МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2017г Руководитель МО ____________ Л.А Фомичева |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ М.Г. Зеленикина «01» сентября 2017 года |
«Утверждаю» Директор МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ Н.Н. Рыжова Приказ № ___ от «01» сентября 2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного курса: Русский язык (углублённый уровень)
Класс: 10
Уровень общего образования: среднее общее образование
Учитель русского языка: Фомичева Людмила Александровна, соответствие занимаемой должности
Срок реализации программы: 2017 – 2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 105 часов в год; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы к предметной линии учебников по русскому языку И.В.Гусаровой для 10-11 классов базового и углублённого уровня (автор Бугрова Л.В. )
Учебник: Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. ФГОС/ И.В.Гусарова.- М. : Вентана-граф, 2017
Рабочую программу составила ________________________ Л.А.Фомичева
(подпись) (расшифровка подписи
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2017 года
р.п. Старая Майна
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ (углублённый уровень ) и составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования , рабочей программы к предметной линии учебников И.В.Гусаровой Русский язык 10-11 класс: базовый и углублённый уровень/ авт. Л.В.Бугрова.- М.: Вентана-Граф, 2017 и общеобразовательной программы МОУ «Старомайнская средняя школа № 1».
Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.
Данная программа рассчитана на 3 часа в неделю , 105 часов в год (углублённый уровень).
Приоритетным направлением языкового образования в 10 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.
Углублённое изучение предполагает:
более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;
моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделю следующие:
формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
формирование культуроведческой компетенции учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
наличие определённых теоретических сведений о языке;
наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);
наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;
наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.
При обучении русскому языку как средству общения в 10 классе используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
обучение средствам языка;
обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме);
обучение умениям и навыкам общения на языке.
Планируемые результаты
освоения курса русского языка в 10 классе
Личностные результаты:
- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
-Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
-Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
-Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
-Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
-Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
-Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
-Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
-Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
-владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
-сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-владение различными приёмами редактирования текстов;
-сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности;
-понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4
-владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;
-умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
Содержание тем учебного курса
Структурно курс русского языка 10 класса представлен 6 блоками, внутри которых выделены 24 раздела.
Введение в курс русского языка 10 класса. Входное диагностическое тестирование (безоценочное).
Содержательный учебный блок I
Общие сведения о языке
Некоторые гипотезы о происхождении языка
Основные функции языка
Взаимосвязь языка и мышления
Представление о языке как о своеобразной знаковой системе Типы языковых знаков
Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков
Понятие о единицах и уровнях языковой системы
В чем разница между языком и речью
Речь как процесс коммуникативной деятельности
Речь. Формы речи
Монолог и его разновидности
Диалог и его разновидности
Орфография
Правописание сложных слов
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические единицы
Словосочетание как синтаксическая единица
Общая характеристика типов предложений
Порядок слов в предложении
Основы русской пунктуации
Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи
Содержательный учебный блок II
Становление и развитие русского языка
Происхождение русского языка
Этапы развития русского литературного языка
Текст как результат речевой деятельности
Основные признаки текста
Способы и средства связи предложений в тексте
Функционально-смысловые типы речи (текстов)
Орфография
Употребление прописных и строчных букв
Синтаксис и пунктуация
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых.
Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым
Виды односоставных предложений
Содержательный учебный блок III
Краткая история русской письменности и реформы русского письма
Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности
Из истории русской графики
Состав алфавита и принцип русской графики
Из истории русской орфографии
Принципы русской орфографии
Виды речевой деятельности и способы фиксации информации
Виды речевой деятельности
Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование
Орфография
Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи
Синтаксис и пунктуация
Второстепенные члены предложения.
Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении
Неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Нечленимые предложения.
Содержательный учебный блок IV
Лексика и фразеология
Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений
слова
Омонимия и смежные с ней явления
Паронимия. Синонимия. Антонимия
9
Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствован-
ных слов русским языком
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы
Эмоционально-экспрессивная окраска слов
Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классифика-
ция фразеологизмов по происхождению.
Стилистическое расслоение русской лексики: функциональные стили речи
Научный стиль речи
Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера
Публицистический стиль речи
Стиль художественной литературы
Разговорный стиль речи
Орфография
Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ -
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика сложных предложений
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Содержательный учебный блок V
Фонетика
Фонетическое членение речи
Ударение
Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков
Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков
Основные правила транскрибирования
Нормы русского литературного языка
Понятие языковой нормы
Формирование орфоэпических норм: признаки «старшей» орфоэпической нормы, современные орфоэпические
нормы
Орфография
Употребление мягкого знака после шипящих согласных
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков
Правописание приставок на З - / С -
Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов
Синтаксис и пунктуация
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными
Содержательный учебный блок VI
Морфемика и словообразование
Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова
Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование
Русский речевой этикет
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета
Орфография
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Правописание О – Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов
Правописание И – Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Синтаксис и пунктуация
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Сложные синтаксические конструкции.
Тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
||||
Кол-во часов |
||||||
План |
Факт |
|||||
1. |
Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование(безоценочное). |
1 |
||||
Блок I |
||||||
Раздел I Общие сведения о языке |
||||||
2. |
Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. |
1 |
||||
3. |
Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. |
1 |
||||
4. |
Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. |
1 |
||||
5. |
Подготовка к ЕГЭ. Обучение написанию сочинения. Особенности сочинения в формате ЕГЭ. |
1 |
||||
Раздел II РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
||||||
6-7. |
Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. Характерные различия форм речи. |
2 |
||||
8-9. |
Речь. Формы речи. |
2 |
||||
10 |
Монологическая и диалогическая речь. Составление монолога и диалога. |
1 |
||||
11. |
Входное диагностическое тестирование. |
1 |
||||
12. |
Анализ входного тестирования. Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. |
1 |
||||
Раздел III Орфография |
||||||
13-14. |
Правописание сложных слов. Контрольный словарный диктант № 1 |
2 |
||||
Раздел IV Синтаксис и пунктуация |
||||||
15-16. |
Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Подготовка к ЕГЭ. Особенности управления некоторых грамматических форм. |
2 |
||||
17. |
Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. |
1 |
||||
18-19. |
Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. |
2 |
||||
20-21. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 Анализ контрольного диктанта. |
2 |
||||
Блок II |
||||||
Раздел V Становление и развитие русского языка |
||||||
22-23. |
Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. Контрольный словарный диктант № 2. |
2 |
||||
24. |
Подготовка к ЕГЭ. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. |
1 |
||||
Раздел VI Текст как результат речевой деятельности |
||||||
25-26 |
Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Способы и средства связи предложений в тексте. |
2 |
||||
Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста. Конструирование текста. |
||||||
Раздел VII Орфография |
||||||
27-28. |
Употребление прописных и строчных букв. |
2 |
||||
Раздел VIII Синтаксис и пунктуация |
||||||
29-30. |
Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. |
2 |
||||
31. |
Согласование подлежащего и сказуемого. Подготовка к ЕГЭ. Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
||||
32. |
Виды односоставных предложений. Подготовка к ЕГЭ. Задание В4. |
1 |
||||
33-34. |
Контрольная работа № 2. Анализ контрольной работы. |
2 |
||||
БЛОК 3 |
||||||
Раздел XI Краткая история русской письменности и истории русского письма. |
||||||
35-36. |
Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. |
2 |
||||
Раздел X Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста. |
||||||
37. |
Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. |
1 |
||||
38. |
Подготовка к ЕГЭ. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. |
1 |
||||
39. |
Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование. |
1 |
||||
40. |
Практическое занятие по конспектированию, реферированию, аннотированию. |
1 |
||||
Раздел XI Орфография |
||||||
41-42. |
Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ Контрольный словарный диктант № 3 |
2 |
||||
Раздел XII Синтаксис и пунктуация. |
||||||
43-44. |
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. |
2 |
||||
45. |
Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. |
1 |
||||
46. |
Контрольная работа № 3 |
1 |
||||
47-48 |
Анализ контрольной работы.. Подготовка к ЕГЭ. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента |
2 |
||||
Блок IV |
||||||
Раздел XIII Лексика и фразеология |
||||||
49-50. |
Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Метафора, метонимия, синекдоха. |
2 |
||||
51. |
Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
52. |
Синонимия.. Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
53-54. |
Формирование и развитие русской лексики. Освоение заимствованных слов русским языком. |
2 |
||||
55. |
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. |
1 |
||||
56-57. |
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. |
2 |
||||
58. |
Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. |
1 |
||||
59-60. |
Фразеология русского языка. Подготовка к ЕГЭ. Практическая работа. Составление словаря фразеологизмов. |
2 |
||||
Раздел XIV Функциональные стили речи. |
||||||
61. |
Научный стиль, его разновидности и особенности. |
1 |
||||
62. |
Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера. |
1 |
||||
63. |
Публицистический стиль, его разновидности и особенности. |
1 |
||||
64. |
Стиль художественной литературы и его особенности. |
1 |
||||
65. |
Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
Раздел XV Орфография |
||||||
66. |
Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
Раздел XVI Синтаксис и пунктуация |
||||||
67. |
Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
68 . |
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
69-70. |
Контрольный диктант с тестовым заданием № 2 Анализ контрольного диктанта |
2 |
||||
Блок V |
||||||
Раздел XVII Фонетика |
||||||
71. |
Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. |
1 |
||||
72. |
Артикуляционная классификация согласных звуков. |
1 |
||||
73. |
Артикуляционная классификация гласных звуков. |
1 |
||||
74. |
Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация |
1 |
||||
75. |
Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. |
1 |
||||
76. |
Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера . |
1 |
||||
Раздел XVIII Нормы русского литературного языка |
||||||
77. |
Понятие языковой нормы. Контрольный словарный диктант № 4. |
1 |
||||
78-79. |
Формирование орфоэпических норм. Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста. |
2 |
||||
Раздел XIX Орфография |
||||||
80. |
Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
81. |
Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
82. |
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
83. |
Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. Подготовка к ЕГЭ. Задание А10. |
1 |
||||
Раздел XX Синтаксис и пунктуация |
||||||
84. |
Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
85. |
Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
86-87. |
Контрольная работа № 5 . Анализ контрольной работы. |
2 |
||||
Блок 6. |
||||||
Раздел XXI Морфемика и словообразование. |
||||||
88-90. |
Основные виды морфем. Классификация аффиксальных морфем по функции. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова. |
3 |
||||
91-92. |
Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Контрольный словарный диктант № 5 |
2 |
||||
93. |
Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера . |
1 |
||||
Раздел XXII Русский речевой этикет |
||||||
94. |
Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета. |
1 |
||||
Раздел XXIII Орфография. |
||||||
95. |
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
96. |
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
97. |
Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. |
1 |
||||
Раздел XXIV Синтаксис и пунктуация. |
||||||
98. |
Бессоюзные сложные предложения. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
99. |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
100. |
Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. |
1 |
||||
101-102 |
Итоговое контрольное тестирование за курс 10 класса. |
2 |
||||
103-104. |
Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера . Контрольное сочинение рассуждение. |
2 |
||||
105. |
Обобщение и систематизация изученного в 10 классе. Подведение итогов. |
1 |
Контрольно-измерительные материалы.
Диагностическое тестирование (безоценочное)
Прочитайте текст и выполните задания 1-14
1). Из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым, не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о нем, не отметил бы в нем этой глубоко народной черты – лютой ненависти к самовозвеличению и чванству. 2) Нельзя было поверить, что тот, пред кем благоговеет вся страна, может до такой степени не ощущать своей славы. 3) Впрочем, мало сказать, что он не ощущал ее. 4) Он словно задачу перед собой поставил не выпячивать ни перед кем своего «я», не угнетать никого своими заслугами, не извлекать из своего дарования никаких привилегий 5). Одно лишь условие поставил он той библиотеке, которой жертвовал тысячи книг: «Пожалуйста, никому не говорите о моем участии в библиотечных делах». 6) Всем памятен рассказ Станиславского, как на репетиции «Вишневого сада» Чехов, несмотря на просьбы актеров, оказался занять подобающее ему место за режиссерским столом, а спрятался в зрительном зале, в задних рядах, так что тот, кто разглядел бы его там, не поверил бы, что это автор пьесы.
(По К.Чуковскому)
Определите, в каком предложении сформулирована основная мысль.
Озаглавьте текст. Определите тип речи, стиль текста.
Найдите предложение, которое связано с предыдущим лексическим повтором.
Укажите номер предложения, в котором есть пример градации.
Найдите контекстуальный синоним к слову заслуги.
Укажите слово, которое имеет то же значение, что и талант.
Объясните значение выделенных слов.
Укажите, сколько мягких звуков в слове ощущать.
Найдите в предложении (5) служебные части речи.
Найдите в предложении (2) слово, образованное путем сложения основ.
Выпишите частицы.
Укажите номера предложений с обособленными членами.
Выпишите вводные слова.
Укажите номера сложных предложений с подчинительной связью, в которых главное предложение - односоставное безличное.
Контрольное диагностическое (входное)тестирование
Выполните задания 1-16, выбрав один правильный ответ.
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
прож...вать (по адресу), ут...шительное (известие), инт...ллигент
вып...ченный (пирог), ут...хающий (ветер), пот...рять (время)
зал...зать (рану), зав...зировать, прим...рять (врагов)
поб...режье, пос...деть (от горя), посв...тить (фонариком)
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
ув...дание, зал...денелый, кр...пление
загл...денье, кл...вета, прокл...нать
об...дряющий, скл...няться, согл...совать
молч...ливый, хол...дильник, соприк...саться
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
забл...стать, оп...реться, д...фект
откл...нение, вн...мание, разъ...снение
ск...чок, прот...реть, пл...вчиха
возл...гаемый, апл...дисменты, выр...с
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
бе...помощный, бе...вкусица, бе...шумный
пр...вилегия, пр...брежный, пр...открыть
контр...гра, небез...звестный, от...скать
всеоб...емлющий, без...апелляционный, раз...яренный
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна та же буква
сверх...зысканный, под...тожить, вз...скание
дез...нформация, из..мать, фин...нспектор
без...дейный, вз...скать, об...скать
с...змала, пред...юльский, спорт...нвентарь
6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И?
