Рабочая программа по учебному предмету «История России» для 7 класса

0
0
Материал опубликован 11 February 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вавожская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

Методического объединения

иностранного языка и истории

Протокол от №

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол………………..№….

Утверждено приказом по школе

от………………………...№….

Рабочая программа

по учебному предмету «История России»

для 7 класса

в 2016-2017 учебном году

Составитель:

учитель истории

и обществознания

Голубева В.В.

 

Вавож, 2016

Раздел 1

азделы ПроРаПояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «История России» в 7 классе разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Вавожская СОШ».

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.А.Данилова.

Обучение ведется по учебнику: История России. Конец XVI- XVII век. 7 класс: учеб. для общеоразоват. организаций/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-240с. Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Учебный предмет «История России» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Курс «История России» в 7 классе рассчитан на 34 часа, в неделю – 2 часа. В соответствии с календарным учебным графиком школы и учебным планом школы «История России» изучается в первом полугодии учебного года.

Общая цель преподавания истории как учебного предмета, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

- формирование у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деталях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.

В рамках истории России в 7 классе изучается период: конец XVI века - XVII век. Учебник входит в предметную линию учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. В сравнении с данным УМК в настоящей рабочей программе сокращено количество часов на изучение отдельных тем в соответствии с календарным учебным графиком школы. В связи с этим отдельные темы повторно рассматриваются в курсе изучения всеобщей истории в 7 классе.

Главная идея программы по истории России в 7 классе - дать школьникам знания о  прошлом России и зарубежных стран, которые служат одной из основ их общей образованности. Главным критерием отбора фактов и явлений является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Даётся представление об общем и особенном, анализируются крупнейшие события и процессы того времени.  Учащиеся, получают представление об истории России,  знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Основными базовыми понятиями являются: Соборное уложение, абсолютизм, мануфактура, фаворитизм.

В курсе преподавания истории в 7 классе предусмотрено использование следующих технологий и методов обучения:

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления;

- информационно-коммуникативные технологии;

- развитие исследовательских навыков;

- проектные методы обучения;

- разноуровневое обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- обучение в сотрудничестве;

Предмет история преподается с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения.

Основными средствами (или формами) реализации электронного обучения являются:

e-mail, дистанционные конкурсы и олимпиады, видеоконференции, онлайн тестирование, skype-общение (консультации), интерактивные обучающие ресурсы, видео-лекции, эл. учебник и др.

Тематический план

Разделы

Всего часов

Проекты

1

Введение.

1

 

2

Россия на рубеже XVI - XVII вв.

4

 

3

Россия в XVII в.

9

1

4

Россия в первой четверти XVIII в.

7

 

5

Россия в 1725—1762 гг.

4

 

6

Россия в 1762—1801 гг.

8

1

7

Повторение.

1

 
 

Итого:

34

2

В рамках курса Истории России в 7 классе предусмотрены часы на изучение содержания предметной области «Основы духовно-нравственной  культуры народов России»:

урока

Тема урока

9

Власть и церковь. Церковный раскол.

13

Сословный быт. Обычаи и нравы.

18

Реформы Петра I .

31

Наука и образование.

32

Художественная литература.

Раздел 2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной  культуры народов России» должно обеспечить:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

п/п

Тема раздела

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение.

 

Обучающийся научится:

- правильно употреблять и объяснять исторические термины;

- локализовать во времени ключевые события Истории России;

- анализировать причины изменения исторической карты России.

Обучающийся получит возможность научиться:

-подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание текста, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

2

Россия на рубеже XVI - XVII вв.

Обучающийся научится:

- последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках.

- анализировать обстоятельства, приведшие к краху Лжедмитрия II;

- определять особенности Земского собора 1613г.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать исторические документы, давать оценку внутренней и внешней политики правителей;

- давать собственную оценку роли церкви в освободительном движении.


 


 

Познавательные:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используя общие приемы решения задач, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные: ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

 Коммуникативные:  допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивать собственную учебную деятельность, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние.

3

Россия в XVII в.

Обучающийся научится:

- давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период;

- называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина.

Обучающийся получит возможность

научиться:

-анализировать причины изменений в социальном составе дворянства, давать собственную характеристику положения крестьян, ориентироваться в иерархии духовного сословия;

- извлекать информацию из исторического источника.

Познавательные:  ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

 Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество).

Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

 

4

Россия в первой четверти XVIII в.

Обучающийся научится:

- давать оценку Азовским походам; выяснять цели Великого посольства;

- ориентироваться в целях и задачах Северной войны, характеризовать события Северной войны на основании работать с картой.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  называть основные задачи внешней политики; анализировать причины кризиса в международных отношениях в связи с «испанским наследством»;

- составлять сравнительную таблицу государственного Управления допетровского и петровского периодов, системно излагать содержание петровских реформ и давать им собственную оценку;

- извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, выявлять причины народных восстаний и сравнивать их с народными выступлениями предшествующего периода.

- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.

Познавательные: 

ставить и формулировать проблему и цели урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

5

Россия в 1725—1762 гг.

Обучающийся научится:

- называть предпосылки дворцовых переворотов;

- выявлять приоритетные направления внутренней политики в данный период;

- определять основные направления внешней политики;

- характеризовать события Семилетней войны.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать исторические источники.

- выстраивать хронологию войн, опираясь на историческую карту.

Познавательные: ставить и формулировать проблему и цели урока; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

6

Россия в 1762—1801 гг.

Обучающийся научится:

- называть существенные черты идеологии Просвещения, раскрывать суть и содержание просвещенного абсолютизма;

- анализировать исторические источники, характеризовать личность Екатерины II.

