Рабочая программа по предмету «Родное слово»
Пояснительная записка
Адаптированная Рабочая программа учителя по предмету «Родной язык» (3 класс) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Рабочей программы МБОУ СОШ №27 г. Белгорода по предмету «Родной язык».
Данная рабочая программа разработана для учебных занятий с __________________________, учащейся 3 «В» класса, в соответствии с заключением ТПМПК №227/4 от 16 марта 2017 г., где ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с учетом психофизических особенностей, возможностей ребенка с нарушениями речи.
Цели и задачи данной программы, особенности программы
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Общая характеристика курса
Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Программа направлена на решение следующих целей:
совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;
обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного).
Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
Программа рассчитана на 17 часов в год (17 рабочих недель по 1 часу в неделю).
По календарю – 17 ч.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос, диагностические работы, тестовые задания, проверочные работы.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык» 3 класс (17 часов)
на 2017-2018 учебный год
№ п/п |
Наименова-ние раздела программы |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Дата проведения |
|||||||||
По плану |
Фак-ти-чески |
||||||||||||
|
Звуки |
Повторяем фонетику.
|
Предметные: Анализировать группы слов, находить общий звук в словах и обозначать его с помощью транскрипции Познавательные: Оценивать правильность выполнения фонетического разбора. Обнаруживать ошибки в фонетическом разборе, объяснять и исправлять их. Находить слова по заданным основаниям. Регулятивные: Составлять по образцу описание звукового состава слова. Сравнивать звуковой состав слов, устанавливать и объяснять различия Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе). |
Инд./ з.: анализ группы слов, поиск общих звуков в словах и обозначение его с помощью транскрипции, выполнение фонетического разбора |
12.01 |
|
|||||||
2 |
Слова |
Повторяем состав слова.
|
Предметные: Знакомиться с алгоритмом фонетического разбора слов. Проводить фонетический разбор слова, систематизировать знания по фонетике. Познавательные: Использовать образец устного рассуждения. Группировать слова по заданному основанию. Регулятивные: Понимать схему. Восстанавливать и формулировать задание по результату его выполнения Коммуникативные: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, работать в группе. |
Инд./ з.: Тренировка в разборе слов по составу с обозначением основы слова, корня, приставки и суффикса. Подбор однокоренных слов к данному. |
19.01 |
|
|||||||
3 |
Предложе-ния, текст, речь
|
Заголовок и начало текста.
|
Предметные: Соотносить основную мысль текста, заголовок и начало текста. Подбирать заголовки, ориентируясь на начало текста. Познавательные: Озаглавливать текст в соответствии с поставленным условием. Регулятивные: Редактировать текст. Выбирать предложение, соответствующее условию Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Инд./ з.: тренировка в умении анализировать текст, озаглавливать, разбивать текст на части, составлять план, безошибочно списывать текст. |
26.01 |
|
|||||||
4 |
Слова |
Части речи.
|
Предметные: Различать самостоятельные и служебные части речи. Наблюдать за признаками и функционированием самостоятельных и служебных частей речи. Оценивать правильность выполнения задания. Находить слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Познавательные: Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Группировать слова по заданному основанию. Регулятивные: Сравнивать родственные слова, относящиеся к разным частям речи. Определять, какой частью речи является слово, опираясь на грамматические признаки, доказывать свой ответ. Коммуникативные: Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать за синтаксической функцией различных частей речи |
Инд./ з.: различение самостоятельных и служебных частей речи. Наблюдение за признаками и функционированием самостоятельных и служебных частей речи |
02.02 |
|
|||||||
5 |
Звуки |
Фонетический разбор слова.
|
Предметные: Наблюдать за омонимами, различающимися местом ударения. Проводить фонетический разбор слова Познавательные: : Оценивать правильность выполнения фонетического разбора. Обнаруживать ошибки в фонетическом разборе, объяснять и исправлять их. Находить слова по заданным основаниям. Регулятивные: Составлять по образцу описание звукового состава слова. Сравнивать звуковой состав слов, устанавливать и объяснять различия Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе). |
Инд./з.: Наблюдение за омонимами, различающимися местом ударения. Фонетический разбор слова Поиск ошибок в фонетическом разборе, поиск слов по заданным основаниям. |
09.02 |
|
|||||||
6 |
Предложе-ния, текст, речь |
Пишем изложение |
Предметные: Знакомиться с изложением. Выделять в текстах-описаниях опоры для пересказа. Устно кратко пересказывать исходный текст Познавательные Устанавливать границы предложений, выбирать знаки препинания в конце предложений, обосновывать свой выбор. Регулятивные: Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Контролировать правильность выполнения задания Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, слушать и слышать друг друга. |
Инд./ з.: передача содержания текста в соответствии с планом. Определение последовательности частей текста, составление плана. Самопроверка. |
16.02 |
|
|||||||
7 |
Слова |
Имя существитель-ное |
Предметные: Знакомиться с именем существительным как частью речи. Наблюдать за значением имён существительных. Принимать и сохранять учебную задачу. Находить слова по заданным основаниям. Выбирать правильный ответ из предложенных и аргументировать свой выбор. Обобщать результаты наблюдения, формулировать выводы Познавательные Группировать слова в зависимости от типа и места орфограммы. Находить слова по заданным основаниям. Контролировать правильность выполнения задания. Регулятивные: Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Понимать информацию, предложенную в виде моделей. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Инд./ з.: наблюдение за значением имен существительных, выбор имен существительных их предложений, определение их числа, рода, падежа |
02.03 |
|
|||||||
8 |
Звуки |
Правила обозначения гласных после шипящих |
