12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Федякова Ольга Ивановна56 Россия, Красноярский край, Железногорск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 4 класс
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КГБОУ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКАЯ ШКОЛА №1»
ОС «Школа 2100» (4 класс)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями, внесенными Минобрнауки России от 31.12.2016 №1576).
Программа составлена на основе «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа», М: Баласс.
Обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Основные цели изучения учебного предмета:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения обучающихся.
Социокультурная цель - формирование коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, тексты-повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка; цели учебного предмета; общая характеристика учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; результаты изучения предмета; содержание предмета в начальной школе, тематическое планирование, поурочное планирование, основные виды учебной деятельности обучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 уч. год на изучение данной программы выделено: 170 ч.
-
-
-
- Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Железногорская школа № 1»
-
-
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2018 г. Руководитель ШМО _________________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР КГБОУ «Железногорская школа № 1» _______________________ «____» __________2018г | «Утверждаю» Директор КГБОУ «Железногорская школа № 1» _____________________ «____» ___________ 2018г |
-
-
-
-
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
-
-
-
учебного предмета
«Русский язык»
для 4 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Ф. И.О
г. Железногорск
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и методическими рекомендациями ОС «Школа 2100».
Данная программа реализуется для учащихся 4-а класса. Контингент 4 класса состоит из 14 учащихся, из которых 4 рекомендовано обучение по АООП НОО для детей слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием и 10 учащихся класса имеют психофизические особенности здоровья.
Условия организации образовательного процесса для детей слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием:
Охранительный педагогический режим:
- предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Рациональная организация зрительного труда:
чередование работы глаз с их отдыхом;
для снятия зрительного утомления обязательна на занятии физкультурная пауза с элементами зрительной гимнастики;
максимальное использование естественного освещения;
профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи;
ограничение непрерывной зрительной работы (длительность непрерывной зрительной работы не более 10 минут);
создание комфортных для рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;
отсутствие препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света;
освещение рабочей поверхности не менее 600- 800 лк;
контроль осанки;
применение специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе специальных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, закрепление практических навыков правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию.
работа на ПК не должна превышать 20 мин в день, включая 3-5 мин. паузы для выполнения зрительной гимнастики.
Освещение:
освещение рабочей поверхности не менее 600- 800 лк;
максимальное использование естественного освещения;
создать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета и размера, формы, размещения на фоне других объектов удаленности;
отсутствие препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света; равномерность распределения светового потока, отсутствие бликов; правильное расположение стола (источник света слева), ближе к окнам.
Требования к школьным принадлежностям и изобразительной наглядности:
максимальное использование натуральной наглядности или муляжей;
поверхность изобразительных наглядных пособий должна быть матовой;
наглядность должна быть с чётко очерченным контуром, усиленным контрастом, с уменьшением второстепенных деталей, с выделением переднего, среднего и заднего планов;
бумага рабочих тетрадей должна быть матовой, не тонкой. Использовать дополнительную долиновку;
использовать мягкие карандаши;
использование средств увеличения для рассматривания мелких деталей: лупы, электронной лупы; увеличить время восприятия объектов;
писать шариковой ручкой чёрного цвета, диаметром 7-8 мм;
Условия организации образовательного процесса для детей с психофизическими особенностями здоровья:
Охранительный педагогический режим:
- предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
- профилактика переутомлений.
- дозирование учебной нагрузки
- учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий;
- чередование видов деятельности: использовать коротко и чётко сформулированные
Задания
- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие
внимание ребёнка на новый вид работы;
- дозированная помощь, пошаговость в предъявлении материала;
- опора на субъективный опыт ребёнка;
- при выполнении ребёнком задания (инструкции) наблюдать за деятельностью ребёнка, организуя её короткими уточнениями или оценками: использовать приёмы активизации произвольного внимания; постепенно приучать ребёнка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и составление плана выполнения задания.
