12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Меленчук Любовь Федоровна121
Россия, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
0

Рабочая программа по предмету швейное дело

Пояснительная записка

Рабочая программа для 5 класса по швейному делу в «Ханты – Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 2, допущена Министерством образования РФ, 2013г. Под редакцией В.В. Воронковой, авторы: Мирский С.Л., Журавлёв Б.А.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред. Г.Б.Картушина, Г.Г. Мозговая.- 5-е изд.- М.:Просвещение,2013г.-160с. Рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие к учебнику Г.Б. Картушиной и Г.Г. Мозговой «Швейное дело» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8вида М.: Просвещение,2013г. Соответствует учебному плану школы. Процесс обучения по данной программе даёт возможность овладения профессией швеи - мотористки учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т.д. Обучая детей трудовым навыкам, основам профессии швеи – мотористки, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимодействие в коллективе. Уроки швейного дела, при определённых условиях, могут служить не только обучению трудовым навыкам, но и развитию речи. Большое значение имеет выработка у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения спрашивать, отвечать, выслушивать ответы.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации.


 


 


 


 

Общая характеристика курса швейного дела в 5 классе

Курс швейного дела в 5 классах предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии «Швея – мотористка женской и детской лёгкой одежды».

Учебный материал 5 класса делится на следующие разделы: швейная машина, работа с тканью, ремонт одежды, построение чертежа в натуральную величину, шитьё на швейной машине по прямым срезам, двойной шов, , построение чертежа по заданным размерам, пошив однодеталного изделия, накладной шов, построение чертежа прямоугольного изделия, применение двойного и накладного шва. В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. У учащихся формируются навыки выполнения машинных строчек и швов (шов вподгибку, стачной, двойной, накладной). В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закруглённых срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения (повязки для дежурных, носовые и головные платки, мешочки для хранения изделий, наволочки).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Базисный план на изучение швейного дела в 5 классе отводит 6 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 204 урока.

Предметные и личностные результаты освоения содержания курса

Предметные:

уметь работать на швейной машине с электроприводом, знать её основные механизмы, правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской;

выполнять машинные швы: виды (краевой, стачной, шов вподгибку с закрытым и открытым срезом, двойной, накладной);

иметь представление о волокне (хлопок): внешний вид, употребление;

знать способы пришивания пуговиц;

подбирать ткани для вешалки и заплаты, налаживать заплату;

выполнять чертежи изделия, вырезать выкройку;

выполнять расчёт расхода ткани на изделие;

планировать предстоящую работу;

изготавливать наволочки, сумки, повязки для дежурных;

пользоваться швейной терминологией;

 

Личностные:

умение работать на швейной машине с электрическим приводом;

выполнение элементарных расчётов стоимости изделия с целью экономии семейного бюджета;

использование полученных знаний при покупке швейных изделий;

применение изученных машинных швов при пошиве изделий;

усвоение правил техники безопасности;

формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других, слушать окружающих;

умение давать адекватную оценку качеству изготовления изделия;

утюжить изделия;

формирование эстетического отношения к миру;

уважительного отношения к иному мнению, умение не создавать конфликтные ситуации, а находить выходы из спорных ситуаций;


 


 

Содержание программы

1 четверть

Швейная машина

Вводное занятие

Беседа о профессии швеи. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно – гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление ниток.

Умения. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Наматывание ниток на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани.

Практические работы. Подготовка машины к работе. Выполнение машинных строчек.

Работа с тканью

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения. Представление о волокне. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.

Упражнения. . Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.

Утюжка изделия.

Практические работы. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краёв платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

Ремонт одежды

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц. Подготовка белья к ремонту.

Умение. Пришивание пуговицы, обмётывание среза ткани.

Практические работы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обмётывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмёт). Приутюживание места разрыва.

Практическое повторение

Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. пришивание на образце пуговицы со сквозными отверстиями на стойке.

2 четверть

Вводное занятие

Правила поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине.

Работа с тканью

Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоёв ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Понятие обтачать. Косые и обмёточные стежки.

Умение. Продёргивание тесьмы, выполнение стачного шва.

Упражнения. Выполнение стачного шва на образце.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Пошив мешочка. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Пошив повязки для дежурного. Приутюживание изделия.

Ремонт одежды

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение .Наложение заплаты.

