12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Александр Алексеевич Сакалин47 Россия, Архангельская обл., село Верхняя Тойма |
Рабочая программа по технологии( мальчики)
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
Утверждаю
директор школы:
____________ А.В. Русанов
«__» _____________2020
Согласовано
заместитель директора школы
__________ /Боровая М.В.
« » августа 2020
Рабочая программа
по технологии
для 5-8 классов
на 2020-2021 учебный год
Верхняя Тойма
2020
Рассмотрено на заседании МО учителей____________
Протокол № ____________
от «____» __________2020
Руководитель МО
____________/___________
Программу составил
Сакалин А.А.,
Учитель технологии МБОУ «Верхнетоемская СОШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативно-правовых документов, на основе которых разработана Рабочая программа:
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
Программа основного общего образования «Технология. Технический труд» (под редакцией В.М. Казакевича)
Тематическое планирование ориентировано на применение учебной программы «Технология. Технический труд», разработанной А.К.Бешенковым, В.М.Казакевич, Г.А.Молевой (Рабочие программы. Технология. 5—8 классы : учебно- методическое пособие / сост. Е. Ю. Зеленецкая. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 150, [10] с.) и использование учебников данных авторов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6-8 КЛАССОВ УУД
Личностные УУД:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности.
Регулятивные УУД:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость.
Познавательные УУД
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требовании действующих нормативов и стандартов;
Коммуникативные УУД:
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда.
Основное содержание курса
(из Проекта стандартов второго поколения)
Направление «Индустриальные технологии» (не менее 128 ч)
Главными целями технологического образования в области индустриальных технологий являются:
• формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
• приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования;
• подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования для труда в сфере промышленного производства.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, графических, расчетных и проектных операций.
Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению, а также по разделу «Машиноведение». Такие работы могут проводиться также по разделам «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» и «Электротехнические работы» при наличии необходимого учебного оборудования.
Темы раздела «Технологии домашнего хозяйства» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо силами школы подготовить соответствующие учебные стенды и наборы раздаточного материала.
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов (не менее 70 ч)
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (18 ч)
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей изделия и материалов на технической и технологической документации. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта и ее назначение. Использование ЭВМ для подготовки графической документации.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке.
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках. Исследование твердости древесины и древесных материалов.
Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической документации.
Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов (10 ч)
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.
Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.
Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов, автоматизация процессов производства.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверлильных и токарных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке.
Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на холостом ходу.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах. Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.
Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (16 ч)
Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Виды, способы получения и обработки отливок из металла, проката. Исследование технологических свойств металлов.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.
Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Спецификация. Допуски и посадки. Правила чтения сборочных чертежей. Применение компьютеров при проектировании и разработке графической документации.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.
Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и защитных покрытий.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов. Исследование твердости и пластичности металлов; оценка возможности их использования с учетом вида и предназначения изделия. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проката и проволоки и искусственных материалов. Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической документации.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (10 ч)
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом.
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы подготовки к работе, приемы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов.
Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения.
Современные обрабатывающие центры и станки с числовым программным управлением. Роботизированные комплексы.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов.
Виды соединений деталей из металлов и искусственных материалов, их классификация. Особенности выполнения сборочных работ.
Правила безопасности труда при выполнении работ на металлорежущих станках.
Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с обработкой металлов и искусственных материалов.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и инструментов.
Изготовление деталей по технической документации.
Изучение устройства токарного и фрезерного станков. Проверка работы станков на холостом ходу. Регулировка станков (вспомогательные механизмы и приспособления). Установка режущего инструмента на станках.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (16 ч)
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и одежде, художественно-прикладные изделия.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятие о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной и металлами в России.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными видами инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя*). Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации. Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами.
Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлами.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей. Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Отделка и презентация изделий.
Соблюдение правил безопасности труда.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (не менее 24 ч)
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (4 ч)
Способы ухода за различными видами половых покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт.
Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту.
Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса
.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели, восстановление лакокрасочных покрытий и сколов. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.
* Для учащихся основной школы могут быть рекомендованы следующие технологии художественно-прикладных работ по всем направлениям предмета технологии: резьба по дереву, инкрустация, выжигание, плетение из лозы и соломки, фигурное точение древесины и пластмасс, чеканка, технологии просечного металла, лоскутное шитье, роспись ткани, узелковый батик, различные виды вязания, тиснение по коже, изготовление изделий из глины.
Тема 2. Эстетика и экология жилища (4 ч)
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.
Тема 3. Бюджет семьи (4 ч)
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке
товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Положения законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Тема 4. Технологии ремонтно-отделочных работ (8 ч)
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Способы размещения декоративных элементов в интерьере.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка различных типов обоев (на лабораторных стендах).
Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.
Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Тема 5. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации ( 6 ч)
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники.
