Рабочая программа по предмету «Право» для 10-11 классов (ФГОС, 34 часа)
Приложение к ООП СОО (ФГОС СОО)
Приказ № ____от «___» _______ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ПРАВО»
10-11 классы
г. Сосновый Бор
2020
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Право», предметная область составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В соответствии с пунктом 18.3.1 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – приказ Минобрнауки России № 413) учебный план среднего общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Согласно приказу Минобрнауки России № 413 учебный предмет «Право» относится к предметной области «Общественные науки». Разработана на основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый и углублённый уровни – М.: Просвещение, 2016. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в 10-11 классах, из расчета 1 час в неделю.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на 2020-2021 учебный год
Программы
Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый и углублённый уровни – М.: ДРОФА, 2016. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).
Ресурсное обеспечение рабочей программы
1.Правоведение: базовый и углублённый уровни: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. – М., ДРОФА, 2016. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).
Учебно-методическая литература
1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2012.
2. Трудовой кодекс РФ. – М., 2015.
3. Уголовный кодекс РФ. – М., 2015.
4. Семейный кодекс РФ. – М., 2011.
5. Административный кодекс РФ. – М., 2012.
6. Конституция Р.Ф. – М., 2015.
7. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
8. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
9. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков. М., 2005.
10. Интернет ресурсы (федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования, в X и XI классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов и является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной средней школе. При этом в ней предусмотрен резерв времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Право, как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
-история государства и права, вопросы теории государства и права роль права в регулировании общественных отношений;
-законотворческий процесс в стране;
-конституционное право, Конституция РФ;
-гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
-вопросы семейного и образовательного права;
-имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты;
-правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
-основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
-особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации, и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задача (на примерах конкретных ситуаций).
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной и правовой среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск правовой информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Содержание курса «Право» 10 -11 класс (68 час.)
10 класс (34 часа)
Раздел I. История и теория государства и права (9 час.)
Тема 1. История государства и права- 4 час.
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России. Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права - 5 час.
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Раздел II Конституционное право (25 час)
Тема 3. Конституция Российской Федерации- 14 час.
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности. Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Содержание второй главы Конституции РФ.
Тема 4. Права человека - 11 час.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
11 класс (34 часа)
Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное право (18 час.)
Тема 5. Гражданское право- 9 час.
Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 6. Налоговое право- 5 час.
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Тема 7. Семейное право- 4 час.
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство.
Раздел IV. Трудовое, административное и уголовное право (15 час.)
Тема 8. Трудовое право-5 час.
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 9. Административное право- 2 час.
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Тема 10. Уголовное право-8 час.
Понятие преступления. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Раздел V. Правовая культура (1 час.)
Тема 11. Правовая культура- 1 час.
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствование правовой культуры.
Итоговое повторение пройденного (1 час)
Календарно-тематическое планирование по праву 10 класс
№ урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Кол-во час | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерителя | Дата план | Дата факт | |
Раздел I История и теория государства и права. | 9 час. | | ||||||
Тема 1 История государства и права | 5 час. | | ||||||
1. | Происхождение государства и права. | 1 | Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. | Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | Самостоятельна я практическая работа: составление таблицы. | | | |
2. | Развитие права в России до 19вв | 1 | Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. | Характеризовать развитие права в России. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
3. | Российское право в 19 - нач.20в. | 1 | Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Манифест 17 октября 1905г. Основные государственные законы - конституционные законы России. | Характеризовать реформу российского права после 1991г. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Практические задания по разбору проблемных вопросов | | | |
4. | Советское право. | 1 | «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма». | Знать основные понятия темы «История государства и права». Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В; | Устный опрос, проблемные задания | | | |
5. | Современное российское право. | 1 | Реформа российского права после 1991г. Принятие новой Конституции РФ, Гражданского кодекса, Уголовного, Налогового, Трудового кодексов. | Характеризовать реформу российского права после 1991 | Устный опрос | | | |
Тема 2 Вопросы теории государства и права | 4час. | | | | | | ||
6. | Государство, его признаки и формы. | 1 | Понятие государства. Различные подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. | Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима. | Практическая работа: составление схемы. | | | |
7. | Понятие права. | 1 | Понятие права. Система права. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. | Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. | Устный опрос. | | | |
8 | Правовое государство | 1 | Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. | Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки правового государства. | Устный опрос. | | | |
9 | Право и другие сферы общества. | 1 | Право и мораль. Право и религия, культура, политика, экономика. | Уметь показывать, приводить примеры взаимовлияния права и других сфер общества. | Устный опрос | | | |
Раздел II Конституционное право | 25 час. | | | | | | ||
Тема 3. Конституция РФ | 15 | | | | | | ||