Практические работы. Вырезание лоскута 10*14см для вешалки. Пришивание вешалки к изделию. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, намётывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Самостоятельная работа

Обработка вешалки и втачивание её в шов вподгибку с закрытым срезом.

3 четверть

Вводное занятие

Правила безопасной работы в мастерской.

Швейная машина с ножным приводом

Теоретические сведения. Швейная машина с ручным приводом. Регулятор строчки. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Подбор игл и ниток в зависимости от иглы и ткани.

Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки.

Построение чертежа изделия в натуральную величину.

Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани

Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия. Правила оформления чертежей. Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании. Ткани применяемые для изготовления салфеток.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Размещение выкройки на ткани с учётом долевой и поперечной нитей. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Выполнение шва вподгибку в углах изделия.

Двойной шов

Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов.

Умение. Складывание ткани, смётывание и стачивание. Вывёртывание ткани, вымётывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце

Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применением двойного шва

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном не менее чем на 25см.

Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны,стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочки по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Раскрой наволочки и пошив наволочки. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

Самостоятельная работа

Построение квадрата по заданным размерам. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3см.

4 четверть

Вводное занятие

Правила безопасности при шитье.

Накладной шов

Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами.

Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоёв ткани.

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление опрядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.

Умение. Расчёт расхода ткани на изделие.

Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и её ручек. Построение чертежа сумки и её ручек в натуральную величину. Раскрой деталей изделия. Пошив сумки хозяйственной. Отделка сумки.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, сумки хозяйственной, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

Самостоятельная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).

 

Швейное дело

Тематическое планирование 5 класс

Номер

урока

Содержание материала

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

§1. Швейная машина

 

Профессия швеи - мотористки

Соблюдать правила безопасной работы в мастерской.

Знать основные механизмы машины с ручным приводом.

Подготавливать швейную машину к работе.

Пользоваться инструментами для ручных работ. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани, кромку.

Выполнять машинные строчки на бумаге и ткани

 

 

 

 

Правила поведения в швейной мастерской

 

Хлопчатобумажное волокно

 

Получение ткани

 

Инструмент и приспособления для ручных работ

 

Швейная машина

 

Правила безопасности при

работе на швейной машине

 

Подготовка швейной машины к работе

 

Приёмы работы на швейной машине с ручным приводом

 

Выполнение прямых машинных строчек

 

Выполнение закруглённых

машинных строчек

 

Выполнение зигзагообразных машинных строчек

§2.Работа с тканью

 

Представление о волокне

Иметь представление о волокне.

Называть виды волокон. Различать ручные и машинные швы, строчку, стежок, шов.

Овладеть приёмами выполнения ручных стежков.

Различать швы вподгибку.

 

Выполнять шов вподгибку с открытым и закрытым срезом.

Назначение головного платка.

Выполнять технологические операции по пошиву головного платка

 

Виды волокон

 

Ручные и машинные работы при пошиве изделия

 

Выполнение прямых стежков

 

Выполнение косых стежков

 

Выполнение крестообразных стежков

 

Выполнение петлеобразных стежков

 

Машинные швы

 

Краевой шов

 

Шов вподгибку с закрытым срезом

 

Шов вподгибку с открытым срезом

 

Головной платок

 

Обработка поперечных срезов платка

 

Обработка поперечных срезов платка

 

Обработка долевых срезов платка

 

Обработка долевых срезов платка

 

Обработка углов платка

 

Утюжка готового изделия

§3. Ремонт одежды

 

Виды пуговиц

Подбирать нитки, пришивать пуговицы разных видов. Готовить бельё к ремонту.

Обмётывать срезы ткани

 

Способы пришивания пуговиц

 

Пришивание пуговицы на стойке

 

Подготовка белья к ремонту

 

Ремонт одежды

 

Ремонт одежды

Практическое повторение

 

Пошив головного платка

Выполнять подшив головного или носового платка. Вышивать монограмму

 

Составление плана пошива

 

Обработка поперечных срезов

 

Обработка поперечных срезов

 

Обработка долевых срезов

 

Обработка долевых срезов

 

Обработка углов платка

 

Вышивка монограммы

 

Носовой платок

 

Пошив носового платка

 

Пошив носового платка

 

Отделка салфетки вышивкой

 

Отделка салфетки вышивкой

 

Утюжка готового изделия

Самостоятельная работа

 

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом

Выполнять на образце шов вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см.

