Рабочая программа по обучению детей в возрасте 5-7 лет игре в шахматы «Шахматная азбука»
Рабочая программа
по обучению детей в возрасте 5-7 лет игре в шахматы
«Шахматная азбука»
Разработала: С.Ю. Евстифейкина
Возраст детей: для детей групп общеразвивающей направленности
в возрасте 5-7 лет
Пояснительная записка
«Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперѐд». (В.В.Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.
Целью внедрения программы «предшкольной подготовки «Шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:
а) образовательные:
Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий
Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
б) развивающие:
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
Формировать мотивацию к познанию и творчеству
в) воспитывающие:
Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.
Режим образовательной деятельности обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной программы, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут. Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:
- в первом году обучения 36 часов;
- во втором году обучения 36 часов.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
- родительский уголок «Шахматы».
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
К концу первого года обучения дети должны:
знать:
• правила и цель игры;
• основные шахматные термины;
• ходы и взятие фигур;
• ценность фигур;
• три защиты от шаха;
• простейшие способы матования;
• первичные знания по началу партии;
• общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
• культуры.
уметь:
• читать шахматную нотацию;
• предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
• правильно защищать короля от угроз;
• составлять простейший план действий в игре;
• ставить мат в один ход.
К концу второго года обучения дети должны:
знать:
• простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
• в каких случаях партия заканчивается вничью;
• "детский мат»;
• основные правила игры в дебюте.
уметь:
• правильно делать рокировку;
• ставить "вилки" и связки;
• ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
• ставить мат в один ход;
• защищаться от "детского мата";
• атаковать слабый пункт f7 (f2);
• видеть и наносить простейшие тактические удары;
• решать 1-2- ходовые задачи;
• от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.
Мониторинг уровня освоения шахматной игры детьми 5-6 лет. Задание № 1 (Знания. История шахматной игры).
Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Критерии оценки:
Высокий - рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам. Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол.
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание. Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - выполняет задание, допуская 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске).
Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.
Низкий - выполняет задание не правильно.
Мониторинг уровня освоения детьми 6-7 лет шахматной игры.
Задание № 1. (Знания. История шахматной игры). Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Критерии оценки:
Высокий - знает историю возникновения шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 7-8 чемпионов мира по шахматам.
Средний - рассказывает об истории шахмат с дополнительными вопросами педагога. Называет 4-5 чемпионов мира по шахматам.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1-2 чемпионов мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки.
Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 3. (Знания. Где «шах» королю?). Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «шах» (схема №1,2,3,4,5).
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1- 2 ошибки.
Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 4. (Знания. Мат на шахматной доске). Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «мат» (схема №6,7,8,9,10).
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 5. (Умения. Разыгрывание шахматных положений). Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке? (схема расстановки шахматных фигур№11).
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю? (схема расстановки шахматных фигур №12).
Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью? (схема расстановки шахматных фигур №13).
Инструкция 4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню? (схема расстановки шахматных фигур №14).
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью? (схема расстановки шахматных фигур №15).
Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания не правильно.
Задание № 6. (Умения. Ставим шах). Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой).
(схема расстановки шахматных фигур №16,17,18,19,20).
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 7. (Умения. Ставим мат). Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю (схема расстановки шахматных фигур №31,32,33,34,35)
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание не правильно.
Уровни освоения программы:
Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными. Низкий уровень - ребенок не может вести игру.
