Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»
Рассмотрено на педсовете Протокол № 19 от 26.08.2021 г. | Согласовано: ПМПк ГОКУ«СКШ №2 г.Ангарска» Председатель__________ Н.Г.Михалева
| Утверждено: Приказ № 70-П от 01.09.2021 г. Директор____________ И.В.Черепанова
|
Рабочая программа
по столярному делу
на 2021/2022 учебный год
6 класс
учитель: Олег Геннадьевич Санников
2021 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка
Настоящая программа по профильному труду Столярное дело":
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"ст.28
Приказа Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска»
2. Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящий курс «Столярное дело» предназначен для учащихся, изучающих профильный труд в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. На изучение предмета в учебном плане ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска» выделено 6 часов в неделю. Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 6-9х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: наглядно-образного мышления;
зрительного восприятия;
пространственных представлений и ориентации;
-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Обоснованием выбора рабочей программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения профильного труда, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
Программа составлена на основе сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Сб. 2. - 304 с. 18ВИ 978-5-691-01679-0 (сб. 2)
Важнейшей задачей профильного труда является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и обще трудовых умений, а так же воспитание умения учиться - способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья при изучении предмета «Профильный труд» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника. Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку обучающихся, воспитанников к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.
Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.
Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 6 - 9 класс.
3 Предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
устройство и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы;
правила безопасности при пилении ножовкой;
устройство столярной ножовки;
названия операций по изготовлению изделия;
виды и приемы разметки, суть понятия плоская поверхность;
правила безопасной работы при пилении;
виды отделки изделий;
виды шлифовальных шкурок;
приемы окрашивания деревянных изделий;
правила безопасной работы на настольном сверлильном станке;
правила безопасной работы на настольном сверлильном станке;
названия операций по изготовлению изделия;
правила разметки;
названия операций по изготовлению изделия;
устройство и назначение рашпиля, драчевого напильника;
правила безопасной работы инструментами;
устройство, назначение коловорота, правила безопасности при работе;
способы соединения деталей изделия;
устройство и назначение шурупов, отвертки;
правила безопасной работы отверткой;
устройство электровыжигателя;
правила безопасной работы электровыжигателем;
приемы перевода рисунка на поверхность изделия;
правила безопасной работы лучковой пилой;
устройство рубанка; правила безопасной работы с ним;
подготовить рубанок к работе;
правила разметки заготовок с помощью линейки;
правила безопасной работы рубанком;
назначение, детали настенной полочки;
материалы для изготовления изделия;
названия операций по изготовлению изделия;
способы соединения деталей;
виды шурупов, их элементы;
технологию соединения деталей с помощью шурупов;
назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними;
устройство ручной дрели; правила безопасной работы;
виды древесины и их свойства;
назначение стамески, ее основные части.
Учащиеся должны уметь:
организовывать рабочее место;
выполнять технический рисунок брусков разной формы;
выполнять пиление брусков ножовкой;
выполнять пиление древесины поперек волокон;
контролировать качество полученных заготовок;
выполнять шлифовку торцов брусков;
выполнять окрашивание изделия;
оценивать качество изделий;
определять вид пиломатериала;
выполнять рисунки простых изделий;
выполнять технический рисунок изделий;
составлять последовательность изготовления изделия по образцу с опорой на предметно-технологическую карту;
выполнять технологическую операцию;
изготавливать изделие;
закреплять сверло в патроне сверлильного станка;
выполнять сверление отверстий разных видов и размеров;
контролировать глубину сверления;
выполнять разметку центров отверстий;
выполнять сверление несквозных отверстий;
оценивать качество готового изделия;
выполнять отпиливание заготовок;
выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем;
выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов;
выполнять сборку изделия;
оценивать качество готового изделия;
работать электровыжигателем;
выполнять окраску изделия лаком; оценивать качество готового изделия;
выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие;
выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки;
читать простейшие чертежи;
составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку;
заготавливать детали изделия;
определять виды шурупов;
подбирать вид шурупа для конкретного изделия;
выполнять зенкование отверстий;
сверлить отверстие ручной дрелью;
выполнять сборку деталей изделия.
4. Критерии оценки знаний и умений по предмету
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке.
Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом и трудовыми навыками; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять, изготовить и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:
I уровень - (оценка «2»)
Практически не усвоил учебный материал;
Не может изложить его своими словами;
Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя;
Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Неправильно выполнялись многие приемы труда;
Самостоятельность в работе практически не проявлена;
Норма времени не выполнена свыше 25%;
Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
Не соблюдались многие правила техники безопасности.
