Рабочая программа дополнительного образования по авторской программе «Шахматы - школе» для детей 5-7 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 30»
города Ростова-на-Дону
(дошкольный уровень)
.
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете зам. директора по дошк. образ.
МАОУ «Школа № 30» МАОУ «Школа № 30»
Протокол №_____ _____________Павлова Е.Н.
От «___»___________ 2018 г. Приказ № __________
От «___»___________ 2018 г.
Рабочая программа
дополнительного образования по авторской программе «Шахматы - школе» под редакцией И. Г. Сухина, адаптированной для детей 5-7 лет.
Разработала:
Исакова Н.И.
г. Ростов-на-Дону
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по шахматам разработана для детей старшего дошкольного возраста и составлена на основе адаптированной версии авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и обеспечена учебно-методической литературой.
Актуальность
В центре современной концепции дошкольного образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата Мира 2004 г. сказано: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Шахматы в старшем дошкольном возрасте положительно влияют на развитие и совершенствование у детей всех видов психических процессов: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, внимание, речь, рефлексия), эмоциональных (эмоции, чувства, аффекты, стресс), волевых (борьба мотивов, постановка цели, принятие решения).
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом МО и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Уставом МАОУ «Школа № 30» (утверждён приказом Управления образования г. Ростова-на-Дону № 562 от 19.06.2015 г.);
Лицензии на образовательную деятельность, регистрационный №5406 от 06.08.2015 г.
Основной образовательной программой по оказанию платных образовательных услуг в МАОУ «Школа № 30» (дошкольный уровень)
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития воспитанников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
обогатить процесс формирования ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) посредством игры в шахматы;
стимулировать развитие критического мышления;
формировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
вырабатывать навык находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
создать условия для формирования у детей умения оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
овладеть навыками игры в шахматы.
Развивающие:
способствовать развитию творческого и конкретного системного мышления;
совершенствовать развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания;
начать работу по развитию качеств ума (самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность).
Воспитательные:
формировать адекватную самооценку, развивать самообладание, выдержку;
воспитывать уважения к чужому мнению;
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Принципы построения программы:
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса;
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего воспитания и оразования и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Программа рассчитана на 2 года:
1-й год – старшая группа (первый период обучения)
2-й год – подготовительная группа (второй период обучения)
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня:
- 1-й год обучения (5-6 лет) – 20-25минут;
- 2-й год обучения (6-7 лет) – 25-30минут.
Количество учебных занятий в год – 67 часов
Программа на каждом возрастном этапе включает 6 основных разделов:
Старшая группа
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Подготовительная группа
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения
Формы организации и контроля образовательного процесса
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства воспитанников (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.
Содержание программы.
Старшая группа
Шахматная доска
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Шахматные фигуры
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из воспитанников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе воспитателя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает воспитанников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная расстановка фигур
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Воспитанники по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из воспитанников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Подготовительная группа
Ходы и взятие фигур
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с воспитанниками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых воспитанники должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания:
"Два хода". Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога воспитанник отвечает двумя своими ходами.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
Дата |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