Диагностическая карта по теме: «Шахматы»
(I год обучения. Дети в возрасте 5-6 лет)
Фамили |
Знания |
Уровен |
|||||
я, имя |
|
ь |
|||||
ребенка |
История |
Правильное |
Название |
Расположен |
Действия с |
развити |
|
|
шахматн |
расположен |
шахматн |
ие |
шахматны |
я |
|
|
ой игры |
ие |
ых |
шахматных |
ми |
|
|
|
|
шахматной |
фигур |
фигур и |
фигурами и |
|
|
|
|
доски |
|
пешек на |
пешкой |
|
|
|
|
|
|
шахматной |
|
|
|
|
|
|
|
доске |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
Высокий уровень-3 балла
средний уровень-2 балла
низкий уровень - 1 балл
Критерии оценки итогового уровня:
Высокий уровень- 2,5- 3 балла
средний уровень- 1,5-2,4 балла
низкий уровень - 1-1,4 балла
Диагностическая карта по теме: «Шахматы»
(II год обучения. Дети в возрасте 6-7 лет)
|
Знания |
Умения |
Урове нь развит ия |
|||||||
Фамил ия, имя ребенк а |
История шахмат ной игры |
Действия с шахматн ыми фигурами и пешкой |
Где «шах» корол ю? |
Мат на шахмат ной доске |
Разыгрыв ание шахматны х положений |
Став им шах |
Став им мат |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
Высокий уровень-3 балла
средний уровень-2 балла
низкий уровень - 1 балл
Критерии оценки итогового уровня:
Высокий уровень- 2,5- 3 балла
средний уровень- 1,5-2,4 балла
низкий уровень - 1-1,4 балла
Календарно-тематическое планирование
(1-й год обучения. Дети в возрасте 5-6лет)
Сентябрь |
||||||||||||
№ |
Тема занятия |
Программные задачи |
Формы работы |
|||||||||
1 |
Знакомство (Диагностика) |
Рассказать о том, чем будем заниматься на кружке. Вызвать эмоциональный интерес к шахматной игре. Выявить знания шахматных фигур. |
Внесение шахматной доски, шахматных фигур. Рассматривание картин «Малыши играют в шахматы». |
|||||||||
2 |
Диагностика |
Выявить знания шахматных фигур и правильного расположения их шахматной доске. |
Диагностические задания |
|||||||||
3 |
Шахматное королевство |
Познакомить, как возникло шахматное королевство. |
Рассказывание сказки «В стране шахматных чудес» |
|||||||||
4 |
Знакомство с Королями шахматного мира. |
Познакомить с отечественными чемпионами мира по шахматам (А.Алехиным, А.Карповым, Г. Каспаровым) |
Рассказать о выдающихся шахматистах, достижениях и победах. |
|||||||||
Октябрь |
||||||||||||
5 |
«Волшебная доска» |
Познакомить с шахматной доской |
Раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска. |
|||||||||
6 |
«Волшебные фигуры» |
Познакомить с шахматными фигурами, показать отличие одних фигур от других. |
Игры с шахматными фигурами: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Запретная фигура», «Что общего?» |
|||||||||
7 |
«Ни шагу назад!» |
Познакомить детей с правилами шахматных поединков. |
Сказка « Ни шагу назад!» Д/и «Шахматная шкатулка» (ответь на вопросы). |
|||||||||
8 |
«Белая пешка» |
Познакомить детей с пешкой. |
Сказка «Белая пешка» Дать задание, самостоятельно расставить все пешки на доске на скорость, называя вслух поля. |
|||||||||
Ноябрь |
||||||||||||
9 |
«Превращение пешки» |
Изучить ходы пешек. |
Д/и «Что изменилось?», «Чего не стало?» (какой пешки не хватает, на каком поле она стояла?) |
|||||||||
10 |
«Ход сделан, обратно не вернешь». |
Закрепить основные правила пешек. |
Игра на доске «восемь полей на восемь». Задачи - шутки из «Шахматной шкатулки» |
|||||||||
11 |
«Фигура королевской свиты - ладья». |
Познакомить с правилами передвижения ладьи. |
Сказка о ладье «Прямолинейная, бесхитростная фигура» Показать на шахматной доске, где ее «домик», нарядить ее, поохотиться за ней. Передвигать ладью за Чиполлино. |
|||||||||
12 |
«Пешки против ладьи». |
Повторить признаки, особенности, способы действий пешек и ладьи. |
С помощью схем разыграть разные положения. Соревнование в двух командах «Пешки против ладьи». |
|||||||||
Декабрь |
||||||||||||
13 |
«Вежливые слоны» |
Познакомить с правилами передвижения слона. |
Чтение сказки «Вежливые слоны» Выложить из кубиков косую - дорожку - диагональ. Раскрасить в клетчатой тетради черную диагональ из 4-х клеток. Д/и «На одну клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Длинный ход». |
|||||||||
14 |
«Ладья против слона» |
Обучить детей последовательности выбора хода. |
Д/игры: «Две ладьи против слона», «Ладья против двух слонов», « Две ладьи против двух слонов». |
|||||||||
15 |
«Могучая фигура - Ферзь» |
Познакомить с правилами передвижения ферзя. |
Чтение сказки «Могучая фигура - Ферзь», Д/и «Задача направления», «Туда - сюда», «Большой прыжок», «Прямо и наискосок», «Длинный ход». |
|||||||||
16 |
«Ферзь против всех» |
Показать детям как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами. |
Д/и «Ферзь против ферзя: белый против черного», «Ферзь против ладьи и слона». |
|||||||||
Январь |
||||||||||||
17 |
«И король жаждет боя!» |
Познакомить с правилами ходов «королем». |
Чтение сказки «И король жаждет боя!» |
|||||||||
18 |
«И король жаждет боя!» |
Продолжать знакомить с правилами ходов «королем». |
Д/и «Поворот», «Задача направления», «Туда - сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок». |
|||||||||
19 |
«Королей не уничтожают» |
Познакомить с основным правилом короля - «Без королей не играют» (почему нельзя побить короля). |
Выучить правило: «Королей не уничтожают», «Без королей не играют».