Пришивать на образце пуговицы со сквозным отверстием на стойке

 

Пришивание пуговицы

§4. Работа с тканью

 

Правила поведения учащихся в мастерской

Объяснять назначение изделия.

Описывать изделие по определённому плану.

Различать отделочные ручные стежки. Выполнять разные виды стежков («вперёд иголку», стебельчатый, тамбурный).

Знать отличительные особенности ручных стежков.

Выполнять машинный стачной стежок. Составлять план пошива мешочка под руководством учителя.

Стачивать боковые срезы, закреплять нитку.

Обмётывать срезы швов.

Выполнять обработку верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом.

Описывать изделие.

Выполнять обтачной шов.

Контролировать качество выполнения шва.

Подбирать нитки и иглы.

Соблюдать правила по технике безопасности

 

Правила техники безопасности

 

Мешочек для хранения изделий

 

Отделочные ручные стежки

 

Выполнение стежков «вперёд иголку»

 

Выполнение стебельчатых стежков

 

Выполнение тамбурного стежка

 

Выполнение стачного шва

 

Составление плана пошива мешочка

 

Отделка мешочка

 

Выполнение отделки мешочка

 

Отделка мешочка

 

Обработка боковых срезов

 

Обработка боковых срезов

 

Обмётывание срезов

 

Обмётывание срезов

 

Обработка верхнего среза мешочка

 

Обработка верхнего среза мешочка

 

Продёргивание тесьмы

 

Повязка для дежурного

 

Пришивание эмблемы

 

Пришивание эмблемы

 

Изготовление завязок

 

Обработка деталей повязки

 

Обработка деталей повязки

 

Обтачивание деталей повязки

 

Выполнение отделочной строчки

 

Утюжка изделия

§5. Ремонт одежды

 

Виды ремонта одежды

Выбирать нитки и ткань для вешалки, выполнять раскрой вешалки.

Соединять деталь вешалки с изделием: косыми стежками и в шов вподгибку с закрытым срезом. Пришивать заплату – аппликацию вручную

 

Раскрой вешалки

 

Обработка вешалки

 

Пришивание вешалки к изделию

 

Заплата в виде аппликации

 

Раскрой заплаты

 

Обработка заплаты

 

Наложение заплаты

 

Наложение заплаты

 

Приутюживание изделия

 

Ремонт одежды

 

Ремонт одежды

Самостоятельная работа

 

Обработка вешалки

 

 

Соединение вешалки с изделием

 

Втачивание вешалки

 

Утюжка готового изделия

§6. Швейная машина с ножным приводом

 

Правила безопасной работы в мастерской

Выполнять правила безопасной работы.

Выполнять строчку на швейной машине с ножным приводом.

Изменять длину стежка, выполнять

машинную закрепку.

Подбирать машинную иглу в зависимости от ткани и ниток. Устанавливать иглу в игловодитель. Выполнять машинные строчки

 

Швейная машина с ножным приводом

 

Регулятор строчки

 

Машинная игла

 

Заправка верхней нитки

 

Намотка ниток на шпульку

 

Пуск швейной машины

 

Шитьё без ниток

 

Работа на швейной машине

 

Работа на швейной машине

 

Машинная закрепка

 

Выполнение машинной закрепки

§7. Построение чертежа изделия в натуральную величину.

Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани

 

Инструменты для изготовления выкройки

Строить прямой угол, проводить линии разного вида, чертить отрезки разной длины

 

Понятия прямая и кривая линии

 

Назначение линий в выкройке

 

Правила оформления чертежей

 

Салфетка квадратной формы

Описывать изделие, подбирать ткань для салфетки. Обрабатывать углы косыми стежками вручную.

Использовать в речи терминологию влажно – тепловой обработки

 

Изготовление выкройки салфетки

 

Подготовка ткани к раскрою

 

Раскрой изделия

 

Обработка поперечных срезов

 

Обработка долевых срезов

 

Обработка уголков салфетки

 

Отделка салфетки вышивко

 

Отделка салфетки вышивкой

 

Утюжка готового изделия

 

Устройство электроутюга

 

Правила безопасности при пользовании утюгом

§8. Двойной шов

 

Соединительные швы

Различать соединительные швы

Выполнять двойной шов

 

Двойной шов

 

Выполнение двойного шва

 

Выполнение двойного шва

§9. Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применением двойного шва

 

Наволочка с клапаном

 

 

Определение размера наволочки

 

Составление чертежа наволочки

Описывать изделие.

