Рабочая программа по предмету Государственный язык (татарский) Республики Татарстан
Рабочая программа
учебного предмета
“Государственный (татарский) язык Республики Татарстан”
для 7 класса основного общего образования
на 2024 – 2025 учебный год.
Составитель: Хадиуллина Р.Х.
учитель татарского языка и литературы
первой квалификаөионной категории.
2024 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Государственный (татарский) язык Республики Татарстан».
Рабочая программа по учебному предмету «Государственный (татарский) язык Республики Татарстан» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для обучающихся, не владеющихтатарским языком.
Общее число часов, рекомендованных для изучения государственного (татарского) языка в 7 классе - 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание обучения в 7 классе.
1. Тематическое содержание речи.
1.1. Мир моего «Я».
Я и мои ровесники. Свободное время. Здоровый образ жизни. Старшие и мы.
1.2. Мир моих увлечений.
Мои любимые занятия на досуге. Путешествия. Походы.
1.3. Мир вокруг меня.
Знание и жизнь. Школа. Секреты хорошей учебы.
1.4. Моя Родина.
Моя малая родина. Географическое положение, климат, природа. Исторические и памятные места. Казань - столица Татарстана. Выдающиеся представители татарского народа.
2. Умения по видам речевой деятельности.
2.1. Аудирование.
Восприятие и понимание на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, умение выражать собственное отношение к прослушанному, восприятие
и понимание на слух несложных адаптированных аутентичных текстов и умение извлекать содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи, умение определять основную тему (идею) услышанного текста, восстановление прослушанного текста по принципу «снежного кома».
Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера.
2.2. Говорение.
Диалогическая речь: диалог-побуждение к действию (умения обращаться
с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться
или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения), диалог-расспрос (умения сообщать фактическую информацию, отвечая
на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам
и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот).
Монологическая речь: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), пересказ основного содержания прочитанного или прослушанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Умения диалогической и монологической речи развиваются в стандартных ситуациях общения в рамках тематического содержания речи с опорой на речевые ситуации, ключевые слова и (или) иллюстрации, фотографии с соблюдением норм татарского речевого этикета.
2.3. Чтение.
Чтение про себя учебных и несложных адаптированных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации, чтение с пониманием основного содержания текста с определением основной темы и главных фактов
или событий в прочитанном тексте (игнорируя незнакомые слова, не существенные
для понимания основного содержания), чтение несплошных текстов (таблиц)
и понимание представленной в них информации.
Тексты для чтения: беседа, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, сказка, научно-популярные тексты, сообщение информационного характера, сообщение личного характера, объявление, кулинарный рецепт, стихотворение, несплошной текст (таблица).
2.4. Письмо.
Написание словосочетаний, предложений, речевых клише в соответствии
с решаемой коммуникативной задачей, письменное выражение своего отношения
к поступкам героев, к проблеме прочитанного текста, написание краткой характеристики литературного персонажа, составление и написание небольших текстов по обсуждаемым нравственным проблемам прочитанных текстов, написание в соответствии с языковыми нормами основных сведений о себе, написание личного письма с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо).
3. Языковые знания и навыки.
3.1. Фонетика.
Различение на слух и адекватное произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение вслух адаптированных аутентичных текстов, построенных
на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения
и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок
из научно-популярного текста, рассказ, диалог (беседа).
3.2. Графика. Орфография. Пунктуация.
Правильное написание изученных слов, правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении, обращении, при вводных словах), пунктуационно правильное, соответствующее нормам татарского речевого этикета оформление электронного сообщения личного характера.
3.3. Лексика.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее
700 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 7 класса, включая 600 лексических единиц, усвоенных в 1-6 классах, слов-названий предметов, их признаков, действий предметов; заимствованных слов, синонимов и антонимов изученных слов, производных (сәламәтлек, максатчан), парных (дус-иш), сложных (кунакханә), составных (хуш исле) слов.