|
|||||||||
20 |
«Королей не уничтожают» |
Продолжать знакомить с основным правилом короля - «Без королей не играют» (почему нельзя побить короля). |
Д/и «Опасность короля», «Защита короля», «Прятки» (укрыться в безопасное место, уничтожить фигуру соперника). |
|||||||||
Февраль |
||||||||||||
21 |
«Прыг, скок и вбок»» |
Познакомить с правилами ходов «коня» по доске и «в уме» (без передвижения коня по доске). |
Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Прикладывание шаблона хода коня. Д/игра «Два поля прямо, одно поле вбок», «Раз, два - прямо, а три вбок», «Раз - прямо, а два, три - вбок». |
|||||||||
22 |
«Конь против коня» |
Показать детям выбор ходов «коня». |
Разыграть несложные положения «конь против коня» № 1-20. |
|||||||||
23 |
«Ферзь, ладья и слон против коня» |
Учить приемам борьбы против «коня» |
Упражнения с использованием схем «Конь против ферзя», «Ладья и слон против коня». Разыгрывание положений №1-10 |
|||||||||
24 |
«Король и пешка против коня» |
Продолжать учить приемам борьбы против «коня» |
Чтение сказки «Нотация волшебной доски». Упражнения «Выбери верный ход» |
|||||||||
Март |
||||||||||||
25 |
«Шах» |
Дать понятие, что такое «шах». Что «шах» ставят только королю. |
Рассказать детям, что означает «шах» в шахматной игре. Показ схем, где объявлен «шах» королю. Д/и «Какая фигура объявила «шах» королю. |
|||||||||
26 |
«Мат» |
Знакомство с новым понятием «мат». Учить определять на шахматной доске где стоит «мат», а где нет. |
Чтение легенды «Непобедимый». Рассказать детям, что означает «мат» в шахматной игре. Д/и «Стоит ли «мат» черному королю»? |
|||||||||
27 |
Экскурсия в клуб «Горизонт» на шахматный турнир. |
Знакомство с шахматным клубом «Горизонт». |
Знакомство с учениками шахматного клуба. Наблюдение за игрой шахматистов. |
|||||||||
28 |
«Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход» |
Показать на примере, как можно ставить «мат» «ферзем», «ладьей», «слоном» в один ход. |
Показать на схеме, как можно поставить «мат» черному «королю» -«ферзем», «ладьей» и «слоном» в разных шахматных позициях. |
|||||||||
Апрель |
||||||||||||
29 |
«Конь, пешка и король дают «мат» в один ход» |
Показать на примере как можно ставить «мат» «конем», «пешкой» и «королем» в один ход. |
Показать на схеме как можно поставить «мат» черному «королю» «конем», «пешкой» и белым «королем» в разных шахматных позициях. |
|||||||||
30 |
«Пат» |
Дать знание, что означает понятие «Пат» в шахматной игре. |
Д/и «Найди на схеме, где пат» |
|||||||||
31 |
Шахматный праздник |
Обобщить знания детей |
Показ презентации «Семья и шахматы» Командная встреча. |
|||||||||
32 |
Шахматная викторина |
Учить детей использовать полученные знания в викторине. |
Викторина «Шахматный король» |
|||||||||
Май |
||||||||||||
33 |
«Начальное положение» |
Закрепить основные правила шахматных боев. |
Викторина «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки» Упражнения с шахматными фигурами и пешками. |
|||||||||
34 |
«Начальное положение» |
Закрепить основные правила шахматных боев. |
Шахматная эстафета. |
|||||||||
35 |
Диагностика |
Оценить уровень овладения шахматной игрой. |
Диагностические задания. |
|||||||||
36 |
Диагностика |
Оценить уровень овладения шахматной игрой. |
Диагностические задания. |
Календарно-тематическое планирование
(2-й год обучения. Дети в возрасте 6-7 лет)
Сентябрь |
|
|
||||||||||
|
Тема занятия |
Программные задачи |
Формы работы |
|
|
|||||||
1 |
Знакомство с историей шахмат |
Познакомить с историей шахмат. Вызвать эмоциональную отзывчивость. |
Рассматривание книг: «Малыши играют в шахматы», «Шахматы для самых маленьких». |
