АННОТАЦИЯ
Название программы: | «Технология» Образовательная система «Перспектива» |
Цель изучения предмета: | Цели изучения технологии в начальной школе: - приобретение личного опыта как основы обучения и познания; - приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; - формирование позитивного эмоционально"ценностного от" ношения к труду и людям труда. Основные задачи курса: - духовно-нравственное развитие учащихся; - освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; -развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; - знакомство с современными профессиями.
|
Основное содержание учебного курса: | Давайте познакомимся - 3 часа Человек и земля - 21 час Человек и вода - 3 часа Человек и воздух - 3 часа Человек и информация - 3 часа В учебном плане на изучение данного курса отводится 33 часа (1 час в неделю) |
Основные педагогические технологии обучения: | Организация самостоятельной работы, проектной деятельности, учебно-исследовательской деятельности, творческой деятельности, организации группового взаимодействия, рефлексивного обучения, оценки достижений и самоконтроля. |
Требования к результатам освоения предмета | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок; - чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам; - использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия; - комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; - использовать одну технологию для изготовления разных изделий; - применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности; - оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования и на основе программы по технологии (Авторы: Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В.,), а также в соответствии со следующими нормативными правовыми документами (согласно приложению 1)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс;
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс;
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс;
4. Электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология» (CD).
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи предмета:
- духовно-нравственное развитие учащихся;
- освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отличительной особенность курса технология заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В обязательной части учебного плана в 1-ом классе отводится 33 часа для изучения учебного предмета «Технология». (1 час, 33 учебные недели). Из части, формируемой участниками образовательных отношений выделен 1 час для усиления базового уровня, обеспечивающий реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. Всего на изучение предмета отведено 33 часов (1 часов в неделю, 33 учебные недели).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Ценностные ориентиры изучения предмета «Технология» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Перспектива»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Технология»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учеников в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Давайте познакомимся (3 часа)
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология?
Человек и земля (21 час)
Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Человек и вода (3 часа)
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Человек и воздух (3 часа)
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Человек и информация (3 часа)
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Содержание предмета представлено следующими основными разделами:
общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
•название темы урока;
•краткая вводная беседа;
•основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
•информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
•итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные универсальные учебные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к тому или иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные универсальные учебные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями е реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи, интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпередметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Полугодие, четверть | Наименование разделов и тем | Всего часов | Практическая часть | |||||||
Лабораторные, практические работы, сочинения | Контрольные работы | Самостоятельные работы учащихся, проектная, исследовательская деятельность, экскурсии | ||||||||
1 четверть | «Давайте познакомимся» | 3 | ||||||||
«Человек и земля» | 6 | |||||||||
2 четверть | «Человек и земля» | 7 | ||||||||
3 четверть | «Человек и земля» | 8 | ||||||||
«Человек и вода» | 2 | |||||||||
4 четверть | «Человек и вода» | 1 | ||||||||
«Человек и воздух» | 3 | |||||||||
«Человек и информация» | 3 | |||||||||
Итого: | 33 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
На основе Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14 15 в текущей оценочной деятельности целесообразно использование традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале.
На основании данного методического письма отметки учащимся 1-х классов в течении всего первого года не выставляются.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Класс | Учебник (автор, название, год издания, кем рекомендован, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Интернет - ресурсы |
1 кл. | Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс. 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
| 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии: 1 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:Просвещение, 2014.
| Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс | Поисковые системы, электронные энциклопедии и словари (http://www.megabook.ru,http://www.vedu.ru,http://www.ozhegov.org,http://www.agakids.ru). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс;
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс;
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс;
4. Электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология» (CD).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2013.
2. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2013.
3. Роговцева, Н. И. Технология. 1–4 классы. Рабочие программы Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М. : Просвещение, 2013.
4. Роговцева, Н. И. Уроки технологии: человек, природа, техника : 1 кл. : пособие для учителя / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.
5. Технология. 1 класс [Электронный ресурс] : электронное приложение к учебнику / С. А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсуридзе, В. А. Мотылева. – М. : Просвещение, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2013.
2. Роговцева, Н. И. Технология. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – М. : Просвещение, 2013.