Цели учебного предмета для 4 класса
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык
в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Место учебного предмета
Количество часов в неделю – 5 часов
Количество часов в учебном году – 170 часов
№ | Тема, раздел | Кол-во часов в программе по предмету | Кол-во часов в рабочей программе по предмету | В том числе | |
контрольные работы | практическая часть предмета (внеаудиторные часы) | ||||
Вводный урок. | 2 | 2 | 1 | ||
1 | Повторение | 15 | 15 | 1 | 1 |
Раздел. Предложение. Текст | 35 | 35 | |||
2 | Простое предложение. Предложения с однородными членами | 13 | 13 | 1/1пр | 2 |
3 | Сложные предложения с союзами и, а, но | 11 | 11 | 1/1пр/1сл.д. | 1/1св.д |
4 | Предложения с прямой речью | 11 | 11 | 1 | 2 |
Раздел. Слово. Части речи и члены предложения Имя существительное | 45 | 45 | |||
5 | Что мы знаем об имени существительном | 5 | 5 | 1 | |
6 | Изменение имён существительных по падежам | 12 | 12 | 1пр | 1 |
7 | Три склонения существительных | 7 | 7 | 1 | |
8 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 8 | 8 | 1/1пр | |
9 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 13 | 13 | 1/1пр/1сл.д. | 2 |
Раздел. Имя прилагательное | 20 | 20 | |||
10 | Что мы знаем об имени прилагательном | 5 | 5 | ||
11 | Словоизменение имён прилагательных | 4 | 4 | ||
12 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 11 | 11 | 1/1пр/1св.д. | 2 |
Раздел. Глагол | 36 | 36 | |||
13 | Что мы знаем о глаголе | 4 | 4 | ||
14 | Словоизменение глаголов | 3 | 3 | 1 | |
15 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 16 | 16 | 1 | 2 |
16 | Разбор глагола по составу | 13 | 13 | 2 | 2 |
17 | Повторение | 17 | 17 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 170 | 170 |
Примечание: при несовпадении количества часов дать краткое пояснение.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы будет сформирован учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике
алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по
словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и
личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
•классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
• различать простые и сложные предложения.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам
предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объеме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и
пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые
пропуски;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со
относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, за дачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Повторение. 17 ч
Предложение. Текст. 35 ч
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Пропедевтическое введение предложений с прямой речью(конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. 45 ч
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имен существительных. Три склонения имен существительных.
Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. 20 ч
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. 36 ч
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); тся–_ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания _о–_а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имен существительных и имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.17 ч
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему). Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е доп. М: «Баласс», 2012.
Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2012.
Учебные пособия
Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2013.
М.А. Яковлева Тетрадь по чистописанию. 4-й класс. (К учебнику «Русский язык», 4-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой М.:Баласс; Школьный дом, 2013.
Н.А.Исаева Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). М: Баласс; Школьный дом, 2013.
Е.В. Бунеева Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1,2. М.: Баласс, Школьный дом, 2013
Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2013.
Электронные образовательные ресурсы
1.Комплект ЦОР к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык» 4 кл. ЗАО 1 «С», 2007
2.Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 4 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
3.Программно-методический комплект «Семейный наставник» Русский язык 4класс.(Инис/Софт, 2006)
Дополнительная литература
Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1–4 классы: пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ООО «5 за знания», 2010.
Комиссарова, Л. Ю. Начальная школа: Русский язык. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 класс / Л. Ю. Комиссарова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов: КИЦ «Добродея», 2009.
Русский язык. Математика. 4 класс. Итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е. В. Волкова, Т. В. Типаева. – Волгоград: Учитель, 2011.
Интернет-ресурсы.
1. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». –
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-
3. Газета «1 сентября». – Режим доступа:
4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. –
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». –
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык, 4 а класс
2018 - 2019 учебный год
№ урока | Сроки изучения учебного материала | Название раздела, темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы | Виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий), направленные на достижение результата | Контроль (форма) | Практическая часть предмета (внеаудиторные часы) | ||||
1 четверть | ||||||||||
1 | Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке | 1 | ||||||||
1. Повторение | 16 часов | |||||||||
2 | Повторение фонетики и графики. | 1 | Находят значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализируют и кратко характеризуют звуки речи, состав слова, части речи, предложение – различают произношение и написание слов; находят способ проверки написания слова; без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами. | |||||||
3 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | ||||||||
4 | Контрольное списывание по теме «Повторение» | 1 | к/с | |||||||
5 | Что такое графика. | 1 | ||||||||
6 | Фонетический разбор слова | 1 | ||||||||
7 | Повторение орфографии | 1 | ||||||||
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | ||||||||
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. | 1 | ||||||||
10 | Повторение состава слова | 1 | Обобщают изученные орфографические правила и учатся применять их на письме Определяют графическое обозначение орфограмм; порядок разбора предложения и образец записи. Учатся работать со схемами, выполнять словарную работу; определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку Следят за грамотностью, графически объяснять выбор написания Умеют отличать предложение, составлять его. Знают определения пунктуации. | |||||||
11 | Повторение изученного о частях речи | 1 | ||||||||
12 | Повторение изученного о частях речи Словарный диктант | 1 | с/д | |||||||
13 | Контрольный диктант № 1 Входной | 1 | к/д | |||||||
14 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Повторение изученного по синтаксису | 1 | ||||||||
15 | Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | об/изл | тв/ р | ||||||
16 | Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | об/изл | тв/ р | ||||||
17 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | ||||||||
Предложение. Текст 2. простое предложение. предложения с однородными членами | 35 часов 24 часов | |||||||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного? | 1 | Определяют простое предложение как наименьшую единицу синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Умеют узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; определять предложения по цели высказывания и интонации | |||||||
19 | Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | ||||||||
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но | 1 | ||||||||
21 | Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» | 1 | об/изл | тв/ р | ||||||
22 | Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» | 1 | об/изл | тв/ р | ||||||
23 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | Находят однородные члены предложения, не соединенные союзом И. | |||||||
24 | Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
25 | Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | Определяют порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Умеют работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи | |||||||
27 | Проверочная работа № 1 по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | пр/р | |||||||
28 | Развитие пунктуационных умений | 1 | ||||||||
29 | Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | 1 | к/д | |||||||
30 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||||||||
31 | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 | Знакомятся с правилом расстановки знаков препинания в сложном предложении; признаками отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Умеют использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану | |||||||
32 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 1 | ||||||||
33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 1 | ||||||||
34 | Итоговый контрольный диктант № 3 | 1 | к/д | |||||||
35 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||||||||
36 | Запятая в сложном, в простом предложениях с однородными членами и с союзами и, а, но | 1 |
| |||||||
37 | Р/р . Свободный диктант «Мечты о подвиге» | 1 | св/д | тв/ р | ||||||
38 | Запятая в сложном предложении. Контрольный словарный диктант | 1 | Умеют письменно оформлять собственную разговорную речь Умеют применять полученные теоретические знания; «читать» схемы предложений; отличать простые предложения с однородными членами от сложных; расставлять запятые; составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; различать тексты по типу | сл/д | ||||||
39 | Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
40 | Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | пр/р | |||||||
2 четверть | ||||||||||
41 | «Сложные предложения с союзами и, а, но». Обобщение | 1 | ||||||||
4. предложения с прямой речью | 11 часов | |||||||||
42 | Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | Составляют алгоритм, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи | Текущий контроль | ||||||
43 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | 1 | Определяют правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Умеют пунктуационно оформлять такие предложения | |||||||
44 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | 1 | ||||||||
45 | Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». | 1 | Записывают цитаты в предложениях с прямой речью. Владеют понятием «цитата», способы цитирования | об/с | тв/ р | |||||
46 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | ||||||||
47 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | Применяют полученные знания при выполнении самостоятельной работы | |||||||
48 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | Самостоятельно записывают текст по памяти; осуществляют самопроверку | об/изл | тв/ р | |||||
49 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | об/изл | тв/ р | ||||||
