12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Переломова Татьяна Борисовна44
Россия, Иркутская обл., Ангарск
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ангарский лицей №1»








Рабочая программа по предмету «Технология» для 9 классов









Составитель Переломова Т.Б., учитель технологии






























9 класс – 2020г.


Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Ангарский лицей №1», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.


Рабочая программа включает в себя планируемые результаты, содержание учебного предмета, курса, тематическое планирование.


Дополнительные материалы к программе: оценочные материалы (Приложение 1), методические материалы (Приложение 2).


Количество учебных часов в неделю – 1 час.


Уровень подготовки обучающихся – базовый.


Место предмета в учебном плане – обязательная часть.


Учебник (входящий в федеральный перечень): Технология: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных организаций (В.М. Казакевич и др.); под ред. В.М. Казакевича. – 2-е изд.– М.:  Просвещение, 2020.





































Планируемые результаты

Личностные:

Личностными результатами освоения учащимися 9-х классов программы «Технология» являются:

проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;

выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

планирование образовательной и профессиональной карьеры;

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные:

Метапредметными результатами освоения учащимися 9-х классов программы «Технология» являются:

умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;

умения выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе данных алгоритмов;

творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

самостоятельности в учебной познавательно - трудовой деятельности;

способность моделировать планируемые процессы и объекты;

аргументирований обоснований решений и формулирование выводов; отображение в адекватной задачам форме результатов своей деятельности;

умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими ее участниками;

соотнесение своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач коллектива;

оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;

понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.


Предметные результаты:


Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:


1 Модуль.

Чётко формулировать цель проекта

(вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии);

разрабатывать программу выполнения проекта;

оформлять проектные материалы;

осуществлять презентацию проекта

с использованием компьютера.

2 Модуль.

Ориентироваться в сущностном

проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства

труда, процесс производства, технологический процесс производства;

сравнивать и характеризовать различные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг;

оценивать уровень совершенства

местного производства.

3 Модуль

Оценивать возможность и целесообразность применимости той или

иной технологии, в том числе с позиций экологичности производства;

прогнозировать для конкретной

технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда.

4 Модуль

Ориентироваться в видах устройств

автоматики в технологических машинах и бытовой технике;

различать автоматизированные и

роботизированные устройства;

собирать из деталей конструктора

роботизированные устройства;

проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных

простых механизмов, материального

или виртуального конструктора);

управлять моделями роботизированных устройств.

5 Модуль

Изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и

технологической документацией;

выполнять отделку изделий; использовать один из распространённых

в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

осуществлять текущий и итоговый

контроль и оценку качества готового

изделия, анализировать ошибки.

6 Модуль

Выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;

определять доброкачественность

пищевых продуктов по внешним признакам, органолептическими и лабораторными методами;

соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и

готовых блюд;

разбираться в технологиях заготовки продуктов питания и применять их

7 Модуль.

Ориентироваться в способах получения, преобразования и использования ядерной и термоядерной энергии.

8 Модуль

Характеризовать сущность коммуникации как формы связи информационных систем и людей;

ориентироваться в сущности менеджмента и иметь представление об

основных методах управления персоналом;

представлять информацию вербальными и невербальными средствами

при коммуникации с использованием

технических средств.

9 Модуль

Определять микроорганизмы по

внешнему виду;

создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных водорослей

владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей для получения продуктов питания.

10 Модуль

Описывать экстерьер и породные

признаки животных по внешнему виду

и справочным материалам;

описывать работу по улучшению

пород животных (в городских школах,

в клубах собаководов);

оценивать по внешним признакам

состояние здоровья домашних животных, проводить санитарную обработку,

простые профилактические и лечебные мероприятия для кошек, собак (в

городской школе), для сельскохозяйственных животных (в сельской школе);

описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями использования животных.