II уровень - (оценка «3»)
Не совсем усвоил существенную часть учебного материала;
Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Выполняет практическое задание с пооперационными подсказками учителя;
Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
Норма времени не выполнена не более чем на 25%;
Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
Не полностью соблюдались правила техники безопасности
III уровень - (оценка « 4»)
В основном усвоил учебный материал;
Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
Подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
С небольшими подсказками выполняет практическое задание;
Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
В основном правильно выполняются приемы труда;
Работа выполнялась самостоятельно;
Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%
Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
IV уровень - (оценка « 5)
Полностью усвоил учебный материал;
Умеет изложить его своими словами;
Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Самостоятельно выполняет практическое задание;
Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
Изделие изготовлено с учетом установленных требований;
Полностью соблюдались правила техники безопасности;
Учитывая степень личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений и трудовых навыков позволяющих применять эти знания и умения для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Столярное делу» неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
5. Содержание учебного предмета Календарно-тематический план 6 класс
Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения 6 класс | Тип урока. Вид деятельности | Элементы содержания
| Учебные и коррекционные цели | Вид деятельности | Оборудование |
А | Б |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I четверть ( часов) |
Вводное занятие(2 ч) |
Вводное занятие. Вводный инструктаж по охране труда | 2 |
|
| Объяснение нового материала. Беседа | Вводный инструктаж по охране труда. Задачи обучения в 6 классе. Распределение рабочих мест. Обязанности учащихся. План работы на четверть | Знать: - правила безопасного поведения в мастерской; - правила безопасной работы инструментами | Ответы на вопросы | Инструкции ОТ иПБ |
Пиление столярной ножовкой (22 ч) |
Столярные инструменты и приспособления | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Столярные инструменты и приспособления: виды и назначение. Устройство и правила пользования столярными инструментами (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло) | Знать устройство и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы | Ответы па вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Устройство и назначение столярного верстака | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Устройство и назначение столярного верстака. Организация рабочего места столяра. Правила работы на верстаке | Знать: - устройство и назначение столярного верстака; - правила регулировки по высоте. Уметь организовывать рабочее место | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Верстак |
Знакомство с изделием (игрушечный строительный материал из брусков) | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Материалы для изготовления изделия (древесина, шлифовальная шкурка, водные краски). Инструменты (измерительная линейка, угольник, ножовка, стусло). Технический рисунок изделия | Знать: материал, инструменты для изготовления изделия, возможные формы брусков. Уметь выполнять технический рисунок брусков разной формы | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Материалы |
Пиление как одна из основных столярных операций | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Пиление как одна из основных столярных операций. Инструмент для пиления. Столярная ножовка. Правила безопасности при пилении ножовкой | Знать: - правила безопасности при пилении ножовкой; - устройство столярной ножовки. Уметь выполнять пиление брусков ножовкой | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Выполнение упражнений по пилению древесины | 2 |
|
| Практическая работа | Приемы пиления столярной ножовкой. Пиление поперек волокон в стуслс. Пиление под углом в стусле. Виды брака при пилении | Знать правила безопасной работы при пилении. Уметь выполнять пиление древесины поперек волокон | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Последовательность изготовления изделия | 1 |
|
| Объяснение нового материала. Беседа | Последовательность изготовления изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия под руководством учителя с опорой на предметно-технологическую карту | Ответы на вопросы | Инструмен |
Основы разметки | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Понятие плоская поверхность. Виды разметки (по чертежу, по образцу). Миллиметр как ос- | Знать: виды и приемы разметки, суть понятия плоская поверхность. | Контроль за действием. | инструменты |
|
|
|
|
| новная мера длины в столярном деле. Понятие припуск на обработку. Приемы разметки деталей с помощью линейки и угольника | Уметь: выполнять упражнения по разметки деталей | Контроль качества |
|
Разметка деталей строительного набора | 2 |
|
| Практическая работа | Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника | Знать правила разметки и приемы ее выполнения. Уметь выполнять разметку | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Пиление брусков | 2 |
|
| Комбинированный | Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Закрепление заготовок в верстаке. Пиление поперек волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника | Знать: правила безопасной работы при пилении. Уметь: - выполнять пиление брусков; - контролировать качество полученных заготовок | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Отделка изделий | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Виды отделки изделий (шлифование, окраска). Виды шлифовальной шкурки | Знать: — виды отделки изделий; — виды шлифовальных шкурок | Ответы на вопросы | Материалы |
Шлифование торцов деталей | 2 |