2.10.18 4.10.18 9.10.18 11.10.18 16.10.18 18.10.1823.10.18 25.10.18 30.10.18 1.11.18 6.11.18 8.11.18 13.11.18 |
Шахматная доска |
Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. |
13 |
15.11.18 20.11.18 22.11.18 27.11.18 29.11.18 4.12.18 6.12.18 11.12.18 13.12.18 |
Шахматная доска |
Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
9 |
18.12.18 20.12.18 25.12.18 27.12.18 10.01.19 15.01.19 16.01.19 17.01.19 22.01.19 24.01.19 29.01.19 31.01.19 5.02.19 7.02.19 12.02.19 14.02.19 19.02.19 21.02.19 26.02.19 28.02.19 |
Знакомство с шахматными фигурами |
Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. |
20 |
5.03.19 7.03.19 12.03.19 14.03.19 19.03.19 21.03.19 26.03.19 28.03.19 2.04.19 4.04.19 9.04.19 |
Начальная расстановка фигур |
Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой |
11 |
10.04.19 11.04.19 16.04.1918.04.19 23.04.19 25.04.19 30.04.19 7.05.19 14.05.19 16.05.19 21.05.19 23.05.19 28.05.19 30.05.19 |
Шахматная доска и фигуры |
Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Орга-низовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
14 |
Подготовительная группа
1.10.18 05.10.18 |
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья |
Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. |
2 |
8.10.18 12.10.18 |
Ладья в игре |
Научиться играть фигурой в отдельности. |
2 |
15.10.18 19.10.18 |
Знакомство с шахматной фигурой. Слон. |
Познакомиться с фигурой Слон. Его положение в иерархии на доске |
2 |
22.10.18 26.10.18 |
Слон в игре |
Правила игры в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. |
2 |
29.10.18 2.11.18 |
Ладья против слона |
Знакомство с правилами игры ладьи против слона |
2 |
5.11.18 9.11.18 |
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь |
Познакомиться с фигурой Ферзь. Ферзь в шахматной иерархии. |
2 |
12.11.18 16.11.18 |
Ферзь в игре |
Возможности в игре. |
2 |
19.11.18 23.11.18 |
Ферзь против ладьи и слона |
Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнение силы фигур и их позиций. |
2 |
26.11.18 30.11.18 |
Знакомство с шахматной фигурой. Конь |
Познакомиться с фигурой Конь. |
2 |
3.12.18 7.12.18 |
Конь в игре |
Правила игры фигуры. |
2 |
10.12.18 14.12.18 |
Конь против ферзя, ладьи, слона |
Знакомство с особенностями игры коня против ладьи, ферзя, слона |
2 |
17.12.18 21.12.18 |
Знакомство с пешкой |
Познакомиться с пешкой. |
2 |
24.12.18 28.12.18 |
Пешка в игре |
Научиться играть фигурой в отдельности |
2 |
9.01.19 11.01.19 14.01.19 |
Пешка против ферзя, ладьи, слона |
Научиться играть пешкой против ключевых фигур |
3 |
18.01.19 21.01.19 |
Знакомство с шахматной фигурой. Король |
Познакомиться с фигурой короля. |
2 |
25.01.19 28.01.19 |
Король против других фигур |
Наблюдать за передвижением короля по доске Король против других фигур. |
|
1.02.19 4.02.19 |
Шах |
Познакомиться с понятием шах. |
2 |
8.02.19 11.02.19 |
Шах |
Научиться объявлять шах. |
2 |
15.02.19 18.02.19 |
Мат. Цель шахматной партии |
Познакомиться с понятием «мат». Мат, как цель шахматной партии |
2 |
22.02.19 25.02.19 |
Мат |
Продолжение знакомства с понятием «мат». |
2 |
1.03.19 4.03.19 |
Ставим мат |
Закрепление понятия «мат». Научиться объявлять мат. |
2 |
11.03.19 15.03.19 |
Ставим мат |
Закрепление умения объявлять мат. Условия для объявления мата. |
2 |
18.03.19 22.03.19 |
Ничья, пат |
Познакомиться с понятиями «Ничья», «Пат». |
2 |
25.03.19 29.03.19 |
Рокировка |
Познакомиться с понятием «Рокировка» |
2 |
1.04.19 5.04.19 |
Рокировка |
Познакомиться с понятиями: длинна и короткая рокировка. |
2 |
8.04.19 12.04.19 |
Шахматная партия |
Знакомство с шахматной партией. |
2 |
15.04.19 19.04.19 |
Шахматная партия |
Познакомиться с элементарными шахматными задачами. |
2 |
22.04.19 26.04.19 29.04.19 |
Повторение программного материала. Игра всеми фигурами |
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. |
3 |
6.05.19 8.05.19 13.05.19 15.05.19 17.05.19 20.05.19 24.05.19 27.05.19 31.05.19 |
Повторение программного материала. Игра всеми фигурами |
Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. |
9 |
Результаты освоения программы:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешного развития и социализации;
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
К концу года дети должны знать:
Старшая группа
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
Подготовительная группа
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу года дети должны уметь:
Старшая группа
ориентироваться на шахматной доске;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Подготовительная группа
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
Литература:
Авербах Ю.Л. Шахматы на сцене и за кулисами. Откровения шахматиста,
политика, историка. –М., РИПОЛ КЛАССИК,2005.
Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
Дидактические шахматные сказки
1.Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Надь К. Заколдованная школа.
Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.