Рабочая программа по шахматам
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(общеинтеллектуальное направление)
«ШАХМАТЫ»
Содержание
| Раздел | Страница |
1 | Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования | 3 |
2 | Общая характеристика курса | 8 |
3 | Место курса в учебном плане | 9 |
4 | Описание ценностных ориентиров содержания курса. | 9 |
5 | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса | 9 |
6 | Содержание курса | 12 |
7 | Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся | 13 |
8 | Описание материально-технического обеспечения курса | 18 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и
концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Программа объединения основывается на программе «Объединение шахмат» М. Просвещение, 1998г., Каленова А.В. «Шахматы» и программы Ракшина А.А. «Шахматы»
и адаптирована к условиям ЦДО «Радуга».
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям ЦДО.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
Ознакомить с историей шахмат;
Обучить правилам игры;
Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
Формировать навыки запоминания;
Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
Прививать навыки самодисциплины;
Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
Участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;
В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
В проведении педагогом инструктажей;
В применении индивидуальных форм работы;
В корректировке игры;
В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Педагогическое наблюдение;
Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
Изучении специализированной литературы;
Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
В проведении бесед;
В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
Определение уровня эрудиции обучаемых.
Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер,
направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 1 год. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
Недельная нагрузка 2 часа (68 часов в год) – 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебная группа состоит из 10-15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
наличие единого контингента воспитанников;
взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
система оценок достижений обучающихся.
2.Общая характеристика курса
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания.
– задания на развитие памяти.
– задания на совершенствование воображения.
– задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
· дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
· выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
· вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
· выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
· выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
· деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
· складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.
Раздел 3. Место курса в учебном плане
Данный курс в 1 классе, рассчитан на 68 часов в год.
Раздел 4.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определятьи высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами курса являются формирование следующих умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Раздел 6. Содержание программы
Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.
Сравнительная ценность фигур. Размен.
Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
Соревнования, турниры (по отдельному графику)
Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
Раздел 7. Тематическое планирование
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения
Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:
правила игры в шахматы;
права и обязанности игрока;
иметь представление о истории и происхождении шахмат;
основные понятия о тактике и стратегии.
Должен уметь:
применять указанные знания на практике;
концентрировать внимание, ценить время;
играть в шахматы с удовольствием.
Учебный план
№ | Темы занятий и виды деятельности | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение. Организационное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Шахматы – спорт, наука, искусство | 2 | - | 2 |
3 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 4 | 8 | 12 |
4 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций | 4 | 8 | 12 |
5 | Тактика | 4 | 8 | 12 |
6 | Эндшпиль | 4 | 8 | 12 |
7 | Дебют | 4 | 8 | 12 |
8 | Конкурсы по решению задач и этюдов | - | 4 | 4 |
9 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Всего: | 24 | 44 | 68 |
Примерное распределение программного материала
Номер урока | Содержание |
1 | История шахмат. (Первоначальные сведения о шахматах. Происхождение шахмат.) Миттельшпиль. (Цель игры. Шахматная доска и фигуры. Ход ладьей, королем и пешкой. Взятие. Мат в 1 ход ладьей.) |
2 | Миттельшпиль. (ход ферзем. Взятие. Мат в1 ход ферзем.) Турнирные партии. (Пешки против пешек.(Выигрывает тот, кто первый проведет одну пешку до последней горизонтали.)) |
3 | Турнирные партии. (Пешки + две ладьи.(Выигрывает тот, кто срубит пять пешек или одну ладью.)) |
4 | Эндшпиль. (Мат тяжелыми фигурами. Мат ферзем и ладьей.) Турнирные партии. (Пешки, две ладьи + два слона. (играют до десяти срубленных пешек. Ладья = пяти пешкам, Слон = трем пешкам.)) |
5 | Турнирные партии. (Пешки, две, Ладьи, два слона + ферзь.(Играю до пятнадцати срубленных пешек. Ферзь = десяти пешкам.)) |