Данные об авторе
Бирюкова Айсылу Фанитовна
МБОУ СОШ № 6, учитель начальных классов
Адрес работы: г. Сургут, ул. Энтузиастов, 49; тел. 45-72-41
Контактная информация: д. тел. 8 9324094439
Календарно-тематическое планирование (технология)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов учебной деятельности | Контрольно- оценочная деятельность (вид, форма) | Дата проведения | ||||
учащийся научится | учащийся сможет научиться | План | Факт | ||||||||
1 четверть – 9 часов | |||||||||||
«Давайте познакомимся» - 3 часа | |||||||||||
1 | Урок – путеше-ствие «Как ра-ботать с учеб-ником. Я и мои друзья. | 1 | ПР | Что такое технология? Чему можно научиться на уроках технологии? Цель: познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями. | различать средства познания окружающего мира; различать инструменты и материалы; называть виды предметно-практической деятельности; организовывать рабочее место. | овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления добывают необходимую информацию из материала учебника умеют вступать в речевое общение | Текущий | 04.09 | |||
2 | Урок – викторина «Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | 1 | ПР | С какими материалами мы будем работать на уроках. Какие инструменты нам потребуются. | различать инструменты и материалы; называть виды предметно-практической деятельности; организовывать рабочее место. | Знакомство с учебником, рабочей тетрадью, условными обозначениям и, критериями оценки изделия по разным основаниям. | Текущий | 11.09 | |||
3 | Урок – игра «Что такое тех-нология» | 1 | ПР | Что изучают на уроках технологии. | Понимание значимости предмета «Технология» в жизни; уметь обосновывать свой ответ. | Иметь представление о содержании предмета «Технология» и его связи с другими учебными дисциплинами, с практикой личного жизненного опыта учащихся | Текущий | 18.09 | |||
«Человек и земля» - 21 час | |||||||||||
4 | Урок – сказка «Природный материал. Аппликация из листьев» | 1 | ПР | Дать представление о мире природы и о предметном мире, созданном человеком; показать красоту окружающего мира. | Научатся различать средства познания окружающего мира; различать инструменты и материалы; называть виды предметно-практической деятельности. | Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью | Текущий | 25.09 | |||
5 | Пластилин. Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | 1 | ПР | Какие инструменты и приспособления нужны для работы с пластилином | приемам работы с пластилином | Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью | Текущий | 02.10 | |||
6 | Урок-сказка Пластилин. «Мудрая сова». | 1 | ПР | познакомить детей со свойствами пластилина, учить работать по плану. | подготавливать природный материал к работе; познакомятся с видами и свойствами материалов; научатся правилам безопасной работы с ними | Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью | Текущий | 09.10 | |||
7 | Урок-путешествие. Растения. Заго-товка семян. | 1 | ПР | Формировать навык ухода за растениями, интерес и уважение к труду человека, знакомить с первоначальными умениями проектной деятельности. | ухаживать за растениями Узнают о роли растений в жизни человека, профессиях, связанных с выращиванием растений. | Познакомятся с терминами проект, композиция, с частями растений, с первоначальными умениями проектной деятельности. | Текущий | 16.10 | |||
8 | Проект «Осенний урожай». Лепка. «Овощи из пластилина». | 1 | ПР | Какие садовые и огородные растения мы знаем | Научатся ухаживать за растениями. Узнают о роли растений в жизни человека, профессиях, связанных с выращиванием растений. | Познакомятся с терминами проект, композиция, с частями растений, с первоначальными умениями проектной деятельности. | Текущий | 23.10 | |||
9 | Работа с бумагой. «Закладка для книги». Урок-ярмарка | 1 | ПР | Из чего и как делают бумагу? Какими свойствами обладает бумага? | Научатся: пользоваться шаблоном для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи клея. | познакомятся с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними. | Текущий | 30.10 | |||
2 четверть – 7 часов | |||||||||||
10 | «Волшебные фигуры (орна-мент)». Урок-соревнование | 1 | ПР | Какие инструменты нужны для работы с бумагой | Научатся: пользоваться шаблоном для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи клея; познакомятся с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними. | Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью. | Текущий | 13.11 | |||
11 | Работа с пластилином и природным материалом. «Пчелы и соты». | 1 | ПР | Где живут пчёлы и какую пользу они приносят человеку | Научатся соединять детали при помощи пластилина. | Понимание значимости животных, осознание необходимости бережного отношения к ним. | Текущий | 20.11 | |||
12 | Дикие животные. Работа с пластилином. Коллаж «Дикие животные» | 1 | ПР | Где живут дикие звери? Приносят ли они человеку пользу? Что такое коллаж? | Научатся приемам лепки из пластилина, составлять коллаж. | Понимание уникальности каждого живого существа, понимание важности приобретаемых знаний | Текущий | 27.11 | |||
