Рабочая программа учителя по предмету «Музыка» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 9 December 2019

Козлова Елена Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по учебной работе, учитель музыки

 

Учебно-методическое пособие для учителей музыки общеобразовательных школ

 

Рабочая программа учителя по предмету "музыка" для 7 класса

Пояснительная записка

 

Цель программы: формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

 

Задачи:

- приобщение к музыкальному искусству и осознание через музыку жизненных явлений;

- формирование целостного мировосприятия;

- развитие творческого потенциала через опыт собственной деятельности на основе особенностей художественных образов различных видов искусства;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

 

Главной темой рабочей программы является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Приоритетным направлением содержания программы является русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

 

Реализация рабочей программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

 

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Метапредметные :

Познавательные УУД

- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

Регулятивные УУД

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

Предметные:

- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

 

Место курса в учебном плане

 

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

 

Основной учебно-методический комплекс

 

Рабочая программа по музыке  для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 5.03.2004 года), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по музыке 5-7 классы,  в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2009).

            Рабочая программа по музыке для 7 класса рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 35 часов, в том числе 3 системно-обобщающих урока (контрольное тестирование-3), в конце года 1 урок-исследование (защита исследовательского проекта).

Данная рабочая программа обеспечена УМК :

 Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С.  Программа  «Музыка. 5-7 классы» ;-М.: Просвещение, 2009.

Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С.  Учебник «Музыка» 7 класс.;- М. «Просвещение», 2019.

Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С.  Творческая тетрадь «Музыка» 7 класс;- М.: «Просвещение», 2019.

Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С.  Фонохрестоматия. 7 класс.

Критская Е.Д., Сергева Г.П., Шмагина Т.С.  Пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. 5-7 классы" ;-М.: Просвещение, 2009.

 

Литература и средства обучения:

 

1.Музыкальная энциклопедия, Советская энциклопедия, Советский композитор, том 6, том 1, том 4, том 5, М., 1982г.

2.Иллюстрированный энциклопедический словарь, Большая Российская энциклопедия, М., 1998.

3.Музыка и ты .Альманах для школьников, Советский композитор, М, 1983г

4.Изобразительное искусство и художественный труд, Книга для учителя,

Просвещение, М., 1991г.

5. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание, Просвещение, М., 1994г

6.Изместьева Ю.Д. Музыка для 5 класса, «Учитель - АСТ», Волгоград, 2004г.

7.Художественная галерея, журналы за 2004год.

8.Великие имена, журнал выпуск №1 за 2006год.

9..Воронов Н. Рассказ о великом скульпторе, «Детская литература», М., 1991г.

10.Кончин Е. Как рождается музей, «Детская литература», М., 1998г.

11.Иовлева Л.И. В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи, «Изобразительное искусство», М., 1984г.

12.Энциклопедический словарь юного музыканта под редакцией Хренникова Т.Н., «Педагогика», М., 1985г.

13.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 7 издание, 2003г.

 

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

 

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (window.edu.ru), предмет «Музыка»

http://window.edu.ru/library/resources?p_rubr=2.1.14

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, предмет «Музыка»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/56691822-a87d-4d11-94e5-3cdd6437ff8e/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=33

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/

Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://www.school-collection.edu.ru.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М., Глобус, 2008.

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала – http://music.edu.ru.

Мультимедийная программа Кирилл и Мефодий «Шедевры музыки». – М., 2004.

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки». – М., «Коминфо», 2002.

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009».

Мультимедийная программа «Музыкальная коллекция Соната. Не только классика». – М., 2004.

Российский общеобразовательный портал. – http://music.edu.ru/

Сергеева Г.П. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» (CD-ROM). – М., 2008.

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM). – М., ЗАО «Новый диск», 2008.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

 

 

 

 

Формы организации учебного процесса

- Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-концертов, уроков-бесед, обобщающих уроков и пр.;

- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

 

 

Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке для 7 класса

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения музыки ученик научиться:

(предметные результаты)

понимать роль музыки в жизни человека, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

эмоционально-образно воспринимать и оценивать му­зыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

исполнять народные и современные песни, знакомые ме­лодии изученных классических произведений;

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического движения, импрови­зации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации;

ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

(метапредметные результаты)

выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

передавать свои впечатления в устно и письменной форме;

совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга;

(личностные результаты)

использовать различные формы индивидуального, группо­вого и коллективного музицирования (пение, игра на музыкальных инструментах);

проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

выполнять творче­ские задания, участвовать в исследовательских проектах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для музыкального самообразования, знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.), для выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, для определения своего отношения к современным музыкальным явлениям, а так же для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках.