11 Модуль

- Разбираться в сущности социальных технологий;

ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям;

осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность»,

«спрос», «маркетинг», «менеджмент».


1 Модуль.

Применять методы творческого поиска технических или технологических

решений;

применять технологический подход

для осуществления любой деятельности;

овладеть элементами предпринимательской деятельности.

2 Модуль.

Определяться в приемлемости для

себя той или иной сферы производства или сферы услуг;

находить источники информации о

перспективах развития современных

производств в области проживания,

а также об актуальном состоянии и

перспективах развития регионального

рынка труда

3 Модуль.

Оценивать возможность и целесообразность применения современных

технологий в сфере производства и

сфере услуг в своём социально-производственном окружении;

оценивать возможность и целесообразность применения современных

технологий для бытовой деятельности

своей семьи

4 Модуль.

Моделировать машины и механизмы;

разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для

сформулированной идеи;

проводить модификацию действующих машин и механизмов применительно к ситуации или данному заданию.

5 Модуль.

Находить варианты изготовления

и испытания изделий с учётом имеющихся материально-технических

условий;

проектировать весь процесс получения материального продукта;

совершенствовать технологию получения материального продукта на

основе дополнительной информации

6 Модуль.

Осуществлять рациональный выбор

пищевых продуктов с учётом их питательной ценности и принципов здорового питания;

составлять индивидуальный режим

питания;

разбираться в особенностях национальной кухни и готовить некоторые

блюда;

сервировать стол, эстетически

оформлять блюда.

7 Модуль.

Давать сравнительную оценку электромагнитной «загрязнённости» ближайшего окружения;

давать оценку экологичности производств, использующих химическую

энергию;

выносить суждения об опасности и

безопасности ядерной и термоядерной

энергетики.

8 Модуль.

Владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения;

управлять конфликтами в бытовых

и производственных ситуация.

9 Модуль.

Создавать условия для клонального

микроразмножения растений;

давать аргументированные оценки

и прогнозы использования технологий клеточной и генной инженерии

на примере генно-модифицированных

растений.

10 Модуль.

Описывать признаки распространённых заболеваний домашних животных

по личным наблюдениям и информационным источникам;

исследовать проблему бездомных

животных как проблему своего микрорайона.

11 Модуль.

Применять методы управления персоналом при коллективном выполнении практических работ и созидательной деятельности;

разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий;

разрабатывать бизнес-план, бизнес-проект.



Содержание учебного предмета, курса.


Структура содержания программы выполнена по концентрической схеме. Содержание деятельности учащихся в каждом классе включает в себя 11 общих для всех классов модулей:

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.

Модуль 2. Производство.

Модуль 3. Технология.

Модуль 4. Техника.

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования

конструкционных материалов.

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.

Модуль 9. Технологии растениеводства.

Модуль 10. Технологии животноводства.

Модуль 11. Социальные технологии.

Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:

получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

элементы черчения, графики и дизайна;

элементы прикладной экономики, предпринимательства;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

технологическая культура производства;

культура и эстетика труда;

история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

виды профессионального труда и профессии.


Теоретические сведения.

Модуль 1. Теоретические сведения. Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес-плана.

Модуль 2. Транспортные средства в процессе производства. Особенности средств

транспортировки газов, жидкостей и сыпучих веществ.

Модуль 3. Новые технологии современного производства. Перспективные технологии и материалы XXI века.

Модуль 4. Роботы и робототехника. Классификация роботов. Направления современных разработок в области робототехники.

Модуль 5. Технология производства синтетических волокон. Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. Технологии производства искусственной кожи и её свойства. Современные конструкционные материалы и

технологии для индустрии моды.

Модуль 6. Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Рациональное

питание современного человека.

Модуль 7. Ядерная и термоядерная реакции. Ядерная энергия. Термоядерная

энергия.

Модуль 8. Сущность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Каналы

связи при коммуникации.

Модуль 9. Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. Технология клонального микроразмножения растений.

