Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (4 класс)
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КГБОУ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКАЯ ШКОЛА №1»
ОС «Школа 2100» (4 класс)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями, внесенными Минобрнауки России от 31.12.2016 №1576).
Программа составлена на основе «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа», М: Баласс.
Обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Основные цели изучения учебного предмета:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения обучающихся.
Социокультурная цель - формирование коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, тексты-повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка; цели учебного предмета; общая характеристика учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; результаты изучения предмета; содержание предмета в начальной школе, тематическое планирование, поурочное планирование, основные виды учебной деятельности обучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 уч. год на изучение данной программы выделено: 170 ч.
-
-
-
- Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Железногорская школа № 1»
-
-
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2018 г. Руководитель ШМО _________________ |
«Согласовано» Зам. директора по УВР КГБОУ «Железногорская школа № 1» _______________________ «____» __________2018г |
«Утверждаю» Директор КГБОУ «Железногорская школа № 1» _____________________ «____» ___________ 2018г |
-
-
-
-
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
-
-
-
учебного предмета
«Русский язык»
для 4 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Ф. И.О
г. Железногорск
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и методическими рекомендациями ОС «Школа 2100».
Данная программа реализуется для учащихся 4-а класса. Контингент 4 класса состоит из 14 учащихся, из которых 4 рекомендовано обучение по АООП НОО для детей слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием и 10 учащихся класса имеют психофизические особенности здоровья.
Условия организации образовательного процесса для детей слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием:
Охранительный педагогический режим:
- предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Рациональная организация зрительного труда:
чередование работы глаз с их отдыхом;
для снятия зрительного утомления обязательна на занятии физкультурная пауза с элементами зрительной гимнастики;
максимальное использование естественного освещения;
профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи;
ограничение непрерывной зрительной работы (длительность непрерывной зрительной работы не более 10 минут);
создание комфортных для рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;
отсутствие препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света;
освещение рабочей поверхности не менее 600- 800 лк;
контроль осанки;
применение специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе специальных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, закрепление практических навыков правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию.
работа на ПК не должна превышать 20 мин в день, включая 3-5 мин. паузы для выполнения зрительной гимнастики.
Освещение:
освещение рабочей поверхности не менее 600- 800 лк;
максимальное использование естественного освещения;
создать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета и размера, формы, размещения на фоне других объектов удаленности;
отсутствие препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света; равномерность распределения светового потока, отсутствие бликов; правильное расположение стола (источник света слева), ближе к окнам.
Требования к школьным принадлежностям и изобразительной наглядности:
максимальное использование натуральной наглядности или муляжей;
поверхность изобразительных наглядных пособий должна быть матовой;
наглядность должна быть с чётко очерченным контуром, усиленным контрастом, с уменьшением второстепенных деталей, с выделением переднего, среднего и заднего планов;
бумага рабочих тетрадей должна быть матовой, не тонкой. Использовать дополнительную долиновку;
использовать мягкие карандаши;
использование средств увеличения для рассматривания мелких деталей: лупы, электронной лупы; увеличить время восприятия объектов;
писать шариковой ручкой чёрного цвета, диаметром 7-8 мм;
Условия организации образовательного процесса для детей с психофизическими особенностями здоровья:
Охранительный педагогический режим:
- предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
- профилактика переутомлений.
- дозирование учебной нагрузки
- учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий;
- чередование видов деятельности: использовать коротко и чётко сформулированные
Задания
- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие
внимание ребёнка на новый вид работы;
- дозированная помощь, пошаговость в предъявлении материала;
- опора на субъективный опыт ребёнка;
- при выполнении ребёнком задания (инструкции) наблюдать за деятельностью ребёнка, организуя её короткими уточнениями или оценками: использовать приёмы активизации произвольного внимания; постепенно приучать ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и составление плана выполнения задания.