|
|
|||||||
2 |
Диагностика |
Выявить уровень освоения детьми шахматной игры. |
Диагностические задания. |
|
|
|||||||
3 |
Рассказ о мудреце, придумавшем диковинную игру |
Познакомить с историей о зарождении и возникновении древней игры. |
Рассказывание легенды «Мудрец» |
|
|
|||||||
4 |
«Короли шахматного мира» |
Познакомить с королями шахматного мира. |
Показ презентации «Короли шахматного мира» |
|
|
|||||||
Октябрь |
|
|
||||||||||
5 |
«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» |
Познакомить с черными и белыми квадратами - полями, с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. |
Чтение сказки «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски». Д/и «Шахматное поле», «Сосчитай квадраты», «Нарисуй шахмат. доску», «Вертикальные, горизонтальные, диагональные линии». |
|
|
|||||||
6 |
«Волшебные фигуры» |
Закрепить название фигур, показать отличие одних фигур от других. |
Сказка «Мурзилка рисует сказочные фигуры» Поставить самостоятельно рядом одинаковые фигуры. Д/и «Белые и черные», «Угадай-ка», «Куча-мала», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа». |
|
|
|||||||
7 |
«Тронул- ходи!» |
Закрепить знания шахматных нот, правила шахматных поединков. |
Игры - соревнования: «Ноты шахматной доски», «Шахматное лото», «Расставь на доске», «Составь доску», «Пройди и назови поле». |
|
|
|||||||
8 |
«Белая пешка против черной» |
Закрепить правила ходов пешек. |
Сказка «Ни шагу назад!» Командная эстафета пешками «Кто первый?», «Белая против черной» |
|
|
|||||||
Ноябрь |
|
|
||||||||||
9 |
«Пешечные заповеди» |
Учить решать логические задачи на взаимодействие пешек друг с другом на доске. |
Эстафеты Логические задания |
|
|
|||||||
10 |
«Бьем наискосок» |
Познакомить с новым правилом пешек - взятие на проходе. |
Сказка «Бьем наискосок» С помощью схем разыграть положения: с 1 по 7 |
|
|
|||||||
11 |
ая, я |
«Прямолинейная бесхитростная фигура» |
Повторить особенности, ладьи.
|
Д/и «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «Длинный ход», «По всем углам». |
|
|
||||||
12 |
«Пешки против ладьи» |
Учить выбирать из нескольких ходов - вариантов самый кратчайший и, самое главное, безошибочный ход. |
Решение логических заданий «Шахматной шкатулки» |
задач |
из |
|||||||
Декабрь |
|
|
||||||||||
13 |
«Индийский слон» |
Учить детей анализировать позиции с использованием шахматной доски и чернопольных и белопольных слонов. |
Заучивание стихотворения «Индийский слон» Состязание между двумя командами: * два слона против одного, два против двух; * слон против пешек; * кто сильней: ладья или слон с пешкой; * как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью? |
|
|
|||||||
14 |
«Ладья против слона» |
Научиться ограничивать подвижность фигуры партнера. |
Шахматная эстафета с пешками, слонами и ладьями. Работа со схемами на магнитной доске с фигурами: «Ладья против слона». |
|
|
|||||||
15 |
«Главный помощник Короля» |
Закрепить правила передвижения ферзя. |
Командная эстафета - решать задания, не прикасаясь руками к фигурам и пешкам, начислять командам очки. |
|
|
|||||||
16 |
«Ферзь против всех» |
Учить детей анализировать взаимодействие ферзя с фигурами, как спастись от ферзя, где укрыться, куда уйти, за кого спрятаться. |
Разыграть разные позиции по схемам «восемь на восемь полей», решение логических задач. |
|
|
|||||||
Январь |
|
|
||||||||||
17
|
«Шахматный властелин» |
Закрепить ход короля. |
Загадывание загадок о шахматных фигурах. Изобразить путь короля на шахматной демонстрационной доске (с любого поля) |
|
|
|||||||
18 |
«Шахматный властелин» |
Закрепить ход короля. |
Д/и «Король против короля», «Король против других фигур». |
