Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1 класся (УМК под ред. В.И. Ляха)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре УМК «Школа России»
Количество часов на год-99 часов.
Всего в неделю – 3 часов.
Уровень: базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), основной образовательной программы начального общего образования школы, примерной программы по предмету физическая культура Лях.
Цель обучения – содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника, освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и формирования основ здорового образа жизни.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
развитие координационных способностей (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам деятельности;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Учитывая возрастные особенности первоклассников программный материал делится на три раздела – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности, физическое совершенство. Первый раздел изучает историю физической культуры, правила предупреждения травматизма, характеристику основных физических качеств. Изучение этого раздела происходит в процессе уроков. Раздел способы физкультурной деятельности включает в себя- самостоятельные занятия, самостоятельные наблюдения за физическим развитием, самостоятельные игры и развлечения. Раздел физическое совершенство включает в себя материал по легкой атлетике, по гимнастике, по подвижным и спортивным играм, раздел лыжные гонки заменен на кроссовую подготовку. В связи с требованиями стандарта второго поколения 20% программного материала отведено на внутрипредметный модуль мини-футбол.
Ведущие принципы:
принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Формы организации образовательного процесса
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной программы уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной.
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.).
Используются современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного
предмета «физическая культура» должны знать:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о способах и особенностях достижений, передвижений;
- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем
- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
-о причинах травматизма на уроках физической культуры.
Уметь:
выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;
выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;
выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед), стойку на лопатках;
выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
выполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);
выполнять на основе танцевальных упражнений шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону;
выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;
выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».
По окончании учебного года учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
физические способности |
физические упражнения |
мальчики |
девочки |
скоростные |
бег 30 м, сек |
5,6 |
5,8 |
скоростно-силовые |
прыжок в длину с места, см |
155 и более |
150 и более |
силовые |
подтягивание - на высокой перекладине для мальчиков, кол-во раз - на низкой перекладине для девочек, кол-во раз |
4 и выше |
12 и выше |
выносливость |
1000м в сочетании с ходьбой |
Уметь выполнять |
Уметь выполнять |
координационные |
челночный бег 3х10 м |
9,9 |
10,2 |
гибкость |
наклон вперед из положения сидя, см |
9 и более |
11,5 и более |
п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
1 класс |
||
1. |
Основы знаний о физической культуре |
в процессе урока |
2 |
Физическое совершенство |
79 |
2.1 |
Легкая атлетика |
23 |
2.2 |
Кроссовая подготовка |
12 |
2.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
21 |
2.4 |
Подвижные игры На основе баскетбола |
23 |
3 |
Предметный модуль |
20 |
3.1 |
Мини-футбол |
20 |
Итого |
99 |
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре.
Естественные основы
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Строение тела человека, положение тела в пространстве.
Социально-психологические основы
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка)..
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила игры по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Легкая атлетика
Терминология легкой атлетики. Правила проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Мини- футбол
Терминология избранной игры. Правила проведения соревнований по мини-футболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Двигательная деятельность
(с учетом медицинских показаний)
Легкая атлетика(23 часов)
Ходьба: обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различными положениями рук, под счет учителя, коротким, средним и длинным шагом.
Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам.
Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 метров; по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3по 5, 3 по 10м; эстафеты с бегом на скорость.
Бег с ускорениями от 10 до 15 м, соревнования до 60 м.
Прыжки в длину с места, в высоту с 4-5 шагов разбега, прыжки через скакалку.
Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; в цель с расстояния 3-4 м.
Упражнения общей физической подготовки. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Кроссовая подготовка (12 часов)
Равномерный, медленный бег до 3 мин.
Бег в чередовании с ходьбой до 1 км.
Упражнения общей физической подготовки. Подвижные игры и эстафеты на местности с преодолением препятствий
Подвижные игры
Подвижные игры на закрепление навыков бега: «К своим флажкам», « Два мороза», «Пятнашки».
Подвижные игры на закрепление навыков прыжков: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры».
Подвижные игры на закрепление навыков метания: «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель».
Подвижные игры на основе баскетбола (23 час)
Стойка баскетболиста. Перемещения, передвижения боком, спиной, остановка прыжком.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Ловля и передача мяча двумя руками от груди. Ведение мяча на месте, шагом, бегом.
Подвижные и игры с элементами баскетбола. Эстафеты баскетболиста
Мини-футбол (20 часов)
Стойки игрока. Перемещения в стойке игрока приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения , старты из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Удары по неподвижному и катящему мячу.
Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения.
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.
Игра вратаря.
Комбинации из освоенных элементов : ведение, удар, (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.
Нападение в игровых заданиях 3:1 , 3:2, 2:1, с атакой и без атаки ворот.
Игра по упрощенным правилам.
Гимнастика с элементами акробатики (21 часов)
Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
ОРУ с большими и малыми мячами, со скакалкой.
Построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям. Размыкание и смыкание приставными шагами на вытянутые руки. из одной шеренги в две, передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры. Повороты направо, налево. Команды «Шагом марш!», «Класс, стой!»
Кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону.
Лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке.
Перелезание через гимнастического козла.
