Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» (5 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2017 г. |
Рабочая программа
учителя географии Барашкиной С.В.
по учебному предмету «Природоведение 5 класс»
2017 - 2018 учебный год
Саранск 2017
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I. Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
II.2. Базовые учебные действия
II.3. Содержание учебного предмета
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование
III.2. Список литературных источников
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с. и ориентирована на использование следующего учебника:
Романов И.В. Природоведение. 5 класс.: учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида /И.В.Романов, Р.А.Петросова.-4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2013.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – естествознания.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы).
В соответствии с учебным планом ГБОУ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» на изучение предмета природоведение в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися предмета природоведения предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам освоения учебной программы относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
II.2. Базовые учебные действия
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II.3. Содержание учебного предмета
Наименование разделов, тем |
Окружающий нас мир. |
Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, город. Домашний адрес. Адрес школы. |
Природа нашей местности. Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе. |
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, t воздуха). |
Смена времён года. Календарь природы. |
Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. |
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. Изменения в жизни растений и животных. |
Экскурсия в природу. |
Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы. |
Наша страна. |
Российская Федерация (расположение на г/карте). Многонациональное население. |
Москва-столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы. Транспорт. |
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт ж/д, воздушный, водный) |
Повторение. |
Природа нашей Родины: Неживая природа. |
Разнообразие поверхности: равнины, горы, овраги, холмы. |
Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная, плодородная, неплодородная. |
Экскурсия в природу. |
Вода в природе: реки, озёра, болота, ручьи, родники, моря, океаны. |
Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лёд. |
Воздух. Значение воздуха. Ветер-движение воздуха. |
Зима. Признаки зимы. Изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы. Экскурсия в природу. |
Температура воздуха. Термометр. Измерение t воздуха, воды, тела. Практическая работа. |
Полезные ископаемые. Внешний вид. Свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком. |
Живая природа. Растения, грибы, животные леса. |
Растения леса. Кустарники. Травы. Грибы леса: съедобные и несъедобные. |
Животные леса: звери, птицы, насекомые. Экскурсия в природу. |
Растения и животные сада, огорода и поля. |
Растения сада. Плодовые деревья. Ягодные кустарники. Декоративные растения. |
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные. Экскурсия в сад. Сезонные работы в саду. |
Растения огорода. Друзья огородных растений, враги. |
Растения поля: зерновые культуры. Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые. |
Растения и животные луга. |
Растения луга – травы. |
Животные луга: насекомые, птицы, звери. Использование лугов как пастбища и сенокоса. |
Весна. Признаки, изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека. Экскурсия в природу. |
Растения и животные болота. |
Растения и животные водоёмов. |
Растения водоёмов: водоросли и цветковые. |
Животные пресных водоёмов (рек, озёр, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. |
Животные морей и океанов. |
Охрана здоровья и человека. |
Организм человека (строение тела, органы чувств, волосяной покров, кожа). |
Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. |
Внутренние органы. Значение правильной осанки для здоровья человека. |
Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний ( жкт, простудных, инфекционных). |
Вред курения и употребления алкоголя. |
Экскурсия в природу. |
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья. |
Практическая работа по выращиванию комнатных растений и уход за ними. |
Охрана природы и экология. |
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов. Растения и животные, занесенные в «Красную Книгу». |
Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы. |
Труд на пришкольном участке. |
Посев и посадка растений. Уход за растениями. |
