Рабочая программа по русскому языку (5 класс, УМК Т. А. Ладыженской)

2
0
Материал опубликован 26 July 2021



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Синьковская средняя школа

Смоленского района Смоленской области


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 31. 08. 2018 г.

«Утверждено»

Приказом директора ОО

59 от 31. 08. 2018 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 5 класса











Автор – составитель

Никитина Екатерина Александровна

















2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

-Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ (в редакции от 29.12.2014г. №1644; от 31.12.2015г. №1577);

-СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015 г.);

-ООП ООО МБОУ Синьковская СШ;

-Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской;

-Учебного плана МБОУ Синьковской СШ;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержденный приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г.) (в действующей редакции);

-Положения о рабочей программе;

Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова; научный редактор Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2017 г.

Место курса русский язык в учебном плане: Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в 5 классе в объёме 187 часов (5,5 часов в неделю).

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.

Отличительные особенности рабочей программы и авторской.

В авторскую программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Итоговое повторение изученного», в связи с выделением одного часа на промежуточную аттестацию и ВПР.










п/п

Тема раздела

Количествочасов по авторской программе

Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ


Всего

187

187

1.

Язык и речь. Введение

3

3

2.

Повторение ранее изученного

27

27

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

39

39

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

16

16

5.

Лексика и культура речи

12

12

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

26

26

7.

Морфология

58

58

8.

Итоговое повторение изученного

6

4

9

Промежуточная аттестация


1

10

ВПР


1




























Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- осознание национального своеобразия русского языка;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.


Данные цели обусловливают решение следующих задач:

- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

- формирование прочных орфографических и пунк­туационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словар­ного запаса и грамматического строя речи обучающихся.














Планируемые результаты

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

Обучающийся получит возможность научиться:

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных

условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Обучающийся получит возможность научиться:

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и

способы действий;

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью

деятельности;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе

взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Обучающийся получит возможность научиться:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.

Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

Обучающийся получит возможность научиться:

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся научится:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),

факты;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою

мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

Обучающийся получит возможность научиться:

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и

корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



Предметные результаты:


Раздел

Обучающийся научится:


Обучающийся получит возможность научиться:

Речь и речевое общение

- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

-предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Речевая деятельность

Чтение

- понимать содержание учебно-научных, публицистических

жанров, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Говорение

-создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе);

- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

Письмо

-создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв);

-излагать содержание прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;


-передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

-использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и Интернет, отбирать и систематизировать материал на тему.






- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.




-соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Текст

-анализировать и характеризовать тексты различных типов речи с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;.

-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого), схемы, таблицы;

-создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи с учётом требований к построению связного текста.

Фонетика

и орфоэпия. Графика

-проводить фонетический анализ слова;

-извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

-соблюдать основные орфоэпические правила языка;

Морфемика, словообразование

-делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

-применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

- самостоятельно применять знания и умения по морфемике и словообразованию

Лексикология и фразеология

-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём).

-соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;


Морфология

-опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи, анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

-употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Синтаксис

-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Правописание: орфография, пунктуация

-соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

-обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников, использовать её в процессе письма.

Язык и культура

-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

-приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1.Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа)

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Раздел 5. Общие сведения об языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу у других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного, русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

2.Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, аффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы историзмы неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.Стилистические пласты лексики.Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.Виды односоставных предложений.Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ъ.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.Знакипрепинания в конце предложения.Знаки препинания в простом неосложненном предложении.Знаки препинания в простом осложнённом предложении.Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


















Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество

часов

Виды контроля (по необходимости)


Всего

187


1.

Язык и речь. Введение

3

-

2.

Повторение ранее изученного

27

Контрольная работа

Контрольный диктант

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

39

Проверочная работа-2

Контрольная работа

Контрольный диктант

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

16

Контрольная работа

5.

Лексика и культура речи

12

Проверочная работа

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

26

Контрольный диктант

7.

Морфология

58

Контрольный диктант-3

8.

Повторение изученного

6


9

Промежуточная аттестация

1

Контрольная работа


























Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема урока


Количество часов

Дата

Дата корректировки (по необходимости)

1

Язык и общение. Язык и человек. Язык – важнейшее средство общения.

1



2

Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

1



3

Знакомство с приёмами ознакомительного чтения. Стили и типы речи.

1



4

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Транскрипция слова.

1



5

Орфограмма

1



6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1



7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.




8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1



9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1



10

Буквы и, у, а после шипящих

1



11

Разделительные Ъ и Ь

1



12

Раздельное написание предлогов с другими словами

1



13

Обобщающий урок «Орфограммы в корнях слов»

2



14


15

Входная контрольная работа

1



16

Анализ контрольной работы. (РР) Текст. Что мы знаем о тексте.

1



17

Общее понятие о частях речи.

1



18

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого

1



19

Анализ изложения. Глагол как часть речи.

1



20

Правописание –ТСЯ и– ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов.

1



21

Имя существительное

1



22

(РР) Тема текста.

1



23

Имя прилагательное как часть речи.

1



24

Развитие речи. Сочинение – повествование с элементами описания по картине А. Пластова «Летом»

1



25

1



26

Местоимение как часть речи.

1



27

Обобщающий урок: «Части речи».

1



28

Анализ сочинения- повествования. (РР) Основная мысль текста.

1



29

Развитие речи. Сочинение – рассказ: «Летние радости»

1



30

Анализ сочинения. Подготовка к контрольной работе: «Части речи».

1



31

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Части речи».

1



32

Синтаксис. Пунктуация

1



33

Анализ контрольной работы. Общее понятие о словосочетании

1



34

Структура словосочетания. Средства грамматической связи

1



35

Словосочетание. Разбор словосочетания.