Виды инструментов и приспособлений для санитарнотехнических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта запорной аппаратуры.
Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах со сменными буксами.
Раздел 3. Электротехника (не менее 12ч)
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии (4 ч)
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.
Подсоединение проводов к электрическому патрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Проверка пробником соединений и проводов в простых электрических цепях.
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики (4 ч)
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков (механические, контактные, реостат), биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и о регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты.
Сборка и испытание модели автоматической сигнализации о достижении максимального уровня жидкости или температуры (из деталей электроконструктора).
Тема 3. Бытовые электроприборы (4 ч)
Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Характеристики бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Пути экономии электрической энергии в быту.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Исследование соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп.
Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование (4 ч)
Тема 1. Сферы производства и разделение труда (2 ч)
Сферы и отрасли современного индустриального производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования.
Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Виды сквозных профессий по отраслям индустриального производства.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда.
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 ч)
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.
Профессиональные качества личности. Профессиональный отбор кадров. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности.
Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Выбор по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.
Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда.
Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Раздел 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (не менее 18 ч)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (18 ч)
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.
Методы поиска научнотехнической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве.
Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Темы практических работ
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием компьютера, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Примеры изделий, которые можно выбрать в качестве объекта проектирования
Изделия из древесины и поделочных материалов:
• предметы обихода и интерьера, головоломки, настольные игры, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажеры, модели автомобилей, судов и т. д., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок, раздаточные материалы для учебных занятий, оборудование для лабораторных и практических работ, спортивные тренажеры и др.
Изделия из сплавов металлов и искусственных материалов:
• ручки для дверей, головоломки, блесны, элементы интерьера, инвентарь для мангала или камина, наборы для барбекю, коптильни, багажники для велосипедов, подставки для цветов, макеты структур химических элементов, наглядные пособия, оборудование для лабораторных работ и др.
Календарно-тематическое планирование, 6 класс
Тема урока. Содержание учебного материала. Региональный компонент(РК) | Виды контроля, требования к уровню подготовки обучающихся | Практическая часть | Дата проведения урока | |||
6 А | 6Б | 6В | ||||
Раздел « Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов» Тема «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» (22.часа) Тема «Технология машинной обработки древесины и древесных материалов» (8 часов) | ||||||
1. «Введение. ИОТ» Содержание предмета «Технология». Правила внутреннего распорядка. Правила безопасного труда. | Знать: правила внутреннего распорядка; правила безопасной работы в мастерской. | - | | | | |
2. «Рациональное оборудование рабочего места» Рациональное оборудование рабочего места. Правила оборудования рабочего места при выполнении технологических операций. | Знать: правила рационального оборудования рабочего места. | | | | | |
3-4. «Механические свойства древесины.
| Тест «Рациональное оборудование рабочего места» Знать: механические свойства древесины и их влияние на выбор заготовки. | Определение твердости древесины. | | | | |
5-6. «Чертеж детали цилиндрической формы» Графическое изображение детали цилиндрической формы. Выбор количества видов с учетом нанесения размеров. | Тест «Механические свойства древесины» Знать: правила нанесения знаков диаметра и радиуса. | Выполнение чертежа детали цилиндрической формы. | | | | |
7-8. «Изготовление детали круглого сечения ручными инструментами» Технология изготовления деталей круглого сечения ручными инструментами. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества. | Творческое задание Знать: технологию изготовления деталей круглого сечения ручными инструментами; назначение инструментов и приспособлений, правила безопасной работы с ними. | Изготовление деталей круглого сечения ручными инструментами | | | | |
9-10. «Технологическая машина - как вид рабочих машин» Понятие о рабочей машине. Технологические машины и их рабочий орган. Транспортные машины и их рабочий орган. История зарождения наземных транспортных машин. Водный и воздушный транспорт. Виды транспортирующих машин. | Знать: понятие «рабочие машины», виды рабочих машин; структуру рабочей машины ( составные части ). | | | | | |
11-12. «Токарный станок как технологическая машина. Устройство станка» Токарный станок – технологическая машина. Устройство токарного станка. Виды операций, выполняемых на СТД-120М. Правила безопасной работы на станке. | Знать: устройство токарного станка; виды операций, выполняемых на СТД-120М; правила безопасной работы на станке. | Знакомство с устройством СТД-120М | | | | |
13-14. «Технология точения древесины на токарном станке» Подготовка заготовки к точению. Выбор инструментов. Приемы работы на СТД. | Тест «Устройство сверлильного станка» Знать: приемы подготовки заготовки к точению; назначение ручного инструмента; приемы работы на токарном станке. | Точение цилиндрических поверхностей. | | | | |
15-16. «Способы контроля формы и размеров изготавливаемой детали» Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов. | Знать: способы контроля формы и размеров изготавливаемой детали; приемы устранения выявленных дефектов. | Точение цилиндрических поверхностей и устранение дефектов точения. | | | | |
17-18. «ДВП и ДСП. Области их применения.
