Рабочая программа «Мир шашек и шахмат» (5–6 классы)
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка |
3 |
Планируемые результаты реализации курса |
4 |
Содержание курса |
6 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности |
10 |
Пояснительная записка
Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.
Цель курса «Мир шашек и шахмат» совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.
Задачи курса «Мир шашек и шахмат»:
- ознакомление с историей шашек и шахмат;
- обучение основам шашечной и шахматной игр;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной игр.
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
- расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, основной образовательной программы ОУ на основе авторских программ: курса «Шахматы - школе» Сухина И.Г. Рындиной Н.Д., рассчитанного на 18 часов в год; курса «Чудо-шашки». Поповой Т.Ю, рассчитанного на 18 часов в год. Занятия предполагает следующие виды деятельности: турниры между классами, игровая практика, коллективная и групповая работа, практикумы, тренинги, семинары, ролевые и деловые игры, вводные занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий. «Шашки» - «Шахматы» - 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты реализации курса
По итогам изучения модуля «Шашки»
Обучающийся научится:
о правилам конструктивной групповой работы;
основам организации коллективной творческой деятельности;
способам самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
логике и правилам проведения научного исследования;
шашечным терминам;
ориентированию на шахматной доске;
ценностям шашечных фигур;
принципам игры;
основным тактическим приемах.
Развитие ценностных отношений школьника
к собственному труду и труду других людей,
к знаниям;
к культуре;
к ценности шашечных фигур.
Получит возможность научится:
опыту исследовательской деятельности;
опыту публичного выступления по проблемным вопросам;
опыту самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
опыту управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.
По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие результаты:
Обучающийся научится:
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о логике и правилах проведения научного исследования;
о шахматных терминах;
об ориентировании на шахматной доске;
о ценности шахматных фигур;
о принципах игры;
об основных тактических приемах.
Получит возможность научится:
Развитие ценностных отношений школьника
к собственному труду и труду других людей,
к знаниям;
к культуре;
к ценности шахматных фигур.
Получит возможность научится:
опыту исследовательской деятельности;
опыту публичного выступления по проблемным вопросам;
опыту самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Содержание курса
5 класс
Модуль «Шашки»
Краткая история шашек
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов.
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
Модуль «Шахматы»
Шахматная доска
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Шахматные фигуры
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию
6 класс
Модуль «Шашки»
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
Модуль «Шахматы»
Краткая история шахмат
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная нотация
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная ценность фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Техника матования одинокого короля
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Достижение мата без жертвы материала
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Шахматная комбинация
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
7 класс
Модуль «Шашки»
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Игра «уголки»
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Игра «поддавки»
Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
Модуль «Шахматы»
Основы дебюта
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Основы миттельшпиля
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
8 класс
Модуль «Шашки»
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Игра «уголки»
Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Игра «поддавки»
Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
Модуль «Шахматы»
Основы миттельшпиля
Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Основы эндшпиля
Элементарные окончания. Ферзь против слона, кона, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешкапротив короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).
