Рабочая программа по дисциплине «Основы банковского дела» для специальности «Банковское дело»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Среднее профессиональное образование
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОП.12 Основы банковского дела
38.02.07 Банковское дело
форма обучения очная
2020
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации № 67 от 5 февраля 2018 года
Заместитель директора по учебной работе
__________________________/ /
Подпись
СОГЛАСОВАНА:
Цикловой методической комиссией
«Банковское дело»:
Протокол № ___
от «___»_____________20___года
Председатель цикловой методической комиссии
Н.Н.Климова
Подпись Инициалы Фамилия
УТВЕЖДЕНА:
Директор колледжа __________________________/ /
Подпись
Составители (авторы) _________Климова Наталья Николаевна________________
ФИО, преподаватель ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
14 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
15 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.12. Основы банковского дела является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.
Учебная дисциплина ОП.12. Основы банковского дела обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Профессиональных компетенций:
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. | номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; |
ОК 03 | определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. | содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 04 | организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности. |
ОК 05 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 09 | применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
ОК 11 | презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности. | основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации. |
ПК 1.2 | использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для работы с расчетной (платежной) документацией и соответствующей информацией | нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов |
ПК 1.4 | проводить расчеты между кредитными организациями через счета ЛОРО и НОСТРО | системы межбанковских расчетов |
ПК 2.4 | пользоваться справочными информационными базами данных, необходимых для сотрудничества на межбанковском рынке | основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 82 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 36 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 36 |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 8 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация | Дифф. зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 Основы банковского дела
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Денежное обращение – основа банковской деятельности | 10 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, | |
Тема 1.1 Организация денежного обращения | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, |
1. Сущность денег и их функции. | |||
2. Виды денег. | |||
3. Денежная масса и денежная база. | |||
В том числе: практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 1. Анализ денежной массы. | 2 | ||
Консультация по теме 1.1 | 2 | ||
Раздел 2. Банки и банковская система | 70 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, | |
Тема 2.1 История возникновения и развития банков | Содержание учебного материала | 16 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, |
1. Виды банков, их концентрация и централизация. | |||
2. Банковская система: понятие, структура и роль в экономике. | |||
3. Типы и виды банковских систем. | |||
В том числе, практических занятий | 10 | ||
1. Практическое занятие № 2. Ретроспективный анализ развития банковского дела. | 2 | ||
2. Практическое занятие № 3. Определение факторов, оказывающих воздействие на состояние банковской системы. | 2 | ||
3. Практическое занятие № 4. Анализ современных банковских систем зарубежных государств. | 2 | ||
4. Практическое занятие № 5. Структурирование этапов развития банковского дела в России. | 2 | ||
5. Практическое занятие № 6. Определение роли и места банков в экономике. | 2 | ||
Тема 2.2 Центральные банки | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, |
1. Центральный банк и его функции. | |||
2. История возникновения института центрального банка. | |||
В том числе: практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 7. Ретроспективный анализ развития института центрального банка | 2 | ||
Практическое занятие № 8. Анализ деятельности центральных банков зарубежных государств. | 2 | ||
Тема 2.3 Банк России – центральное звено банковской системы | Содержание учебного материала | 22 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, |
1. Цели и организационное построение ЦБ РФ. | |||
2. Функции и операции Банка России. | |||
3. Денежно-кредитная политика: типы, цели, методы и инструменты. | |||
4. Банковское регулирование и надзор. | |||
В том числе: практических занятий | 10 | ||
Практическое занятие № 9. Ретроспективный анализ развития Банка России. | 2 | ||
Практическое занятие № 10. Анализ основных положений ДКП ЦБ РФ на современном этапе | 2 | ||
Практическое занятие № 11. Анализ динамики ключевой ставки ЦБ РФ. | 2 | ||
Практическое занятие № 12. Структурирование способов банковского надзора. | 2 | ||
Практическое занятие № 13. Анализ соблюдения банками экономических нормативов. | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа с нормативно-законодательными актами. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», составить опорный конспект глав 1, 7. | 4 | ||
Тема 2.4 Коммерческие банки | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, |
1. Принципы деятельности коммерческих банков и их функции в экономике. | |||
2. Сущность и структура ресурсов банка. | |||
3. Собственные средства (капитал) банка. | |||
В том числе: практических занятий | 6 | ||
Практическое занятие № 14. Анализ структуры и динамики активных операций. | 2 | ||
Практическое занятие № 15. Анализ структуры и динамики привлеченных средств. | 2 | ||
Практическое занятие № 16. Анализ динамики капитала банковского сектора и показателей его достаточности. | 2 | ||
Тема 2.5 Правовые основы банковской деятельности в РФ | Содержание учебного материала | 16 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, |
1. Структура и основные характеристики банковской системы РФ. | |||
2.Банковские операции и сделки. | |||
3. Лицензирование банковской деятельности. | |||
4. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. | |||
В том числе: практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 17. Анализ количественных характеристик банковской системы РФ. | 2 | ||
Практическое занятие № 18. Анализ деятельности банковских групп и ассоциаций банков в РФ. | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа с нормативными документами – ФЗ № 395-1, составить опорный конспект ст.14,15,16,20,23, 26. | 4 | ||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | | |
Всего: | 82 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должна быть предусмотрена лаборатория «Учебный банк». Оснащается оборудованием: рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, магнитно-маркерная учебная доска, наглядные пособия, бланковая документация, нормативно-законодательные документы, учебно-методическая документация; техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд колледжа имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 422 с. — (Профессиональное образование).
2. Банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 189 с. — (Профессиональное образование).
3. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под редакцией Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 217 с. — (Профессиональное образование).
4. Банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 368 с. — (Профессиональное образование).
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронный ресурс Банка России.- Режим доступа http://www.cbr.ru
2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru
3. Справочно-правовая система «ГАРАНТ».- Режим доступа http://www.aero.garant.ru
4. Электронно-библиотечная система "Znanium. Режим доступа http:// znanium.com
3.2.3 Дополнительная литература
1. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция).
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (последняя редакция).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины З1 - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; 33 - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; З4- методы работы в профессиональной и смежных сферах; З5- структура плана для решения задач; З6- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; З7- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; З8- приемы структурирования информации; З9 - формат оформления результатов поиска информации; З10 - содержание актуальной нормативно-правовой документации; З11- современная научная и профессиональная терминология; З12-возможные траектории профессионального развития и самообразования; З13- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; З14- основы проектной деятельности; З15- особенности социального и культурного контекста; З16-правила оформления документов и построения устных сообщений; З17 - современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности; З18 - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; З19 - основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); З20 - лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; З21 - особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности; З22- основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; З24- нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов З25-системы межбанковских расчетов З29-основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России | Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены: 1. Уровень освоения учебного материала. Критерии оценивания: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если: 1) обучающийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» – обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» – обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. 2. Умение использовать теоретические знания при выполнении профессиональных задач; 3.Уровень сформированности общих и профессиональных компетенций. | Какими процедурами производится оценка. Наблюдение за деятельностью в процессе освоения программы дисциплины обучающегося и оценка достижения результата через: - активное участие в ходе занятия; - устный опрос; - тестирование; - контроль выполнения заданий для самостоятельной работы; - контроль выполнения практических работ; - подготовку и обсуждение докладов; - проверку конспекта нормативных документов. В процессе обучения производится: - Оценка результатов выполнения практических работ. - Оценка результатов устного опроса. - Оценка результатов тестирования. - Оценка результатов самостоятельной работы. - Оценка результатов дифференцированного зачета |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: У1- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; У3- определять этапы решения задачи; У4- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; У5- составить план действия; У7- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; У8 - реализовать составленный план; У9- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); У10- определять задачи для поиска информации; У11-определять необходимые источники информации; У12- планировать процесс поиска; У13-структурировать получаемую информацию; У15- оценивать практическую значимость результатов поиска; У16 - оформлять результаты поиска; У17-определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; У18-применять современную научную профессиональную терминологию; У19-определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; У20- организовывать работу коллектива и команды; У21-взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; У22- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; У23- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; У24-использовать современное программное обеспечение; У25- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; У26- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; У28 - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); У30- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; У32-использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для работы с расчетной (платежной) документацией и соответствующей информацией У33-проводить расчеты между кредитными организациями через счета ЛОРО и НОСТРО У37-пользоваться справочными информационными базами данных, необходимых для сотрудничества на межбанковском рынке У38-рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резерва | Демонстрация умений, освоение которых предусмотрено программой дисциплины Критерии оценки умений «Отлично» - обучающийся глубоко изучил учебный материал по теме; свободно применяет полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме, правильно, без ошибок, в установленные нормативом время. «Хорошо» - обучающийся твердо знает учебный материал; умеет применять полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме с небольшими недочетами, в установленное нормативом время. «Удовлетворительно» - обучающийся знает лишь основной материал; практическая работа выполнена с ошибками, отражающимися на качестве выполненной работы, не в полном объеме студент не уложился в установленное нормативом время. «Неудовлетворительно» - обучающийся имеет отдельные представления об изученном материале; практическая работа не выполнена или выполнена с грубыми ошибками, не в полном объеме, обучающийся не уложился в установленное нормативом время 2. Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом. 3.Структурирование объема работы и выделение приоритетов. 4.Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач. 5.Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов. 6. Анализ результативности использованных методов и способов выполнения практических задач. 7.Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов дифференцированного зачета |
7