Предметные: Находить слова по заданным основаниям. Заканчивать предложения, используя слова с указанными характеристиками. Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов Познавательные: Находить слово, не обладающее общим для группы признаком. Объяснять правила написания слов с данной орфограммой Регулятивные: Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Устанавливать основание для объединения слов в группу. Коммуникативные: Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками), |
Инд./ з.: Выделение звуков из слова, характеристика их (фонетический разбор), запись гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши, используя алгоритм |
09.03 |
|
|||||||
9 |
Слова |
Правописание имён существитель-ных |
Предметные: Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Познавательные Группировать слова в зависимости от типа и места орфограммы. Находить слова по заданным основаниям. Контролировать правильность выполнения задания. Регулятивные: Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Понимать информацию, предложенную в виде моделей. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Инд./ з.: установка места и определение типа орфограммы в слове, группировка слов в зависимости от типа и места орфограммы |
16.03 |
|
|||||||
10 |
Предложе-ния, текст, речь |
Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения. |
Предметные: Определять основную мысль текста. Устанавливать последовательность абзацев. Выделять ключевые слова каждого абзаца. Находить в тексте средства художественной выразительности Познавательные Контролировать собственные действия — сравнивать пересказ с предложенным текстом. Знакомиться с алгоритмом составления недословного пересказа исходного текста. Регулятивные: Выявлять признаки текста. Анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать сделанный выбор Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Инд./ з.: передача содержания текста в соответствии с планом. Определение последовательности частей текста, составление плана. Самопроверка. |
23.03 |
|
|||||||
11 |
Звуки |
Правописание безударных гласных в корне слова |
Предметные: Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Контролировать правильность выполнения задания. Находить ошибки и объяснять причины их появления. Познавательные: Находить слова по заданному основанию, подбирать проверочные слова. Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Инд./ з.: Постановка ударения в слове, подбор однокоренных слов с ударной гласной, выделение корня. |
06.04 |
|
|||||||
12 |
Слова |
Имя прилагатель-ное |
Предметные: Предметные Знакомиться с именем прилагательным как частью речи. Наблюдать за значением имён прилагательных. Выявлять в тексте имена прилагательные с опорой на вопросы. Познавательные: Принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: Группировать слова по заданному основанию. Контролировать собственные действия, находить слова, не удовлетворяющие основанию для объединения слов в группы. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Инд./ з.: вычленение имен прилагательных из других слов предложения, определение их рода, числа, падежа в зависимости от существительного |
13.04 |
|
|||||||
13 |
Звуки |
Правило написания непроизноси-мых согласных в корне слова |
Предметные: Находить и группировать слова по заданным основаниям. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Аргументировать правильность выбора буквы. Познавательные: Сравнивать результаты выполненной работы, доказывать свой выбор. Осуществлять поиск слов, удовлетворяющих заданному условию Регулятивные: Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки Коммуникативные: : представлять конкретное содержание и сообщат его в устной форме, слушать и слышать друг друга. |
Инд./ з.: поиск проверочных слов для непроизносимых согласных в корне слова, запись слов с данной орфограммой под диктовку |
20.04 |
|
|||||||
14 |
Предложе-ния, текст, речь |
Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения. |
Предметные: Определять тип текста, обосновывать свою позицию. Озаглавливать текст. Отбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Познавательные: Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Регулятивные: Оценивать правильность предложенного заголовка к тексту. Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщат его в устной форме, слушать и слышать друг друга. |
Инд./ з.: передача содержания текста в соответствии с планом. Определение последовательности частей текста, составление плана. Самопроверка. |
27.04 |
|
|||||||
15 |
Звуки |
Повторяем фонетику и состав слова |
Предметные: Находить слова по заданному основанию, доказывать правильность выполнения задания Познавательные: : Оценивать правильность выполнения фонетического разбора. Обнаруживать ошибки в фонетическом разборе, объяснять и исправлять их. Находить слова по заданным основаниям. Регулятивные: Составлять по образцу описание звукового состава слова. Сравнивать звуковой состав слов, устанавливать и объяснять различия Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе). |
Инд./з.: Фонетический разбор слова Поиск ошибок в фонетическом разборе, разбор слов по составу |
04.05 |
|
|||||||
16 |
Слова |
Местоимение |
Предметные: Знакомиться с местоимением как частью речи. Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте. Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные . Находить в тексте слова по заданному основанию. Регулятивные Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Коммуникативные Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах Контролировать собственные действия по результату выполнения задания |
Инд./ з.: вычленение местоимений из предложений, замена имен существительных местоимениями, определение их лица и числа |
11.05 |
|
|||||||
|
17 |
Слова |
Правописание имён прилагатель-ных |
Предметные: Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам. Обобщать результаты наблюдений. Сравнивать род имён существительных и имён прилагательных. Определять род имён прилагательных и их синтаксическую функцию Познавательные контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом проверки написания окончаний имён прилагательных. Регулятивные: Фиксировать (графически обозначать) окончания. Доказывать написание окончаний. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). |
Инд./ з.: запись имен прилагательных с безударными окончаниями (самопроверка по вопросу) |
18.05 |
|