|
| Комбинированный | Шлифование торцов деталей шлифовальной шкуркой. Шлифование в «пакете». Выполнение шлифования торцов брусков. Технические требования к выполнению данной операции | Знать способы шлифовки деталей. Уметь выполнять шлифовку торцов брусков | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты и материалы |
Окрашивание изделий | 2 |
|
| Комбинированный | Водные краски для окрашивания деревянных деталей. Окрашивание деталей изделия кисточкой | Знать приемы окрашивания деревянных изделий. Уметь выполнять окрашивание изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты и материалы |
Оценка качества изделия | 1 |
|
| Объяснение нового материала. Беседа | Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом) | Уметь оценивать качество изделий | Контроль качества | Обрзцы |
Промышленная заготовка древесины (6 ч) |
Древесина: строение, использование, заготовка | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка | Знать: - строение древесины; - породы деревьев; - способы заготовки древесины, сферы ее использования | Ответы на вопросы | Лес - наше богатство. Бережное отношение к материалам |
Пиломатериалы: виды и использование | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Пиломатериалы: виды и использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (толщина, ширина). Брусок: виды (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец | Знать виды пиломатериалов. Уметь определять вид пиломатериала | Ответы на вопросы
| Пиломатериалы |
Определение видов пиломатериалов | 1 |
|
| Лабораторная работа | Определение видов пиломатериалов по образцам, техническим рисункам | Уметь определять вид пиломатериала | Оформление результатов лабораторной работы | Пиломатериалы |
Игрушки из древесного материала (14 ч) |
Рисунок детали изделия | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Изображение деталей (упражнения) | Знать правила выполнения технического рисунка изделия и обозначения размеров. Уметь выполнять рисунки простых изделий (куба, параллелепипеда, пирамиды и др.) | Контроль за действием | Технический рисунок |
Знакомство с изделием (игрушечная мебель: стол, стул и др.) | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Игрушечная мебель: детали, материалы и инструменты для изготовления. Технический рисунок изделий | Знать: детали, материалы, инструменты. Уметь выполнять технический рисунок изделий | Ответы на вопросы | Изде |
Последовательность изготовления изделия | 1 |
|
| Объяснение нового материала. Беседа | Последовательность изготовления изделия | Уметь: - составлять последовательность изготовления изделия по образцу с опорой на предметно-технологическую карту (под руководством учителя); — заполнять технологическую карту | Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты | Технологическая карта |
Разметка деталей изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Инструменты для разметки | Знать правила разметки деталей. Уметь выполнять разметку деталей | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Заготовка деталей изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении по линиям разметки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасности при работе ножовкой. Уметь выпиливать заготовки деталей изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты и материалы |
Подготовка отверстий | 2 |
|
| Комбинированный | Способы выполнения отверстий. Шило: назначение, пользование, правила безопасной работы. Разметка мест расположения отверстий. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Технические требования к выполнению данной операции | Знать: - правила разметки отверстий; - правила безопасной работы шилом. Уметь выполнять отверстия шилом | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Сборка изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Подгонка деталей. Сборка изделия с помощью гвоздей. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять сборку изделий (игрушечной мебели) | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Отделка изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Способы отделки изделий. Шлифование кромок деталей. Окрашивание изделий. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять отделку изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы |
Оценка качества готового изделия | 1 |
|
| Урок-обобщение | Оценка качества готового изделия | Уметь оценивать качество готового изделия (сравнить с образцом) | Контроль качества | Образец |
Самостоятельная работа ( 6 ч) |
Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся) | 6
|
|
| Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь: выполнять технологическую операцию, изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты и материалы |
Итого | 50 |
|
|
|
|
|
|
|
II четверть ( ч)
|
Вводное занятие(2 ч) |
Вводное занятие | 2 |
|
| Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | Инструкции ОТ иПБ |
Сверление отверстий на станке(24 ч) |
Знакомство с понятиями сквозное и несквозное отверстия | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Понятия сквозное и несквозное отверстия. Назначение каждого из видов отверстий. Определение вида отверстия по образцам | Знать суть терминов сквозное и несквозное отверстия. Уметь определять вид отверстия по образцам | Ответы на вопросы | Инструменты и термины |
Устройство и назначение настольного сверлильного станка | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Устройство и назначение настольного сверлильного станка | Знать устройство и назначение настольного сверлильного станка | Ответы на вопросы | Оборудование |
Назначение и виды сверл | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Сверла: виды (спиральное, перовое). Назначение каждого из видов сверл и их отличительные особенности | Знать: назначение, виды сверл. Уметь определять вид сверла | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Крепление сверла в патроне сверлильного станка | 1 |
|
