Программа учебного предмета «Специальность — домра» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты»
Специальность - домра
программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты»
Тобольск, 2012
«Одобрено» Педагогическим советом __»___________________20___г. |
«Утверждаю» Директор ___________ (подпись) «____»___________________20___г. |
Разработчик – преподаватель МАУДОД «ДШИ имени А.А. Алябьева» города Тобольска Чегодаева Елена Витальевна
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка.
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
1.2. Срок реализации учебного предмета.
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета.
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
1.5. Цели и задачи учебного предмета.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
1.7. Методы обучения.
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета.
2.1. Сведения о затратах учебного времени.
2.2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
4.2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
6.1. Учебная литература.
6.2. Учебно-методическая литература.
6.3. Методическая литература.
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность - домра» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Специальность - домра» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность. Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: – с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность - домра»
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
1.5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность - домра»
Цели:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
• определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
• выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
• овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
• формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
• достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
• формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность - домра».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
• метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
• объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
• репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
• метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
• частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность - домра» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов.
II. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность - домра», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Индекс, наименование учебного предмета |
Трудоемкость в часах
|
Распределение по годам обучения |
||||||||||||||||||||||||
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
5-й класс |
6-й класс |
7-й класс |
8-й класс |
|||||||||||||||||||
Количество недель аудиторных занятий |
||||||||||||||||||||||||||
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
|||||||||||||||||||
ПО.01.УП.01 Специальность |
Аудиторные занятия (в часах) |
559 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
||||||||||||||||
* |
^ |
* |
^ |
* |
^ |
* |
^ |
* |
^ |
* |
^ |
* |
^ |
* |
||||||||||||
Самостоятельная работа (в часах) |
757 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
|||||||||||||||||
Максимальная учебная нагрузка (без учета консультаций) |
1316 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7,5 |
7,5 |
|||||||||||||||||
Консультации (часов в год) |
62 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|||||||||||||||||
Итоговая аттестация |
* |
*^ |
Промежуточная (экзаменационная) аттестация: зачет, контрольный урок*; экзамен ^
Итоговая аттестация: прослушивания *; итоговый экзамен ^
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета (9 класс)
Индекс, наименование учебного предмета |
Трудоемкость в часах
|
Распределение по годам обучения |
||||
Количество недель аудиторных занятий |
||||||
16 |
17 |
|||||
ПО.01.УП.01 Специальность |
Аудиторные занятия (в часах) |
82,5 |
2,5 |
2,5 |
||
* |
^ |
|||||
Самостоятельная работа (в часах) |
132 |
4 |
4 |
|||
Максимальная учебная нагрузка (без учета консультаций) |
214,5 |
6,5 |
6,5 |
|||
Консультации (часов в год) |
8 |
4 |
4 |
|||
Итоговая аттестация |
* |
^ |
Промежуточная (экзаменационная) аттестация: зачет, контрольный урок*; экзамен ^
Итоговая аттестация: прослушивания *; итоговый экзамен ^
Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие в творческих мероприятиях и культурно просветительской деятельности школы.
Домашняя работа учащегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работа над и инструктивным материалом, выучивание репертуара наизусть, чтение нот с листа и других творческих работ. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническим, концертным и учебным материалом.
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резервного учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащегося.
2.2. Годовые требования по классам
Первый класс (2 часа в неделю)
1 полугодие
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа). Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на домре. Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор медиатора (форма, материал, размер). Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции). Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти: 8-12 песен-прибауток на открытых струнах; 2 этюда; 4-6 небольших пьес различного характера.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия: Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик» и др.