| Знать: что собой представляют ДСП и ДВП, их преимущества и недостатки; способы производства ДСП и ДВП; способы экономии древесины на различных этапах деревообработки. | | | | | |
19-20. «Технологические особенности сборки изделий на клее»
| Знать: виды клея для соединения деталей из древесины; технологию выполнения клеевого соединения; правила безопасной работы с клеем; | Соединение деталей изделия клеем. | | | | |
21-22. «Декоративная отделка изделий из древесины» Декоративная отделка и ее назначение. Приемы нанесения водных красителей. Приемы отделки изделий выжиганием. | Тест «Склеиванеи древесины» Знать: виды декоративной отделки изделий из древесины и их назначение; приемы нанесения водных красителей; приемы отделки выжиганием. | | | | | |
23-24. «Изготовление изделий из древесины» Планирование работы. Технологическая карта. | Знать: сущность понятия «техноло-гическая карта» Уметь: планировать работу по изготовлению изделия. | Планирование работы по изготовлению изделия. | | | | |
25-26. «Изготовление изделий из древесины»
| Знать: влияние пороков древесины на качество будущего изделия; требования к выбору заготовки. Уметь: выбирать заготовку; выполнять операции по обработке древесины. | Выбор заготовки. Выполнение операции по обработке древесины. | | | | |
27-28. «Изготовление изделий из древесины». Изготовление деталей изделия. | Знать: технологию изготовления деталей призматической формы. Уметь: выполнять операции по обработке древесины. | Выполнение операции по обработке древесины. | | | | |
29-30. «Изготовление изделий из древесины». Сборка изделия. Отделка изделия. | Знать: технологию сборки изделий на клею; технологию подготовки изделий под прозрачную отделку. Уметь: выполнять сборку на клею; подготавливать изделия под прозрачную отделку. | Выполнение сборки на клею. Подготовка изделия под прозрачную отделку. | | | | |
|
Раздел « Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов» Тема «Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 часа)
| |||||
31. «Организация рабочего места при работе с металлами и пластмассами» | Знать: правила поведения в учебной мастерской. Уметь: организовать рабочее место. | | | | | |
32. «Черные и цветные металлы и сплавы» Железо и его сплавы. Цветные металлы и их сплавы. Область их применения. РК: добыча полезных ископаемых в Архангельской области | Знать: черные и цветные металлы и их сплавы; область их применения. Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему виду. | Распознавание металлов и сплавов по внешнему виду. | | | | |
33-34. «Механические свойства металлов и сплавов» Механические свойства металлов и сплавов: твердость, прочность, пластичность, вязкость, упругость. Учет свойств при изготовлении изделий. | Тест «Черные и цветные металлы и сплавы» Знать: механические свойства металлов и сплавов. Уметь: учитывать свойства при изготовлении изделий. | | | | | |
35-36. «Сортовой прокат. Способы получения сортового проката» Понятие о процессе обработки металлов. Виды сортового проката. Способы получения. | Тест «Механические свойства металлов и сплавов» Знать: виды изделий из сортового проката; способы получения сортового проката. Уметь: определять из какого сортового проката изготовлена деталь. | Определение вида сортового проката, из которого изготовлена деталь | | | | |
37-38. «Чертеж детали из сортового проката» Графическое изображение деталей из сортового проката. Чтение чертежей. | Тест «Сортовой прокат» Знать: графическое изображение деталей из сортового проката. Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката. | Чтение чертежей. | | | | |
39-40. «Технологическая карта. Планирование работы по изготовлению изделий из сортового проката» | Знать: назначение технологической карты; последовательность ее составления. Уметь: составлять и читать технологическую карту | Составление технологической карты | | | | |
41-42. «Измерение деталей с помощью штангенциркуля» Назначение и устройство штангенциркуля. Измерения штангенциркулем. | Знать: назначение и устройство штангенциркуля; приемы измерения штангенциркулем. Уметь: контролировать и измерять размеры с помощью штангенциркуля. | Измерения штангенциркулем | | | | |
43-44. «Резание металла слесарной ножовкой» Назначение и устройство слесарной ножовки. Приемы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы. | Знать: назначение и устройство слесарной ножовки; приемы резания металла слесарной ножовкой; правила безопасной работы Уметь: подготавливать ножовку к работе; выполнять резание металла. | Резание металла слесарной ножовкой | | | | |
45-46. «Рубка металла зубилом» Инструменты для рубки металла. Приемы рубки в тисках и на плите. Правила безопасной работы. | Знать: инструменты для рубки металла; приемы рубки в тисках и на плите; правила безопасной работы. Уметь: выполнять рубку на плите. | Рубка металла зубилом | | | | |
47-48. «Опиливание металла» Опиливание металла. Инструменты для выполнения операции опиливания. Правила безопасной работы. | Тест «Рубка металла» Знать: назначение операции опиливания металла; инструменты для выполнения операции опиливания; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию опиливания деталей из металла. | Опиливание металла | | | | |
