12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Постникова Анжела Александровна1388
Россия, Рязанская обл., Рязань
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тематическое планирование по лит чтению 4 класс
DOCX / 85.71 Кб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 21»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______ А.А. Постникова

Протокол №_____

от «_01_»__09_2017г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Школа № 21»

________ Н.Ю. Ерохина

Приказ №_____

от «__01__»__09__2017г.

 

 

Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение»

в 4 А классе

на 2017-2018 учебный год

( 102 часов, 3 часа в неделю)

Составила Постникова Анжела Александровна,

учитель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка.

Рабочая программа для 4 А класса МБОУ «Школа №21» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, на основе рабочей программы предметной линии «Перспектива» авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы/ Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2013.

3. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ сост. Л.Ф. Климанова (и др.); под ред. Л.Ф. Климановой.– М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

Учебный план МБОУ «Школа №21» на 2017/2018 учебный год.

Решение МО учителей начальных классов (протокол №1 от 30.08.2012г.) о выборе УМК «Перспектива» для работы в специализированных классах, т.к. этот УМК подразумевает обучение по данному предмету на повышенном уровне.

Общая характеристика курса

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии,— изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи:

освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению вкуса и книге;

помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

Структура курса

Литературное чтение как систематический курс начинается сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения. Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувств сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам

жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Место курса в учебном плане

В 4 А классе по учебному плану МБОУ «Школа №21» на изучение литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.

 

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3.Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4.Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8.Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIXXX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4А классе учащиеся в процессе обучения литературному чтению работают с текстом (подбирают заглавие, пересказывают), решают коммуникативные речевые задачи, учатся понимать и анализировать художественные произведения, определяют содержание и выбор книг чтения, выполняют творческие задания. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Тематическое планирование курса Литературное чтение

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок(1ч)

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём будут изучаться, знать автора и название книги.

Книга в мировой культуре (6ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела:библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности.

2. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

3. Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

4. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

5. История книги. Подготовка сообщений на тему.

6. Удивительная находка. Пересказ текста.

7.Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Истоки литературного творчества (15ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.

2. Пословицы разных народов. Сочинение на тему.

3. Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых ( из Ветхого Завета).

4.Притча о сеятеле (из Нового Завета).Смысл притчи.

5. Милосердный самарянин (из Нового Завета).Смысл притчи.

6. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В.Васнецов Гусляры.

7. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом.

8. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

9.Устное сочинение по картине В.Васнецова «Богатырский скок».

10. Славянский миф. Особенности мифа.

11.Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

12. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

13. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

14. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

15.Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

16. Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.

17. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

18. Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

19. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

17. Контрольная работа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества, выявлять особенности каждого вида. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по подтемам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной культуре. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

О Родине, о подвигах, о славе (14ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.

2. К. Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

3. Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей... А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

4. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

5. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

6. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

8. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение .

9. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.

10. Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Историческая литература для детей.

11. Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

12. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник получения информации.

13. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

14. Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Рассуждать о том, что такое поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя ». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать тексты вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, о изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведение для заучивания наизусть.

Жить по совести, любя друг друга (15ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть.

2. А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

3. А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

4. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

5. А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

6. А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

7.М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

8.И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи... Соотнесение содержания текста с пословицей.

9. Н.Носов. Дневник Коли Синицына.

10. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям»

11. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста.

12. Семейное чтение. В. Драгунский. ...Бы. Смысл рассказа.

13. Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

14. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

15. Контрольная работа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа, называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Литературная сказка (20ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература.

2. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский. Л. Н. Толстой, А.К. Толстой.

3. Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок.

4. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

5. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

6. Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки.

7. Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежной сказки.

8. Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Герои сказки.

9. Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

10. Сказки Г.-Х. Андерсена.

11. Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.

12. Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

13. Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена « Дикие лебеди».

14. Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

15. Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

16. Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

17. Создание сказки по аналогии.

18. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

19. Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

20. Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек.

21. Особенности литературной сказки.

22. С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и чудовище. Сравнение сказок.

23. Наш театр. Э.Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

24. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

25.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему.

26.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации.

27.Контрольная работа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе , давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки, называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Великие русские писатели (28ч)

1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

2. Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

3. К. Паустовский. Сказки А. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.

4. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

5.А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой.

6. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенность литературной сказки.

7. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки.

8. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке.

9. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные помощники в сказке.

10. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В.Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

11. А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы.

12.А. С.Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны.

13.Ф.И.Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

14.И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

15.Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».

16. М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М.Лермонтове.

17. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.

18. М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.

19.М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. сравнение произведений живописи и литературы.

20.М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

21.М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности исторического и художественного текстов.

22.Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом.

23. Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа.

24. Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.

25. И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.

26. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы.

27. И. Никитин. Гаснет день, даль синеет... Подготовка вопросов к стихотворению.

28. И. Бунин. Ещё холодно и сыро...

29. Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

30. Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

31. Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег.

32. Л. Н. Толстой. Басни.

33. Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов.

34. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

35.. Наш театр. И. А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование.

36. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

37. Проверочная работа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А. С. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения литературы и живописи. Находить в тексте средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать текст подробно и кратко. Обсуждать в паре, группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения(3ч.)

 

Резервные часы

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

   
   


 


 

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Входной, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Промежуточный административный контроль.

Итоговый контроль в формах: тесты, проверка роста техники чтения, творческие проектные работы учащихся.

Всероссийская проверочная работа (по итогам обучения).

Самооценка и самоконтроль.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы : создано портфолио.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми повышенного уровня обучения и интереса к литературному чтению.

Требования к результатам освоения учебного курса учащимися.

К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Предметные результаты :

Четвероклассники НАУЧАТСЯ:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов минуту);

- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произве­дя, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочи­мого текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основ­ам действующим лицам произведения;

- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жан­ров, а также литературных произведений писателей - классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объ­яснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного знания.

оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Четвероклассники ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:

осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте костные и регулятивные универсальные учебные действия;

испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на сопереживания литературным героям);

определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

высказывать и пояснять свою точку зрения;

применять правила сотрудничества;

выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

-делать устную презентацию книги (произведения);

пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя­тельной читательской деятельности.

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

описывать и сопоставлять различные объекты;

самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

совершенствовать звуковую культуру речи;

обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

обучать чтению художественных произведений по ролям;

развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.

 

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произ­ведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (ли­тературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

познавать национальные традиции своего народа, сохра­нять их;

рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведе­ниях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

находить в Интернете, в библиотеке произведения о Ро­дине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предла­гать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

выбирать наиболее эффективный вариант плана для достиже­ния результатов изучения темы урока; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;

определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помо­щью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);

фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен­ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель до­стижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб­ную задачу, понимать конечный результат, выбирать воз­можный путь для достижения данного результата;

свободно пользоваться выбранными критериями для оцен­ки своих достижений;

самостоятельно интерпретировать полученную инфор­мацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

пользоваться компьютерными технологиями как инстру­ментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;

анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и бы­лину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

сравнивать литературное произведение со сценарием теат­ральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мульт­фильмом;

находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раз­дела, темы урока или давать название выставке книг;

сравнивать мотивы поступков героев из разных литератур­ных произведений, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;

создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих клас­сиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

проявлять индивидуальные творческие способности при со­чинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чте­ния по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

предлагать вариант решения нравственной проблемы исхо­дя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;

определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произве­дения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно анализировать художественные произ­ведения разных жанров, определять мотивы поведения ге­роя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

создавать свои собственные произведения с учётом спе­цифики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;

формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер...» и пр.;

пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во­просы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочи­танному произведению;

создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;

способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);

предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;

определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуж­дений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

использовать найденный текстовый материал в своих уст­ных и письменных высказываниях и рассуждениях;

отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготов­ке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

определять самостоятельно критерии оценивания выполне­ния того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

искать причины конфликта в себе, анализировать причи­ны конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуа­ции;

обращаться к перечитыванию тех литературных произведе­ний, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

находить все источники информации, отбирать из них нуж­ный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраи­вать в логике, соответствующей цели;

самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, об­ращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

использовать в презентации не только текст, но и изобра­жения, видеофайлы;

озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

интерпретировать литературное произведение в соот­ветствии с поставленными задачами, оценивать самосто­ятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации программного содержания используются:

-медиа-диск диск «Литературное чтение» для 4 класса, Л.Ф.Климанова


 


 

 

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.ru

3.Аудио приложение к учебнику Л.Ф. Климановой и др. 4 класс- в формате МР 3

1. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: http://www.prosw.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_nо=12371

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http:// festival.1september.ru

www.uroki.ru3.Образовательный портал « Ucheba.com ». - Режим доступа:

4. Мультипортал. - Режим доступа: www.km.ru/education

http://www.n-shkola.ru

http://www.vestnik.edu.ru

http://www.nsc.1september.ru

http://mon.gov.ru./proekt/ideology.

5.Олимпиада для младших школьников: литературное чтение.

Условия проведения олимпиады. Варианты заданий. (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html )

6.Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

7.Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Литературное чтение;

«Новая начальная школа» 1-4 кл. Литературное чтение;

 

 


 


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.