3.4. Морфология. Синтаксис.
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной
и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций татарского языка: временные формы глаголов изъявительного наклонения, наречия образа действия (тиз, акрын (әкрен)), указательные (бу, теге, шул, шундый) и определительные (барлык, бөтен, үз, һәр) местоимения, деепричастие на -гач (-гәч), -кач (-кәч), главные члены предложения, согласование подлежащего и сказуемого, предложения с простым глагольным сказуемым (Мин татарча беләм), с именным сказуемым (Безнең гаиләбез тату) и составным глагольным сказуемым (Мин укырга яратам), союзы һәм, да (дә), та (тә), яки, частицы гына (генә), кына (кенә), предложения по цели высказывания, сложные предложения.
4. Социокультурные знания и умения.
Знание и использование активных формул татарского речевого этикета
в ситуациях общения, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания, знание основных сведений о Республике Татарстан (географическое положение, природа, исторические и памятные места), знание известных деятелей культуры татарского народа, знакомство с доступными
в языковом отношении образцами татарской поэзии и прозы.
5. Компенсаторные умения.
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной догадки, прогнозирование содержания текста на основе заголовка, по предварительно поставленным вопросам, использование в качестве опоры
при порождении собственных высказываний ключевых слов, плана, использование синонимов, антонимов при дефиците языковых средств.
Планируемые результаты освоения программы по государственному (татарскому) языку на уровне основного общего образования.
В результате изучения государственного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на татарском языке;неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на татарском языке;готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (татарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию государственного (татарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к государственному (татарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;умение принимать себя и других, не осуждая;умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на татарском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения государственного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
в зависимости от коммуникативной установки;оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах
и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на татарском языке;распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речьс учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;регулировать способ выражения собственных эмоций;осознанно относиться к другому человеку и его мнению;признавать своё и чужое право на ошибку;принимать себя и других, не осуждая;проявлять открытость;осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения государственного (татарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух и понимать звучащие не более 1 минуты несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова и неизученные языковые явления, с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации;
вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения (диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями) объемом
не менее 8-9 реплик со стороны каждого собеседника в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) невербальными опорами или без них,
с соблюдением норм речевого этикета;
создавать устные связные монологические высказывания (описание,
или характеристика, повествование, или сообщение, рассуждение) объемом
