Рабочая программа по предмету «Столярное дело» в 5- 9 классе
Рабочая программа
по предмету «Столярное дело»
в 5- 9 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Конституция Российской Федерации ст.43;
Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года, в соответствии с приказом №1830 от 31.07.2013 года Министерством образования Нижегородской области
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: под редакцией В.В.Воронковой Москва Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
Сан ПиН 2.4.2. № 2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189).
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана на основе государственной программы «Столярное дело 5-9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2012г, Ж
Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий из дерева.
Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения с 5- 9 класс – 5 лет.
Планирование часов по классам:
класс |
Содержание раздела |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
5 |
Столярное дело. |
6 |
204 |
6 |
Столярное дело. |
8 |
272 |
7 |
Столярное дело. |
10 |
340 |
8 |
Столярное дело. |
12 |
408 |
9 |
Столярное дело. |
14 |
476 |
В 5 классе учащиеся знакомятся с названием наиболее распространенных пород древесины, с основными частями дерева, с названием пиломатериалов и их использованием, с устройством сверлильного станка, с названием основных инструментов для пиления, с названием основных инструментов для разметки, с изготовлением простейших игрушек из древесного материала, знакомятся с элементами выжигания по дереву, изучается процесс строгания рубанком, знакомятся с видами соединения деталей.
В 6 классах продолжается обучение школьников построению чертежей деталей, знакомятся с правилами ТБ при строгании и отделке изделий, изучают устройство столярного рейсмуса, знакомятся с геометрической резьбой по дереву, изучают основные свойства столярного клея, продолжают изучать основные породы древесины, знакомятся со столярными инструментами (стамеска, долото), учатся анализировать свои действия и их результаты.
В 7 классе продолжается изучение основных древесных пород деревьев (цвет, текстура, влажность, прочность), учатся подбирать древесину для изготовления столярных изделий, знакомятся с основными разметочными и столярными инструментами, продолжают изучать правила ТБ при работе со столярным инструментом, знакомятся с некоторыми способами декоративной отделки столярных изделий, изучают способы хранения и сушки древесины, изучают устройство токарного станка по дереву и правилами работы на нём, учатся угловому соединению деталей на шип с полупотёмкой несквозной (УК 4), угловому концевому соединению на ус со вставным плоским шипом сквозным (УК 2), угловому ящичному соединению (УЯ 1, УЯ 2), знакомятся со способами непрозрачной отделки столярного изделия.
В 8 классе продолжают изучение древесных пород древесины деревьев и их свойства (цвет, текстура, влажность, прочность), изучают основные пороки и дефекты древесины, продолжают изучать разметочные и столярные инструменты и теоретические основы правильной и безопасной работы столярными инструментами, изучают основные виды резания древесины (продольное, поперечное, торцевое), Знакомятся с основными рыночными понятиями и изучают крепёжные изделия и фурнитуру.
Программа 9 класса предусматривает знакомство с ассортиментом изделий, изготавливаемых на мебельном производстве, изучают промышленную технологи. основных изделий мебельного производства, знакомятся с названиями материалов, из которых изготавливается мебель, и их технологическими свойствами, Знакомятся со всеми видами столярных операций, знакомятся с бригадным разделением труда при изготовлении и сборке изделий, изучают охрану труда и ТБ на столярном мебельном производстве, выполняю приёмы художественной отделки столярного изделия, знакомятся со сведениями о механизации и автоматизации мебельного производства, изучаю способы настила линолеума.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления изделий из дерева.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических
знаний;
- умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
- закрепление и совершенствование технологических приемов индивидуального и промышленного изготовления изделий из дерева.;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
-формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и качеству;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Содержание программы:
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Программа предусматривает овладение учащимся промышленной технологией изготовления мебели. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по изготовлению мебели, но и ремонту мебели с учетом нужд школы. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, дается содержание контрольных работ.
Обучение ведется с опорой на знания по учебным предметам:
Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей деталей и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);
Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для выжигания, резьбы по дереву, зарисовка моделей мебели);
Историей (история возникновения предметов из дерева и т.д.);
Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).
Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только легкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Вербальные методы – рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы – наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
-трудовое законодательство;
-правила безопасной работы;
-основные качества квалифицированного столяра.
