «Чёрный кот»

Р. Паулс.. «Чарли»

С. Намин. «Мы желаем счастья вам»

С. Никитин. «Александра» из к\ф «Москва слезам не верит»

А. Рыбников. «Я тебя никогда не забуду» из р\о «Юнона и Авось»

М. Минков. «Старый рояль» из к\ф «Мы из джаза»

Д. Тухманов. «Из вагантов»

Д. Тухманов. «Аист на крыше»

А. Мажуков. «Возьми меня с собой»

В. Соловьёв-Седой. «Вечер на рейде»

3 год обучения

П. Булахов. «Не пробуждай»

А. Варламов. «Красный сарафан»

Е. Птичкин. «Ромашки спрятались»

Русские народные песни: «То не вечер», «У зори-то, у зореньки» в современной эстрадной обработке.

Д. Каччини. «Ave Marie»

Р. Паулс. «Ещё не вечер»

Р. Паулс. «Наш город»

Р. Паулс. «Листья жёлтые»

Р. Паулс. «Маэстро»

А. Островский. «Песня остаётся с человеком»

К. Кельми. «Замыкая круг»

А. Пахмутова. «Надежда»

Л.Долина «Лунная мелодия»

Песни из репертуара А.Агурбаш, Варвары, Пелагеи, И.Дубцовой, гр. «Звери», гр. «Инь Янь»

4 год обучения

В Сюткин. «Любите, девушки»

В.Кузьмин «Симона»

Э.Пресли «O, Pretti Women»

Ю.Началова «Я бы хотела нарисовать мечту»

Гр. «Вельвет» «Капитан Арктика»

«Ангелы надежды»

А.Петров «Дороги» из к/ф «Петербургские тайны»

Укр.н.п. «Чорнii очи»

Цыганский романс «Живет моя отрада»

Г.Гладков «Мы к вам заехали на час» и другие песни из м/ф «Бременские музыканты»

Дуэты «Счастье», «Предчувствие любви» из мюзикла «Ромео и Джульетта»

8. Список используемой литературы

1. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.

2. Чесноков П. «Хор и управление им» М., 1968.

3. Птица Кл. «Работа с детским хором» М.,1981.

4. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983.

5. Соколов В. «Средства художественной выразительности. Работа с хором» М., 1983.

6. Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация»// Работа в хоре М., 1977.

7. Аванесов Р. «Русское литературное произношение» М.1994.

8. Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» М., 2000.

9. С Ригз Пойте, как звезды, Спб., 2003 г.

10. И.Исаева. Как стать звездой,Феникс,2009 г.

11. Рабочая программа по эстрадному пению, Москва, 2006 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.