Рабочая программа по дисциплине «Швейное дело»
Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе в Ханты – Мансийской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 2, допущена Министерством образования РФ, 2013г. Под редакцией В.В. Воронковой, авторы: Мирский С.Л., Журавлёв Б.А.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8вида /Швейное дело 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред. Г.Г. Мозговая, Г.Б.Картушина, - 5-е изд.- М.:Просвещение,2013г.-180с. Рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие к учебнику Г.Б. Картушиной и Г.Г. Мозговой «Швейное дело» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8вида М.: Просвещение,2013г.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Процесс обучения по данной программе даёт возможность овладения профессией швеи - мотористки учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т.д. Обучая детей трудовым навыкам, основам профессии швеи – мотористки, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимодействие в коллективе. Уроки швейного дела, при определённых условиях, могут служить не только обучению трудовым навыкам, но и развитию речи. Большое значение имеет выработка у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения спрашивать, отвечать, выслушивать ответы.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации.
Общая характеристика учебного предмета, курса
трудового обучения (швейное дело) в 7 классе
В 7 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал 7 класса достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся усваивают изготовление изделия, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возможностей.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Учебный материал 7класса делится на следующие разделы: промышленная швейная машина, построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва, пошив однодетального изделия с прямыми срезами, пооперационное разделение труда, понятие о ткацком производстве, бригадный метод пошива постельного белья, построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия, построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой, основы прямой юбки, обработка складок в поясном и детском платье, обработка застёжки в боковом шве поясного изделия, обработка низа прямой юбки, обработка притачным поясом или корсажной лентой верхнего среза прямой юбки, построение чертежа и раскрой расклешённой юбки, обработка оборок, обработка верхнего среза расклешённой юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы.
Описание места учебного предмета
в учебном плане
Базисный учебный план на изучение курса трудового обучения (швейное дело) в 7 классе отводит 7 часов в неделю, в течение года обучения – 238 часов.
Личностные и предметные результаты
освоения содержания курса
Личностные: -
умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей,
не создавать конфликтных ситуаций;
умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде;
умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность, планировать процесс пошива;
умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями, доводить начатое дело до конца;
умение давать адекватную оценку качеству готовых изделий;
формирование эстетического вкуса, самостоятельности в быту;
применять технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда;
готовность к продолжению обучения в системе профессионального обучения;
применение правил техники безопасности в самостоятельной жизни.
Предметные:
овладеть технологическими знаниями;
рационально организовывать рабочее место;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
читать и строить чертежи (ночной сорочки, юбки, детской пижамы), готовить выкройки к раскрою;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
выполнять машинные швы;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия.
Содержание программы
I четверть
Вводное занятие
Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы.
Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ
Теоретические сведения. Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ, назначение, скорости, виды выполняемых операций, основные механизмы. Заправление верхней и нижней нитки. Регулятор строчки, назначение и действие. Работа на промышленной швейной машине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Посадка во время работы: положение рук, ног, корпуса. Установка стула (напротив игловодителя).
Умение. Строчка на промышленной швейной машине по прямым и закругленным линиям. Одновременная и последовательная работа обеими руками.
Упражнения. Нажим на педаль, пуск и остановка машины, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток.
Практические работы. Подготовка машины к работе (наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток).
Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва
Изделие. Наволочка с клапаном.
Теоретические сведения. Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу. Правила утюжки льняной ткани. Ткацкое производство (общее представление). Профессии.
Пооперационное разделение труда при пошиве изделия. Необходимость контроля за правильностью выполнения предшествующих операций. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняной ткани.
Практические работы. Обработка поперечного среза швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва до 1 см). Разметка длины клапана. Складывание кроя для обработки боковых срезов двойным швом (или одним из швов, применяемых в производстве) одновременно с клапаном. Вывертывание, утюжка и складывание по стандарту изделия.
Изделие. Пододеяльник.
Теоретические сведения. Пододеяльник, назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей. Утюжка пододеяльника.