Должны уметь:
-ориентироваться в задании по образцам;
-составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционно-технологической картам;
-строить чертежи деталей в натуральную величину;
-выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;
-рационально организовывать рабочее место столяра.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-мелкого ремонта изделий из различных материалов;
-создания изделий с использованием ручных инструментов, оборудования (станков) и приспособлений;
-контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
-обеспечения безопасности труда.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Технология»
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
-
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
-
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
-
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
-
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Личностные базовые учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между
целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания ( исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающих личностный моральный выбор.
Регулятивныее базовые учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные базовые учебные действия включают: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Критерии оценки учебной деятельности по профессионально-трудовому обучению
№ п.п |
оценки |
Знание учебного материала |
Точность обработки изделия |
Норма времени выполнения |
Правильность выполнения трудовых приемов |
Организация рабочего времени |
Соблюдение правил дисциплины и т/б |
1 |
«5» |
Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой |
Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска |
Норма времени меньше или равна установленной |
Абсолютная правильность выполнения трудовых операций |
Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места |
Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было |
2 |
«4» |
В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой |
Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска |
Норма времени превышает установленного на 10-15 % |
Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются |
Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются |
Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются |
3 |
«3» |
В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой |
Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска |
Норма времени превышает установленную на 20% и более |
Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова |
Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова |
Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова |
4 |
«2» |
Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших |
Точность изделия выходит за пределы поля допуска |
Точность изделия выходит за пределы поля допуска |
Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания |
Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места |
Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины |
5 |
«1» |
Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа |
Учащийся допустил неисправимый брак |
Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить |
Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами |
Полное незнание правил организации рабочего места |
Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм |
Формы организации трудового обучения.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, школьная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-3 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
здоровьесберегающих технологий;
информационно-коммуникационных технологий;
элементов проблемного обучения.
Содержание учебно-тематического планирования 9 класса
(14 часов в неделю)
№ п/п |
Темы программы |
Кол-во часов |
1 |
I четверть Вводное занятие |
2 |
2 |
Художественная отделка столярного изделия. |
71 |
3 |
Практическое повторение. |
48 |
4 |
Самостоятельная работа |
5 |
1 |
II Четверть Вводное занятие. |
2 |
2 |
Мебельное производство. |
9 |
3 |
Изготовление моделей мебели. |
25 |
4 |
Трудовое законодательство. |
20 |
5 |
Практическое повторение. |
11 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
7 |
Строительное производство. Плотничные работы |
7 |
8 |
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия. |
6 |
9 |
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ. |
4 |
10 |
Практическое повторение. |
18 |
11 |
Самостоятельная работа |
5 |
1 |
III Четверть. Мебельное производство. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности. |
16 |
3 |
Мебельная фурнитура и крепёжные изделия. |
5 |
4 |
Практическое повторение. |
25 |
5 |
Самостоятельная работа. |
4 |
6 |
Строительное производство. Изготовление оконного блока. |
8 |
7 |
Столярные и плотничные ремонтные работы. |
19 |
8 |
Изоляционные и смазочные материалы. |
12 |
9 |
Практическое повторение |
44 |
10 |
Самостоятельная работа. |
6 |
1 |
IV Четверть. Мебельное производство. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства. |
20 |
3 |
Изготовление секционной мебели. |
8 |
4 |
Практическое повторение |
24 |
5 |
Строительное производство. Плотничные работы. |
12 |
6 |
Кровельные и облицовочные материалы. |
6 |
7 |
Настилка линолеума. |
11 |
8 |
Фанера и древесные плиты. |
6 |
9 |
Практическое повторение |
30 |
Всего |
4 |
Содержание самостоятельных и контрольных работ 9 класса
Четверть |
Тема |
Количество часов |
I |
Самостоятельная работа. Изготовление разделочной доски. |
5 |
II |
Самостоятельная работа. Изготовление ящика для раствора. Самостоятельная работа. Изготовление складного табурета. |
5 |
III |
Самостоятельная работа. Изготовление вешалки. Самостоятельная работа. Изготовление табурета. |
5 |
IV |
Контрольная работа. Изготовление ящика для цветов. |
5 |
Основные требования к знаниям умениям учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;.