49-50. «Виды заклепочных соединений. Способы выполнения» Виды заклепок, область их применения. Выполнение заклепочных швов. | Знать: виды заклепок, область их применения; приемы выполнения заклепочных швов; правила безопасности. Уметь: выполнять заклепочное соединение. | Выполнение заклепочного соединения. | | | | |
51-52. «Виды пластмасс. Технологии обработки пластических материалов» Виды, свойства и технология обработки наиболее распространенных пластмасс. | Фронтальный опрос Знать: виды, свойства и технологию обработки наиболее распространенных пластмасс. Уметь: выбирать материалы в соответствии с творческим замыслом изготовления изделий. | | | | | |
| Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» Тема «Проектные работы» (16 часов) | |||||
53-54. «Выбор объекта проектирования. Обоснование» | Знать: способы изучения потребностей. Уметь: обосновать выбор объекта проектирования; сформулировать задачи проектирования | Выбор объекта проектирования, обоснование. Формулирование задачи | | | | |
55-56. «Поиск информации. Анализ прототипов» | Знать: способы поиска информации Уметь: отбирать необходимую информацию и анализировать. | Анализ возможных идей | | | | |
57-58. «Разработка эскиза изделия. Выбор материала» | Уметь: выполнять эскиз. | Разработка эскиза проектируемого изделия | | | | |
59-60. «Планирование работы по изготовлению. Технологическая карта» | Уметь: планировать работу по изготовлению изделия | Планирование работы по изготовлению изделия | | | | |
61-62. «Изготовление деталей изделия» | Уметь: изготавливать изделие по технологической карте | Изготовление деталей изделия по технологической карте | | | | |
63-64. «Отделка деталей изделия. Сборка изделия» | Уметь: изготавливать изделие по технологической карте | Сборка изделия. Отделка изделия | | | | |
65-66. «Определение стоимости материалов, израсходованных на изготовление изделия» | Уметь: определять стоимость израсходованных материалов | Определение стоимости израсходованных материалов | | | | |
67-68. «Выводы по итогам работы. Защита проекта» | | Защита проекта | | | |
Календарно-тематическое планирование, 7 класс
Тема урока. Содержание учебного материала. Региональный компонент(РК) | Виды контроля, требования к уровню подготовки обучающихся | Практическая часть | Дата проведения урока | |
7 А | 7 Б | |||
Раздел « Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов» Тема «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» (22 часа) Тема «Технология машинной обработки древесины и древесных материалов» (2 часа) | ||||
1. «Введение. ИОТ»
| Знать: правила внутреннего распорядка; правила безопасной работы в мастерской; | - | | |
2. «Технологические свойства древесины» Технологические свойства древесины: способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию. Учет свойств при выборе заготовки и изготовлении изделия. | Знать: технологические свойства древесины и их влияние на выбор заготовки и изготовление изделия. | Исследование технологических свойств древесины | | |
3. «Пороки строения древесины» Пороки строения древесины: наклон волокон, свилеватость, крень, кармашек, сухобокость, прорость. Их достоинства и недостатки при изготовлении изделия. | Тест «Свойства древесины» Знать: пороки строения древесины; их достоинства и недостатки при изготовлении изделия. Уметь: использовать пороки с учетом функционального назначения изделия; размечать и разрезать заготовки с учетом пороков. | Определение пороков древесины на образцах | | |
4. «Дефекты обработки древесины»
| Знать: дефекты обработки древесины, их влияние на экономный расход материала при выборе заготовки. | Определение дефектов обработки древесины на образцах | | |
5-6. «Влажность древесины. Сушка древесины» Понятия «гигроскопичность» и «степень влажности» древесины. Сушка древесины. Способы определения влажности древесины. | Тест «Пороки древесины» Знать: понятия «гигроскопичность» и «степень влажности» древесины, «сушка древесины»; способы сушки и определения влажности древесины. | Определение влажности древесины весовым способом | | |
7-8. «Чертеж детали с конической поверхностью» Изображение деталей с конической поверхностью. Обозначение конусности. Чтение чертежей деталей с конической поверхностью. | Тест «Сушка древесины» Знать: способы изображения деталей с конической поверхностью и обозначения конусности. | Чтение и выполнение чертежей деталей с конической поверхностью. | | |
9-10. «Обтачивание конических и фасонных поверхностей» | Тест «Чертеж детали с конической поверхностью» Знать: приемы точения конических и фасонных поверхностей; инструменты и приспособления; способы контроля формы и размеров. | Точение конических и фасонных поверхностей. | | |
11-12. «Изготовление плоских деталей криволинейной формы» Технология изготовления деталей криволинейной формы. Инструменты и приспособления. Правила безопасного труда. | Знать: технологию изготовления деталей криволинейной формы; инструменты и приспособления; правила безопасного труда. | Изготовление плоских деталей криволинейной формы | | |