13 | Работа с пластилином. Лепка домашнего любимца. «Котенок» | 1 | ПР | Как вылепить домашних животных? Цель: познакомить учащихся со значением для человека домашних животных, с уходом за домашними животными; развивать навыки в овладении приемами лепки из пластилина; обучать навыкам самостоятельного планирования и организации деятельности. | Научатся приёмам работы с пластилином, применять в практической деятельности | Понимание важности животных в жизни человека, осознание необходимость бережного отношения к природе. | Текущий | 04.12 | |||
14 | Проект «Украшаем класс к новому году». Работа с бумагой. | 1 | ПР | Как выполнить елочную игрушку из полосок цветной бумаги? Цель: научить приемам обрывания бумаги по контуру рисунка, конструированию изделий, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности; познакомить со значением труда и праздников в жизни человека. | Научатся: пользоваться шаблоном для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи клея; познакомятся с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними. | Понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности. | Текущий | 11.12 | |||
15 | Работа с бумагой. «Украшение на ёлку» | 1 | ПР | Что такое праздник. Использование разных материалов для достижения цели. | Соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью. | Структурируют свои знания, объясняют значения терминов, самостоятельно составляют алгоритм деятельности | Текущий | 18.12 | |||
16 | Работа с бумагой. «Украшение на ёлку» | 1 | ПР | Как выполнить елочную игрушку из полосок цветной бумаги? Цель: научить приемам обрывания бумаги по контуру рисунка, конструированию изделий, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности; познакомить со значением труда и праздников в жизни человека. | Научатся: пользоваться шаблоном для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи клея; познакомятся с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними. | Понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности. | Текущий | 25.12 | |||
3 четверть – 10 часов | |||||||||||
17 | Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток». | 1 | ПР | Как изготовить домик из гофрированного картона? Цель: познакомить с разнообразными видами построек, использованием различных материалов; развивать навыки работы с шаблонами, пространственное воображение. | Научатся: делать макет дома из картона; узнают о разнообразных видах построек; познакомятся с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними. | Ориентирование на оценку результатов собственной деятельности. | Текущий | 15.01 | |||
18 | Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница» | 1 | ПР | Как вылепить предметы посуды из целого куска пластилина? Цель: научить приемам лепки из целого куска пластилина; продолжать формировать умение работы в группе; познакомить с технологией изготовления посуды, материалами, из которых ее изготавливают, функциями посуды, правилами сервировки стола; формировать навык правильного поведения за столом. | Научатся: новым приёмам лепки: из целого куска пластилина; узнают о материалах, из которых изготавливается посуда, виды посуды и её функции. | Проявление положительного отношения к занятиям предметно — практической деятельностью | Текущий | 22.01 | |||
19 | Свет в доме. Работа с бумагой и картоном. «Торшер» | 1 | ПР | Как выполнить модель торшера? Цель: показать разнообразие освещения домов в разные исторические периоды; познакомить с правилами работы с шилом, развивать навык вырезывания по окружности. | Научатся: пользоваться шаблоном для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи клея; познакомятся с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними. | Контролируют свои действия в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Текущий | 29.01 | |||
20 | Мебель Изделие: «Стул» | 1 | ПР | Какую функцию выполняет мебель? Кто её придумывает? | Научатся: пользоваться шаблоном для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи клея; познакомятся с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними. | Проявление интереса и стремления к новым знаниям, приобретению новых умений | Текущий | 05.02 | |||
21 | Одежда Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток» | 1 | ПР | Как создать разные виды кукол из ниток по одной технологии? Цель: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; развивать мышление, внимание, воображение, глазомер; воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к одежде и внимание к своему внешнему виду. | Научатся: пользоваться выкройкой для разметки изделия, соединять детали изделия при помощи ниток; познакомятся с видами и свойствами ткани, правилами безопасной работы | Адекватная самооценка собственных учебных достижений, соблюдение правил бережного отношения к одежде. | Текущий | 12.02 | |||
22 | Учимся шить. Правила безопасной работы с иглой. | 1 | ПР | Цель: научить выполнять простейшие швы, развивать мышление, внимание, глазомер; воспитывать мотивацию к работе руками, усидчивость, старание. | Научатся определять различные виды стежков: прямые, с перевивом змейкой, с перевивом спиралью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью и нитками | Понимание ценности знаний для человека | Текущий | 04.03 | |||