Называть виды швов, используемые при пошиве изделия, делать расчёт расхода ткани на изделие. Составлять чертёж прямоугольной формы. Выполнять раскладку выкройки на ткани, раскрой. Планировать свою деятельность

Выполнять влажно – тепловую обработку изделия

 

Подготовка ткани к раскрою

 

Раскрой наволочки

 

Расчёт расхода ткани на изделие

 

Обработка поперечных срезов наволочки

 

Обработка поперечных срезов

 

Разметка клапана

 

Обработка боковых срезов наволочки

 

Обработка боковых срезов

 

Утюжка готового изделия

Практическое повторение

 

Пошив наволочки

Планировать свою деятельность Работать самостоятельно

Оценивать качество своей работы

 

Обработка поперечных срезов

 

Обработка боковых срезов

 

Обработка боковых срезов

 

Утюжка готового изделия

 

Оценка качества работы

 

Салфетка

 

Обработка поперечных срезов

 

Обработка боковых срезов

 

Обработка уголков

 

Отделка салфетки вышивкой

 

Отделка салфетки вышивкой

Самостоятельная работа

 

Построение квадрата

 

Выполнение шва вподгибку

 

Выполнение двойного шва

 

Выполнение двойного шва

§10. Накладной шов

 

Правила безопасности при шитье

 

 

Виды соединительного шва

 

Накладной шов открытыми срезами

 

Выполнение накладного шва

 

Накладной шов с закрытыми срезами

 

Выполнение накладного шва

§11. Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного шва

 

Хлопок

Иметь общее представление о хлопчатнике, его первичной обработке. Различать волокна хлопка.

Строить чертежи выкроек прямоугольной сумки

Рассчитывать количество ткани для пошива, выкраивать изделие.

Выполнять двойной и соединительные швы

Выполнять пошив выбранного изделия, проверять качество выполняемых операций

Выполнять отдельные операции по изготовлению сумки из готового крою

 

Получение пряжи из хлопка

 

Сумка хозяйственная

 

Построение чертежа сумки

 

Расчёт расхода ткани на изделие

 

Раскрой деталей изделия

 

Раскрой деталей изделия

 

Составление плана пошива

 

Обработка ручек сумки

 

Обработка ручек сумки

 

Обработка верхнего среза сумки

 

Обработка верхнего среза сумки

 

Соединение боковых срезов сумки

 

Соединение боковых срезов сумки

 

Образование дна сумки

 

Окончательная отделка сумки

 

Окончательная отделка сумки

 

Утюжка готового изделия

Практическое повторение

181.

Составление плана пошива сумки

Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных

 

182.

Обработка ручек сумки

183.

Обработка ручек сумки

184.

Обработка верхнего среза

185.

Обработка верхнего среза

186.

Обработка боковых срезов

187.

Обработка боковых срезов

188.

Образование дна сумки

189.

Повязки для дежурного

190.

Вышивка эмблемы

191.

Изготовление завязок

192.

Примётывание завязок

193.

Обработка основной детали

194.

Обработка отверстия

195.

Наволочка с клапаном

196.

Обработка поперечных срезов

197.

Обработка поперечных срезов

198.

Обработка боковых срезов

199.

Обработка боковых срезов

200.

Утюжка готового изделия

Самостоятельная работа

201.

Обработка боковых срезов сумки

 

202.

Обработка боковых срезов сумки

203.

Обработка верхнего среза

204.

Обработка верхнего среза

 

Всего: 204 часа


 


 

Учебно – методические средства обучения рабочей программы.

1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 - 9кл.: В2 сб/Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013

2.Технология. Швейное дело. 5 класс :учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая.- 5-е изд. - М.:Просвещение.2013

3. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ по швейному делу. 5 класс/авт.-сост. Н.А. Бородкина. – Волгоград: Учитель, 2013

4. 3. Бородкина Н. А. Трудовое обучение. Швейное дело 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания. – Волгоград: Учитель, 2011г.

Дополнительная литература:


 

1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 7 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2012.

2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: 2013.

3.Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2012.


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.