Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса (УМК «Школа России»)

0
0
Материал опубликован 29 September 2018 в группе

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир» 1 класс (32 ч.; 1час в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014», «Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: Программа. 1–4 классы/ О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013». Главная задача данного программного документа – помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании», Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовнонравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности. Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественно-научные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно- 5 нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории родного края. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур.

В основу отбора компонентов учебной деятельности положен личностноориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивают познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоциональноэстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многие разделы программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, 8 объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы).

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Изучение младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системнодеятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся. Прежде всего, курс, представленный в учебниках, нацелен на формирование личности ребёнка. Содержательная 9 база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств (осознание себя как гражданина своего Отечества, исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желания сохранять культурное и историческое наследие).Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за здоровье – своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.

Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него; через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические (и другие) ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме. Развитие познавательных интересов, положительного отношения к учению, осознания своих способностей и желание их развивать формируется по-разному: через включение в содержание учебников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности – репродуктивного, продуктивного и креативного; через предоставление возможности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Странички для любознательных», «Наши проекты», «Проверь себя и оцени свои достижения», «Обсудим» и др.). Развитие эмоционально-образного мышления, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание соответствующих тем («Путешествия», «Музей путешествий», «Эта удивительная природа» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире. В учебнике предлагаются стихотворения, репродукции картин, фотографии, по которым учащиеся узнают, как восхищаются красотой природы поэты, художники, фотографы и другие деятели культуры, а учащимся предоставляется возможность создать свои творческие работы, отражающие их собственное восприятие окружающей действительности (соответственно изучаемому материалу). Формированию регулятивных учебных действий (умению организовать свою деятельность по решению учебно-познавательных задач), осознанию границ собственных знаний и умений, пониманию перспективы дальнейшей учебной работы, определению целей и задач на усвоение новых знаний, оцениванию правильности выполнения своих действий, внесению необходимых корректив способствуют различные методические приёмы. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно- познавательных и учебнопрактических задач, которые ставятся в учебнике перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетрадях. Шмуцтитул оказывает помощь ученику в осознании цели учебной деятельности Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе (в учебнике предложены варианты проектных работ, исследований, подсказки к их планированию и презентации). Способность к контролю, самоконтролю и коррекции формируется при работе с разделом «Страницы для самопроверки», «Задания для домашней работы».

При изучении курса у младших школьников развиваются следующие познавательные способности: искать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков, характерных свойств; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, социальными и природными объектами, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных 10 объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания и моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. С целью развития вышеупомянутых способностей учащимся предлагаются задания следующего рода: собрать информацию о предмете изучения (растении, животном, небесном теле, местности, экологической проблеме, историческом событии и др.), непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему, карту и др.; описать наблюдаемые объекты и явления, выделяя их существенные и несущественные признаки, сравнить, распределить на группы изучаемые объекты (дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные, планеты и звёзды и др.), выявить взаимосвязи между объектами (живой и неживой природы, живых организмов в природном сообществе), приспособляемость живых организмов к среде обитания (в тундре, пустыне, степи и др.); обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме, в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (состояния погоды, легенды карты, дорожные знаки и др.); сделать модель (дерева, гриба, холма, реки и др.); выполнить опыт (по изучению свойств воздуха, воды, почвы и др.). Для развития коммуникативных способностей в учебнике предложены задания, выполняя которые, ученик получает возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («Работаем в паре», «Работаем со взрослыми», «Работаем в группе», «Моделирование») и соответствующими словами («Обсудим», «Сделаем выводы»), которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или с группой ребят. Таким образом, учитель сможет организовать учебный процесс по формированию у учащихся не только предметных знаний и умений, но и личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий, а ученик сможет оВ основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит личностноориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс формирования личности, готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса дополнительного материала, расширяющего кругозор ученика. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность процесс учения организовать на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. Наряду с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности и преемственности процесс учения строится с учётом краеведческого, экологического, сезонного, культурологического, хронологического принципов обучения. Обеспечивает «открытие» нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего детьми проблемно-поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационнообразовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация 11 посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы .сознать процесс учения, освоить комплекс предметных и метапредметных умений.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанного пособия по экологической этике.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе во2 классеотводится 1 час в неделю - 33 часа (33 недели).

Внеурочная деятельность

Формы суши и водоёмы изучаются во 2 классе. С бытом и культурой народов, населяющих край (старинные жилища, одежда, предметы быта), ученики знакомятся во 2 классе. Памятники истории и культуры родного края и другие достопримечательности изучаются в 1–4 классах.

По результатам прогулок, экскурсий, работы с Интернетом учащиеся могут готовить альбомы «Мой родной край», в которых постепенно, согласно учебному плану по предмету, будут помещаться фотографии с описанием того, что изображено на них (1–2 классы). Школьники принимают участие в природоохранной деятельности, в создании чистого, уютного, красивого школьного двора, в сохранении памятников культуры и истории родного края и др.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир многогранен, интересен и всё время изменяется: необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя. Природа жизненно необходима и ранима. Нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты – общее достояние человечества, её сохранение – важнейшая задача всех народов Земли. В мире и в нашем государстве живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его. Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия общества. Интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире. Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей. Cоответствует специальным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому. Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием. Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться).

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У ученика будут сформированы:

положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; 13

понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;

осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

понимание важности здорового образа жизни.