1) бор...тся со сном, обессмерт...т в творениях
2) дремл...т покачиваясь, кол...т в боку
3) слыш...мая вдали песнь, близ...тся ночь
4) верт...т головой, исполня...мая партия
7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. причудл...вый В. оцен...вать
Б. глянц...вый Г. ослаб...вать
1) А, Б, Г 2) А, В 3) А, В, Г 4) В, Г
8. На месте каких цифр пишется Н?
На глиня(1)ом истопта(2)ом полу томился ране(3)ый пле(4)ый солдат с болезне(5)ым выражением лица.
2, 3, 4 2) 3, 4, 5 3) 1, 2, 5 4) 1, 3
9. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно?
1) Иной раз и честно, да (не)уместно.
2) (Не)прекращающаяся боль туманила сознание.
3) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.
4) (Не)полученная вовремя телеграмма может разрушить чьи-то планы.
10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропиках.
2) Я отказался от выступления (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу.
3) Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО подхваченные порывом ветра.
4) (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тунель.
11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализация его в художественном образе.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 4 4) 1, 2, 3
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По окончании игры спорили (1) как водится (2) громко. Печорин был погружен в задумчивость и (3) кажется (4) вовсе не торопился в дорогу.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ни конца ни края не было полям.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) С самого раннего утра убегал он на пруд или в рощу или на сенокос.
15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Я выхожу из болота на жнивье и чувствую страшную боль в ноге: жнивье впилось в мои раны.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.
1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 3, 4
Критерии оценивания:
16-15 б.- «5»
14-12 б.- «4»
11-9 б. «3»
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 (по блоку 1)
Пояснительная записка
Цели контрольной работы:
1.Поэлементный анализ знаний учащихся, определение прочности знаний учащихся за период обучения;
2. Выявление пробелов в знаниях учащихся с целью корректировки учебного процесса.
Диктант с грамматическим заданием
1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.
3) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 4) Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. 5) Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. 6) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. 7) Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
8) Неожиданно послышалось тихое пение. 9) Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. 10) Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. 11) Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. 12) В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжигало её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. 13) Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.
(По А.П.Чехову) (241 слово)
Грамматическое задание
Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которого является исключением из правила.
Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько и в слове, от которого оно образовано».
Из предложений 8-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
Из предложения 13 выпишите союзы.
Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 8-10 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.
Ответы:
изредка, раздавался
равнину
неожиданно
погибшая
но, и, что, и
2
10
1
Время проведения - 45 мин
Максимальный балл - 13
Проверка и оценивание:
Первая оценка за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта). Если ученик за диктант получил отметку «2», то к количеству баллов за грамматическое задание прибавлять только 1 балл.
Часть В -8 баллов
Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу
«5» - 13 баллов
«4» - 12 – 10 баллов
«3» - 9 – 7 баллов
«2» - 6 баллов и ниже
Контрольная работа по блоку № 2
1) Работа с текстом
(1) В то время как вся русская молодёжь читала, читает и знает наизусть стихи Некрасова, литературная критика последних лет большинством голосов отказывала ему не только в тех достоинствах, какие признавались за ним публикою, но и в десятой доле тех, которые та же критика находила в изобилии у Тютчева и Майкова. (2) Нечего и говорить, что главною причиною такой критической оценки было то, что Некрасов был не только поэт, но и издатель “Современника”. (3) Некрасов имеет полное право на звание мыслителя. (4) Мало того, это – мыслитель глубокий и честный. (5) В основе его лежит гуманное отношение к своей родине. (6) Я бы назвал Некрасова народным потом, если бы прозвание это не было замарано эстетиками, прилагавшими его ко всякой нечистоте. (7) Народным поэтом я назвал бы Некрасова потому, что герой его песен один – русский крестьянин. (8) Но он говорит о нём, конечно, как человек развитой. (9) Как говорил Добролюбов, он не “поёт” его, а думает о нём, о его бедах и горе, не ограничивается объективным изображением страдания, но мыслит о нём. (10) Мысли свои, глубокие и светлые, он передаёт в прекрасных свободных стихах. (11) В них без натяжки укладывается народная речь. (12) по предмету своему, по своему герою стихотворения Некрасова не имеют равных во всей русской литературе. (По В. Зайцеву)
1. Определите стиль и тип текста.
2. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Укажите номер этого предложения.
3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
4. Среди предложений 7 – 11 найдите предложение с однородными обособленными определениями. Укажите номер этого предложения.
5. Среди предложений 5–11 найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.
6. Из предложения 5 выпишите местоимения.
7. Укажите способ образования слова мыслитель
8. Укажите, какое средство используется для связи предложений 10 и 11. Напишите номер правильного ответа.
