I. Пояснительная записка
Цели и задачи учебного предмета:
В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
Цель изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
- расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
- формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
- воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
- развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Сведения о рабочей программе.
Рабочая программа предназначена для изучения Основ духовно-нраственной культуры народов России (модуль «Светская этика») в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48).
Рабочая программа разработана на основе авторской Программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Н.И.Ворожейкина. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012
Обоснование выбора программы.
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту УМК М.Н. Ворожейкиной (включен в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году).
Выбор данной программы обусловлен тем, что примерная рабочая программа способствует реализации единой концепции духовно-нравственного воспитания и образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.
Все разделы рабочей программы полностью соответствуют авторской программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Н.И.Ворожейкина. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012
Межпредметные связи, преемственность.
Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
При изучении учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: окружающий мир, обществознание, история, литература.
Формы организации образовательного процесса.
Преподавание строится с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе можно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, выбираются соответствующие особенностям и запросам современных школьников 5 класса, а именно:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.
Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальная (занятия со слабоуспевающими.)
В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.
Виды и формы контроля.
Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Формы контроля:
- индивидуальные карточки;
- исторические диктанты (используется текст с ошибками);
- фронтальный устный опрос;
- составление опорного конспекта, логической схемы;
- заполнение таблицы;
- понятийные диктанты;
- тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы (мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).
Внеклассная работа учителя по предмету представлена: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.
II. Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая
группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие младшим школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
– нравственным заповедям традиционных российских религий;
– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.
Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Школьники ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.
При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности:
- извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений;
- анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);
- сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.
Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.__
III. Описание учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 17 учебных часов в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №20.
На изучение Основ духовно-нравственной культуры народов России (модуль «Светская этика») в 5 классе отводится 1 час в неделю в 1 полугодии.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
- осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
- знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
- способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
- стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
- готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
- осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
- зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и
условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
- оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Младший школьник получит возможность научиться:
- оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
- проявлять инициативу в постановке новых задач , предлагать собственные способы решения;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
- осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную
форму;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения,
установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
- осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться
понять его точку зрения и т. д.);
- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
- принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать
их в своей деятельности;
- правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
- проявлять инициативу в поиске и сборе различногрода информации для выполнения коллективной (групповой)
работы;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» ученик научится:
- находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
- определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
- описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и
традициях народов России;
- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и
других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
- использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
- приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- находить на карте столицы национально- территориальных образований России;
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу,
Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях
народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
V. Содержание учебного предмета
Раздел «Религии народов России»
Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие
народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.
Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»
Человек – член общества. Главное богатство страны –люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.
Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.
Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.
Раздел «Наш дом – Россия»
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь Родине. Понятие «россиянин».
Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение
законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся для 5 класса
№ урока |
Тема урока |
Виды деятельности учащихся |
|
Введение в ОДНКНР (1 ч) |
|||
1 |
Введение в содержание курса. |
Актуализировать знания учащихся о пройденном ранее: народах России, традиционных религиях. |
|
Раздел 1. «Религии народов России» 8 часов) |
|||
2-4 |
Православие.
|
Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Объяснять, какие нравственные заповеди объединяют религии народов России, что такое веротерпимость Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения православия. Показывать роль православия, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России. Раскрывать нравственные нормы, которые заложены в Библии. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии. |
|
5-7 |
Ислам. |
Объяснять, какие нравственные заповеди объединяют мусульман России. Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения ислама. Раскрывать нравственные нормы, которые заложены в священных книгах религий. Объяснять, что такое веротерпимость. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии. |
|
8-9 |
Буддизм. |
Характеризовать на основе учебника и других источников традиционные религии народов России. Объяснять, какие нравственные заповеди объединяют буддистов России. Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников |
|
Раздел 2. «Духовно-нравственные нормы и ценности» (8 часов) |
|||
10 |
Самое дорогое у человека – это жизнь
|
Объяснять ценность человеческой жизни; приводить примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни. Характеризовать свои отношения с друзьями. Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы. |
|
11-12 |
Моя семья.
|
Рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений. Показывать на примерах из учебника и других источников, что любовь и уважение к родителям –святое чувство. |
|
13-14 |
Образцы нравственности в поступках наших предков и современников.
|
Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные по- ступки). Составлять перечень духовно-нравственных норм, которые необходимы нам сегодня. Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы. |
|
15-16 |
Любовь к Родине. Верность Родине.
|
Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну. Рассказывать об одном из городов воинской славы. |
|
17 |
Обобщение |
Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
7.1. Учебно-методическое обеспечение:
- Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век – 2012;
- Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Программа для 4-5 класса. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век – 2012;
- Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для учителя (методическое пособие). Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век – 2012;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011
- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011
Интернет - ресурсы
- http://fcior.edu.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- Интернет-портал «ProШколу.ru»
- http://experiment-opk.pravolimp.ru/
Литература для учителя:
Бердяев Н. А. Письмо о культуре. – В кн.: Русское зарубежье. – Л., 1991.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. – № 6.