| Комбинированный | Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Выполнение упражнений по креплению сверла в патроне | Уметь закреплять сверло в патроне сверлильного станка | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Оборудование |
Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке | Ответы на вопросы | Инструции по ОТ и ПБ |
Выполнение упражнений по сверлению отверстий разных видов и размеров | 4 |
|
| Комбинированный | Приемы работы на сверлильном станке. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Выполнение упражнений по сверлению отверстий разных видов и размеров. Контроль глубины сверления. | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Уметь: - выполнять сверление отверстий разных видов и размеров; - контролировать глубину сверления | Контроль за действием. Контроль качества | Оборудование |
Знакомство с изделием (подставка для карандашей или сверл) | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Подставка для карандашей из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине. Виды подставок. Материалы для изготовления изделия. Выполнение технического рисунка изделия | Иметь представление об изделии. Уметь: - выполнять технический рисунок изделия; - выбирать форму подставки | Ответы на вопросы | Образцы и материалы |
Последовательность изготовления изделия | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия (подставка для карандашей или сверл) | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку | Ответы на вопросы | Технологическая карта |
Разметка и отпиливание бруска для изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Подбор материала для изделия. Разметка длины подставки. От-пиливание бруска нужной длины. Технические требования к выполнению операции | Знать правила разметки и безопасности при работе с ножовкой. Уметь выполнять разметку и отпиливание бруска для изделия нужной длины | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Разметка центров отверстий | 2 |
|
| Комбинированный | Разметка параллельных линий по линейке и угольнику. Разметка центров отверстий. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила разметки. Уметь выполнять разметку центров отверстий | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Сверление несквозных отверстий | 2 |
|
| Комбинированный | Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины отверстия. Технические требования к выполнению операции | Знать правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Уметь выполнять сверление несквозных отверстий | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Зачистка поверхности подставки | 2 |
|
| Комбинированный | Подбор шлифовальной шкурки. Зачистка поверхности подставки. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять зачистку поверхности шлифовальной поверхности | Контроль за действием. Контроль качества | материалы |
Отделка изделия | 1 |
|
| Практическая работа | Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки | Уметь подбирать вид отделки и выполнять отделку изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы |
Оценка качества готового изделия | 1 |
|
| Урок-обобщение | Технические требования к качеству изделия. Оценка качества готового изделия | Уметь оценивать качество готового изделия (сравнивать с образцом) | Контроль качества | Образцы |
Игрушки из древесины и других материалов (12ч) |
Знакомство с изделием (модели корабля, трактора, грузового автомобиля) , | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Знакомство с изделием. Форма моделей разных видов транспорта. Детали моделей разных видов транспорта. Материалы для изделия. Технический рисунок изделия | Знать детали изделия и материалы для него. Уметь: - разработать форму модели одного из видов транспорта; - выполнять технический рисунок изделия | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Образцы |
Последовательность изготовления изделия | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку | Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты | Образцы |
Разметка деталей изделия | 1 |
|
| Комбинированный | Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия из выстроганных брусков. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять разметку деталей | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы |
Отпиливание заготовок деталей изделия | 1 |
|
| Комбинированный | Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Отпиливание заготовок деталей изделия. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы ножовкой. Уметь: - организовывать рабочее место при работе на верстаке; - выполнять отпиливание заготовок | Контроль за действием. Контроль качества | Оборудование и инстументы |
Устройство и применение рашпиля, напильника. Выполнение упражнений по зачистке поверхности рашпилем | 2 |
|
| Комбинированный | Устройство и применение рашпиля и драчевого напильника. Правила безопасной работы рашпилем, напильником. Выполнение упражнений по зачистке поверхности рашпилем (драче-вым напильником) | Знать: - устройство и назначение рашпиля, драчевого напильника; - правила безопасной работы инструментами. Уметь выполнять зачистку поверхности рашпилем (драчевым напильником) | Контроль за действием | Материалы и инструкция по ОТ |
Обработка закругленных поверхностей рашпилем | 1 |
|
| Комбинированный | Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рашпилем. Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем | Контроль за действием. Контроль качества | Инструмены |
Устройство, назначение коловорота, приемы работы. Выполнение упражнений по сверлению отверстий | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Устройство, назначение коловорота. Приемы работы коловоротом. Закрепление сверла в патроне. Правила безопасности при работе коловоротом. Выполнение упражнений по сверлению отверстий коловоротом | Знать: устройство, назначение коловорота, правила безопасности при работе. Уметь сверлить коловоротом отверстия | Контроль за действием | Инстументы |