Упражнение. Обработка обтачкой рамки пододеяльника на образце. (Обтачка раскраивается из выпада ткани). Внешний срез обтачки может быть обработан кружевом или шитьем.
Бригадный метод пошива постельного белья
Изделия. Наволочка, простыня, пододеяльник с пооперационным разделением труда.
Теоретические сведения. Основные стандартные размеры наволочек, простыней и пододеяльников. Ткани для пошива постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постельного белья. Качество пошива. Технические требования к готовой продукции.
Умение. Работа бригадным методом. Самоконтроль качества работы.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей.
Практические работы. Раскрой изделия. Пошив изделия бригадным методом. Проверка качества операций и готовых изделий. Утюжка и складывание изделий.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия
Обработка оборок
Изделие. Отделка на изделии (оборка).
Теоретические сведения. Назначение оборки. Правила расчета длины ткани на оборку. Правила раскроя оборок. Виды обработки отлетного среза оборки.
Упражнение. Изготовление образца оборки.
Практические работы. Обработка отлетного среза оборок швом вподгибку с закрытым срезом, строчкой «зигзаг», двойной строчкой и окантовочным швом. Соединение оборок с изделием стачным или накладным швом. Втачивание оборок между деталями изделия.
Самостоятельная работа
Пошив по готовому крою небольшой наволочки с клапаном.
II четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.
Понятие о ткацком производстве
Виды работы. Изготовление ночной сорочки без плечевого шва с горловиной, обработанной подкройной или косой обтачкой.
Изделие Ночная сорочка с прямоугольным, овальным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.
Теоретические сведения. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Производственный способ раскроя (вразворот).
Упражнения. Построение чертежа в масштабе.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке.
Изделие. Пижама детская (комплект из короткой сорочки и пижамных брюк).
Теоретические сведения. Швы, применяемые при пошиве детской пижамы. Технические требования к выполнению запошивочного шва в бельевом изделии.
Умение. Обработка запошивочным швом шаговых и среднего срезов парных деталей. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом верхних и нижних срезов деталей.
Практические работы. Подготовка кроя к обработке. Обработка запошивочным швом боковых срезов. Обработка горловины косой обтачкой с применением отделки, срезов рукава — швом вподгибку с закрытым срезом деталей.
Изделие. Пижамная сорочка без плечевого шва с круглым вырезом горловины.
Теоретические сведения. Пижама: фасоны, виды отделок. Использование выкройки сорочки без плечевого шва.
Умение. Моделирование выкройки.
Практические работы. Изменение выкройки ночной сорочки (уменьшение длины). Раскладка выкройки на ткани, проверка и раскрой изделия.
Изделие. Брюки пижамные.
Теоретические сведения. Пижама: назначение, ткани для пошива. Мерки для построения чертежа пижамных брюк. Название деталей изделия и контурных срезов. Особенности раскроя парных деталей. Расчет расхода ткани.
Практические работы. Снятие с себя мерок, построение чертежа выкройки. Проверка, вырезание, раскладка выкройки на ткани. Раскрой парных деталей.
Соединение основных деталей в изделии поясного белья
Самостоятельная работа
Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою.
III четверть
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасной работы на швейной машине.
Теоретические сведения. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность), получение пряжи.
Получение ткани из шерстяной пряжи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Действие воды, тепла и щелочей на шерсть. Полушерстяная ткань (с добавлением волокон лавсана, нитрона). Правила утюжки шерстяной ткани.
Лабораторная работа. Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей по внешним признакам (шерстистая поверхность), на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей. Определение длины, извитости, тонины, прочности, шерстяных волокон.
Обработка складок в поясном женском и детском платье
Изделие. Складка на платье.
Теоретические сведения. Складка: виды (односторонняя, встречная, байтовая), назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками.
Упражнение. Обработка складок на образце.
Практические работы. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.
Обработка застежек в боковом шве поясного изделия
Изделие. Застежка в боковом шве поясного изделия (тесьма «молния», крючки).
Теоретические сведения. Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из разных тканей. Петли из ниток.
Упражнение. Обработка на образце застежки тесьмой «молния» и застежки на крючках.
