Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 13 November 2018 в группе

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КГБОУ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКАЯ ШКОЛА №1»

 

ОС «Школа 2100» (4 класс)

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями, внесенными Минобрнауки России от 31.12.2016 №1576).

Программа составлена на основе «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа», М: Баласс.

Обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Основные цели изучения учебного предмета:

В системе предметов общеобразовательной школы курс рус­ского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышле­ния и воображения обучающихся.

Социокультурная цель - формирование коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского язы­ка в начальной школе необходимо решение следующих практи­ческих задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, уме­ния выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участво­вать в диалоге, составлять несложные монологические высказы­вания и письменные тексты-описания, тексты-повествования не­большого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного инте­реса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка; цели учебного предмета; общая характеристика учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; результаты изучения предмета; содержание предмета в начальной школе, тематическое планирование, поурочное планирование, основные виды учебной деятельности обучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 уч. год на изучение данной программы выделено: 170 ч.

        1. Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Железногорская школа № 1»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей

начальных классов

Протокол № 1

от « » августа 2018 г.

Руководитель ШМО

_________________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

КГБОУ «Железногорская

школа № 1»

_______________________

«____» __________2018г

«Утверждаю»

Директор КГБОУ

«Железногорская

школа № 1»

_____________________

«____» ___________ 2018г

          1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

для 4 класса


 


 

Составитель:

учитель начальных классов

Ф. И.О


 


 


 


 


 

г. Железногорск

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Данная программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и методическими рекомендациями ОС «Школа 2100».

Данная программа реализуется для учащихся 4-а класса. Контингент 4 класса состоит из 14 учащихся, из которых 4 рекомендовано обучение по АООП НОО для детей слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием и 10 учащихся класса имеют психофизические особенности здоровья.

Условия организации образовательного процесса для детей слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием:

Охранительный педагогический режим:

- предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Рациональная организация зрительного труда:

чередование работы глаз с их отдыхом;

для снятия зрительного утомления обязательна на занятии физкультурная пауза с элементами зрительной гимнастики;

максимальное использование естественного освещения;

профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи;

ограничение непрерывной зрительной работы (длительность непрерывной зрительной работы не более 10 минут);

создание комфортных для рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;

отсутствие препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света;

освещение рабочей поверхности не менее 600- 800 лк;

контроль осанки;

применение специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе специальных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, закрепление практических навыков правильного использования языковых средств в речевой деятельности;

не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию.

работа на ПК не должна превышать 20 мин в день, включая 3-5 мин. паузы для выполнения зрительной гимнастики.

Освещение:

освещение рабочей поверхности не менее 600- 800 лк;

максимальное использование естественного освещения;

создать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета и размера, формы, размещения на фоне других объектов удаленности;

отсутствие препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света; равномерность распределения светового потока, отсутствие бликов; правильное расположение стола (источник света слева), ближе к окнам.

Требования к школьным принадлежностям и изобразительной наглядности:

максимальное использование натуральной наглядности или муляжей;

поверхность изобразительных наглядных пособий должна быть матовой;

наглядность должна быть с чётко очерченным контуром, усиленным контрастом, с уменьшением второстепенных деталей, с выделением переднего, среднего и заднего планов;

бумага рабочих тетрадей должна быть матовой, не тонкой. Использовать дополнительную долиновку;

использовать мягкие карандаши;

использование средств увеличения для рассматривания мелких деталей: лупы, электронной лупы; увеличить время восприятия объектов;

писать шариковой ручкой чёрного цвета, диаметром 7-8 мм;

Условия организации образовательного процесса для детей с психофизическими особенностями здоровья:

Охранительный педагогический режим:

- предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

- профилактика переутомлений.

- дозирование учебной нагрузки

- учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий;

- чередование видов деятельности: использовать коротко и чётко сформулированные

Задания

- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие

внимание ребёнка на новый вид работы;

- дозированная помощь, пошаговость в предъявлении материала;

- опора на субъективный опыт ребёнка;

- при выполнении ребёнком задания (инструкции) наблюдать за деятельностью ребёнка, организуя её короткими уточнениями или оценками: использовать приёмы активизации произвольного внимания; постепенно приучать ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и составление плана выполнения задания.

