12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Баннова (Медведева)83
0

Рабочая программа по предмету: "Предметно-практические действия"

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Предметно-практические действия» составлена на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599

3.Постановления Правительства РФ от 18.06.1996г. №861 о Порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. № 17-253-6 и согласован с родителями. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

4.Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.  Гаврилушкиной.- С.-Пб., 2001г.

5.Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г. и требований к уровню подготовки обучающихся класса «Особый ребенок».

6. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».


Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.

У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.



Цель программы: создание условий способствующих развитию предметно-практической деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Создать предметно - окружающую среду для развития предметно-практической деятельности у «особых» детей;

2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;

3.Активизировать и развивать моторные функции детей. 


Общая характеристика учебного процесса.

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по предметно-практической деятельности.

Цели программы:

- развитие предметно-практической деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья (интеллектуальными нарушениями);

Задачи программы:

- развивать и корректировать психические функции учащихся;

- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;

- развивать тактильно-двигательное восприятие;

- учить выполнять практические действия по подражанию, действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

- развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом

перемещающегося предмета;

- развивать стойкость и переключаемость внимания.


Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Предметно-практические действия» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.


Содержание учебного предмета

Коррекционный курс  "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки.      

Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства.

Основной формой обучения являются занятие.

Типы занятий:

сообщения новых знаний;

закрепления полученных знаний и умений;

упражнения;

повторение полученных знаний.


Личностные, предметные результаты освоения

учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. 


Личностные результаты:


Минимальный уровень: 

Формирование минимального  интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

Овладение элементарными  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

Минимальный  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.


Достаточный уровень: 

Формирование   интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

Овладение  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

Владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Потребность  участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты :

Минимальный уровень: 

-  освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;

- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, ткань).

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога.

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки.

Достаточный уровень: 

- освоение простых действий с предметами и материалами;

- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

- выполнять последовательно организованные движения;

- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- играть с конструктивными материалами.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)

Предметом итоговой оценки освоения учащегося является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Сенсорное развитие»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.


Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.






Календарно-тематическое планирование

1 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

1

Диагностика.

1



2

Наблюдение за предметно-манипуляторной деятельностью педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте. Игровые упражнения.

1



3

Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидание появления предмета в двух определенных местах. Игровые упражнения.

1



4

Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. Игровые упражнения.

1



5

Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. Запоминание игрушек, которые находятся на столе. Игровые упражнения.

2



6

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.

1



7

Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

1



2 четверть

1

Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей. Игровые упражнения.

2



2

Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — сжимание-разжимание пальцев.

2



3

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами:

- катание шариков в определенном направлении;

- складывание шариков в емкости. Игровые упражнения.

1



4

- перекладывание предметов из одной емкости в другую;

- нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания. Игровые упражнения.

1



5

- складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой. Игровые упражнения.

1



6

- нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень. Игровые упражнения.

1



3 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

1

Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание предметов и различение их:

- по цвету (красный, синий, желтый). Игровые упражнения.

2



2

- по форме (шар, куб). Игровые упражнения.

2



3

- по размеру (большой, маленький). Игровые упражнения.

2



4

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из 5—6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров). Игровые упражнения.

3



5

Сравнение плоскостных предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу.

1



4 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

1

Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни. Игровые упражнения.

1



2

Размещение в ряд различных по размеру предметов.

1



3

Знакомство с объемными фигурами: куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним.

2



4

Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и т д.

2



5

Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. 

1



6

Диагностика.

1



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Ляпидевский С.С., Шостак Б.И., Клиника олигофрении. М-«Просвещение».

Власова Т.А., Певзнер М.С., О детях с отклонениями в развитии. М-«Просвещение».

Дереклеева Н.И., Справочник классного руководителя 1-4 классы М-ВАКО.

Катаева А.А., Стребелева Е.А., Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва ВЛАДОС.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие под редакцией И.В. Дубровиной Москва АКАДЕМИЯ.

А.К.Аксёнова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва «Просвещение».

Предметы с разными свойствами.

Предметы разной формы.

Плоскостные геометрические фигуры.

Дидактическое пособие «Волшебный ящик».

Предметные картинки.

Разрезные картинки.

Конструктор «Лего».

Пластилин.

Мозаика.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.