РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.05. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(117 час)
Рассмотрено на заседании МК,
Одобрено решением малого педагогического совета
Составитель: Преподаватель Савельева Т.Н.
г. Пенза, 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 05 «Обществознание» разработана на основе Разъяснений по реализации федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования (одобренных Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования ФГУ «ФИРО» Протокол №1от «03» февраля 2011г.), Примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.08, утвержденной Департаментом государ-ственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобранауки России от 16.04.2008 г.
Организация разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж» отделение строительства.
Разработчик:
Савельева Тамара Николаевна, преподаватель обществознания I категории
ГАПОУ ПО ПМПК отделения строительства
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №_______________ от «___»______20__г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
ОДБ.05. «Обществознание»
2. Структура и примерное содержание 7
учебной дисциплины
ОДБ.05. «Обществознание»
3. Условия реализации программы 10
учебной дисциплины
ОДБ.05. «Обществознание»
4. Контроль и оценка результатов освоения 11
учебной дисциплины
ОДБ.05. «Обществознание»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.05. « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОДБ. 05. «Обществознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, утвержденных Министерством образования и науки РФ по профессии СПО
08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Программа учебной дисциплины ОДБ.05. «Обществознание» может быть использована при дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной обра- зовательной программы:
Дисциплина ОДБ.05. «Обществознание» относится к предметам общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины ОДБ.05. «Обществознание» – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение «Обществознания» направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и по-литической культуры, социального поведения, основанного на уважении за-кона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореа-лизации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение системы знаний о различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учрежде-ниях среднего и высшего профессионального образования или для самооб-разования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осво-ение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельнос-ти, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типич-ных задач в области социальных отношений; отношений между людьми раз-личных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины ОДБ.05. «Обществознание» студент должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существен-ными чертами и признаками изученных социальных явлений и общест- воведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных со-циальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важней-ших социальных институтов, общества и природной среды, общества и куль- туры, взаимодействия подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различ- ных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социаль-ную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, груп- пы, организации, с точки зрения социальных норм;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собст-венные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
В результате освоения дисциплины ОДБ.05. «Обществознание» студент должен знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализа-ции личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социаль-ных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на основе программы дисциплины ОДБ.05. «Обществознание»:
максимальной учебной нагрузки студента – 166 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки студента – 117 часов;
самостоятельной работы студента 49 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.05. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
2.1. Объем учебной дисциплины ОДБ.05. «Обществознание» и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
166 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
117 |
В том числе: |
|
Творческие работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
49 |
В том числе: |
|
написание рефератов и докладов |
|
создание презентаций |
|
написание мини-сочинений |
|
подготовка сообщений по различным темам |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.05. «Обществознание»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе |
24 |
||
Тема 1.1. Природа человека. Врожденные и при-обретенные качест-ва. |
Содержание учебного материала |
13 |
|
1. Введение. |
1 |
1 |
|
2. В чем смысл жизни |
1 |
1 |
|
3. Человек. Индивид. Личность. |
1 |
1 |
|
4. Деятельность человека и ее виды. |
1 |
1 |
|
5. Потребности, способности и интересы человека. |
1 |
2 |
|
6. Социализация личности. |