Цели учебного предмета для 4 класса

Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык

в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Место учебного предмета

Количество часов в неделю – 5 часов

Количество часов в учебном году – 170 часов

Тема, раздел

Кол-во часов в программе по предмету

Кол-во часов в рабочей программе по предмету

В том числе

контрольные работы

практическая часть предмета (внеаудиторные часы)

 

Вводный урок.

2

2

1

 

1

Повторение

15

15

1

1

 

Раздел. Предложение. Текст

35

35

   

2

Простое предложение. Предложения с однородными членами

13

13

1/1пр

2

3

Сложные предложения с союзами и, а, но

11

11

1/1пр/1сл.д.

1/1св.д

4

Предложения с прямой речью

11

11

1

2

 

Раздел. Слово. Части речи и члены предложения Имя существительное

45

45

   

5

Что мы знаем об имени существительном

5

5

 

1

6

Изменение имён существительных по падежам

12

12

1пр

1

7

Три склонения существительных

7

7

 

1

8

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

8

8

1/1пр

 

9

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

13

13

1/1пр/1сл.д.

2

 

Раздел. Имя прилагательное

20

20

   

10

Что мы знаем об имени прилагательном

5

5

   

11

Словоизменение имён прилагательных

4

4

   

12

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

11

11

1/1пр/1св.д.

2

 

Раздел. Глагол

36

36

   

13

Что мы знаем о глаголе

4

4

   

14

Словоизменение глаголов

3

3

1

 

15

Правописание безударных личных окончаний глаголов

16

16

1

2

16

Разбор глагола по составу

13

13

2

2

17

Повторение

17

17

2

1

 

ИТОГО:

170

170

   

Примечание: при несовпадении количества часов дать краткое пояснение.

Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике

алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи

собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по

словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного  решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Выпускник получит возможность научиться:

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и

личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные   предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами;

различать простые и сложные предложения.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам

предложения, синтаксический), оценивать правильность  разбора;

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и

пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих

предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

подробно или выборочно пересказывать текст;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые

пропуски;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со

относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, за дачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание учебного предмета

Повторение. 17 ч

Предложение. Текст. 35 ч

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Пропедевтическое введение предложений с прямой речью(конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. 45 ч

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных.

Наблюдение над ролью имен существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. 20 ч

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. 36 ч

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); тся–_ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания _о–_а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение.17 ч

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему). Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.


 

Приложение

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е доп. М: «Баласс», 2012.

Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

Учебные пособия

Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2013.

М.А. Яковлева Тетрадь по чистописанию. 4-й класс. (К учебнику «Русский язык», 4-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой М.:Баласс; Школьный дом, 2013.

Н.А.Исаева Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). М: Баласс; Школьный дом, 2013.

Е.В. Бунеева Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1,2. М.: Баласс, Школьный дом, 2013

Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2013.

Электронные образовательные ресурсы

1.Комплект ЦОР к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык» 4 кл. ЗАО 1 «С», 2007

2.Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 4 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

3.Программно-методический комплект «Семейный наставник» Русский язык 4класс.(Инис/Софт, 2006)

Дополнительная литература

Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1–4 классы: пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ООО «5 за знания», 2010.

Комиссарова, Л. Ю. Начальная школа: Русский язык. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 класс / Л. Ю. Комиссарова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов: КИЦ «Добродея», 2009.

Русский язык. Математика. 4 класс. Итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е. В. Волкова, Т. В. Типаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

Интернет-ресурсы.

1. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – http://www.sckool2100.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-collection.edu.ru

3. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. –www.uroki.ru

5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – www.km.ru/ed

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – http://nsc.1september.ru/urok

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Русский язык, 4 а класс

2018 - 2019 учебный год

урока

Сроки изучения учебного материала

Название раздела, темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

Виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий), направленные

на достижение результата

Контроль

(форма)

Практическая часть предмета (внеаудиторные часы)

   

1 четверть

       

1

 

Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке

1

     

1. Повторение

16 часов

     

2

 

Повторение фонетики и графики.

1

Находят значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Анализируют и кратко характеризуют звуки речи, состав слова, части речи, предложение – различают произношение и написание слов;

находят способ проверки написания слова; без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами.

   

3

 

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

   

4

 

Контрольное списывание по теме «Повторение»

1

к/с

 

5

 

Что такое графика.