А) союз Б) лексический повтор В) антонимы Г) местоимение
2) Прописная или строчная?
(Г,г)ордиев узел, (Д,д)ревний (Е,е)гипет, (К,к) аменный век, (К,к) уликовская (Б,б)итва, по-(С,с)уворовски бесстрашен.
3) Спишите предложения, подчеркните сказуемое, определите его тип.
А) Сосед начал играть на скрипке.
Б) Я бы рассказал вам о многих его подвигах.
В) Роза – любимый цветок многих женщин.
Г) Моя сестра работала учителем в местной школе.
Д) Их подъезд был четвертым по счету.
4) Спишите, вставляя пропущенные буквы, выбирая правильный вариант окончания.
А) В столовой за одну смену сидел.. двести человек.
Б) Три человек с разных сторон подошл.. к остановке.
В) Полчаса проход..т незаметно.
Г) К утру Иван Петрович с Пелагеей Ивановной добрал..сь домой.
Д) На следующий день все четверо отправил..сь в долгий путь.
5. В каких из приведенных ниже предложений постановка тире не требуется?
А) Любовь не вздохи на скамейке и не страданья при луне.
Б) Искусство жить с перспективой.
В) Осень чудесное время!
Г) Брошка как бабочка.
Д) В этом городе знать три языка ненужная роскошь. (Чехов)
6. Определите тип односоставных предложений.
А) Идешь по лесной тропинке, дышишь морозным воздухом, наслаждаешься тишиной.
Б) Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
В) Сумерки. По-зимнему холодный ветер.
Г) Сегодня по радио выступили с важным заявлением.
Д) Не поется мне, не плачется, не смеется, не неволится.
Итоговый контроль по русскому языку по блоку № 3
1) Работа с текстом
(1) Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу, большого смысла которая, впрочем, не имела бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена другая школа: русской жизни, русского языка и соответственно русского миросозерцания. (2) Учителя у Пушкина с детства были великолепные. (3) У Пушкина была бабушка по матери, Мария Алексеевна Ганнибал, человек чисто русского облика, языка и ума. (4) К тому же всё, что могла говорить и внушать она, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом семья всегда перебиралась в её имение Захарово. (5) Именно бабка первоначально научила будущего поэта русскому чтению и русскому письму. (6) Французскому обучали его образованные французы, но и русскому учили не невежды. (7) Вплоть до Лицея мальчику Пушкину, наряду с Законом Божиим, преподавал русскую словесность священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, не только известный проповедник, но и литератор-переводчик. (8) Связи Пушкина с миром народной жизни были с детства многообразны и сложны, как был сложен и сам этот мир. (9) Няня Арина Родионовна недаром стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, сделалась как бы символом всех русских нянь. (10) Позднее Пушкин напишет: “Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка”. (11) Очень многие описания русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если б он не был с детства пропитан рассказами о народной жизни.
(По Н. Скатову)
1) Укажите, какое средство используется для связи предложений 3 и 4. Напишите номер правильного ответа.
1. союз
2. лексический повтор
3. местоимение
2) Укажите способ образования слова ПЕРЕВОДЧИК.
3) Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании научила поэта.
4) Из предложения 8 выпишите все краткие прилагательные.
5) Среди предложений 8-11 найдите СПП с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.
6) Из предложения 9 выпишите наречие.
7) Из предложения 4 выпишите слова, с помощью которых придаточные предложения присоединяются к главному.
8) Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Практикум
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?
1. Забронирова…ый номер, рифмова…ые строки, короткая моще…ая дорога
2. Разочарова…ый посетитель, договоры заключе…ы, аккумуляторы заряже…ы
3. Проштампова..ое письмо, жаре…ая «Любительская» колбаса, грядки ухоже…ы
4. Фальсифицирова…ый товар, цивилизова…ое общество, разлинова…ая бумага
2) В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?
1. Законы природы неизме..ы.
2. Окно было завеше..о тёмной тканью, и в комнате стоял полумрак.
3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьёзное дело.
4. Иные говорят мудрё..о, а мысли скудные.
В каких предложениях необходимо поставить дефис? Укажите номера этих предложений.
От полка спасибо наше вам за сына храбреца.
Город Симбирск жил собственными противоречиями.
Красавец мужчина картинно помахивал газетой.
Река Москва необычайно красива.
Ученый биолог сделал важное открытие.
У девочек подростков много проблем возникает в общении с родителями.
Это не просто собака, это собака актриса.
Художника Петрова призвали в армию на второй год войны.
Порхает бабочка лимонница.
Искусник повар приготовил восхитительное блюдо.
4) В каком предложении на месте пропуска не следует ставить тире?
Солотча _ извилистая неглубокая река.
Белый медведь _ крупнейший на планете наземный хищник.
Он _ известный журналист и переводчик.
