Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коношская средняя школа»
Рекомендована методическим объединением учителей изо, технологии, музыки от_______________2015 года, протокол № | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Коношская СШ» №_____от___________2015 года |
Рабочая программа
по изобразительному искусству в 5 классе
ФГОС ООО
Программа составлена на основе программы, разработанной под руководством и редакцией
Б. М. Неменского.
Издательство «Просвещение» 2010г.
Срок реализации 1 год
Программа составила
учитель изобразительного искусства,
МБОУ «Коношская СШ»
Безденежных Марина Викторовна
2015-2016 учебный год
Программа по изобразительному искусству. 5 класс
ФГОС ООО.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»-развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета изобразительное искусство:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет изобразительное искусство объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, она включает в себя основы разных видов искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство» 5-8 классы создана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Данная программа основного общего образования по ИЗО составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане МБОУ «Коношская СШ». Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5-7 классах в объеме не менее 136 часов (по 34 часа в каждом классе).
При увеличении количества часов на изучение предмета за счет вариативной части, определяемой участниками образовательного процесса или за счет внеурочной деятельности, предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Раздел 4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических , традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно планировать пути достижений целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах(театр, кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Раздел 5. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»- посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, таки декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Темы 6 и 7 классов – «Изобразительное искусство в жизни человека»- посвящена изучению собственного изобразительного искусства. У обучающихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства- это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Тема 8 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека»- посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся
Раздел 6. Тематическое планирование. 5 класс
№урока | Наименование раздела темы | Кол-во часов | Основные понятия | Деятельность учащихся | Содержание регионального компонента | |||
Тема «Древние корни народного искусства». (14 часов) Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство –уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли, подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм | ||||||||
1. | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Чаша календарь. | 1 | Солнечные диски, дерево жизни, символы | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы | ||||
2-3 | Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. | 2 | Народное искусство. Изба наличники, причелина, полотенце, охлупень, | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы на основе традиций русского севера. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Северная изба. Заочная экскурсияМузей Малые Карелы | |||
Декор народного жилища. Русская изба | ||||||||
4 | Убранство русской избы. Наличники. | 1 | Резьба | |||||
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. | 1 | Народный быт, тема росписи, символика. Составные части прялки | Сравнивать, находить общее т особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства | Прялки Коношских деревень. | |||
6 | Конструкция, декор предметов народного быта. Полотенце. | 1 | Вышивка, орнамент. | |||||
7-8 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | 2 | Интерьер | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы | ||||
Коллективная работа «Проходите в избу» | ||||||||
9-10 | Народная праздничная одежда. Творчество художников Аргунов, Маковский, Суриков, Васнецов | 2 | Народный праздничный и повседневный костюмы, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского как бесценного достояния культуры праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия | ||||
Эскиз русского народного костюма | ||||||||
11. РК | Северный русский народный костюм | 1 | Народный костюм Подбор материала по теме «Народные вышивки» | Понимать и анализировать образный строй северного народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Осознать представление о костюме, что крестьянский костюм – не просто одежда в привычном понимании, а образная модель мира, мироздания. Дать возможность учащимся выстроить аналогию между женским костюмом и фронтоном русской избы. Вызвать у школьника интерес и увлеченность учебно-творческой деятельностью | Экскурсия в школьный краеведческий музей. «Русские костюмы Коношского района» | |||
12. | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма (рисование на клетчатой бумаге) | 1 | Символика вышивки, орнамент. Сбор материала по народным праздникам | Анализировать и понимать особенности образного языка народной крестьянской вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной выразительным контуром рисунка цветом, декором главный мотив(мать-земля, древо жизни, птица света) , дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
| |||
13-14 | Праздничные народные обряды. Художники Кустодиев, Суриков. | 2 | Хоровод, праздничные гулянья (святочные, масленичные, и т.д.) | Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д,). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского прикладного искусства), отмечать в них единство конструктивной , декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство | ||||
Коллективная работа «Наш веселый хоровод» | ||||||||
Связь времен в народном искусстве. 8 часов Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных, декоративных, изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов | ||||||||
15-17
| Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Филимоновская игрушка | 1 | Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя | |||||
Единство формы и декора в народных игрушках. Дымковская игрушка | 1 | |||||||
РК.Единство формы и декора в народных игрушках. Каргопольская игрушка. | 1 | Полкан, барышня | Заочная экскурсия на родину У. Бабкиной | |||||
18 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. | 1 | Мазок с тенями, керамика, фарфор, фаянс, майолика | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – мазка с тенями Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы | ||||
19 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Городец | 1 | «Бутоны», «купавки», «розаны»-традиционные мотивы росписи | 2. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками Создавать композицию росписи в традиции Городца | ||||