Практические работы. Обработка среза припуска по шву для верхней и нижней стороны застежки. Обработка нижнего края застежки. Разметка мест для петель и крючков. Пришивание петель и крючков. Изготовление петель из ниток. Приметывание тесьмы
«молния» к подогнутым краям застежки. Настрачивание краев застежки на тесьму «молния».
Изделие. Прямая юбка с шестью вытачками.
Теоретические сведения. Юбка: ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки.
Умение. Выбор фасона и ткани изделия, распознавание шерстяной ткани. Изменение выкройки в соответствии с фасоном. Раскрой.
Упражнение. Построение чертежа в масштабе по инструктажу.
Практические работы. Снятие мерок. Расчет раствора вытачек. Применение расчетов для получения выкройки на свой размер. Изготовление основы выкройки прямой двухшовной юбки.
Обработка низа прямой юбки
Изделие. Юбка.
Теоретические сведения. Обработка низа юбки: виды, зависимость от фасона и ткани. Ширина подгиба.
Умение. Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой.
Практические работы. Заметывание низа юбки. Обработка потайными петлеобразными и крестообразными стежками среза с подгибом и без подгиба края внутрь. Обработка среза тесьмой, косой обтачкой и зигзагообразной строчкой. Закрепление подгиба ручными стежками или машинной строчкой. Утюжка изделия.
Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки
IV четверть
Вводное занятие
План работы на четверть.
Изделие. Юбка двухшовная прямая, слегка расширенная книзу, со складками или без складок.
Теоретические сведения. Виды обработки верхнего среза юбок (притачным поясом и корсажной тесьмой). Способы застегивания пояса (на крючках и на пуговицах). Зависимость размера петли от диаметра пуговицы. Виды обработки срезов швов. Разутюженная и заутюженная вытачка. Название деталей кроя юбки и контурных срезов. Подготовка деталей кроя к пошиву.
Умение. Выполнение потайных подшивочных стежков.
Упражнение. Обработка верхнего среза образца корсажной тесьмой. Обметывание петли по долевой и поперечной нитям.
Построение чертежа и раскрой расклешенной юбки
Изделия. Юбка из клиньев. Юбка «полусолнце». Юбка «солнце». Теоретические сведения. Юбка: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткани с рисунком в клетку. Чертежи расклешенной юбки (мерки для построения линии, контурные срезы). Направление нитей основы в ткани при раскрое расклешенной юбки. Припуск на верхний подгиб.
Практические работы. Снятие мерок. Построение вспомогательных линий. Построение линий талии и низа по расчету для юбок «солнце» и «полусолнце». Расчет размера, построение клина на чертеже. Раскладка выкройки, припуск на подгиб по верхнему срезу. Раскрой юбки.
Обработка верхнего среза расклешенной юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы
Изделие. Юбка расклешенная с оборкой или без нее.
Теоретические сведения. Выравнивание и подрезка низа расклешенной юбки. Расположение швов. Использование обтачки при обработке верхнего среза под эластичную тесьму. Правила утюжки расклешенной юбки.
Практические работы. Подрезка низа юбки, обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Прокладывание строчек под тесьму. Вкладывание тесьмы. Обметывание и обработка швом вподгибку с открытым срезом на машине низа юбки на крае-обметочной машине.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление юбок прямой и расклешенной, ночной сорочки, простыни, наволочки, пододеяльника. Выполнение заказов базового предприятия пооперационным разделением труда.
Самостоятельная работа
Выполнение отделочных операций по изготовлению образца расклешенной юбки в масштабе 1:2. (Выполняется по готовому крою. Верхний срез обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом с вкладыванием эластичной тесьма. По низу юбки — оборка, обработанная окантовочным швом).
