Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Т. А. Ладыженской)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена на заседании Принята на заседании Утверждаю.
ШМО учителей-филологов. педагогического совета. Директор школы________ / В,И.Карелов/
/Протокол № 1 от 31.08.2021г./ /Протокол № 1 от 31.08.2021г./ /Приказ от 31.08.2021г. № 120/
Руководитель ШМО _____/Боева Т. Н./ Председатель _________ /В.И.Карелов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс – 5
Количество часов – 170
Уровень – базовый
Срок реализации – 2021-2022 учебный год
Учитель – Волосунова Валентина Александровна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностные результаты
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
•понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и
художественного текста, воспринимаемого на слух;
•выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
•владеть техникой чтения;
•выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
•разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
•отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
•владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
•прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
•извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
•правильно расставлять логические ударения, паузы;
•выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
•доказательно отвечать на вопросы учителя;
•подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
•создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
•выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
•подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
•создавать письменные высказывания разных типов речи;
•составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
•определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
•делить текст на абзацы;
•писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
•пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
•выражать свое отношение к предмету речи;
•находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
•подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
•исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
•выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
•различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
•использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
•находить в художественном тексте явления звукописи;
•правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
•работать с орфоэпическим словарем;
графика:
•правильно произносить названия букв русского алфавита;
•свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
•проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
•выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
•подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
•учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
•пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
•объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
•объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами
(описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
•пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
•распределять слова на тематические группы;
•употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
•различать прямое и переносное значение слов;
•отличать омонимы от многозначных слов;
•подбирать синонимы и антонимы;
•выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении
слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как
средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
•различать части речи;
•правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
•уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
•отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи
по совокупности признаков;
орфография:
•находить орфограммы в морфемах;
•группировать слова по видам орфограмм;
•владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
•устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные
графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
•выделять словосочетания в предложении;
•определять главное и зависимое слово;
• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
•выделять основы предложений с двумя главными членами;
•конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
•характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
•составлять простые и сложные предложения изученных видов;
•опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
•находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
•владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и общение (3ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (24ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (16ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (10 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч + 6 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи (50ч)
Имя существительное (17ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (8ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (25ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Систематизация и обобщение изученного в 5 классе (15ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по плану | Примечание |