Тематическое планирование
Наименование разделов, тем |
Характеристика деятельности обучающегося |
|
5 класс |
||
«Шашки» |
||
Краткая история шашек |
- понимание шашек как части общечеловеческой культуры; - осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. |
|
Шахматная доска и фигуры |
-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; |
|
Ходы и взятие фигур |
-планирование хода игры; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий. |
|
Цель и результат шашечной партии |
- прогнозирование результата игры; - находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач. |
|
Шашечный турнир |
- моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|
Подведение итогов года |
- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. |
|
«Шахматы» |
||
Шахматная доска |
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - понимание шахмат как части общечеловеческой культуры; |
|
Шахматные фигуры |
- осуществление поиска необходимой информации, целесообразное ее использование и обобщение. |
|
Начальная расстановка фигур. |
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - осознание возможностей и роли шахмат в познании окружающего мира. |
|
Ходы и взятие фигур. |
- планирование хода игры; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шахматных действий. |
|
Цель шахматной партии |
- прогнозирование результата игры; - находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач. |
|
Игра всеми фигурами из начального положения |
- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; - моделировать изученные шахматные зависимости. |
|
6 класс |
||
«Шашки» |
||
Общие принципы разыгрывание партии |
- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий; - моделировать изученные шашечные зависимости. |
|
Особенности хода «дамки» |
-прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|
Тактические приемы и особенности их применения |
-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий. |
|
Шашечный турнир |
- моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|
Подведение итогов года |
- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. |
|
«Шахматы» |
||
Краткая история шахмат |
- понимание шахмат как части общечеловеческой культуры; - осознание возможностей и роли шахмат в познании окружающего мира. |
|
Шахматная нотация |
- способность проводить исследование предмета, явления с точки зрения его шахматной сущности. |
|
Ценность шахматных фигур |
- находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи. |
|
Техника матования одинокого короля |
- планирование хода игры; - поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шахматных действий. |
|
Достижение мата без жертвы материала |
- прогнозирование результата игры; - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; - находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи. |
|
Шахматная комбинация |
- планирование хода игры; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шахматных действий; - находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи. |
|
7 класс |
||
«Шашки» |
||
Особенности хода «дамки» |
-прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|
Тактические приемы и особенности их применения |
-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий. |
|
Игра «уголки» |
-прогнозирование результата игры; - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий. |
|
Игра «поддавки» |
-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - прогнозирование результата игры. |
|
Шашечный турнир |
- моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|
Подведение итогов года |
- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. |
|
«Шахматы» |
||
Основы дебюта |
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - прогнозирование результата игры; - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; - моделировать изученные шахматные зависимости. |
|
Основы миттельшпиля |
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач; - прогнозирование результата игры. |
|
8 класс |
||
«Шашки» |
||
Особенности хода «дамки» |
-прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|
Игра «уголки» |
-прогнозирование результата игры; - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий. |
|
Игра «поддавки» |
-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - прогнозирование результата игры. |
|
Шашечный турнир |
- моделировать изученные шашечные зависимости -прогнозирование результата игры; -пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|
Подведение итогов года |
- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. |
|
«Шахматы» |
||
Основы миттельшпиля |
- прогнозирование результата игры; - пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; - моделировать изученные шахматные зависимости. |
|
Основы эндшпиля |
- прогнозирование результата игры; - находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач. |
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Мир шашек и шахмат» 5 класс
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающегося |
Дата |
|||
Аудиторные |
Внеаудиторные |
План. |
Факт. |
|||||
«Шашки» |
||||||||
1 |
Краткая история шашек |
1 ч. |
1 ч. –теория |
Научится: понимание шашек как части общечеловеческой культуры; Получит возможность научится: осознавать возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. |
||||
2 |
Шахматная доска и фигуры |
1ч. |
1 ч. –теория |
Научится: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; |
||||
3 |
Ходы и взятие фигур |
1ч. |
0,5ч. - теория |
0,5ч. - практика |
Научится: планировать хода игры; Получит возможность научится: моделировать различные ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий. |
