Рабочая программа по предмету «Чтение» для 1 класса
Приложение к АООП для обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
КОУ РА «Коррекционная школа-интернат»
(Приказ от 04.05.2016 г. № 103)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Чтение»
для 1 класса
Шадеева Любовь Мереевна
г. Горно-Алтайск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для 1 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальных нормативных актов КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ РА «Коррекционная школа-интернат».
Для реализации программного содержания используется следующие учебники:
Букварь, 1 часть, А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова, Москва, «Просвещение», 2017 г.
Букварь, 2 часть, А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова, Москва, «Просвещение», 2017 г.
Программа адресована обучающимся 1 класса с нарушением интеллекта. С учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первого семестра, в зависимости от уровня развития детей. В этот период начинается работа по формированию у обучающихся общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
Букварный период. Обучающиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.
На данный учебный предмет отведено 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год, из них 9 уроков отведены на внеклассное чтение.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися учебного предмета «Чтение» за 1 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
- различать звуки на слух и в произношении; -составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; - плавно читать слоги, слова по слогам; - участвовать в коллективной работе по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; - слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; - участвовать в коллективной работе по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; -знать 1-2 коротких стихотворения или двустишия, разученных с голоса учителя. |
- различать звуки на слух и в произношении; - анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; -плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; -отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; -слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; -знать 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. |
Содержание учебного предмета
1 четверть
Раздел 1. Добуквенный период
Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Драматизация сказки Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Драматизация сказки Выделение слов, начинающихся со звука У, их условно-графическое изображение. Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение. Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя». Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв .Подбор слов и их условно графическая фиксация с последующим «чтением». Сказка «Репка».
Раздел 2. Буквенный период
Звук и буква А. Звук и буква У. Чтение слогов Ау, Уа. Звук и буква М. Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой м (ам, ум). Звук и буква О. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. Звук и буква Х. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Звук и буква С.
2 четверть
Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Звук и буква Нн. Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква Ыы. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Звук и буква Лл. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Звук и буква Вв. Звук и буква Ии. Дифференциация звуков Ы и И. Звук и буква Шш. Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш. Дифференциация звуков С и Ш. Практические упражнения в чтении слов со слогом ши. Звук и буква Пп. Звук и буква Тт. Звук и буква Кк.
Звук и буква Зз. Звук и буква Рр.
3 четверть
Дифференциация звуков Р и Л. Звук и буква й. Дифференциация звуков и и й. Звук и буква Жж. Дифференциация звуков Ж и Ш. Звук и буква Бб. Дифференциация звуков Б и П. Звук и буква Дд. Дифференциация звуков Д и Т. Звук и буква Гг. Дифференциация звуков Г и К.
Буква ь. Чтение слов с ь. Чтение слов со стечением согласных. Буква Ее. Чтение изученных слоговых структур. Буква Яя. Дифференциация А и Я. Буква Юю. Дифференциация У и Ю.
Буква Ёё. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. Звук и буква Чч.
4 четверть
Практические упражнения в чтении слов с ча и чу. Чтение слов с ча и чу. Звук и буква Фф.
Дифференциация слогов и слов с В и Ф. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация и чтение слогов (ва – фа) и слов (Ваня – Федя). Звук и буква Цц. Дифференциация слогов и слов с С и Ц. Дифференциация и чтение слогов (са – ца) и слов (свет – цвет). Звук и буква Ээ. Звук и буква Щщ. Чтение текстов. Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу. Буква ъ. Чтение слов с ъ. Дифференциация и чтение слов (сели – съели). Чтение и дифференциация слов с ь и ъ знаком. Закрепление чтения слов с ь ъ знаком. Дифференциация ь и ъ знака в процессе чтения.
Форма организации учебных занятий - урок.
Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: наблюдение, работа с книгой, систематизация знаний, слушание, работа с дидактическими материалами, просмотр презентаций, прослушивание музыкальных отрывков и аудиозаписей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
|||
1 четверть (24 часа) |
||||
Раздел 1. Добуквенный период. |
||||
1 |
Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. |
1 |
03.09 |
|
2 |
Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности. |
1 |
04.09 |
|
3 |
Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись. |
1 |
05.09 |
|
4 |
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Драматизация сказки «Курочка. Ряба». |
1 |
10.09 |
|
5 |
Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. |
1 |
11.09 |
|
6 |
Различение неречевых звуков окружающей действительности. Драматизация сказки «Колобок». |