50 | Развитие пунктуационных умений. | 1 | ||||||||
51 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью» | 1 | Записывают текст под диктовку, контролируют свое письмо | к/д | ||||||
52 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Выполняют работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Тест | ||||||
слово. части речи и члены предложения. имя существительное 5. что мы знаем об имени существительном | 45часов 5 часов | |||||||||
53 | Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | Определяют имя существительное, значение и употребление; род имени существительного: мужской, женский, средний; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Различают имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; различают склонения имен существительных |
| ||||||
54 | Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | ||||||||
55 | Роль имен существительных в предложении и в речи. | 1 | ||||||||
56 | Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
57 | Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 | ||||||||
6. Изменение имен существительных по падежам | 12 часов | |||||||||
58 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 | Определяют формы словоизменения существительных. Знают понятие «падеж». Владеют элементарными знаниями о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Изменяют существительные по падежам, используя алгоритм определения падежа. Совершенствуют навыки словоизменения имен существительных | |||||||
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы | 1 | ||||||||
60 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | ||||||||
61 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | ||||||||
62 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | ||||||||
63 | Именительный и винительный падежи | 1 | Ставят существительные в падежные формы, используют алгоритм определения падежа. знают тонкости употребления именительного и винительного падежей | |||||||
64 | Родительный падеж | 1 | Выделяют особенности существительных в родительном падеже, определяют падеж по алгоритму | |||||||
65 | Дательный падеж | Находят особенности существительных в дательном падеже, определяют падеж по алгоритму | ||||||||
66 | Творительный падеж | 1 | Выделяют особенности творительного падежа. Умеют определять падеж, используя алгоритм, по предлогам | |||||||
67 | Предложный падеж | 1 | Определяют особенности предложного падежа. Умеют определять падеж, используя алгоритм, по предлогам | |||||||
68 | «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» | 1 | Уметь употреблять предлоги с различными формами существительного, изменять существительное по падежам, отличать один падеж от другого. | |||||||
69 | Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» | 1 | пр/р | |||||||
7. три склонения имен существительных | 7 часов | |||||||||
70 | Что такое склонение? Три склонения имен существительных | 1 | Знают вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных Умеют определять склонение имен существительных. Отличают существительные 1,2, 3 склонения Знают алгоритм морфологического разбора. Умеютвыполнять морфологический разбор имени существительного | |||||||
71 | Развитие умения определять склонение имен существительных. | 1 | ||||||||
72 | Развитие умения определять склонение имен существительных. | 1 | ||||||||
73 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | ||||||||
74 | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 | к/д | |||||||
75 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | ||||||||
76 | Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 8 часов | |||||||||
77 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания. Находят в словах изучаемые орфограммы, графически объясняют и контролируют написание. Решают орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составляют в группе задания на обработку определённой орфограммы. | |||||||
78 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Контрольный словарный диктант | 1 | сл/д | |||||||
79 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы | 1 | ||||||||
80 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы | 1 | ||||||||
3 четверть | ||||||||||
81 | Обобщение, подготовка к проверочной работе и диктанту | 1 | ||||||||
82 | Проверочная работа № 4 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» | 1 | пр/р | |||||||
83 | Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» | 1 | к/д | |||||||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Письмо по памяти | |||||||
9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 13 часов | |||||||||
85 | Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания. Находят в словах изучаемые орфограммы, графически объясняют и контролируют написание. Решают орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составляют в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулируют общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков | |||||||
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных. | 1 | ||||||||
87-88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Графически объяснять выбор написания. Словарный диктант | 2 | сл/д | |||||||
89 | Р/р Подготовка к изложению «Первая газета» | 1 | об/изл | тв/ р | ||||||
90 | Обучающее изложение «Первая газета» | 1 | об/изл | тв/ р | ||||||
91 | Развитие орфографических умений | 1 | ||||||||
92 | Р/р Обучающее сочинение - описание «Прогулка» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
93 | Развитие орфографических умений | 1 | ||||||||
94 | Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | пр/р | |||||||
95 | Повторение, подготовка к диктанту | 1 | ||||||||
96 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | к/д | |||||||
97 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Текущий контроль | |||||||
Имя прилагательное 10. что мы знаем об имени прилагательном | 20 часов 5 часов | |||||||||
98-99 | Роль имен прилагательных в речи | 2 | Различают и характеризуют тексты двух типов речи - повествования и описания (П). Наблюдают роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называют грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определяют начальную форму. | |||||||
100 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | ||||||||
101-102 | Морфологический разбор имени прилагательного | 2 | ||||||||