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством.
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы.
Содержание учебно-тематического планирования 8 класса
(12 часов в неделю)
№ п/п |
Темы программы |
Кол-во часов |
1 |
I четверть Вводное занятие |
2 |
2 |
Заделка пороков и дефектов древесины. |
23 |
3 |
Пиломатериалы. |
5 |
4 |
Изготовление столярно-мебельного изделия. |
20 |
5 |
Практическое повторение. |
52 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
II Четверть Вводное занятие. |
2 |
2 |
Изготовление разметочного инструмента. |
23 |
3 |
Токарные работы. |
42 |
4 |
Практическое повторение. |
24 |
5 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
III Четверть Вводное занятие. |
2 |
2 |
Изготовление строгального инструмента. |
35 |
3 |
Представление о процессе резания древесины. |
13 |
4 |
Изготовление столярно-мебельного изделия. |
28 |
5 |
Практическое повторение. |
37 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
IV Четверть. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Ремонт столярного изделия. |
32 |
3 |
Безопасность труда во время столярных работ. |
11 |
4 |
Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. |
10 |
5 |
Практическое повторение. |
36 |
6 |
Контрольная работа. |
5 |
Всего |
420 |
Содержание самостоятельных и контрольных работ 8 класса
Четверть |
Тема |
Количество часов |
I |
Самостоятельная работа. Изготовление навесной полочки. |
5 |
II |
Самостоятельная работа. Изготовление стенда. |
5 |
III |
Самостоятельная работа. Изготовление топорища. |
5 |
IV |
Контрольная работа. Изготовление скалки. |
5 |
Основные требования к знаниям умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
безопасной работы в мастерской;
дефекты и пороки древесины;
назначение и виды шпатлевки
характеристики разных видов шпатлевки, приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения;
устройство и назначение одношпиндельного правила сверлильного станка;
особенности конструкции и назначение многошпиндельного сверлильного и сверлильно-- пазовального станков;
устройство для крепления сверла;
правила безопасной работы при сверлении;
правила безопасной работы при долблении;
виды клея и правила безопасной работы с ним;
правила безопасной работы при строгании;
виды и назначение пиломатериалов;
характеристики основных видов пиломатериалов;
виды мебели;
названия операций по изготовлению изделий;
виды отделки изделий;
правила безопасной работы при окраске лаком;
требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изготовления;
правила ухода за токарным станком;
меры по предупреждению поломок;
правила безопасной работы на токарном станке по дереву;
устройство штангенциркуля;
применение скобы и штангенциркуля;
правила безопасной работы на токарном станке по дерев;.
элементы резца;
виды резания древесины;
способы соединения деталей и сборочных единиц;
виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц;
определять вид соединения деталей и узлов;
причины износа мебели, виды повреждений;
виды ремонта мебели;
причины травматизма и меры по его предупреждению;
возможные причины пожаров;
правила пользования первичными средствами пожаротушения;
правила и пути эвакуации;
способы соединения деталей в столярных изделиях;
виды гвоздей и сфера их применения;
виды шурупов и их назначение;
виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры и их назначении.
Учащиеся должны уметь:
определять пороки и дефекты древесины;
изготавливать заделку;
выполнять застрагивание заделки;
подготавливать шпатлевку к работе;
заделывать пороки и дефекты древесины шпатлевко;
организовывать рабочее место при сверлении;
убирать и смазывать сверлильный станок;
подготавливать сверлильный станок к работе;
выполнять сверление отверстий на сверлильном станке;
выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд;
определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу;
определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу;
читать техническую документацию;
подбирать материалы;
выполнять технический рисунки, чертежи;
составлять последовательность изготовления изделий с опорой на сборочный чертеж, предметно-технологическую карту, образец;
выполнять разметку и выстрагивать детали по размерам;
изготавливать вставные шипы;
выполнять отделку изделия;
проверять состояние и пригодность к работе разметочных инструментов;
готовить рубанок для строгания древесины твердой породы;
использовать приемы работы со скобой и штангенциркулем;
выполнять снятие конуса резцом;
сверлить с использованием задней бабки;
различать углы заточки и резания;
определять по типу стружки вид резания;
определять форму (элементы геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов;
изготавливать столярно-мебельное изделие в масштабе 1:5 с пооперационным разделением труда;
выявлять повреждения на мебели;
планировать ремонт мебели;
составлять дефектную ведомость на ремонтируемое изделие;
выполнять ремонт столярного изделия;
определять возможные причины травматизма при работе с каким-либо инструментом или на каком-либо станке;
пользоваться первичными средствами пожаротушения;
правильно действовать при возникновении пожара;
определять вид соединения по образцам или техническим рисункам;
определять вид гвоздя, его длину на глаз;
распознавать вид шурупов;
распознавать виды мебельной фурнитуры и крепежных изделий;
изготавливать крепежные изделия.
