Рабочая программа по предмету «Фольклорная хореография (народный танец)»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кореневская детская школа искусств им. А. М. Руденко» Кореневского района Курской области
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Фольклорная хореография (народный танец)»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»
2014 г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Фольклорная хореография (народный танец)» входит в общеобразовательную общеразвивающую программу в области музыкального искусства «Народное пение» в раздел «Предмет по выбору».
В гармоническом развитии подрастающего поколения важное место занимает хореография, в том числе, значительный ее раздел «народный танец».
Занятия народным танцем учат детей красоте и выразительности движений, способствует формированию их художественного вкуса, развитию творческих способностей.
Танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения и отношения к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития танец всегда был связан с песней, бытом, трудом и обычаями русского человека. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические и социальные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец.
Понимание красоты и непреходящей ценности своего национального танца – части духовного богатства русского народа – должно воспитывать у тех, кто его изучает, не только хороший вкус, но и вызывать чувство гордости за русский народ, прививать любовь к своей Родине.
Цель предмета – формирование и развитие на фольклорной основе исполнительских танцевальных навыков и умений обучающихся.
Задачи:
1. изучить региональные особенности русского народного танца;
2. освоить основные элементы русского народного танца;
3. развить координацию движений, ориентирование в пространстве, а так же чувство ритма обучающихся;
4. способствовать развитию и воспитанию музыкального вкуса обучающихся;
Программа предполагает формы занятий:
Программа предусматривает групповые практические занятия, которые тесно взаимодействуют между собой.
Учебная программа «Фольклорная хореография (народный танец)» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 6-17 лет. Учебное занятие проходит в форме урока (40 минут) по 2 часа один раз в неделю.
Учебно-тематический план
(основные разделы программы)
1. Освоение танцевальных движений музыкального фольклора, формирование и развитие навыков пластической и сценической выразительности в контексте создания песенно-танцевального образа;
2. Освоение основ игрового фольклора;
3. Освоение песенно-танцевальных репертуарных произведений;
4. Знакомство с народными календарными праздниками, традициями и обычаями традиционной песенно-танцевальной культуры.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема урока | Практическая часть | Период | |
Первый год обучения | ||||
1. | Введение. Язык русского танца, его лексика | Основные положения ног и рук, постановка корпуса | I четверть | |
2. | Классификация русского народного танца по жанрам | Теоретическая часть | ||
3. | Русский поклон | Правильная постановка корпуса, разучивание русского поклона | ||
4. | Понятие об устойчивых движениях – элементах, выражающих характер русского народа | хлопушки: хлопки в ладоши и удары ладонью по бедру; притопы на сильную и слабую долю такта и т.д. | ||
5. | Изучение основных элементов русского народного (фольклорного) танца | Виды танцевального шага: простой с притопом, с проскальзывающим ударом каблука | II четверть | |
6. | Хоровод. Понятие и виды. | Теоретическая часть | ||
7. | Движение в характере музыки, начало и окончание музыкальных частей | Движение на чувство динамики и ритма, с учетом размера, темпа и характера музыкального произведения | ||
8. | Основные фигуры хороводов | Соединение рук в хороводах; некоторые фигуры хороводов: круг, круг в круге, стенка | III четверть | |
9. | Сочетание отдельных простейших рисунков-фигур в орнаментальном хороводе | Прорабатывание отдельных элементов: открывание рук перед началом движения, постановка корпуса, движение головы, движение ног и т.д. | ||
10. | Построение в игровых хороводах | Соединение отдельных фигур | ||
11. | Поведение в хороводе | Приглашение к танцу – вынос ноги на каблук | IV четверть | |
12. | Игровые хороводы – «Серпы золотые», «Из-за городу гуляет», «Где был Иванушка» и др. | Навык пения песен с сочетанием движения в хороводе | ||
Второй год обучения | ||||
1. | Темп, динамика, метроритм | Движение в характере музыки с учетом ее особенностей | I четверть | |
2. | Местные особенности исполнения хороводов | Теоретическая часть | ||
3. | Изучение фигур хоровода | Постановка хоровода среднерусской полосы | ||
4. | Приуроченность хоровода к традиционным праздникам | Разучивание элементов праздничных хороводов среднерусской полосы | ||