Способы соединения деталей изделия | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Способы соединения деталей изделия (с помощью гвоздей, шурупов и клея). Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы. Выполнение упражнений по соединению деталей с помощью шурупов | Знать: - способы соединения деталей изделия; - устройство и назначение шурупов, отвертки; - правила безопасной работы отверткой. Уметь выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Материалы |
Сборка изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Подготовка отверстий под шурупы или гвозди. Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов или клея. Оценка качества готового изделия | Уметь: - выполнять сборку изделия; - оценивать качество готового изделия | Контроль качества | Материалы |
Выжигание (4ч) |
Устройство элск-тровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасной работы электровыжи-гателем | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Устройство электровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасности при работе элек-тровыжигателем | Знать: - устройство электровыжигателя; - правила безопасной работы электровыжигателем. Уметь работать электровыжигателем | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Оборудование и инструкция по ОТ |
Отделка изделия выжиганием | 1 |
|
| Комбинированный | Подготовка поверхности к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной • бумаги. Выжигание рисунка. Раскраска рисунка водными красками | Знать: - правила безопасной работы электровыжигателем; - приемы перевода рисунка на поверхность изделия. Уметь выполнять отделку ранее изготовленного изделия выжиганием | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы |
Отделка изделия лаком | 1 |
|
| Комбинированный | Отделка изделия лаком. Правила безопасности при работе с лаком. Нанесение лака на поверхность изделия. Оценка качества готового изделия | Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь: выполнять окраску изделия лаком; оценивать качество готового изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Матералы |
Самостоятельная работа ( 4 ч) |
Самостоятельная работа(по выбору учителя) |
|
|
| Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | Образцы |
Итого | 46 |
|
|
|
|
|
|
|
III четверть( часов)
|
Вводное занятие (2 ч) |
Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда | 2 |
|
| Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Повторный инструктаж по охране труда | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | Инструкции по |
Пиление лучковой пилой (6 ч) |
Виды пиления древесины | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями | Иметь представление о разнице операций по пилению древесины поперек и вдоль волокон | Ответы на вопросы | Инструменты |
Лучковая пила: устройство и правила безопасной работы с ней | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления. Подготовка лучковой пилы к работе. Правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Приемы пиления лучковой пилой | Знать: - устройство и назначение лучковой пилы; - правила безопасности при работе лучковой пилой. Уметь: - подготовить лучковую пилу к работе; - различать полотна для поперечного и продольного пиления древесины | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Пиление поперек и вдоль волокон лучковой пилой | 2 |
|
| Комбинированный | Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Разметка заготовки по заданным размерам. Пиление поперек и вдоль волокон лучковой пилой. Контроль правильности пропила угольником | Знать правила безопасной работы лучковой пилой. Уметь: - выполнять разметку заготовки; - отпиливать заготовки изделия по заданным размерам | Контроль за действием. Контроль качества | Оборудование и инструменты |
Строгание рубанком (8ч) |
Грани и ребра бруска(доски) | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Широкая и узкая грани бруска, ребра бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании | Знать: - грани и ребра бруска; - последовательность разметки при строгании. Уметь выполнять разметку деталей с учетом припусков | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Материалы |
Общее представление о строении древесины | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Общее представление о строении древесины: характер волокнистости и ее влияние на процесс строгания | Иметь представление о строении древесины | Ответы на вопросы | Образцы |
Устройство рубанка и правила безопасной работы с ним | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Рубанок: основные части, подготовка к работе. Правила безопасной работы рубанком. Приемы работы рубанком | Знать: устройство рубанка; правила безопасной работы с ним. Уметь подготовить рубанок к работе | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Строгание рубанком (на отходах материалов) | 2 |
|
| Комбинированный | Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы | Знать: - правила разметки заготовок с помощью линейки; - правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Строгание заготовок | 2 |
|
| Практическая работа | Строгание заготовок деталей изделия с контролем размеров. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять операцию строгания с контролем размеров заготовки | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Соединение деталей с помощью шурупов (28) |
Чертеж как основной документ для выполнения изделия | 1
|
|
| Объяснение нового материала | Назначение чертежа. Виды линий (видимого контура, размерная, выносная). Правила оформления чертежа. Чтение чертежей | Иметь представление о чертеже как основном документе для выполнения изделия. Уметь читать простейшие чертежи | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Учебный материал |
Знакомство с изделием (настенная полочка) | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Настенная полочка: назначение, детали, материалы. Технический рисунок изделия | Знать: — назначение, детали настенной полочки; - материалы для изготовления изделия. Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров | Ответы на вопросы | Образцы |
