Рабочая программа по предмету «Физика» для учащихся 10–11 класса (ФГОС)

1
0
Материал опубликован 5 November 2019

«Рассмотрено»


На заседании МО учителей естественнонаучного цикла

протокол № __ от «__» августа 2019 г.

руководитель МО_______________

(подпись)

/ ___________________ /


«Согласовано»


Заместитель директора

школы по УВР __________________

(подпись)


/_____________________________ /

(ФИО)

«__» августа 2019 г.

«Утверждено»


Приказ № ___от «__» августа 2019 г.


Директор СОШ №22_____________

(подпись)

/_____________/

(ФИО)

м. п.




Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №







Рабочая программа





По учебному предмету: «Физика»_______________

указать название предмета


Класс(ы): _10-11 (ФГОС)____


Количество часов (в неделю / всего): _2__ / _140_

Учитель: ________________________________________________

Сведения об авторах / составителях (ФИО, должность)













2019 год




1. Пояснительная записка


Перечень документов на основе которых составлена рабочая программа:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413);

Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017г № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089;

Приказом Минобрнауки Росссии от 29.06.2017г № 613 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012г №413»;

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от ________ г. № ______);

Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения – Средняя общеобразовательная школа № ________, утвержденного приказом СОШ №___ от ________№____;

Основной общеобразовательной программы СОШ №___ на 2019-2020 учебный год, утвержденной приказом СОШ №___от _________ №_____.


Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 140 часов в год (2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе).

 Классно-урочная система, является основной формой организации образовательного процесса. Школьный эксперимент имеет особое значение в преподавании предмета.

В преподавании предмета применяются следующие технологии обучения: игровые технологии, элементы проблемного обучения, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии, методы индивидуального обучения.

Формы организации учебного процесса: фронтальные, коллективные, работа в малых и больших группах, а также работа в паре, индивидуальные

При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 10 класс» авторов Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.М., Просвещение, 2018, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ, Физика, Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений/А.П. Рымкевич,, Дрофа,2012


2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета физика

2.1 Предметные результаты освоения учебного предмета физика


Выпускник научится:

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

владеть приемами построения теоретических доказательств протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих законов;

самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


3. Метапредметные результаты освоения учебного предмета физика


3.1 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


3.2 Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


3.3 Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.



4. Содержание учебного предмета:

10 класс (70 часов)

Раздел (тема) программы учебного предмета (курса)

Количество часов

Элементы содержания раздела (темы)

Виды учебной деятельности

Раздел 1. Физика и естественно-научный метод познания природы


1

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

повторять правила поведения и технику безопасности в кабинете физики.

наблюдать и описывать физические явления;

переводить значения величин из одних единиц в другие;

объяснять различные фундаментальные взаимодействия;

сравнивать интенсивность и радиус действия взаимодействий

Раздел 2. Механика

29

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии.

описывать характер движения в зависимости от выбранной системы отсчета;

применять модель материальной точки к реальным движущимся объектам;

представлять механическое движение уравнениями зависимости координат от времени;

систематизировать знания о характеристиках равномерного движения материальной точки;

сравнивать путь и перемещение тела;

вычислять кинематические характеристики;

определять кинематические характеристики по графику зависимости от времени;

строить и анализировать графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном и равнозамедленном движении;

классифицировать свободное падение тел как частный случай равноускоренного движения;

решать графические задачи;

наблюдать и представлять графически баллистическую траекторию;

вычислять относительную и абсолютную погрешность измерения начальной скорости движения;

представлять результаты измерений в виде таблиц;

указывать границы применимости физических законов;

применять знания к решению задач

Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика


17

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.

Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.


Определять: состав атомного ядра химического элемента и число входящих в него протонов и нейтронов; относительную атомную массу по таблице Д. И. Менделеева;

рассчитывать дефект массы ядра атома, молярную массу и массу молекулы или атома;

анализировать зависимость свойств вещества от его строения;

наблюдать фазовые переходы при нагревании веществ;

характеризовать изменения структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах;

формулировать условия идеальности газа;

объяснять влияние солнечного ветра на атмосферу Земли

определять: среднее расстояние между частицами идеального газа при различных температурах и давлениях; параметры вещества в газообразном состоянии с помощью уравнения состояния идеального газа; параметры идеального газа и происходящего процесса по графику зависимости p(V), V(Т) или p(T);

наблюдать эксперименты, служащие обоснованием молекулярно-кинетической теории (МКТ) газов;

объяснять явления;

вычислять среднюю квадратичную скорость;

исследовать экспериментально зависимость p(V) для изотермического процесса;

наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

систематизировать знания о физической величине: внутренняя энергия, количество теплоты;

объяснять: изменение внутренней энергии тела при теплообмене и работе внешних сил; принцип действия теплового двигателя;

