12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск
Материал размещён в группе «географы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сретенская основная общеобразовательная школа № 2»

Принято

методическим советом школы

протокол №______ от ______

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Сретенская ООШ №2»

___________Ельчина С.Н

«_____»_______201.. г.


Рабочая программа

предмета «Начальный курс географии»

для 6 класса

на 2015 – 2016 учебный год

 

Составитель:

Пикалкина Наталья Борисовна,

учитель географии 1 категории.


 

Сретенск

2015

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

примерной программы для основного общего образования по географии (автор В.И. Сиротин) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Учебника «Начальный курс географии» 6 класс (авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова)

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Для решения поставленных задач в учебном процессе будет использоваться следующий УМК:

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.

Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

             Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6 класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 25 детей, из которых мальчиков – 15, девочек - 10. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых» (Гробов А, Савченко В ,Гусевский М). Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Класс по количественному составу является большим, в нём выделяется группировки по деловым интересам, учащиеся относятся друг к другу положительно.

Мальчики и девочки дружат между собой, переживают удачи и неудачи своего класса.

У учащихся наблюдается невысокий уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, но, не осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план 34 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Обращаю внимание на то, что в данный курс добавлен 1 час на изучение регионального компонента. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

 

Содержание учебного материала (34 часа)

Введение. География как наука. Путешествия и географические открытия. Земля-планета Солнечной системы.

Виды изображений поверхности Земли. План и карта. Глобус и географические карты, их различия по содержанию, масштабу. Условные знаки на глобусе и карте. Определение расстояний на глобусе и карте. Ориентирование и измерение расстояний на местности. Составление плана местности. Чтение плана местности и карт.

Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера. Земля и ее строение. Горные породы и минералы Движения земной коры. Вулканы, горячие источники и гейзеры. Изменение литосферы под влиянием деятельности человека. Литосферные плиты, их движение. Рельеф суши. Горы. Равнины суши. Рельеф дна Мирового океана.

Гидросфера. Вода на Земле. Мировой океан-главная часть гидросферы. Температура и соленость вод океана. Движение воды в океане. Морские каналы. Волны в океане. Океанические течения. Изучения Мирового океана.

Воды суши. Подземные воды. Реки. Характеристика рек. Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.

Атмосфера. Воздушная оболочка Земли, ее структура. Температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры. Атмосферное давление. Водяной пар. Ветер. Определение направления и силы ветра. Облачность, погода и климат. Атмосферные осадки. Зависимость климата от географического положения территории, рельефа и господствующих ветров.

Биосфера. Жизнь на суше и в океане. Адаптация растений и животных к условиям окружающей среды. Природные зоны Земли. Особенности растительного и животного мира, почвенного покрова разных природных зон Земли.

Взаимосвязи компонентов природы. Природный комплекс.

Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек- часть биосферы

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

1

Введение.

1

2

План местности.

1

3

Географическая карта.

3

4

Литосфера.

1

5

Гидросфера.

1

6

Мировой океан

3

7

Воды суши.

6

8

Атмосфера.

5

9

Биосфера.

6

10

Население Земли.

7

 

Итого:

34

 

Список основной и дополнительной литературы

Основная литература

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по географии.

2. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс –

М.: Дрофа,2007

3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература

А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.

Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

С.Е. Дюкова, Н.Н. Петрова, О.В. Чичерина. Тесты по географии. 6-7 классы- М.: Дрофа, 2007.

Р.А.Пономарева. Практические работы по природоведению и географии: 5-11 классы.- Чита: ИПК «Забтранс», 2008.

И.В. Митрофанов. Тематические игры по географии-М.: ТЦ Сфера, 2003.

 

 

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Критерии оценки учащихся по географии

За теоретический вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

За проблемный вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.

Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

Календарно -тематическое планирование по географии

6 класс

Название тем и уроков

Кол-во часов

Дата

Основные понятия и термины

Повторение изученного

Самостоятельно-познавательная деятельность уч-ся

Использование ИКТ

 

Введение

1

         

1

Как люди изучали Землю.

1

05.09

география

 

сообщение

 
 

Раздел 1.Виды изображений поверхности Земли.

Тема: План местности

1

         

2

Что такое план местности?

1

10.09

   

тестирование

 

3

Масштаб плана

1

14.09

Масштаб, виды масштаба

     
 

Тема; Географическая карта

4

         

4

Глобус- модель земли.Географическая карта

1

19.09

легенда карты

пар.10

работа с картой

 

5

Градусная сеть

1

25.09

меридиан, параллель

пар.10, з.6

работа с картой

 

6

Значение планов и географических карт

1

02.10

номенклатура по теме

 

практикум, тестирование

проект

 

Раздел11 Оболочки земли

           
 

Тема :Литосфера

1

         

7

Горные породы и минералы.Полезные ископаемые

1

02.10

геология

 

работа с картой

 
 

Тема: Гидросфера

1

         

8

Вода на Земле

1

09.10

виды вод гидросферы

пар.22

сообщения, работа с таблицами

 

 

Тема: Мировой океан

3

         

9

Свойства вод МО

1

16.10

соленость, промилле

пар.24

сообщения

 

10

Изучение и охрана океана

1

23.10

планктон, Жак ив Кусто

 

сообщение

 

11

Итоговый урок по теме

1

06.11

   

диктант

 
 

Тема:Воды суши

6

         

12-13

Подземные воды. Реки .

1

13.11

водопроницаемые, водоупорные, водоносные горизонты, межпластовые и артезианские воды

пар.28

работа с таблицей, сообщения

 

14

Озера

1

20.11

старицы, карстовые, сточные, бессточные

пар.30

работа с учебником

проект

15

Ледники

Искусственные водоемы

1

27.11

покровные, горные, айсберг, снеговая линия

водохранилища. пруды, каналы

пар.32

сообщения

 

16

Итоговый урок по теме

1

4.12

   

тестирование

 
 

Тема: Атмосфера

5

         

17

Атмосферное давление

1

11.12

барометр

 

работас рисунками

 

18

Ветер

1

15.01

бриз, муссон, роза ветров

пар.38

сообщение

 

19

Водяной пар, облака

1

22.01

виды облаков

 

работа с таблицей учебника

 

20

Осадки

1

29.01

диаграмма

 

устные упражнения

 

21

Итоговый урок

1

05.02

   

решение задач

 
 

Тема: Биосфера

6

         

22

Разнообразие организмов

1

12.02

широтная и высотная зональность

пар.45

итоги наблюдения за животными

 

23

Природные зоны Земли

1

19.02

названия ПЗ

 

сообщения

проект по растениям и животным мира

24

Организмы в Мировом океане

1

26.02

планктон, нектон, бентос

 

сообщения

 

25

Взаимодействие организмов

1

05.03

ноосфера, среда обитания

 

практикум

 

26

Воздействие организмов на земные оболочки

1

12.03

   

практикум, экскурсия

 

27

Влияние человека на ПК

1

19.03

   

экскурсия

 
 

Раздел 111.НаселениеЗемли.

           
 

Тема: Население

7

         

28

Население-единый биологический вид

1

02.04

негроидная, европеоидная, монголоидная расы

пар.50

сообщения. Работа с таблицей

 

29

Численность населения

1

09.04

нация, язык

   

презентация

30

Основные типы населенных пунктов

1

16.04

город, село, страна государство

 

практикум

 

31

Человек – часть биосферы

1

23.04

 

пар.53

практикум

 

32

Стихийные природные явления

1

30.04

   

сообщения

 

33-34

Повторение по теме

2

04.05

14.05

   

тестирование

 
 

Итого часов

34

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.