1



36

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1



37

Виды предложений по цели высказывания

1



38

Восклицательные предложения

1



39

(РР) Сочинение на тему «Памятный день»

1



40

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту В. Катаева.

1



1



41

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1



42

Сказуемое

1



43

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



44

Развитие речи. Подробное изложение по тексту научно-популярной статьи

1



45

Нераспространенные и распространенные предложения.

1



46

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1



47

Второстепенные члены предложения. Определение

1



48

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

1



49

Обобщающий урок: «Второстепенные члены предложения».

1



50

Предложения с однородными членами

1



51

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1



52

Обобщающие слова при однородных членах

1



53

Проверочная тестовая работа по теме: «Однородные члены предложения»

1



54

Понятие обращения

1



55

Предложения с обращениями

1



56

(РР). Письмо.

1



57

Синтаксический разбор простого предложения

1



58

Развитие речи. Сочинение – описание по картине Ф. Решетникова «Мальчики»

1



59

1



60

Пунктуационный разбор простого предложения

1



61

Простые и сложные предложения

1



62

Урок – практикум: «Простые и сложные предложения».

1



63

Синтаксический разбор сложного предложения

1



64

Контрольная работа: «Простые и сложные предложения».

1



65

Анализ контрольной работы. Прямая речь.

1



66

Диалог

1



67

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту Е. Мурашовой (упр. 261).

1



68

Проверочная работа: «Простые и сложные предложения», «Прямая речь»

1



69

Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»

1



70

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Синтаксис и пунктуация».

1



71

Анализ контрольного диктанта. Фонетика. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1



72

Согласные твердые и мягкие

1



73

Развитие речи. Обучающее изложение - описание по тексту К. Паустовского «Шкатулка».

1



74

1



75

Согласные звонкие и глухие

1



76

Графика. Алфавит.

1



77

(РР) Описание предмета.

1



78

Развитие речи. Сочинение- описание предмета: «Моя любимая игрушка»

1



79

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1



80

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1



81

Орфоэпия

1



82

Фонетический разбор слова

1



83

(РР) Описание предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 323)

1



84

1



85

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»

1



86

Контрольная работа: «Фонетика»

1



87

Анализ контрольной работы. Слово и его лексическое значение

1



88

Однозначные и многозначные слова

1



89

Прямое и переносное значение слова

1



90

Омонимы

1



91

Синонимы

1



92

(РР) Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368).

1



93

(РР) Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368).

1



94

Антонимы

1



95

(РР)Роль деталей в описании предмета.

1



96

Подробное изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» (упр.375).

1



97

Повторение изученного в разделе «Лексика»

1



98

Проверочная работа: «Лексика»

1



99

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов.

1



100

Окончание

1



101

Основа слова

1



102

Р.Р. Сочинение – письмо

1



103

Корень слова

1



104

(РР) Рассуждение

1



105

Суффикс – значимая часть слова

1



106

Приставка

1



107

Закрепление материала по темам: «Корень», «Суффикс», «Приставка».

1



108

(РР) Выборочное изложение текста с изменением лица «Последний лист орешника» (упр. 420)

1



109

1



110

Чередование звуков

1



111

Беглые гласные

1



112

Варианты морфем.

1



113

Морфемный разбор

1



114

Правописание гласных и согласных в приставках

1



115

Буквы З – С на конце приставок

1



116

1



117

Буквы А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-

1



118

Буквы А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ- -РОС-

1



119

Буквы О – Ё после шипящих в корне

1



120

Буквы И – Ы после Ц

1



121

(РР) Устное описание «поэтических» предметов. Описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1



122

1



123

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография»

1



124

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Морфемика. Орфография».

1



125

Самостоятельные и служебные части речи

1



126

Имя существительное как часть речи

1



127

Имя существительное как часть речи

1



128

(РР)Доказательства в рассуждении

1



129

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1



130

Имена собственные и нарицательные

1



131

(РР) Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Чернильница и перо»(упр. 513)

1



132

1



133

Род имен существительных

1



134

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа

1



135

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа

1



136

Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных

1



137

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1



138

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1



139

Подробное изложение с изменением лица.

1



140

Множественное число имен существительных

1



141

Множественное число имен существительных

1



142

Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1



143

Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1



144

Морфологический разбор имени существительного.

1



145

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

1



146

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя существительное».

1



147

Имя прилагательное как часть речи

1



148

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1



149

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1



150

(РР) Описание животного (упр. 587)

1



151

Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц

1



152

Краткие прилагательные

1



153

Употребление кратких прилагательных

1



154

(РР) Описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр.598)

1



155

1

156

Морфологический разбор имени прилагательного

1



157

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

1



158

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя прилагательное»

1



159

Глагол как часть речи




160

Глагол как часть речи. Не с глаголами




161

(РР) Рассказ. Устный рассказ «Однажды…»

1



162

Неопределенная форма глагола

1



163

Правописание - ТСЯ- -ТЬСЯ- в глаголах

1



164

Виды глагола

1



165

Буквы Е и И в корнях с чередованием

1



166

(РР) Невыдуманный рассказ о себе

1



167

Время глагола

1



168

Прошедшее время

1



169

Настоящее время

1



170

Будущее время

1



171

Спряжение глагола

1



172

Употребление спряжения глагола

1



173

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1



174

Морфологический разбор глагола

1



175

(РР) Сжатое изложение (упр.688): «Шоколадный торт»

1



176

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа

1



177

Употребление времен

1



178

(РР) Рассказ (упр. 707)

1



179

(РР) Сочинение-рассказ по картине «Не взяли на рыбалку»

1



1



180

Урок-зачет по теме «Глагол»

181

Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Глагол».

1



182

Разделы науки о языке 

1



183

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

1



184

Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов

1



185

ВПР

1



186

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания

1



187

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

1




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.