13-14. «Шиповое соединение. Порядок выполнения» Шиповое соединение, его назначение. Элементы шипового соединения. Виды шипового соединения. Технология изготовления шипового соединения на открытый сквозной одиночный шип. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. | Знать: что такое шиповое соединение, его элементы; виды шипового соединения; технологию изготовления шипового соединения на открытый сквозной одиночный шип; инструменты и приспособления; правила безопасной работы. | Изготовление шипового соединения на открытый сквозной одиночный шип. | | |
15. «Перспективные технологии обработки древесины»
| Знать: проблемы утилизации древесных отходов; виды комплексной переработки древесины; современные древесные материалы. | | | |
16. «Профессия изготовитель художественных изделий из древесины» Сведения о профессии изготовителя художественных изделий из древесины. РК: профессия изготовитель художественных изделий в Архангельской области | Знать: виды специальностей профессии изготовитель художественных изделий из древесины; требования к профессии. | | | |
17-18. «Изготовление изделий из древесины». Планирование работы. Технологическая карта. | Тест «Перспективные технологии обработки древесины» Знать: сущность понятия «технологическая карта» Уметь: планировать работу по изготовлению изделия. | Планирование работы по изготовлению изделия. | | |
19-20. «Изготовление изделий из древесины». Выбор материла. Изготовление деталей изделия. | Знать: влияние пороков древесины на качество будущего изделия; требования к выбору заготовки. Уметь: выбирать заготовку; выполнять операции по обработке древесины. | Выбор заготовки; выполнение операций по обработке древесины. | | |
21-22. «Изготовление изделий из древесины». Изготовление деталей изделия. | Знать: технологию изготовления деталей призматической формы. Уметь: выполнять операции по обработке древесины. | Выполнение операций по обработке древесины. | | |
23-24. «Изготовление изделий из древесины». Сборка изделия. Отделка изделия. | Знать: технологию сборки изделий на клею; технологию подготовки изделий под прозрачную отделку. Уметь: выполнять сборку на клею; подготавливать изделия под прозрачную отделку. | | | |
Раздел « Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов» Тема «Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов» (16 часов) Тема «Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов» (12 часов) | ||||
25-26. «Технологические свойства сталей» Технологические свойства сталей: ковкость, свариваемость, жидкотекучесть, прокаливаемость, износостойкость. | Знать: технологические свойства сталей (ковкость, свариваемость, жидкотекучесть, прокаливаемость, износостойкость) | | | |
27-28. «Классификация и маркировка сталей» Виды сталей. Принципы классификации и маркировки сталей. | Тест «Технологические свойства сталей» Знать: принципы классификации и маркировки сталей. Уметь: читать марки сталей. | Чтение марок сталей. | | |
29-30. «Термическая обработка металлов и сплавов» Сущность термической обработки стали и ее виды. Оборудование и приспособления для термической обработки. | Фронтальный опрос Знать: сущность термической обработки стали и ее виды; оборудование и приспособления для термической обработки | | | |
31-32. «Сечения и разрезы на чертежах» Понятия сечение и разрез. Определение мест необходимых сечений и разрезов на деталях. Чтение чертежей. | Тест «Термическая обработка металлов и сплавов» Знать: понятия сечения и разрез, правила их выполнения. Уметь: определять места необходимых сечений и разрезов на деталях; читать чертежи деталей, содержащих разрезы и сечения. | Чтение чертежей деталей, содержащих разрезы и сечения. | | |
33-34. «Устройство и назначение токарно-винторезного станка» Токарно-винторезный станок: устройство и назначение. Управление ТВС. Профессия - токарь. | Знать: назначение и устройство ТВС; органы управления ТВС. Уметь: управлять станком. | Знакомство с органами управления станком. Управление станком | | |
35-36. «Виды и назначение токарных резцов» Токарный резец, элементы резца. Виды и назначение токарных резцов. Правила и приемы установки резцов. | Фронтальный опрос Знать: элементы резца, виды и назначение токарных резцов; правила и приемы установки резцов. Уметь: устанавливать резец в резцедержателе. | Знакомство с видами токарных резцов. Установка токарного резца. | | |
37-38. «Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей» Правила и приемы обтачивания наружных цилиндрических поверхностей. Правила безопасной работы. | Фронтальный опрос Знать: правила и приемы обтачивания наружных цилиндрических поверхностей; правила безопасной работы. Уметь: обтачивать наружные цилиндрические поверхности. | Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей. | | |
39-40. «Обработка торцовых поверхностей и уступов» Правила и приемы обработки торцовых поверхностей и уступов. | Фронтальный опрос Знать: правила и приемы обработки торцовых поверхностей и уступов. Уметь: обрабатывать торцовые поверхности и уступы. | Обработка торцовых поверхностей и уступов. | | |