5. | Изучение фигур хоровода | Постановка хоровода западнорусской полосы | II четверть | |
| Приуроченность хоровода к традиционным праздникам | Разучивание элементов праздничных хороводов западнорусской полосы | ||
6. | Изучение новых элементов русского танца | Шаг с носка и каблука, шаркающий шаг | III четверть | |
| | Дробная дорожка, переменный шаг | ||
| | Курский шаг, Белгородский шаг | ||
7. | Движения и положения рук, ног, постановка корпуса у отдельного исполнителя в пляске в зависимости от региональной принадлежности вокального разучиваемого произведения | - Курская область. Постановка корпуса и рук в курской пляске и хороводе; - Разучивание хореографической постановки для песни Курской области (хороводная, календарная, плясовая). - Белгородская область. Постановка корпуса и рук в курской пляске и хороводе; - Разучивание хореографической постановки для песни Курской области (хороводная, календарная, плясовая). | IV четверть | |
Третий год обучения | ||||
1. | Продолжение изучения танцевальных и песенных местных особенностей исполнения орнаментальных и игровых хороводов | - Орнаментальный хоровод-танок; - Фигуры хороводов: «змейка», «гребень». | I четверть | |
2. | Освоение новых фигур хороводов | Разучивание новых танцевальных элементов в хороводе: «прыжки», «хлопушки» | ||
3. | Продолжение изучения новых танцевальных элементов-движений | Новые движения и положения рук в танце, работа с предметом (платочек, венок, рушник и т.д.) | II чет верть | |
4. | Игровые хороводы, приуроченные к традиционным календарным праздникам | Соединение отдельных элементов-движений в танцевальную комбинацию, согласованное движение рук, ног, головы (координация, ориентирование в пространстве) | III четверть | |
5. | Хоровод с выбором невесты | Разучивание свадебного хоровода | ||
6. | Основные фигуры плясок. Работа в парах, тройках, четверках | - Работа над гибкостью тела обучающихся, развитие у них пластики, эмоциональности, моторики; - работа над проявлением индивидуальных особенностей личности; - новые соединения рук, встречающиеся в плясках, как в парах, так и в тройках и в четверках. | IV четверть | |
Четвертый год обучения | ||||
1. | Соединение танца с пением | - распределение дыхания во время исполнения (проведение упражнений); - ориентирование в пространстве, координация на сцене (проведение упражнений); | I четверть | |
2. | Пляска – один из основных жанров русского народного танца; виды плясок; некоторые местные особенности исполнения групповых плясок | Теоретическая часть, просмотр видеозаписей | ||
3. | Индивидуальная пляска мальчика и девочки во время пения, перепляс. | - Работа над правилами выхода из общей массы выступающих на сольную пляску; - Работа над постановкой сольной мужской и женской пляски; - Работа над выходом в перепляс (приглашение) и уходом на свои места | II четверть | |
4. | Продолжение изучения новых танцевальных движений-элементов | Изучение элементов: «веревочка», «моталочка», «вращения», «переборы», «молоточки», «бег», «ковырялочка» | III четверть | |
5. | Развитие индивидуальности обучающихся в танце | Постановка выходки и проходки | ||
6. | Русская кадриль: формы построения русской кадрили, местные особенности исполнения | Теоретическая часть, просмотр видеозаписей | IV четверть | |
7. | Русская кадриль | Разучивание и постановка русской кадрили |
Контрольные требования
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- основные положения рук и ног у девочек и мальчиков;
- виды танцевального шага: простой с притопом, с проскальзывающим
ударом каблука;
- хлопки в ладоши и удары ладонью по бедру;
- притопы на сильную и слабую долю такта;
- подскоки на одной, двух ногах;
- русский поклон: поясной и глубокий до земли;
- некоторые фигуры хороводов: «круг», «стена», «линии»;
- соединение изученных элементов с плясовыми песнями.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
- фигуры северного орнаментального хоровода: «восьмерка»,
«воротики», «колонна»;
- шаг с носка и каблука;
- шаркающий, переменный шаг;
- переводы рук из подготовительного во все основные положения.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- фигуры хороводов: «змейка», «гребень»;
- приглашение к танцу, приветствие гостей с хлебом-солью;
- фигуры плясок «звездочка», «карусель».
К концу четвертого года обучения обучающиеся должны знать:
- фрагменты исполнения групповых плясок;
- элементы танца «веревочка», «молоточки», «ковырялочки»;
- деление кадрилей по формам их построения: квадратные, линейные,
круговые.
К концу пятого года обучения обучающиеся должны знать:
- владеть трещотками и другими народными инструментами;
- фигуры групповых традиционных плясок;
- местные особенности исполнения хороводов и плясок.
10