Технологии генной инженерии.

Модуль 10. Заболевания животных и их предупреждение.

Модуль 11. Что такое организация. Управление организацией. Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте. Трудовой договор как средство управления в менеджменте.


Практические работы.

Модуль 1. Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint.

Модуль 2. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о транспорте. Сравнение характеристик транспортных средств. Подготовка рефератов о видах транспортных средств.

Модуль 3. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о нанотехнологиях. Подготовка рефератов на тему «Нанотехнологии – мифы или реальность».

Модуль 4. Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями роботизированных устройств.

Модуль 5. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о новых достижениях в технологии производства искусственных материалов.

Модуль 6. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.

Модуль 7. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения ядерной и термоядерной энергии. Подготовка иллюстрированных рефератов по ядерной и термоядерной энергетике. Ознакомление с работой радиометра и дозиметра.

Модуль 8. Представление информации вербальными и невербальными средствами. Деловые игры по различным сюжетам коммуникации.

Модуль 9. Создание условий для клонального микроразмножения растений.

Модуль 10. Сбор информации и описание работы по улучшению пород кошек,

собак в клубах. Описание признаков основных заболеваний домашних

животных по личным наблюдениям и информационным источникам.

Модуль 11. Деловая игра «Приём на работу». Анализ позиций типового трудового

контракта.
























3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого модуля.


п/п

Тема/Модуль

Кол-во часов

Контроль

Методы и средства творческой и проектной деятельности (2ч)


1

Экономическая оценка проекта.

1

Входная диагностика Тест №1

2

Разработка бизнес- плана

1

Практическая работа

Производство (2ч)

3

Транспортные средства в процессе производства.

1


4

Особенности средств транспортировки газов, жидкостей и сыпучих предметов.

1

Практическая работа

Технология (3 ч)

5

Новые технологии современного производства.

1


6-7

Перспективные технологии и материалы XXI века

2

Практическая работа

Техника (3ч)

8

Роботы и робототехника.

1


9

Классификация роботов.

1


10

Направления современных разработок в области робототехники

1

Практическая работа

Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов (6 ч)

11

Технология производства синтетических волокон.

1


12-13

Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон.

2

Практическая работа

14-15

Технологии производства искусственной кожи и её свойства.

2


16

Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды

1

Практическая работа

Технологии обработки пищевых продуктов (4 ч)

17-18

Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов.

2


19-20

Рациональное питание современного человека

2

Практическая работа

Технологии получения, преобразования и использования энергии (3ч)

21

Ядерная и термоядерная реакции

1


22

Ядерная энергия

1

Практическая работа.

23

Термоядерная энергия

1


Технологии получения, обработки и использования информации (2ч)

24

Сущность коммуникации.

1


25

Каналы связи при коммуникации

1

Практическая работа

Технологии растениеводства (4 ч)

26

Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии.

1


27

Технология клонального микроразмножения растений.

1


28-29

Технологии генной инженерии

2

Практическая работа

Технологии животноводства (2 ч)

30-31

Заболевания животных и их предупреждение

2

Практическая работа

Социальные технологии (3 ч)

32

Что такое организация. Управление организацией.

1


33

Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте.

1

Практическая работа

34

Трудовой договор как средство управления в менеджменте

1

Итоговая диагностика: тест

Итого

34

14





Список оценочных практических работ по разделам


Название раздела /модуля

Название оценочных практических работ


Методы и средства творческой и проектной деятельности.

Практическая Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта.


Производство.

Практическое задание Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о транспорте. Сравнение характеристик транспортных средств.


Технология.

Практическая работа Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о нанотехнологиях. Подготовка рефератов на тему «Нанотехнологии – мифы или реальность»


Техника.

Практическая работа Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта.


Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов

Практическая работа Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о новых достижениях в технологии производства искусственных материалов.



Технологии обработки пищевых продуктов

Практическая работа Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.