1

   

6

 

Фонетический разбор слова

1

   

7

 

Повторение орфографии

1

   

8

 

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

1

   

9

 

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

1

   

10

 

Повторение состава слова

1

Обобщают изученные орфографические правила и учатся применять их на письме

Определяют графическое обозначение орфограмм; порядок разбора предложения и образец записи.

Учатся работать со схемами, выполнять словарную работу; определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку

Следят за грамотностью, графически объяснять выбор написания

Умеют отличать предложение, составлять его.

Знают определения пунктуации.

   

11

 

Повторение изученного о частях речи

1

   

12

 

Повторение изученного о частях речи Словарный диктант

1

с/д

 

13

 

Контрольный диктант № 1 Входной

1

к/д

 

14

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Повторение изученного по синтаксису

1

   

15

 

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»

1

об/изл

тв/ р

16

 

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»

1

об/изл

тв/ р

17

 

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

   

Предложение. Текст

2. простое предложение. предложения с однородными членами

35 часов

24 часов

     

18

 

Как отличить простое предложение от сложного?

1

Определяют простое предложение как наименьшую единицу синтаксиса, отличительные особенности простого предложения.

Умеют узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; определять предложения по цели высказывания и интонации

   

19

 

Однородные члены без союзов и с союзом и

1

   

20

 

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но

1

   

21

 

Р/р Обучающее изложение «Что я люблю»

1

об/изл

тв/ р

22

 

Р/р Обучающее изложение «Что я люблю»

1

об/изл

тв/ р

23

 

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

Находят однородные члены предложения, не соединенные союзом И.

   

24

 

Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

об/с

тв/ р

25

 

Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю»

1

 

об/с

тв/ р

26

 

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

Определяют порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Умеют работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи

   

27

 

Проверочная работа № 1 по теме «Предложения с однородными членами»

1

пр/р

 

28

 

Развитие пунктуационных умений

1

   

29

 

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

1

к/д

 

30

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

     

31

 

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

1

Знакомятся с правилом расстановки знаков препинания в сложном предложении;

признаками отличия простого предложения с союзами от сложного предложения.

Умеют использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но;

составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану

   

32

 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

1

   

33

 

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

1

   

34

 

Итоговый контрольный диктант № 3

1

к/д

 

35

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

   

36

 

Запятая в сложном, в простом предложениях с однородными членами и с союзами и, а, но

1

 

 

37

 

Р/р . Свободный диктант «Мечты о подвиге»

1

св/д

тв/ р

38

 

Запятая в сложном предложении. Контрольный словарный диктант

1

Умеют письменно оформлять собственную разговорную речь

Умеют применять полученные теоретические знания; «читать» схемы предложений; отличать простые предложения с однородными членами от сложных; расставлять запятые; составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; различать тексты по типу

сл/д

 

39

 

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

1

об/с

тв/ р

40

 

Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».

1

пр/р

 

2 четверть

41

 

«Сложные предложения с союзами и, а, но». Обобщение

1

     

4. предложения с прямой речью

11 часов

     

42

 

Из чего состоит предложение с прямой речью

1

Составляют алгоритм, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи

Текущий контроль

 

43

 

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

1

Определяют правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Умеют пунктуационно оформлять такие предложения

   

44

 

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

1

   

45

 

Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама».

1

Записывают цитаты в предложениях с прямой речью. Владеют понятием «цитата», способы цитирования

об/с

тв/ р

46

 

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

1

   

47

 

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

1

Применяют полученные знания при выполнении самостоятельной работы

   

48

 

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

1

Самостоятельно записывают текст по памяти; осуществляют самопроверку

об/изл

тв/ р

49

 

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

1

об/изл

тв/ р

50

 

Развитие пунктуационных умений.

1

   

51

 

Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью»

1

Записывают текст под диктовку, контролируют свое письмо

к/д

 

52

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Выполняют работу над ошибками по результатам контрольного диктанта

Тест

 

слово. части речи и члены предложения.

имя существительное

5. что мы знаем об имени существительном

45часов

5 часов

     

53

 

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

Определяют имя существительное, значение и употребление; род имени существительного: мужской, женский, средний;

существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Различают имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?;

имена существительные мужского, женского и среднего рода; различают склонения имен существительных

 

 

54

 

Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

1

   

55

 

Роль имен существительных в предложении и в речи.