|||
4 |
Цель и результат шашечной партии |
1ч. |
1ч. - теория |
Научится: прогнозировать результаты игры; Получит возможность научится: находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач. |
||||
5 |
Шашечный турнир |
1 ч. |
1 ч. - практика |
Научится: моделировать изученные шашечные зависимости, прогнозирование результата игры; Получит возможность научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
||||
6 |
Шашечный турнир |
1ч. |
1ч. - практика |
Научится: моделировать изученные шашечные зависимости, прогнозирование результата игры; Получит возможность научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
||||
7 |
Шашечный турнир |
1 ч. |
1 ч. - практика |
Научится: моделировать изученные шашечные зависимости, прогнозирование результата игры; Получит возможность научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
||||
8 |
Шашечный турнир |
1 ч. |
1 ч. - практика |
Научится: моделировать изученные шашечные зависимости, прогнозирование результата игры; Получит возможность научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
||||
9 |
Подведение итогов |
1ч. |
1ч. - практика |
Научится: осознавать возможностей и роли шашек в познании окружающего мира. |
||||
«Шахматы» |
||||||||
10 |
Шахматная доска |
1 ч. |
1 ч. – теория |
Научится: поиску необходимой информации в учебной и справочной литературе; Получит возможность научится: пониманию шахмат как части общечеловеческой культуры; |
||||
11 |
Шахматные фигуры |
1 ч. |
1 ч – теория |
Научится: осуществлению поиска необходимой информации, целесообразное ее использование и обобщение. |
||||
12 |
Начальная расстановка фигур. |
1 ч. |
0,5 ч.- теория |
0,5 ч. - практика |
Научится: поиску необходимой информации в учебной и справочной литературе; Получит возможность научится: осознавать возможностей и роли шахмат в познании окружающего мира. |
|||
13 |
Ходы и взятие фигур. |
1 ч. |
0,5 ч. – теория |
0,5 ч. - практика |
Научится: планированию хода игры; Получит возможность научится: Моделированию различных ситуаций, воспроизводящих смысл шахматных действий. |
|||
14 |
Цель шахматной партии |
3 ч. |
1 ч. – теория |
Научится: прогнозированию результата игры; Получит возможность научится: находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач. |
||||
15 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
1 ч. |
1 ч. - практика |
Научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; Получит возможность научится: моделировать изученные шахматные зависимости. |
||||
16 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
1 ч. |
1 ч. - практика |
Научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; Получит возможность научится: моделировать изученные шахматные зависимости. |
||||
17 |
Игра всеми фигурами из начального положения |
1 ч. - практика |
Научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; Получит возможность научится: моделировать изученные шахматные зависимости. |
|||||
18 |
Подведение итогов |
1 ч. - практика |
Научится: осознанию возможностей и роли шахмат в познании окружающего мира. |
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Характеристика деятельности обучающегося |
Дата |
||||||||||
«Шашки» |
План |
Факт |
||||||||||||
1-2 |
Общие принципы разыгрывание партии |
2 ч. |
2 -теория |
Научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий; Получит возможность научится: моделировать изученные шашечные зависимости. |
||||||||||
3-4 |
Особенности хода «дамки» |
2ч. |
1 - теория |
1 - практика |
Научится: прогнозирование результата игры; Получит возможность научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
|||||||||
5-6 |
Тактические приемы и особенности их применения |
2 ч. |
1 -теория |
1 – практика |
Научится: поиску, обнаружению и устранению ошибок логического характера; Получит возможность научится: моделировать различные ситуации, воспроизводящих смысл шашечных действий. |
|||||||||
7-8 |
Шашечный турнир |
2 ч. |
2 практика |
Научится: моделировать изученные шашечные зависимости, прогнозирование результата игры; Получит возможность научится: пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий |
||||||||||
9 |
Подведение итогов |
1ч. |
1- теория |
Научится: осознать возможности и роли шашек в познании окружающего мира. |
||||||||||
«Шахматы» |
||||||||||||||
10 |
Краткая история шахмат |
3 ч. |
1- теория |
Научится: понимать шахматы как части общечеловеческой культуры; Получит возможность научится: осознавать возможности и роли шахмат в познании окружающего мира. |
||||||||||
11-12 |
Шахматная нотация |
3 ч. |
1 – теория |
1 практика |
Научится: способности проводить исследование предмета, явления с точки зрения его шахматной сущности. |
|||||||||
13 |
Ценность шахматных фигур |
3 ч. |
1 - практика |
Научится: находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи. |
||||||||||
14-15 |
Техника матования одинокого короля |
6 ч. |
1 – теория |
1 - практика |
Научится: планировать ходы игры, поиску, обнаружению и устранению ошибок логического характера; Получит возможность научится: моделировать различные ситуации, воспроизводящих смысл шахматных действий. |
|||||||||
16 |
Достижение мата без жертвы материала |
3 ч. |
1 - практика |
Научится: прогнозировать результаты игры, пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; Получит возможность научится: находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи. |
||||||||||
17-18 |
Шахматная комбинация |
16 ч. |
2 - практика |
Научится: планировать ход игры, моделировать различные ситуации, воспроизводящих смысл шахматных действий; Получит возможность научится: находить и выбирать рациональный способ решения шахматной задачи. |