Тематическое планирование 7 класс
Номер урока |
Содержание материала |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|||
§1. Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ. |
|||||
|
Правила безопасной работы. |
Повторение правил безопасной работы. |
|||
|
Промышленная швейная машина. |
Назначение промышленной швейной машины, виды выполняемых операций. |
|||
|
Подготовка машины к работе. |
Готовить машину к работе. |
|||
|
Заправка ниток. |
Заправлять нитки в машину. |
|||
|
Регулятор строчек. |
Регулировать длину строчек. |
|||
|
Выполнение пробных строчек. |
Выполнять пробные строчки. |
|||
|
Выполнение пробных строчек. |
Выполнять пробные строчки. |
|||
|
Выполнение шва вподгибку. |
Выполнять шов вподгибку. |
|||
§2.Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва. |
|||||
|
Прядильное производство. |
Иметь представление о прядильном производстве. Получение пряжи из льняного волокна |
|||
|
Ночная сорочка. |
Подбирать ткани для пошива ночной сорочки. |
|||
|
Снятие мерок. |
Снимать мерки для выкройки. |
|||
|
Построение чертежа в М 1:4. |
Строить чертеж в М 1:4. |
|||
|
Выкройка в натуральную величину. |
Строить выкройку в натуральную величину. |
|||
|
Подготовка выкройки к раскрою. |
Готовить выкройку к раскрою. |
|||
|
Раскрой ночной сорочки. |
Раскраивать ночную сорочку с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанной подкройной обтачкой. |
|||
|
Раскрой ночной сорочки. |
||||
|
Раскрой подкройной обтачки. |
||||
|
Подготовка деталей к обработке. |
Подготавливать детали кроя к обработке. |
|||
§3.Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки. |
|||||
|
План пошива ночной сорочки. |
Составлять план пошив ночной сорочки. |
|||
|
Обработка выреза горловины. |
Обрабатывать вырез горловины подкройной обтачкой. |
|||
|
Обработка выреза горловины. |
||||
|
Применение кружева. |
Применять кружева при отделке изделия. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
Смётывать боковые срезы. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы стачным швом. |
|||
|
Обработка срезов рукавов. |
Обрабатывать срезы рукавов обтачкой. |
|||
|
Обработка срезов рукавов. |
Обрабатывать срезы рукавов обтачкой. |
|||
|
Обработка нижнего среза. |
Обрабатывать нижний среза швом вподгибку. |
|||
|
Обработка нижнего среза. |
||||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
|
Качество машинных игл. |
Определять качество машинных игл. |
|||
|
Неполадки швейной машины. |
Исправлять неполадки в швейной машине. |
|||
§4.Пошив однодетального изделия с прямыми срезами. Пооперационное разделение труда. |
|||||
|
Льняная ткань и её свойства. |
Ознакомиться с ассортиментом льняных тканей. |
|||
|
Правила утюжки льняной ткани. |
Запомнить правила утюжки льняной ткани. |
|||
|
Наволочка с клапаном. |
Выполнять пошив наволочки с пооперационным разделением труда. |
|||
|
Пооперационное разделение труда. |
Контролировать правильность выполнения пошива. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы двойным швом. |
|||
|
Разметка клапана. |
Выполнять разметку клапана. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы одновременно с клапаном. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие, складывать. |
|||
Практическое повторение. 13 час |
|||||
|
Ночная сорочка без плечевого шва. |
Составлять план пошива ночной сорочки. |
|||
|
Подготовка деталей к обработке. |
Готовить детали кроя к обработке. |
|||
|
Обработка горловины. |
Обрабатывать горловину подкройной обтачкой с применением кружева, тесьмы. |
|||
|
Обработка горловины. |
||||
|
Обработка горловины. |
||||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы ночной сорочки запошивочным швом. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
||||
|
Обработка срезов рукавов. |
Обрабатывать проймы рукавов подкройной обтачкой. |