20 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома | 1 | Травный узор-«травка», «под фон», «кудрина» | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы Иметь представление о видах хохломской росписи(травка, роспись под «фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора | ||||
21 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово | 1 | Основные приемы жостовского письма: замалевок, тенежка, прокладка, привязка, бликовка, чертежка | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на поносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы | ||||
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие Щепа. Роспись по лубу.и дереву. | 1 | Щепа, луб, теснение по бересте | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи | Презентация «Северные росписи» | ||||
22 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | Художественные промыслы, ремесла Резьба по кости, косторез | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, связанные по теме «Связь времен в народном искусстве» | Презентация «Народные промыслы родного края (различные виды росписи, поделок Архангельской области)» | |||
3 четверть. Декор, человек, общество, время» 5 часов Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства древнего Египта, Китая, Западной Европы 17 века | ||||||||
23 | Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта | 1 | Жук-скоробей, священная кобра, глаза-уаджета | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи(носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения ДПИ древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ Древнего Египта Овладевать навыками декоративного обобщения в в процессе выполнения практической творческой работы. Создавать эскизы украшений (браслеты, ожерелье)по мотивам ДПИ Древнего Египта | ||||
24 | Украшение в жизни древних обществ. Декоративное искусство древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. | 1 | Костюм, символика цвета Подбор иллюстраций о ДПИ Древней Греции | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения ДПИ древнего греции, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных , декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Овладевать навыками декоративного обобщения в в процессе выполнения практической творческой работы Создавать эскизы элементов одежды или украшений по мотивам ДПИ Древнего Греции | 2. | |||
25-26 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Тематическое рисование «На балу у золушки» | 2 | Костюм, стиль, мода. Подбор материала о средневековом костюме с использованием сказок Перро, братьев Гримм | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения ДПИ Западной Европы, давать им эстетическую оценку. Овладевать навыками декоративного обобщения в в процессе выполнения практической творческой работы Выявлять черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в ДПИ Западной Европы Создавать эскизы элементов одежды или украшений по мотивам ДПИ Западной Европы | ||||
27 | Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Китая | 1 | Символы императора, оружие, кимоно | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме костюм разных социальных групп в разных странах. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной , групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей | ||||
Декоративное искусство в современном мире.7 часов Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства(керамика, стекло, металл, гобелен, батик, и другие. Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое искусство декоративно-прикладное. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с формой, с материалом, цветом, фактурой. | ||||||||
28 | Русский костюм и современная мода. Школьная форма | 1 | Мода, дизайн. Эмблема. Герб.
| Умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности. Использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности(создании эскиза школьной формы для учащихся). Прививать художественный вкус и способность к эстетической оценке | ||||
29. | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | Геральдика | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного поселка, в гербах различных русских городов. Определять называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба с учетом интересов и увлечений членов своей семьи или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения | ||||
30 | Современные техники декоративно-прикладного искусства | 1 | Художественная керамика, гобелен | Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен. Выявлять и называть характерные особенности современного ДПИ. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях ДПИ связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы, декора | ||||
31 | Ты - сам мастер | 1 | Коллаж, плетение, квилинг | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком ДПИ, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ | ||||
32 | Нетрадиционные техники рисования. Батик | 1 | Батик, изонить | Находить ценностное отношение к окружающему миру. Прививать художественный вкус и способность к эстетической оценке Стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей. | ||||
33 | Нетрадиционные техники рисования. Изонить | 1 | ||||||
34 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(урок-викторина) | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по ДПИ, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социальным признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного(крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины |
Раздел 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета
5 класс
1. Рабочие программы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9 классы.– М., «Просвещение», 2011
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.-10 изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Горяева Н.А. Изобразительное искусство.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Методическое пособие. Под редакцией Б.М. Неменского. 9-е издание – М.: «Просвещение», 2010.
4. И. Э Кашекова, Е. П. Олесина Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 5-8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных школ-М. Просвещение, 2013.
5. М. В. Сластникова, Н. В. Усова , Е. И.Вереитинова. Изобразительное искусство. Управление познавательной деятельностью учащихся.5-8 класс. –Волгоград:Учитель»,2012
6. О. В. Свиридова. Изобразительное искусство.5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты. –Волгоград:Учитель»,2008
Раздел 8. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
По окончании основной школы обучающиеся должны:
5 класс
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов(древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 17 века);
- различать по материалу, технике исполнения современнее виды декоративно-прикладного искусства(художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы, декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора(на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой(предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале(батик, витраж, и т. п).