|
|
|||||||
19
|
«Победа короля» |
Учить детей анализировать взаимодействие короля с другими фигурами и пешками. |
Д/и «Командная эстафета» - разыграть положения с 1 по 10. |
|
|
|||||||
20 |
«Победа короля» |
Учить детей анализировать взаимодействие короля с другими фигурами и пешками. |
Д/и «Командная эстафета» - разыграть положения с 11 по 21. |
|
|
|||||||
Февраль |
|
|
||||||||||
21 |
«Хитрая фигура» |
Закрепить правила перемещения «коня» на шахматной доске. Научиться ставить «коня» сразу на конечную «остановку». |
Вопрос из шахматной шкатулки: «Чем конь отличается от остальных фигур?» Практическое задание: «За сколько ходов, « кони» поменяются местами?» Решение задачи: «За сколько ходов «конь» сможет достичь противоположного угла доски?» |
|
|
|||||||
22
|
«Борьба скакунов» |
Закрепить приемы борьбы «Конь против коня». |
Заучивание стихотворения «Неутомимые Кони». Разыгрывание шахматных положений №21 -43. |
|
|
|||||||
23 |
«Ферзь, ладья и слон против коня» |
Закрепить приемы борьбы одних шахматных фигур с другими. |
Решение логических задач. Разыгрывание шахматных положений №11-58. |
|
|
|||||||
24 |
«Король и пешка против коня» |
Познакомить с приемом «двойной удар» или «вилка». |
Рассказ педагога с показом. Разыгрывание шахматных положений № 26-48. |
|
|
|||||||
Март |
|
|
||||||||||
25
|
«Не иди король под шах» |
Учить ставить «шах» королю соперника, защищать своего короля от «шаха». |
Д/и «Ставим ШАХ», «Не иди король под ШАХ», «Защита от ШАХА», «Умный ШАХ». |
|
|
|||||||
26 |
«Ставим мат» |
Учить ставить «мат». |
Разыгрывание шахматных положений по теме. |
|
|
|||||||
27 |
Экскурсия на шахматный турнир. |
Продолжить знакомство с шахматным клубом «Горизонт». |
Участие детей в шахматных партиях со школьниками. |
|
|
|||||||
28 |
«Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход»» |
Закреплять умения ставить «мат» в один ход «ферзем», «ладьей» и «слоном». |
Д/и «Поставь «мат» ферзем», «Поставь «мат» ладьей», «Поставь «мат» слоном». |
|
|
|||||||
Апрель |
|
|
||||||||||
29 |
«Конь, пешка и король дают мат в один ход» |
Продолжать закреплять умения ставить «мат» в один ход «конем», «пешкой» и «королем». |
Д/и «Поставь «мат» «конем»», «Поставь «мат» «пешкой»», «Поставь «мат» «королем»». Самостоятельная игра с полным набором шахматных фигур. |
|
|
|||||||
30
|
«Рокировка». |
Познакомить с новым понятием «рокировка» |
Д/и «Короткая рокировка». Д/и «Длинная рокировка». Разыгрывание шахматных положений по теме. |
|
|
|||||||
31
|
Шахматный карнавал. |
Обобщить знания детей по теме «Шахматные фигуры». |
Проведение шахматной эстафеты. |
|
|
|||||||
32
|
«Реши этюд». |
Учить детей достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении. |
Чтение сказки о том, как шахматы спасли царевну от колдуна. Д/и «Войско из мешочка», «Соседи», «Лови - не лови», «Шахматные поединки». |
|
|
|||||||
Май |
|
|
||||||||||
33 |
Шахматный турнир. |
Закрепление навыков ведения шахматной партии до победы в турнире. |
Шахматный турнир с участием детей. |
|
|
|||||||
34 |
Шахматный турнир. |
Закрепление навыков ведения шахматной партии до 33 победы в турнире. |
Шахматный турнир с участием родителей. |
|
|
|||||||
35 |
Диагностика |
Выявить уровень освоения детьми шахматной игры. |
Диагностические задания. |
|
|
|||||||
36 |
Диагностика |
Выявить уровень освоения детьми шахматной игры. |
Диагностические задания. |
|
|
Методическое обеспечение Дидактические игры
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами
Список литературы
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008.
Кияйкина Наталья Федоровна
Васечкин Михаил