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Метлов Н. «Паук и мухи»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Филиппенко А. «Цыплятки»
Ильина Р. «Козлик»
2 полугодие
Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2 до 7 позиций). Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано. Игра гамм C-dur, G-dur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны. Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации. В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти: гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих; 2 этюда; 8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
Моцарт В. А. Allegretto
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
Шаинский В. Песенка про кузнечика
Гайдн Й. Песенка
Калинников В. Журавель
Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»
Второй класс (2 часа в неделю)
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции. Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента. В течение 2 года обучения ученик должен пройти: мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от 1-го пальца (на двух струнах); штрихи в гаммах: ПП,VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности); 3-5 этюдов; 10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
1. Бах И. С. Гавот
2. Шаинский В. «Антошка», обработка Олейникова Н.
3. Римский-Корсаков Н. Мазурка
Бетховен Экосез № 2
Чайковский П. Камаринская
Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
Моцарт В.А. Майская песня
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Украинская народная песня «Ой, под вишнею»
Перселл Г. Ария
Гречанинов А. Вальс
Кабалевский Д. Клоуны
Третий класс (2 часа в неделю)
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера.
Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации). Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот. Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты). Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель. Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах). Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра за подставкой. В течение 3 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения, упражнения различных авторов; мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, c
moll, h-moll. Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F,G.
Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти: 4- 6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники; 10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Муффат Г. Буре
Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)
Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Красева М.
Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или Менуэт)
Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»
Дьяконова И. «Былина»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
Бах И.С. Весной
Рахманинов С. Русская песня
Чекалов П. Сюита «Васька-футболист» («Маскарадный марш», Песня, «Васька-футболист»).
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Освоение двойных нот в исполнении «тремоло». Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения. В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой. В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции. Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на разные виды техники.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения, упражнения различных авторов; двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором минорные (натуральный вид) - F-dur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них; 4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники; 10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Бах И. С. Рондо из сюиты h-moll
Андреев В. Вальс «Бабочка», обработка Нагорного В., перелож. Дьяконовой И.
Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», обработка Дителя В.
Госсек Ф. Тамбурин или Бетховен Л. Полонез
Русская народная песня «Соловьем залетным», обработка Камалдинова В.
Рахманинов С. Итальянская полька
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)
2. Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»
3. Цыганков А. «Веселая прогулка»
Гайдн Й. Венгерское рондо
Григ Э. Норвежский танец
Русская народная песня «У зари-то, у зореньки», обработка Городовской В.
Пятый класс (2 часа в неделю)
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально– исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле. Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие. Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники. В течение 5 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры; при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие; гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll; хроматические гаммы от звуков E, F, G; 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить: Таблица 8 1 полугодие 2 полугодие Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники/один этюд может быть заменен виртуозной пьесой). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения). Март – технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия 1. Линике И. Маленькая соната Хандошкин И. Канцона Русская народная песня «Светит месяц», обработка Цыганкова А. 2. Моцарт В.А. Турецкое рондо Глиэр Р. Вальс Сапожнин В. «Веселая скрипка»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета) 1. Данкля Ш. Концертное соло Лаптев В. Импровизация Русская народная песня «Веселая голова», обработка Лаптева В. 2. Бортнянский Д. Соната C-dur Римский–Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» Дмитриев В. «Старая карусель»
Шестой класс (2 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
В течение 6 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;
двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol (трех видов), повторение гамм за 5 класс, игра в них ломаных арпеджио; 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Бах И.С. Концерт a-moll, 1 часть
Массне Ж. Размышление
Сибирская народная песня, обработка Лаптева В.
Барчунов П. Концерт для домры
Хачатурян А. «Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ»
Цыганков А. «По Муромской дорожке» из «Старогородской сюиты»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
Лоскутов А. Концерт для домры
Глиэр Р. «У ручья»
Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обработка Городовской В.