Последовательность изготовления настенной полочки | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Последовательность изготовления настенной полочки | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку | Ответы на вопросы | Технологическая карта |
Изготовление деталей изделия | 2 |
|
| Практическая работа | Подбор заготовок для изделия. Осмотр заготовок. Проверка соблюдения размеров заготовок | Уметь заготавливать детали изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Соединение деталей настенной полочки | 2 |
|
| Практическая работа | Способы соединения деталей. Сборка деталей настенной полочки: выбор варианта | Знать способы соединения деталей. Уметь выбрать способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено | Ответы на вопросы | Образцы |
Соединение деталей с помощью шурупов | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Шурупы: элементы, взаимодействие с древесиной. Технология соединения деталей с помощью шурупов | Знать: - виды шурупов, их элементы; - технологию соединения деталей с помощью шурупов. Уметь: - определять виды шурупов; - подбирать вид шурупа для конкретного изделия; объяснять свой выбор | Ответы на вопросы | Материалы |
Выполнение отверстий с помощью шила или буравчика | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Правила безопасной работы шилом или буравчиком. Выполнение отверстий с помощью шила или буравчика (на отходах материалов) | Знать: назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними. Уметь выполнять отверстия под шурупы шилом (на отходах материалов) | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Зенкование отверстий | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Назначение операции зенкования. Раззенковка, устройство и применение. Выполнение упражнения по зенкованию отверстий (на отходах материалов) | Знать: - назначение операции зенкования; - устройство раззенковки; - правила безопасной работы. Уметь выполнять зенкование отверстий | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Устройство ручной дрели и приемы работы | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Подготовка дрели к работе. Правила безопасной работы дрелью. Приемы работы ручной дрелью | Знать: - устройство ручной дрели; - правила безопасной работы. Уметь подготовить дрель к работе | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Инструменты |
Выполнение упражнений по сверлению отверстий | 2 |
|
| Практическая работа | Выполнение упражнений по сверлению отверстий | Знать правила безопасной работы дрелью. Уметь сверлить отверстие ручной дрелью | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки | 2 |
|
| Практическая работа | Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки шилом или сверлением. Технические требования к выполнению операции | Знать правила безопасной работы шилом или ручной дрелью. Уметь выполнять отверстия под шурупы | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Зенкование отверстий | 2 |
|
| Практическая работа | Зенкование отверстий на деталях полочки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы с раззенковкой. Уметь выполнять зенкование отверстий | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Сборка изделия | 2 |
|
| Практическая работа | Сборка изделия. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы отверткой. Уметь выполнять сборку деталей изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Инструмент |
Отделка изделия шлифовкой | 2 |
|
| Практическая работа | Отделка изделия шлифовкой. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять шлифование поверхности изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы |
Отделка изделия лакированием | 1 |
|
| Практическая работа | Отделка изделия лакированием. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь выполнять окрашивание поверхности настенной полочки лаком |
| Материалы |
Оценка качества готового изделия | 1 |
|
| Урок-обобщение | Оценка качества готового изделия | Уметь: - оценивать качество изделия; - сравнивать изготовленное изделие с образцом | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Образцы |
Самостоятельная работа ( 16 ч) |
Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся) |
|
|
| Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | Технологические карты |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV четверть ( часов) |
Вводное занятие (2 ч) |
Вводное занятие | 2 |
|
| Объяснение новбго материала. Беседа | План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | Инструкции по ОТ и ПБ |
Изготовление кухонной утвари (20 ч) |
Построение чер- тежей | 2 |
|
| Объяснение нового материала | Построение чертежей. Нанесе- ние размеров. Отличие чертежа от технического рисунка. Чтение чертежей | Уметь: - выполнять чертежи простейших деталей; - читать чертеж | Ответы на во- просы. Контроль за действием | Учебная литература |
Знакомство с из- делием (разделоч- ная доска или ку- хонная лопаточка) | 2 |
|
| Объяснение нового ма- териала | Кухонная утварь: назначение, эстетические требования, мате- риалы и детали. Варианты моде- лей изделий для кухни. Выполнение технического рисунка изделия и чертежей деталей изделия | Знать: - назначение кухонной утвари, материалы для ее изготовления; - детати изделия. Уметь выполнять технический рисунок и чертеж изделия | Ответы на во- просы. Кон- троль за дей- ствием | Образцы |
Древесина для изготовления ку- хонной утвари | 2 |
|
| Объяснение нового ма- териала | Виды древесины. Древесина для изготовления кухонных ин- струментов и приспособлений. Подбор материала для изделия | Знать виды древесины и их свойства. Уметь подбирать древесину для изделия | Ответы на во- просы. Кон- троль за действием | Материалы |
Последователь- ность изготовле- ния изделия | 2 |
|
| Объяснение нового ма- териала | Последовательность изготовле- ния изделия | Уметь: - составлять последователь- ность изготовления изделия; - заполнять технологическую карту | Ответы на во- просы. Запол- нение технологической карты | Технологическая карта |
Черновая разметка заготовки по чертежу изделия | 2 |
|
