12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светланка ))))))180
Россия
0

РАБОЧАЯ программа по учебному предмету «ИСТОРИЯ» 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №2

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА





РАБОЧАЯ программа
по учебному предмету

«ИСТОРИЯ» 5 класс



 




                                                                                                                                                                                                                          Подготовила

учитель истории

                                                                                                                                                                                                                             Пенькова С.В.









2021-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по учебному предмету «История (История России. Всеобщая история)» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом МОУ «Комсомольская школа №2» от 31.08.2021г. № 152), Концепции исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»), Концепции преподавания учебного курса «История России», основанной на положениях Историко–культурного стандарта (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн), Концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории (проект) и содержит перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению на уровне основного общего образования. 

Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса при изучении предмета «История (История России. Всеобщая история)» на уровне основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, создание условий для сохранения и укрепления здоровья. Программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа выполняет две основные функции:

информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета; 

организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

В Программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В Программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории», ход и следствия событий прошлого раскрываются на уроках через деяния и судьбы людей.


Методология отбора содержания программного материала базируется на системе научных идей и понятий современной исторической науки, общечеловеческих ценностях современного общества, современных психолого-педагогических требованиях к процессу обучения в средней школе.

Отбор учебного материала для содержания Программы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей обучающихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.


Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся представлены в Программе в виде планируемых результатов учебной деятельности при изучении той или иной темы. Они соответствуют требованиям, предусмотренным Государственным образовательным стандартом основного общего образования и являются их детальной конкретизацией.


Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных Программой, определение последовательности изучения этого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации. Воспитательный потенциал Программы заключается в активной направленности учебной деятельности обучающихся на раскрытие малоизученных вопросов истории, развитии критического мышления, интереса к изучению прошлого.


Программа ориентирована на использование следующих УМК:


5 класс - УМК «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

8 класс - УМК "Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс" Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. / Под ред. Искендерова А. А.;

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова История России. 8 класс. В 2-х частях.


Программа ориентирована также на использование учебных пособий линии «Историческое краеведение».


Общая характеристика учебного предмета «История»

Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные, образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся





деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа и народа Донбасса важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. История дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но только усиливает ее значение.

Изучение истории на уровне основного общего образования позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. 

Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям отечественной истории и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры обучающихся. 

В аспекте реализации деятельностного и компетентностного подходов к обучению определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности обучающихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). 

Цели и задачи изучения истории на уровне основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — формирование у учащегося целостной картины региональной, российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа Русского мира.  Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

Изучение истории на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • воспитание уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; 
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
  • расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • подготовка обучающихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин; 
  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; 
  • формирование исторического мышления: способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений, обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса во всемирно-историческом процессе;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах мировой истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

Изучение истории основывается на проблемно- хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа.  Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовые экономические, социокультурные) особенности.

Учебный предмет «История» построен таким образом, чтобы в нем прослеживалось единство основных содержательных линий: географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие. Такой подход позволяет обобщать, сравнивать и систематизировать знания обучающихся с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым изучение истории приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления обучающихся.

Основу предметного курса истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, – человек в истории.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного общего и среднего общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней.

Изучая историю на уровне основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. 

Методология отбора содержания программного материала базируется на системе научных идей и понятий современной исторической науки, общечеловеческих ценностях современного общества, современных психолого-педагогических требованиях к процессу обучения в основной школе. 

Отбор содержания курса «История» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт обучающихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию активной гражданской позиции.

Курс «История России» как составляющая учебного предмета «История» компилирует в себе историю России и историю Донбасса в единый монолитный блок отечественной истории. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Больше внимания уделяется созданию учебных ситуаций, при которых ученики могут самостоятельно работать с подборками исторических источников, искать и анализировать историческую информацию, оценивать значение, последствия и влияние исторических процессов. При изучении курса «История России» как составляющей учебного предмета «История», предполагается обращение обучающихся к материалу региональной истории. История Донбасса органично вписана в закономерности исторического развития древних и средневековых народов Европы и Азии и рассматривается в контексте развития Европы (Евразии) и основных тенденций мировой истории. Одним из важных моментов истории Донбасса является понимание, что, начиная с древнейших времен, регион находился в общем русле всемирно-исторических процессов. Изучение истории Донбасса реализуется благодаря систематизации событий и явлений, их группировке в определенные хронологические периоды, каждый из которых обладает своеобразием и неповторимостью.

Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории России, истории Донецкого региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развития интереса школьников к прошлому и настоящему родного края, осознания своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развития исторической памяти и воспитания патриотизма, гражданственности.

Предметный курс «Всеобщая история» призван сформировать у обучающихся представление о процессе исторического развития зарубежных стран как многофакторном явлении, познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств; прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. 

Материал курса всеобщей истории сосредоточен на событиях, явлениях, процессах, которые были характерны для европейских обществ указанного периода. История Западной и Центрально-Восточной Европы подается в соответствии с выбранными проблемами. Главными содержательными линиями этого курса является «человек - мир представлений и идей», «человек - власть», «человек - общество», «человек - мир вещей». Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу. Больше внимания уделяется созданию учебных ситуаций, при которых ученики могут самостоятельно работать с подборками исторических источников, искать и анализировать историческую информацию, оценивать значение, последствия и влияние таких исторических процессов, как модернизация, формирование современных наций, государственных и политических структур современного типа, революция, возрастание роли образования и науки, главные идейно-политические течения эпохи, сравнивать явления и тенденции истории европейских стран и России в XIX в., определять роль исторических личностей, характеризовать повседневную жизнь и духовный мир человека Нового времени.

Содержание курсов в соответствии с содержательными линиями действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает многоаспектность изложения - изучение различных измерений истории (социального, экономического, политического, культурного, гендерного и т. п.) и полиперспективность – изучение истории с точки зрения различных субъектов исторического процесса. Особое внимание уделено вопросам истории идей и духовных сдвигов, социальной и повседневной жизни, взаимоотношениям, взаимовлияния и диалога культур разных народов. Это позволяет одновременно с формированием конкретных знаний и общеисторических представлений, обучающихся создавать условия для развития их нравственных и эстетических ценностей.

В Программе значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Содержание разделов и тем излагается в Программе в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д. в авторские программы и учебники. 

Курс истории Древнего мира является первым систематическим курсом истории в средней школе, с которого начинается формирование основ систематических исторических знаний, ценностных ориентаций, личностных убеждений, в более широком смысле - основ гуманитарной культуры обучающихся. Особенностями данного курса является, во-первых, его интегрированный характер - древняя история Донецкого края изучается как составляющая часть всеобщей истории; во-вторых, изучение исторического материала осуществляется в широких хронологических рамках: от появления первобытного человека до падения Западной Римской империи. В-третьих, изучение курса начинается с вопросов пропедевтического характера. В целом, курс истории в 5 классе имеет целью сформировать у обучающихся понимание цивилизационной значимости древнего периода в истории как основы для дальнейшего развития европейских обществ. Для усиления преемственности в изложении материала, последовательного раскрытия концептуальных положений и внутренних логических связей в некоторых темах Программы представляется новая последовательность изучения учебного материала и применяется проблемно-тематический принцип его построения. Излагая курс, следует помнить, что ученики 5 класса впервые знакомятся не только с системным взглядом на время и пространство как неотъемлемыми составляющими исторического процесса, но и начинают овладевать сложными понятиями - «власть», «государство», «религия», «тип хозяйства», «общественный строй», «культура», «цивилизация». Материал курса сосредоточен вокруг таких содержательных линий, как «человек – природа», «человек – власть», «человек - мир представлений и идей». В 5 классе требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся включают в себя умения локализовать исторические события во времени и пространстве, использовать учебник в качестве источника знаний, применять исторические понятия для объяснения прошлого, выражать отношение к деятельности указанных исторических деятелей, получать информацию из адаптированных исторических источников. Содержание практических занятий в 5 классе способствует развитию предметных умений, формированию ключевых элементов и исторической компетентности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. 

Курс истории для 6 класса является логическим продолжением истории древнего мира и новым этапом развития ключевых и предметных компетенций обучающихся согласно их возрастным возможностям. Это первый систематический курс отечественной истории, цель которого - показать особенности развития земель Донецкого края и России в данный исторический период, в частности процессы становления и развития Древнерусского государства и Владимиро-Суздальской Руси, Крымского ханства, политический статус земель в составе других государств, особенности социально-экономического положения и структуры средневекового общества, достижения культуры в IV-XV вв.