не менее 8-9 фраз с вербальными и (или) невербальными опорами или без них
в рамках тематического содержания речи;
передавать основное содержание прочитанного или прослушанного текста;
представлять результаты выполненной проектной работы объемом не менее 8-9 фраз;
читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 180-200 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, с пониманием основного содержания, пониманием запрашиваемой информации, полным пониманием содержания;
читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию;
выполнять письменные творческие задания;
составлять личное письмо с опорой и без опоры на образец (объем сообщения - до 60 слов);
вести комбинированный диалог о свободном времени, об отдыхе,
об увлечениях, о посещении музеев, театров, концертов, о походах, вести диалог-обмен мнениями о здоровом образе жизни (о режиме труда и отдыха,
о сбалансированном питании), вести диалог-рассуждение о взаимоотношениях старших и младших в семье, аргументировать свои суждения о необходимости уважительного отношения к старшим;
вести диалог-обмен мнениями об экскурсиях, о походах, путешествиях,
о проведении каникул;
вести диалог-обмен мнениями о новостях в школе, о новых предметах, вести диалог о необходимых качествах для хорошей учебы, о самообразовании
через интернет, рассуждать о роли режима дня, о самоорганизованности, убеждать друга в необходимости серьезного отношения к учебе;
сообщать о географическом положении, климате, природе Татарстана, вести диалог-обмен мнениями о достопримечательностях Казани, давать краткую информацию о выдающихся представителях татарского народа, обсуждать содержание прочитанных произведений, высказывать свое мнение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 7 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Белем һәм тормыш./ Знания и жизнь( “Мир вокруг меня») | 26 | 1 | 2 | ||
Без бергә ял итәбез. / Мы отдыхаем вместе ( Мир моих увлечений) | 25 | 1 | 1 | ||
Өлкәннәр һәм кечкенәләр/ Старшие и мы (Мир моего «я») | 27 | 1 | 2 | ||
Без Татарстанда яшибез. / Мы живем в Татарстане(“Моя Родина”) | 24 | 1 | 1 | ||
| | 102 | 4 | 6 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Белем һәм тормыш./ Знания и жизнь ( “Мир вокруг меня») (26 ч.) День знания в школе. | 1 | | | 03.09 | ||
Имена прилагательные образованные с помощью окончаний –лы/-ле | 1 | | | 04.09 | ||
Описание погоды. Образование имен прилагательных | | | | 07.09 | | |
Мой летний отдых. Повторение имен существительных в предложном падеже. | 1 | | | 10.09 | ||
Летний отдых. Повторение глаголов повелительного и изъявительного наклонения. | | | | 11.09 | ||
Мои одноклассники. Деепричастия в татарском языке. | | | | 14.09 | ||
Мои одноклассники. Формы деепричастий. | 1 | | | 17.09 | ||
Наш класс. Повторение форм деепричастий. | 1 | | | 18.09 | ||
Выпускники первой гимназии Казани | 1 | | | 21.09 | | |
Школьная жизнь. Повторение глаголов настоящего и прошедшего времени изъявительного наклонения. | 1 | | | 24.09 | ||
Расписание уроков. Именные словосочетания. | 1 | | | 25.09 | ||
После уроков. Спряжение глаголов повелительного наклонения. | 1 | | | 28.09 | ||
“Самат”. Повторение форм глаголов. | 1 | | | 01.10 | ||
В библиотеке. Наречия. Разряды наречий. | 1 | | | 02.10 | ||
Р.Р. Любимая книга. | 1 | | 1 | 05.10 | ||
Лексико-грамматический материал по теме “Дневник – твое зеркало”. | 1 | | | 08.10 | ||
Дневник – документ, дневник – зеркало. Имена прилагательные, обозначающие характер. | 1 | | | 09.10 | ||
Дневник – документ, дневник – зеркало. Закрепление новой лексики | 1 | | | 12.10 | ||
Хороший ученик. Разряды наречий. | 1 | | | 15.10 | ||
