Рабочая программа по дисциплине «Столярное дело» для 9 класса

5
0
Материал опубликован 30 November 2018 в группе

Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.

Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Утверждаю»

Директор МБОУ НСКШИ

__________________ Лушкарёва О.В.

Приказ № __________от 31.08.2018___________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД

(столярное дело)

9 класс

Составитель: Гвоздков Виктор Борисович

учитель первой категории профильного труда

(столярное дело)

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Профильный труд (столярное дело) 9 класс

1. Роль и место дисциплины

Профильный труд является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильного труда направлено на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнений, обобщений, классификаций и др.), произвольного запоминания и внимания.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся пятых классов МБОУ «Ногинской специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида

Рабочая программа по профильному труду для 9 класса разработана в соответствии:

c законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

с Уставом МБОУ НСКШИот 2015 г.;

лицензией на право осуществления образовательной деятельности № 71353 от 20 декабря 2013 г.;

с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);

с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;

с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.Н.Перова, Т.И. Бугаева, И.Г.Старкова «Профильный труд (столярное лело)» (под ред. И.М. Бгажноковой), рекомендованной ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

4. Цели и задачи

Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает

следующие задачи:

формирование доступных учащихся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

5. Специфика программы

Программа рассчитана на учащихся профессиональных классов на базе коррекционной школы VIII вида и предусматривает их подготовку к выполнению производственных заданий на уровне столяра 1-2 разряда согласно квалификационной характеристик и специализации по профессиям, связанных с обработкой древесины.

Программа предусматривает изучение разделов, которые будут иметь практическое применение в выбранной профессии и в повседневном общении.

Раздел «Материаловедение» ознакомит с применением древесины в народном хозяйстве. Углубленно и расширенно учащиеся получат знания о основных свойствах древесины и усовершенствуют навыки изготовления столярных изделий. Знакомство с ресурсосберегающими технологиями прививает у учащихся бережное отношение к материальным ценностям.

Раздел «Технология столярных работ» предусматривает научных технологий в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией столяра. Учащиеся узнают о способах обработки древесины, получат сведения об устройствах и принципах работы деревообрабатывающих станков, об операциях выполняемых на этих станках, и о правилах их эксплуатации.

В разделе «Основы конструирования мебели» учащиеся получат знания о простейших видах мебели, об истории стилей, усовершенствуют навыки и умения выполнения разметочных и сборочных операций.

Раздел «Охрана труда» выделен особым вниманием и рассматривает правила безопасной работы учащихся в мастерской и на производстве. В разделе рассматриваются вопросы трудового законодательства: о правах, обязанностях, поведении на производстве, о правилах приема молодых специалистов и увольнения с производства. Также развернуты вопросы гигиены, отдыха, перерывов и предоставления ежегодных отпусков и вопросы социального страхования.

Раздел «Практическая работа» дает возможность повседневного практического овладения и закрепления знаний и умений полученных теоретических знаний, способностью развивать навыки работы ручными и механизированными инструментами и на деревообрабатывающих станках. Учащиеся развивают способности усовершенствования и упрощения изготовления тех или иных операций и изделий.

Данное обучение проводится в течении учебного года разделенного на триместры, во время обучения

применяются комбинированные уроки с индивидуальным и групповым подходом к изучению теоретического и практического материала и оценивается по 5-ти балльной системе.

6. Основные содержательные линии курса

Пиление древесины

Процесс строгания древесины

Виды пиломатериалов

Долбление древесины

Разметочные операции

Виды деревообрабатывающих станков

Виды столярных соединений

Склеивание

Сверление древесины.

Конструкции столярно - строительных изделий

Общие сведения об электрофицированных инструментах

Мебель. Классификация мебели

Понятия о допусках и посадках

Понятия о красителях и лаках

Технология финишных работ

Непрозрачная обработка столярных изделий

Художественная обработка столярных изделий

Ремонтные работы

Трудовое законодательство

Секционная мебель

Затачивание ножей столярных инструментов

Практическое повторение

Самостоятельная работа

7. Структура программы

Пиление древесины

Пилы, виды пил и их заточка. Приемы и приспособления, применяемые при пилении. ТБ при пилении ручным инструментом. Электролобзик - его устройство, назначение и приемы работы.ТБ при работе электролобзиком.

Процесс строгания древесины

Ручной инструмент для строгания древесины. Инструмент для профильного строгания ( калевка). Шерхебель, рубанок, фуганок - устройство и назначение. Фальцгобель - устройство и назначение. Приемы заточки ножей ручного строгального инструмента.