У ученика могут быть сформированы:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, свой народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;

эстетическое восприятие природы и объектов культуры, умение ценить красоту, желание участвовать в её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ученик получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком: правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;

участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Овладение умениями работать с информацией:

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровом формате измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявлять готовность руководить и выполнять поручения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свой вклад в общее дело, собственное поведение и поведение окружающих;

проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:

Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.). «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

Особенности организации контроля по предмету «Окружающий мир»

Специфичность содержания предметной области «Окружающий мир» оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала и таких умений: делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Объектами контроля в процессе обучения предмету «Окружающий мир» являются:

знания (в форме фактов, представлений, понятий) о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи и зависимости между ними;

умение выполнять различные виды учебно-познавательных действий в отношении объектов природы и информации о них;

умение применять специальные методы познания объектов природы (наблюдение, опыт, практическую работу и т.п.);

умение выполнять практические действия с объектами природы;

умение оценивать объекты природы, а также собственное поведение и поведение других людей среди природы;

умение применять полученные знания и навыки в своей повседневной жизни;

умение применять приобретенные знания и способы деятельности в измененных ситуациях;

опыт осуществления способов деятельности в социальной сфере;

опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к различным видам деятельности, в частности учебной, гражданской. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный устный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель готовит серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.) Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи. При письменной проверке целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.; работы с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблиц, изображение или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т.п. Задания должны быть дифференцированы по степени сложности, что позволит учесть индивидуальный темп развития каждого ребёнка. Ещё одной формой письменного контроля являются графические работы. Они позволяют проверить осмысленность имеющихся знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу. В процессе обучения на уроках «Окружающего мира» применяются различные виды контроля: текущий, периодический, промежуточный. Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения учащимися содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно использовать на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины. Текущий контроль направлен на определение качества и уровень усвоения учебного содержания.

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир 1 класс (32 ч.; 1час в неделю)

 

 

Календарное планирование по окружающему миру 1 класс 1час в неделю 32 часа

Окружающий мир: 1-4 кл:.Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций. / Сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. — 3-е издание, доработанное. — ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018, 100с.

Дата

план

Дата

факт

Тематическое планирование

 

РАЗДЕЛ «ЧТО И КТО?» (11 ч)

1

   

Звёзды и планеты. Солнце. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры

Задавайте вопросы. Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Прогулка.

2

   

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе?

3

   

Растения, их разнообразие. Деревья.

Что это за листья? Что такое хвоинки? Прогулка в школьный двор.

4

   

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Бережное отношение человека к растениям. Как живут растения?

5

   

Животные, их разнообразие.Насекомые.

6

   

Правила поведения в природе. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Моделирование памятки «Правила поведения в природе»

7

   

Животные и их разнообразие. Рыбы. Кто такие рыбы?

8

   

Животные, их разнообразие. Птицы.

9

   

Животные, их разнообразие. Звери. Экскурсия в зоопарк (цирк, зоомагазин)

10

   

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Особенности питания разных животных. Бережное отношение человека к животным. Как живут животные? Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа: уход за домашними животными.

11

   

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы. Почему мы часто слышим слово «экология»? Проэкт «Моя малая родина»

 

РАЗДЕЛ «КАК, ОТКУДА И КУДА?» (5 ч)

12

   

Водоёмы. их разнообразие, использование человеком. Вода, состояние воды, распространение в природе. Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Откуда в снежках грязь?

13

   

Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

14

   

Основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Откуда в наш дом приходит электричество?

15

   

Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др). Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Правила безопасного поведения с предметами домашнего обихода и на дорогах. Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?

16

   

Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Как путешествует письмо? Экскурсия на почту.

 

РАЗДЕЛ «ГДЕ И КОГДА?» (5 ч)

17

   

Человек — часть природы. Посильное участие в охране природы.

Охрана природных богатств.

Откуда берётся и куда девается мусор? Прогулка в природу, посильное участие в сборе мусора.

18

   

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе. Когда учиться интересно. Проект «Мой класс и моя школа».

19

   

Время и его течение.

Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае. Когда придёт суббота? Когда наступит лето?

20

   

Время и его течение.

Времена года, их особенности. Смена времён года в родном крае. Перелеты птиц. Времена года. Где зимуют птицы? Как зимой помочь птицам? Практическая работа: изготовление кормушек. Экскурсия в парк

21

   

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

Где живут белые медведи?

 

РАЗДЕЛ «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» (11 ч)

22

   

Земля – планета, общее представление о формах и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Зачем люди осваивают космос? На что похожа наша планета? Практическая работа: моделирование ночного неба

23

   

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле

Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью? Экскурсия в планетарий.

24

   

Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры) Почему Луна бывает разной?

25

   

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Зачем мы спим ночью? Моделирование здоровьесберегающего режима дня

26

   

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Моделирование памятки по правилам питания

27

   

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

28

   

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)

Почему идёт дождь и дует ветер? Почему радуга разноцветная?Прогулка в природу.

29

   

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)

Почему звенит звонок?

30

   

Средства связи: телефон, телеграф, почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Зачем нам телефон и телевизор?

31

   

Наземный, воздушный и водный транспорт

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Ролевая игра: я – примерный пешеход и пассажир»

32

   

Наземный, воздушный и водный транспорт.

Правила пользования транспортом.

Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?Ролевая игра «Тревога на корабле»

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.