|||
|
Обработка срезов рукавов. |
||||
|
Обработка низа изделия. |
Обрабатывать нижний срез швом вподгибку с закрытым срезом |
|||
|
Обработка низа изделия. |
||||
|
Окончательная отделка изделия. |
Выполнять закрепки. |
|||
|
Утюжка ночной сорочки. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
Самостоятельная работа. |
|||||
|
Обработка горловины подкройной обтачкой |
Обрабатывать горловину подкройной обтачкой по готовому крою с применением кружева, тесьмы. Утюжить готовое изделие. Выполнять оценку своего изделия. |
|||
|
Обработка горловины подкройной обтачкой |
||||
|
Обработка горловины подкройной обтачкой |
||||
|
Обработка горловины. |
||||
|
Повторение по теме «Ночная сорочка». |
Повторить названия детали ночной сорочки, применяемые швы. |
|||
|
Повторение по теме «Ночная сорочка». |
Запомнить план изготовления ночной сорочки. |
|||
|
Чистка и смазка машины. |
Правильно чистить и смазывать машину. |
|||
§5.Понятие о ткацком производстве. |
|||||
|
Правила безопасной работы. |
Повторять правила техники безопасности. |
|||
|
Ткацкое производство. |
Иметь общее представление о ткацком производстве. |
|||
|
Полотняное переплетение. |
Выполнять полотняное переплетение. |
|||
|
Сатиновое переплетение. |
Выполнять сатиновое переплетение. |
|||
|
Саржевое переплетение. |
Выполнять саржевое переплетение. |
|||
|
Определение вида переплетения, нитей в ткани. |
Определять виды переплетений вткани. |
|||
§6.Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника. |
|||||
|
Пододеяльник. |
Подбирать ткани для пошива пододеяльника. |
|||
|
Раскрой пододеяльника. |
Раскраивать пододеяльник. |
|||
|
Заготовка деталей обтачки. |
Раскраивать обтачки для рамки пододеяльника. |
|||
|
Обработка обтачек. |
Обрабатывать обтачки. |
|||
|
Обработка рамки пододеяльника. |
Обрабатывать рамку пододеяльника обтачкой. |
|||
|
Обработка рамки пододеяльника. |
||||
|
Обработка долевых срезов |
Обрабатывать долевые срезы двойным швом. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы. |
|||
|
Окончательная отделка изделия. |
Завязывать узелки. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить и складывать готовое изделие. |
|||
§7.Бригадный метод пошива постельного белья. |
|||||
|
Размеры постельного белья. |
Подбирать ткани для бельевых изделий. |
|||
|
Льняные и х/б ткани. |
Изучать свойства льняных и х/б тканей. |
|||
|
Пошив постельного белья. |
Выполнять пошив постельного белья пооперационным разделением труда. |
|||
|
Пошив постельного белья. |
Выполнять пошив постельного белья пооперационным разделением труда. |
|||
|
Пошив постельного белья. |
Выполнять пошив постельного белья пооперационным разделением труда. |
|||
§8.Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия. |
|||||
|
Брюки пижамные. |
Подбирать ткани для пижамных брюк. |
|||
|
Снятие мерок |
Снимать с себя мерки для раскроя. |
|||
|
Построение чертежа выкройки пижамных брюк. |
Строить чертёж выкройки в натуральную величину. |
|||
|
Раскрой пижамных брюк. |
Раскраивать пижамные брюки в |
|||
|
Раскрой пижамных брюк. |
натуральную величину. |
|||
§9.Изготовление выкройки плечевого бельевого изделия и раскрой. |
|||||
|
Пижамная сорочка. |
Выбирать фасон сорочки, виды отделки. |
|||
|
Раскладка выкройки на ткани |
Использовать выкройки сорочки. |
|||
|
Раскрой пижамной сорочки. |
Раскраивать пижамную сорочку. |
|||
|
Раскрой пижамной сорочки |
||||
§10.Соединение основных деталей в изделии поясного белья. |
|||||
|
Пижама детская. |
Называть детали детской пижамы. |
|||
|
Подготовка деталей к обработке. |
Готовить детали к обработке. Повторить запошивочный шов. |
|||
|
Обработка горловины косой обтачкой. |
Обрабатывать горловину косой обтачкой. |
|||
|
Обработка пройм рукавов. |
Обрабатывать проймы рукавов обтачкой. |
|||