23 | Учимся шить. Изделие: “Закладка с вышивкой”. | 1 | ПР | Зачем нужно уметь шить? Какие инструменты нужны для шитья? | Научатся определять различные виды стежков: прямые, с перевивом змейкой, с перевивом спиралью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью и нитками | Планируют собственную деятельность в форме сличения полученного изделия с образцом | Текущий | 11.03 | |||
24 | Учимся шить. Изделие: «Способы пришивания пуговиц» | 1 | ПР | Как пришить пуговицу с двумя и четырьмя отверстиями? Как оформить игрушки при помощи пуговиц? Цель: пришивать пуговицы; дать представление о видах пуговиц; развивать мышление, внимание, глазомер; воспитывать мотивацию к работе руками, усидчивость, старание. | Научатся: выполнять простейшие швы, пришивать пуговицы; овладеют технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоят правила техники безопасности. | Осмысление информации, осуществление её поиска в учебнике, анализ технологического процесса по изготовлению изделия, внесение в него при необходимости изменений. | Текущий | 18.03 | |||
«Человек и вода» - 3 часа | |||||||||||
25 | Вода в жизни человека и растений. Проращивание семян. | 1 | ПР | Как прорастить семена? Цель: познакомить со значением воды в жизни людей, животных и растений. | Научатся: производить посадку и уход за семенами; узнают о значении воды в жизни людей, животных, растений, о порядке действий при выращивании растений. | Проявление интереса к окружающему миру, понимание необходимости бережного отношения к воде. | Текущий | 01.04 | |||
26 | Питьевая вода. Изделие: “Колодец”. | 1 | ПР | Откуда появляется вода в нашем доме? | Научатся: отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. | Проявление интереса к изучению окружающего мира. | Текущий | 08.04 | |||
4 четверть – 7 часов | |||||||||||
27 | Передвижение по воде. Проект “Речной флот”, “Плот”. | 1 | ПР | Как создать из бумаги модель плота? Цель: познакомить с передвижением по воде и перевозкой грузов, водным транспортом, с общими представлениями о конструкции; обучить приемам составления композиции. | Научатся: различать виды водного транспорта, проводить эксперименты, новым приёмам работы с бумагой (складывание); выполнять изделия из бумаги. | Проявлять интерес к изучению окружающего мира, положительные отношения к занятиям предметно-практической деятельности | Текущий | 15.04 | |||
«Человек и воздух» - 3 часа | |||||||||||
28 | Использование ветра. Изделие: Вертушка”. | 1 | ПР | Где используется сила ветра? | Научатся: пользоваться новыми видами разметки при помощи линейки; узнают о значении воздуха в жизни на Земле, об использовании человеком силы ветра | Определяют учебную задачу урока; соблюдают последовательность технологических операций; строят понятные речевые высказывания, вступают в учебный диалог. | Текущий | 22.04 | |||
29 | Полеты птиц. Изделие: ”Попугай”. | 1 | ПР | Как отличить птиц от зверей? Приносят ли птицы пользу? | Научатся: выполнять мозаику в новой технике «рваная бумага»; рационально размещать материалы и инструменты; закрепят навыки работы с бумагой и клеем. | Понимать, что охрана природы — это дело каждого человека, соблюдение основных моральных норм поведения | Текущий | 29.04 | |||
30 | Полеты человека. Изделие: “Самолетик”, “парашют”. | 1 | ПР | Как выполнить модель самолета? Цель: познакомить учеников с разными видами летательных аппаратов; провести эксперимент и сделать выводы. | Научатся: проводить эксперимент с бумагой и делать выводы (опыт с листом бумаги). | Умение работать в коллективе сверстников | Текущий | 06.05 | |||
«Человек и информация» - 3 часа | |||||||||||
31 | Способы общения. Изделие: “письмо на глиняной дощечке”. | 1 | ПР | Как создать рисунок на пластичном материале при помощи продавливания? Цель: развивать способности ориентироваться в информации разного вида; воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности; познакомить со способами общения людей друг с другом, о развитии письменности, использовании различных материалов для передачи всевозможной информации. | Научатся: способам получения и передачи информации, получат знания о развитии письменности и использовании различных материалов для передачи всевозможной информации. | Формирование личностного смысла учения | Текущий | 13.05 | |||
32 | Важные телефонные номера, Правила движения. Практическая работа: «Важные телефонные номера». | 1 | ПР | Как изобразить графический маршрут из дома до школы? Цель: познакомить с современными средствами связи, правилами дорожного движения; развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление. | Научатся: ориентироваться в дорожных знаках, объяснять их значение; осуществлять поиск информации и её передачи. Выучат важные телефонные номера. | Проявлять интерес к информационной и коммуникационной деятельности, ориентироваться на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Текущий | 20.05 | |||
33 | Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. Викторина. Выставка работ. | 1 | ПР | Какие правила безопасности соблюдали при выполнении практических работ. | Научатся обобщать и систематизировать знания по всем темам курса, проверят степень усвоения знаний, выделив то, что подлежит усвоению. | Проявление интереса к информационной и коммуникационной деятельности | Текущий | 24.05 |
25