12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Санников Олег Геннадьевич21
Россия, Иркутская обл., Ангарск
0

Рабочая программа по столярному делу 6 класс

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»



Рассмотрено на педсовете

Протокол № 19

от 26.08.2021 г.

Согласовано:

ПМПк ГОКУ«СКШ №2 г.Ангарска»

Председатель__________

Н.Г.Михалева


Утверждено:

Приказ № 70-П

от 01.09.2021 г.

Директор____________

И.В.Черепанова












Рабочая программа

по столярному делу

на 2021/2022 учебный год

6 класс

учитель: Олег Геннадьевич Санников















2021 г.







Оглавление





1. Пояснительная записка

Настоящая программа по профильному труду Столярное дело":

Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"ст.28

Приказа Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска»


2. Общая характеристика учебного предмета.

Место учебного предмета в учебном плане.

Настоящий курс «Столярное дело» предназначен для учащихся, изучающих профильный труд в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. На изучение предмета в учебном плане ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска» выделено 6 часов в неделю. Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.

Изучение этого учебного предмета в 6-9х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:

развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;

ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;

формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;

формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: наглядно-образного мышления;

зрительного восприятия;

пространственных представлений и ориентации;

-коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Обоснованием выбора рабочей программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения профильного труда, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.

Программа составлена на основе сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - Сб. 2. - 304 с. 18ВИ 978-5-691-01679-0 (сб. 2)

Важнейшей задачей профильного труда является формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и обще трудовых умений, а так же воспитание умения учиться - способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья при изучении предмета «Профильный труд» во многом зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных знаний и умений. Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации. Таким образом, труд является эффективным средством развития личности школьника. Программный материал каждого класса дан в объеме с учетом индивидуальных показателей качества усвоения знаний и умений, практического их применения, в зависимости от способностей обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Так как основной задачей специальная (коррекционная) школа VIII вида ставит подготовку обучающихся, воспитанников к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.

В результате освоения у обучающихся, воспитанников с ОВЗ предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных,

метапредметных и личностных результатов.

Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые материалы становятся основой формирования знаний и умений.

Регулятивные: в процессе работы учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученные результаты.

Коммуникативные: в процессе изучения предмета учащиеся осуществляют знакомство со всевозможными терминами и понятиями, учатся формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета должны отражать все их виды, по годам обучения с 6 - 9 класс.

3 Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

устройство и назначение столярных инструментов и при­способлений, правила безопас­ной работы;

правила безопасности при пилении ножовкой;

устройство столярной ножовки;

названия операций по изготовлению изделия;

виды и приемы размет­ки, суть понятия плоская по­верхность;

правила безопасной работы при пилении;

виды отделки изделий;

виды шлифовальных шкурок;

приемы окрашивания деревянных изделий;

правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке;

правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке;

названия операций по изготовлению изделия;

правила разметки;

названия операций по изготовлению изделия;

устройство и назначение раш­пиля, драчевого напильника;

правила безопасной работы инструментами;

устройство, назначение коловорота, правила безопас­ности при работе;

способы соединения деталей изделия;

устройство и назначение шу­рупов, отвертки;

правила безопасной работы отверткой;

устройство электровыжига­теля;

правила безопасной работы электровыжигателем;

приемы перевода рисунка на поверхность изделия;

правила безопасной ра­боты лучковой пилой;

устройство рубанка; пра­вила безопасной работы с ним;

подготовить рубанок к работе;

правила разметки заготовок с помощью линейки;

правила безопасной работы рубанком;

назначение, детали настенной полочки;

материалы для изготовления изделия;

названия операций по изготовлению изделия;

способы соединения де­талей;

виды шурупов, их элементы;

технологию соединения дета­лей с помощью шурупов;

назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними;

устройство ручной дрели; правила безопасной работы;

виды древесины и их свойства;

назначение стамески, ее ос­новные части.


Учащиеся должны уметь:

организовывать рабочее место;

выполнять технический рисунок брусков разной формы;

выполнять пиление брусков ножовкой;

выполнять пиление дре­весины поперек волокон;

контролировать качество по­лученных заготовок;

выполнять шлифовку торцов брусков;

выполнять окрашива­ние изделия;

оценивать качество из­делий;

определять вид пилома­териала;

выполнять рисунки простых изделий;

выполнять технический рисунок изделий;

составлять последователь­ность изготовления изделия по образцу с опорой на пред­метно-технологическую карту;

выполнять технологи­ческую операцию;

изготавли­вать изделие;

закреплять сверло в па­троне сверлильного станка;

выполнять сверление отвер­стий разных видов и размеров;

контролировать глубину свер­ления;

выполнять разметку центров отверстий;

выполнять сверление несквозных отверстий;

оценивать качество готового изделия;

выполнять отпиливание заго­товок;

выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем;

выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов;

выполнять сборку изделия;

оценивать качество готового изделия;

работать электровыжи­гателем;

выполнять окраску из­делия лаком; оценивать качест­во готового изделия;

выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие;

выполнять операцию строгания с контролем разме­ров заготовки;

читать простейшие чер­тежи;

составлять последова­тельность изготовления изде­лия по образцу, техническому рисунку;

заготавливать детали изделия;

определять виды шурупов;

подбирать вид шурупа для конкретного изделия;

выполнять зенкование отверстий;

сверлить отверстие ручной дрелью;

выполнять сборку дета­лей изделия.

4. Критерии оценки знаний и умений по предмету

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке.

Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом и трудовыми навыками; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять, изготовить и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:

I уровень - (оценка «2»)

Практически не усвоил учебный материал;

Не может изложить его своими словами;

Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя;

Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

Неправильно выполнялись многие приемы труда;

Самостоятельность в работе практически не проявлена;

Норма времени не выполнена свыше 25%;

Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

Не соблюдались многие правила техники безопасности.

II уровень - (оценка «3»)

Не совсем усвоил существенную часть учебного материала;

Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Выполняет практическое задание с пооперационными подсказками учителя;

Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

Норма времени не выполнена не более чем на 25%;

Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

Не полностью соблюдались правила техники безопасности

III уровень - (оценка « 4»)

В основном усвоил учебный материал;

Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

Подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

С небольшими подсказками выполняет практическое задание;

Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

В основном правильно выполняются приемы труда;

Работа выполнялась самостоятельно;

Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%

Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

Полностью соблюдались правила техники безопасности.

IV уровень - (оценка « 5)

Полностью усвоил учебный материал;

Умеет изложить его своими словами;

Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Самостоятельно выполняет практическое задание;

Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;

Изделие изготовлено с учетом установленных требований;

Полностью соблюдались правила техники безопасности;

Учитывая степень личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений и трудовых навыков позволяющих применять эти знания и умения для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Столярное делу» неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение столярному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.

5. Содержание учебного предмета

Календарно-тематический план 6 класс


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

6 класс

Тип урока. Вид деятельности

Элементы содержания


Учебные и коррекционные цели

Вид деятельности

Оборудование

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть ( часов)

Вводное занятие(2 ч)

Вводное занятие. Вводный инструк­таж по охране труда

2



Объяснение нового ма­териала. Беседа

Вводный инструктаж по охране труда. Задачи обучения в 6 клас­се. Распределение рабочих мест. Обязанности учащихся. План работы на четверть

Знать:

- правила безопасного поведе­ния в мастерской;

- правила безопасной работы инструментами

Ответы на во­просы

Инструкции

ОТ иПБ

Пиление столярной ножовкой (22 ч)

Столярные инст­рументы и при­способления

2



Объяснение нового ма­териала

Столярные инструменты и при­способления: виды и назначение. Устройство и правила пользова­ния столярными инструментами (измерительная линейка, столяр­ный угольник, столярная ножов­ка, стусло)

Знать устройство и назначение столярных инструментов и при­способлений, правила безопас­ной работы

Ответы па во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Устройство и на­значение столяр­ного верстака

2



Объяснение нового ма­териала

Устройство и назначение столяр­ного верстака. Организация ра­бочего места столяра. Правила работы на верстаке

Знать:

- устройство и назначение сто­лярного верстака;

- правила регулировки по вы­соте.

Уметь организовывать рабочее место

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Верстак

Знакомство с из­делием (игрушеч­ный строитель­ный материал из брусков)

2



Объяснение нового ма­териала

Игрушечный строительный ма­териал из брусков разного сече­ния и формы. Материалы для из­готовления изделия (древесина, шлифовальная шкурка, водные краски). Инструменты (измери­тельная линейка, угольник, но­жовка, стусло). Технический ри­сунок изделия

Знать: материал, инструменты для изготовления изделия, воз­можные формы брусков. Уметь выполнять технический рисунок брусков разной формы

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Материалы

Пиление как одна из основных сто­лярных операций

1



Объяснение нового ма­териала

Пиление как одна из основных столярных операций. Инстру­мент для пиления. Столярная ножовка. Правила безопасности при пилении ножовкой

Знать:

- правила безопасности при пилении ножовкой;

- устройство столярной ножовки. Уметь выполнять пиление брусков ножовкой

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Выполнение уп­ражнений по пи­лению древесины

2



Практиче­ская работа

Приемы пиления столярной ножовкой. Пиление поперек во­локон в стуслс. Пиление под уг­лом в стусле. Виды брака при пилении

Знать правила безопасной ра­боты при пилении. Уметь выполнять пиление дре­весины поперек волокон

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1



Объяснение нового ма­териала. Беседа

Последовательность изготовле­ния изделия

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия под руководством учителя с опорой на предметно-техно­логическую карту

Ответы на во­просы

Инструмен

Основы разметки

2



Объяснение нового ма­териала

Понятие плоская поверхность. Виды разметки (по чертежу, по образцу). Миллиметр как ос-

Знать: виды и приемы размет­ки, суть понятия плоская по­верхность.

Контроль за действием.

инструменты






новная мера длины в столярном деле. Понятие припуск на обра­ботку. Приемы разметки деталей с помощью линейки и угольника

Уметь: выполнять упражнения по разметки деталей

Контроль ка­чества


Разметка деталей

строительного

набора

2



Практиче­ская работа

Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника

Знать правила разметки и при­емы ее выполнения. Уметь выполнять разметку

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Пиление брусков

2



Комбини­рованный

Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Закрепле­ние заготовок в верстаке. Пиле­ние поперек волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помо­щью линейки и угольника

Знать: правила безопасной работы при пилении. Уметь:

- выполнять пиление брусков;

- контролировать качество по­лученных заготовок

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Отделка изделий

1



Объяснение нового ма­териала

Виды отделки изделий (шлифо­вание, окраска). Виды шлифо­вальной шкурки

Знать:

виды отделки изделий;

виды шлифовальных шкурок

Ответы на во­просы

Материалы

Шлифование тор­цов деталей

2



Комбини­рованный

Шлифование торцов деталей шлифовальной шкуркой. Шли­фование в «пакете». Выполнение шлифования торцов брусков. Технические требования к вы­полнению данной операции

Знать способы шлифовки де­талей.

