Рабочая программа по русскому языку (5 класс, УМК Т. А. Ладыженской)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31. 08. 2018 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО № 59 от 31. 08. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 5 класса
Автор – составитель
Никитина Екатерина Александровна
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании:
-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;
-Федерального образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказов Минобразования РФ (в редакции от 29.12.2014г. №1644; от 31.12.2015г. №1577);
-СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015 г.);
-ООП ООО МБОУ Синьковская СШ;
-Примерной авторской программы по русскому языку для общеобразовательной организации авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской;
-Учебного плана МБОУ Синьковской СШ;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержденный приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г.) (в действующей редакции);
-Положения о рабочей программе;
Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова; научный редактор Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2017 г.
Место курса русский язык в учебном плане: Программа разработана в соответствии с учебным планом основного общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в 5 классе в объёме 187 часов (5,5 часов в неделю).
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
В авторскую программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы: «Итоговое повторение изученного», в связи с выделением одного часа на промежуточную аттестацию и ВПР.
№ п/п | Тема раздела | Количествочасов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковская СШ |
| Всего | 187 | 187 |
1. | Язык и речь. Введение | 3 | 3 |
2. | Повторение ранее изученного | 27 | 27 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 39 | 39 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 16 | 16 |
5. | Лексика и культура речи | 12 | 12 |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 26 | 26 |
7. | Морфология | 58 | 58 |
8. | Итоговое повторение изученного | 6 | 4 |
9 | Промежуточная аттестация | | 1 |
10 | ВПР | | 1 |
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
Обучающийся получит возможность научиться:
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Обучающийся получит возможность научиться:
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
Обучающийся получит возможность научиться:
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме.
Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Обучающийся получит возможность научиться:
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся научится:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Раздел | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Речь и речевое общение | - использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; - соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; | - оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; -предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. |
Речевая деятельность | Чтение - понимать содержание учебно-научных, публицистических жанров, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана; - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Говорение -создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе); - обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; Письмо -создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв); -излагать содержание прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана; | -передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; -использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и Интернет, отбирать и систематизировать материал на тему. - извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. -соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. |
Текст | -анализировать и характеризовать тексты различных типов речи с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;. | -осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого), схемы, таблицы; -создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи с учётом требований к построению связного текста. |
Фонетика и орфоэпия. Графика | -проводить фонетический анализ слова; -извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | -соблюдать основные орфоэпические правила языка; |
Морфемика, словообразование | -делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; -применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | - самостоятельно применять знания и умения по морфемике и словообразованию |
Лексикология и фразеология | -пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём). | -соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; |
Морфология | -опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи, анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; -употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; | -применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. |
Синтаксис | -опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; -употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; | -применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. |
Правописание: орфография, пунктуация | -соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); -объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); | -обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников, использовать её в процессе письма. |
Язык и культура | -выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; | -приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1.Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа)
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Раздел 5. Общие сведения об языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу у других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного, русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