| Комбини- рованный | Черновая разметка заготовки по чертежу изделия: инструменты и правила работы. Припуски на обработку. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять черновую разметку заготовок по чертежу изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Инструметы |
Строгание заготовки | 2 |
|
| Комбинированный | Инструменты для строгания, правила пользования ими. Закрепление заготовок в зажимах верстака. Строгание заготовок с контролем линейкой и угольником. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь: - выполнять строгание заготовок для изделия; - контролировать размеры | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Отпиливание припусков | 2 |
|
| Комбинированный | Инструменты для пиления древесины. Отпиливание припусков. Проверка размеров заготовки и прямоугольное™ сторон. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы ножовкой. Уметь: выполнять отпиливание припусков по линиям разметки |
| Инструменты |
Обработка торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой | 2 |
|
| Комбинированный | Обработка торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рашпилем. Уметь выполнять обработку торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Шлифование изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Отделка изделия шлифованием. Подбор шлифовальной шкурки. Технические требования к выполнению данной операции | Уметь выполнять отделку изделия шлифованием | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы |
Отделка изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Способы отделки изделия: окраска, выжигание, роспись. Выбор рисунка и перевод его на деталь. Выжигание или роспись. Лакирование поверхности. Оценка | Знать способы и технологию отделки изделия. Уметь: - выполнять отделку изделия; - оценивать качество готового | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы |
Соединение рейки с бруском( 16 ч) |
Врезка как способ соединения деталей | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Способы соединения деталей. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина | Иметь представление о врезке как способе соединения деталей, сфере применения данного способа соединения. Уметь определять данный вид соединения деталей но образцам и техническому рисунку | Ответы на вопросы | Образцы |
Стамеска. Правила безопасной работы с ней | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Стамеска: назначение, основные части, приемы работы. Правила безопасной работы стамеской | Знать: - назначение стамески, ее основные части; — правила безопасной работы стамеской, приемы работы с ней | Ответы на вопросы | Инструменты |
Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов) | 2 |
|
| Комбинированный | Запиливание бруска на определенную глубину внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов) | Знать правила безопасной работы ножовкой и стамеской. Уметь работать стамеской | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Знакомство с изделием (подставка из реек для цветов) | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Подставка из реек для цветов. Материалы для ее изготовления. Детали изделия. Способ соединения деталей в изделии. Технический рисунок изделия | Знать: детали изделия; способ их соединения. Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Образцы |
Последовательность изготовления изделия | 1 |
|
| Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия | Уметь составлять последовательность изготовления изделия | Заполнение технологической карты | Технологические карты |
Строгание брусков и реек по чертежу | 2 |
|
| Комбинированный | Строгание брусков и реек по чертежу. Контроль заданных размеров. Технические требования к выполнению данной операции | Знать правила безопасной работы рубанком. Уметь выполнять строгание брусков и реек | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Одновременная разметка пазов на двух брусках | 2 |
|
| Комбинированный | Инструменты для разметки. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Требования к качеству разметки | Знать, что от точности разметки зависит качество и прочность соединения деталей. Уметь выполнять разметку пазов | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Выполнение пазов | 2 |
|
| Комбинированный | Запиливание бруска на определенную глубину. Удаление стамеской подрезанного материала. Необходимость плотной подгонки соединения. Предупреждение неисправимого брака | Знать: - технологию выполнения пазов; - зависимость качества и прочности изделия от точности выполнения данной технологической операции; - правила безопасной работы инструментами; Уметь выполнять пазы на брусках | Контроль за действием. Контроль качества | Материалы и инструменты |
Подгонка деталей соединения | 2 |
|
| Комбинированный | Подгонка деталей с помощью напильника или стамески | Уметь выполнять подгонку деталей | Контроль за действием. Контроль качества | Инструменты |
Сборка изделия. Оценка качества готового изделия | 2 |
|
| Комбинированный | Выполнение соединения деталей врезкой. Применение клея. Оценка качества готового изделия | Уметь: - выполнять соединение деталей врезкой, шлифовку изделия; - оценивать качество готового изделия |
| Материалы |
Контрольная работа ( 4 ч) |
Практическая работа (по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся) |
|
|
| Практическая работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | Технологические карты |
Самостоятельная работа ( 6 ч) |
Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся) |
|
|
| Самостоятельная работа | Последовательность изготовления изделия | Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | Технологические карты |
Итого | 48 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего за 6 класс | 204 |
|
|
|
|
|
|
|
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1988. - 232 c.
Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы, 3 издание переработанное/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1989. - 232 c.
Программа специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2010 г.