Лето. Признаки, летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями. Экскурсия в природу. Повторение. Итоговое занятие. |
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (68 ч. в год; 2 ч. в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
1 четверть – 18 часов |
|||||
Окружающий нас мир. |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
||||
1. |
Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, город. Домашний адрес. Адрес школы. |
2 |
Уметь называть страну, город, в котором мы живем. Знать домашний адрес и адрес школы. |
||
2. |
Природа нашей местности. |
1 |
Сформировать представление о природе своей местности. |
||
3. |
Экскурсия в лес. |
1 |
Познакомить с правилами поведения в природе. |
||
Сезонные изменения в природе. |
|||||
4. |
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, t воздуха). |
2 |
Уметь называть компоненты погоды. |
||
5. |
Смена времён года. Календарь природы. |
1 |
Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причины смены времен года. |
||
6. |
Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. |
1 |
Изучить, как меняется высота Солнца в течение дня и в разное время года. |
||
7. |
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. |
1 |
Уметь называть признаки осени. |
||
8. |
Изменения в жизни растений и животных. |
1 |
Знать, какие изменения происходят в жизни растений и животных. |
||
9. |
Экскурсия в природу. |
1 |
Расширить кругозор учащихся. |
||
10. |
Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы. |
2 |
Знать, как готовятся человек и природа с наступлением осени. |
||
Наша страна. |
|||||
11. |
Российская Федерация (расположение на г/карте). Многонациональное население. |
1 |
Познакомить с г/п России. Учить показывать границы России на карте мира. Формировать навыки работы с конт. картой. |
||
12. |
Москва-столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы. Транспорт. |
2 |
Сформировать представление о Москве, как о столице нашей Родины. Познакомить с достопримечательностями Москвы, видами транспорта. |
||
13. |
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт ж/д, воздушный, водный) |
1 |
Уметь называть города России, знать отличительные особенности видов транспорта. |
||
14. |
Повторение. |
1 |
Закрепление знаний и умений. |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
2 четверть – 14 часов |
|||||
Природа нашей Родины: |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
||||
1. |
Неживая природа. Разнообразие поверхности: равнины, горы, овраги, холмы. |
1 |
Познакомить с формами поверхности России. |
||
2. |
Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная, плодородная, неплодородная. |
1 |
Познакомить с видами почвы. Уметь давать сравнительную характеристику. |
||
3 |
Экскурсия в природу. |
1 |
Расширить кругозор учащихся. |
||
4. |
Вода в природе: реки, озёра, болота, ручьи, родники, моря, океаны. |
1 |
Уметь называть отличительные особенности водоемов. |
||
5. |
Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лёд. |
1 |
Познакомить со свойствами воды. Раскрыть значение воды для жизни человека. |
||
6. |
Воздух. Значение воздуха. Ветер-движение воздуха. |
2 |
Показать, что воздух есть вокруг нас, определить способы его обнаружения. Показать значение воздуха. |
||
7. |
Зима. Признаки зимы. Изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой. |
1 |
Уметь называть признаки зимы, знать, какие изменения происходят в жизни растений и животных. |
||
8. |
Зимние праздники. Новый год. Народные приметы. |
1 |
Познакомить с зимними праздниками в России и других странах. Определить роль примет в прогнозах погоды. |
||
9. |
Экскурсия в природу. |
1 |
Расширить кругозор учащихся. |
||
10. |
Температура воздуха. Термометр. Измерение t воздуха, воды, тела. Практическая работа. |
2 |
Узнать, как правильно измерить температуру воздуха. Познакомить с термометром. |
||
11 |
Полезные ископаемые. Внешний вид. Свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком. |
2 |
Сформировать представления о подземных богатствах. Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами, применением, способами добычи. |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
3 четверть – 20 часов |
|||||
Живая природа. Растения, грибы, животные леса. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||||
1. |
Растения леса. Лиственные и хвойные деревья. |
1 |
Уточнить и расширить представления о лиственных и хвойных деревьях. |
||
2. |
Кустарники: калина, шиповник, бузина, малина. |
1 |
Познакомить с кустарниками леса. Уметь устанавливать особенности деревьев и кустарников. |
||
3. |
Травы: ландыш, земляника, мать-и-мачеха. |
1 |
Познакомить с травами леса, показать значимость лекарственных растений. |
||
4. |
Грибы леса: съедобные и несъедобные. |
1 |
Выделить группы съедобных и несъедобных грибов. |
||
5. |
Животные леса: звери, птицы, насекомые. |
2 |