1 |
1 |
|
7. Истина и ее виды. |
1 |
1 |
|
8. Виды человеческих познаний. Мировоззрение человека. |
1 |
2 |
|
9. Свобода и её ограничители. |
1 |
1 |
|
10. Межличностное общение. |
1 |
1 |
|
11. Межличностные конфликты и пути их разрешения. |
1 |
1 |
|
12. Профессиональная деятельность человека. |
1 |
2 |
|
13. Обобщающее повторение |
1 |
2 |
|
Тема 1.2. Общество как слож-ная система |
Содержание учебного материала |
11 |
|
1. Общество: элементы и подсистемы |
1 |
1 |
|
2. Основные институты власти |
1 |
1 |
|
3. Общество и природа. |
1 |
2 |
|
4. Многовариантность общественного развития. |
1 |
1 |
|
5. Понятие общественного прогресса. |
1 |
2 |
|
6. Общество от традиционного до информационного. |
1 |
1 |
|
7. Особенности современного мира. |
1 |
1 |
|
8. Современные войны и международный терроризм. |
1 |
2 |
|
9. Глобальные проблемы современности. |
2 |
2 |
|
10. Обобщающее повторение |
1 |
2 |
|
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества |
11 |
||
Тема 2.1. Духовная культура общества и личности |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1. Культура: виды, формы, направления. |
1 |
1 |
|
2. Учреждения культуры и культурные ценности. |
1 |
2 |
|
Тема 2.2. Наука и образование в сов-ременном мире. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Наука и её роль в жизни общества. |
1 |
1 |
|
2. Образование как способ передачи знаний. |
1 |
1 |
|
3. Система образования в РФ. |
1 |
1 |
|
4. Дополнительные образовательные услуги. |
1 |
2 |
|
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духов ной культуры. |
Содержание учебного материала |
5 |
|
1. Мораль и её категории. |
1 |
1 |
|
2. Мировые религии. |
2 |
2 |
|
3. Искусство и его роль в жизни общества. |
1 |
1 |
|
4. Обобщающее повторение |
1 |
2 |
|
Раздел 3. Социальные отношения в обществе. |
14 |
|
|
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация. |
Содержание учебного материала |
5 |
|
1. Социальные общности и группы. |
1 |
1 |
|
2. Социальная стратификация. |
1 |
1 |
|
3. Социальная мобильность. |
1 |
1 |
|
4. Социальные роли человека. |
1 |
1 |
|
5. Социальный статус и престиж. |
1 |
1 |
|
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Социальный контроль. |
1 |
1 |
|
2. Девиантное поведение и его формы. |
1 |
2 |
|
3. Здоровье как ценность. |
1 |
2 |
|
4. Социальный конфликт и его причины. |
1 |
1 |
|
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы |
Содержание учебного материала |
5 |
|
1. Особенности социальной стратификации в РФ. |
1 |
1 |
|
2. Молодежь как социальная группа. |
1 |
2 |
|
3. Этнические общности и межнациональные конфликты. |
1 |
1 |
|
4. Семья как малая социальная группа. |
1 |
2 |
|
5. Обобщающее повторение. |
1 |
2 |
|
Раздел 4. Политика как общественное явление. |
20 |
||
Тема 4.1. Политическая власть. Государство в политической системе |
Содержание учебного материала |
10 |
|
1. Понятие власти и ее типы |
1 |
1 |
|
2. Политическая система и ее структура. |
1 |
1 |
|
3. Государство и его признаки. |
1 |
1 |
|
4. Функции государства |
1 |
1 |
|
5. Государственный аппарат. |
1 |
1 |
|
6. Формы государства. |
1 |
1 |
|
7. Типы политических режимов. |
1 |
1 |
|
8. Демократия и ее виды. |
1 |
1 |
|
9. Правовое государство. |
1 |
1 |
|
10. Обобщающее повторение |
1 |
2 |
|
Тема 4.2. Участники политического процесса. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
1. Политический статус личности |
1 |
1 |
|
2. Политическая социализация. |
1 |
1 |
|
3. Гражданское общество и государство |
1 |
1 |
|
4. Избирательная компания в РФ. |
1 |
2 |
|
5. Политические партии и их классификация. |
1 |
2 |
|
6. Политические партии современной России. |
1 |
2 |
|
7. Современная политическая жизнь России. |
1 |
1 |
|
8. Роль СМИ в политической жизни общества. |
1 |
1 |
|
9. Обобщающее повторение |
2 |
2 |
|
Раздел 5. Экономическая сфера общества |
25 |
||
Тема 5.1. Экономика и экономическая наука. |
Содержание учебного материала |
9 |
|
1. Экономика как наука. |
1 |
1 |
|
2. Ограниченность ресурсов. |
1 |
1 |
|
3. Разделение труда, специализация, обмен. |
1 |
1 |
|
4. Типы экономических систем. |
2 |
1 |
|
5. Рынок. Равновесие рынка. |
1 |
1 |
|
6. Конкуренция совершенная и несовершенная. |
1 |
1 |
|
7. Фирмы. Роль фирм в экономике. |
1 |
1 |
|
8. Производительность труда. Издержки. Прибыль. Выручка. |
1 |
1 |
|
Тема 5.2. Роль государства в экономике. |
Содержание учебного материала |
7 |
|
1. Бизнес в России и его формы. |
2 |
1 |
|
2. Функции государства в экономике. Государственный долг. |
1 |
1 |
|
3. ВВП. Экономический рост и развитие. |
1 |
1 |
|
4. Цикличность экономики. Безработица. |
1 |
1 |
|
5. Роль профсоюзов и государства на рынке труда. Человеческий капитал. |
2 |
1 |
|
Тема 5.3. Основные проблемы экономики России. |
Содержание учебного материала |
9 |
|
1. Банковская система в РФ. Кредитование физических и юридических лиц. |
2 |
1 |
|
2. Инфляция. Ее виды, причины и последствия. |
2 |
1 |
|
3. Основы денежной политики государства. |
2 |
1 |
|
4. Становление рыночной экономики в России. |
1 |