Технологии получения, преобразования и использования энергии

Практическая работа Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения ядерной и термоядерной энергии.


Технологии получения, обработки и использования информации

Практическая работа Деловые игры по различным сюжетам коммуникации.


Технологии растениеводства

Практическая работа Создание условий для клонального микроразмножения растений.


Технологии животноводства

Практическая работа Сбор информации и описание работы по улучшению пород кошек, собак в клубах.


Социальные технологии

Практическая работа Деловая игра «Приём на работу». Анализ позиций типового трудового контракта.




































Дополнительные материалы к рабочей программе


Приложение 1


Входная контрольная работа по технологии для 9 класса

1 вариант

1. Для сохранения мира в семье необходимо:

подчеркивать ошибки и недостатки других членов семьи

не обращать внимания на других членов семьи

подшучивать над другими членами семьи

считаться с мнениями и желаниями других членов семьи


2. Формула П=Д-С определяет:

Доход

Прибыль

Себестоимость


3. Себестоимость товара включает в себя затраты на:

Материалы

Материалы и электроэнергию

Материалы , электроэнергию и оплату труда.


4. Доходы семейного бюджета могут складываться из:

зарплаты, пенсий, налогов

зарплаты, пенсий, обязательных платежей

зарплаты, пенсий, предпринимательства


5. Доходная часть бюджета семьи включает:

оплату развлечений;

зарплату;

оплату продуктов;

оплату коммунальных услуг.


6.Отметьте все правильные ответы: К разъемным соединениям относится:

соединение на заклепках;

сварные соединения;

соединения винтом;

соединения шурупом.


7. Какой источник электроэнергии выдает переменный ток:

сеть 220 в

аккумулятор

гальваническая батарейка

фотоэлемент


8. Безопасным является электрическое напряжение:

380В

220В

127В

36В

12В


9. Единица измерения силы тока:

вольт

Ом

ватт

ампер


10. Выберите правильный ответ. Детали двери и дверной коробки: ручки, замки, петли, устанавливают на:

Гвозди

Шурупы

Не имеет значения


t1611017355aa.png11.Какая профессия относится к «человек – природа» Учитель биологии

Столяр краснодеревщик

Резчик по дереву

Агроном


12.Выберите один правильный ответ.

Какому наглядному изображению соответствует чертеж:

А -?


2 вариант

1. Семейный бюджет представляет собой:

сумму всех доходов семьи

суммарную заработную плату членов семьи

сумму всех расходов семьи

план доходов и расходов семьи


2. Предпринимательство – это

трудовая деятельность

работа по найму

инициативная деятельность


3. Какое из свойств товаров говорит о его надёжности:

оригинальность

модность

практичность


4. Расходная часть бюджета семьи включает:

расходы на питание;

зарплату;

пенсию;

доход от предпринимательской деятельности.


5. Тепловое действие электрического тока используется в:

генераторах

электродвигателях

электроутюгах

трансформаторах


6. К устройствам управления и защиты в электрических цепях относятся:

трансформаторы

выпрямители

осветительные приборы

нагревательные приборы

выключатели и предохранители


7. Единица измерения напряжения:

Вольт

Ом

Ватт

Ампер


t1611017355aa.png8. Выполнение проекта начинается:

с выбора оптимальной идеи реализации проекта;

с разработки конструкции изделия;

с разработки технологии изготовления изделия;

с определения проблемы и темы проекта.


9. Выберите один правильный ответ.

Какому наглядному изображению соответствует чертеж:

А -?





10.Какая профессия относится к «человек – природа»

Учитель биологии

Столяр краснодеревщик

Резчик по дереву

Агроном



11. К контрольно- измерительному инструменту относятся:

стамеска

микрометр;

напильник;

штангенциркуль.


12. Основной опасностью при работе на станке является

поражение током

вылет заготовки

стружка

Система оценивания.

За каждый правильный ответ на вопрос учащийся получает 1 балл, максимальное количество баллов 12.