Цели учебного предмета для 4 класса
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык
в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Место учебного предмета
Количество часов в неделю – 5 часов
Количество часов в учебном году – 170 часов
№ |
Тема, раздел |
Кол-во часов в программе по предмету |
Кол-во часов в рабочей программе по предмету |
В том числе |
|
контрольные работы |
практическая часть предмета (внеаудиторные часы) |
||||
Вводный урок. |
2 |
2 |
1 |
||
1 |
Повторение |
15 |
15 |
1 |
1 |
Раздел. Предложение. Текст |
35 |
35 |
|||
2 |
Простое предложение. Предложения с однородными членами |
13 |
13 |
1/1пр |
2 |
3 |
Сложные предложения с союзами и, а, но |
11 |
11 |
1/1пр/1сл.д. |
1/1св.д |
4 |
Предложения с прямой речью |
11 |
11 |
1 |
2 |
Раздел. Слово. Части речи и члены предложения Имя существительное |
45 |
45 |
|||
5 |
Что мы знаем об имени существительном |
5 |
5 |
1 |
|
6 |
Изменение имён существительных по падежам |
12 |
12 |
1пр |
1 |
7 |
Три склонения существительных |
7 |
7 |
1 |
|
8 |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных |
8 |
8 |
1/1пр |
|
9 |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных |
13 |
13 |
1/1пр/1сл.д. |
2 |
Раздел. Имя прилагательное |
20 |
20 |
|||
10 |
Что мы знаем об имени прилагательном |
5 |
5 |
||
11 |
Словоизменение имён прилагательных |
4 |
4 |
||
12 |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных |
11 |
11 |
1/1пр/1св.д. |
2 |
Раздел. Глагол |
36 |
36 |
|||
13 |
Что мы знаем о глаголе |
4 |
4 |
||
14 |
Словоизменение глаголов |
3 |
3 |
1 |
|
15 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
16 |
16 |
1 |
2 |
16 |
Разбор глагола по составу |
13 |
13 |
2 |
2 |
17 |
Повторение |
17 |
17 |
2 |
1 |
ИТОГО: |
170 |
170 |
Примечание: при несовпадении количества часов дать краткое пояснение.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике
алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по
словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и
личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
•классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
• различать простые и сложные предложения.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам
предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и
пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые
пропуски;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со
относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, за дачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Повторение. 17 ч
Предложение. Текст. 35 ч
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Пропедевтическое введение предложений с прямой речью(конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. 45 ч
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных.
Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. 20 ч
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. 36 ч
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); тся–_ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания _о–_а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.17 ч
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему). Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е доп. М: «Баласс», 2012.
Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2012.
Учебные пособия
Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2013.
М.А. Яковлева Тетрадь по чистописанию. 4-й класс. (К учебнику «Русский язык», 4-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой М.:Баласс; Школьный дом, 2013.
Н.А.Исаева Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). М: Баласс; Школьный дом, 2013.
Е.В. Бунеева Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1,2. М.: Баласс, Школьный дом, 2013
Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2013.
Электронные образовательные ресурсы
1.Комплект ЦОР к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык» 4 кл. ЗАО 1 «С», 2007
2.Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 4 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
3.Программно-методический комплект «Семейный наставник» Русский язык 4класс.(Инис/Софт, 2006)
Дополнительная литература
Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1–4 классы: пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ООО «5 за знания», 2010.
Комиссарова, Л. Ю. Начальная школа: Русский язык. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 класс / Л. Ю. Комиссарова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов: КИЦ «Добродея», 2009.
Русский язык. Математика. 4 класс. Итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е. В. Волкова, Т. В. Типаева. – Волгоград: Учитель, 2011.
Интернет-ресурсы.
1. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – http://www.sckool2100.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-collection.edu.ru
3. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. –www.uroki.ru
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – www.km.ru/ed
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – http://nsc.1september.ru/urok
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык, 4 а класс
2018 - 2019 учебный год
№ урока |
Сроки изучения учебного материала |
Название раздела, темы |
Кол-во часов, отводимых на освоение темы |
Виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий), направленные на достижение результата |
Контроль (форма) |
Практическая часть предмета (внеаудиторные часы) |
||||
1 четверть |
||||||||||
1 |
Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке |
1 |
||||||||
1. Повторение |
16 часов |
|||||||||
2 |
Повторение фонетики и графики. |
1 |
Находят значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализируют и кратко характеризуют звуки речи, состав слова, части речи, предложение – различают произношение и написание слов; находят способ проверки написания слова; без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами. |
|||||||
3 |
Повторение фонетики. Слог и ударение |
1 |
||||||||
4 |
Контрольное списывание по теме «Повторение» |
1 |
к/с |
|||||||
5 |
Что такое графика. |
1 |
||||||||
6 |
Фонетический разбор слова |
1 |
||||||||
7 |
Повторение орфографии |