Высота нашего дома _ пятнадцать метров
(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.
(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.
(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.
(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице. (По И. Тургеневу.)
(194 слова.)
Задания к текстуВ1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?
В2. Какой тип речи представлен в тексте?
В3. Объясните лексическое значение слов "дворовые" (ребята), "смятение".
В4. Из 4 предложения выпишите слова, образованные разными способами.
В5. Выпишите из 10 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс+окончание.
В6. Из 5 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование.
В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера.
В8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.
В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.
В10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
Контрольная работа по блоку №5.
Задание 1. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
1)В слове ПОЧУВСТВОВАЛ есть непроизносимый согласный.
2) В слове ПЕЧЬ буква Ь обозначает мягкость согласного [ч].
3) В слове ПОЕЖИВАЯСЬ звуков больше, чем букв.
4)В слове ПОХОЖ последний звук [ш]
Задание 2. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
В слове ЯКОРЬ одинаковое количество букв и звуков.
В слове НЕЗАМЕТНОГО нет звука [г].
В слове ЦЫПОЧКАХ все согласные звуки твёрдые.
В слове НЕПРИЯТНО буква Я обозначает два звука.
Задание 3. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
В слове ПРОИСШЕСТВИЕ есть непроизносимый согласный.
В слове ВПЕЧАТЛЕНИЮ нет звука [а].
В слове ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ звуков меньше, чем букв
В слове СБЕЖАЛАСЬ нет озвончения согласного звука.
Задание 4. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
В слове КРУГ нет звука [г].
В слове СОВЕСТНО есть непроизносимый согласный.
В слове ПРИВЛЕЧЬ букв больше, чем звуков
В слове ВЫХОДКОЙ три звонких звука.
Задание 5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов-
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
плЕсневеть танцовщИца экспЕртный костюмировАть
Задание 6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов-
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
бАрмен вероисповЕдание газопрОвод квартАл
Задание 7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов-
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
дозвонИшься кОклюш нанЯвшийся шампУр
Задание 8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов-
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
благовЕст дремОта донЕльзя красИвее
Задание 9. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)
прин..мать оз..рничать обж..гать непром..каемый сож..леть
Задание 10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)
стаб..лизация пров.. кация несг...раемый пол..гать зам..реть (от неожиданности).
Задание 11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)
комп..нент к..нвоировать неиспр..вимый крок..дил заб..раться
Задание 12. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б)
к..лендарный скв..зняк прик..снуться напр…вление г..ревать
Задание 13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
контр..удар, транс..европейский; пр..небрежение, пр..скорбное;
н..кинутый, пр..родина; об..грать, сверх..нициативный;
не..гораемый, ра..говор.
Задание 14. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
пр..глушить, пр..дставить и..гнать, не..гораемый;
пред..нфарктный, меж..гровой; непр..будный, в..скликнуть;
о..биться, по..крадываться.
Задание 15. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
бе..защитный, во..произведение; пр..близить, пр..чуда;
пред..явить, безбар..ерный; н..мерение, вз..браться;
на..стройка, о..бросить
Задание 16. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
о..жать, на..треснутый; от..скать, пост..ндустриальный;
пр..стыдить, пр..града; и..колесить, ра..ценки;
из..явить, бар..ер.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (1 балл)
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (1 балл)
Человек высокого роста (1) при одном появлении (2) которого (3) люди почтительно замолкали (4) прошёл к столу и заговорил.
Задание 19. Запишите транскрипцию слова (1 балл )
оторвавшийся
Задание 20. Разделите слово из задания 19 на слоги в соответствии с теорией слогоделения (не для переноса), дайте характеристику каждого слога с точки зрения прикрытости – закрытости (1 балл)
Критерии оценивания.
Менее 13 - 2
13-16 – 3
17-20 – 4
Более 20 – 5
Итоговая контрольная работа (по блокам 1-6 )
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А. К какому классу относятся зерна, определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.
Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего – от качества семян.
В. Для первого класса, например, на двадцать пять – тридцать тысяч зерен допускается не больше пяти сорных семян других растений.
Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.
1) А, В, Г, Б 2) А, Г, Б, В 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, Г, А
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
К говорящ.. кукл.., с замолчавш.. посетительниц..й; По побледневш.. кож.., в зимн.. сияни.., По петляющ.. дорог.., к младш.. дочер… К ближн.. акци.., об играющ.. ребенк.. |
3. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?