2.Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, аффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы историзмы неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.Стилистические пласты лексики.Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.Виды односоставных предложений.Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ъ.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.Знакипрепинания в конце предложения.Знаки препинания в простом неосложненном предложении.Знаки препинания в простом осложнённом предложении.Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) |
| Всего | 187 | |
1. | Язык и речь. Введение | 3 | - |
2. | Повторение ранее изученного | 27 | Контрольная работа Контрольный диктант |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 39 | Проверочная работа-2 Контрольная работа Контрольный диктант |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 16 | Контрольная работа |
5. | Лексика и культура речи | 12 | Проверочная работа |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 26 | Контрольный диктант |
7. | Морфология | 58 | Контрольный диктант-3 |
8. | Повторение изученного | 6 | |
9 | Промежуточная аттестация | 1 | Контрольная работа |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Дата корректировки (по необходимости) |
1 | Язык и общение. Язык и человек. Язык – важнейшее средство общения. | 1 | | |
2 | Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | 1 | | |
3 | Знакомство с приёмами ознакомительного чтения. Стили и типы речи. | 1 | | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Транскрипция слова. | 1 | | |
5 | Орфограмма | 1 | | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | | | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | | |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | |
10 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | | |
11 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | | |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | | |
13 | Обобщающий урок «Орфограммы в корнях слов» | 2 | | |
14 | | |||
15 | Входная контрольная работа | 1 | | |
16 | Анализ контрольной работы. (РР) Текст. Что мы знаем о тексте. | 1 | | |
17 | Общее понятие о частях речи. | 1 | | |
18 | Развитие речи. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого | 1 | | |
19 | Анализ изложения. Глагол как часть речи. | 1 | | |
20 | Правописание –ТСЯ и– ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. | 1 | | |
21 | Имя существительное | 1 | | |
22 | (РР) Тема текста. | 1 | | |
23 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
24 | Развитие речи. Сочинение – повествование с элементами описания по картине А. Пластова «Летом» | 1 | | |
25 | 1 | | | |
26 | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
27 | Обобщающий урок: «Части речи». | 1 | | |
28 | Анализ сочинения- повествования. (РР) Основная мысль текста. | 1 | | |
29 | Развитие речи. Сочинение – рассказ: «Летние радости» | 1 | | |
30 | Анализ сочинения. Подготовка к контрольной работе: «Части речи». | 1 | | |
31 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Части речи». | 1 | | |
32 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | | |
33 | Анализ контрольной работы. Общее понятие о словосочетании | 1 | | |
34 | Структура словосочетания. Средства грамматической связи | 1 | | |
35 | Словосочетание. Разбор словосочетания. | 1 | | |
36 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | | |
37 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | |
38 | Восклицательные предложения | 1 | | |
39 | (РР) Сочинение на тему «Памятный день» | 1 | | |
40 | Развитие речи. Сжатое изложение по тексту В. Катаева. | 1 | | |
1 | | | ||
41 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | |
42 | Сказуемое | 1 | | |
43 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
44 | Развитие речи. Подробное изложение по тексту научно-популярной статьи | 1 | | |
45 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | | |
46 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | | |
47 | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 | | |
48 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | | |
49 | Обобщающий урок: «Второстепенные члены предложения». | 1 | | |
50 | Предложения с однородными членами | 1 | | |
51 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
52 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | | |
53 | Проверочная тестовая работа по теме: «Однородные члены предложения» | 1 | | |
54 | Понятие обращения | 1 | | |
55 | Предложения с обращениями | 1 | | |
56 | (РР). Письмо. | 1 | | |
57 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | | |
58 | Развитие речи. Сочинение – описание по картине Ф. Решетникова «Мальчики» | 1 | | |
59 | 1 | | | |
60 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 | | |
61 | Простые и сложные предложения | 1 | | |
62 | Урок – практикум: «Простые и сложные предложения». | 1 | | |
63 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | | |
64 | Контрольная работа: «Простые и сложные предложения». | 1 | | |
65 | Анализ контрольной работы. Прямая речь. | 1 | | |
66 | Диалог | 1 | | |
67 | Развитие речи. Сжатое изложение по тексту Е. Мурашовой (упр. 261). | 1 | | |
68 | Проверочная работа: «Простые и сложные предложения», «Прямая речь» | 1 | | |
69 | Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | |
70 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Синтаксис и пунктуация». | 1 | | |
71 | Анализ контрольного диктанта. Фонетика. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | | |
72 | Согласные твердые и мягкие | 1 | | |
73 | Развитие речи. Обучающее изложение - описание по тексту К. Паустовского «Шкатулка». | 1 | | |
74 | 1 | | | |
75 | Согласные звонкие и глухие | 1 | | |
76 | Графика. Алфавит. | 1 | | |
77 | (РР) Описание предмета. | 1 | | |