Содержание курса истории структурировано по проблемно-тематическому принципу и имеет целью формирование у семиклассников в части всеобщей истории целостных представлений о событиях, явлениях, процессах периода средних веков (V-XV вв.) на примере средневековых цивилизаций - христианской, арабо-мусульманской, традиционных средневековых цивилизаций Азии. Особое внимание направлено на формирование представлений и знаний об эволюции политических структур средневековой Европы, зарождение европейского парламентаризма, становление европейского права, диалог культур и повседневную жизнь человека того времени. Понимание цивилизационной значимости вклада Средневековья в мировое духовное наследие поможет ученикам понять суть и своеобразие эпохи, истоки европейских интеграционных процессов. Материал курса сосредоточен вокруг содержательных линий «человек - природа», «человек - мир представлений и идей», «человек - мир вещей», «человек - власть», «человек - общество». 

Важная особенность курса в части истории Отечества заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении материала по истории Отечества следует обратить внимание на то, что Донецкий регион в эпоху Средневековья входил в состав не только Киевской Руси, а и в Хазарский каганат, Золотую Орду и Крымское ханство. Также обратить внимание на истории кочевых народов (печенеги, торки, половцы), которые долгое время населяли Донецкий край и оставили огромное количество археологических памятников нашего края, ряд топонимов и гидронимов.

Требования к уровню знаний более сложные по сравнению с 5 классом. Предполагается, что изучение истории в 6 классе позволит осознать и понять причины, особенности и последствия основных исторических событий, явлений и процессов европейской и мировой истории в эпоху Средневековья, характеризовать достижения и взаимовлияние культур, миграции и культурный взаимообмен между народами и цивилизациями, повседневную жизнь и мировосприятие, сравнивать средневековые государства и общества, деятельность исторических личностей. Особое значение приобретает работа с историческими картами, усвоение и использование понятий и терминов, осознание различий между такими элементами содержания, как событие, явление, процесс. 

Курс истории для 8 класса имеет целью показать важность и цивилизационную значимость раннемодерного периода европейской истории. Истоки, суть и последствия Великих географических открытий, общественно-политических и культурных движений, европейского абсолютизма и кризиса аграрно-ремесленной цивилизации в Западной и Центральной Европе подаются как общеевропейские события, явления и процессы, имевшие конкретное проявление в истории тех или иных стран. В части истории Отечества материал посвящен событиям, явлениям и процессам, которые происходили на территории российских земель и территории Донецкого края в XVI–XVIII вв. Целью изучения истории этого периода является формирование знаний и понимания учащимися процессов общественно-политической жизни на территориях Российского государства и Донецкого края. Освещение процессов образования и становления Российской империи, взаимоотношения между обществом и властью должно происходить в контексте с общеевропейскими процессами. Изучение материала в 8 классе имеет целью показать важность и цивилизационную значимость данного периода российской истории как для становления России, так и для формирования основополагающих геополитических факторов в истории Донецкого региона. 

Материал курса 8 класса сосредоточен вокруг содержательных линий «человек - пространство», «человек – мир представлений и идей», «человек – человек», «человек – власть», «человек – общество». 

К учащимся 8 класса выдвигаются более сложные, по сравнению с 6 классом, требования по уровню знаний. Предполагается, что проработка содержания подготовит их к восприятию разных точек зрения на исторические факты, даст понимание разницы между фактом и его толкованием, сформирует навыки анализа различных исторических источников (например, при выполнении практических работ). Особое значение приобретают итоговые уроки обобщения и систематизации, которые должны помочь ученикам соотносить явления и тенденции истории европейских стран, сформировать целостное представление о периоде с конца XV- до конца XVIII в. и собственное отношение к изменениям в жизни и мировоззрении людей, деятельности исторических деятелей эпохи.

Материал курса в части всеобщей истории сосредоточен на событиях, явлениях, процессах, были характерны для европейских обществ указанного периода. История Западной и Центрально-Восточной Европы подается в соответствии с выбранными проблемами. В части истории Отечества изучаемый материал дает изложение событий, явлений и процессов, происходивших на землях Российской империи и Донецкого края в течение «долгого» XIX в. и «бурного» начала ХХ века, и имеет целью сформировать у обучающихся знания и понимание проявлений модернизации и особенностей развития земель Донецкого края в составе Российской империи.

