Рабочая программа по предмету "Музыка"
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся 6 класса разработана на основе следующих нормативных документов :
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями ) ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.№1897),с изменениями и дополнениями ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598).
- Федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего , среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ) с изменениями и дополнениями .
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях ,осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Устав МКОУ « Школа-интернат»
-Учебный план МКОУ «Школа-интернат» на 2021/2022 учебный год , утвержденный приказом от 27.08.2021 года .
-Календарный учебный график на 2021/2022 учебный год , утвержденный приказом от 27.08.2021 года
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки по программе отводится 1 часа в неделю, 34 недели , всего 34 часов.
Цель программы
Развитие музыкальной культуры школьников как неотьемлимой части духовной культуры .
Задачи
-Развитие музыкальности; музыкального слуха , певческого голоса ,музыкальной памяти , способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления , творческого воображения ;
-освоение музыки и знаний о музыке , ее интонационно-образной природе , жанровом и стилевом многообразии , особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре , классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека;о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки ,пении ( в том числе с ориентацией на нотную запись.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности и универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание тем учебного курса
Содержание | Кол-во часов |
| |
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 16 |
| |
«Мир образов камерной и симфонической музыки» | 18 |
| |
Всего | 34 |
| |
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16ч.)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18ч.)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Календарно-тематическое планирование
Музыка 6 класс
№ | Тема раздела, урока | Кол-во | Дата проведения урока | | |||||
урока | | часов | планируемая | фактическая | | | |||
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16ч.) | ||||||||
| | | | | | | |||
1. | Удивительный мир музыкальных образов. Образы | 1 | 02.09 | | | | |||
| романсов и песен старинных русских композиторов. | | | | | | |||
2. | Два музыкальных посвящения. Я помню чудное | 1 | 09.09 | | | | |||
| мгновенье. И жизнь, и слезы, и любовь… Вальс- | | | | | | |||
| фантазия | | | | | | |||
3. | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | 1 | 16.09 | | | | |||
4. | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | 23.09 | | | | |||
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | | | | | | |||
| Картинная галерея | | | | | | |||
5. | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве | 1 | 30.09 | | | | |||
| композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены | | | | | | |||
| свадьбы в операх русских композиторов. | | | | | | |||
6. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство | 1 | 07.10 | | | | |||
| прекрасного пения | | | | | | |||
7. | «Старинной песни мир». Песни Ф. Шуберта. | 1 | 14.10 | | | | |||
| Баллада. Лесной царь. Картинная галерея | | | | | | |||
8. | Обобщение материала 1 четверти. | 1 | 21.10 | | | | |||
9. | Образы русской народной и духовной музыки. | 1 | 28.10 | | | | |||
| Народное искусство Древней Руси. | | | | | | |||
10. | Русская духовная музыка. Духовный концерт. | 1 | 11.11 | | | | |||
11. | «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и | 1 | 18.11 | | | | |||
| образы фресок | | | | | | |||
12. | «Перезвоны». Молитва. | 1 | 25.11 | | | | |||
13. | Образы духовной музыки Западной Европы. | 1 | 02.12 | | | | |||
14. | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 | 09.12 | | | | |||
15. | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 | 16.12 | | | | |||
16. | Джаз-искусство XX века. | 1 | 23.12 | | | | |||
| Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч.) | ||||||||
| | | | | | | |||
17. | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной | 1 | 13.01 | | | | |||
| музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины | | | | | | |||
18. | Инструментальная баллада. Рождаются великие | 1 | 20.01 | | | | |||
| творения. | | | | | | |||
19. | Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея | 1 | 27.01 | | | | |||
20. | Инструментальный концерт. Времена года. | 1 | 03.02 | | | | |||
| Итальянский концерт. | | | | | | |||
21. | Космический пейзаж. Быть может, вся природа – | 1 | 10.02 | | | | |||
| мозаика цветов? Картинная галерея | | | | | | |||
22-23. | Образы симфонической музыки. Метель. | 2 | 17.02 24.02 | | | | |||
| Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | | | | | | |||
24. | Симфоническое развитие музыкальных образов. В | 1 | 03.03 | | | | |||
| печали весел, а в веселье печален. Связь времен. | | | | | | |||
25. | Обобщение материала третьей четверти. | 1 | 10.03 | | | | |||
26. | Программная увертюра | 1 | 17.03 | | | | | ||
| | | | | | | | ||
27. | Увертюра «Эгмонт. Скорбь и радость. | 1 | 31.03 | | | | | ||
28-29. | Ромео и Джульетта | 2 | 07.04 | | | | | ||
| | | 14.04 | | | | | ||
30. | Мир музыкального театра. Балет Ромео и Джульетта | 1 | 21.04 | | | | | ||
31. | Мюзикл «Вестсайдская история» | 1 | 28.04 | | | | | ||
32. | Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и | 1 | 05.05 | | | | | ||
| Эвридика» | | | | | | | ||
33. | Образы киномузыки. Ромео и Джульетта в кино XX века. | 1 | 12.05 | | | | | ||
| Музыка в отечественном кино. | | | | | | | ||
34. | Обобщение материала четвертой четверти. | 1 | 19.05 | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| Урок-концерт. | | | | | | |