рассчитывать: внутреннюю энергию газа и ее изменение; работу, совершенную газом, по p—V-диаграмме; изменение внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики; изменение внутренней энергии и работу газа при адиабатном процессе; работу газа, совершенную при изменении его состояния по замкнутому циклу;

формулировать первый и второй законы термодинамики;

оценивать КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу;

наблюдать изменение температуры воздуха при его сжатии и расширении, диффузию газов и жидкостей;

сравнивать обратимый и необратимый процессы;

вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения;

применять полученные знания к решению задач

Раздел 4. Электродинамика

22

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

наблюдать взаимодействие наэлектризованных и заряженных тел;

анализировать: устройство и принцип действия электрометра, асимптотику электростатических полей;

объяснять: явление электризации, устройство и принцип действия крутильных весов, характер электростатического поля разных конфигураций зарядов;

формулировать границы применимости закона Кулона;

приводить примеры неустойчивости равновесия системы статических зарядов;

строить изображения полей точечных зарядов с помощью линий напряженности;

использовать принцип суперпозиции для описания поля электрического диполя;

вычислять напряженность поля, созданного заряженной сферой и плоскостью;

применять полученные знания к решению задач

Резерв

1



11 класс (70 часов)


Раздел (тема) программы учебного предмета (курса)

Количество часов

Элементы содержания раздела (темы)

Виды учебной деятельности

Раздел1. Механика

4

Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.


описывать характер движения в зависимости от выбранной системы отсчета;

представлять механическое движение уравнениями зависимости координат от времени;

систематизировать знания о характеристиках равномерного движения материальной точки по окружности;

решать графические задачи;

анализировать взаимосвязь периодических движений: вращательного и колебательного;

наблюдать, измерять и обобщать в процессе экспериментальной деятельности;

представлять результаты измерений в виде таблиц;

применять знания к решению задач

Раздел 2. Электродинамика

47

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность.

Энергия электромагнитного поля.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Геометрическая оптика. Волновые свойства света.


строить изображения полей точечных зарядов с помощью линий напряженности;

использовать принцип суперпозиции для описания поля электрического диполя;

вычислять напряженность поля, созданного заряженной сферой и плоскостью;

применять полученные знания к решению задач

Раздел 3. Основы специальной теории относительности


3

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.





Раздел 4. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра


14

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.


формулировать квантовую гипотезу Планка, законы теплового излучения (Вина и Стефана—Больцмана), законы фотоэффекта;

наблюдать: фотоэлектрический эффект;

рассчитывать: максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэффекте, длину волны де Бройля частицы с известным значением импульса, частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое;

приводить доказательства наличия у света корпускулярно-волнового дуализма свойств;

анализировать опыт по дифракции отдельных фотонов;

обсуждать: результат опыта Резерфорда, физический смысл теории Бора;

сравнивать свободные и связанные состояния электрона;

исследовать линейчатый спектр атома водорода;

объяснять принцип действия лазера;

описывать принцип действия плазменного экрана, конструкцию вакуумного диода и триода;

применять полученные знания к решению задач

определять: зарядовое и массовое число атомного ядра период полураспада;

вычислять: энергию связи нуклонов в ядре

выявлять причины естественной радиоактивности;

сравнивать: активности различных веществ; управляемый термоядерный синтез с управляемым делением ядер; конструкции и принцип действия атомной и водородной бомб;

оценивать: энергетический выход для реакции деления, критическую массу 235U;

анализировать проблемы ядерной безопасности АЭС;

описывать устройство и принцип действия АЭС, действие радиоактивных излучений различных типов на живой организм;

оценивать перспективы развития термоядерной энергетики;

объяснять возможности использования радиоактивного излучения в научных исследованиях и на практике;

знакомиться с методом вычисления удельного заряда частицы по фотографии ее трека;

Резерв

2




Формы организации образовательного процесса, технологии обучения, формы контроля

Планируются следующие формы организации учебного процесса:

фронтальные; коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные.

В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:

личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; дифференцированное обучение; технологии обучения на основе решения задач; методы индивидуального обучения. Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.




4.1 Лабораторные работы


10 класс.

ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

Изучение движения тела по окружности

1

2


Измерение жесткости пружины

1

3


Измерение коэффициента трения скольжения

1

4


Изучение движения тела. брошенного горизонтально

1

5


Изучение закона сохранения механической энергии

1

6


Изучение равновесия тела под действием нескольких сил

1

7

3

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

1

8

4

Последовательное и параллельное соединение проводников

1

9

4

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

1


11 класс.


ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

Наблюдение действия магнитного поля на ток

1

2

2

Изучение явления электромагнитной индукции

1

3

1

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

1

4

2

Измерение показателя преломления стекла

1

5

2

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

1

6

2

Измерение длины световой волны

1

7

4

Оценка информационной емкости компакт диска (CD)

1

8

4

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

1







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.