41-42. «Общие понятия о резьбе и резьбовых соединениях. Изображение и обозначение резьбы» Резьба. Виды резьбы. Основные элементы резьбы. Виды резьбовых соединений. Изображение и обозначение резьбы. | Тест «Технология токарной обработки металлов и сплавов» Знать: понятие резьба; виды резьбы; основные элементы резьбы; виды резьбовых соединений; правила изображения и обозначения резьбы на чертежах. Уметь: читать чертежи деталей, содержащих резьбу. | Чтение чертежей деталей, содержащих резьбу. | | |
43-44. «Нарезание наружной резьбы ручными инструментами» Инструменты и приспособления для нарезания наружной резьбы. Приемы нарезания резьбы. Правила безопасного труда. | Тест «Резьба и резьбовые изделия» Знать: инструменты и приспособления для нарезания наружной резьбы; приемы нарезания резьбы; правила безопасного труда. Уметь: нарезать наружную резьбу ручными инструментами. | Нарезание наружной резьбы ручными инструментами. | | |
45-46. «Нарезание внутренней резьбы» Инструменты и приспособления для нарезания внутренней резьбы. Приемы нарезания резьбы. Правила безопасного труда. | Тест «Нарезание резьбы наружными инструментами» Знать: инструменты и приспособления для нарезания внутренней резьбы; приемы нарезания резьбы; правила безопасного труда. Уметь: нарезать внутреннюю резьбу ручными инструментами. | Нарезание внутренней резьбы ручными инструментами. | | |
47-48. «Понятие о полимере. Пластмасса как полимерный композиционный материал» Понятие о полимере. Пластмасса как полимерный композиционный материал. | Фронтальный опрос Знать: понятие о полимере; о приме-нении пластмассы как композицион-ного материала | | | |
49-50. «Понятие о механизме. Понятие о передаточном отношении» Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Передаточное отношение. | Знать: сущность понятия механизм; виды механизмов и их назначение; детали механизмов; сущность понятия передаточное отношение. | Расчет передаточного отношения механизмов | | |
51-52. «Кинематическая цепь. Кинематическая схема» Кинематическая цепь. Кинематическая схема. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах. | Знать: условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематичес-ких схемах. Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы. | Чтение и составление кинематических схем. | | |
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» Тема «Проектные работы» (16 часов) | ||||
53-54. «Выбор объекта проектирования. Обоснование» | Фронтальный опрос Знать: способы изучения потребностей. Уметь: обосновать выбор объекта проектирования; сформулировать задачи проектирования | Выбор объекта проектирования, обоснование. Формулирование задачи | | |
55-56. «Поиск информации. Анализ прототипов» | Знать: способы поиска информации Уметь: отбирать необходимую информацию и анализировать. | Анализ возможных идей | | |
57-58. «Разработка эскиза изделия. Экологическое и экономическое обоснование будущего изделия» | Знать: приемы экологического и экономического обоснования изделия Уметь: выполнять эскиз. | Разработка эскиза проектируемого изделия. Экологическое и экономическое обоснование будущего изделия | | |
59-60. «Планирование работы по изготовлению. Технологическая карта» | Уметь: планировать работу по изготовлению изделия | Планирование работы по изготовлению изделия | | |
61-62. «Изготовление деталей изделия» | Уметь: изготавливать изделие по технологической карте | Изготовление деталей изделия по технологической карте | | |
63-64. «Отделка деталей изделия. Сборка изделия» | Уметь: изготавливать изделие по технологической карте | Сборка изделия. Отделка изделия | | |
65-66. «Определение стоимости материалов, израсходованных на изготовление изделия» | Уметь: определять стоимость израсходованных материалов | Определение стоимости израсходованных материалов | | |
67-68. «Выводы по итогам работы. Защита проекта» | | Защита проекта | | |
Календарно-тематическое планирование, 8 класс
Тема урока. Содержание учебного материала. Региональный компонент(РК) | Виды контроля, требования к уровню подготовки обучающихся | Практическая часть | Дата проведения урока | |
8 А | 8 Б | |||
1. «Вводное занятие» | | | | |
Раздел «Технология домашнего хозяйства» (7 часов) | ||||
Тема «Бюджет семьи» (5 часов) | ||||
2. «Бюджет семьи» Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. | Знать: источники семейных доходов; из чего складывается бюджет семьи; потребности человека, минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Уметь: составлять бюджет на месяц. | Составление бюджета семьи на месяц. Решение задач. | | |
3. «Потребительский кредит» Виды потребительских кредитов. Плюсы и минусы потребительского кредита. Что необходимо знать при оформлении потребительского кредита. | Тест «Бюджет семьи» Знать: виды потребительских кредитов; плюсы и минусы потребительского кредита; что необходимо знать при оформлении потребительского кредита. Уметь: оценивать изменение семейного бюджета при получении кредита. | Решение задач | | |