1 |
||||||||
8 |
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения |
1 |
||||||||
9 |
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. |
1 |
||||||||
10 |
Повторение состава слова |
1 |
Обобщают изученные орфографические правила и учатся применять их на письме Определяют графическое обозначение орфограмм; порядок разбора предложения и образец записи. Учатся работать со схемами, выполнять словарную работу; определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку Следят за грамотностью, графически объяснять выбор написания Умеют отличать предложение, составлять его. Знают определения пунктуации. |
|||||||
11 |
Повторение изученного о частях речи |
1 |
||||||||
12 |
Повторение изученного о частях речи Словарный диктант |
1 |
с/д |
|||||||
13 |
Контрольный диктант № 1 Входной |
1 |
к/д |
|||||||
14 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Повторение изученного по синтаксису |
1 |
||||||||
15 |
Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» |
1 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
16 |
Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» |
1 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
17 |
Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» |
1 |
||||||||
Предложение. Текст 2. простое предложение. предложения с однородными членами |
35 часов 24 часов |
|||||||||
18 |
Как отличить простое предложение от сложного? |
1 |
Определяют простое предложение как наименьшую единицу синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Умеют узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; определять предложения по цели высказывания и интонации |
|||||||
19 |
Однородные члены без союзов и с союзом и |
1 |
||||||||
20 |
Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но |
1 |
||||||||
21 |
Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» |
1 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
22 |
Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» |
1 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
23 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами |
1 |
Находят однородные члены предложения, не соединенные союзом И. |
|||||||
24 |
Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
25 |
Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
26 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами |
1 |
Определяют порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Умеют работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи |
|||||||
27 |
Проверочная работа № 1 по теме «Предложения с однородными членами» |
1 |
пр/р |
|||||||
28 |
Развитие пунктуационных умений |
1 |
||||||||
29 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» |
1 |
к/д |
|||||||
30 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
||||||||
31 |
Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью |
1 |
Знакомятся с правилом расстановки знаков препинания в сложном предложении; признаками отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Умеют использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану |
|||||||
32 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но |
1 |
||||||||
33 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но |
1 |
||||||||
34 |
Итоговый контрольный диктант № 3 |
1 |
к/д |
|||||||
35 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
||||||||
36 |
Запятая в сложном, в простом предложениях с однородными членами и с союзами и, а, но |
1 |
|
|||||||
37 |
Р/р . Свободный диктант «Мечты о подвиге» |
1 |
св/д |
тв/ р |
||||||
38 |
Запятая в сложном предложении. Контрольный словарный диктант |
1 |
Умеют письменно оформлять собственную разговорную речь Умеют применять полученные теоретические знания; «читать» схемы предложений; отличать простые предложения с однородными членами от сложных; расставлять запятые; составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; различать тексты по типу |
сл/д |
||||||
39 |
Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
40 |
Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». |
1 |
пр/р |
|||||||
2 четверть |
||||||||||
41 |
«Сложные предложения с союзами и, а, но». Обобщение |
1 |
||||||||
4. предложения с прямой речью |
11 часов |
|||||||||
42 |
Из чего состоит предложение с прямой речью |
1 |
Составляют алгоритм, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи |
Текущий контроль |
||||||
43 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. |
1 |
Определяют правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Умеют пунктуационно оформлять такие предложения |
|||||||
44 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. |
1 |
||||||||
45 |
Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». |
1 |
Записывают цитаты в предложениях с прямой речью. Владеют понятием «цитата», способы цитирования |
об/с |
тв/ р |
|||||
46 |
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью |
1 |
||||||||
47 |
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью |
1 |
Применяют полученные знания при выполнении самостоятельной работы |
|||||||
48 |
Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» |
1 |
Самостоятельно записывают текст по памяти; осуществляют самопроверку |
об/изл |
тв/ р |
|||||
49 |
Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» |
1 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
50 |
Развитие пунктуационных умений. |
1 |
||||||||
51 |
Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью» |
1 |
Записывают текст под диктовку, контролируют свое письмо |
к/д |
||||||
52 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
Выполняют работу над ошибками по результатам контрольного диктанта |
Тест |
||||||
слово. части речи и члены предложения. имя существительное 5. что мы знаем об имени существительном |
45часов 5 часов |
|||||||||
53 |
Постоянные и непостоянные признаки имен существительных |
1 |
Определяют имя существительное, значение и употребление; род имени существительного: мужской, женский, средний; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Различают имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; различают склонения имен существительных |
|
||||||