Содержание учебно-тематического планирования 7 класса
(10 часов в неделю)
№ п/п |
Темы программы |
Кол-во часов |
1 |
I четверть Вводное занятие |
2 |
2 |
Фугование. |
20 |
3 |
Хранение и сушка древесины. |
16 |
4 |
Геометрическая резьба по дереву. |
18 |
5 |
Практическое повторение. |
29 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
II Четверть Вводное занятие. |
2 |
2 |
Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной УК-4 |
25 |
3 |
Непрозрачная отделка столярного изделия. |
13 |
4 |
Токарные работы. |
17 |
5 |
Практическое повторение. |
18 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
III Четверть. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Обработка деталей из древесины твёрдых пород. |
14 |
3 |
Угловое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2. |
22 |
4 |
Круглые лесоматериалы. |
5 |
5 |
Затачивание резцов (ножей) строгального инструмента. |
11 |
6 |
Практическое повторение. |
41 |
7 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
IV Четверть Вводное занятие. |
2 |
2 |
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и Уя-2. |
26 |
3 |
Свойства древесины. |
5 |
4 |
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. |
15 |
5 |
Практическое повторение. |
27 |
6 |
Контрольная работа. |
5 |
Всего |
340 |
Содержание самостоятельных и контрольных работ 7 класса
Четверть |
Тема |
Количество часов |
I |
Самостоятельная работа. Изготовление ящика для цветов. |
5 |
II |
Самостоятельная работа. Изготовление подставки. |
5 |
III |
Самостоятельная работа. Изготовление рамки для фото. |
5 |
IV |
Контрольная работа. Изготовление полочки для цветов. |
5 |
Основные требования к знаниям умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Содержание учебно-тематического планирования 6 класса
(8 часов в неделю)
№ п/п |
Темы программы |
Кол-во часов |
1 |
I четверть Вводное занятие |
2 |
2 |
Изготовление изделий из деталей круглого сечения. |
16 |
3 |
Строгание. Разметка рейсмусом. |
14 |
4 |
Геометрическая резьба по дереву. |
16 |
5 |
Практическое повторение. |
19 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
II Четверть Вводное занятие. |
2 |
2 |
Угловое концевое соединение вполдерева брусков. |
11 |
3 |
Сверление. |
9 |
4 |
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки. |
19 |
5 |
Практическое повторение. |
14 |
6 |
Самостоятельная работа. |
7 |
1 |
III Четверть. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Долбление сквозного и несквозного гнёзд. |
18 |
3 |
Свойства основных пород древесины. |
8 |
4 |
Угловое соединение на шип одинарный сквозной УС-3. |
8 |
5 |
Практическое повторение. |
37 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
IV Четверть Вводное занятие. |
2 |
2 |
Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1. |
16 |
3 |
Заточка стамески и долота. |
11 |
4 |
Склеивание. |
10 |
5 |
Практическое повторение. |
20 |
6 |
Контрольная работа. |
5 |
Всего |
280 |
Содержание самостоятельных и контрольных работ 6 класса
Четверть |
Тема |
Количество часов |
I |
Самостоятельная работа. Изготовление киянки. |
5 |
II |
Самостоятельная работа. Изготовление полки настенной. |
5 |
III |
Изготовление ручки для топора. Изготовление ручки для топора. |
5 |
IV |
Контрольная работа. Изготовление ручки для молотка. |
5 |
Основные требования к знаниям умениям учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать:
теоретические основы разметки заготовок столярным рейсмусом;
теоретические основы безопасной и эффективной работы по выполнению;
геометрической резьбы по дереву; основы художественной отделки изделий с геометрической резьбой;
технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков вполдерева; теоретические основы работы со столярным клеем;
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного долбления сквозного и несквозного гнезда;
устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы на сверлильном станке; базовую информацию о свѐрлах по дереву;
основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных пород и применение;
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного изготовления соединения УС-3;
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного изготовления соединения УК-1;
название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов;
теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями.