4. «Как правильно распорядиться свободными средствами» Способы приумножения денег. Банковский вклад. Условия договора. | Фронтальный опрос Знать: способы приумножения денег; что такое банковский вклад; условия договора. Уметь: рассчитать доход при оформлении кредита или другой сделки. | Решение задач | | |
5-6. «Определение финансовых затрат на изготовление изделие» Из чего складываются затраты на изготовление изделия? Как определить затраты? Определение целесообразности изготовления изделия. | Фронтальный опрос. Знать: из чего складываются затраты на изготовление изделия; как определить затраты; определение целесообразности изготовления изделия. Уметь: определить стоимость затрат на изготовление изделия. | Определение стоимости затрат на изготовление изделия | | |
Тема «Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации» (2 часа) | ||||
7. «Санитарно-техническое оборудование» Санитарно-техническое оборудование. Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта запорной аппаратуры. | Фронтальный опрос Знать: какие устройства относятся к санитарно-техническому оборудованию их общее устройство; виды неисправностей, возникающих в системе санитарно-технического оборудования. Уметь: определять приборы и детали санитарно-технического оборудования, их неисправности.
| Знакомство с приборами и деталями санитарно-технического оборудования, их неисправностями. | | |
8. «Инструменты и приспособления для санитарно-технических работ» Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними. | Фронтальный опрос Знать: виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ; их назначение, способы и приемы работы с ними. Уметь: организовать рабочее место для выполнения санитарно-технических работ. | Знакомство с видами инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ | | |
Раздел «Современное производство и профессиональное образование» (8 часов) | ||||
Тема «Сферы производства и разделение труда» (2 часа) | ||||
9. «Сферы производства и разделение труда» Сферы и отрасли современного индустриального производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. РК: приоритетные направления развития техники и технологий в отраслях Архангельской области | Фронтальный опрос Знать: сферы и отрасли современного индустриального производства; основные составляющие производства; основные структурные подразделения производственного предприятия; горизонтальное и вертикальное разделение труда; влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда; уровни квалификации и уровни образования. факторы, влияющие на уровень оплаты труда. | | | |
10. «Роль профессии в жизни человека» Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. РК: региональный рынок труда и его конъюнктура | Фронтальный опрос Знать: понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. | Анкета | | |
Тема «Профессиональное образование и профессиональная карьера» (6 часов) | ||||
11. «Склонности и интересы при выборе профессии» Склонности и интересы. Общее и различия в этих понятиях. Управление своими интересами. | Фронтальный опрос Знать: что такое склонности и интересы; общее и различия в этих понятиях; что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу; можно ли управлять своими интересами | Самооценка склонностей и интересов при выборе профессии | | |
12. «Классификация профессий по предмету труда»
Признаки, определяющие типы профессий. Типы профессий. Виды профессий по пииту. | Фронтальный опрос Знать: признаки, определяющие типы профессий; типы профессий; виды профессий по пииту. | Определение типа будущей профессии | | |
13. «Классификация профессий по целям труда орудиям труда и условиям труда» Признаки, определяющие классы профессий, отделы профессий, группы профессий. Классы, отделы и группы профессий. Виды профессий по классу, отделу и группе. | Фронтальный опрос Знать: признаки, определяющие классы профессий, отделы профессий, группы профессий; классы, отделы и группы профессий; виды профессий по классу, отделу и группе. Уметь: определять класс, отдел и группу профессии. | Определение класса, отдела и группы будущей профессии. | | |
14. «Способности и профессиональная пригодность» Профессиональная пригодность. Способности. Задатки. Призвание. Компенсация способностей. | Фронтальный опрос Знать: понятия профессиональная пригодность, способности, задатки, призвание, компенсация способностей; способы компенсации способностей. Уметь: анализировать особенности профессионального труда | Анализ особенностей профессионального труда | | |
15. «Пути освоения профессии» Система подготовки профессиональных кадров в России. Уровни профессиональной подготовки | Фронтальный опрос Знать: из каких уровней складывается система подготовки профессиональных кадров в России; учебные заведения, готовящие профессиональные кадры по каждому из уровней; образование, необходимое для поступление в УЗ каждого уровня; продолжительность обучения в УЗ разного уровня. | Определение путей получения профессионального образования | | |
16. «Личный профессиональный план» Профессиональный план. Планирование личной карьеры. | Фронтальный опрос Знать: что такое профессиональный план, его разделы; для чего нужен человеку профессиональный план. Уметь: составлять личный профессиональный план | Составление личного профессионального плана | | |
