12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна2073
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

I.                  Пояснительная записка

Цели и задачи учебного предмета:

 

В процессе изучения курса  «Основы духовно-нравственной культуры   народов России» младшие школьники получают    возможность   систематизировать,   расширять   и  углублять   полученные знания  и  представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем  родной страны, духовно-нравственной культуре,  осмысливать свою  идентичность как  члена  семьи,  школьного коллектива, региональной общности,  гражданина страны.

Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие  и общероссийские  ценности, в  отборе   которых в  процессе  общественного развития участвовали различные религии.

Цель изучения курса  «Основы духовно- нравственной  культуры народов  России»  –  приобщение младших школьников  к  культурному наследию   народов  нашей   страны,   к   общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте  поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего  свое  Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

- расширение   и    систематизация  знаний   и представлений младших школьников  о  культуре   и духовных  традициях народов России, о нравственных  ценностях, полученных при  изучении окружающего  мира, литературного чтения и других  предметов  начальной школы;

- формирование  первоначальных  представлений  о традиционных религиях народов России,  их роли  в культуре, истории российского общества;

- формирование основ  морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с  нравственными идеалами, на  осознание своих  обязанностей перед  семьёй, страной;

- воспитание патриотических чувств;  уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего  и других  народов России, толерантное отношение к людям  другой  культуры;

- развитие информационной  культуры младших школьников (об  источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

 

Сведения о рабочей программе.

Рабочая  программа  предназначена для изучения   Основ духовно-нраственной культуры народов России (модуль «Светская этика»)  в основной школе  (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /  М.: «Просвещение», 2011- стр.48).

Рабочая программа разработана на основе  авторской Программы курса   «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Н.И.Ворожейкина. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012

 

Обоснование выбора программы.

Рабочая программа  по  курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе  реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту УМК   М.Н. Ворожейкиной               (включен в Федеральный перечень УМК, допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году). 

Выбор данной программы обусловлен  тем, что примерная рабочая программа способствует реализации единой концепции духовно-нравственного воспитания и  образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы.

Все разделы рабочей программы полностью соответствуют авторской программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Н.И.Ворожейкина. – Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012

Межпредметные связи, преемственность.

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При изучении учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: окружающий мир, обществознание, история, литература.

 

Формы организации образовательного процесса.

Преподавание  строится с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии  уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширению мотивационных условий изучения курса достигается за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе можно использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики  и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, выбираются соответствующие особенностям и запросам современных школьников 5 класса, а именно:

-     эвристические беседы;

-     различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);

-     учебные и социальные проекты;

-     уроки-экскурсии;

-     деловые и ролевые игры;

-     практикумы;

-     различные  викторины и другие конкурсные события;

-     творческие мастерские.

Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальная  (занятия со слабоуспевающими.)

В ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.

Виды и формы контроля.

Виды контроля: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.

Формы контроля:

- индивидуальные карточки;

- исторические диктанты (используется текст с ошибками);

- фронтальный устный опрос;

- составление опорного конспекта, логической схемы;

- заполнение таблицы;

- понятийные диктанты;

- тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – тестовая работа.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы  (мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).

Внеклассная работа учителя по предмету представлена: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, встречи за круглым столом с родителями.

 

II. Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является

его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая

группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие младшим школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

– географии России (сведения о природе и населении);

– истории России и народов её населяющих;

– нравственным заповедям традиционных российских религий;

– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Школьники ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

 При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности:

- извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений;

- анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);

- сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

- приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.__

 

III. Описание учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 17 учебных часов в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №20.

На изучение Основ духовно-нравственной культуры народов России (модуль «Светская этика»)  в 5 классе отводится 1 час в неделю  в 1 полугодии.

 

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

 

Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

У ученика будут сформированы:

- осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё  Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

-  понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

-  знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

-  способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

- стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

-  готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

- осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

- зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и

условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

-  оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Младший школьник получит возможность научиться:

- оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

- проявлять инициативу в постановке новых задач , предлагать собственные способы решения;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

- осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную

форму;

-  применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения,

установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

- осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться

понять его точку зрения и т. д.);

- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

- принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать

их в своей деятельности;

- правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

- проявлять инициативу в поиске и сборе различногрода информации для выполнения коллективной (групповой)

работы;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» ученик научится:

- находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

- определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

- описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и

традициях народов России;

- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и

других источниках;

- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

-  использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

- приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

- находить на карте столицы национально- территориальных образований России;

- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу,

Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях

народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

 

V. Содержание учебного предмета

Раздел «Религии народов России»

Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие

народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

 

Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Главное богатство страны –люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

 

Раздел «Наш дом – Россия»

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь Родине. Понятие «россиянин».

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение

законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).

 

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся для 5 класса

№ урока

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Введение в ОДНКНР (1 ч)

1

Введение в содержание курса.

Актуализировать знания учащихся о пройденном ранее: народах

России, традиционных религиях.

Раздел 1.  «Религии народов России» 8 часов)

2-4

Православие.

 

 

Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др.

Объяснять, какие нравственные заповеди объединяют религии народов России, что такое веротерпимость

Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения православия.

Показывать роль православия, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России.

Раскрывать нравственные нормы, которые заложены в Библии.

Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии.

5-7

Ислам.

Объяснять, какие нравственные заповеди объединяют  мусульман России.

Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения ислама.

Раскрывать нравственные нормы, которые заложены в священных книгах религий.

Объяснять, что такое веротерпимость.

Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии.

8-9

Буддизм.