| РАЗДЕЛ I. ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 ч) | | | |
1 | Язык и общение. Язык и человек. | 1 | 01.09 | |
2 | Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | 02.09 | |
3 | Стили речи | 1 | 03.09 | |
| ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ(24 ч) | | | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | 06.09 | |
5 | Орфограмма | 1 | 07.09 | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | 08.09 | |
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | 09.09 | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | 10.09 | |
9 | Диагностическая контрольная работа (диктант) | 1 | 13.09 | |
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | 14.09 | |
11 | Буквы и,у, а после шипящих | 1 | 15.09 | |
12 | Разделительные ъ и ь | 1 | 16.09 | |
13 | Раздельное написание предлогов с другими слова | 1 | 17.09 | |
14 | Р/р. Что мы знаем о тексте. Подготовка к изложению. | 1 | 20.09 | |
15 | P/p. Написание изложения «Хитрый заяц» | 1 | 21.09 | |
16 | Части речи. Глагол | 1 | 22.09 | |
17 | Написание -тся и -ться в глаголах | 1 | 23.09 | |
18 | P/p. Тема текста | 1 | 24.09 | |
19 | Личные окончания глаголов | 1 | 27.09 | |
20 | Имя существительное | 1 | 28.09 | |
21 | Имя прилагательное | 1 | 29.09 | |
22 | Местоимение | 1 | 30.09 | |
23 | P/p. Сочинение по картинеА.А.Пластова «Летом». | 1 | 01.10 | |
24 | Р/р. Написание сочинения. | 1 | 04.10 | |
25 | Р/р. Основная мысль текста | 1 | 05.10 | |
26 | Контрольный диктант №1 по теме «Вспоминаем, повторяем» | 1 | 06.10 | |
27 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 07.10 | |
| РАЗДЕЛ III.СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (30 ч) | | | |
28 | Синтаксис и пунктуация | 1 | 08.10 | |
29 | Словосочетание | 1 | 11.10 | |
30 | Разбор словосочетания | 1 | 12.10 | |
31 | Предложение | 1 | 13.10 | |
32 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 14.10 | |
33 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | 15.10 | |
34 | Р/р. Сжатое изложение «Старый пень» | 1 | 18.10 | |
35 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | 19.10 | |
36 | Р/р. Подготовка к сочинению по теме «Интересная встреча» | 1 | 20.10 | |
37 | Р/р. Написание сочинения. | 1 | 21.10 | |
38 | Сказуемое. | 1 | 22.10 | |
39 | Тире между подлежащими и сказуемыми | 1 | 25.10 | |
40 | Распространенные и нераспространенные предложения | 1 | 26.10 | |
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | 27.10 | |
42 | Всероссийская проверочная работа | 1 | 28.10 | |
43 | Определение | 1 | 29.10 | |
44 | Обстоятельство | 1 | 08.11 | |
45 | Предложения с однородными членами | 1 | 09.11 | |
46 | Знаки препинания при однородных членах | 1 | 10.11 | |
47 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | 11.11 | |
48 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 12.11 | |
49 | Предложения с обращениями | 1 | 15.11 | |
50 | Р/р. Письмо | 1 | 16.11 | |
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | 1 | 17.11 | |
52 | Простые и сложные предложения | 1 | 18.11 | |
53 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | 19.11 | |
54 | Обобщение материала по теме «Простые и сложные предложения» | 1 | 22.11 | |
55 | Прямая речь | 1 | 23.11 | |
56 | Диалог | 1 | 24.11 | |
57 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | 25.11 | |
| ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (16 ч) | | | |
58 | Фонетика как раздел науки о языке. Гласные звуки | 1 | 26.11 | |
59 | Согласные звуки | 1 | 29.11 | |
60 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие | 1 | 30.11 | |
61 | Повествование. | 1 | 01.12 | |
62 | Р/р. Изложение «Музыкальная шкатулка» | 1 | 02.12 | |
63 | Согласные звонкие и глухие | 1 | 03.12 | |
64 | Графика как раздел науки о языке. Алфавит | 1 | 06.12 | |
65 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 1 | 07.12 | |
66 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | 08.12 | |
67 | Орфоэпия - раздел науки о языке | 1 | 09.12 | |
68 | Фонетический разбор слова. | 1 | 10.12 | |
69 | Повторение темы «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | 13.12 | |
70 | Контрольный диктант №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» в рамках промежуточной аттестации. | 1 | 14.12 | |
71 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 15.12 | |
72 | P/p. Сочинение по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты и птица» | 1 | 16.12 | |
73 | Р/р. Написание сочинения | 1 | 17.12 | |
| РАЗДЕЛ V. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч) | | | |
74 | Слово и его лексическое значение. Способы выражения лексических значений слов | 1 | 20.12 | |
75 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 21.12 | |
76 | Прямое и переносное значение слов | 1 | 22.12 | |
77 | Омонимы. Их роль в речи | 1 | 23.12 | |
78 | Синонимы. Их роль в речи. | 1 | 24.12 | |
79 | Антонимы | 1 | 27.12 | |
80 | Р/р. Изложение «Первый снег» | 1 | 28.12 | |
81 | Повторение по теме «Лексика» | 1 | 10.01 | |
82 | P/p. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | 11.01 | |