Главными содержательными линиями этого курса является «человек – мир представлений и идей», «человек – власть», «человек – общество», «человек – мир вещей». Больше внимания уделяется созданию учебных ситуаций, при которых учащиеся могут самостоятельно работать с подборками исторических источников, искать и анализировать историческую информацию, оценивать значение, последствия и влияние таких исторических процессов, как модернизация, формирование современных наций, государственных и политических структур современного типа, революция, возрастание роли образования и науки, главные идейно-политические течения эпохи, сравнивать явления и тенденции истории европейских стран, России и Донецкого региона в XIX в., определять роль исторических личностей, характеризовать повседневную жизнь и духовный мир человека. Важным является овладение обучающимися такими умениями, как определение причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, формирование умений аргументированного высказывания собственного мнения и позиции в устной и письменной форме.

Реализация Программы предполагает особую значимость межпредметных связей. Принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания и гражданственности. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности обучающихся. Интегративное взаимодействие курсов истории и гражданственности позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Описание места учебного предмета
«История» в учебном плане

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. 

Процесс изучения истории в рамках основного общего и среднего общего образования с 5 по 11 класс определяется: условием линейного построения процесса изучения, условием приоритета синхронности изучения и условием последовательности изучения. Знакомство с историческими событиями начинается в V классе с курса «История древнего мира» и завершается, согласно принципа линейности, изучением периода мировой и отечественной истории, охватывающим события XX - до начала XXI в., который изучается в 10-11 классе.

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Учебный предмет «История» включает в себя два курса: «Всеобщая история» и «История России». Учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются с приоритетом синхронно-параллельного изучения на каждой образовательной ступени. В Программе устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение отечественной истории. 

Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.  Углубление их содержательного и теоретического взаимосоответствия, синхронизация изучаемых материалов отечественной и всемирной истории являются необходимыми условиями формирования  исторических знаний и исторического сознания обучающихся.

Программа основного общего образования по истории предусматривает систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XX в. 




Класс 

Изучаемый компонент учебного предмета

Изучаемый хронологический период 

5 класс

История Древнего мира

С древности до IV в.







8 класс

История Отечества. История Нового времени.

XVIII в.





Учебный материал компонуется по проблемно-тематическим блокам - однородными по содержанию группами фактов и понятий, характеризующих в хронологической последовательности отдельные аспекты и тенденции общественной жизни и исторического процесса. Для каждого из тематических блоков определены ориентировочные временные рамки. Распределение содержания темы по отдельным урокам носит рамочный характер. Содержательный контент является необходимым минимумом, который обучающиеся должны усвоить на разных уровнях знаний и индивидуального развития их познавательных возможностей. Они должны овладеть материалом по указанным в Программе историческим процессам, явлениям, фактам, историческим деятелям, памятникам истории и культуры. Курсивом в тексте выделен материал, который может быть изучен в рамках урока обзорно или использован в самостоятельной проектной деятельности обучающихся.

В Программе предусмотрены ориентировочные темы практических занятий целью которых является, прежде всего, развитие определенных способностей, умений и навыков познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Самое главное - проведение исследования учащимися через использование именно исторических источников, умение извлекать из исторического источника определенные сведения, понимать язык исторического источника, выявлять, насколько достоверной может быть информация из этого источника и от определенного автора. Программой предусмотрены итоговые уроки для обобщения, систематизации и контроля материала конкретных тем или всего курса. В Программе предусмотрен определенный резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. 

























РАБОЧАЯ программа
по учебному предмету

«ИСТОРИЯ» 5 класс


№  п/п

№ в теме

   Дата


Коли-

чество часов


Наименование раздела, тем уроков

Домашнее

задание

Примечание

план

факт





85

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА







85

История Древнего мира







10

Тема: Что изучает история. Путешествие в страну «История»



1

1



1

История - наука о прошлом человечества.

История - наука о прошлом человечества. История Донбасса – составная часть мировой истории. Краеведение – наука о родном крае. Как работают историки. Исторические факты и их виды. Историческое событие и исторические явления. 



2

2



1


Исторические источники.