Материально-технические обеспечение:
№пп | Наименование оборудования, инструментов, наглядных пособий, раздаточного материала | Имеется в наличии |
1. | Верстак универсальный | 2 |
2. | Тиски столярные | 3 |
3. | Тиски слесарные | 3 |
4. | Разметочная плита | 1 |
5. | Станок сверлильный | 1 |
6. | Станок токарный | 3 |
7. | Электроточило | 1 |
8. | Электрическая дисковая пила | 1 |
9. | Строгальная машина | 1 |
10. | Стусло металлическое | 1 |
11. | Плоскогубцы | 8 |
12. | Клещи | 1 |
13. | Молоток | 12 |
14. | Бокорезы | 2 |
15. | Ножницы по металлу | 2 |
16. | Ножовки по дереву рабочие | 10 |
17. | Ножовки по дереву специальные | 10 |
18. | Круглогубцы | 2 |
19. | Очки защитные | 4 |
20. | Метр складной металлический | 2 |
21. | Дрель ручная | 2 |
22. | Напильники | 3 компл |
23. | Напильник трёхгранный | 4 |
24. | Стамеска 12 | 4 |
25. | Стамеска 15 | 1 |
26. | Стамеска 14 | 2 |
27. | Стамеска 8 | 2 |
28. | Стамеска 6 | 6 |
29. | Стамеска 12 (специальная) | 1 |
30. | Коловорот | 4 |
31. | Рубанок рабочий | 12 |
32. | Рубанок специальный | 10 |
33. | Ключ разводной | 2 |
34. | Сверла | 1 компл |
35. | Напильники драчёвые разной конфигурации | 14 |
36. | Резцы токарные по дереву | 8 |
37. | Транспортир | 5 |
38. | Отвертка крестовая | 2 |
39. | Отвертка плоская | 4 |
40 | Стамески рабочие | 10 |
41 | Стамески специальные | 10 |
42 | Ключ гаечный 8-32 | 1 компл |
43 | Угольник | 6 |
44 | Линейка измерительная металлическая | 4 |
45 | Линейка мерная деревянная | 3 |
46 | Рукавицы рабочие | 4 компл |
47 | Перчатки рабочие | 5 компл |
48 | Плакаты по темам | комплект |
49 | Технологические карты | комплект |
50 | Карточки – задания | комплект |
51 | Учебные пособия: Столярное дело, для уч-ся 5-6 кл. Столярное дело. для уч-ся 7-8 кл Столярный дидактический материал по Столярному делу для уч-ся 5-9 классов Инструкции по ОТ и ПБ Плакаты по темам. Карточки – задания Технологические карты | комплект |
Электронные ресурсы:
Авторские электронные иллюстративных приложения Power Point к урокам. Они объединяют визуальную информацию (предметные и сюжетные картинки, тексты, графические изображения, символику), динамическую информацию (анимацию), аудио (звуки, слова, музыку).
Сайт для учителей "infourok" https://infourok.ru
Детские электронные презентации и игры http://viki.rdf.ru/
Сайт детских компьютерных игр «Логозаврия» http://www.logozavr.ru/
7. Планируемые результаты
По окончании изученного курса учащиеся должны самостоятельно выполнять:
организовать рабочее место;
определять свойства древесины и применять в изделиях;
выполнять операции разметки, обработки, разрезания, склеивания, сверления древесины;
выполнять работы на сверлильном станке, токарном станке;
использовать электро-инструменты;
использовать инструменты по их назначению;
выполнять отделку деталей;
выполнять соединения деталей;
ориентироваться по образцу и чертежу изделия;
выполнять разметку детали;
работать шлифовальной шкуркой, напильниками;
изготавливать не сложные изделия из древесины;
соблюдать правила личной гигиены;
бережно относиться к инструментам.
8. Литература
Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1988. - 232 c.
Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы, 3 издание переработанное/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1989. - 232 c.
Программа специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольная работа
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
5 класс
1.Из каких основных трех частей состоят деревья?
а) листья, крона, сердцевина;
б) бревно, доска, рейка;
в) ствол, крона, корни.
2.Рисунок образованный годичными кольцами называется…
а) эскиз;
б) текстура;
в) пиломатериал.
3.Шурупы для соединения различных деталей:
а) забивают;
б) завинчивают;
в) склеивают.
4.Коловорот-это…
а) инструмент для строгания древесины;
б) инструмент для сверления древесины;
в) инструмент для долбления древесины.
5. Какой инструмент применяют для строгания?
а) шерхебель, рубанок;
б) ножовка;
в) дрель.
6. Из каких основных частей состоит рубанок?
а) рожок, колодка и резец (нож);
б) рожок, колодка, резец (нож) и клин;
в) клин, колодка и рожок.
7. Чем оснащается рабочее место ученика в столярной мастерской?
а) спецодеждой, инструментами, материалами;
б) столярным верстаком, необходимыми материалами и инструментами;
в) письменным столом, спецодеждой и материалами.
8.Из какого материала изготавливают изделия в столярной мастерской;
а) из металла;
б) из древесины;
в) из древесины, пластмассы и металла.
9. Какие вы знаете хвойные породы деревьев?
а) сосна, дуб, осина;
б) ель, сосна, берёза;
в) пихта, сосна, ель.
10.По каким признакам различают древесину?
а) по цвету, запаху, текстуре, и твёрдости;
б) по цвету ядра, форме заболони, текстуре;
в) по запаху, годичным кольцам, твёрдости.