11. Словоизменение имен прилагательных | 4 часа | |||||||||
103-104 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 | Знают правило, порядок морфологического разбора прилагательного | |||||||
105-106 | Словосочетание существительное + прилагательное. | 2 | Умеют изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного. | |||||||
12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 11 часов | |||||||||
107 | Безударные падежные окончания имен прилагательных | 1 | Обнаруживают орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объясняют написание, осуществляют самоконтроль. Подбирают и группируют примеры слов с изученными орфограммами. Накапливают опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделяют в тексте и конструируют словосочетания прил. + сущ. | Текущий контроль | ||||||
108 | Свободный диктант. | 1 | св/ д. | |||||||
109 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | 1 | ||||||||
110-111 | Р/р Подготовка к изложению «Первое путешествие» Обучающее изложение «Первое путешествие» | 2 | об/изл | тв/ р | ||||||
112 | Развитие орфографических умений | 1 | ||||||||
113 | Р/р Обучающее сочинение - описание «Моя любимая игрушка» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
114 | Проверочная работа №6 по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных» | 1 | пр/р | |||||||
115 | Повторение, подготовка к диктанту | 1 |
| |||||||
116 | Контрольный диктант №7 по теме «Безударные падежные окончания имен прилагательных» | 1 | применяют изученный материал по теме при написании контрольного диктанта | к/д | ||||||
117 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||||||||
Глагол 13. Что мы знаем о глаголе | 36 часов 4 часа | |||||||||
118 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 | Выделяют неопределённую форму глагола и преобразовывают глагол в другой форме в начальную. Определяют грамматические признаки глагола. | |||||||
119-120 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | ||||||||
121 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | ||||||||
14. словоизменение глаголов | 3 часа | |||||||||
122 | Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения | 1 | Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничают в группе, распределяют роли, слушают и слышат других. Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само- и взаимоанализ выполнения заданий | |||||||
123 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 | ||||||||
124 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | к/д | |||||||
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов | 16 часов | |||||||||
125 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничают в группе, распределяют роли, слушают и слышат других. Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само - и взаимоанализ выполнения заданий Совместно составляют алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализируют особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливают опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называют и систематизируют грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | |||||||
126 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 | ||||||||
127-128 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 2 | ||||||||
129 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | ||||||||
130 | Р/р. Обучающее сочинение по картинкам | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
131 | Разбор глагола как части речи | 1 | ||||||||
4 четверть | ||||||||||
132 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и –ться | 1 | Совместно составляют алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализируют особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. | |||||||
133 | Орфограмма «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа». | 1 | ||||||||
134 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | ||||||||
135 | Контрольное списывание по теме «Глагол» | 1 | к/с. | |||||||
136-137 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | ||||||||
138-139 | Р/р Обучающее изложение «Первые школы» | 2 | об/изл | тв/ р | ||||||
140 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста изложений | 1 | ||||||||
16. разбор глагола по составу | 13 часов | |||||||||
141 | Порядок разбора глагола по составу. | 1 | Сотрудничают в группе, распределяют роли, слушают и слышат других. Составляют задания в группе по изученному материалу. Проводят само - и взаимоанализ выполнения заданий | |||||||
142-143 | Развитие умений разбирать глаголы по составу. | 2 | ||||||||
144 | Р/р Обучающее сочинение | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
145 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами | 1 | ||||||||
146 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1 | об/с | тв/ р | ||||||
147 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | ||||||||
148 | Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | 1 | пр/р | |||||||
149-150 | Развитие орфографических умений Контрольный словарный диктант | 2 | сл/д | |||||||
151 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | ||||||||
152 | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» | к/д | ||||||||
153 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||||||||
17. повторение | 17часов | |||||||||
154 155 156 | Повторение изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 3 | Систематизируют и обобщают изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцируют устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводят в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представляют результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. |
| ||||||
157 | Краевая годовая контрольная работа | 1 | ||||||||
158 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | к/изл | тв/ р | ||||||
159-160 | Комплексное повторение изученного материала. Р/р Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово» | 2 | об/с | тв/ р | ||||||
161-162 | Итоговый контроль Контрольный диктант | 2 | к/д | |||||||
163 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
| |||||||
164–165 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | Тест | |||||||
166–167 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | ||||||||
168–169 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | ||||||||
170 | Урок-игра «Кто хочет стать отличником?» | 1 |