Тематическое календарно-поурочное планирование курса «Физическая культура», 1 класс.Принятые сокращения:
ЗУН – знания, умения, навыки
СБУ – специальные беговые упражнения
ОРУ – общеразвивающие упражнения
№ |
Тема/Тема урока |
Кол-во час. |
Дата |
Легкая атлетика Гимнастика. |
27 |
||
1. (1) |
Построение. Ходьба и бег. |
1 |
|
2. (2) |
Построение в одну шеренгу. Повороты на месте. Ходьба и бег. |
1 |
|
3. (3) |
Разновидности ходьбы и бега. ОРУ для верхнего плечевого пояса |
1 |
|
4(4) |
Разновидности ходьбы и бега. ОРУ для туловища. |
1 |
|
5(5) |
Разновидности ходьбы и бега. ОРУ для ног. |
1 |
|
6. (6) |
Прыжки. Комплекс ОРУ. |
1 |
|
7. (7) |
Прыжки. Комплекс ОРУ. |
1 |
|
8. (8) |
Метание малого мяча. |
1 |
|
9(9) |
Метание малого мяча. |
1 |
|
10 (10) |
Метание малого мяча. |
1 |
|
11(11) |
Челночный бег 3*10 |
1 |
|
12(12) |
Челночный бег 3*10 |
1 |
|
13(13) 14(14) |
Челночный бег 3*10 |
2 |
|
15 |
Подвижные игры на закрепление навыка бега |
1 |
|
16 |
Подвижные игры на закрепление навыка бега |
1 |
|
17.м 1 |
Стойки. Передвижения, перемещения. |
1 |
|
18 |
Подвижные игры на закрепление навыка бега |
1 |
|
19 |
Подвижные игры на закрепление навыка прыжков. |
1 |
|
20 м2 |
Стойки. Передвижения, перемещения. |
1 |
|
21 |
Подвижные игры на закрепление навыка прыжков. |
1 |
|
22 |
Подвижные игры на закрепление навыка прыжков. |
1 |
|
23 м3 |
Стойки. Передвижения, перемещения. |
1 |
|
24 |
Подвижные игры на закрепление навыков прыжков. |
1 |
|
25 |
Подвижные игры на закрепление навыков метания. |
1 |
|
26-27 |
Подвижные игры на закрепление навыков метания. |
2 |
|
Гимнастика с элементами акробатики |
21 |
||
28-29(1-2) |
Весы. Лазанье |
2 |
|
30-(3) |
Техника безопасности на занятиях по гимнастике. Строевые упражнения. Висы. Лазанье. |
1 |
|
31м(4) |
Удары по мячу. |
1 |
|
32-33(4-5) |
Акробатика. Группировка. Перекаты в группировке. |
2 |
|
34м(5) |
Удары по мячу. |
1 |
|
35-36(6-7) |
Группировки. Перекаты в группировке. |
2 |
|
37м (6) |
Удары по мячу |
1 |
|
38-39(8-9) |
Кувырок вперед |
2 |
|
40м (7) |
Удары по мячу |
1 |
|
41-42 (10-11) |
Стойка на лопатках с согнутыми ногами |
2 |
|
43-44 (12-13) |
Акробатическая комбинация. |
2 |
|
45-46 (14-15) |
Опорный прыжок. Лазание. |
2 |
|
47-48 (16-17) |
Опорный прыжок. Лазание. |
2 |
|
Подвижные игры на основе баскетбола. |
23 |
||
49-50 (1-2) |
Ловля и передача мяча на месте. |
2 |
|
51м (8) |
Остановка мяча. |
1 |
|
52-54 (3-5) |
Ловля и передача на месте. |
3 |
|
55-м (9) |
Остановка мяча |
1 |
|
56-58 (6-8) |
Ведение мяча. |
3 |
|
59м(10) |
Сочетание изученных приемов. |
1 |
|
60-61(9-10) |
Бросок мяча в кольцо. |
2 |
|
62м (11) |
Сочетание изученных приемов. |
1 |
|
63-64(11-12) |
Бросок мяча в кольцо. |
2 |
|
65-67(13-15) |
Закрепление техники владения мячом |
3 |
|
68-69(16-17) |
Подвижная игра« Попади в обруч» |
2 |
|
70-71 (18-19) |
Подвижная игра «Мяч водящему». |
2 |
|
72м(12) |
Ведение мяча |
1 |
|
73-74 (20-21) |
Подвижная игра «Борьба за мяч» |
2 |
|
75-76 (22-23) |
Подвижная игра «Мяч в кольцо» |
2 |
|
Легкая атлетика Кроссовая подготовка |
15 |
||
77-78 (1-2) |
Прыжок в высоту с разбега |
2 |
|
79м(13) |
Ведение мяча |
1 |
|
80-81(3-4) |
Прыжок в длину с места |
2 |
|
82м(14) |
Закрепление техники владения мячом |
1 |
|
83(5) |
Техника длительного бега |
1 |
|
84 (6) |
Техника длительного бега |
1 |
|
85м (15) |
Закрепление техники владения мячом |
1 |
|
86-87(7-8) |
Тактика длительного бега |
2 |
|
88м (16) |
Закрепление техники владения мячом |
1 |
|
89(9) |
Бег 300м,500м. |
1 |
|
90м (17) |
Игровые задания |
1 |
|
91-92(10-11) |
Бег по пересеченной местности. |
2 |
|
93м(18) |
Игровые задания |
1 |
|
94(12) |
Бег по пересеченной местности |
1 |
|
95 (13) |
Техника спринтерского бега |
1 |
|
96 м(19) |
Учебная игра |
1 |
|
97 (14) |
Техника спринтерского бега |
||
98м (20) |
Учебная игра |
1 |
|
99 (15) |
Метание мяча на дальность |
1 |