1

   

56

 

Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

об/с

тв/ р

57

 

Многозначные слова, синонимы, антонимы

1

   

6. Изменение имен существительных по падежам

12 часов

     

58

 

Наблюдение за словоизменением имен существительных

1

Определяют формы  словоизменения существительных. Знают понятие «падеж».

Владеют элементарными знаниями о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Изменяют существительные по падежам, используя алгоритм определения падежа.

Совершенствуют навыки словоизменения имен существительных

   

59

 

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы

1

   

60

 

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1

   

61

 

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1

   

62

 

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1

   

63

 

Именительный и винительный падежи

1

Ставят существительные в падежные формы, используют алгоритм определения падежа.

знают тонкости употребления именительного и винительного падежей

   

64

 

Родительный падеж

1

Выделяют особенности существительных в родительном падеже, определяют падеж по алгоритму

   

65

 

Дательный падеж

 

Находят особенности существительных в дательном падеже, определяют падеж по алгоритму

   

66

 

Творительный падеж

1

Выделяют особенности творительного падежа.

Умеют определять падеж, используя алгоритм, по предлогам

   

67

 

Предложный падеж

1

Определяют особенности предложного падежа.

Умеют определять падеж, используя алгоритм, по предлогам

   

68

 

«Что я знаю об изменении имен существительных по падежам»

1

Уметь употреблять предлоги с различными формами существительного, изменять существительное по падежам, отличать один падеж от другого.

   

69

 

Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам»

1

пр/р

 

7. три склонения имен существительных

7 часов

     

70

 

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

1

Знают вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных

Умеют определять склонение имен существительных.

Отличают существительные 1,2, 3 склонения

Знают алгоритм морфологического разбора.

Умеютвыполнять морфологический разбор имени существительного

   

71

 

Развитие умения определять склонение имен существительных.

1

   

72

 

Развитие умения определять склонение имен существительных.

1

   

73

 

Морфологический разбор имени существительного

1

   

74

 

Контрольный диктант за 2 четверть

1

к/д

 

75

 

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

   

76

 

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь»

1

об/с

тв/ р

8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

8 часов

     

77

 

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания.

Находят в словах изучаемые орфограммы, графически объясняют и контролируют написание.

Решают орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составляют в группе задания на обработку определённой орфограммы.

   

78

 

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Контрольный словарный диктант

1

сл/д

 

79

 

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы

1

   

80

 

Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы

1

   
   

3 четверть

       

81

 

Обобщение, подготовка к проверочной работе и диктанту

1

     

82

 

Проверочная работа № 4 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

1

 

пр/р

 

83

 

Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

1

 

к/д

 

84

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Письмо по памяти

 

9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных

13 часов

     

85

 

Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1

Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания.

Находят в словах изучаемые орфограммы, графически объясняют и контролируют написание.

Решают орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составляют в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулируют общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков

   

86

 

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных.

1

   

87-88

 

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Графически объяснять выбор написания. Словарный диктант

2

сл/д

 

89

 

Р/р Подготовка к изложению «Первая газета»

1

об/изл

тв/ р

90

 

Обучающее изложение «Первая газета»

1

об/изл

тв/ р

91

 

Развитие орфографических умений

1

   

92

 

Р/р Обучающее сочинение - описание «Прогулка»

1

об/с

тв/ р

93

 

Развитие орфографических умений

1

   

94

 

Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

пр/р

 

95

 

Повторение, подготовка к диктанту

1

   

96

 

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

1

к/д

 

97

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Текущий контроль

 

Имя прилагательное

10. что мы знаем об имени прилагательном

20 часов

5 часов

     

98-99

 

Роль имен прилагательных в речи

2

Различают и характеризуют тексты двух типов речи - повествования и описания (П). Наблюдают роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называют грамматические признаки имён при­лагательных (морфологический разбор), опреде­ляют начальную форму.

   

100

 

Роль прилагательных-антонимов в речи

1

   

101-102

 

Морфологический разбор имени прилагательного

2

   

11. Словоизменение имен прилагательных

4 часа

     

103-104

 

Изменение имен прилагательных по падежам

2

Знают правило, порядок морфологического разбора прилагательного

   

105-106

 

Словосочетание существительное + прилагательное.

2

Умеют изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного.