10 | Понятие Конституции РФ. | 1 | Понятие конституции, ее виды. | Знать понятия: Конституция, виды конституций. | | | | |
11 | Конституции в России. | 1 | Регулирование гос. власти на Руси. Декабристы. Манифест 17 октября. Конституция РСФСР. Конституции СССР. | Знать, как относилось российское общество к конституционным проектам. | Устный опрос | | | |
12 | Общая характеристика Конституции РФ | 1 | Конституционное право России, его источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х г. г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. | Знать общую характеристику Конституции РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Практические работа по изучению содержания документа. | | | |
13. | Основы конституционного строя | 1 | Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. | Знать основы конституционного строя РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. | Практические работа по изучению содержания документа. | | | |
14. | Социальное государство. Светское государство | 1 | Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. | Владеть понятийным аппаратом, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Устный опрос | | | |
15. | Гражданство в Российской Федерации. | 1 | Понятие гражданства. Основания приобретения гражданства. | Уметь классифицировать основания приобретения гражданства. | Устный опрос | | | |
16. | Федеративное устройство | 1 | Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. | Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов. | Практические работа по изучению содержания документа. | | | |
17. | Президент РФ | 1 | Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности. | Знать статус Президента РФ, его полномочия. | Практическая работа по изучению содержания документа. | | | |
18. | Основные функции Президента | 1 | Президент - выборный глава государства. | Уметь анализировать статьи конституции о статусе президента, его полномочиях. | Практические работа по изучению содержания документа | | | |
19. | Федеральное Собрание | 1 | Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. | Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования обеих палат парламента. Знать Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы | Практические работа по изучению содержания документа. | | | |
20. | Законотворческий процесс. | 1 | Понятие законотворчества, основные его стадии. | Уметь анализировать содержание законодательной деятельности Г ос. Думы. Характеризовать действия Совета Федерации и президента в законотворческом процессе. | Практические работа по изучению содержания документа | | | |
21. | Правительство РФ | 1 | Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. | Знать состав и порядок формирования Правительства РФ. Уметь анализировать, делать | Практические работа по изучению содержания документа. | | | |
22. | Судебная власть. Прокуратура. | 1 | Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ | Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства, функции прокуратуры РФ. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
23. | Местное самоуправление | 1 | Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. | Знать структуру и формирование местного самоуправления. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
Тема 4. Права человека | 11 | | | | | | ||
24. | Права и свободы человека и гражданина | 1 | Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. | Знать содержание второй главы Конституции РФ, виды прав человека и гражданина. | Практические работа по изучению содержания документа. | | | |
25. | Международные договоры о правах человека | 1 | Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. | Знать Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. | Практические работа по изучению содержания документа. | | | |
26. | Гражданские права | 1 | Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести | Знать гражданские права человека. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
27. | Политические права | 1 | Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. | Знать политические права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
28. | Экономические, социальные и культурные права | 1 | Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы, на отдых, на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. | Знать экономические, социальные и культурные права человека. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
29. | Право на благоприятную окружающую среду. | 1 | Понятие «экология», экологическое право, экологические права и преступления. | Уметь объяснять, в чём заключается экологическая угроза. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
30. | Права ребёнка. | 1 | Конвенция о правах ребенка. | Классифицировать основные права ребенка. | Изучение содержания документа | | | |
31. | Нарушения прав человека. | 1 | Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. | Характеризовать и иллюстрировать на примерах нарушения прав человека. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
32. | Избирательное право и избирательный процесс | 1 | Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | Знать избирательные права граждан, принципы демократических выборов. Знать этапы избирательного процесса, основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | Устный опрос, проблемные задания | | | |
33. | Практическое занятие | 1 | | | | | | |
34. | Урок обобщения | 1 | Закрепление пройденного материала | | Устный опрос | | | |
ИТОГО: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс
№ урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Кол-во час | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерителя | Дата план | Дата факт | ||
Раздел III Гражданское, налоговое и семейное право | 18 час. | | |||||||
Тема 5. Гражданское право | 9 час. | | |||||||
1. | Понятие и источники гражданского права | 1 | Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности. | Знать понятие, источники, субъекты гражданского права. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
2. | Гражданская правоспособность и дееспособность | 1 | Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. | Знать понятия гражданской правоспособности и дееспособности. Эмансипация. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
3. | Предпринимательство | 1 | Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. | Характеризовать особенности предпринимательской деятельности, знать виды предприятий. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
4. | Право собственности | 1 | Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности. | Знать понятие собственности, виды собственности, правомочия собственника. | Практические задания по разбору проблемных вопросов | | | ||
5. | Наследование | 1 | Понятие наследования, его формы, право на обязательную долю наследования, очерёдность наследования. | Уметь объяснять назначение института наследования. | Практические задания по разбору проблемных вопросов | | | ||
6. | Страхование | 1 | Институт страхования, договор страхования, виды страхования. | Уметь объяснять назначение института страхования. | Практические задания по разбору проблемных вопросов | | | ||