Что такое исторические источники. Виды исторических источников. Архивы, музеи, библиотеки. Исторические документы. Изучение истории с помощью репродукций картин. Фотографии, карикатуры и плакаты – как исторические источники. Кино – «реставратор» событий прошлого.



3

3



       1

Исторические источники.

Музеи родного края и их роль в изучении истории (краеведческий музей; музей истории Великой Отечественной войны; художественный музей; исторический музей; этнографический музей; школьный музей). Музеи моего города (поселка).




4

4



1

Хронология – наука о времени.

Чем занимается хронология. Линия (лента) времени. Счет лет в истории. История календаря. Как решать хронологические задачи.



5

5



1

Прошлое на карте.

Способы отображения пространства. Историческая карта и ее легенда. История на плане. Особенности работы с контурными картами.




6

6



1

Помощники истории.

Археология. Археологические раскопки. Знамя, флаг, герб как исторические источники. Правила создания гербов. «Песнь во славу Отечества». Монеты и печати как свидетели прошлого.



7

7



1

Наука о народах. Живое слово истории.

Этнография. Одежда и жилища как исторические источники. Мифы сказания легенды. Фольклорные сокровища родного края. Обычаи и традиции народа Донбасса.



8

8



1

История в именах и названиях.

Генеалогия. Имя, отчество, фамилия человека как исторический источник. Историческая топонимика. Как топонимы родного края отражают его историю. Название моего города, села, улицы.



9

9



1

Как изучать историю.

Изучение истории в школе. Учебник по истории – источник знаний. Что изучает история Древнего мира? Понятие «Первобытность» и «Древний мир».



10

10



1

Итоговый урок по теме «Что изучает история. Путешествие в страну «История»»








6

Первобытность.








6

Тема: Жизнь первобытных людей



11

1



1

Древнейшие люди.

Периоды истории человечества. Основные теории происхождения человека. Древнейшие предки человека. Облик древнейших людей. Орудия труда и занятия древнейших людей. Овладение огнем. Расселение древнейшего человека. Древнейшие стоянки человека на территории Европы, России и Донбасса.




12

2



1

Изменения в жизни человека. 

Человек разумный. Изменения в жизни человека. Изобретение лука и стрел. От человеческого стада к родовой общине. Племя. Донецкий край в эпоху мезолита.



13

3



1

Зарождение земледелия скотоводства и ремесла.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Изобретение новых орудий труда. Неолитическая революция. Появление ремесел и торговли. Использование металлов. Переход к соседской общине. Выделение знати. 



14

4



1

*Древняя история Донбасса.

Археологические культуры эпохи неолита в Донбассе. Мариупольский могильник. Исследования В.А. Городцова.



15

5



1

Возникновение искусства и религиозных верований. 

Знания первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.  Духи, идолы, жертвы. Быт первобытного человека.



16

6



1

Итоговый урок по теме «Жизнь первобытных людей»







      22

Древний Восток







6

Тема: Древний Египет



17

1



1

Государство на берегах Нила.

Понятие «Древний Восток». Возникновение древнейших цивилизаций. Природно-географические условия Египта. Ирригационная система. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э.



18

2



1

Общество и хозяйство Древнего Египта.

Условия жизни и занятия населения. Повседневная жизнь земледельцев и ремесленников. Управление государством (фараон, чиновники). Писцы и вельможи. Рабы.



19

3



1

Военные походы фараонов.

Фараон - правитель Египта. Войско фараона. Военные походы фараонов.



20

4



1

Религия древних египтян.

Религиозные верования египтян. Боги и жрецы. Мифы о богах. Обожествление явлений природы. Культ животных. Представление египтян о загробной жизни. Мумификация. Обожествление фараона. Фараон-реформатор Эхнатон.



21

5



1

Культура Древнего Египта.

Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды. Письменность и научные знания древних египтян. Значение культурных достижений Древнего Египта для современного человечества.



22

6



1

Итоговый урок по теме «Древний Египет»







      11

Тема: Восточное Средиземноморье в древности.



23

1



1

Древнее Двуречье.

Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Шумер. Древний Аккад. Клинопись. Сказания о героях и богах.



24

2



1

Хаммурапи и его законы.

Города-государства Междуречья. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство.



25

3



1

Финикия.

Финикия: природные условия, занятия жителей. Финикийские города-государства. Развитие ремесел и торговли.