Необходимые качества для хорошей учебы. Использование конструкции “...ганга күрә” в разговорной речи | 1 | | | 16.10 | ||
Хороший ли я ученик? | 1 | | | 19.10 |
Р.Р. Мой одноклассник - хороший ученик? | 1 | | 1 | 22.10 | ||
Контрольная работа | 1 | | | 23.10 | ||
Работа над ошибками. Глаголы повелительного наклонения | 1 | | | 26.10 | ||
Совет. Повторение глаголов в повелительном наклонении. / Киңәш. Боерык фигыльләрне кабатлау. | 1 | 1 | | 09.11 | ||
Повторение темы “Знания и жизнь”. Порядок присоединения окончаний к именам существительным. | 1 | | | 12.11 | ||
(мир моих увлечений)Мы отдыхаем вместе (25 ч.) Полезный отдых. Формы настоящего и прошедшего времени причастий. | 1 | | | 13.11 | ||
Использование форм настоящего и прошедшего времени причастий в речи. | 1 | | | 16.11 | ||
Кто как отдыхает? Форма будущего времени. | 1 | | | 19.11 | ||
Идем в театр. Главные члены предложений | 1 | | | 20.11 | ||
Казань – город театров. Имя действия | | | | 23.11 | ||
Наш выходной день. Производные слова. | 1 | | | 26.11 | ||
Свободное время. Тире между подлежащим и сказуемым. / Буш вакыт. Ия белән хәбәр арасында сызык. | 1 | | | 27.11 | ||
Проводим время с пользой. Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | | | 30.11 | ||
У меня мало свободного времени, потому что ... Союзы. Подчинительные союзы. | 1 | | | 03..12 | ||
У тебя есть свободное время? Сочинительные союзы. | 1 | | | 04.12 | ||
Р.Р. Мое свободное время | 1 | | 1 | 07.12 | | |
Казань – город театров. Имя действия | 1 | | | 10.12 | | |
В театре | 1 | | | 11.12 | ||
Время проведенное впустую. Вредные привычки. Положительная и отрицательная форма имени действия | 1 | | | 14.12 | ||
Как проводить время? Вводные слова | 1 | | | 17.12 | ||
Мои любимые занятия на досуге Имена существительные и имена действия | 1 | | | 18.12 | ||
Контрольная работа. | 1 | | | 21.12 | ||
Работа над ошибками. Текст «Ошибочный шаг» | 1 | | | 24.12 | ||
Лексико-грамматический материал в тексте “Ошибочный шаг”. / “Ялгыш адым” әсәрендә лексик-грамматик материал. | 1 | | | 25.12 | ||
Работа над текстом“Ошибочный шаг”. | 1 | | | 25.12 | ||
Наши положительные качества. | 1 | | | 11.01 | ||
Наши положительные качества. Здоровый образ жизни | 1 | | | 14.01 | ||
Мои ровесники. | 1 | | | 15.01 | ||
“Подъезд нашего дома” Аффиксы принадлежности имен существительных | 1 | | | 18.01 | ||
Работа с текстом стихотворения Р. Миннуллина “Записи в нашем подъезде”. | 1 | 1 | | 21.01 | | |
Повторение темы “Мы отдыхаем вместе”. / “Без бергә ял итәбез” темасын кабатлау. | 1 | | | 22.01 | ||
Старшие и мы. (27 ч.) (Мир моего я) Слова, обозначающие родственные отношения | 1 | | | 25.01 | ||
Моя семья | 1 | | | 28.01 | ||
Взаимоотношения старших и младших в семье. | 1 | | | 29.01 | ||
Дедушка (бабушка) – мой советник.Главные члены предложения и определение. | 1 | | | 01.02 | ||
Работа над текстом “Как нужно?” | 1 | | | 04.02 | ||
Составление диаолога по речевым ситуциям | 1 | | | 05.02 | ||
“Друг-другу помогаем” | 1 | | | 08.02 | ||
Работа над текстом “Друг-другу помогаем” | 1 | | | 11.02 | ||
Помогать друг-другу – круто! | 1 | | | 12.02 | ||
Имя действия. Отличие от русского языка | 1 | | | 15.02 | ||
Спряжение по падежам имени действия. Использование имен действий в разговорной речи. | 1 | | | 01.03 | ||
Мы помогаем родителям | 1 | | | 04.01 | ||
Р.Р. Мы помогаем родителям | 1 | | 1 | 05.03 | ||
“Родители – самые главные люди”. | 1 | | | 08.03 | ||
Родителей надо почитать | 1 | | | 11.03 | ||
Текст “Модно ли быть воспитанным?” | 1 | | | 12.03 | ||
Правила общения “Модно ли быть воспитанным?” | 1 | | | 15.03 | ||
Контрольная работа | 1 | 1 | | 18.03 | ||
Работа над ошибками. Текст “Модно ли быть воспитанным?” | 1 | | | 19.03 | ||