 

Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке

для 7 класса

В области личностных результатов:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

— определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

— понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

— умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

— умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

— умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

— осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

— понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

— проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

 

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

 

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- практическая работа;

- тест;

- взаимоопрос;
- музыкальные викторины.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

 

Формы и критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка»

Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями Стандарта начального общего и основного общего образования, программ обучения и руководящими документами обучения.

Требования к оценке:

оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;

оценка должна выполнять стимулирующую функцию, иметь эмоционально-положительную направленность;

оценка должна учитывать все виды деятельности на уроке и выполнение домашнего задания,

оценка должна учитывать индивидуальные особенности учащегося, его способности и музыкального опыта, специфику предмета «Музыка»
При оценке знаний учитываются:

объем знаний по учебному предмету (вопросу),

понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

степень систематизации и глубины знаний,

действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:

содержание навыков и умений,

точность, прочность, гибкость навыков и умений,

возможность применять навыки и умения на практике,

наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

Формы текущего контроля:

наблюдение за коллективной и индивидуальной учебной деятельностью (активность, эмоциональность, отзывчивость, на уроке, внимательность при работе с учебником и рабочей тетрадью, выполнение домашнего задания);

учебные кроссворды и ребусы на узнавание основных понятий терминов и определений;

музыкальные викторины из 8-10 музыкальных произведений на узнавание основных изученных музыкальных произведений;

анализ музыкальных произведений (определять жанр произведения, давать характеристику средствам музыкальной выразительности, определять особенности развития музыкальных образов и их взаимодействие в музыкальном произведении, сравнивать различные интерпретации музыкального произведения; выявлять жизненные истоки);

творческие задания (подбор иллюстраций к музыкальному произведению, создание иллюстраций или презентаций, подбор заголовков к поэтическому или музыкальному произведению, сочинение стихов, рассказов);

исполнение вокального репертуара (хоровое, ансамблевое, сольное).

 

 

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований):

 

Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

1. Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес

Лю­бит, понимает музыку. Вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

2. Умение размышлять, сравнивать, анализировать,

обосновывать высказанное суждение

 

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

 

 

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами.

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

3.Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения .

80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра.

100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра.

 

 

 

Освоение и систематизация знаний о музыке.

Параметры

Критерии

«

«4»

«5»

1. Знание музыкальной литературы

Учащийся слабо знает основной материал.

На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя.

Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами.

 

 

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

2. Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество

 

Правильность выполнения домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе.

 

Исполнение вокального репертуара:

Параметры

Критерии певческого развития

«3»

«4»

«5»

1. Музыкальный слух

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

Относительно чистое интонирование

Чистое интонирование

2. Диапазон.

В пределах терции, кварты.

В пределах сексты.

Шире октавы.

3. Дикция.

Нечеткая.
Согласные смягченные.
Искажение гласных. Пропуск согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

4. Музыкальная эмоциональность.

Вялое безразличное пение.

Поет довольно выразительно, с подъемом

Художественное исполнение вокального номера. При исполнении песен активен.

5. Участие во внеклассных мероприятиях и концертах.

 

 

 

Художественное исполнение вокального номера на концерте (сольное или в ансамбле)

 

Контроль уровня обученности

 

урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

16

Обобщение темы « В музыкальном театре». Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Текущий - письменный

Тест. Викторина.

34

«Пусть музыка звучит!» Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

Урок обобщения и систематизации знаний.

