12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барашкина Светлана Васильевна108
Россия, Мордовия респ., Саранск

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________ Храмов С. В.

«01» сентября 2017 г.

Рабочая программа

учителя географии Барашкиной С.В.

по учебному предмету «Природоведение 5 класс»

2017 - 2018 учебный год

Саранск 2017

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

I. Пояснительная записка

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

II.2. Базовые учебные действия

II.3. Содержание учебного предмета

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование

III.2. Список литературных источников

I. Целевой раздел

I.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с. и ориентирована на использование следующего учебника:

Романов И.В. Природоведение. 5 класс.: учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида /И.В.Романов, Р.А.Петросова.-4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2013.

Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой приро­де;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

― воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети по­лучают в дошкольном возрасте и в младших классах. При зна­комстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают се­зонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изме­нениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – естествознания.

Одной из задач курса «Природоведение» является формиро­вание мотивации к изу­чению предметов естествоведческого цик­ла, для этого программой предусматриваются эк­скурсии и разно­образные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни зна­ния, полученные на уро­ках.

Рекомендуется проводить экскурсии по всем разде­лам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучае­мых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинст­во изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербаль­ного восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы).

В соответствии с учебным планом ГБОУ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ» на изучение предмета природоведение в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися предмета природоведения предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

К личностным результатам освоения учебной программы относятся:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее ра­стение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

II.2. Базовые учебные действия

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.

II.3. Содержание учебного предмета

Наименование разделов, тем

Окружающий нас мир.

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, город. Домашний адрес. Адрес школы.

Природа нашей местности. Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, t воздуха).

Смена времён года. Календарь природы.

Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. Изменения в жизни растений и животных.

Экскурсия в природу.

Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Наша страна.

Российская Федерация (расположение на г/карте). Многонациональное население.

Москва-столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы. Транспорт.

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт ж/д, воздушный, водный)

Повторение.

Природа нашей Родины: Неживая природа.

Разнообразие поверхности: равнины, горы, овраги, холмы.

Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная, плодородная, неплодородная.

Экскурсия в природу.

Вода в природе: реки, озёра, болота, ручьи, родники, моря, океаны.

Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лёд.

Воздух. Значение воздуха. Ветер-движение воздуха.

Зима. Признаки зимы. Изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы. Экскурсия в природу.

Температура воздуха. Термометр. Измерение t воздуха, воды, тела. Практическая работа.

Полезные ископаемые. Внешний вид. Свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа. Растения, грибы, животные леса.

Растения леса. Кустарники. Травы. Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса: звери, птицы, насекомые. Экскурсия в природу.

Растения и животные сада, огорода и поля.

Растения сада. Плодовые деревья. Ягодные кустарники. Декоративные растения.

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные. Экскурсия в сад. Сезонные работы в саду.

Растения огорода. Друзья огородных растений, враги.

Растения поля: зерновые культуры. Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые.

Растения и животные луга.

Растения луга – травы.

Животные луга: насекомые, птицы, звери. Использование лугов как пастбища и сенокоса.

Весна. Признаки, изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека. Экскурсия в природу.

Растения и животные болота.

Растения и животные водоёмов.

Растения водоёмов: водоросли и цветковые.

Животные пресных водоёмов (рек, озёр, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

Животные морей и океанов.

Охрана здоровья и человека.

Организм человека (строение тела, органы чувств, волосяной покров, кожа).

Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы. Значение правильной осанки для здоровья человека.

Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний ( жкт, простудных, инфекционных).

Вред курения и употребления алкоголя.

Экскурсия в природу.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

Практическая работа по выращиванию комнатных растений и уход за ними.

Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов. Растения и животные, занесенные в «Красную Книгу».

Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями.

Лето. Признаки, летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями. Экскурсия в природу. Повторение. Итоговое занятие.

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (68 ч. в год; 2 ч. в неделю)


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

1 четверть – 18 часов

 

Окружающий нас мир.