Учащиеся должны уметь:
сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции;
настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей;
подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком; контролировать качество выполненной работы;
работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева;
размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы;
работать на сверлильном станке; подбирать свѐрла; устанавливать и снимать свѐрла; читать простейшие чертежи;
изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать выкружной пилой, драчѐвым напильником; осуществлять контроль качества выполненной работы;
определять породу древесины по образцам;
размечать соединение УС-3; выполнять соединение УС-3; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УС-3;
размечать соединение УК-1; выполнять соединение УК-1; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УК-1;
затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов;
подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и механических вайм; определять качество склейки изделий.
Содержание учебно-тематического планирования 5 класса
(6 часов в неделю)
№ п/п |
Темы программы |
Кол-во часов |
1 |
I четверть Вводное занятие |
2 |
2 |
Пиление столярной ножовкой. |
16 |
3 |
Промышленная заготовка древесины. |
9 |
4 |
Игрушки из древесного материала. |
15 |
5 |
Практическое повторение. |
7 |
6 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
II Четверть. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Сверление отверстий на станке. |
12 |
3 |
Игрушки из древесины и других материалов. |
14 |
4 |
Выжигание. |
9 |
5 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
III Четверть. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Пиление лучковой пилой. |
17 |
3 |
Строгание рубанком. |
23 |
4 |
Соединение деталей с помощью шурупов. |
12 |
5 |
Самостоятельная работа. |
5 |
1 |
IV четверть. Вводное занятие. |
2 |
2 |
Изготовление кухонной утвари. |
19 |
3 |
Соединение рейки с бруском врезкой. |
22 |
4 |
Контрольная работа. |
5 |
Всего |
210 |
Содержание самостоятельных и контрольных работ 5 класса
Четверть |
Тема |
Количество часов |
I |
Самостоятельная работа. Изготовление лопатки |
4 |
II |
Самостоятельная работа. Изготовление модели трактора. |
4 |
III |
Самостоятельная работа. Изготовление модели грузовика. |
4 |
IV |
Контрольная работа. Изготовление ящика под кассеты. |
4 |
Основные требования к знаниям умениям учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
миллиметр основная мера длины в столярном деле;
строение дерева - виды пиломатериалов;
понятия сквозного и несквозного отверстии;
назначение рашпиля, ножовки, рубанка, отвёртки, шила, ручного лобзика;
способы сборки изделий из древесины;
устройство выжигателя;
технику безопасности при работе ручными столярными инструментами;
правила пожарной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы;
работать на сверлильном настольном станке;
работать стамеской, ручной дрелью, ножовкой, ручным лобзиком;
пользоваться электровыжигателем;
оценивать свою работу и работу своих товарищей;
соблюдать правила по технике безопасности;
соблюдать правила пожарной безопасности.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Список литературы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб. /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. – 304 с.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 2016.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.
- М.: Просвещение, 1969.
Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989.
Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.
Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс Москва. Вентана-Граф, 2010г.
Самородский П.С., Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
Технология. Под ред. В.Д.Симоненко. 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Вентана-Граф, 2011г.
А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело 10 и 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида, Москва. Владос, 2011г.
Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г.
Б.А.Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г.
Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г.
И.А. Карабанов Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 классов. Москва, Просвещение, 1992г.
Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г.
Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9 класс. Москва, Владос, 2010г.
Материально-техническое обеспечение (оборудование):
Верстаки столярные.
Столярные ручные инструменты.
Измерительные инструменты.
Столярные электрические инструменты (лобзик,дрель…).
Сверлильный станок.
Токарный станок.
Заточной станок.