Итоговый - письменный

Тест. Викторина

 

Формы итогового контроля:

итоговое тестирование,

музыкальная викторина,

урок-концерт (исполнение вокального репертуара),

Критерии оценки итогового контроля по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;

не менее 8 правильных ответов в тесте;

художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;

5-7 правильных ответов в тесте;

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

не более 4 правильных ответов в тесте;

не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

 

 

 

Содержание рабочей программы (34 ч)

 

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » - 17 часов

 

Урок 1. Классика и современность (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

 

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин» - новая эпоха в русском музыкальном искусстве (2ч)

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

 

Урок 4-5. Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера

Музыкальная характеристика 2-х враждующих лагерей. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны (2ч)

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

 

Урок 6. «В музыкальном театре». Балет.

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Произведение на выбор учителя (например анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»).

 

Урок 7. Героическая тема в русской музыке (1ч)

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

 

Урок 8-9. Мой народ - американцы. Дж. Гершвин «Порги и Бесс»

Музыкальные характеристики главных действующих лиц (2 ч)

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

 

Урок 10-11. Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Музыкальные образы оперы (2 ч)

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

 

Урок 12-13. Балет Р. К. Щедрина «Кармен - сюита».

Новое прочтение оперы Бизе. (2ч)

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

 

Урок 14-15. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости»

Музыкальное зодчество России. (2ч)

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

 

 

Урок 16 . Обобщение темы « В музыкальном театре».

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов

 

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18-19. Музыкальная драматургия – развитие музыки

Два направления музыкальной культуры. (2ч)

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

 

Урок 20-21. Камерная инструментальная музыка.

Этюд, транскрипция (2ч)

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция», «интерпретация». Выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

 

Урок 22 – 23. Циклические формы инструментальной музыки

Сюита в старинном стиле А. Шнитке (2ч)

Особенности формы инструментального концерта, сюиты; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

 

Урок 24-25. Соната. Соната №11 В. А. Моцарта

Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховен

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.-А .Моцарта.

 

Урок 26-32. Симфоническая музыка. Симфония Й. Гайдна (на выбор учителя)

Симфония №5 Л. Бетховена

Симфония №40 В.-А. Моцарта

Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта

Симфония №1 В. Калинникова

Симфония №1(«Классическая») С. Прокофьева

Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича (6ч)

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии.

 

Урок 32. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна». (1ч)

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А. Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

 

Урок 33. Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси (1ч)

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К. Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

 

Урок 34-34. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина (1ч)

Закрепить представления о рапсодии, жанрах джазовой музыки (блюз, спиричуэл, симфоджаз) и приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж. Гершвина.

«Пусть музыка звучит!» Урок обобщения и систематизации знаний (1ч).

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

 

Условия реализации рабочей программы

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению: реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, стулья, столы.

Технические средства обучения: аппаратура для просмотра и прослушивания музыкального материала.

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.

Особенности драматургии сценической музыки.

17

 

1

Классика и современность

1

 

2

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин» - новая эпоха в русском музыкальном искусстве

2

 

3

4

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера

Музыкальная характеристика 2-х враждующих лагерей. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны

2

 

5

6

 

В музыкальном театре. Балет

1

 

7

Героическая тема в русской музыке.

1

 

8

Мой народ – американцы. Дж.Гершвин «Порги и Бесс».

Музыкальные характеристики главных действующих лиц.

2

 

9

10

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Музыкальные образы оперы

2

 

11

12

Балет «Кармен - сюита».

Новое прочтение оперы Бизе

2

13

14

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости»

Музыкальное зодчество России.

2

 

15

16

Обобщение темы « В музыкальном театре».

1

1

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

 

17

Музыкальная драматургия - развитие музыки

Два направления музыкальной культуры

2

 

18

19

Камерная инструментальная музыка

Этюд. Транскрипция

2

 

20

21

Циклические формы инструментальной музыки.

Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

2

 

22

23

Соната. Соната №11 В. А. Моцарта

Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховен

2

 

24

25

Симфоническая музыка. Симфония Й. Гайдна

7

 

26

Симфония № 5 Л. Бетховена

27

Симфония №40 В.-А. Моцарта

28-29

Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта

Симфония №1 В. Калинникова

30

Симфония №1(«Классическая») С. Прокофьева

31

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича

32

Инструментальный концерт.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

 

33

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси

1

 

34

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. «Пусть музыка звучит!»

 

1

1

 

 

34

2

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.