83 | Р/р. Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | 12.01 | |
| РАЗДЕЛ VI. МОРФЕМИКА КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ. ОРФОГРАФИЯ (22 ч) | | | |
84 | Морфемика как раздел науки о языке. Понятие о морфеме. Изменение и образование слов. | 1 | 13.01 | |
85 | Окончание. Основа слова | 1 | 14.01 | |
86 | Р/р. Сочинение - письмо | 1 | 17.01 | |
87 | Корень слова | 1 | 18.01 | |
88 | Р/р. Рассуждение в повествовании | 1 | 19.01 | |
89 | Суффикс | 1 | 20.01 | |
90 | Приставка | 1 | 21.01 | |
91 | P/p. Выборочное изложение «Последний лист орешника» | 1 | 24.01 | |
92 | Чередование звуков | 1 | 25.01 | |
93 | Беглые гласные | 1 | 26.01 | |
94 | Варианты морфем | 1 | 27.01 | |
95 | Морфемный разбор слова | 1 | 28.01 | |
96 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | 31.01 | |
97 | Буквы з-с на конце приставок | 1 | 01.02 | |
98 | Буквы о - а в корнях –лаг- - -лож- | 1 | 02.02 | |
99 | Буквы о - а в корнях –раст- (- ращ-) - -рос- | 1 | 03.02 | |
100 | Буквы ё - о после шипящих в корне | 1 | 04.02 | |
101 | Буквы ы - и после ц | 1 | 07.02 | |
102 | Контрольный диктант №4 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 | 08.02 | |
103 | Анализ контрольно диктанта | 1 | 09.02 | |
104 | P/p. Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | 10.02 | |
105 | Р/р. Написание сочинения | 1 | 11.02 | |
| РАЗДЕЛ VII. МОРФОЛОГИЯ (50 ч) | | | |
106 | Имя существительное как часть речи | 1 | 14.02 | |
107 | Р/р. Доказательства в рассуждении | 1 | 15.02 | |
108 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | 16.02 | |
109 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | 17.02 | |
110 | Род имен существительных | 1 | 18.02 | |
111 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | 21.02 | |
112 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | 22.02 | |
113 | Р/р. Подготовка к сжатому изложению «Перо и чернильница» | 1 | 24.02 | |
114 | Р/р. Написание сжатого изложения «Перо и чернильница» | 1 | 25.02 | |
115 | Три склонения имен существительных | 1 | 28.02 | |
116 | Падеж имен существительных. | 1 | 01.03 | |
117-118 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 | 02.03 03.03 | |
119 | Множественное число имен существительных | 1 | 04.03 | |
120 | Правописание о — ё после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | 09.03 | |
121 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 10.03 | |
122 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 11.03 | |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (8 ч) | | | |
123 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 14.03 | |
124 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | 15.03 | |
125 | P/p. Описание животного | 1 | 16.03 | |
126 | Прилагательные полные и краткие | 1 | 17.03 | |
127 | Краткие прилагательные с основой на шипящую | 1 | 18.03 | |
128 | Морфологический разбор прилагательного | 1 | 21.03 | |
129-130 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное» и его анализ | 2 | 22.03 23.03 | |
| ГЛАГОЛ (25 ч) | | | |
131 | Глагол как часть речи | 1 | 04.04 | |
132 | Не с глаголами | 1 | 05.04 | |
133 | P/p. Устный рассказ по сюжетным рисункам | 1 | 06.04 | |
134 | Неопределенная форма глагола | 1 | 07.04 | |
135 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 | 08.04 | |
136 | Виды глагола | 1 | 11.04 | |
137 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | 12.04 | |
138 | Р/р. Редактирование текста | 1 | 13.04 | |
139 | Время глагола. Прошедшее время | 1 | 14.04 | |
140 | Настоящее время | 1 | 15.04 | |
141 | Будущее время | 1 | 18.04 | |
142 | Спряжение глаголов | 1 | 19.04 | |
143 | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием | 1 | 20.04 | |
144-146 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 3 | 21.04 22.04 25.04 | |
147 | Р/р. Сжатое изложение «Шоколадный торт» | 1 | | |
148 | Морфологический разбор глагола | 1 | 26.04 | |
149 | Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа | 1 | 27.04 | |
150 | Употребление времен | 1 | 28.04 | |
151 | Р/р. Употребление времен в устных и письменных рассказах | 1 | 29.04 | |
152 | Повторение изученного о глаголе | 1 | 04.05 | |
153 | Диктант по теме «Глагол» в рамках промежуточной аттестации | 1 | 05.05 | |
154 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 06.05 | |
155 | Р/р. Сочинение-рассказ по рисунку (устно) | 1 | 11.05 | |
| РАЗДЕЛ VIII. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (15 ч) | | | |
156 | 1 | 12.05 | | |
157 | Анализ контрольного диктанта. Разделы науки о языке. | 1 | 13.05 | |
158 | Орфограммы в приставках слов | 1 | 16.05 | |
159-160 | Орфограммы в корнях слов. | 2 | 17.05 18.05 | |
161-162 | Орфограммы в окончаниях слов. | 2 | 19.05 20.05 | |
163-164 | Разделительные Ъ и Ь | 2 | 23.05 24.05 | |
165 | Знаки препинания в простом предложении | 1 | 25.05 | |
166 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 26.05 | |
167 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 27.05 | |
168 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 30.05 | |
169 | Повторение изученного в течение года | 1 | 31.05 | |
170 | Резервные уроки | 1 | | |
13