   

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

1.

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, город. Домашний адрес. Адрес школы.

2

Уметь называть страну, город, в котором мы живем. Знать домашний адрес и адрес школы.

 

2.

Природа нашей местности.

1

Сформировать представление о природе своей местности.

 

3.

Экскурсия в лес.

1

Познакомить с правилами поведения в природе. 

 
 

Сезонные изменения в природе.

     

4.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, t воздуха).

2

Уметь называть компоненты погоды.

 

5.

Смена времён года. Календарь природы.

1

Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причины смены времен года.

 

6.

Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года.

1

Изучить, как меняется высота Солнца в течение дня и в разное время года.

 

7.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи.

1

Уметь называть признаки осени.

 

8.

Изменения в жизни растений и животных.

1

Знать, какие изменения происходят в жизни растений и животных.

 

9.

Экскурсия в природу.

1

Расширить кругозор учащихся.

 

10.

Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

2

Знать, как готовятся человек и природа с наступлением осени.

 
 

Наша страна.

     

11.

Российская Федерация (расположение на г/карте). Многонациональное население.

1

Познакомить с г/п России. Учить показывать границы России на карте мира. Формировать навыки работы с конт. картой.

 

12.

Москва-столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы. Транспорт.

2

Сформировать представление о Москве, как о столице нашей Родины. Познакомить с достопримечательностями Москвы, видами транспорта.

 

13.

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт ж/д, воздушный, водный)

1

Уметь называть города России, знать отличительные особенности видов транспорта.

 

14.

Повторение.

1

Закрепление знаний и умений.

 


 


 


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

2 четверть – 14 часов

 

Природа нашей Родины:

   

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

1.

Неживая природа. Разнообразие поверхности: равнины, горы, овраги, холмы.

1

Познакомить с формами поверхности России.

 

2.

Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная, плодородная, неплодородная.

1

Познакомить с видами почвы. Уметь давать сравнительную характеристику.

 

3

Экскурсия в природу.

1

Расширить кругозор учащихся.

 

4.

Вода в природе: реки, озёра, болота, ручьи, родники, моря, океаны.

1

Уметь называть отличительные особенности водоемов.

 

5.

Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лёд.

1

Познакомить со свойствами воды. Раскрыть значение воды для жизни человека.

 

6.

Воздух. Значение воздуха. Ветер-движение воздуха.

2

Показать, что воздух есть вокруг нас, определить способы его обнаружения. Показать значение воздуха.

 

7.

Зима. Признаки зимы. Изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой.

1

Уметь называть признаки зимы, знать, какие изменения происходят в жизни растений и животных.

 

8.

Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

1

Познакомить с зимними праздниками в России и других странах. Определить роль примет в прогнозах погоды.

 

9.

Экскурсия в природу.

1

Расширить кругозор учащихся.

 

10.

Температура воздуха. Термометр. Измерение t воздуха, воды, тела. Практическая работа.

2

Узнать, как правильно измерить температуру воздуха. Познакомить с термометром.

 

11

Полезные ископаемые. Внешний вид. Свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

2

Сформировать представления о подземных богатствах. Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами, применением, способами добычи.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

3 четверть – 20 часов

 

Живая природа. Растения, грибы, животные леса.

   

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

1.

Растения леса. Лиственные и хвойные деревья.

1

Уточнить и расширить представления о лиственных и хвойных деревьях.

 

2.

Кустарники: калина, шиповник, бузина, малина.

1

Познакомить с кустарниками леса. Уметь устанавливать особенности деревьев и кустарников.

 

3.

Травы: ландыш, земляника, мать-и-мачеха.

1

Познакомить с травами леса, показать значимость лекарственных растений.

 

4.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

1

Выделить группы съедобных и несъедобных грибов.

 

5.

Животные леса: звери, птицы, насекомые.

2

Познакомить с животным миром леса.

 

6.

Экскурсия в природу

1

Расширить кругозор учащихся.

 
 

Растения и животные сада, огорода и поля.

     

7.

Растения сада. Плодовые деревья. Ягодные кустарники. Декоративные растения.

1

Познакомить с растениями сада. Учить различать группы растений.

 

8.

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные. Сезонные работы в саду.

1

Познакомить с животными сада. Выяснить, какие работы проводятся осенью в саду.

 

9.

Растения огорода. Друзья огородных растений, враги.

1

Уточнить и расширить знания о растениях огорода. Познакомить с друзьями и врагами растений.

 

10.

Растения поля: зерновые культуры.

1

Познакомить с основными зерновыми культурами.

 

11.

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые.

1

Раскрыть разнообразие животных-вредителей полей. Знать меры борьбы с ними.

 
 

Растения и животные луга.

     

12.

Растения луга – травы.

1

Познакомить с разнообразием растений луга и их значением.

 

13.

Животные луга: насекомые, птицы, звери. Использование лугов как пастбища и сенокоса.

1

Познакомить с разнообразием животного мира луга. Показать значение луга в жизни человека.

 

14.

Весна. Признаки, изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека.

1

Уметь называть признаки весны; знать, какие изменения происходят в жизни живых существ.

 

15.

Экскурсия в природу.

1

Расширить кругозор учащихся.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

16.

Растения и животные болота.

1

Познакомить с растениями и животными болот.

 
 

Растения и животные водоёмов.

     

17.

Растения водоёмов: водоросли и цветковые.

1

Познакомить с растениями водоемов.

 

18.

Животные пресных водоёмов (рек, озёр, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

1

Познакомить с животными пресных водоемов.

 

19.

Животные морей и океанов.

1

Познакомить с животными морей и океанов.

 

20.

Итоговый урок.

1

Обобщить и закрепить знания .

   


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

4 четверть – 14 часов

 

Охрана здоровья и человека.

   

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

1.

Организм человека. Строение тела человека .

1

Познакомить с внешним строением тела человека.

 

2.

Органы чувств, волосяной покров, кожа.

1

Сформировать знания об органах чувств, их функциях и роли в жизни человека.

 

3

Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

1

Показать необходимость соблюдения правил личной гигиены.

 

4.

Внутренние органы.

1

Уметь называть внутренние органы, учить определять местонахождение внутренних органов.

 

5.

Значение правильной осанки для здоровья человека.

1

Показать значение правильной осанки для здоровья человека.

 

6.

Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (жкт, простудных, инфекционных).

1

Показать значимость правильного питания и дыхания.

 

7.

Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

1

Сформировать представление о ЗОЖ, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности.

 

8.

Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.

1

Рассказать о значении физкультуры, дать понятие о пользе физического воспитания для здоровья человека.

 
 

Охрана природы и экология.

     

9.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов. Растения и животные, занесенные в «Красную Книгу».

1

Познакомить с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная Книга.

 

10.

Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

1

Познакомить с понятием «экологическая катастрофа», раскрыть экологические проблемы.

 
 

Труд на пришкольном участке.

     

11.

Посев и посадка растений. Уход за растениями.

1

Познакомить с правилами посева и посадки растений.

 

12.

Лето. Признаки, летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями.

1

Знать признаки лета, что происходит с растениями и животными летом. Познакомить с правилами ухода за растениями.

 

13.

Экскурсия в природу.

1

Выяснить запас элементарных экологических представлений.

 

14.

Повторение пройденного. Закрепление знаний на практике. Практическая работа по выращиванию комнатных растений и уход за ними.

1

Учить применять на практике знания и умения по посадке цветов.

 


 


 


 


 


 


 

III. 2. Список литературных источников

Основная литература:

Романов И.В. Природоведение. 5 класс.: учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида /И.В.Романов, Р.А.Петросова.-4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2013.

Дополнительная литература:

1. Природа неживая и живая» В.М. Пакулова, Н.В. Иванова 5 класс. – М.: «Дрофа», 2008г.

2. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.

3. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.


 



 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.