6 | Миттельшпиль. (Ход слоном. Взятие. Мат в 1 ход слоном.) Турнирные партии. (Пешки, две ладьи, два слона, ферзь + два коня. (Играют до двадцати срубленных пешек. Конь = трем пешкам.)) |
7 | Эндшпиль. (Мат тяжелыми фигурами. Мат двумя ладьями.) Турнирные партии. (Пешки + король. (Играют до мата.)) |
8 | Турнирные партии. (Пешки + король. (Продолжение.)) |
9 | Консультативные партии. Турнирные партии.(Всеми фигурами до мата.) |
10 | Дебют. (Как начинать партию. Основные дебютные принцы.) Турнирные партии. |
11 | Турнирные партии. |
12 | Миттельшпиль. (Ход конем. Взятие. Мат в 1 ход конем.) Турнирные партии. |
13 | Эндшпиль. (Мат тяжелыми фигурами. Мат ферзем.) Турнирные партии. |
14 | Турнирные партии. |
15 | Миттельшпиль. (Превращение пешки.) Турнирные партии. |
16 | Миттельшпиль. (Рокировка.) Турнирные партии. |
17 | Эндшпиль. (Мат тяжелыми фигурами. Мат ладьей.) Турнирные партии. |
18 | Сеанс одновременной игры. Турнирные партии. |
19 | История шахмат. (Крупнейшие мастера шахмат: А. Филидор (1726-1795). А. Андерсен (1818-1879). П. Морфи (1837-1884) Турнирные партии. |
20 | Миттельшпиль. (Ценность фигур и пешек) Турнирные партии |
21 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король и пешка против короля. Выигрыш без помощи короля. Правило квадрата.) Турнирные партии. |
22 | Турнирные партии. |
23 | Миттельшпиль. (Ничья. Пат. Отличие пата от мата.) Турнирные партии. |
24 | Эндшпиль. Пешечные окончания. Король и пешка против короля. Выигрыш с помощью короля. Крайняя пешка.) Турнирные партии. |
25 | Миттельшпиль. (могут ли белые объявить мат в один ход.) Турнирные партии. |
26 | Консультативные партии. Турнирные партии. |
27 | Дебют. (Как начинать партию. Ловушки в дебюте.) Турнирные партии. |
28 | Турнирные партии |
29 | Миттельшпиль. (Тактические приемы. Связка.) Турнирные партии. |
30 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король и пешка против короля. Выигрыш с помощью короля. Не крайняя пешка.) Турнирные партии. |
31 | Турнирные партии. |
32 | Миттельшпиль. (Тактические приемы. Двойной удар.) Турнирные партии. |
33 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король и пешка против короля. Выигрыш с помощью короля. Не крайняя пешка.) Турнирные партии. |
34 | Турнирные партии. |
35 | Миттельшпиль. Тактические приемы. Открытое нападение.) Турнирные партии. |
36 | Сеанс одновременной игры. Турнирные партии. |
37 | Миттельшпиль.(Тактические приемы. Открытый шах.) Турнирные партии. |
38 | Турнирные партии. |
39 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король и пешка против короля. Выигрыш с помощью короля. Не крайняя пешка.) Турнирные партии. |
40 | Миттельшпиль. (Тактические приемы. Двойной шах.) Турнирные партии. |
41 | Эндшпиль. (Ферзевые окончания. Ферзь против пешки.) Турнирные партии. |
42 | Миттельшпиль. (Мат в два хода, путем жертвы ферьзя.) Турнирные партии. |
43 | Консультативные партии. Турнирные партии. |
44 | Дебют. (Классификация дебютов (открытые, полуоткрытые, закртые.)) Турнирные партии. |
45 | Турнирные партии. |
46 | Миттельшпиль. (Мат в два хода, путем жертвы ферьзя.) Турнирные партии. |
47 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король и две пешки против короля. Связанные пешки.) Турнирные партии. |
48 | Миттельшпиль. (Мат в два хода, путем жертвы ферьзя.) Турнирные партии. |
49 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король идве пешки против короля. Отдаленные пешки.) Турнирные партии. |
50 | Миттельшпиль. (Мат в два хода, путем жертвы ладьи.) Турнирные партии. |
51 | Сеанс одновременной игры. Турнирные партии. |
52 | История шахмат. (Великий русский шахматист М.И.Чигорин (1818-1879). Турнирные партии. |
53 | Миттельшпиль. (Мат в два хода , путем жертвы ладьи.) Турнирные партии. |
54 | Турнирные партии. |
55 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король и две пешки против короля. Сдвоенные пешки.) Турнирные партии. |
56 | Миттельшпиль. (Мат в два хода, путем жертвы ладьи.) Турнирные партии |
57 | Эндшпиль. (Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Пешки на одной вертикали.) Турнирные партии. |
58 | Турнирные партии. |
59 | Миттельшпиль. (Мат в два хода, путем жертвы коня,) Турнирные партии. |
60 | Консультативные партии. Турнирные партии. |
Раздел 8. Описание материально-технического обеспечения курса
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, игры с гандиканом и другое.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.
Метод упражнения.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:
• точные - теоретические;
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
• фрагменты из партий - различное игровое содержание;
• этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
• оперативной памяти;
• оперативного мышления;
• функции внимания;
• восприятия;
• оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:
Уроки;
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
игровая деятельность;
конкурсы решения;
турнирная практика;
разбор партий;
работа с компьютером.
Средства реализации программы:
учебно-тематические планы;
методические указания и методическое обеспечение программы;
сборники задач;
шахматная литература.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
шахматные часы – 2 штуки;
таблицы к различным турнирам;
раздаточные материалы для тренинга;
вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976.
Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000.
Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.
Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966.
Для учащихся:
Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.
22