Уметь выполнять шлифовку торцов брусков

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты и материалы

Окрашивание из­делий

2



Комбини­рованный

Водные краски для окрашивания деревянных деталей. Окрашива­ние деталей изделия кисточкой

Знать приемы окрашивания деревянных изделий. Уметь выполнять окрашива­ние изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты и материалы

Оценка качества изделия

1



Объяснение нового ма­териала. Беседа

Оценка качества готового изде­лия (сравнение с образцом)

Уметь оценивать качество из­делий

Контроль ка­чества

Обрзцы

Промышленная заготовка древесины (6 ч)

Древесина: строе­ние, использова­ние, заготовка

2



Объяснение нового ма­териала

Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: исполь­зование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка

Знать:

- строение древесины;

- породы деревьев;

- способы заготовки древеси­ны, сферы ее использования

Ответы на во­просы

Лес - на­ше богат­ство. Бе­режное отноше­ние к ма­териалам

Пиломатериалы: виды и использо­вание

2



Объяснение нового ма­териала

Пиломатериалы: виды и исполь­зование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (толщина, ширина). Брусок: виды (квадрат­ный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец

Знать виды пиломатериалов. Уметь определять вид пилома­териала

Ответы на во­просы


Пиломатериалы

Определение видов пиломате­риалов

1



Лаборатор­ная работа

Определение видов пиломате­риалов по образцам, техническим рисункам

Уметь определять вид пилома­териала

Оформление результатов лабораторной работы

Пиломатериалы

Игрушки из древесного материала (14 ч)

Рисунок детали изделия

2



Объяснение нового ма­териала

Рисунок детали изделия: назна­чение, выполнение, обозначение размеров. Изображение деталей (упражнения)

Знать правила выполнения технического рисунка изделия и обозначения размеров. Уметь выполнять рисунки простых изделий (куба, парал­лелепипеда, пирамиды и др.)

Контроль за действием

Технический рисунок

Знакомство с из­делием (игрушеч­ная мебель: стол, стул и др.)

1



Объяснение нового ма­териала

Игрушечная мебель: детали, ма­териалы и инструменты для из­готовления. Технический рису­нок изделий

Знать: детали, материалы, инструменты.

Уметь выполнять технический рисунок изделий

Ответы на во­просы

Изде

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1



Объяснение нового ма­териала. Беседа

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь:

- составлять последователь­ность изготовления изделия по образцу с опорой на пред­метно-технологическую карту (под руководством учителя);

заполнять технологическую карту

Ответы на во­просы. Запол­нение техно­логической карты

Технологическая карта

Разметка деталей изделия

2



Комбини­рованный

Разметка деталей из выстроган­ных по толщине и ширине бру­сков, реек и нарезанных по ши­рине полосок фанеры. Инстру­менты для разметки

Знать правила разметки де­талей.

Уметь выполнять разметку деталей

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Заготовка деталей изделия

2



Комбини­рованный

Одновременная заготовка одина­ковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении по ли­ниям разметки. Технические тре­бования к выполнению данной операции

Знать правила безопасности при работе ножовкой. Уметь выпиливать заготовки деталей изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты и материалы

Подготовка отвер­стий

2



Комбини­рованный

Способы выполнения отверстий. Шило: назначение, пользование, правила безопасной работы. Раз­метка мест расположения отвер­стий. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Технические требования к выполнению данной операции

Знать:

- правила разметки отверстий;

- правила безопасной работы шилом.

Уметь выполнять отверстия шилом

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Сборка изделия

2



Комбини­рованный

Подгонка деталей. Сборка изде­лия с помощью гвоздей. Техни­ческие требования к выполнению данной операции

Уметь выполнять сборку изде­лий (игрушечной мебели)

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Отделка изделия

2



Комбини­рованный

Способы отделки изделий. Шли­фование кромок деталей. Окра­шивание изделий. Технические требования к выполнению дан­ной операции

Уметь выполнять отделку из­делия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы

Оценка качества готового изделия

1



Урок-обобщение

Оценка качества готового изделия

Уметь оценивать качество готового изделия (сравнить с образцом)

Контроль ка­чества

Образец

Самостоятельная работа ( 6 ч)

Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависи­мости от уровня подготовки уча­щихся)

6
















Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь: выполнять технологи­ческую операцию, изготавли­вать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты и материалы

Итого

50



















II четверть ( ч)


Вводное занятие(2 ч)

Вводное занятие

2



Объяснение нового ма­териала. Беседа

План работы на четверть. Прави­ла безопасности при работе в мастерской

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Ответы на во­просы

Инструкции ОТ иПБ

Сверление отверстий на станке(24 ч)

Знакомство с по­нятиями сквозное и несквозное от­верстия

2



Объяснение нового ма­териала

Понятия сквозное и несквозное отверстия. Назначение каждого из видов отверстий. Определение вида отверстия по образцам

Знать суть терминов сквозное и несквозное отверстия. Уметь определять вид отвер­стия по образцам

Ответы на во­просы

Инструменты и термины

Устройство и на­значение настоль­ного сверлильного станка

2



Объяснение нового ма­териала

Устройство и назначение на­стольного сверлильного станка

Знать устройство и назначе­ние настольного сверлильного станка

Ответы на во­просы

Оборудование

Назначение и ви­ды сверл

2



Объяснение нового ма­териала

Сверла: виды (спиральное, перо­вое). Назначение каждого из ви­дов сверл и их отличительные особенности

Знать: назначение, виды сверл. Уметь определять вид сверла

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Крепление сверла в патроне свер­лильного станка

1



Комбини­рованный

Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Выполне­ние упражнений по креплению сверла в патроне

Уметь закреплять сверло в па­троне сверлильного станка

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Оборудование

Правила безопас­ной работы на на­стольном свер­лильном станке

1



Объяснение нового ма­териала

Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке

Знать правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке

Ответы на во­просы

Инструции по ОТ и ПБ

Выполнение уп­ражнений по сверлению отвер­стий разных видов и размеров

4



Комбини­рованный

Приемы работы на сверлильном станке. Работа на сверлильном станке с применением страхо­вочного упора. Выполнение уп­ражнений по сверлению отвер­стий разных видов и размеров. Контроль глубины сверления.