Характеризовать на основе учебника и других источников традиционные религии народов России.

Объяснять, какие нравственные заповеди объединяют буддистов России.

Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения.

Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии.

Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников

Раздел 2. «Духовно-нравственные нормы и ценности» (8 часов)

10

Самое дорогое у человека – это жизнь

 

Объяснять ценность человеческой жизни; приводить примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни.

Характеризовать свои отношения с друзьями.

Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы.

11-12

Моя семья.

 

Рассказывать о своей семье; оценивать характер семейных отношений.

Показывать на примерах из учебника и других источников, что любовь и уважение к родителям –святое чувство.

13-14

Образцы  нравственности в поступках наших предков и современников.

 

Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные по- ступки).

Составлять перечень духовно-нравственных норм, которые необходимы нам сегодня.

Участвовать в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы.

15-16

Любовь к Родине. Верность Родине.

 

Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну.

Рассказывать об одном из городов воинской славы.

17

Обобщение

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные

традиции в истории народов России. Забота о чести семьи

Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников

 

 

 

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

7.1. Учебно-методическое  обеспечение:

-  Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник для 5  класса общеобразовательных учреждений. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век – 2012;

-  Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Программа для 4-5 класса. Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век – 2012;

-  Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Книга для учителя (методическое пособие). Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век – 2012;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

- Основы религиозных культур и светской этики.  Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011

-  Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2011

Интернет - ресурсы

- http://fcior.edu.ru /

- http://school- collection.edu.ru /

- Интернет-портал «ProШколу.ru»

- http://experiment-opk.pravolimp.ru/

- http://www.vestnik.edu.ru

- http://svetoch-opk.ru

- http://www.pravoslavie.ru

Литература для учителя:

Бердяев Н. А. Письмо о культуре. – В кн.: Русское зарубежье. – Л., 1991.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

Библия. Ветхий и Новый Завет. – Любое издание.

Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. – СПб, 1996.

Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Иконникова С. Н. Диалог о культуре. – Л., 1987.

Ильин И. Основы христианской культуры. О любви. О совести // Собр.соч. Т.1. – М., 1993.

Каган М. С. Философия Культуры. – СПб., 1996.

Кропоткин П. Л. Этика. – М., 1991.

«Культурология» А.И. Шаповалов Москва «Владос» 2004

Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии, 1993. – №  3.

Льюис К. С. Любовь//Вопросы философии, 1989. – № 8.

«Мифы народов мира» Н.И. Девятайкина «Феникс» Ростов-на-Дону «Цитадель-трейд». - Москва 2006.

Планк М. Религия и естествознание//Вопросы философии, 1990. – № 8.

«Религиозная жизнь современного мира» Материалы для учителя В.А. Угольнов. - Ульяновск 2003.

Соловьев Вл. С. Жизненный смысл христианства//Философские науки, 1991. – № 3.

Соловьев Вл. С. Соч. в 2-х тт. – М., 1988 (Т.1. Оправдание добра. Т.2. Красота в природе. Смысл любви. Общий смысл искусства).

Франк С. Культура и религия // Философские науки, 1991. – № 7.

Литература для обучающихся:

Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. Под редакцией Астаховой Н.В. .- М.: Белый город, 2012.

Не хлебом единым... Притчи и христианские легенды. .- М.: Белый город, 2012.

Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. Книга вторая. .- М.: Белый город, 2012.

Мошковская М. Увлекательное путешествие Анечки и Ванечки в Троице-Сергиеву Лавру. М.: «Даръ», 2011.

Орлова Н. Г. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей.- М.: Белый город, 2012.

Скоробогатько Н.В. Святая великомученица Екатерина. М.: Духовное преображение, 2012.

Дополнительная литература для детей:

Андерсен Г.Х., Снежная королева.

Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.

Гайдар. А.П., Тимур и его команда.

Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.

Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.

Линдгрен А. Малыш и Карлсон.

Маршак С.Я., Двенадцать месяцев

Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.

Пушкин А.С., Сказка о попе  и его работнике  Балде.

Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Перро Ш., Золушка.

Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.

7.2. Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук, проектор, экран. Интерактивная доска.  Имеется доступ в интернет.

 

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся        

В соответствии со стандартом основного общего образования в результате изучения курса основ духовно-нравственной культуры народов России  учащиеся должны:

знать/понимать:

- основные понятия светской этики;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции народов России;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

- описывать различные явления светской этики;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения нравственной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

 

IX. Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

По плану

Фактически

По плану

Фактически

1

Введение

1

 

4.09

 

 

 

Раздел 1. «Религии народов России»

8

 

 

 

 

2

Православие

1

 

11.09

 

 

3

Православие

1

 

18.09

 

 

4

Православие

1

 

25.09

 

 

5

Ислам

1

 

2.10

 

 

6

Ислам

1

 

9.10

 

 

7

Ислам

1

 

16.10

 

 

8

Буддизм

1

 

23.10

 

 

9

Буддизм

1

 

30.10

 

 

 

Раздел 2. . «Духовно-нравственные нормы и ценности»

8

 

 

 

 

10-11

Самое дорогое у человека – это жизнь

2

 

14-21.11

 

 

12-13

Моя семья.

 

2

 

28.11,4.12

 

 

14-15

Образцы  нравственности в поступках наших предков и современников.

2

 

11-18.12

 

 

16

Любовь к Родине. Верность Родине.

1

 

25.12

 

 

17

Обобщение

1

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы

 

Входящий контроль (ур. 1)

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

Итоговый контроль (ур. 17)

Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

Как вы думаете, как она возникла?

Всегда ли она существовала?

Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

Как вы объясните разницу между этими понятиями?

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.