7. | Обязательственное право | 1 | Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. | Характеризовать обязательственное право. Знать понятие сделки, договора. | практическая работа | | | ||
8. | Защита нематериальных благ | 1 | Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда. | Знать нематериальные блага, пути их защиты, понятие морального вреда. | Практические задания | | | ||
9. | Гражданское процессуальное право | 1 | Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. | Знать понятие процессуального права, особенности гражданского процесса и уголовного процесса, особенности профессиональной юридической деятельности. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
Тема 6. Налоговое право | 5 час. | | | | | | |||
10 | Налоговое право. Налоговые органы | 1 | Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. | Знать понятия налогового права, права и обязанности налогоплательщика, налоговые организации, аудит. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
11. | Виды налогов. | 1 | Принципы классификации налогов, система налогов, объекты налогов, сборов, пошлин. | Уметь характеризовать прямые, косвенные налоги. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
12. | Налогообложение юридических лиц. | 1 | Понятие юридического лица, порядок взимания налогов. | Уметь объяснять, что такое акцизы, налог на прибыль, НДС. | Устный опрос. | | | ||
13. | Налоги с физических лиц | 1 | Кто имеет статус физического лица, виды налогов с физических лиц. Налоговая декларация. | Уметь объяснять, что Налоговый кодекс относит к доходам от источников в России. Характеризовать налоговые льготы. | Устный опрос. | | | ||
14. | Ответственность за уклонение от уплаты налогов | 1 | Декларация о доходах. Административная и уголовная ответственность. | Характеризовать административную и уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. | Практические работа по изучению содержания документа. | | | ||
Тема 7. Семейное право | 4час. | | | | | | |||
15. | Понятие и источники семейного права | 1 | Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. | Знать понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ, понятие семьи, семейные правоотношения, ранее изученный материал. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
16. | Брак, условия его заключения | 1 | Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. | Знать понятие брака, условия его заключения. Порядок регистрации брака. | Практические задания по разбору проблемных вопросов | | | ||
17. | Права и обязанности супругов | 1 | Права и обязанности супругов. Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. | Характеризовать права и обязанности супругов, личные права, имущественные права и обязанности, личные права, имущественные права и обязанности. | Практические задания по разбору проблемных вопросов | | | ||
18. | Права и обязанности родителей и детей | 1 | Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство. | Знать права и обязанности родителей и детей. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
Раздел IV. Трудовое, административное и уголовное право | 15 час. | | | | | | |||
Тема 8. Трудовое право | 5 час. | | | | | | |||
19. | Понятие и источники трудового права | 1 | Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. | Знать понятие и источники трудового права, трудовые правоотношения, права и обязанности работника и работодателя. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
20. | Трудовой договор. Коллективный договор | 1 | Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора. | Знать понятие трудового договора, его виды, стороны и порядок заключения трудового договора. | Практические работа по изучению содержания документа. | | | ||
21. | Рабочее время и время отдыха | 1 | Виды рабочего времени, учет рабочего времени, виды времени отдыха. | Уметь характеризовать основные понятия темы. | Практические работа по изучению содержания документа | | | ||
22. | Оплата труда. Охрана труда. | 1 | Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. | Характеризовать системы оплаты труда. Знать понятие охраны труда, особенности охраны труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. | Устный опрос. | | | ||
23. | Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву | 1 | Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба. | Характеризовать индивидуальные и коллективные трудовые споры. Знать понятие дисциплины труда, дисциплинарную и материальную ответственность работников. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
Тема 9. Административное право | 2 час. | | | | | | |||
24. | Понятие и источники административного права. | 1 | Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. | Знать понятие и источники административного права, виды административных правонарушений. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
25. | Административные наказания | 1 | Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. | Знать виды административной ответственности, характеризовать Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
Тема 10. Уголовное право | 8 час. | | | | | | |||
26. | Понятие и источники уголовного права | 1 | Понятие уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. | Знать понятие уголовного права, принципы российского уголовного права, источники уголовного права. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
27. | Преступления | 1 | Понятие преступления. Его состав. Категория преступлений. Неоднократность совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. | Знать понятие преступления, основные группы преступлений. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
28. | Виды преступлений | 1 | Преступления против личности, общественной безопасности, гос. власти, военной службы, мира и безопасности человечества. | Уметь приводить примеры видов преступлений. | Устный опрос. | | | ||
29. | Уголовная ответственность. Наказание. | 1 | Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. | Знать понятие уголовной ответственности, виды наказаний, ответственность несовершеннолетних. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
30. | Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания. | 1 | Виды обстоятельств, амнистия, помилование. | Уметь классифицировать обстоятельства. | Устный опрос | | | ||
31. | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | Возраст уголовной ответственности, за какие виды преступлений наступает ответственность с 14 лет, а за какие с 16. | Уметь объяснять за какие виды преступлений и почему несут ответственность несовершеннолетние. | Устный опрос | | | ||
32. | Особенности уголовного судопроизводства. | 1 | Уголовно - процессуальный кодекс РФ, стадии уголовного процесса, три группы субъектов, непосредственность, непрерывность судебного разбирательства. | Уметь анализировать особенности уголовного судопроизводства. | Устный опрос. | | | ||
33. | Уголовное процессуальное право | 1 | Принципы уголовного процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. | Знать понятие процессуального права, особенности уголовного процесса, особенности профессиональной юридической деятельности. | Устный опрос, проблемные задания | | | ||
34. | Итоговое повторение пройденного | 1 | | | | | |