Знать правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке. Уметь:

- выполнять сверление отвер­стий разных видов и размеров;

- контролировать глубину свер­ления

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Оборудование

Знакомство с из­делием (подставка для карандашей или сверл)

1



Объяснение нового ма­териала

Подставка для карандашей из прямоугольного бруска, выстро­ганного по ширине и толщине. Виды подставок. Материалы для изготовления изделия. Вы­полнение технического рисунка изделия

Иметь представление об изде­лии. Уметь:

- выполнять технический рису­нок изделия;

- выбирать форму подставки

Ответы на во­просы

Образцы и материалы

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1



Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия (подставка для ка­рандашей или сверл)

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия по образцу, техническому рисунку

Ответы на во­просы

Технологическая карта

Разметка и отпи­ливание бруска для изделия

2



Комбини­рованный

Подбор материала для изделия. Разметка длины подставки. От-пиливание бруска нужной длины. Технические требования к вы­полнению операции

Знать правила разметки и безопасности при работе с ножовкой.

Уметь выполнять разметку и отпиливание бруска для изде­лия нужной длины

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Разметка центров отверстий

2



Комбини­рованный

Разметка параллельных линий по линейке и угольнику. Размет­ка центров отверстий. Техниче­ские требования к выполнению данной операции

Знать правила разметки. Уметь выполнять разметку центров отверстий

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Сверление не­сквозных отвер­стий

2



Комбини­рованный

Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины отверстия. Технические требова­ния к выполнению операции

Знать правила безопасной ра­боты на настольном сверлиль­ном станке.

Уметь выполнять сверление несквозных отверстий

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Зачистка поверх­ности подставки

2



Комбини­рованный

Подбор шлифовальной шкурки. Зачистка поверхности подставки. Технические требования к вы­полнению данной операции

Уметь выполнять зачистку по­верхности шлифовальной по­верхности

Контроль за действием. Контроль ка­чества

материалы

Отделка изделия

1



Практиче­ская работа

Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки

Уметь подбирать вид отделки и выполнять отделку изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы

Оценка качества готового изделия

1



Урок-обобщение

Технические требования к каче­ству изделия. Оценка качества готового изделия

Уметь оценивать качество готового изделия (сравнивать с образцом)

Контроль ка­чества

Образцы

Игрушки из древесины и других материалов (12ч)

Знакомство с из­делием (модели корабля, трактора, грузового автомо­биля) ,

1



Объяснение нового ма­териала

Знакомство с изделием. Форма моделей разных видов транспор­та. Детали моделей разных видов транспорта. Материалы для из­делия. Технический рисунок из­делия

Знать детали изделия и мате­риалы для него. Уметь:

- разработать форму модели одного из видов транспорта;

- выполнять технический рису­нок изделия

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Образцы

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1



Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия по образцу, техническому рисунку

Ответы на во­просы. Запол­нение техно­логической карты

Образцы

Разметка деталей изделия

1



Комбини­рованный

Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия из вы­строганных брусков. Техниче­ские требования к выполнению данной операции

Уметь выполнять разметку деталей

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы

Отпиливание за­готовок деталей изделия

1



Комбини­рованный

Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Отпиливание заготовок деталей изделия. Тех­нические требования к выполне­нию данной операции

Знать правила безопасной ра­боты ножовкой. Уметь:

- организовывать рабочее ме­сто при работе на верстаке;

- выполнять отпиливание заго­товок

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Оборудование и инстументы

Устройство и при­менение рашпиля, напильника. Вы­полнение упраж­нений по зачистке поверхности раш­пилем

2



Комбини­рованный

Устройство и применение раш­пиля и драчевого напильника. Правила безопасной работы рашпилем, напильником. Выпол­нение упражнений по зачистке поверхности рашпилем (драче-вым напильником)

Знать:

- устройство и назначение раш­пиля, драчевого напильника;

- правила безопасной работы инструментами.

Уметь выполнять зачистку по­верхности рашпилем (драчевым напильником)

Контроль за действием

Материалы и инструкция по ОТ

Обработка закруг­ленных поверхно­стей рашпилем

1



Комбини­рованный

Обработка закругленных поверх­ностей рашпилем (драчевым на­пильником). Технические требо­вания к выполнению данной опе­рации

Знать правила безопасной ра­боты рашпилем. Уметь выполнять обработку закругленных поверхностей рашпилем

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструмены

Устройство, на­значение колово­рота, приемы работы. Выполне­ние упражнений по сверлению от­верстий

1



Объяснение нового ма­териала

Устройство, назначение колово­рота. Приемы работы коловоро­том. Закрепление сверла в патро­не. Правила безопасности при работе коловоротом. Выполнение упражнений по сверлению отвер­стий коловоротом

Знать: устройство, назначение коловорота, правила безопас­ности при работе. Уметь сверлить коловоротом отверстия

Контроль за действием

Инстументы

Способы соедине­ния деталей из­делия

2



Объяснение нового ма­териала

Способы соединения деталей из­делия (с помощью гвоздей, шу­рупов и клея). Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы. Выполнение упражнений по соединению де­талей с помощью шурупов

Знать:

- способы соединения деталей изделия;

- устройство и назначение шу­рупов, отвертки;

- правила безопасной работы отверткой.

