Рабочая программа по музыке для 1 дополнительного класса «Музыка и пение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол от «29»августа 2017 г. № 1 |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Музыка и пение»
обучающегося 1 дополнительного класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составила:
Ганина Л.В.
Учитель музыки
п. Алябьевский, 2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
Содержательный раздел
Организационный раздел
-
Нормативная база
Психолого – педагогическая характеристика
Цели и задачи
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
Учебный план.
Тематическое планирование.
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по музыке, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного чсанитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитаррнно-эпидемиологические прравила и нормативы….) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
-
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 1 обучающийся. Согласно заключению территориальной ПМПК имеет умственную отсталость. Обучение организовано очное, согласно рекомендациям территориальной ПМПК (№ 241 от 19.05.2017 года
1.3.Цель программы:
формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
.
Коррекционно – образовательные задачи:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эстетических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования
обучение детей музыке.
Коррекционно – развивающие задачи:
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами музыки и ритмики с учетом их индивидуальных возможностей;
Коррекционно-воспитательные задачи:
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
-
Общая характеристика учебного предмета.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
Обучение музыке в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с интеллектуальными нарушениями осуществляются в 1 дополнительном классе в течение всего года. В неделю проводится по 2часа –33 недели - 66 часов в год. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);
Комбинированный урок;
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).
Методы:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
Наглядные – наблюдение, демонстрация;
Практические – упражнения;
Методы изложения новых знаний;
Методы повторения, закрепления знаний;
Методы применения знаний;
Методы контроля.
Содержание программы
.Пение.
Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой
Веселые гуси. Украинская народная песня
Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
Во поле береза стояла. Русская народная песня
Савка и Гришка. Белорусская народная песня
Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой
Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука
Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина
Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Слушание музыки:
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьевой
Бабушкин козлик. Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова
На горе-то калина. Русская народная песня.
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен)
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро»
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах
2.2. Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
воспитывать уважение к своей семье, любовь к родителям;
освоить роль обучающегося;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
проявлять интерес к занятиям ритмикой;
развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
развивать способности к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
понимание учебной задачи;
организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
выполнять упражнений по инструкции учителя;
соблюдение правил безопасности при выполнении танцевальных упражнений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в пространстве под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке;
участвовать в обсуждении выразительности жестов;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
слушать и понимать речь других;
участвовать в паре;умение отвечать на вопросы различного характера.
Предметные результаты
Базовый уровень:
- выполнять упражнения по инструкции учителя;
- отработка правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении танцевальных упражнений;
- готовиться к занятиям, строится в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
I |
Пение |
25 |
II |
Слушание музыки |
25 |
III |
Музыкально- дидактические игры |
16 |
Итого |
66 |
3.2. Тематическое планирование.
№ п\п |
Тема урока |
Дата проведения |
Знания, умения, навыки |
|
1 |
Музыкальная азбука |
Различает музыкальные звуки |
||
2 |
Музыка вокруг нас Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной |
|||
3 |
Урок – игра «Лесные жители», «У оленя дом большой» |
Работает над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. |
||
4 |
Урок – игра «Море волнуется раз». |
|||
5 |
Урок – игра «Зеркало». |
|||
6 |
“В первый класс” – А. Долухоняна, сл. З. Петровой. |
|||
7 |
Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня. |
Различает характер музыки, определяет и сравнивает характер музыки, настроение. |