Запреш..ся в комнате, промокший плач.. Исполнить туш.., ветер свеж.. отвлеч..ся от дела, пять дач.., несеш..ся с горы, озимая рож.. |
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Вы..вление, зат..мненный, ст..раться Те..ретический, постр..ение, дисципл..нировать Уд..вольствие, к..ммуникабельный, бл..стеть. |
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) об..греватель, нед..печенный, н..испособнейший 2) пр..забавный, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать 3) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить 4) с..ронизировать, по..грать, от..гравшись |
6. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
Деревья руш..тся, движ..щаяся артиллерия Щекоч..щий лицо, звуки слыш..тся Молнии блещ..т, колыш..щиеся ветки Листь держ..тся, трепещ..щие от восторга |
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
расчист..вший пересе..ли |
умнож..нный раста..в |
8. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) воще..ый блестящий пол 3) ледя..ой взгляд
2) офицеры контуже..ы 4) необоснова..ый вывод
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) юркий мыш..нок 3) ч..порный человек
2) с благородной душ..й 4) удобная ж..рдочка
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
2) (Не)понятное нам правило трудно запомнить.
3) Еще видны остатки (не)растаявшего снега.
Так и (не)появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
-
Дефис ставится в обоих случаях.
(злато)власый, (теле)репортаж
(по)дружески, (справочно)информационный
(пол)арбуза, (шиворот)навыворот
-
В каком слове на месте пропуска пишется Ъ?
1) в..ехать, 2) п..едестал, 3) пред..явитель, 4)интерв..юировать
-
В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) галерея «мертвых душ..», 2) ему не удаст..ся, 3) когда вернеш..ся, 4) постоянно клян..чить
-
Какое слово соответствует следующему лексическому значению: относящийся к человескому обществу, к общественным наукам?
-
гуманный, 2) гуманитарный, 3) генетический.
____________________________________________________________________________________
-
Определите стиль приведенного ниже текста:
За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил вещи, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы. Такое вот поначалу было невезение.
-
Определите тип речи текста задания № 15.
Укажите слово, в котором допущена орфографическая ошибка:
Он включил свет, и от всех расставленных и разложенных в комнате предметов упали густыи тени, отчего количество экспонатов будто увеличилось.
-
Укажите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении:
Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.
-
Укажите антоним к слову относительный.
Укажите синоним к слову длинный.
Исправьте речевую ошибку в предложении, запишите правильный вариант:
В этом году несколько школ провели эксперимент: заместо обычной пятибалльной оценки знания оценивали от 1 до 12.
_______________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания.
-
Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога», и это неудивительно; долгое время сфера нравственности находилась в ведении религии, и почти все духовно-нравственные понятия имеют религиозное происхождение: дух, душа, милосердие, совесть, даже спасибо. В реальной жизни слово «вера» на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. Мы говорим: «вера в победу», «вера в людей»… Все лучшие качества и поступки человека связаны с верой и верностью!
Что значит способность верить? Доказано, что люди наиболее активны, когда вероятность успеха составляет примерно 50%. В этом случае деятельность требует веры и в то же время позволяет верить в успех. Если вера не нужна (когда гарантировано 100% успеха) или невозможна (100% неудачи), работа становится бездушной, постылой и оттого малоэффективной.
Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности и необходимости верить – высохнет его душа, потому что вера – это функция души, как физическая работа – функция руки. Нет веры – нет и добрых чувств. Откуда же им взяться? («Для сердца нужно верить», как писал Пушкин.) Бревно бревном человек, не верящий ни во что.
И, разумеется, без веры невозможно никакое убеждение. Убеждение – это знание, соединенное с верой в него. Не все знания требуют убеждения, смешно заявлять: «Это стол, таково моё убеждение». Убеждения начинаются там, где есть неоспоримые знания, труднодоказуемые и трудноопровергаемые. Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы. Но есть между ними вера – она и чувство, она и знание, она и волнение по поводу знания. Разум действует на чувства через веру: поэтому можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. Но где нет способности верить, знания не становятся убеждениями. Ум и сердце – «лёд пламень», их не соединить, если нет передаточного механизма. Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…
Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнется в юности. Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. Но чем лучше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. Вера в добро со временем укрепится в нем и станет основой мировоззрения.
-
Какое утверждение соответствует точке зрения автора, высказанной в тексте?
Вера – это замена знания, если оно труднодоказуемо. 2)Нравственность невозможна без религии.
Вера помогает при познании мира. 4) Убеждение полностью основано на вере.
-
Определите стиль и тип речи текста.
разговорный стиль; повествование. 3) публицистический стиль; рассуждение.
публицистический стиль; описание. 4) художественный стиль; рассуждение.
-
В каком предложении есть контекстные антонимы?
Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.
риторический вопрос 2) антитеза (противопоставление)
3) ряды однородных членов 4) синонимы 5)синтаксический параллелизм
-
Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию) по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.
Объем сочинения не менее 150 слов.
Контрольное сочинение –рассуждение за курс 10 класса.
Напишите сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Сформулируйте проблему (1 балл), комментарий(3 балла) и позицию автора(1 балл ) по предложенному тексту.