Уметь выполнять соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Материалы

Сборка изделия

2



Комбини­рованный

Подготовка отверстий под шуру­пы или гвозди. Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов или клея. Оценка качества готового изделия

Уметь:

- выполнять сборку изделия;

- оценивать качество готового изделия

Контроль ка­чества

Материалы

Выжигание (4ч)

Устройство элск-тровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасной рабо­ты электровыжи-гателем

2



Объяснение нового ма­териала

Устройство электровыжигателя и приемы работы с ним. Правила безопасности при работе элек-тровыжигателем

Знать:

- устройство электровыжига­теля;

- правила безопасной работы электровыжигателем. Уметь работать электровыжи­гателем

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Оборудование и инструкция по ОТ

Отделка изделия выжиганием

1



Комбини­рованный

Подготовка поверхности к выжи­ганию. Перевод рисунка на изде­лие с помощью копировальной • бумаги. Выжигание рисунка. Раскраска рисунка водными красками

Знать:

- правила безопасной работы электровыжигателем;

- приемы перевода рисунка на поверхность изделия. Уметь выполнять отделку ра­нее изготовленного изделия выжиганием

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы

Отделка изделия лаком

1



Комбини­рованный

Отделка изделия лаком. Правила безопасности при работе с лаком. Нанесение лака на поверхность изделия. Оценка качества готово­го изделия

Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь: выполнять окраску из­делия лаком; оценивать качест­во готового изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Матералы

Самостоятельная работа ( 4 ч)

Самостоятельная работа(по выбору учителя)












Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Образцы

Итого

46



















III четверть( часов)


Вводное занятие (2 ч)

Вводное занятие. Повторный ин­структаж по охра­не труда

2



Объяснение нового ма­териала. Беседа

План работы на четверть. По­вторный инструктаж по охране труда

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Ответы на во­просы

Инструкции по

Пиление лучковой пилой (6 ч)

Виды пиления древесины

2



Объяснение нового ма­териала

Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между опера­циями

Иметь представление о разни­це операций по пилению древе­сины поперек и вдоль волокон

Ответы на во­просы

Инструменты

Лучковая пила: устройство и пра­вила безопасной работы с ней

2



Объяснение нового ма­териала

Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления. Подго­товка лучковой пилы к работе. Правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Приемы пиления лучковой пилой

Знать:

- устройство и назначение луч­ковой пилы;

- правила безопасности при ра­боте лучковой пилой. Уметь:

- подготовить лучковую пилу к работе;

- различать полотна для попе­речного и продольного пиления древесины

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Пиление поперек и вдоль волокон лучковой пилой

2



Комбини­рованный

Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Разметка заго­товки по заданным размерам. Пиление поперек и вдоль воло­кон лучковой пилой. Контроль правильности пропила угольником

Знать правила безопасной ра­боты лучковой пилой. Уметь:

- выполнять разметку заготовки;

- отпиливать заготовки изделия по заданным размерам

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Оборудование и инструменты

Строгание рубанком (8ч)

Грани и ребра бруска(доски)

2



Объяснение нового ма­териала

Широкая и узкая грани бруска, ребра бруска (доски). Длина, ши­рина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании

Знать:

- грани и ребра бруска;

- последовательность разметки при строгании.

Уметь выполнять разметку деталей с учетом припусков

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Материалы

Общее представ­ление о строении древесины

1



Объяснение нового ма­териала

Общее представление о строении древесины: характер волокни­стости и ее влияние на процесс строгания

Иметь представление о строе­нии древесины

Ответы на во­просы

Образцы

Устройство ру­банка и правила безопасной рабо­ты с ним

1



Объяснение нового ма­териала

Рубанок: основные части, подго­товка к работе. Правила безопас­ной работы рубанком. Приемы работы рубанком

Знать: устройство рубанка; пра­вила безопасной работы с ним. Уметь подготовить рубанок к работе

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Строгание рубан­ком (на отходах материалов)

2



Комбини­рованный

Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем ли­нейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы

Знать:

- правила разметки заготовок с помощью линейки;

- правила безопасной работы рубанком.

Уметь выполнять операцию строгания с контролем разме­ров заготовки

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Строгание загото­вок

2



Практиче­ская работа

Строгание заготовок деталей из­делия с контролем размеров. Тех­нические требования к выполне­нию данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рубанком. Уметь выполнять операцию строгания с контролем разме­ров заготовки

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Соединение деталей с помощью шурупов (28)

Чертеж как ос­новной документ для выполнения изделия

1




Объяснение нового ма­териала

Назначение чертежа. Виды ли­ний (видимого контура, размер­ная, выносная). Правила оформ­ления чертежа. Чтение чертежей

Иметь представление о черте­же как основном документе для выполнения изделия. Уметь читать простейшие чер­тежи

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Учебный материал

Знакомство с из­делием (настенная полочка)

1



Объяснение нового ма­териала

Настенная полочка: назначение, детали, материалы. Технический рисунок изделия

Знать:

назначение, детали настенной полочки;

- материалы для изготовления изделия.

Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров

Ответы на во­просы

Образцы

Последователь­ность изготовле­ния настенной по­лочки

2



Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния настенной полочки

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь составлять последова­тельность изготовления изде­лия по образцу, техническому рисунку

Ответы на во­просы

Технологическая карта

Изготовление де­талей изделия

2



Практиче­ская работа

Подбор заготовок для изделия. Осмотр заготовок. Проверка со­блюдения размеров заготовок

Уметь заготавливать детали изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Соединение дета­лей настенной по­лочки

2



Практиче­ская работа

Способы соединения деталей. Сборка деталей настенной по­лочки: выбор варианта

Знать способы соединения де­талей.

Уметь выбрать способ соеди­нения деталей в зависимости от назначения изделия и мате­риала, из которого оно изготов­лено

Ответы на во­просы

Образцы

Соединение дета­лей с помощью шурупов

2



Объяснение нового ма­териала

Шурупы: элементы, взаимодей­ствие с древесиной. Технология соединения деталей с помощью шурупов

Знать:

- виды шурупов, их элементы;

- технологию соединения дета­лей с помощью шурупов. Уметь:

- определять виды шурупов;

- подбирать вид шурупа для конкретного изделия; объяснять свой выбор

Ответы на во­просы

Материалы

Выполнение от­верстий с помо­щью шила или буравчика

2



Объяснение нового ма­териала

Шило граненое, буравчик: на­значение, применение. Правила безопасной работы шилом или буравчиком. Выполнение отверстий с помощью шила или буравчика (на отходах мате­риалов)

Знать: назначение и сферу применения шила и буравчика; правила безопасной работы с ними.

Уметь выполнять отверстия под шурупы шилом (на отходах материалов)

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Зенкование отвер­стий

2



Объяснение нового ма­териала

Назначение операции зенкования. Раззенковка, устройство и при­менение. Выполнение упражне­ния по зенкованию отверстий (на отходах материалов)

Знать:

- назначение операции зенко­вания;

- устройство раззенковки;

- правила безопасной работы. Уметь выполнять зенкование отверстий

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Устройство руч­ной дрели и прие­мы работы

2



Объяснение нового ма­териала

Дрель ручная: применение, уст­ройство, правила работы. Подго­товка дрели к работе. Правила безопасной работы дрелью. Приемы работы ручной дрелью

Знать:

- устройство ручной дрели;

- правила безопасной работы. Уметь подготовить дрель

к работе

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Инструменты

Выполнение упраж­нений по сверле­нию отверстий

2



Практиче­ская работа

Выполнение упражнений по свер­лению отверстий

Знать правила безопасной ра­боты дрелью.

Уметь сверлить отверстие ручной дрелью

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Подготовка отвер­стий под шурупы на деталях полочки

2



Практиче­ская работа

Подготовка отверстий под шуру­пы на деталях полочки шилом или сверлением. Технические требования к выполнению опе­рации

Знать правила безопасной работы шилом или ручной дрелью.

Уметь выполнять отверстия под шурупы

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Зенкование отвер­стий

2



Практиче­ская работа

Зенкование отверстий на деталях полочки. Технические требова­ния к выполнению данной опе­рации

Знать правила безопасной ра­боты с раззенковкой. Уметь выполнять зенкование отверстий

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Сборка изделия

2



Практиче­ская работа

Сборка изделия. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Технические требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты отверткой. Уметь выполнять сборку дета­лей изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструмент

Отделка изделия шлифовкой

2



Практиче­ская работа

Отделка изделия шлифовкой. Технические требования к вы­полнению данной операции

Уметь выполнять шлифование поверхности изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы

Отделка изделия лакированием

1



Практиче­ская работа

Отделка изделия лакированием. Технические требования к вы­полнению данной операции

Знать правила безопасности при работе с лаком. Уметь выполнять окрашива­ние поверхности настенной по­лочки лаком



Материалы

Оценка качества готового изделия

1



Урок-обобщение

Оценка качества готового изделия

Уметь:

- оценивать качество изделия;

- сравнивать изготовленное изделие с образцом

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Образцы

Самостоятельная работа ( 16 ч)

Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависи­мости от уровня подготовки уча­щихся)

















Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Технологические карты

Итого



















IV четверть ( часов)

Вводное занятие (2 ч)

Вводное занятие

2



Объяснение новбго ма­териала. Беседа

План работы на четверть. Прави­ла безопасной работы в мастер­ской

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Ответы на во­просы

Инструкции по ОТ и ПБ

Изготовление кухонной утвари (20 ч)

Построение чер-

тежей

2



Объяснение

нового ма­териала

Построение чертежей. Нанесе-

ние размеров. Отличие чертежа от технического рисунка. Чтение чертежей

Уметь:

- выполнять чертежи простей­ших деталей;

- читать чертеж

Ответы на во-

просы. Кон­троль за дей­ствием

Учебная литература

Знакомство с из-

делием (разделоч-

ная доска или ку-

хонная лопаточка)

2



Объяснение

нового ма-

териала

Кухонная утварь: назначение,

эстетические требования, мате-

риалы и детали. Варианты моде-

лей изделий для кухни. Выпол­нение технического рисунка из­делия и чертежей деталей изделия

Знать:

- назначение кухонной утвари,

материалы для ее изготовления;

- детати изделия.

Уметь выполнять технический

рисунок и чертеж изделия

Ответы на во-

просы. Кон-

троль за дей-

ствием

Образцы

Древесина для

изготовления ку-

хонной утвари

2



Объяснение

нового ма-

териала

Виды древесины. Древесина

для изготовления кухонных ин-

струментов и приспособлений. Подбор материала для изделия

Знать виды древесины и их

свойства.