Работа над текстом “Модно ли быть воспитанным?” | 1 | | | 01.04 | ||
“Может ли ошибиться воспитанный человек?” | 1 | | | 02.04 | ||
Работа над текстом “Может ли ошибиться воспитанный человек?” | 1 | | | 05.04 | ||
Еще раз спасибо. | 1 | | | 08.04 | ||
Будем вежливыми. Правила этикета | 1 | | 1 | 09.04 | ||
Семейные традиции. Семейные праздники | 1 | | | 12.04 | ||
Р. Р. Семейные праздники. Поздравление. | 1 | 1 | | 15.04 | ||
Повторение темы“Старшие и мы” | 1 | | | 16.04 | ||
Мы живем в Татарстане (24 ч.) Лексический материал по теме “Моя родина – Татарстан”. | 1 | | | 18.04 | ||
Текст “Почему Родина так дорога?” | 1 | | | 22.04 | ||
Работа над текстом “Почему Родина так дорога?” | 1 | | | 23.04 | ||
Географическое расположение, климатТатарстана. | 1 | | | 26.04 | ||
Природа Татарстана. Повторение форм выражения желания | 1 | | | 29.04 | ||
Природные богатства Татарстана | 1 | | | 30.04 | ||
Животные и птицы. | 1 | | | 03.05 | ||
Зеленая аптека | 1 | | | 06.05 | ||
Бережное отношение к природе. | 1 | | | 07.05 | ||
Мой родной край. Форма выражения цели. | 1 | | | 10.05 | ||
Моя малая родина. Форма выражения цели. | 1 | | | 13.05 | ||
Р.Р Моя малая родина. | 1 | | 1 | 13.05 | ||
Казань – столица Татарстана | 1 | | | 14.05 | ||
Путешествие по Татарстану. | 1 | | | 14.05 | ||
Достопримечательности республики | 1 | | | 14.05 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | 1 | | 17.05 | ||
Работа над ошибками | 1 | | | 20.05 | ||
Выдающиеся представители татарского народа (писатели и поэты, деятели культуры) | 1 | | | 20.05 | ||
Выдающиеся представители татарского народа (писатели и поэты, деятели культуры) | 1 | | | 21.05 | ||
Моя республика. | 1 | | | 21.05 | ||
Мы гордимся своей родиной. Повторение. | 1 | | | 24.05 | ||
Повторение изученного. Выполнение упражнений | 1 | | | 24.05 | ||
Повторение изученного. Перевод предлжений | 1 | | | 24.05 | ||
Обобщенное повторение изученного. Подведение итогов. | 1 | | | 24.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
Татарский язык. 7 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык) /Р.З. Хайдарова, Р.Л. Малафеева. – Казань: Татармультфильм. 2021. – 96 с.
Учебная литература
ГабдуллаТукайныңтормышһәмиҗатхроникасыөченматериаллар (1886–1907) = Материалы к хронике жизни и творчества Габдулла Тукая (1886–1907). – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 448 б.
Галиуллин К. Р. Татар фольклоры теле: мәкальләр, канатлыәйтелмәләр, җорсүзләрһәмәйтемнәр: сүзлек. – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 588 б.
Гарипова Ф. Г. Татар топономиясе: халкыбызныңгеографикатамаларында – терминнар. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 456 б.
Даутов Р. Н., Рахмани Р. Ф. Әдипләребез: библиографикбелешмәлек: 2 томда: 1 том. – Казань: Татарское книжное издательство, 2009. – 751 б.
Татар грамматикасы: өчтомда. Тулыландырылган 2 нче басма. I том. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. – 512 б.
Татар грамматикасы: өчтомда. Тулыландырылган 2 нче басма. III том. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 536 б.
Татар лексикологиясе: өчтомда. I том. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. – 352 б.
Татар лексикологиясе: өчтомда. II том. – Казан: ТӘҺСИ, 2016. – 392 б.
Татар лексикологиясе: өчтомда. III том. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 536 б.
Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: I том: А–В. – Казан: ТӘҺСИ, 2015. – 712 б.
Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: II том: Г–Й. – Казан: ТӘҺСИ, 2016. – 748 б.
Татар теленеңаңлатмалысүзлеге: III том: К. – Казан: ТӘҺСИ, 2017. – 744 б.