Критерии оценивания:


Количество баллов

оценка

1-3 балла

«1»

3-5 балла

«2»

6-8 баллов

«3»

9-10 баллов

«4»

11-12 баллов

«5»

 Ответы на тесты:

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 вариант

Г

Б

В

В

Б

В. Г

А

Г. Д

Г

Б

В. Г

Б

2 вариант

Г

В

В

А

В

Д

А

Г

А

В.Г

Г

А





Итоговая работа по технологии 9 класс

Контрольная (итоговая) работа для учащихся 9 класса составлена на основе учебника Технология. 8-9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ (В.М. Казакевич и др.); под ред. В.М. Казакевича.

Были изучены следующие модули:


Производство.

Технология.

Техника.

Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов.

Технологии обработки пищевых продуктов.

Технологии получения, обработки и использования энергии.

Технологии получения, обработки и использования информации.

Технологии растениеводства.

Технологии животноводства.

Социальные технологии.


Система оценивания итоговой работы

задания

Количество баллов

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

3

8

3

9

3

10

3

11

7

Итого

25



Шкала перевода баллов в оценки

«отлично»

25-21 баллов

«хорошо»

20-16 баллов

«удовлетворительно»

15-11 баллов

«неудовлетворительно»

0-10 баллов

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из трёх частей, включающих 11 заданий. На выполнение заданий отводится 40 минут. Задания необходимо выполнять на отдельных бланках для ответов.


Часть А включает 6 заданий. К каждому заданию даётся 3 варианта ответа, только один из них правильный.


Часть В состоит из 4 заданий. Ответы к этим заданиям необходимо сформулировать самостоятельно, в виде слов, сочетания букв или цифр и т.д., и вписать в прямоугольник.


Часть С включает 1 задание с развёрнутым открытым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связного рассказа.


Максимальное количество баллов за всю работу – 24 баллов.


Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.


За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до шести баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.



1 вариант



1 Не являются видами социальных услуг

Реклама товара

Медицинские услуги

Психологические услуги

2 Что не является источником формирования общественного мнения

Телевидение

Чтение

Случайно услышанный разговор

3. В каких случаях накладывают запрет на использование средств массовой информации



Реклама товара

Информация для осуществления экстремистской деятельности



Выпуск новостей

4 Нанотехнологии позволят в будущем

Создать молекулярных роботов-врачей

Шить на швейных машинках



Работать на токарном станке

5 К современным электротехнологиям не относятся

Дуговая сварка

Контактная сварка

Соединение паяльником

6. Фотоника исследует и разрабатывает

Лесные ресурсы

Свойства частиц света

Техническое творчество

1 Перечислите (не менее 6 ) категории людей с которыми работают социальные работники.

2 Критерии, отвечающие современным средствам массовой информации

3 Генная инженерия-это

4 Фотоника-это

1 Попробуйте объяснить своими словами, что такое нанотехнологии. Что представляет собой наноматериал?



2 вариант



1. Не являются видами социальных услуг

Реклама товара

Медицинские услуги

Психологические услуги

2. Что не является источником формирования общественного мнения

Телевидение

Чтение

Случайно услышанный разговор

3. В каких случаях накладывают запрет на использование средств массовой информации



Реклама товара

Информация для осуществления экстремистской деятельности



Выпуск новостей



4. Нанотехнологии позволят в будущем

Создать молекулярных роботов-врачей

Шить на швейных машинках



Работать на токарном станке

5. К современным электротехнологиям не относятся

Дуговая сварка

Контактная сварка

Соединение паяльником

6. Фотоника исследует и разрабатывает

Лесные ресурсы

Свойства частиц света

Техническое творчество

1. Перечислите ( не менее 6 ) категории людей с которыми работают социальные работники.