   

12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

11 часов

     

107

 

Безударные падежные окончания имен прилагательных

1

Обнаруживают орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяс­няют написание, осуществляют самоконтроль. Подбирают и группируют примеры слов с изу­ченными орфограммами.

Накапливают опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).

Выделяют в тексте и конструируют словосоче­тания прил. + сущ.

Текущий контроль

 

108

 

Свободный диктант.

1

св/ д.

 

109

 

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой.

1

   

110-111

 

Р/р Подготовка к изложению «Первое путешествие» Обучающее изложение «Первое путешествие»

2

об/изл

тв/ р

112

 

Развитие орфографических умений

1

   

113

 

Р/р Обучающее сочинение - описание «Моя любимая игрушка»

1

об/с

тв/ р

114

 

Проверочная работа №6 по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

1

пр/р

 

115

 

Повторение, подготовка к диктанту

1

 

 

116

 

Контрольный диктант №7 по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

1

применяют изученный материал по теме при написании контрольного диктанта

к/д

 

117

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

   

Глагол

13. Что мы знаем о глаголе

36 часов

4 часа

     

118

 

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

1

Выделяют неопределённую форму глагола и преоб­разовывают глагол в другой форме в начальную.

Определяют грамматические признаки глагола.

   

119-120

 

Значение и грамматические признаки глагола

2

   

121

 

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

   

14. словоизменение глаголов

3 часа

     

122

 

Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения

1

Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничают в группе, распределяют роли, слу­шают и слышат других.

Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само- и взаимоанализ выполнения заданий

   

123

 

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

1

   

124

 

Контрольный диктант за 3 четверть

1

 

к/д

 

15. Правописание безударных личных окончаний глаголов

16 часов

     

125

 

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничают в группе, распределяют роли, слу­шают и слышат других.

Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само - и взаимоанализ выполнения заданий

Совместно составляют алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализируют особенности текстов с преимуще­ственным употреблением глаголов. Накапливают опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окон­чаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называют и систематизируют грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

   

126

 

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

1

   

127-128

 

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

2

   

129

 

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

1

   

130

 

Р/р. Обучающее сочинение по картинкам

1

об/с

тв/ р

131

 

Разбор глагола как части речи

1

   
   

4 четверть

       

132

 

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться

1

Совместно составляют алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

Анализируют особенности текстов с преимуще­ственным употреблением глаголов.

   

133

 

Орфограмма «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».

1

   

134

 

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа

1

   

135

 

Контрольное списывание по теме «Глагол»

1

 

к/с.

 

136-137

 

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

   

138-139

 

Р/р Обучающее изложение «Первые школы»

2

об/изл

тв/ р

140

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста изложений

1

     

16. разбор глагола по составу

13 часов

     

141

 

Порядок разбора глагола по составу.

1

Сотрудничают в группе, распределяют роли, слу­шают и слышат других.

Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само - и взаимоанализ выполнения заданий

   

142-143

 

Развитие умений разбирать глаголы по составу.

2

   

144

 

Р/р Обучающее сочинение

1

об/с

тв/ р

145

 

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

1

   

146

 

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

1

об/с

тв/ р

147

 

Повторение по теме «Глагол»

1

   

148

 

Проверочная работа № 7 по теме «Глагол»

1

пр/р

 

149-150

 

Развитие орфографических умений Контрольный словарный диктант

2

сл/д

 

151

 

Обобщение и систематизация знаний

1

   

152

 

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

 

к/д

 

153

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

   

17. повторение

17часов

     

154

155

156

 

Повторение изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст»

3

Систематизируют и обобщают изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцируют устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному мате­риалу.

Проводят в группах исследовательскую (про­ектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматиче­ское значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представляют результат исследования в виде связного выска­зывания с мультимедийным сопровождением.

 

 

157

 

Краевая годовая контрольная работа

1

   

158

 

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

к/изл

тв/ р

159-160

 

Комплексное повторение изученного материала. Р/р Обучающее сочинение

«О чем рассказывает слово»

2

об/с

тв/ р

161-162

 

Итоговый контроль Контрольный диктант

2

к/д

 

163

 

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

 

 

164–165

 

Повторение по теме «Имя существительное»

2

Тест

 

166–167

 

Повторение по теме «Имя прилагательное»

2

   

168–169

 

Повторение по теме «Глагол»

2

   

170

 

Урок-игра «Кто хочет стать отличником?»

1

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.