1 |
|
5. Россия в мировой экономике. |
1 |
1 |
|
6. Обобщающее повторение. |
1 |
2 |
|
Раздел 6. Правовые отношения в обществе. |
20 |
||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений |
Содержание учебного материала |
5 |
|
1. Право в системе социальных норм. |
1 |
1 |
|
2. Система права: институты и отрасли права. |
1 |
1 |
|
3. Нормативные правовые акты и их характеристика. |
1 |
1 |
|
4. Правовые отношения и их структура. |
1 |
1 |
|
5. Юридическая ответственность и ее задачи. |
1 |
1 |
|
Тема 6.1. Основы конституционного права РФ. |
Содержание учебного материала |
5 |
|
1. Основы конституционного строя в РФ. |
1 |
1 |
|
2. Система государственных органов в РФ. |
1 |
1 |
|
3. Ветви государственной власти. Институт президентства. |
1 |
1 |
|
4. Институт гражданства. |
1 |
1 |
|
5. Основные конституционные права и обязанности граждан. |
1 |
1 |
|
Тема 6.2. Отрасли российского права. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
1. Защита прав потребителей. |
1 |
1 |
|
2. Семейное право. |
1 |
1 |
|
3. Трудовое право. Трудовой договор. |
1 |
1 |
|
4. Уголовное право. |
1 |
1 |
|
5. Административное право. |
1 |
1 |
|
6. Гражданское право. |
1 |
1 |
|
7. Право собственности. |
1 |
1 |
|
8. Личные неимущественные права граждан. |
1 |
1 |
|
9. Права и обязанности налогоплательщиков. |
1 |
1 |
|
10. Обобщающее повторение |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа студентов над мини-сичинениями над докладами, выступлениями, сообщениями над созданием презентаций по любой изучаемой теме поиск необходимого материала в сети Интернет |
49 |
||
Всего:
|
166 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.05. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины ОДБ.05.«Обществознание» требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
учебный комплект пособий «Обществознание»;
структурно-логические схемы;
обобщающие таблицы;
набор презентаций и роликов;
учебно-методический комплект;
комплект тестовых заданий.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор;
принтер;
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество в 2-х книгах. 10-11 кл. М. «Просвещение», 2012.
2. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях. 10-11 кл. М. «Просвещение», 2008.
3. Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 кл. М. «Просвещение», 2007.
4. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации. Обществознание. 10 кл. 2010.
5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 кл. 2010.
6. Лазебникова А.Ю. Поурочные методические разработки по обществознанию. 10-11 кл. М. «Экзамен». 2009.
7. Степанько С.Н. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. 10 кл. 2009.
8. Степанько С.Н. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. 11 кл. 2007.
9. Никитин А.Ф. М. Обществознание. «Просвещение», 2005. 10-11 кл.
10. Никитин А.Ф. Методические рекомендации, дидактические материалы, поурочное и тематическое планирование. 10-11 кл. М. «Дрофа». 2005.
11. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. «ПрофОбрИздат», 2002.
12. Смирнов И.П., Ларионова И.Л. Хрестоматия по курсу «Введение в современное обществознание».«Академия», 2001.
13. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. «Интеллект-Центр», 2007.
14. Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Обществознание. М. «Астрель». 2010.
15. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Универсальные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию. «Интеллект-Центр», 2009.
16. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ЕГЭ. Обществознание 2008. «Интеллект-Центр», 2007.
17. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. ЕГЭ. Обществознание 2004. «Интеллект-Центр», 2004.
18. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Министерство образования РФ. Сборник нормативных документов. Обществознание. М. «Дрофа». 2008.
19. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки ЕГЭ. М. «Астрель». 2014.
Дополнительные источники:
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Закон РФ «Об образовании» 10 июля 1992 г.
3. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г
5. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.
7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.
8. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.
10.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
Электронные ресурсы:
1. Консультант Плюс: Высшая школа (Электронный ресурс): Учебное пособие – 2004-2010. – Режим доступа: www.cosultant.ru.
2. Основы социологического и политологического знания (Электронный ресурс): Учебное пособие. –
Режим доступа: www.finteoria.ru.soczavisimost.html
3. «Научный информационно-аналитический журнал «Образование и общество». (Электронный ресурс): Научные, информационно-аналитические материалы для заместителей директоров, учителей школ. – Режим доступа: www.education.rekom.ru
4. Методические разработки уроков – планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов. (Электронный ресурс): Учебное пособие.- Режим доступа: www.vmoisto.narod.ru.rasrabotki.htm