Уметь подбирать древесину для изделия

Ответы на во-

просы. Кон-

троль за дей­ствием

Материалы

Последователь-

ность изготовле-

ния изделия

2



Объяснение

нового ма-

териала

Последовательность изготовле-

ния изделия

Уметь:

- составлять последователь-

ность изготовления изделия; - заполнять технологическую карту

Ответы на во-

просы. Запол-

нение техно­логической карты

Технологическая карта

Черновая разметка

заготовки по чер­тежу изделия

2



Комбини-

рованный

Черновая разметка заготовки

по чертежу изделия: инструмен­ты и правила работы. Припуски на обработку. Технические тре­бования к выполнению данной операции

Уметь выполнять черновую

разметку заготовок по чертежу изделия

Контроль

за действием. Контроль ка­чества

Инструметы

Строгание заго­товки

2



Комбини­рованный

Инструменты для строгания, правила пользования ими. Закреп­ление заготовок в зажимах вер­стака. Строгание заготовок с контролем линейкой и уголь­ником. Технические требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рубанком. Уметь:

- выполнять строгание заготовок для изделия;

- контролировать размеры

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Отпиливание при­пусков

2



Комбини­рованный

Инструменты для пиления древе­сины. Отпиливание припусков. Проверка размеров заготовки и прямоугольное™ сторон. Техни­ческие требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты ножовкой. Уметь: выполнять отпилива­ние припусков по линиям раз­метки



Инструменты

Обработка торцо­вых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой

2



Комбини­рованный

Обработка торцовых поверхно­стей рашпилем или шлифоваль­ной шкуркой. Технические тре­бования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рашпилем. Уметь выполнять обработку торцовых поверхностей рашпи­лем или шлифовальной шкуркой

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Шлифование из­делия

2



Комбини­рованный

Отделка изделия шлифованием. Подбор шлифовальной шкурки. Технические требования к вы­полнению данной операции

Уметь выполнять отделку из­делия шлифованием

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы

Отделка изделия

2



Комбини­рованный

Способы отделки изделия: окрас­ка, выжигание, роспись. Выбор рисунка и перевод его на деталь. Выжигание или роспись. Лаки­рование поверхности. Оценка

Знать способы и технологию

отделки изделия.

Уметь:

- выполнять отделку изделия;

- оценивать качество готового

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы

Соединение рейки с бруском( 16 ч)

Врезка как способ соединения дета­лей

1



Объяснение нового ма­териала

Способы соединения деталей. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, шири­на, глубина

Иметь представление о врезке как способе соединения дета­лей, сфере применения данного способа соединения. Уметь определять данный вид соединения деталей но образ­цам и техническому рисунку

Ответы на во­просы

Образцы

Стамеска. Прави­ла безопасной ра­боты с ней

1



Объяснение нового ма­териала

Стамеска: назначение, основные части, приемы работы. Правила безопасной работы стамеской

Знать:

- назначение стамески, ее ос­новные части;

правила безопасной работы стамеской, приемы работы

с ней

Ответы на во­просы

Инструменты

Удаление стаме­ской подрезанного материала (на от­ходах материалов)

2



Комбини­рованный

Запиливание бруска на опреде­ленную глубину внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (на от­ходах материалов)

Знать правила безопасной ра­боты ножовкой и стамеской. Уметь работать стамеской

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Знакомство с из­делием (подставка из реек для цветов)

1



Объяснение нового ма­териала

Подставка из реек для цветов. Материалы для ее изготовления. Детали изделия. Способ соеди­нения деталей в изделии. Техни­ческий рисунок изделия

Знать: детали изделия; способ их соединения.

Уметь выполнять технический рисунок изделия с нанесением размеров

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Образцы

Последователь­ность изготовле­ния изделия

1



Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь составлять последова­тельность изготовления изделия

Заполнение технологиче­ской карты

Технологические карты

Строгание брусков и реек по чертежу

2



Комбини­рованный

Строгание брусков и реек по чер­тежу. Контроль заданных разме­ров. Технические требования к выполнению данной операции

Знать правила безопасной ра­боты рубанком. Уметь выполнять строгание брусков и реек

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Одновременная разметка пазов на двух брусках

2



Комбини­рованный

Инструменты для разметки. Од­новременная разметка пазов на двух брусках. Требования к каче­ству разметки

Знать, что от точности размет­ки зависит качество и проч­ность соединения деталей. Уметь выполнять разметку пазов

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Выполнение пазов

2



Комбини­рованный

Запиливание бруска на опреде­ленную глубину. Удаление ста­меской подрезанного материала. Необходимость плотной подгон­ки соединения. Предупреждение неисправимого брака

Знать:

- технологию выполнения пазов;

- зависимость качества и проч­ности изделия от точности вы­полнения данной технологиче­ской операции;

- правила безопасной работы инструментами;

Уметь выполнять пазы на бру­сках

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Материалы и инструменты

Подгонка деталей соединения

2



Комбини­рованный

Подгонка деталей с помощью напильника или стамески

Уметь выполнять подгонку деталей

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Инструменты

Сборка изделия. Оценка качества готового изделия

2



Комбини­рованный

Выполнение соединения деталей врезкой. Применение клея. Оценка качества готового изделия

Уметь:

- выполнять соединение дета­лей врезкой, шлифовку изделия;

- оценивать качество готового изделия



Материалы

Контрольная работа ( 4 ч)

Практическая ра­бота (по выбору учителя, в зависи­мости от уровня подготовки уча­щихся)




Практиче­ская работа

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Технологические карты

Самостоятельная работа ( 6 ч)

Самостоятельная работа(по выбору учителя, в зависи­мости от уровня подготовки уча­щихся)

















Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность изготовле­ния изделия

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Технологические карты

Итого

48








Всего за 6 класс

204












6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1988. - 232 c.

Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы, 3 издание переработанное/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1989. - 232 c.

Программа специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2010 г.

Материально-технические обеспечение:

пп

Наименование оборудования, инструментов, наглядных пособий, раздаточного материала

Имеется в

наличии

1.

Верстак универсальный

2

2.

Тиски столярные

3

3.

Тиски слесарные

3

4.

Разметочная плита

1

5.

Станок сверлильный

1

6.

Станок токарный

3

7.

Электроточило

1

8.

Электрическая дисковая пила

1

9.

Строгальная машина

1

10.

Стусло металлическое

1

11.

Плоскогубцы

8

12.

Клещи

1

13.

Молоток

12

14.

Бокорезы

2

15.

Ножницы по металлу

2

16.

Ножовки по дереву рабочие

10

17.

Ножовки по дереву специальные

10

18.

Круглогубцы

2

19.

Очки защитные

4

20.

Метр складной металлический

2

21.

Дрель ручная

2

22.

Напильники

3 компл

23.

Напильник трёхгранный

4

24.

Стамеска 12

4

25.

Стамеска 15

1

26.

Стамеска 14

2

27.

Стамеска 8

2

28.

Стамеска 6

6

29.

Стамеска 12 (специальная)

1

30.

Коловорот

4

31.

Рубанок рабочий

12

32.

Рубанок специальный

10

33.

Ключ разводной

2

34.

Сверла

1 компл

35.

Напильники драчёвые разной конфигурации

14

36.

Резцы токарные по дереву

8

37.

Транспортир

5

38.

Отвертка крестовая

2

39.

Отвертка плоская

4

40

Стамески рабочие

10

41

Стамески специальные

10

42

Ключ гаечный 8-32

1 компл

43

Угольник

6

44

Линейка измерительная металлическая

4

45

Линейка мерная деревянная

3

46

Рукавицы рабочие

4 компл

47

Перчатки рабочие

5 компл

48

Плакаты по темам

комплект

49

Технологические карты

комплект

50

Карточки – задания

комплект

51

Учебные пособия:

Столярное дело, для уч-ся 5-6 кл.

Столярное дело. для уч-ся 7-8 кл

Столярный дидактический материал по

Столярному делу для уч-ся 5-9 классов

Инструкции по ОТ и ПБ

Плакаты по темам.

Карточки – задания

Технологические карты

комплект

Электронные ресурсы:

Авторские электронные иллюстративных приложения Power Point к урокам. Они объединяют визуальную информацию (предметные и сюжетные картинки, тексты, графические изображения, символику), динамическую информацию (анимацию), аудио (звуки, слова, музыку).

Сайт для учителей "infourok" https://infourok.ru

Детские электронные презентации и игры http://viki.rdf.ru/

Сайт детских компьютерных игр «Логозаврия» http://www.logozavr.ru/

7. Планируемые результаты

По окончании изученного курса учащиеся должны самостоятельно выполнять:

организовать рабочее место;

определять свойства древесины и применять в изделиях;

выполнять операции разметки, обработки, разрезания, склеивания, сверления древесины;

выполнять работы на сверлильном станке, токарном станке;

использовать электро-инструменты;

использовать инструменты по их назначению;

выполнять отделку деталей;

выполнять соединения деталей;

ориентироваться по образцу и чертежу изделия;

выполнять разметку детали;

работать шлифовальной шкуркой, напильниками;

изготавливать не сложные изделия из древесины;

соблюдать правила личной гигиены;

бережно относиться к инструментам.

8. Литература

Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1988. - 232 c.

Журавлёв, Б.А. Столярное дело [Текст]: пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы, 3 издание переработанное/ Б.А. Журавлёв.– Москва: Просвещение, 1989. - 232 c.

Программа специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2010 г.

































ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольная работа

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

5 класс

1.Из каких основных трех частей состоят деревья?

а) листья, крона, сердцевина;

б) бревно, доска, рейка;

в) ствол, крона, корни.

2.Рисунок образованный годичными кольцами называется…

а) эскиз;

б) текстура;

в) пиломатериал.

3.Шурупы для соединения различных деталей:

а) забивают;

б) завинчивают;

в) склеивают.

4.Коловорот-это…

а) инструмент для строгания древесины;

б) инструмент для сверления древесины;

в) инструмент для долбления древесины.

5. Какой инструмент применяют для строгания?

а) шерхебель, рубанок;

б) ножовка;

в) дрель.

6. Из каких основных частей состоит рубанок?

а) рожок, колодка и резец (нож);

б) рожок, колодка, резец (нож) и клин;

в) клин, колодка и рожок.

 7. Чем оснащается рабочее место ученика в столярной мастерской?

а) спецодеждой, инструментами, материалами;

б) столярным верстаком, необходимыми материалами и инструментами;

в) письменным столом, спецодеждой и материалами.

 8.Из какого материала изготавливают изделия в столярной мастерской;

а) из металла;

б) из древесины;

в) из древесины, пластмассы  и металла.

9. Какие вы знаете хвойные породы деревьев?

а) сосна, дуб, осина;

б) ель, сосна, берёза;

в) пихта, сосна, ель.

 10.По каким признакам различают древесину?

а) по цвету, запаху, текстуре, и твёрдости;

б) по цвету ядра, форме заболони, текстуре;

в) по запаху, годичным кольцам, твёрдости.



11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.