Вивальди А. Концерт для скрипки G-dur, 1 часть
Аренский А. Незабудка
Цыганков А. Под гармошку
Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально– исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности. Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты. Самостоятельная работа над произведением. В течение 7 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений; игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов; 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения; 6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Гендель Г. Соната G–dur, 1, 2 части
Хачатурян А. Танец Эгины из балета «Спартак»
Цыганков А. Плясовые наигрыши
Марчелло Б. Скерцандо
Аренский А. Экспромт
Русская народная песня «Ах, Настасья», обработка Дителя В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета): 1.Фрескобальди Дж. Токката
2. Аренский А. Романс
3. Цыганков А. «Светит месяц», обработка русской народной песни
Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада
Сен-Санс К. Лебедь
Русская народная песня «Ходила младешенька», обработка Городовской В.
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Подготовка к выпускному экзамену. В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать: умение сыграть любую (одно- двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе; исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой solo.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
Гендель Г. Пассакалия
Венявский Г. Романс
Прокофьев С. Маски
Цыганков А. «Ах, Вермланд мой, ты прекрасен», шведская народная песня
Шнитке А. Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле»
Дварионас Б. Элегия
Щедрин Р. В подражание Альбенису
Цыганков А. «Гусляр и скоморох»
Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.
Девятый класс (2, 5 часа в неделю)
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования: - к работе над техникой в целом; - к работе над произведением, - к качеству самостоятельной работы; - к сформированности музыкального мышления. Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)
Примерный репертуарный список:
Будашкин Н. Концерт для домры, 1 часть
Эльгар Э. Капризница
Барчунов П. Элегия
Городовская В. Скоморошина
Бах И.С. Концерт a-moll для скрипки, 1 часть
Крейслер Ф. Маленький венский марш
Кюи Ц. Аппассионато
Цыганков А. Вариации на тему русской народной песни «Травушка, муравушка»
График проведения промежуточной и итоговой аттестации
Класс |
Вид контрольного прослушивания |
Месяц проведения |
Программные требования |
1 класс |
Зачет |
декабрь |
3 разнохарактерные пьесы |
Технический зачет |
март |
одна гамма, один этюд |
|
Экзамен |
май |
3 разнохарактерные пьесы. |
|
2 класс |
Технический зачет |
октябрь |
1 гаммы Этюд |
Академический концерт |
декабрь |
Две разнохарактерных пьесы. |
|
Технический зачет |
февраль |
Гамма Этюд |
|
Экзамен |
май |
3 разнохарактерных пьесы. |
|
3 класс |
Технический зачет |
октябрь |
Гамма 2 этюда на разные виды техники |
Академический концерт |
декабрь |
2 разнохарактерных пьесы. |
|
Технический зачет |
февраль |
Гамма Этюд |
|
Экзамен |
май |
3 разнохарактерных пьесы. |
|
4 класс |
Технический зачет |
октябрь |
Гамма 2 этюда на разные виды техники |
Академический концерт |
декабрь |
2 разнохарактерных пьесы. |
|
Технический зачет |
февраль |
Гамма Этюд |
|
Экзамен |
май |
3 разнохарактерные произведения, включая произведение крупной формы |
|
5 класс |
Технический зачет |
октябрь |
Гамма 2 этюда на разные виды техники /один этюд может быть заменен виртуозной пьесой |
Академический концерт |
декабрь |
2 разнохарактерных пьесы. |
|
Технический зачет |
февраль |
Гамма Этюд |
|
Экзамен |
май |
3 разнохарактерные произведения, включая произведение крупной формы |
|
6 класс |
Технический зачет |
октябрь |
1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы) |
Академический концерт |
декабрь |
2 разнохарактерных пьесы. |
|
Технический зачет |
февраль |
одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху |
|
Экзамен |
май |
3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение |
|
7 класс |
Технический зачет |
октябрь |
1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала |
Академический концерт |
декабрь |
2 разнохарактерных пьесы. |
|
Технический зачет |
февраль |
одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху |
|
Экзамен |
май |
3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера |
|
8 класс |
Технический зачет |
октябрь |
1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса |
Прослушивание |
декабрь |
дифференцированное прослушивание части программы |
|
Прослушивание |
март |
2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена |
|
Выпускной |
май |
4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для домры |
|
9 класс |
Технический зачет |
октябрь |
1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса |
Академический концерт (зачет) |
декабрь |
Два новых произведения |
|
Академический концерт |
Март |
3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен |
|
Выпускной |
май |
4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для домры |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
• знать основные исторические сведения об инструменте;
• знать конструктивные особенности инструмента;
• знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
• знать оркестровые разновидности инструмента домра;
• знать основы музыкальной грамоты;
• знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
• знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
• знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
• знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на домре;
• знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
• уметь самостоятельно настраивать инструмент;
• уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
• уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
• уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
• уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
• уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
• иметь навык игры по нотам;
• иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
• приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
• приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
• комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
• знание художественно-исполнительских возможностей домры; • знание музыкальной терминологии;
• знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
• наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
• умение транспонировать и подбирать по слуху;
• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
• навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
• наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и коррекционную функции. Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль осуществляется в ходе повседневной учебной работы на индивидуальных занятиях. Это проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых учеником в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.
Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на:
- поддержание учебной дисциплины,
- на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету,
- на организацию регулярных домашних занятий,
- на повышение уровня освоения текущего учебного материала;
- имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, осуществляется регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий обучающихся и предполагает использование различных систем оценивания. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области искусства и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки к учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у учащихся на определенном этапе обучения.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения.
В соответствии с требованиями ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программ промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, прослушиваний, зачетов (недифференцированных, дифференцированных) и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера. Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу. Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой. Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс. Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки) освоения дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства в соответствии с ФГТ, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также сроками их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения.
4. 2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Критерии оценки: музыкальность; виртуозные возможности; культура звука; понимание стиля; художественная трактовка и правильно выбранные средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки, артикуляция, интонация, аппликатура); культура исполнения; артистичность;
сценический вид.
Сольные концерты учащихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене (по решению методического совета Школы).
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
«5» - отлично
- Артистичное поведение на сцене, увлеченность исполнением, художественное исполнение средствами музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкальных произведений. Слуховой контроль, корректировка игры при необходимой ситуации. Свободное владение специфическими технологическими видами исполнения. Единство
темпа, выразительность интонирования, ясность ритмической пульсации, убедительное понимание чувства формы. Яркое динамическое разнообразие.
«4» - хорошо
- Незначительная нестабильность психологического поведения на сцене, недостаточный слуховой контроль собственного исполнения. Стабильность воспроизведения нотного текста, попытка передачи динамического разнообразия. Выразительность интонирования. Грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности, единство темпа.
«3» - удовлетворительно
- Неустойчивое психологическое состояние на сцене, формальное прочтение авторского нотного текста, без образного осмысления музыки, слабый слуховой контроль собственного исполнения. Ограниченное понимание ритмических, аппликатурных, технологических задач, темпо-ритмическая неорганизованность, слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов. Однообразное и монотонное звучание.
«2» - неудовлетворительно
- Частые «срывы» и остановки при исполнении. Отсутствие слухового контроля собственного исполнения. Ошибки в воспроизведении нотного текста, низкое качество звукоизвлечения и звуковедения. Отсутствие выразительного интонирования, метроритмическая неустойчивость.
Зачет (без оценки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:
1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников. Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося.
При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.
Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете). Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи. Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе. Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - домры.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:
• самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими; • периодичность занятий - каждый день;
• объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1.Учебная литература:
1.Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006
2. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
3. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002
4. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986
5. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988
6. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996
7. Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В.М., 1984
8. Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В.М., 1985
9. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1987
10. Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969
11. Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин С.М., 1970 12. Альбом начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Фурмин С.М., 1971 13. Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин С.М., 1972 14. Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин С.М., 1973 15. Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин С.М., 1975 16. Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин С.М., 1975 17. Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин С.М., 1976 18. Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин С.М., 1977 19 Альбом начинающего домриста. Вып.10/ Составитель Фурмин С.М., 1978 20. Альбом начинающего домриста. Вып.11/ Составитель Фурмин С.М., 1979 21.Альбом начинающего домриста. Вып.12/ Составитель Фурмин С.М., 1980 22. Альбом начинающего домриста. Вып.13/ Составитель Фурмин С.М., 1981 23. Альбом начинающего домриста. Вып.14/ Составитель Фурмин С.М., 1983 24. Альбом начинающего домриста. Вып.15/ Составитель Фурмин С.М., 1984 25. Альбом начинающего домриста. Вып.16/ Составитель Фурмин С.М., 1985 26. Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986 27. Альбом начинающего домриста. Вып.18/ Составитель Фурмин С.М., 1987 28. Альбом ученика – домриста. Вып. 1. / Составители Герасимов В., Литвиненко С.Киев, 1971
29. Альбом ученика – домриста. Вып. 2. / Составители Герасимов В., Литвиненко С. Киев, 1973
30. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000
31. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
32. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996
33. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960
34. Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960
35. Библиотека домриста. Вып. 40, М., 1961
36. Библиотека домриста. Вып. 44, М., 1961
37. Библиотека домриста. Вып. 51, М., 1962
38. Библиотека домриста. Вып. 53, М.,1962
39. Библиотека домриста. Вып. 58, М., 1962
40. Библиотека домриста. Вып. 59, М.,1963
41. Библиотека домриста. Вып. 61, М., 1963
42. Библиотека домриста. Вып. 62, М., 1963
43. Библиотека домриста. Вып. 65, М., 1964
44. Библиотека домриста. Вып. 68, М., 1964
45. Библиотека домриста. Вып. 74, М.,1965
46.Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963
47. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург, 1995
48.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996 49.Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002
50.Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
51. Домристу – любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977
52. Домристу – любителю. Вып.2. М., 1978
53. Домристу – любителю. Вып.3 /Составитель Шелмаков И.М., 1979
54. Домристу – любителю. Вып.4. М., 1980 54. Домристу – любителю. Вып.5. М., 1981
55. Домристу – любителю. Вып.6. М., 1982
56. Домристу – любителю. Вып.7. М., 1983
57. Домристу – любителю. Вып.8. М., 1984
58. Домристу – любителю. Вып.9. М., 1985
59. Домристу – любителю. Вып.10. М., 1986
60.Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002
61. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998 62.Знакомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров А.М., 1969 63.Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов А.М., 1970
64. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003
65.Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983
66.Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958
67.Концертные пьесы. Вып. 1. М., 1961
68. Концертные пьесы. Вып. 2. М., 1967
69. Концертные пьесы. Вып. 3. М., 1968
70. Концертные пьесы. Вып. 4. М., 1971
71. Концертные пьесы. Вып. 5/Составитель Евдокимов В.М., 1972
72.Концертные пьесы. Вып. 6. М., 1973
73. Концертные пьесы. Вып. 7. М., 1975
74. Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980
75. Концертные пьесы. Вып. 9. М., 1981
76. Концертные пьесы. Вып. 10. М., 1982
77. Концертные пьесы. Вып. 11. М., 1983
78. Концертные пьесы. Вып. 12. М., 1984
79. Концертные пьесы. Вып. 13/Составитель Чунин В.М., 1985
80. Концертные пьесы. Вып. 14/Составитель Крючков А.М., 1987
81. Концертные пьесы. Вып. 15/Составитель Чунин В.М., 1987 82.Концертный репертуар домриста. М.,1962