26

4



1

Финикия.

Морские путешествия финикийцев. Основание колоний. Изобретения финикийцев. Финикийский алфавит. 



27

5



1

Древнееврейское царство.

Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Израильское царство.




28

6



1

Древнееврейское царство.

Знаменитые правители древнееврейского царства: Саул, Давид, Соломон. Ветхозаветные сказания. Моисей и его заповеди. 




29

7



1

Ассирийская держава.

Образование ассирийского государства. Военное могущество ассирийцев и завоевательные походы. Ниневия — столица Ассирийской державы.




30

8



1

 Ассирийская держава.Культурные сокровища Ниневии.Библиотека Ашшурбанипала. Гибель империи.




31

9



1

Персидская держава.

Великие царства Западной Азии. Завоевательные походы Кира Великого. Персидская держава при Дарии I. 





32


10




1

*Киммерийско-скифский период в истории Донецкого края.

Происхождение, занятия, культура киммерийцев. Киммерийские памятники на территории Донбасса. Скифы: расселение, занятие, духовный мир. Скифо-персидские войны. Великая Скифия. Материальная культура, быт и искусство скифов. Скифские курганы Донбасса. Своеобразие скифской культуры. 



33

11



1

Итоговый урок по теме «Восточное Средиземноморье в древности»







      5

Тема: Древняя Индия. Древний Китай



34

1



1

Природа и население Древней Индии.

Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Держава Маурьев.



35

2



1

Древнеиндийское общество.

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Индийские «Веды». «Махабхарата» и «Рамаяна». Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.



36

3



1

Древний Китай.

Географическое положение, природа и население древнего Китая Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). 




37

4



1

Империя Цинь в Китае.

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Великая Китайская стена. Научные знания и изобретения. Храмы.



38

5



1

Итоговый урок по теме «Древняя Индия. Древний Китай»







      23

Древняя Греция







       4

Тема: Древнейшие государства на Крите.



39

1



1

Античный мир Древнейшая Греция.

Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Дорийское завоевание. 



40

2



1

Религия древних греков.

Древнегреческая мифология. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Миф о начале Троянской войны.




41

3



1

Религия древних греков.

Верования древних греков. Сказания о богах и героях (миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее, мифы о Геракле.)



42

4



1

Поэмы Гомера.

Троянская война. Гомер. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как памятники истории и литературы. Герои поэм Гомера в событиях Троянской войны (Ахилл, Гектор, Одиссей).







       8

Тема: Греческие города-государства



43

1



1

Греческие города-государства 

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. 



44

2



1

Греческие города-государства.

Развитие земледелия и ремесла. 



45

3



1

Афинский полис.

Население древней Аттики, его жизнь и занятия. Знать и демос в Афинах. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.



46

4



1

Древняя Спарта.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание.



47

5



1

Древняя Спарта.

Организация военного дела.



48

6



1

Великая греческая колонизация.

Великая греческая колонизация: причины, направления и последствия. Колонии и метрополии. *Античные города - государства в Северном Причерноморье и в Крыму. Центры античной цивилизации (Боспорское царство, Ольвия, Херсонес).



49

7



1

Великая греческая колонизация.

Общественная, хозяйственная и духовная жизнь в греческих колониях. Взаимоотношения греческих полисов со скифами.



50

8



1

Итоговый урок по темам «Древнейшие государства на Крите» и «Греческие города-государства»







       7

Тема: Классическая Греция.   Культура Древней Греции.



51

1



1

Греко-персидские войны.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Итоги и последствия греко-персидских войн. Причины победы греков. Афинский морской союз.



52

2



1

Афины – центр ремесла и торговли.

Афины – центр ремесла и торговли. Главный порт Пирей. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Граждане Афин. 



53

3



1

Расцвет афинской демократии при Перикле.

Народное собрание Афин. Государственная служба. Афинская демократия при Перикле. 



54

4



1

В городе богини Афины.

В городе богини Афины. Керамик. Агора. Акрополь. Афинские школы и гимнасии. Ораторское искусство.

Культура Древней Греции. 

Развитие наук. Геродот – «отец истории». Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. 



55

5



1

Олимпийские игры.

Олимпийские игры. Подготовка, олимпийское пятиборье. Атлеты и победители олимпийских игр.



56

6



1

Жизнь и быт в Древней Греции.