Научная литература
Гиниятуллина Л. М., Шакурова М. М. Тугантелнеукытуметодикасыныңбүгенгекөнпроблемалары. – Казан: Вестфалика, 2018. –120 б.
Гиниятуллина Л. М., Шәкүрова М. М. «Туган тел» не укытуныңяңачаэчтәлеге // Фәнни Татарстан. – 2018. – № 2. – Б. 140–146.
Тимерханов А. А., Фатхуллова К. С. Использование татарских электронных лексикографических ресурсов в образовательном процессе //Тюркское языкознание 21 века: лексикология и лексикография: материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию создания Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АНТ. – Казань: ИЯЛИ, 2019. – С. 243–245.
Фатхуллова К. С., Денмухаметова Э. Н. Принцип текстоцентризма в обучении родному (татарскому) языку // Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях двуи многоязычия (мировой опыт реализации языковой политики в федеративных государствах): международная научно-практическая конференция 11 декабря 2019 года, г. Казань: сб. материалов. – Казань: ИЯЛИ, 2019. – C. 200–202.
Фәтхуллова К. С. Тугантелләрнезаманчаукыту // Совершенствование методики обучения языкам: площадка обмена прогрессивной практикой: материалы III Международного научнометодического онлайн-семинара (Казань – Астана – Измир, 20 февраля 2019 г.) – Казань: Изд. Каз. ун-та, 2019. – С. 442–445.
Шакурова М. М., Гиниятуллина Л. М. Дидактическое построение учебных заданий разного уровня сложности по родному (татарскому) языку // II Международная научно-практическая конференция «Татарское языкознание в контексте Евразийской гуманитарной науки». 21–24 ноября 2019 года. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – С. 297–300.
Шакурова М. М., Юсупова З. Ф. Татарско-русское двуязычие и его использование в обучении татарскому языку // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та, 2017. – № 7. – С. 122–126.
Шәкүрова М. М. Татар теленукытуметодикасыныңфәннимирасы (XVIII гасырахыры – XX гасыр). – Казан: Ихлас, 2012. – 148 б.
Шәкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. Әдәбиәсәргә лингвистик анализ ясау: татар әдәбиятыһәм фольклоры мисалында: Монография. – Казан: ТӘҺСИ, 2018. – 144 б.
Шәкүрова М. М., Гыйниятуллина Л. М. Мәктәпдәреслекләренеңзаманчаконцепцияләре // Фәнни Татарстан. – 2019. – № 3. – Б. 90–95.
Методическая литература
Максимов Н. В. Технология обучения татарскому языку на основе моделей речи. – Казань: Татарское книжное издательство, 2015. – 255 с.
Нигматуллина Р. Р. Изучающим татарский язык. Правила и упражнения. – Казань: Татарское книжное издательство, 2015. – 205 с.
Юсупова А. Ш., Кириллова З. Н., Фәтхуллова К. С. Татар теленәөйрәтү: үткәнеһәмбүгенгесе. – Казан: Вестфалика, 2011. – 212 б.
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Библиотека художественных произведений на татарском языке https://kitaphane.tatarstan.ru/tatkniga_audio.htm
Единое окно доступа к информационным ресурсам // URL: http://window.edu.ru
Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru
Министерство просвещения Российской Федерации // URL: http:// https://edu.gov.ru
Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 02.02.2020).
Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL: http://www.edu. kzn.ru (дата обращения: 17.10.2019).
Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: http://www.tatarmultfilm.ru
Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru
Образовательный ресурс TATARSCHOOL.ruhttp://tatarschool.ru/tatar-tele/tatar-tele-7
Портал татарского образования https://belem.ru/
Словари и самоучители татарскому языку // URL: http://Tatar.com.ru
Татарско-русский on-line словарь // URL: http://suzlek.ru
Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet
Тексты на татарском языке // URL: http:// Tatarca.boom.ru
Федеральный портал «Российское образование» // URL: http://www.edu.ru
Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф