12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жернакова Таисия Сергеевнав93
Россия, Иркутская обл., Тулун

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРФИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО

Учителей, реализующих ФГОС ООО

в 5 классе

Протокол №___от «_____»_________2015 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР________/Фильшина М.А./

«_____»_________2015 г.

УТВЕРЖДЕНО: директор школы

________/Быченко К.И./

«_____»_________2015 г.

/Трус М.П/

Рабочая программа

по биологии

для 5 класса

на 2015/2016 учебный год

Разработана учителем биологии

и химии

Жернаковой Таисией Сергеевной

с. Перфилово 2015

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"

Примерная программа по учебным предметам. Биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин №2.4.2.2821-10

Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Перфиловская средняя общеобразовательная школа»

Учебный план МОУ «Перфиловская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2015/2016 учебном году.

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей при-родной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующей цели и задач:

Цель: формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.

Задачи:

Формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о царствах живой природы;

Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

Формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе

 

Место биологии в учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.


 

Требования к результатам обучения


 

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимисямежпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:


 

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


 

Содержание курса

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

Лабораторные работы

Экскурсии

По программе

По рабочей программе

 

Введение

3 ч

3 ч

 

1

 

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12 ч

12 ч

1

 

 

Клеточное строение живых организмов

8 ч

8 ч

4

 

 

Ткани живых организмов

9 ч

9 ч

4

1

 

Повторение. Создание проектов

3

3

   

 

Итого:

35

35

   


 

Используемый учебно-методический комплект

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – М.: Просвещение, 2011

Сухорукова Л.H., Кучменко B.C. Биология. Живой организм. 5-6 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. М.: Просвещение, 2013

«Биология. Живой организм». 5-6 класс. Электронное

приложение к учебнику.

Поурочные методические рекомендации. Биология . Живой организм. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений Сухорукова Л.H., Кучменко B.C. . М.: Просвещение, 2012

Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 5-6 классы: учеб.пособие для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы: учеб.пособие для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися

Важными формами деятельности учащихся являются:

практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.


 

В преподавании вводного курса биология используются следующие формы работы с учащимися:

работа в малых группах (2-5 человек);

проектная работа;

подготовка сообщений/ рефератов;

исследовательская деятельность;

информационно-поисковая деятельность;

выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: промежуточные и итоговые тестовые контрольные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).


 

Критерии оценки учебной деятельности по биологии.

 

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


 


 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

рабочее место учителя;

коллекция ЦОР и ЭОР;

натуральные объекты (коллекции),

комплекты таблиц по разделам;

химическая посуда

лабораторный штатив

микроскоп школьный

весы с разновесами


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Наименование темы разделов

К/ч

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Характеристика деятельности

Дата проведения

Предметные умения

УУД

План

Факт

личностные

Метапредметные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

     

Введение (3 часа)

1

Биология – наука о живых организмах

1

Определять предмет изучения биологии.

Описывать основные направления биологии и пути её развития.

Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации

Объясняют роль знаний об окружающей действительности в практической деятельности людей/ Фронтальная беседа с использованием основных понятий о природе, полученными учащимися в начальной школе и практической деятельности

   

2

Условия жизни организмов

1

Называть условия, необходимые для жизни организмов.

Приводить примеры влияния окружающей среды на человека.

Давать определение литосферы, гидросферы, биосферы.

Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере.

Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи

Учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Уметь слушать и слышать друг друга.

умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Выясняют какие условия нужны для жизни организмов. Работают в паре. Приводять примеры влияния окружающей среды на человека

   

3

Осенние явления в жизни растений родного края (экскурсия)

1

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период.

Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края».

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу

Умение вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Экскурсия. Учатся наблюдать, фиксировать результаты наблюдений. Описывают объекты, делают выводы. Оформляют отчёт

   

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

1

Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств

в биосфере.

Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Выясняют на какие царства делится живая природа. Дают характеристику

   

5

Деление царств на группы

1

Называть типы животных, отделы растений.

Приводить примеры представите­лей разных отделов и типов.

Сравниватьпредставителей разных групп растений и животных

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты

Работают в парах. Классифицируют живые организмы. Составляют таблицу

   

6

Среда обитания. Экологические факторы

1

Называть среды жизни, их эколо­гические факторы. Сравнивать различные среды жизни.

Характеризовать виды экологичес­ких факторов.

Приводить примеры действия эко­логических факторов на живые ор­ганизмы

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих группаргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей

Характеризуют основные среды обитания, называют виды растений и животных населяющих их. Выявляют особенности строения обитателей в основных средах и делают выводы о приспособленности этих организмов к условиям обитания./Пересказ, логические цепочки

   

7

Вода как среда жизни

1

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.

Приводить примеры обитателей вод­ной среды.

Наблюдать за водными организма­ми.

Выделять особенности строения ор­ганизмов, обитающих в водной сре­де (на основе личных наблюдений).

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Характеризуют водную среду обитания, называют виды растений и животных населяющих её. Выявляют особенности строения обитателей в водной среде и делают выводы о приспособленности этих организмов к условиям обитания./Пересказ, логические цепочки

   

8

Наземно – воздушная среда жизни

1

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей на­земно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обита­ния, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги.

умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу

умение работать в составе творческих групп

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Характеризуют наземно-воздушную среду обитания, называют виды растений и животных населяющих её. Выявляют особенности строения обитателей в наземно-воздушной среде и делают выводы о приспособленности этих организмов к условиям обитания./Пересказ, логические цепочки

   

9

Свет в жизни растений и животных

1

Приводить примеры растений и жи­вотных, по-разному приспособлен­ных к световому режиму.

Наблюдать реакции живых орга­низмов на воздействие света на при­мере комнатных растений.

Устанавливать продолжительностью светового пе­риода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.

 

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений

Решают биологические задачи. Устанавливают причинно-следственные связи

   

10

Почва как среда жизни

1

Анализировать и сравнивать внеш­нее строение животных, обитаю­щих в почве.

Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия.

Прогнозировать последствия нару­шения почвенного покрова.

Выявлять связь между урожай­ностью сельскохозяйственных рас­тений и плодородием почв

 

умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу

умение работать в составе творческих групп

Умение анализировать и синтезировать, выделять главное в тексте, находить причинно-следственные связи

Характеризуют почвенную среду обитания, называют виды растений и животных населяющих её. Выявляют особенности строения обитателей в почвенной среде и делают выводы о приспособленности этих организмов к условиям обитания./Пересказ, логические цепочки

   

11

Организменная среда жизни

1

Приводить примеры паразитичес­ких форм растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять существенные особеннос­ти организменной среды.

Описывать черты приспособлен­ности организмов к паразитическо­му образу жизни, использованию других организмов в качестве сре­ды обитания.

Применятьинформационные ре­сурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания.

 

умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Характеризуют организменную среду обитания, называют виды растений и животных населяющих её. Выявляют особенности строения обитателей в организменной среде и делают выводы о приспособленности этих организмов к условиям обитания./Пересказ, логические цепочки

   

12

Сообщество живых организмов

1

Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания.

Объяснять ведущую роль растений в сообществе.

Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.

 

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Выясняют взаимосвязь растений и животных. Работают с текстом учебника.

   

13

Роль грибов и бактерий

1

Приводить примеры грибов и бакте­рий (паразитов, сапротрофов, симби­онтов) пищевых цепей.

Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.

Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере

 

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Работают с текстом учебника. Составляют схему. Самостоятельно оценивают результат своих действий

   

14

Типы взаимоотношений организмов в обществе

1

Приводить примеры различных ти­пов взаимодействия организмов в со­обществе.

Устанавливать причины разных ти­пов взаимодействия живых организ­мов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества.

 

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Работают в группах. Выделяют основные типы взаимоотношений живых организмов. Составляют презентацию

   

15

Обобщающий урок

1

Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические фак­торы.

Описывать черты приспособлен­ности растений и животных к ус­ловиям различных сред жизни.

Обосновывать роль растений, жи­вотных, грибов и бактерий в сооб­ществе.

Прогнозировать последствия нару­шения взаимосвязей в живой при­роде.

 

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения

умение работать индивидуально

Умение систематизировать информацию

Выполняют задания по индивидуальным картам

   

Клеточное строение живых организмов (8 часов)

16

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов

1

Называть увеличительные прибо­ры, учёных, внёсших вклад в изу­чение клеточного строения.

Находить и анализировать инфор­мацию о клеточном строении орга­низмов.

Формулировать положения клеточ­ной теории

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умение организовать сотрудничество со сверстниками

Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию

Выделяют отличительные признаки живых организмов, существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, различают на таблицах основные части клеток/ Устный рассказ по плану(предварительная подготовка дома)

   

17

Устройство увеличительных приборов

1

Называть части лупы и микроскопа.

Описывать этапы и правила работы с микроскопом.

Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличи­тельных приборов в процессе прове­дения лабораторной работы.

Применятьпрактические навыки в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делатьвыводы.

Соблюдатьправила поведения в ка­бинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием.

Находитьдополнительную инфор­мацию об увеличительных прибо­рах в электронном приложении

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач и познавательных задач

Умение работать в круппах

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, выявляют основные части клетки на биологических объектах и на таблицах, наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах по инструкции учителя/ Работа в группах по дидактическим карточкам.

   

18

Состав и строение клеток

1

Называть органические и мине­ральные вещества, основные ком­поненты клетки.

Называть органические и мине­ральные вещества, основные ком­поненты клетки.

Описывать значение органических и минеральных веществ для жизне­деятельности клетки и организма.

Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений».

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудовани­ем.

Умение работать индивидуально

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, различают на таблицах основные части клеток/ Устный рассказ по плану(предварительная подготовка дома)

   

19

Строение бактериальной клетки

1

Называть компоненты бактериаль­ной клетки.

Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсут­ствие оформленного ядра.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности челове­ка

 

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности бактериальной клетки, различают на таблицах основные части клеток/ делают рисунки

   

20

Строение растительной, животной и грибной клеток

1

Называть органоиды клеток эукариот.

Сравнивать клетки растений, жи­вотных, грибов.

Делать выводы о причинах сход­ства и различия.

Распознавать и описывать изучае­мые объекты, используя различные информационные ресурсы

 

Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растительной, животной и грибной клетки, различают на таблицах основные части клеток/ Дают сравнительную характеристику

   

21

Строение клетки

1

Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведе­ния лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, пра­вила обращения с лабораторным оборудованием

   

Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, различают на таблицах основные части клеток/

   

22

Образование новых клеток

1

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточно­го деления.

Обосновывать биологическое зна­чение процесса деления клетки.

Использоватьинформационные ре­сурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни ор­ганизма

Используют текст учебника и дополнительную литературу для описания деления клетки. Делают рисунки

   

23

Одноклеточные растения, животные и грибы

1

Определять общие черты однокле­точных организмов.

Приводить примеры одноклеточ­ных организмов.

Применять практические умения в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

Работают с микропрепаратами. Наблюдают за объектами, делают выводы

   

Ткани живых организмов (9 часов)

24

Покровные ткани растений и животных

1

Распознавать покровные ткани растений и животных.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния тканей с их функциями.

Сравнивать покровные ткани, де­лать выводы о причинах их сход­ства и различия.

Прогнозировать последствия пов­реждения покровных тканей у растений и животных

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе, альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение работать индивидуально и в группе

умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации

Работают в парах. Заполняют схему. Устанавливают связь между строением ткани и её функциями

   

25

Строение покровной ткани листа

1

Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьи­ца).

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток покровной ткани лис­та с их функциями.

Применять умения работать с мик­роскопом.

Готовить микропрепараты в про­цессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила об­ращения с лабораторным оборудо­ванием

Работают с микропрепаратами и микроскопом. Наблюдают. Делают выводы

   

26

Механические и проводящие ткани растений

1

Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тка­ней с их функциями.

Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процес­се лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

Работают с микропрепаратами и микроскопом. Наблюдают. Делают выводы

   

27

Основные и образовательные ткани растений

1

Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тка­ней с их функциями.

Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процес­се лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

Работают с микропрепаратами и микроскопом. Наблюдают. Делают выводы

   

28

Соединительные ткани животных

1

Называть и описывать соедини­тельные ткани животных.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния и функций тканей.

Определятьразные виды тканей на микропрепаратах.

Обосновывать роль крови в обеспе­чении целостности организма.

Проводить лабораторную работу.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в ка­бинете биологии, правила обраще­ния с лабораторным оборудованием.

Работают с микропрепаратами и микроскопом. Наблюдают. Делают выводы

   

29

Мышечная и нервная ткани животных

1

Описывать и сравнивать строение мышечных тканей.

Определять особенности строения клеток нервной ткани.

Устанавливать зависимость строе­ния тканей с их функциями.

Распознавать ткани в процессе лабо­раторной работы.

Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием

Работают с текстом учебника и дополнительной литературой. Делают рисунки.

   

30

Весенние явления и жизни растений родного края (экскурсия)

1

Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности.

Устанавливать взаимосвязь расте­ний друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.

Приводить примеры воздействия человека на природу.

Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, при­родных сообществ.

Оформлять результаты наблюде­ний.

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюде­ний.

Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с ла­бораторным оборудованием

Экскурсия. Наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений и животных. Делают выводы.

   

31

Обобщающий урок

 

Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.

Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей.

Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации.

Классифицироватьклетки и ткани.

Устанавливатьвзаимосвязь строе­ния клеток и тканей с их функция­ми

Работают в группах. Оформляют информационный стенд

   

32

Итоговый контроль

1

Выявлять особенности химическо­го состава живых организмов.

Называть органоиды клеток.

Устанавливать взаимосвязь строе­ния клеток и тканей с их функци­ями.

Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности.

Устанавливать черты приспособ­ленности организмов к обитанию в различных средах.

Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности челове­ка в природных сообществах.

Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических си­туаций.

Работают с индивидуальными заданиями

   

33-35

Создание проектов

3

 

Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе, альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, класссифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи

Выполняют проекты, защищают их

   
   
   


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Используемый учебно-методический комплекс:

1. Сухорукова Л.H., Кучменко B.C. Биология. Живой организм. 5-6 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. М.: Просвещение, 2013

2. «Биология. Живой организм». 5-6 класс. Электронное

приложение к учебнику.

3. Поурочные методические рекомендации. Биология . Живой организм. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений Сухорукова Л.H., Кучменко B.C. . М.: Просвещение, 2012

4. Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 5-6 классы: учеб.пособие для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

5. Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы: учеб.пособие для общеобразовательныхорганизаций/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.



 

Технические средства обучения

1. Лабораторный инструментарий, натуральные объекты, учебные модели, комплекты демонстрационных пособий.

2. Электронные ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

school-collection.edu.ru/.

nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

bio.1september.ru;


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.