83.Концертный репертуар. М.,1967
84. Концертный репертуар. М.,1981
85. Концертный репертуар. Вып. 2. М.,1983
86. Концертный репертуар. Вып. 3/Составитель Цыганков А. М.,1984
87. Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991
88. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006 89.Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 / Составитель Семаков С. Петрозаводск, 2006
90.Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
91.Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999 92.Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
93.Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958
94. Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959
95. Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961
96. Легкие пьесы. Вып 4/ Составитель Лачинов А.М., 1961
97. Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961
98. Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963
99. Легкие пьесы. Вып 7/ Составитель Лачинов А.М., 1964
100. Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 200
101. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006 102.Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В., СПетербург, 2002
103. На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982
104. На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984
105.На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985
106.Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969
107.От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2007
108. Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967
109. Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967
110. Педагогический репертуар. Вып.3 / Составитель Шелмаков И.М., 1968 111. Педагогический репертуар. Вып.4 / Составитель Климов Е.М., 1968
112. Педагогический репертуар. Вып.5/ Составитель Александров А.М., 1969 113. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 1/ Составитель Климов Е.М.,1972
114. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М., 1977
115. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М., 1979
116. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М., 1981
117. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Александров А.М., 1982
118. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 1/ Составители Александров А. и Климов Е.М., 1973
119. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М., 1977
120. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М., 1979
121.Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М., 1981
122. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Красноярцев В. М., 1982
123. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. М.,1982
124. Педагогический репертуар. Вып. 1. Для музыкальных училищ/ Составитель Александров А. М., 1968
125. Педагогический репертуар. Вып. 2. Для музыкальных училищ/ Составитель Александров А.М., 1968
126. Педагогический репертуар. Вып. 3. Для музыкальных училищ/ Составитель Александров А.М., 1970
127.Педагогический репертуар. Вып. 1. 1-2 курсы музыкальных училищ/ Составитель Александров А.М., 1976
128. Педагогический репертуар. Вып. 1. 3-4 курсы музыкальных училищ/ Составитель Александров А.М., 1976
129 Педагогический репертуар. Вып. 2. 3-4 курсы музыкальных училищ/ Составитель Александров А.М., 1978
130. Педагогический репертуар. Вып. 3. 3-4 курсы музыкальных училищ. М., 1982
131. Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985
132. Первые шаги. Вып. 1. М., 1964
133. Первые шаги. Вып. 2. М., 1964
134. Первые шаги. Вып. 3. М., 1965
135. Первые шаги. Вып. 4. М., 1966
136. Первые шаги. Вып. 5. М., 1966
137. Первые шаги. Вып. 6. М., 1967
138. Первые шаги. Вып. 7. М.., 1968
139. Первые шаги. Вып. 8. М.., 1969
140. Первые шаги. Вып. 9. М.., 1969
141. Первые шаги. Вып. 10. М.., 1969
142. Первые шаги. Вып. 11. М.., 1970
143. Первые шаги. Вып. 12. М., 1973
144. Первые шаги. Вып. 13 / Составитель Александров А.М., 1974
145. Первые шаги. Вып. 14/ Составитель Климов Е.М.,1975
146. Первые шаги. Вып. 15 / Составитель Викторов В.М., 1976
147. Петров Ю. Десять этюдов. Л. 1965
148. Пильщиков А. Этюды. Л.,1982
149. Популярные произведения. Вып.1. М., 1969
150. Произведения советских композиторов./ Составитель Александров А.М., 1970
151. Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2003
152. Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки. Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова И., 2004
153. Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-20 веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. СПетербург, 2007
154. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./ Составитель Зверев А., С-Петербург, 1998
155. Пьесы. Вып. 1. / Составитель Александров А.М., 1961
156. Пьесы. Вып. 2. М., 1962
157. Пьесы. Вып. 3. М., 1963
158. Пьесы. Вып. 1/ Составитель Шитенков И.Л., 1972
159. Пьесы. Вып. 2/ Составитель Шитенков И.Л., 1976
160. Пьесы. Вып. 3/ Составитель Шитенков И.Л., 1976
161. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1.С-Петербург, 1998
162. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2.С-Петербург, 1998
163. Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996
164. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1975 165. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1980 166. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1983
167. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1985
168. Пьесы. Вып. 2. / Составитель Шитенков И.Л., 1985
169. Пьесы для трехструнной домры. Играет Цыганков А.М.,1979
170. Репертуар домриста. Вып.1. М., 1966
171. Репертуар домриста. Вып.2. М., 1966
. Репертуар домриста. Вып.3. М., 1968
173. Репертуар домриста. Вып.4. М., 1968
174. Репертуар домриста. Вып.5. М., 1970
175. Репертуар домриста. Вып.6. М., 1970
176. Репертуар домриста. Вып.7. М., 1970
177. Репертуар домриста. Вып.8. М., 1972
178. Репертуар домриста. Вып.9/Составитель Фурмин С.М., 1973
179. Репертуар домриста. Вып.10/Составитель Евдокимов В.М., 1973
180. Репертуар домриста. Вып.11. М., 1975
181. Репертуар домриста. Вып.12/Составитель Гнутов В.М., 1976
182 Репертуар домриста. Вып.14/Составитель Евдокимов В.М.,1978
183. Репертуар домриста. Вып.15/Составитель Лобов В.М., 1979
184. Репертуар домриста. Вып.16. М., 1979
185. Репертуар домриста. Вып.17. М., 1980
186. Репертуар домриста. Вып.18. М., 1981
187. Репертуар домриста. Вып.19. М., 1981
188. Репертуар домриста. Вып.20/ Составитель Шелмаков И.М., 1982
189. Репертуар домриста. Вып.21. М., 1982
190. Репертуар домриста. Вып.22. М., 1983
191. Репертуар домриста. Вып.22/ Составитель Круглов В.П., 1984
192. Репертуар домриста. Вып.25/ Составитель Лобов В.М., 1986
193. Репертуар домриста. Вып.30. М., 1991
194. Репертуар начинающего домриста. Вып.1 / Составитель Яковлев В.М., 1979
195. Репертуар начинающего домриста. Вып.2 / Составитель Яковлев В.М., 1980
196. Репертуар начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Яковлев В.М., 1981
197.Сборник пьес/ Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981
198.Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
199. Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982
200. Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В.М., 2007
201. Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964
202. Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984
203. Хрестоматия. 1 – 2 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1968
204. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Евдокимов В.М., 1985
205. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Чунин В.М., 1963
206. Хрестоматия домриста 1–2 класс ДМШ / Составитель Александров А.М., 1971
207. Хрестоматия. 5 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1963
208. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Александров А.М., 1974
209. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М., 1986
210. Хрестоматия домриста 3 - 4 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М.,1986
211. Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995 212. Хрестоматия для трехструнной домры. 1 часть. Для средних и старших классов ДМШ, начальных курсов музыкальных училищ / Составитель Бурдыкина Н.М., 2003
213. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2003
214. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Старшие классы ДМШ. 3 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2004
215.Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/ Составитель Быстрицкая Л., С-Петербург, 2005
216. Хрестоматия домриста старшие классы / Составитель Дьяконова И.М., 1997
217.Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982
218. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1985
219.Чекалов П. Избранные произведения для трехструнной домры. М., 1978 220. Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967
221.Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000
222. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961
223. Этюды. Вып. 1/ Составитель Климов Е. М., 1962
224. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960
225. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960
226. Этюды. Вып. 3. М.,1961
227. Этюды. Вып. 4 / Составитель Климов Е. М., 1962
228. Этюды. Вып. 5/ Составитель Блинов Ю. М., 1964
229. Этюды для трехструнной домры соло. / Составители Сазонова Г. и Сиваков В., 2004
230.Юный домрист / Составитель Бурдыкина Н.М., 1998
231.Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999
6.2.Учебно – методическая литература
1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003
4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. М., 2003
5.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986
6.3.Методическая литература
1.Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988 3.Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып. 74. М., 1984
5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ. Составитель Терликова Л. М., 1989
6. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987
7. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г. Санкт - Петербурга
9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988
10. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель Франио Г.С., 1989
11. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968
12. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
13. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975