|
Обработка низа изделия. |
Обрабатывать низ швом вподгибку. |
|||
|
Обработка запошивочным швом боковых срезов. |
Обрабатывать запошивочным швом боковые срезы пижамных брюк. |
|||
|
Обработка запошивочным швом среднего среза. |
Обрабатывать запошивочным швом средний срез пижамных брюк. |
|||
|
Обработка запошивочным швом среднего среза. |
||||
|
Обработка верхнего среза. |
Обрабатывать швом вподгибку верхний срез. |
|||
|
Обработка нижнего среза. |
Обрабатывать швом вподгибку нижнего среза. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
§11.Ремонт одежды. |
|||||
|
Заплата. |
Определять вид ремонта. |
|||
|
Раскрой заплаты. |
Раскраивать заплату. |
|||
|
Пристрачивание заплаты. |
Пристрачивать заплату накладным швом. |
|||
|
Пристрачивание заплаты. |
Пристрачивать заплату накладным швом. |
|||
Самостоятельная работа. |
|||||
|
Пошив небольшой наволочки с клапаном |
Выполнять пошив по готовому крою наволочки с клапаном. |
|||
|
Пошив небольшой наволочки с клапаном |
||||
|
Пошив небольшой наволочки с клапаном |
||||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
§12.Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой. Основы прямой юбки. |
|||||
|
Правила безопасной работы. |
Повторять правила техники безопасности. |
|||
|
Шерстяное волокно. |
Определять шерстяное волокно. |
|||
|
Свойства шерстяного волокна. |
Запомнить свойства шерстяного волокна. |
|||
|
Получение пряжи. |
Определять длину,извитость.прочность. |
|||
|
Прямая юбка с шестью вытачками. |
Выбирать фасон юбки. |
|||
|
Снятие мерок. |
Снимать мерки с себя. |
|||
|
Построение чертежа в М 1:4. |
Строить чертёж в масштабе по инструктажу. |
|||
|
Изготовление выкройки. |
Применять расчёт для получения выкройки на свой размер. Изготовлять выкройку. |
|||
|
Моделирование юбок. |
Моделировать юбки. |
|||
|
Раскрой прямой юбки. |
Раскраивать прямую юбку. |
|||
§13.Обработка складок в поясном женском и детском платье. |
|||||
|
Складка на платье. |
Работать с журналом мод (назначение складок, конструкция, глубина и ширина. |
|||
|
Выполнение односторонней складки. |
Выполнять односторонние складки. |
|||
|
Выполнение встречной складки. |
Выполнять встречные складки. |
|||
|
Выполнение бантовой складки. |
Выполнять бантовую складку. |
|||
§14.Обработка застёжки в боковом шве поясного изделия. |
|||||
|
Получение шерстяной ткани. |
Получение шерстяной ткани. |
|||
|
Свойства чистошерстяной ткани. |
Определять свойства чистошерстяной ткани. |
|||
|
Полушерстяная ткань. |
Определять свойства полушерстяной ткани. |
|||
|
Определение тканей. |
Определять чистошерстяных и полушерстяных тканей. |
|||
|
Виды застёжек в юбке. |
Определять вид застёжки в юбке. |
|||
|
Обработка застёжки тесьмой «молния». |
Обрабатывать на образце застёжку тесьмой «молния». |
|||
|
Обработка застёжки тесьмой «молния». |
Обрабатывать на образце застёжку тесьмой «молния». |
|||
|
Застёжка на крючках. |
Обрабатывать на образце застёжку на крючках. |
|||
§15.Обработка низа прямой юбки. |
|||||
|
Юбка. |
Способы обработки низа прямой юбки. |
|||
|
Обработка среза ткани потайными петлеобразными стежками. |
Обрабатывать срез ткани петельными стежками. |
|||
|
Обработка среза ткани крестообразными стежками. |
Обрабатывать срез ткани крестообразными стежками. |
|||
|
Обработка среза ткани тесьмой. |
Обрабатывать срез ткани тесьмой. |
|||
|
Обработка среза ткани зигзагообразной строчкой. |
Обрабатывать срез зигзагообразной строчкой. |
|||
|
Обработка среза ткани косой обтачкой. |
Обрабатывать срез ткани косой обтачкой. |
|||
§16.Обработка притачным поясом или корсажной тесьмой верхнего среза прямой юбки. |
|||||
|
Краеобмёточная швейная машина. |
Назначение, устройство, регулировка длины и ширины. |
|||
|
Работа на краеобмёточной машине. |
Работать на краеобмёточной машине.