1 |
12.09 |
|
7 |
Выделение слов, начинающихся со звука У, их условно-графическое изображение. |
1 |
17.09 |
|
8 |
Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением. |
1 |
18.09 |
|
9 |
Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение. |
1 |
19.09 |
|
10 |
Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию. |
1 |
24.09 |
|
11 |
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя». |
1 |
25.09 |
|
12 |
Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв. |
1 |
26.09 |
|
13 |
Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» . Сказка «Репка». |
1 |
01.10 |
|
Раздел 2. Буквенный период. |
||||
14 |
Звук и буква А. |
1 |
02.10 |
|
15 |
Звук и буква У. |
1 |
03.10 |
|
16 |
Чтение слогов Ау, Уа. |
1 |
08.10 |
|
17 |
Звук и буква М. |
1 |
09.10 |
|
18 |
Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой м (ам, ум). |
1 |
10.10 |
|
19 |
Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой м (ам, ум). |
1 |
15.10 |
|
20 |
Звук и буква О. |
1 |
16.10 |
|
21 |
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. |
1 |
17.10 |
|
22 |
Звук и буква Х. |
1 |
22.10 |
|
23 |
Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. |
1 |
23.10 |
|
24 |
Звук и буква С. |
1 |
24.10 |
|
2 четверть (24 часа) |
||||
25 |
Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала. |
1 |
05.11 |
|
26 |
Звук и буква Нн. |
1 |
06.11 |
|
27 |
Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
07.11 |
||
28 |
Звук и буква Ыы. |
1 |
12.11 |
|
29 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
13.11 |
|
30 |
Звук и буква Лл. |
1 |
14.11 |
|
31 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
19.11 |
|
32 |
Звук и буква Вв. |
1 |
20.11 |
|
33 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
21.11 |
|
34 |
Звук и буква Ии. |
1 |
26.11 |
|
35 |
Дифференциация звуков Ы и И. |
1 |
27.11 |
|
36 |
Звук и буква Шш. |
1 |
28.11 |
|
37 |
Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш. |
1 |
03.12 |
|
38 |
Дифференциация звуков С и Ш. |
1 |
04.12 |
|
39 |
Практические упражнения в чтении слов со слогом ШИ. |
1 |
05.12 |
|
40 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
10.12 |
|
41 |
Звук и буква Пп. |
1 |
11.12 |
|
42 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
12.12 |
|
43 |
Звук и буква Тт. |
1 |
17.12 |
|
44 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
18.12 |
|
45 |
Звук и буква Кк. |
1 |
19.12 |
|
46 |
Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. |
1 |
24.12 |
|
47 |
Звук и буква Зз. |
1 |
25.12 |
|
48 |
Звук и буква Рр. |
1 |
26.12 |
|
3 четверть ( 27 часов) |
||||
49 |
Дифференциация звуков Р и Л. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
14.01 |
|
50 |
Звук и буква й. |
1 |
15.01 |
|
51 |
Дифференциация звуков и и й. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
16.01 |
|
52 |
Звук и буква Жж. |
1 |
21.01 |
|
53 |
Дифференциация звуков Ж и Ш. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
22.01 |
|
54 |
Звук и буква Бб. |
1 |
23.01 |
|
55 |
Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
28.01 |
|
56 |
Звук и буква Дд. |
1 |
29.01 |
|
57 |
Дифференциация звуков Д и Т. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
30.01 |
|
58 |
Звук и буква Гг. |
1 |
04.02 |
|
59 |
Дифференциация звуков Г и К. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
05.02 |
|
60 |
Буква ь. |
1 |
06.02 |
|
61 |
Чтение слов с ь. |
1 |
11.02 |
|
62 |
Чтение слов со стечением согласных. |
1 |
12.02 |
|
63 |
Буква Ее. |
1 |
13.02 |
|
64 |
Закрепление пройденного материала. |
1 |
25.02 |
|
65 |
Буква Яя. |
1 |
26.02 |
|
66 |
Дифференциация А и Я |
1 |
27.02 |
|
67 |
Буква Юю. |
1 |
04.03 |
|
68 |
Дифференциация У и Ю. |
1 |
05.03 |
|
69 |
Буква Ёё. |
1 |
06.03 |
|
70 |
Закрепление пройденного материала. |
1 |
11.03 |
|
71 |
Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
1 |
12.03 |
|
72 |
Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. |
1 |
13.03 |
|
73 |
Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. |
1 |
18.03 |
|
74 |
Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
1 |
19.03 |
|
75 |
Звук и буква Чч. |
1 |
20.03 |
|
4 четверть ( 24 часов) |
||||
76 |
Практические упражнения в чтении слов с ча и чу. |
1 |
01.04 |
|
77 |
Чтение слов с ча и чу. |
1 |
02.04 |
|
78 |
Звук и буква Фф. |
1 |
03.04 |
|
79 |
Дифференциация слогов и слов с В и Ф. |
1 |
08.04 |
|
80 |
Дифференциация и чтение слогов (ва – фа) и слов (Ваня – Федя). |
1 |
09.04 |
|
81 |
Звук и буква Цц. |
1 |
10.04 |
|
82 |
Дифференциация слогов и слов с С и Ц. |
1 |
15.04 |
|
83 |
Дифференциация и чтение слогов (са – ца) и слов (свет – цвет). |
1 |
16.04 |
|
84 |
Чтение изученных слоговых структур. |
1 |
17.04 |
|
85 |
Звук и буква Ээ. |
1 |
22.04 |
|
86 |
Закрепление пройденного материала. |
1 |
23.04 |
|
87 |
Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
1 |
24.04 |
|
88 |
Звук и буква Щщ. |
1 |
29.04 |
|
89 |
Чтение текстов. |
1 |
30.04 |
|
90 |
Чтение изученных слоговых структур. |
1 |
01.05 |
|
91 |
Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу. |
1 |
06.05 |
|
92 |
Буква ъ. |
1 |
07.05 |
|
93 |
Чтение слов с ъ. Дифференциация и чтение слов (сели – съели). |
1 |
08.05 |
|
94 |
Чтение и дифференциация слов с ь и ъ знаком. |
1 |
13.05 |
|
95 |
Чтение слов, предложений, текста. |
1 |
14.05 |
|
96 |
Закрепление пройденного материала. Чтение текстов. |
1 |
15.05 |
|
97 |
Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. |
1 |
20.05 |
|
98 |
Чтение слоговых таблиц. |
1 |
21.05 |
|
99 |
Чтение предложений и текстов. |
1 |
22.05 |
Лист корректировки
календарно-тематического планирования
Дата внесения изменений, дополнений |
Содержание, причина корректировки |
Согласование с заместителем директора |
Дата проведения |
Подпись лица внесшего запись |