78 | Развитие речи. Сочинение- описание предмета: «Моя любимая игрушка» | 1 | | |
79 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | | |
80 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | | |
81 | Орфоэпия | 1 | | |
82 | Фонетический разбор слова | 1 | | |
83 | (РР) Описание предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 323) | 1 | | |
84 | 1 | | | |
85 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика» | 1 | | |
86 | Контрольная работа: «Фонетика» | 1 | | |
87 | Анализ контрольной работы. Слово и его лексическое значение | 1 | | |
88 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
89 | Прямое и переносное значение слова | 1 | | |
90 | Омонимы | 1 | | |
91 | Синонимы | 1 | | |
92 | (РР) Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368). | 1 | | |
93 | (РР) Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368). | 1 | | |
94 | Антонимы | 1 | | |
95 | (РР)Роль деталей в описании предмета. | 1 | | |
96 | Подробное изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» (упр.375). | 1 | | |
97 | Повторение изученного в разделе «Лексика» | 1 | | |
98 | Проверочная работа: «Лексика» | 1 | | |
99 | Понятие о морфеме. Изменение и образование слов. | 1 | | |
100 | Окончание | 1 | | |
101 | Основа слова | 1 | | |
102 | Р.Р. Сочинение – письмо | 1 | | |
103 | Корень слова | 1 | | |
104 | (РР) Рассуждение | 1 | | |
105 | Суффикс – значимая часть слова | 1 | | |
106 | Приставка | 1 | | |
107 | Закрепление материала по темам: «Корень», «Суффикс», «Приставка». | 1 | | |
108 | (РР) Выборочное изложение текста с изменением лица «Последний лист орешника» (упр. 420) | 1 | | |
109 | 1 | | | |
110 | Чередование звуков | 1 | | |
111 | Беглые гласные | 1 | | |
112 | Варианты морфем. | 1 | | |
113 | Морфемный разбор | 1 | | |
114 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | |
115 | Буквы З – С на конце приставок | 1 | | |
116 | 1 | | | |
117 | Буквы А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ- | 1 | | |
118 | Буквы А – О в корнях -РАСТ-, -РАЩ- -РОС- | 1 | | |
119 | Буквы О – Ё после шипящих в корне | 1 | | |
120 | Буквы И – Ы после Ц | 1 | | |
121 | (РР) Устное описание «поэтических» предметов. Описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | | |
122 | 1 | | | |
123 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография» | 1 | | |
124 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Морфемика. Орфография». | 1 | | |
125 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | |
126 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
127 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
128 | (РР)Доказательства в рассуждении | 1 | | |
129 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | |
130 | Имена собственные и нарицательные | 1 | | |
131 | (РР) Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Чернильница и перо»(упр. 513) | 1 | | |
132 | 1 | | | |
133 | Род имен существительных | 1 | | |
134 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа | 1 | | |
135 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа | 1 | | |
136 | Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных | 1 | | |
137 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | | |
138 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | | |
139 | Подробное изложение с изменением лица. | 1 | | |
140 | Множественное число имен существительных | 1 | | |
141 | Множественное число имен существительных | 1 | | |
142 | Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | | |
143 | Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | | |
144 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |
145 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 | | |
146 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя существительное». | 1 | | |
147 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
148 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | | |
149 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | | |
150 | (РР) Описание животного (упр. 587) | 1 | | |
151 | Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц | 1 | | |
152 | Краткие прилагательные | 1 | | |
153 | Употребление кратких прилагательных | 1 | | |
154 | (РР) Описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» (упр.598) | 1 | | |
155 | 1 | |||
156 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
157 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
158 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Имя прилагательное» | 1 | | |
159 | Глагол как часть речи | | | |
160 | Глагол как часть речи. Не с глаголами | | | |
161 | (РР) Рассказ. Устный рассказ «Однажды…» | 1 | | |
162 | Неопределенная форма глагола | 1 | | |
163 | Правописание - ТСЯ- -ТЬСЯ- в глаголах | 1 | | |
164 | Виды глагола | 1 | | |
165 | Буквы Е и И в корнях с чередованием | 1 | | |
166 | (РР) Невыдуманный рассказ о себе | 1 | | |
167 | Время глагола | 1 | | |
168 | Прошедшее время | 1 | | |
169 | Настоящее время | 1 | | |
170 | Будущее время | 1 | | |
171 | Спряжение глагола | 1 | | |
172 | Употребление спряжения глагола | 1 | | |
173 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | | |
174 | Морфологический разбор глагола | 1 | | |
175 | (РР) Сжатое изложение (упр.688): «Шоколадный торт» | 1 | | |
176 | Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | | |
177 | Употребление времен | 1 | | |
178 | (РР) Рассказ (упр. 707) | 1 | | |
179 | (РР) Сочинение-рассказ по картине «Не взяли на рыбалку» | 1 | | |
1 | | | ||
180 | Урок-зачет по теме «Глагол» | |||
181 | Контрольный диктант с грамматическим заданием: «Глагол». | 1 | | |
182 | Разделы науки о языке | 1 | | |
183 | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы | 1 | | |
184 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов | 1 | | |
185 | ВПР | 1 | | |
186 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания | 1 | | |
187 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | 1 | | |