2. Критерии, отвечающие современным средствам массовой информации

3. Генная инженерия-это

4. Фотоника-это

1. Попробуйте объяснить своими словами, что такое нанотехнологии. Что представляет собой наноматериал?
















































Приложение 2


Методические материалы

Технологическая карта урока

Учитель: Переломова Татьяна Борисовна

Предмет: Технология.

Класс: 8

Автор УМК: А.В, Казакевич, Г.В. Пичугина

Раздел: Технология обработки и использования пищевых продуктов.

Тема урока: Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов (2 урока – 80 минут)

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Компьютер, мультимедийная презентация «Первичная и тепловая обработка мяса»

Цели урока - Познакомить с видами первичной и тепловой обработки мяса

Вид формируемых универсальных учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

познакомить с видами первичной и тепловой обработки мяса;

формировать и развивать умения по тепловой обработке мяса.

понимание, узнавание, обоснованное применение

Познавательные

развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;

прививать навыки культуры труда;

воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий с помощью учителя или одноклассников

Регулятивные

устанавливать цель дальнейшей деятельности

планировать работу

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности

ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь)

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм с помощью учителя или одноклассников

Организационная структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный этап


2 минуты

1.Настроить учащихся на работу по предмету


Фронтальная

1.Приветствует учащихся

2.Санкционирует подготовку учащихся класса к уроку и осуществляет проверку

1.Приветствуют учителя

2.Выполняют подготовку к уроку

Личностные УУД:

- овладевать установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда


Мотивационно -целевой этап


4 минут

1.Формировать личностный мотив учения


Беседа

Фронтальная

1.Актуализирует знания учащихся:

- Расскажите о питательной ценности мяса.

- Как хранят мясо?

-Какие виды мяса вы знаете?

- Дайте характеристику отдельных видов мяса.


1. Отвечают на поставленные вопросы.




2.Определяют тему урока

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД:

- определять цель дальнейшей деятельности

Коммуникативные УУД:

- слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные УУД:

- формировать познавательный интерес к предметной деятельности;

- осознавать необходимость в новых знаниях и их использовании в жизни


Поисково-исследовательский этап


8 минут




1.Организо-вать поиск решения проблемы

Исследование

Фронтальная

1. ПОКАЗ:

мультимедийная презентация «Первичная и тепловая обработка мяса»

2. Рассказывает о способах обработки мяса (см ресурсный материал к уроку)




1.Смотрят презентацию




2.Делают записи в тетрадь



Познавательные УУД:

- искать, выделять и анализировать необходимую информацию

Коммуникативные УУД:

- формулировать вопросы

Практический этап


18 минут




1.Организо-вать практическую работу

Объясни-тельно-иллюстративный, практический

Фронтальная, индивидуальная

1. Практическая работа «Определение качества мяса органолептическим методом» 2. Оценка полученных решений

1.Делятся на группы. Выполняют задания практической работы (визуальный, обонятельный, осязательный и вкусовой)

2. Оценивают работу другой группы

Познавательные УУД:

- практическое освоение учащимися определения качества мяса.

Рефлексивно-оценочный этап


8 минут

1.Оценивать свою способность и готовность к труду, в конкретной предметной деятельности

2.Самооценка


Метод «незаконченных высказываний»

Групповая, фронтальная

1.Создает атмосферу эмоционального комфорта. ответить на вопросы:

- Что включает в себя первичная обработка мяса?

- Перечислите виды тепловой обработки.

2.Предлагает ответить на вопросы

«Я сегодня узнала……»

« Я сегодня научилась….»


Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

- анализировать результат творческой деятельности

Коммуникативные УУД:

- осуществлять учебное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и самоконтроль

























Ресурсный материал к уроку

Первичная обработка мяса.

Приступая к переработке продуктов, нужно определить их свежесть и качество. Высококачественные продукты целесообразно сохранять в естественном виде при кулинарной обработке. Каждая хозяйка должна знать, что только с помощью тщательной первичной обработки продуктов можно приготовить вкусное блюдо.