|
|||
|
Юбка двухшовная прямая. |
Обрабатывать верхний срез образца корсажной тесьмой. |
|||
|
Обработка верхнего среза. |
||||
|
Обмётывание петли. |
Обмётывать петли по долевой и поперечным нитям. |
|||
|
Раскрой юбки. |
Раскраивать прямую двухшовную юбку. |
|||
|
План пошива юбки. |
Составлять план пошива двухшовной юбки. |
|||
|
Подготовка деталей к обработке. |
Готовить детали кроя юбки к обработке. |
|||
|
Подготовка юбки к примерке. |
Готовить юбки к примерке. |
|||
|
Примерка юбки. |
Проводить примерку прямой двухшовной юбки. |
|||
|
Обработка вытачек. |
Обрабатывать вытачек. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы. |
|||
|
Обмётывание срезов. |
Обмётывать срезы юбки на оверлоке. |
|||
|
Обработка застёжки юбки. |
Обрабатывать застёжку юбки. |
|||
|
Обработка верхнего среза. |
Обрабатывать верхний срез. |
|||
|
Обработка верхнего среза. |
Обрабатывать верхний срез. |
|||
|
Обработка низа юбки. |
Обрабатывать низ юбки. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
Практическое повторение. |
|||||
|
Ночная сорочка. |
Составлять план пошива ночной сорочки. |
|||
|
Обработка обтачки. |
Обрабатывать обтачки для горловины. |
|||
|
Обработка горловины. |
Обрабатывать горловину подкройной обтачкой. |
|||
|
Обработка горловины. |
||||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы запошивочным швом. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
||||
|
Обработка срезов рукавов. |
Обрабатывать срезы рукавов подкройной обтачкой. |
|||
|
Обработка срезов рукавов. |
||||
|
Обработка нижнего среза. |
Обрабатывать нижний срез швом вподгибку с закрытым срезом.. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
|
Пододеяльник. |
Пододеяльник. |
|||
|
Раскрой пододеяльника. |
Раскраивать пододеяльник. |
|||
|
Подготовка кроя к обработке. |
Готовить детали кроя к обработке. |
|||
|
Обработка обтачки. |
Обрабатывать обтачки для рамки. |
|||
|
Обработка обтачки. |
||||
|
Обработка рамки пододеяльника. |
Обрабатывать рамку пододеяльника обтачкой. Контролировать качество пошива. Оценивать выполненную работу. |
|||
|
Обработка рамки пододеяльника. |
||||
|
Обработка рамки пододеяльника |
||||
|
Обработка долевых срезов. |
Обрабатывать долевые срезы. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы. |
|||
|
Окончательная отделка изделия. |
Окончательная отделка изделия. |
|||
|
ВТО готового изделия. |
Выполнять влажно-тепловую обработку. |
|||
Самостоятельная работа. |
|||||
|
Прямая юбка в М 1:2. |
Выполнять отдельные операции по изготовлению прямой юбки в М 1:2 |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
||||
|
Обработка верхнего среза. |
||||
|
Обработка низа юбки. |
||||
§17.Построение чертежа и раскрой расклешённой юбки. |
|||||
|
Правила безопасной работы. |
Организовать своё рабочее место. |
|||
|
Клешевые юбки. |
||||
|
Снятие мерок. |
Снимать мерки с фигуры человека. |
|||
|
Построение чертежа расклешённой юбки в М 1:4. |
Строить чертёж клиньевой юбки. |
|||
|
Выкройка в натуральную величину. |
Выполнять построение выкройки расклешённой юбки. |
|||
|
Раскрой юбки «солнце». |
||||
|
Отделка на изделии (оборка). |
Рассчитывать длину ткани на оборку, |
|||
|
Виды обработки оборок. |
Выполнять раскрой полосок ткани. |
|||
|
Обработка оборки швом вподгибку. |
Выполнять обработку отлётного среза оборки швом вподгибку. |
|||
|
Обработка оборки строчкой « зигзаг». |
Выполнять обработку отлётного среза зигзагообразной строчкой. |
|||
|
Обработка оборки двойной строчкой. |
Выполнять обработку отлётного среза оборки двойной строчкой. |
|||
|
Обработка оборки окантовочным швом. |
Выполнять обработку отлётного среза оборки окантовочным швом. |
|||
|
Соединение оборки с изделием. |