(1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.
(5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обратился ко мне:
− (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!
(9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обернулся ко мне.
− (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.
(14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.
(24)Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим законам. (26)А человек?..
− (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!
(30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.
(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…
(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусеничными траками…
(44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.
(49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу…
(По Б. Волохову*)
*Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно-художественный морской сборник «Океан».
Критерии оценки сочинения ЕГЭ
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 25 части 2 ЕГЭ |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. |
3 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста. |
1 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, |
0 |
К3 |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. |
1 |
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). |
3 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. |
2 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. |
1 |
|
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, |
0 |
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, |
0 |
К6 |
Точность и выразительность речи |
|
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
0 |
III |
Грамотность |
|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
допущено не более 2-х ошибок |
2 |
|
допущено 3–4 ошибки |
1 |
|
допущено более 4-х ошибок |
0 |
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
допущено 1–3 ошибки |
2 |
|
допущено 4–5 ошибок |
1 |
|
допущено более 5-и ошибок |
0 |
К9 |
Соблюдение языковых норм |
|
|
грамматических ошибок нет |
2 |
|
допущено 1–2 ошибки |
1 |
|
допущено более 2-х ошибок |
0 |
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
|
допущено не более 1 речевой ошибки |
2 |
|
допущено 2–3 ошибки |
1 |
|
допущено более 3-х ошибок |
0 |
К11 |
Соблюдение этических норм |
|
|
этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|
допущены этические ошибки (1 и более) |
0 |
К12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
|
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале |
0 |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) |
24 |
Контрольные словарные диктанты в 10 классе
Словарный диктант №1
Эксплуатация, эрудированный, эмансипация, эффективный, юный, юннат, аккуратно,бешеный, будущий, прозрачным соком, где-то очень далеко, приближалось исподволь,готовясь вдруг высунуться, на похолодевшей за ночь дороге, за невысокой цепочкой гор, нехоженая дорога, еще не засохшие травы, преисполнено счастьем и красотой, вскоре завиднелись, еще не ухоженные сады, незнакомыми запахами, за давно не крашенным забором, приезжий зверинец, с невиданными зверями, ни разу не видел, серо-пепельный
слон, раскачивающий хоботом, насилу покинули город, очутились на той запыленной дороге, как ни в чем не бывало, неодолимым сном.
Словарный диктант №2
Молчаливый, страстный, необозримо широка, в бесконечную даль, долина, равнина, с горьким шепотом, прокатилась тяжелая слеза, не шевелился, скошенный луг,
заиндевевшая по краям, в мерцании ледяных лучиков, пыльца цветущей полыни, аромат остывающего спелого жита, далеко внизу, необузданным потоком, изредка где-то позади, груженые поезда, у пересекавшей дорогу речушки, стелющаяся растительность, в мягком шорохе, по-сыновьи обнять землю, ничего особенного, за неимением другой дичи, в начале сентября, бесчисленное множество, вдоль пруда, не были в состоянии.
Словарный диктант №3
Костный мозг, косный ум, словесный портрет, устный ответ, шествовать по сцене,шефствовать над школой, изысканные яства, явственный звук, слать привет, стлать постель, ровесник, сверстник, без преувеличения можно сказать, превзошли все ожидания ученых, небезызвестных раскопках, в продолжение десяти лет, сверхинтересные грамоты на бересте, беспрецедентное открытие в археологии, оригинальная предыстория, частные письма с забавными прибаутками, коммерческие записи, распоряжения, завещания, небезынтересные записи, многовековые традиции.
Словарный диктант №4
Цивилизация, иллюстрация, иллюминация, демонстрация, экспедиция, преградить, претерпеть, преобладать, преодолеть, призадуматься, привлечь, непроницаемый мрак, ветряная мельница, серебряные колокольчики, на пол-аршина, непрерывно въезжать, насилу дождался, потчевали чаем, ожег себе язык, нисколько не мешало, разговаривать по-дружески, непреодолимая дрема, навеянная теплом, валяные сапоги, ничего не слышал, ни пререканий ямщиков, ни перешептывания хозяев, наутро накормили незваных гостей, вяленая оленина, стреляные зайцы, печенной в золе картошкой.
Словарный диктант №5
Давно не езженные колеи, крашеный забор, раненого казака, с ревом бешеным, по ставням свешенным, сосновый саженый лес, кучи стреляных гильз, несколько
некрашеных табуретов, скрип немазаных колес, непрошеная слеза, некошеный луг, на оккупированной территории, коваными копытами, взволнованные голоса, священный долг, расстались с нашей компанией, роскошные долины и леса, выжженной травой, на испещренном по краям, тянулись бесконечной вереницей, длинные серые облака, неподалеку от нас, незадолго перед тем, карабкались вверх, через полчаса.