Библия. Ветхий и Новый Завет. – Любое издание.
Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.
Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. – СПб, 1996.
Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
Иконникова С. Н. Диалог о культуре. – Л., 1987.
Ильин И. Основы христианской культуры. О любви. О совести // Собр.соч. Т.1. – М., 1993.
Каган М. С. Философия Культуры. – СПб., 1996.
Кропоткин П. Л. Этика. – М., 1991.
«Культурология» А.И. Шаповалов Москва «Владос» 2004
Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии, 1993. – № 3.
Льюис К. С. Любовь//Вопросы философии, 1989. – № 8.
«Мифы народов мира» Н.И. Девятайкина «Феникс» Ростов-на-Дону «Цитадель-трейд». - Москва 2006.
Планк М. Религия и естествознание//Вопросы философии, 1990. – № 8.
«Религиозная жизнь современного мира» Материалы для учителя В.А. Угольнов. - Ульяновск 2003.
Соловьев Вл. С. Жизненный смысл христианства//Философские науки, 1991. – № 3.
Соловьев Вл. С. Соч. в 2-х тт. – М., 1988 (Т.1. Оправдание добра. Т.2. Красота в природе. Смысл любви. Общий смысл искусства).
Франк С. Культура и религия // Философские науки, 1991. – № 7.
Литература для обучающихся:
Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. Под редакцией Астаховой Н.В. .- М.: Белый город, 2012.
Не хлебом единым... Притчи и христианские легенды. .- М.: Белый город, 2012.
Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. Книга вторая. .- М.: Белый город, 2012.
Мошковская М. Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Троице-Сергиеву Лавру. М.: «Даръ», 2011.
Орлова Н. Г. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей.- М.: Белый город, 2012.
Скоробогатько Н.В. Святая великомученица Екатерина. М.: Духовное преображение, 2012.
Дополнительная литература для детей:
Андерсен Г.Х., Снежная королева.
Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
Пушкин А.С., Сказка о попе и его работнике Балде.
Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Перро Ш., Золушка.
Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.
7.2. Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук, проектор, экран. Интерактивная доска. Имеется доступ в интернет.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии со стандартом основного общего образования в результате изучения курса основ духовно-нравственной культуры народов России учащиеся должны:
знать/понимать:
- основные понятия светской этики;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции народов России;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
- описывать различные явления светской этики;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения нравственной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
IX. Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Календарные сроки |
Примечание |
||
По плану |
Фактически |
По плану |
Фактически |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
4.09 |
|
|
|
Раздел 1. «Религии народов России» |
8 |
|
|
|
|
2 |
Православие |
1 |
|
11.09 |
|
|
3 |
Православие |
1 |
|
18.09 |
|
|
4 |
Православие |
1 |
|
25.09 |
|
|
5 |
Ислам |
1 |
|
2.10 |
|
|
6 |
Ислам |
1 |
|
9.10 |
|
|
7 |
Ислам |
1 |
|
16.10 |
|
|
8 |
Буддизм |
1 |
|
23.10 |
|
|
9 |
Буддизм |
1 |
|
30.10 |
|
|
|
Раздел 2. . «Духовно-нравственные нормы и ценности» |
8 |
|
|
|
|
10-11 |
Самое дорогое у человека – это жизнь |
2 |
|
14-21.11 |
|
|
12-13 |
Моя семья.
|
2 |
|
28.11,4.12 |
|
|
14-15 |
Образцы нравственности в поступках наших предков и современников. |
2 |
|
11-18.12 |
|
|
16 |
Любовь к Родине. Верность Родине. |
1 |
|
25.12 |
|
|
17 |
Обобщение |
1 |
|
|
|
|
Контрольно-измерительные материалы
Входящий контроль (ур. 1)
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?
Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
Итоговый контроль (ур. 17)
Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).
Как вы думаете, как она возникла?
Всегда ли она существовала?
Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
Как вы объясните разницу между этими понятиями?
Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?
Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