Виды пиломатериалов

Строение древесины. Свойства и применение хвойных пород древесины. Лесоматериалы - отработанные и необработанные.

Долбление древесины

Элементы резца. Ручной инструмент применяемый при долблении. Заточка долота и стамески на оселке и правиле. ТБ при работе ручным инструментом во время долбления древесины.

Разметочные операции

Роль и назначение разметке в столярном деле. Измерительные и разметочные инструменты. Настройка и назначение рейсмуса. ТБ при разметочных операциях.

Виды деревообрабатывающих станков

Назначение и виды деревообрабатывающих станков. Электрическая циркульная пила - устройство и назначение. Рейсмусовые станки - устройство и назначения , правила работы. Токарно - копировальный станок - устройство, назначение и правила работы. Электрорубанок - устройство, назначение, приемы настройки и правила работы. ТБ при работе на деревообрабатывающих станках.

Виды столярных соединений

Шиповые угловые соединения - их назначение, применение и порядок выполнения. Шип, проушина, гнездо - назначение и обозначение элемента. Шиповые серединные соединения - их назначение, применение и порядок выполнения. Шиповые ящичные соединения - их назначение, применение и порядок выполнения. Соединение по кромке. Выбор вида соединения при изготовлении изделий.

Склеивание

Основные виды столярных клеев. Основные свойства столярных клеев. Приемы и режимы склеивания в зависимости от назначении и эксплуатации изделия. ТБ при работе со столярными клеями.

Сверление древесины.

Инструменты для сверления и получения отверстий в древесине. Методы получения отверстий различной формы. Сверлильный станок - устройство и назначение. ТБ при работе на сверлильном станке.

Конструкции столярно - строительных изделий

Оконные блоки - виды, назначение, маркировка, применение. Дверные блоки - виды, назначение, маркировка, применение. Столярные перегородки - виды и назначение. Панели - виды и назначение. ТБ при транспортировке и монтаже столярно - строительных изделий.

Общие сведения об электрофицированных инструментах

Дисковый круглопильный станок - устройство и назначение. ТБ при работе на круглопильном станке. Шлифовальный станок - устройство и назначение. ТБ при работе на шлифовальном станке. Токарный станок по дереву - устройство и назначение. Токарно - копировальный станок. Приемы работы и ТБ при работе на токарных станках.

Мебель. Классификация мебели

Детали и элементы столярных изделий. Разборные соединения в столярно - мебельных изделиях. Виды петель применяемых в мебельном производстве. Порядок установки мебельных дверей. Виды мебельных замков и защелок, их установка. Виды мебельной фурнитуры - применение и назначение.

Понятия о допусках и посадках

Допуск - назначение, правила определения и обозначение на чертеже. Посадка соединения - виды ( прессовая, свободная ), применение в зависимости от назначения в изделии. Квалитеты обработки, шероховатость обработанной поверхности.

Понятия о красителях и лаках

Назначение, состав, типы лаков, применяемых в столярном деле. Виды красителей ( морилка, алкид) - их назначение, применение и свойства. Приемы нанесения красителей и лаков на столярное изделие. Краскопульт - устройство и приемы работы. Методы сушки покрытий. ТБ при работе с красителями и лаками.

Технология финишных работ

Циклевание - назначение, применение, приемы работы циклей. Шлифование - назначение, применение, приемы работы. ТБ при выполнении финишных работ в столярном производстве.

Непрозрачная обработка столярных изделий

Краска - виды, назначение, применение в зависимости от эксплуатации изделия. Порядок подготовки столярного изделия к непрозрачной обработке. Способы нанесения красок на поверхность . ТБ при работе с красками и растворителями.

Художественная обработка столярных изделий

Виды художественной отделки древесины - резьба по дереву, мозаика, маркетри. Порядок подготовки поверхности изделия к художественной отделке. Приемы работы со шпоном. Инструменты применяемые при художественной отделке изделий.

Ремонтные работы

Ремонт облицованных столярных изделий. Ремонт мебели. Виды ремонта мебели. Ремонт поверхностей поврежденными насекомыми. Ремонт покоробленных деталей столярных изделий. Ремонт облицовки.

Трудовое законодательство

Основные трудовые права и обязанности рабочих. Охрана труда на производстве. Работоспособность и утомление. Режим труда и отдыха. Требования к производственным помещениям и правила гигиены. Пожарная безопасность на производстве.

Секционная мебель

Конструктивные элементы секционной мебели. Основные узлы и детали секционной мебели. Фурнитура для секционной мебели. Установка и соединение секций в готовое изделие.