Познакомить с животным миром леса. |
||
6. |
Экскурсия в природу |
1 |
Расширить кругозор учащихся. |
||
Растения и животные сада, огорода и поля. |
|||||
7. |
Растения сада. Плодовые деревья. Ягодные кустарники. Декоративные растения. |
1 |
Познакомить с растениями сада. Учить различать группы растений. |
||
8. |
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные. Сезонные работы в саду. |
1 |
Познакомить с животными сада. Выяснить, какие работы проводятся осенью в саду. |
||
9. |
Растения огорода. Друзья огородных растений, враги. |
1 |
Уточнить и расширить знания о растениях огорода. Познакомить с друзьями и врагами растений. |
||
10. |
Растения поля: зерновые культуры. |
1 |
Познакомить с основными зерновыми культурами. |
||
11. |
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые. |
1 |
Раскрыть разнообразие животных-вредителей полей. Знать меры борьбы с ними. |
||
Растения и животные луга. |
|||||
12. |
Растения луга – травы. |
1 |
Познакомить с разнообразием растений луга и их значением. |
||
13. |
Животные луга: насекомые, птицы, звери. Использование лугов как пастбища и сенокоса. |
1 |
Познакомить с разнообразием животного мира луга. Показать значение луга в жизни человека. |
||
14. |
Весна. Признаки, изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека. |
1 |
Уметь называть признаки весны; знать, какие изменения происходят в жизни живых существ. |
||
15. |
Экскурсия в природу. |
1 |
Расширить кругозор учащихся. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
|
16. |
Растения и животные болота. |
1 |
Познакомить с растениями и животными болот. |
||
Растения и животные водоёмов. |
|||||
17. |
Растения водоёмов: водоросли и цветковые. |
1 |
Познакомить с растениями водоемов. |
||
18. |
Животные пресных водоёмов (рек, озёр, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. |
1 |
Познакомить с животными пресных водоемов. |
||
19. |
Животные морей и океанов. |
1 |
Познакомить с животными морей и океанов. |
||
20. |
Итоговый урок. |
1 |
Обобщить и закрепить знания . |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
4 четверть – 14 часов |
|||||
Охрана здоровья и человека. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
||||
1. |
Организм человека. Строение тела человека . |
1 |
Познакомить с внешним строением тела человека. |
||
2. |
Органы чувств, волосяной покров, кожа. |
1 |
Сформировать знания об органах чувств, их функциях и роли в жизни человека. |
||
3 |
Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. |
1 |
Показать необходимость соблюдения правил личной гигиены. |
||
4. |
Внутренние органы. |
1 |
Уметь называть внутренние органы, учить определять местонахождение внутренних органов. |
||
5. |
Значение правильной осанки для здоровья человека. |
1 |
Показать значение правильной осанки для здоровья человека. |
||
6. |
Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (жкт, простудных, инфекционных). |
1 |
Показать значимость правильного питания и дыхания. |
||
7. |
Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость. |
1 |
Сформировать представление о ЗОЖ, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности. |
||
8. |
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья. |
1 |
Рассказать о значении физкультуры, дать понятие о пользе физического воспитания для здоровья человека. |
||
Охрана природы и экология. |
|||||
9. |
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов. Растения и животные, занесенные в «Красную Книгу». |
1 |
Познакомить с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная Книга. |
||
10. |
Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы. |
1 |
Познакомить с понятием «экологическая катастрофа», раскрыть экологические проблемы. |
||
Труд на пришкольном участке. |
|||||
11. |
Посев и посадка растений. Уход за растениями. |
1 |
Познакомить с правилами посева и посадки растений. |
||
12. |
Лето. Признаки, летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями. |
1 |
Знать признаки лета, что происходит с растениями и животными летом. Познакомить с правилами ухода за растениями. |
||
13. |
Экскурсия в природу. |
1 |
Выяснить запас элементарных экологических представлений. |
||
14. |
Повторение пройденного. Закрепление знаний на практике. Практическая работа по выращиванию комнатных растений и уход за ними. |
1 |
Учить применять на практике знания и умения по посадке цветов. |
III. 2. Список литературных источников
Основная литература:
Романов И.В. Природоведение. 5 класс.: учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида /И.В.Романов, Р.А.Петросова.-4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2013.
Дополнительная литература:
1. Природа неживая и живая» В.М. Пакулова, Н.В. Иванова 5 класс. – М.: «Дрофа», 2008г.
2. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
3. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.