Соединять оборку с изделием стачным или накладным швом. |
|||
|
Втачивание оборки между деталями изделия. |
Втачивать оборку между деталями изделия. |
|||
§19.Обработка верхнего среза расклешённой юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы. |
|||||
|
Пошив расклешённой юбки. |
Составлять план пошива расклешённой юбки. |
|||
|
Подготовка деталей юбки к обработке. |
Подготавливать детали юбки к обработке. |
|||
|
Обработка боковых срезов юбки. |
Обрабатывать боковые срезы юбки. |
|||
|
Обработка верхнего среза юбки. |
Обрабатывать верхний срез юбки. |
|||
|
Обработка оборки. |
Обрабатывать оборку зигзагообразной строчкой. |
|||
|
Обработка оборки. |
||||
|
Соединение оборки с изделием. |
Соединять оборку с изделием. |
|||
|
Окончательная отделка изделия. |
Утюжка готового изделия. |
|||
Практическое повторение. |
|||||
|
Пошив расклешённой юбки. |
Составлять план пошива расклешённой юбки. |
|||
|
Подготовка юбки к примерке. |
Готовить юбку к примерке. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы юбки. |
|||
|
Обработка пояса. |
Обрабатывать пояс. |
|||
|
Обработка верхнего среза. |
Обрабатывать верхний срез обтачкой под эластичную ленту. |
|||
|
Обработка верхнего среза. |
||||
|
Обработка оборки. |
Обрабатывать оборку зигзагообразной строчкой. |
|||
|
Соединение оборки с изделием. |
Соединять оборку с изделием. |
|||
|
Окончательная отделка изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
|
Пошив постельного белья. |
Определять размеры постельного белья. |
|||
|
Пошив простыни. |
Раскраивать простынь. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы. |
|||
|
Обработка долевых срезов. |
Обрабатывать долевые срезы. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
|
Пошив наволочки. |
Пошив наволочки. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
Обрабатывать боковые срезы. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
|
Пошив пододеяльника. |
Составлять плана пошива пододеяльника. |
|||
|
Обработка выреза пододеяльника. |
Обрабатывать выреза пододеяльника обтачкой. |
|||
|
Обработка выреза пододеяльника. |
Обрабатывать выреза пододеяльника обтачкой. |
|||
|
Обработка долевых срезов. |
Обрабатывать долевые срезы. |
|||
|
Обработка долевых срезов. |
Обрабатывать долевые срезы. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы. |
|||
|
Обработка поперечных срезов. |
Обрабатывать поперечные срезы. |
|||
|
Утюжка готового изделия. |
Утюжить готовое изделие. |
|||
Самостоятельная работа. |
|||||
|
Расклешённая юбка в М 1:2. |
Выполнять отдельные операции по изготовлению образца расклешённой юбки с оборкой в М 1:2. (Выполняется по готовому крою. Верхний срез обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом с вкладыванием эластичной тесьмы. По низу юбки – оборка, обработанная окантовочным швом. |
|||
|
Обработка боковых срезов. |
||||
|
Обработка верхнего среза. |
||||
|
Вкладывание тесьмы. |
||||
|
Обработка оборки. |
||||
|
Соединение оборки с юбкой. |
||||
|
Соединение оборки с юбкой. |
||||
|
Утюжка готового изделия. |
||||
Всего:238 часов. |
Учебно-методические средства обучения
1. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина.: - Просвещение, 2013 г.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 7 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012 г.
3. Бородкина Н. А. Трудовое обучение. Швейное дело 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания. – Волгоград: Учитель, 2011г.
Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 7 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2012.
2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: 2013.
3.Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2012.