Первичная обработка мяса включает  размораживание, зачистку загрязнённых мест, снятие поверхностной плёнки, крупных сухожилий, клейма, удаление приставшей бумаги, обмывание.

Размораживать мясо нужно при комнатной температуре, постепенно. Нельзя размораживать мясо в воде, так как при этом теряется значительное количество питательных веществ.

При приготовлении полуфабрикатов применяют такие приёмы, как нарезку, отбивание, подрезание сухожилий, панирование, шпигование, маринование.

Нарезать мясо нужно поперёк волокон под прямым углом или углом 40—45°, чтобы куски имели хороший вид, меньше деформировались: для гуляша — обязательно с кусочками жира, для жаркого — с трубчатой костью или суставом, для рагу — с косточкой. Отбивают мясо для разрыхления соединительной ткани, сглаживания поверхности и придания кускам соответствующей формы, что способствует равномерной тепловой обработке.

Панируют полуфабрикаты для уменьшения вытекания сока и испарения влаги: обваливают кусочки мяса в муке или сухарях до тех пор, пока поверхность этих кусочков не перестанет впитывать панировочный материал. Панировка должна тонким равномерным слоем располагаться по всей поверхности продукта. Чтобы лучше держалась панировка, полуфабрикаты перед панированием можно смочить в льезоне — яично-молочной смеси. Готовится льезон следующим образом: сырые яйца смешивают с молоком или водой, добавляют соль. На одно яйцо нужны '/з стакана молока или 'Д стакана воды, щепотка соли. Панирование способствует образованию хрустящей поджаристой корочки.

Первичная обработка субпродуктов. К пищевым субпродуктам относятся головы, мозги, языки, ноги, печень, почки, селезёнка, вымя, желудок (рубец), хвосты, уши, ливер (сердце, лёгкое и горло). Мороженые субпродукты оттаивают на воздухе. В воде можно оттаивать языки, мозги, почки, рубцы, вымя. Мозги замачивают в холодной воде в течение 1—2 часов для удаления крови и набухания плёнок. После этого плёнки осторожно снимают, не вынимая мозгов из воды. У печени вырезают кровеносные сосуды (у говяжьей удаляют плёнку), промывают в холодной воде, периодически меняя воду, затем погружают на 3—5 мин в кипяток, удаляют ножом слизистую оболочку, вновь тщательно промывают. От говяжьих почек отделяют жир, почки разрезают вдоль, замачивают в холодной воде в течение 2— 3 часов. Свиные, бараньи и телячьи почки не вымачивают. Вымя разрезают, удаляют крупные сосуды, промывают в холодной воде. Говяжьи ноги опаливают (если они с шерстью), очищают ножом от остатков шерсти, сбивают с копыт роговую оболочку, разрубают на 2 части и выдерживают в холодной воде 2—3 часа для устранения специфического запаха. С этой же целью отмачивают в холодной воде в течение 5—6 часов хвосты крупного рогатого скота, разрубленные на отдельные позвонки. Ливер разделяют на составные части: сердце,, горло и лёгкие. Горло и сердце разрезают вдоль, из последнего удаляют сгустки крови. Лёгкие разрезают по бронхам. После обработки ливер тщательно промывают в холодной воде. Языки промывают холодной водой, с верхней части удаляют загрязнения. Головы ошпаривают горячей водой, тщательно очищают и промывают.

Тепловая обработка мяса.

Варка.

В среднем продолжительность варки составляет: говядины 2—2 часа 45 минут, баранины — 1,5—2 часа 10 минут, свинины — 1 час 45 минут— 2 часа, телятины — 1 час 20 мин — 1 час 45 мин. Мясо старых животных подвергается более длительной тепловой обработке. Потеря массы мясных продуктов при варке составляет в среднем 40 %.

Потеря растворимых веществ в бульонах зависит от соотношения мяса и воды, размера кусков, времени варки и в среднем составляет 2,3—2,6 % массы мяса. Чем мельче куски, тем больше извлекается растворимых веществ.