54 |
Постоянные и непостоянные признаки имен существительных |
1 |
||||||||
55 |
Роль имен существительных в предложении и в речи. |
1 |
||||||||
56 |
Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
57 |
Многозначные слова, синонимы, антонимы |
1 |
||||||||
6. Изменение имен существительных по падежам |
12 часов |
|||||||||
58 |
Наблюдение за словоизменением имен существительных |
1 |
Определяют формы словоизменения существительных. Знают понятие «падеж». Владеют элементарными знаниями о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Изменяют существительные по падежам, используя алгоритм определения падежа. Совершенствуют навыки словоизменения имен существительных |
|||||||
59 |
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы |
1 |
||||||||
60 |
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе |
1 |
||||||||
61 |
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе |
1 |
||||||||
62 |
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе |
1 |
||||||||
63 |
Именительный и винительный падежи |
1 |
Ставят существительные в падежные формы, используют алгоритм определения падежа. знают тонкости употребления именительного и винительного падежей |
|||||||
64 |
Родительный падеж |
1 |
Выделяют особенности существительных в родительном падеже, определяют падеж по алгоритму |
|||||||
65 |
Дательный падеж |
Находят особенности существительных в дательном падеже, определяют падеж по алгоритму |
||||||||
66 |
Творительный падеж |
1 |
Выделяют особенности творительного падежа. Умеют определять падеж, используя алгоритм, по предлогам |
|||||||
67 |
Предложный падеж |
1 |
Определяют особенности предложного падежа. Умеют определять падеж, используя алгоритм, по предлогам |
|||||||
68 |
«Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» |
1 |
Уметь употреблять предлоги с различными формами существительного, изменять существительное по падежам, отличать один падеж от другого. |
|||||||
69 |
Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» |
1 |
пр/р |
|||||||
7. три склонения имен существительных |
7 часов |
|||||||||
70 |
Что такое склонение? Три склонения имен существительных |
1 |
Знают вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных Умеют определять склонение имен существительных. Отличают существительные 1,2, 3 склонения Знают алгоритм морфологического разбора. Умеютвыполнять морфологический разбор имени существительного |
|||||||
71 |
Развитие умения определять склонение имен существительных. |
1 |
||||||||
72 |
Развитие умения определять склонение имен существительных. |
1 |
||||||||
73 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
||||||||
74 |
Контрольный диктант за 2 четверть |
1 |
к/д |
|||||||
75 |
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления |
1 |
||||||||
76 |
Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных |
8 часов |
|||||||||
77 |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода |
1 |
Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания. Находят в словах изучаемые орфограммы, графически объясняют и контролируют написание. Решают орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составляют в группе задания на обработку определённой орфограммы. |
|||||||
78 |
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Контрольный словарный диктант |
1 |
сл/д |
|||||||
79 |
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы |
1 |
||||||||
80 |
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы |
1 |
||||||||
3 четверть |
||||||||||
81 |
Обобщение, подготовка к проверочной работе и диктанту |
1 |
||||||||
82 |
Проверочная работа № 4 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» |
1 |
пр/р |
|||||||
83 |
Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» |
1 |
к/д |
|||||||
84 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
Письмо по памяти |
|||||||
9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных |
13 часов |
|||||||||
85 |
Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных |
1 |
Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания. Находят в словах изучаемые орфограммы, графически объясняют и контролируют написание. Решают орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составляют в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулируют общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков |
|||||||
86 |
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных. |
1 |
||||||||
87-88 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Графически объяснять выбор написания. Словарный диктант |
2 |
сл/д |
|||||||
89 |
Р/р Подготовка к изложению «Первая газета» |
1 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
90 |
Обучающее изложение «Первая газета» |
1 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
91 |
Развитие орфографических умений |
1 |
||||||||
92 |
Р/р Обучающее сочинение - описание «Прогулка» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
93 |
Развитие орфографических умений |
1 |
||||||||
94 |
Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» |
1 |
пр/р |
|||||||
95 |
Повторение, подготовка к диктанту |
1 |
||||||||
96 |
Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» |
1 |
к/д |
|||||||
97 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
Текущий контроль |
|||||||
Имя прилагательное 10. что мы знаем об имени прилагательном |
20 часов 5 часов |
|||||||||
98-99 |
Роль имен прилагательных в речи |
2 |
Различают и характеризуют тексты двух типов речи - повествования и описания (П). Наблюдают роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называют грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определяют начальную форму. |
|||||||
100 |
Роль прилагательных-антонимов в речи |
1 |
||||||||
101-102 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
2 |
||||||||
11. Словоизменение имен прилагательных |
4 часа |
|||||||||
103-104 |
Изменение имен прилагательных по падежам |
2 |
Знают правило, порядок морфологического разбора прилагательного |
|||||||
105-106 |
Словосочетание существительное + прилагательное. |
2 |
Умеют изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного. |
|||||||