Раздел «Электротехника» (18 часов) | ||||
Тема «Электромонтажные и сборочные работы» (11 часов) | ||||
17. «Электрическая энергия и ее использование в практической деятельности человека» Виды энергии. Преимущества электрической энергии перед другими видами энергии. Типы электростанций. Электротехника. РК: производство электрической энергии в регионе | Знать: виды энергии; преимущества электрической энергии перед другими видами энергии; типы электростанций; что такое электротехника. | | | |
18. «Электрический ток и его использование» Электрический ток. Носители тока в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь. Элементы электрической цепи и их функции. Источники электрической энергии. Потребители. Проводники и изоляторы. | Фронтальный опрос. Знать: что такое электрический ток; носители тока в металлах, жидкостях и газах; что такое электрическая цепь, элементы электрической цепи и их функции; источники электрической энергии; что такое потребители, проводники и изоляторы. | | | |
19. «Электрическая схема» Принципиальная и монтажная схемы. Условные обозначения элементов электрической цепи. Правила изображения принципиальной электрической схемы | Тест «Электрическая энергия. Электрический ток» Знать: отличие принципиальной электрической схемы от монтажной; условные обозначения элементов электрической цепи; правила изображения принципиальной электрической схемы. Уметь: читать и изображать простейшие электрические схемы | Чтение и изображение простейших электрических схем | | |
20. «Электроизмерительные приборы» Общее понятие о силе тока, напряжении и сопротивлении. Приборы для их измерения и способы измерения. | Тест «Электрическая цепь и электрическая схема» Знать: общее понятие о силе тока, напряжении и сопротивлении; приборы для их измерения и способы измерения. | Знакомство с электроизмерительными приборами | | |
21. «Электроустановочные изделия» Электроустановочные изделия. Назначение. Основные части электроустановочных изделий | Фронтальный опрос. Знать: электроустановочные изделия и их назначение; основные части электроустановочных изделий. Уметь: разбирать и собирать электроустановочные изделия | Знакомство с устройством электроустановочных изделий | | |
22. «Электрические провода» Провод и щнур. Виды. Маркировка. | Фронтальный опрос. Знать: отличие провода от шнура; их виды и маркировку. Уметь: отличать провод от шнура; определять их вид по маркировке | Знакомство с видами проводов и шнуров. | | |
23. «Монтаж электрической цепи» Монтаж электрической цепи. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы при монтаже. | Тест «Электрические провода» Знать: из каких основных операций состоит монтаж электрической цепи; приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий; правила безопасной работы при монтаже. Уметь: выполнять операции монтажа | Выполнение операций монтажа | | |
24-27. «Монтаж простейших электрических цепей» | Знать: из каких основных операций состоит монтаж электрической цепи; приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий; правила безопасной работы при монтаже. Уметь: выполнять операции монтажа | Монтаж простейших электрических цепей | | |
Тема «Бытовые электроприборы» (7 часов) | ||||
«Электромагниты и их применение» Электромагнит и его части. Применение электромагнита. Электрический звонок | Знать: устройство электромагнита; предметы и приборы, где используется электромагнит; принцип работы электрического звонка Уметь: читать электрические схемы, содержащие электромагнит. | Сборка электрического звонка | | |
30-31. «Электрические двигатели» Электрический двигатель (ЭД). Физические явления, лежащие в устройстве ЭД. Коллекторный ЭД. Асинхронный ЭД. | Тест «Электромагнит и его применение» Знать: устройство коллекторного ЭД; принцип его действия; преимущества ЭД перед другими видами двигателей. | Знакомство с работой лабораторного двигателя постоянного тока | | |
32-33. «Электрическое освещение» Тепловые источники света, люминесцентные источники света, лампы накаливания, дуговые лампы, полупроводниковые источники света. | Тест «Электрический двигатель» Знать: виды источников света, их конструкцию, преимущества и недостатки, правила эксплуатации и утилизации; способы регулировки освещенности; правила безопасного пользования электроосветительными приборами. | Знакомство с устройством ламп. | | |
34. «Бытовые электронагревательные приборы» БЭНП: назначение, устройство, принцип действия. Классы ЭНП. Виды электронагревательных элементов, их устройство. Требования к нагревательным элементам. Биметаллическая пластина. Принцип работы биметаллического терморегулятора. | Тест «Электрическое освещение» Знать: бытовые электронагревательные приборы, их назначение, устройство, принцип действия; классы ЭНП; виды электронагревательных элементов, их устройство; требования к нагревательным элементам; принцип работы биметаллического терморегулятора. | Знакомство с бытовыми электронагревательными приборами, определение вида электронагревательных элементов. | | |
13