||
8 |
Музыка в жизни человека |
|||
9 |
Урок - концерт «Музыка в мультфильмах». |
|||
10 |
“Песенка Львенка и Черепахи ” – муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова; |
|||
11 |
“Закружилась в небе осень” – муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой |
|||
12 |
“Здравствуй, Родина моя!” – муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. |
|||
13 |
“Марш” из балета «Щелкунчик» – П. Чайковский. |
|||
14 |
Урок - экскурсия «Музыка вокруг нас» |
|||
15 |
“Песенка про кузнечика” - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова |
|||
16 |
Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой. |
|||
17 |
«Характер музыки» - спокойная. |
Активизирует внимание к единой правильной интонации. Различает характер музыки, определяет и сравнивает характер музыки, настроение. |
||
18 |
«Характер музыки» - грустная, спокойная. |
|||
19 |
«Характер музыки» - весёлая. |
|||
20 |
Урок путешествие «Путешествие в сказочный лес» |
|||
21 |
«Природа в музыке». П.И.Чайковский «Времена года» «Октябрь». |
|||
22 |
«Природа в музыке» |
|||
23 |
Урок путешествие «Веселое путешествие по музыкальным звукам» |
Участвует в совместной творческой деятельности |
||
24 |
“Спят усталые игрушки” – муз. А. Островского, сл. З. Петровой |
|||
25 |
Колыбельная песня. |
|||
26 |
“Веселые гуси” – украинская народная песня |
|||
27 |
“Белочки” – муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой. |
|||
28 |
. Урок - игра «Музыкальная карусель» |
|||
29 |
Элементы музыкальной грамоты – термины: песня, марш, фортепиано. |
Определять жанровую принадлежность |
||
30 |
“Зима” – муз. В. Красева, сл. Н. Френкеля. |
|||
31 |
“Песенка Чебурашки” – муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского, “Песенка крокодила Гены” - муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского. |
|||
32 |
О чём говорит музыка?» |
|||
33 |
«Музыкальная палитра» |
Выявляет жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; Определяет на слух основные жанры музыки |
||
34 |
«Кто живет рядом с нами?» |
|||
35 |
А.Рыбников «Буратино» В.Шаинский «Любимые игрушки» |
|||
36 |
Ударно-шумовые музыкальные инструменты (маракас, бубен, треугольник). |
|||
37 |
Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. |
|||
38 |
Музыкальные инструменты в русских народных песнях. |
|||
39 |
Урок игра «где живут ноты» |
|||
40 |
«О чём говорит музыка» обобщающий урок. |
Различает музыкальные звуки. Определяют на слух основные жанры музыки; Участвуют в коллективном пении |
||
41 |
По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. |
|||
42 |
Музыкальный жанр «песня» |
|||
43 |
Музыкальный жанр «марш» |
|||
44 |
Музыкальный жанр «песня» |
|||
45 |
Музыка громкая и тихая. Д. Кабалевский «Клоуны». |
|||
46 |
Музыка громкая и тихая. А. Вивальди «Аллегро». |
Различает музыкальные звуки. |
||
47 |
Природа в музыке. Е. Крылатов «Песенка о лете». |
|||
48 |
Нотная грамота. Мультфильм «Ноты в дудке» |
|||
49 |
Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. |
|||
50 |
Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». |
|||
51 |
Марши различные по характеру. |
|||
52 |
“Марш деревянных солдатиков” из балета «Щелкунчик» - П. Чайковский |
Определяют на слух основные жанры музыки; Участвуют в коллективном пении |
||
53 |
Элементы музыкальной грамоты – термины: характер музыки, фортепиано. |
Выявляет различные по смыслу музыкальные интонации. |
||
54 |
“Буквы пляшут и поют” - муз. Арсеева, сл. Дымовой. |
|||
55 |
“Во поле береза стояла” – русская народная песня |
|||
56 |
“Бойцы идут” - муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова. |
|||
57 |
“Полонез” – М. Огинского Разновидность танцев. |
|||
58 |
“Полька” – муз. М. Глинки; “Полька” муз. Ю. Левитана. |
|||
59 |
“Брат-солдат” - муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Татаринова. |
|||
60 |
Динамические оттенки в музыке. |
Понимает основные термины и понятия музыкального искусства. |
||
61 |
“Веселый музыкант” - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Высота звука (звуки высокие, низкие). |
|||
62 |
“Самая хорошая” - муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой. |
|||
63 |
Элементы музыкальной грамоты – термины: высокие, низкие звуки, громкие, тихие звуки, фортепиано, барабан |
|||
64 |
“Тает снег” - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. |
|||
65 |
“Бременские музыканты” - муз. Г. Гладкова. |
|||
66 |
Урок – игра «Угадай мелодию». |
3.3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
Материально-технические условия
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
Примерная программа основного общего образования по музыке.
Авторская программа по музыке.
Хрестоматии с нотным материалом.
Сборники песен и хоров.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
Учебники по музыке.
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
Атласы музыкальных инструментов.
Портреты композиторов.
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Фортепиано.
Компьютер.
Экран.
Проектор.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
Стол учительский с тумбой.