Быт и досуг древних греков. Обычаи и традиции. Семья и брак, воспитание детей. 



57

7



1

Итоговый урок по теме «Классическая Греция. Культура Древней Греции.»







      4

Тема: Период эллинизма. Македонские завоевания.

 


58

1



1

Покорение Греции Македонией.

Пелопонесская война. Возвышение Македонии при Филиппе. Битва при Херонее и ее последствия. 




59

2



1

Создание империи Александра Македонского.

Александр Македонский. Македонские завоевания. Победа на Гранике. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Гибель Персидской державы. Поход в Индию. Держава Александра Македонского и ее распад.




60

3



1

Эллинистический мир.

Период эллинизма. Эллинистический мир. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. (Александрия Египетская, Фаросский маяк, Мусейон («храм муз»), знаменитые ученые: Евклид, Аристарх, Архимед)




61

4



1

Итоговый урок по теме «Период эллинизма. Македонские завоевания».



















     24

Древний Рим







9

Тема: Римская республика



62

1



1

Ранний Рим.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски.



63

2



1

Ранний Рим.

Легенды об основании Рима. Город Рим и его жители. Патриции и плебеи Управление Римом в эпоху царей. 



64

3



1

Римская республика.

Возникновение Римской республики. Управление и законы. Консулы, сенаторы и трибуны. Верования древних римлян.



65

4



1

Завоевание Римом Италии.

Армия Древнего Рима. Нашествие галлов. Война с Пирром.



66

5



1

Завоевание Римом Италии.

Завоевание Римом Италии. «Разделяй и властвуй». 



67

6



1

Война Рима с Карфагеном. Завоевание Средиземноморья.

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Ганнибал. Битва при Каннах. Разгром Македонии. Победа над Сирией.



68

7



1

Война Рима с Карфагеном. Завоевание Средиземноморья.

Разрушение Коринфа и Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. 



69

8



1

Рабство в Древнем Риме.

Источники рабства в Древнем Риме. Использование труда рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. 



70

9



1

Итоговый урок по теме «Римская республика»







8

Тема: От республики к империи.



71

1



1

Реформы Гракхов.

Положение земледельцев в Древнем Риме. Тиберий Гракх. Земельный закон Гракхов. Деятельность Гая Гракха. Гай Марий и Корнелий Сулла.



72

2



1

Цезарь - повелитель Рима.

Изменения в римской армии. Завоевание Галлии. Первый триумвират. Установление диктатуры Гая Юлия Цезаря. Гибель Цезаря.



73

3



1

Установление империи.

Гражданские войны в Риме после гибели Цезаря. Реформы Октавиана Августа и установление империи.



74

4



1

«Золотой век» Римской империи.

Римская империя: территория, управление. Император Нерон. Расцвет империи во II в. н.э. Император Траян и последние завоевания Рима. Колоны. 



75

5



1

Культура Древнего Рима. 

«Вечный город» и его жители. Архитектура Древнего Рима. Термы и акведуки. Скульптура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон.




76

6



1

Культура Древнего Рима. 

Развитие наук. Пантеон. Быт и досуг римлян. Римское право. «Хлеба и зрелищ». Римские праздники. 



77

7



1

Первые христиане и их учение.

Возникновение и распространение христианства. Библия. Жизнь и учение Иисуса Христа. Первые христианские общины. Гонения на христиан. 



78

8



1

Итоговый урок по теме «От республики к империи».







       7

Тема: Рим и варвары.



79

1



1

Римская империя в кон III-IV вв.

Реформы Константина. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. 




80

2



1

Римская империя в кон III-IV вв.

Реформы Константина. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. 



81

3



1

Соседи Римской империи.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Германцы. Отношения Рима с германцами. *Римский период в Северном Причерноморье. Малая Скифия. Сарматы: расселение, занятия, духовный мир. Аланский племенной союз.



82

4



1

Соседи Римской империи.

Образование Готского племенного союза. Государство Германариха. Праславяне. 



83

5



1

Взятие Рима варварами.

Вторжения варваров. Нашествие вестготов. Покорение Рима.



84

6



1

Взятие Рима варварами.

Падение Западной Римской империи.



85

7



1

Итоговый урок по теме «Рим и варвары».



86

1



1

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Итоговый урок по курсу «История древнего мира»






























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.