Рабочая программа по предмету «Предметно-практические действия»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Предметно-практические действия» составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599
3.Постановления Правительства РФ от 18.06.1996г. №861 о Порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. № 17-253-6 и согласован с родителями. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
4.Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П. Гаврилушкиной.- С.-Пб., 2001г.
5.Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г. и требований к уровню подготовки обучающихся класса «Особый ребенок».
6. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Цель программы: создание условий способствующих развитию предметно-практической деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Создать предметно - окружающую среду для развития предметно-практической деятельности у «особых» детей;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;
3.Активизировать и развивать моторные функции детей.
Общая характеристика учебного процесса.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по предметно-практической деятельности.
Цели программы:
- развитие предметно-практической деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (интеллектуальными нарушениями);
Задачи программы:
- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- развивать тактильно-двигательное восприятие;
- учить выполнять практические действия по подражанию, действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом
перемещающегося предмета;
- развивать стойкость и переключаемость внимания.
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Предметно-практические действия» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Содержание учебного предмета
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки.
Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства.
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
сообщения новых знаний;
закрепления полученных знаний и умений;
упражнения;
повторение полученных знаний.
Личностные, предметные результаты освоения
учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты :
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, ткань).
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога.
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки.
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;
- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- играть с конструктивными материалами.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Сенсорное развитие»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1 | Диагностика. | 1 | | |
2 | Наблюдение за предметно-манипуляторной деятельностью педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте. Игровые упражнения. | 1 | | |
3 | Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидание появления предмета в двух определенных местах. Игровые упражнения. | 1 | | |
4 | Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. Игровые упражнения. | 1 | | |
5 | Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. Запоминание игрушек, которые находятся на столе. Игровые упражнения. | 2 | | |
6 | Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 1 | | |
7 | Соотнесение предмета с его изображением на картинке. | 1 | | |
2 четверть
1 | Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей. Игровые упражнения. | 2 | | |
2 | Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — сжимание-разжимание пальцев. | 2 | | |
3 | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами: - катание шариков в определенном направлении; - складывание шариков в емкости. Игровые упражнения. | 1 | | |
4 | - перекладывание предметов из одной емкости в другую; - нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания. Игровые упражнения. | 1 | | |
5 | - складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой. Игровые упражнения. | 1 | | |
6 | - нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень. Игровые упражнения. | 1 | | |
3 четверть
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1 | Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание предметов и различение их: - по цвету (красный, синий, желтый). Игровые упражнения. | 2 | | |
2 | - по форме (шар, куб). Игровые упражнения. | 2 | | |
3 | - по размеру (большой, маленький). Игровые упражнения. | 2 | | |
4 | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из 5—6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров). Игровые упражнения. | 3 | | |
5 | Сравнение плоскостных предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу. | 1 | | |
4 четверть
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1 | Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни. Игровые упражнения. | 1 | | |
2 | Размещение в ряд различных по размеру предметов. | 1 | | |
3 | Знакомство с объемными фигурами: куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним. | 2 | | |
4 | Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и т д. | 2 | | |
5 | Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. | 1 | | |
6 | Диагностика. | 1 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Ляпидевский С.С., Шостак Б.И., Клиника олигофрении. М-«Просвещение».
Власова Т.А., Певзнер М.С., О детях с отклонениями в развитии. М-«Просвещение».
Дереклеева Н.И., Справочник классного руководителя 1-4 классы М-ВАКО.
Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва ВЛАДОС.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие под редакцией И.В. Дубровиной Москва АКАДЕМИЯ.
А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва «Просвещение».
Предметы с разными свойствами.
Предметы разной формы.
Плоскостные геометрические фигуры.
Дидактическое пособие «Волшебный ящик».
Предметные картинки.
Разрезные картинки.
Конструктор «Лего».
Пластилин.
Мозаика.