Затачивание ножей столярных инструментов

Приемы заточки пил для продольного и поперечного пиления. Приемы заточки ручного инструмента для долбления. Приемы заточки ножей строгального инструмента. ТБ при заточных работах.

Практическое повторение

Пригонка створок и фрамуг. Разметка и врезка дверных петель. Разметка и врезка накладных и врезных дверных замков. Устройство пильных и фуговальных станков. Точение цилиндра на токарном станке. Приемы измерения готового изделия с помощью штангенциркуля. Установка угла на малке с помощью транспортира. Сверление отверстий разного диаметра, глубины и формы.

Самостоятельная работа

Выполнение задания на изготовление изделия по индивидуальному подходу и анализу качества.

8. Основные требования к умениям учащихся

Выполнение разметки под гребни и пазы.

Сборка изделия основы, подгонка шипов.

Прямоугольное строгание лиственных пород.

Раскрой целого полотна на заготовки.

Распиловка щитка.

Сборка изделия насухо.

Заделка трещин.

Соединение шип— проушина.

Сборка металлической фурнитуры.

Сборка изделий с применением гвоздей.

Ремонт изделий.

Восстановление покрытия столярных изделий.

Выполнение заготовительных операций.

Разметка и обработка деталей.

     
     

Определение названий пиломатериалов.

Изготовление мебели.

Подготовка шпона и клеевого раствора.

Выполнение облицовки пленкой.

Сборка элементов оконных блоков «насухо».

Выявление дефектов.

Составление дефектной ведомости.

Устранение дефекта.

Смазка инструментов и оборудования.

Установка фурнитуры.

Сборка комбинированного шкафа из секций.

Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа.

Монтаж перегородки.

Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам.

Выполнение разметки под заделку.

Высверливание, долбление отверстия.

Приготовление разметочного инструмента.

Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников.

Разметка скобой.

Снятие конуса резцом.

Сверление с использованием задней бабки.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Профессиональные навыки, знания и умения практически их применять и контролировать, оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

Прилежание ученика во время работы.

Степень умственной отсталости.

Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

Уровень физического развития ученика.

Учебный процесс заканчивается выпускным экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия, в которой присутствует специалист данного профиля. Экзамен может быть проведен в письменной или устной форме.

11. Объем и сроки изучения

На изучение профильного труда в 9классе отво­дится12 часов в неделю, всего -404 часа.

12. Материально – техническая база

Оборудование мастерской № 15 (столярное дело)

1. Круглопильный станок 1 шт

2. Универсальный токарный станок 1 шт

3. Заточной станок 1 шт

4. Сверлильный станок 1 шт

5. Токарный станок по дереву 1 шт

Имущество мастерской №15 (столярное дело)

1. Стол учительский 1шт

2. Стул офисный 1шт

4. Верстак ученический столярный 9шт

5. Стеллаж хранения материалов 4 шт

6. Верстак слесарный 3 шт

8. Сейф металлический большой 1 шт

9. Шкаф инструмент металлический 2 шт

10. Табурет ученический 9 шт

13. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

1.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М., Школа-Пресс. 1994. – 416 с.

2. П. Д. Бобиков. «Конструирование столярно- мебельных изделий». Учебник для ПТУ., М., Высшая школа., 1989 – 176 с.

3. Г.Д. Громов и др. «Практикум по деревообработке» . Уч. пособие для учащихся 9-10 кл. М., Просвещение, 1977., 191 с с ил.

4. Э.К. Гульянц. «Учите детей мастерить». М., Просвещение., 1979., 143 с., с иллюстрациями.

5. Ю.Г. Афиногенов. «Приспособления для школьных мастерских». Набор чертежей., М., Просвещение., 1981.,-176 с с ил.

6. В.П. Семенихин «Изготовление инструментов в школьных мастерских. Пособие для учителя. М., Просвещение., 1987.,-208 с с ил.

7. Л.Т. Крейндлин. «Столярные работы». Учебник для ПТУ. М., Высшая школа., 1982.,-128 с. с ил.

Ожидаемые результаты обучения в девятом классе:

К концу обучения в девятом классе обучающиеся должны:

Учащиеся должны знать:

материалы, применяемые в столярном производстве;

основные породы, свойства и пороки древесины;

сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;

назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;

виды соединений деревянных деталей, по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;

способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;

 виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;

 контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;

способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;

 устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;

 устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;

специальную терминологию и пользоваться ею.
 

Учащиеся должны уметь:


 

 выполнять столярные работы ручными инструментами;

 размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;

собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);

пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;

рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;

бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
 подготавливать и рационально организовывать рабочее место;

 соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию учащихся с ограниченными возможностями и их социально-бытовой ориентации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.