12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных |
11 часов |
|||||||||
107 |
Безударные падежные окончания имен прилагательных |
1 |
Обнаруживают орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объясняют написание, осуществляют самоконтроль. Подбирают и группируют примеры слов с изученными орфограммами. Накапливают опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделяют в тексте и конструируют словосочетания прил. + сущ. |
Текущий контроль |
||||||
108 |
Свободный диктант. |
1 |
св/ д. |
|||||||
109 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. |
1 |
||||||||
110-111 |
Р/р Подготовка к изложению «Первое путешествие» Обучающее изложение «Первое путешествие» |
2 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
112 |
Развитие орфографических умений |
1 |
||||||||
113 |
Р/р Обучающее сочинение - описание «Моя любимая игрушка» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
114 |
Проверочная работа №6 по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных» |
1 |
пр/р |
|||||||
115 |
Повторение, подготовка к диктанту |
1 |
|
|||||||
116 |
Контрольный диктант №7 по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных» |
1 |
применяют изученный материал по теме при написании контрольного диктанта |
к/д |
||||||
117 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
||||||||
Глагол 13. Что мы знаем о глаголе |
36 часов 4 часа |
|||||||||
118 |
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не |
1 |
Выделяют неопределённую форму глагола и преобразовывают глагол в другой форме в начальную. Определяют грамматические признаки глагола. |
|||||||
119-120 |
Значение и грамматические признаки глагола |
2 |
||||||||
121 |
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе |
1 |
||||||||
14. словоизменение глаголов |
3 часа |
|||||||||
122 |
Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения |
1 |
Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничают в группе, распределяют роли, слушают и слышат других. Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само- и взаимоанализ выполнения заданий |
|||||||
123 |
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное |
1 |
||||||||
124 |
Контрольный диктант за 3 четверть |
1 |
к/д |
|||||||
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов |
16 часов |
|||||||||
125 |
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное |
1 |
Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничают в группе, распределяют роли, слушают и слышат других. Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само - и взаимоанализ выполнения заданий Совместно составляют алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализируют особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливают опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называют и систематизируют грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
|||||||
126 |
Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму |
1 |
||||||||
127-128 |
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола |
2 |
||||||||
129 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. |
1 |
||||||||
130 |
Р/р. Обучающее сочинение по картинкам |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
131 |
Разбор глагола как части речи |
1 |
||||||||
4 четверть |
||||||||||
132 |
Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться |
1 |
Совместно составляют алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализируют особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. |
|||||||
133 |
Орфограмма «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа». |
1 |
||||||||
134 |
Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа |
1 |
||||||||
135 |
Контрольное списывание по теме «Глагол» |
1 |
к/с. |
|||||||
136-137 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями |
2 |
||||||||
138-139 |
Р/р Обучающее изложение «Первые школы» |
2 |
об/изл |
тв/ р |
||||||
140 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста изложений |
1 |
||||||||
16. разбор глагола по составу |
13 часов |
|||||||||
141 |
Порядок разбора глагола по составу. |
1 |
Сотрудничают в группе, распределяют роли, слушают и слышат других. Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само - и взаимоанализ выполнения заданий |
|||||||
142-143 |
Развитие умений разбирать глаголы по составу. |
2 |
||||||||
144 |
Р/р Обучающее сочинение |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
145 |
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами |
1 |
||||||||
146 |
Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» |
1 |
об/с |
тв/ р |
||||||
147 |
Повторение по теме «Глагол» |
1 |
||||||||
148 |
Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» |
1 |
пр/р |
|||||||
149-150 |
Развитие орфографических умений Контрольный словарный диктант |
2 |
сл/д |
|||||||
151 |
Обобщение и систематизация знаний |
1 |
||||||||
152 |
Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» |
к/д |
||||||||
153 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
||||||||
17. повторение |
17часов |
|||||||||
154 155 156 |
Повторение изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» |
3 |
Систематизируют и обобщают изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцируют устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводят в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представляют результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. |
|
||||||
157 |
Краевая годовая контрольная работа |
1 |
||||||||
158 |
Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» |
1 |
к/изл |
тв/ р |
||||||
159-160 |
Комплексное повторение изученного материала. Р/р Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово» |
2 |
об/с |
тв/ р |
||||||
161-162 |
Итоговый контроль Контрольный диктант |
2 |
к/д |
|||||||
163 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). |
1 |
|
|||||||
164–165 |
Повторение по теме «Имя существительное» |
2 |
Тест |
|||||||
166–167 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
2 |
||||||||
168–169 |
Повторение по теме «Глагол» |
2 |
||||||||
170 |
Урок-игра «Кто хочет стать отличником?» |
1 |