При варке в воду переходит из мяса до 25 % жира, а при жарке вытапливается 23—28%. Отварное мясо для вторых блюд кулинары рекомендуют готовить следующим образом: воды следует брать из расчета 1,5 л на 1 кг мяса, чтобы она лишь покрывала мясо. Мясо нарезают на куски массой не более 2 кг, закладывают в кипящую воду и, когда она вновь закипит, продолжают варить при очень слабом кипении или без кипения при температуре 80—90 °С. Коренья (лук, петрушку, морковь) закладывают за 30 минут, а специи и соль за 15 минут до готовности. Чтобы мясо было сочным и вкусным, его нужно варить без кипения.

Из говяжьей туши для варки и приготовления вторых блюд используют лопатку и подлопаточную часть, грудинку, покромку, боковую и наружную часть задней ноги. Вареное мясо хранят в закрытой посуде в небольшом количестве бульона при температуре 50—60°. Вареное мясо при порционировании нарезают поперек волокон.

Сосиски и сардельки погружают в кипящую воду. Если сосиски в искусственной оболочке, ее осторожно накалывают вилкой и после варки она легко снимается. Когда вода вторично закипит, нагрев ослабляют и без кипения прогревают 5 минут. Сваренные сосиски и сардельки хранить в горячем виде более 20 минут не рекомендуется, так как их оболочка может лопнуть, а фарш пропитается водой и будет безвкусным.

Припускание.

Способ тепловой обработки, при котором жидкости берут значительно меньше, чем для варки. Продукты укладывают в один слой в смазанный маслом сотейник или низкую кастрюлю, добавляют соль и специи, подливают немного воды или бульона, чтобы они покрывали продукты примерно на 1/3 их высоты. Затем плотно закрывают сотейник крышкой и ставят его в горячий духовой шкаф или на плиту. Продукт доводится до готовности под действием пара.

Жаренье.

Для приготовления жареных мясных блюд используют нежные части говяжьей туши — вырезку, спинные и поясничные части (толстый и тонкий край) и все части туши телятины. Продукты и полуфабрикаты, предназначенные для жарки, необходимо солить непосредственно перед тепловой обработкой.

Наиболее распространенный способ жаренья — в сковороде или другой посуде с небольшим количеством жира (5—10 % от массы продукта) без добавления воды при температуре.  При жарке продукт следует класть только в хорошо разогретый жир. Мелкие куски мяса, а также порционные натуральные и запанированные изделия жарят в течение 8—20 минут (температура 140—160 °С). Для жарки в сковороде мясо зачищают, нарезают толщиной не более 2-х см поперек волокон. При проколе поварской иглой из готовых изделий должен выделяться бесцветный прозрачный сок.

Тушение.

Комбинированный вид тепловой обработки, при котором вначале производится обжаривание продукта, а затем варка с приправами и соусами. Тушить можно все виды мяса. Обычно из говяжьей туши используют для тушения боковую и наружную части задней ноги, лопатку, подлопаточную часть, покромку (от туши 1-й категории). В кислой среде коллаген быстрее переходит в растворимый глютин. Поэтому во время тушения во многие блюда добавляют томат. Продукт со всех сторон обжаривают до образования корочки и укладывают в глубокую, для тушения, посуду.

Брезирование.

Способ тепловой обработки, когда продукт сначала припускают в небольшом количестве бульона и жира, а затем обжаривают в духовке.

Запекание.

Распространенный способ тепловой обработки. Перед запеканием мясо варятприпускаютжарят или тушат. Изделие посыпают сухарями и смазывают жиром. Запекание производят в жарочных шкафах, духовках, при температуре 300—350° в металлических формах, сковородах или блюдах. Продукт считается готовым, когда он прогревается до 80—95° и на его поверхности образуется румяная корочка.



Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.