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать особенности развития художественной культуры, литературы, театра, музыки, живописи и скульптуры;

- показать на карте территориальную целостность Российской империи в начале XIX  века.

Познавательные:  самостоятельно выделять и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Осозновать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.

7

Повторение.

Обучающийся научится:

- научатся определять термины за курс истории России.

Обучающийся получит возможность научиться:

- получат возможность определить уровень своих знаний.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Регулятивные: принимать и сохраняют учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как :

текущий, тематический, промежуточный.

Предусмотрены следующие формы контроля: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям, решение и составление познавательных задач, составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

Для организации текущего контроля (проверочные работы на 20-25 минут) использован материал методического пособия: Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.- 156с.

Оценкой достижения метапредметных результатов является также проектно – исследовательские работы.

При оценивании предметных результатов освоения учебной программы применяется уровневый подход.

Структура КИМов: задания трёх уровней.

Первый уровень вопросов наиболее простой: предлагает выбор правильного ответа из четырех предложенных ответов. Второй уровень требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Наиболее сложным является третий уровень: вопросы побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал.

Тексты проверочных работ, проектов приведены ниже.

Раздел 3

Содержание учебного предмета

История России Конец XVI - XVII век.

Введение.

Россия на рубеже XVI—XVII вв.

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Вну­триполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви ди­настии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годуно­ва. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная по­литика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины, суть, участники, последствия Смутно­го времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Во­царение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотнико­ва. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской госу­дарственности. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. На­чало царствования династии Романовых.

Термины: заповедные лета, сыск, Земский Собор, смута, казачество, кормовые деньги, тушинский вор, семибоярщина, ополчение.

Россия в XVII в.

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрас­тание роли государственного аппарата и армии. Реформатор­ская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына, царя Фёдора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных от­ношений. Развитие мелкотоварного производства. Возник­новение мануфактур и наёмного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.

Оформление сословного строя. Усиление позиций дво­рянства. Соборное уложение 1649г. Окончательное закрепо­щение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско- турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.

Культура и быт в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русс первопроходцы. С. И. Дежнёв. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»), Автобиографические вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Быт и обычаи сословий: царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы.

Термины: бобыли, мелкотоварное производство, мануфактуры, ярмарки, всероссийский рынок, таможенные пошлины, феодалы, бояре, дворяне, местничество, владельческие и черносошные крестьяне, барщина, оброк, подати,белая слобода, митрополит, епископы, казаки, самодержавие, крепостничество, приказы, уложение, волость, патриарх, церковная реформа, раскол

Получат возможность научиться: извлекать информацию из исторического источника, характеризовать роль церкви в жизни российского общества, давать оценку церковной реформе, бунташный век, Соловецкое сидение, крестьянская война.

Россия в первой четверти XVIII в.

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Личность Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697-1698 гг.

Россия в первой четверти XVIII в. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствцющего сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.) Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

Реформы в экономике. Политика протекционизма меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформ. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго- Донского каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700— 1721 гг.: причины, сущность, итоги. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Пе­тра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-мор­ского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, здание Двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Вне­дрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Итоги и цена петровских преобразований.

Термины: голытьба, реестровые казаки, Рада, гетман, быдло, парсуна,  изразцы, сатирические повести, изразцы, слобода, воинский устав, рекрутская повинность, регентство, потешные полки, лавра, брандер, стрелецкие бунты, конфузии, регулярная армия, « окно в Европу», абсолютизм, ближняя Канцелярия, консилии, Сенат, коллегии, Табель о рангах, губернии провинции, синод, оберпрокурор, протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, работные люди, отходники, посессионные крестьяне, : гражданское общество, Кунсткамера, ассамблеи, клавикорды.

 

Россия в 1725—1762 гг.

Внутренняя политика. Изменение системы центрально­го управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении кре­стьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-швед­ская война 1741 — 1743 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Ру­мянцев. П. С. Салтыков

Термины: гвардия, кондиции, дворцовый переворот, фаворит, манифест, откуп, подряд, Речь Посполитая.

Россия в 1762—1801 гг.

Екатерина II. Особенности внутренней политики Политика «просвещённого абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Основные сословия российского общества, их положение. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Усиленте крепостничества.

Восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачёв и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Рост помещичьего землевладения. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1788—1790 гг. и её значение. Политика «воорыженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя внешняя политика Павла I. Изменение порядка престо наследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1755 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин, Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. М. М. Щербатов. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиакский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветите. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалёва- Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Кре­стьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамбле­вой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Термины: просветители, жалованная грамота, просвещенный абсолютизм, секуляризация, Уложенная комиссия, депутаты, дворянские собрания, крестьянская  война, мануфактура, капитал, наемный труд, Священная война, Союз трех императоров, международная изоляция, трактат, реакционная политика, контрреформы, «Циркуляр о кухаркиных детях, : сословия, расы, имущественное расслоение.

Раздел 4

Тематическое планирование

Раздел (подраздел)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

2

3

4

5

Введение.

1

России с древнейших времён до конца XVIв.

1

 

Россия на рубеже XVI - XVII вв.

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

 

3

Смута.

1

 

4

Окончание Смутного време­ни.

1

 

5

Повторение по теме «Россия на рубеже XVI—XVII вв.».

1

 

Россия в XVII в.

6

Новые явления в экономи­ке.

1

 

7

Оформление сословного строя.

1

 

8

Политическое развитие стра­ны.

1

 

9

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

 

10

Народные движения.

1

 

11

Внешняя политика.

1

 

12

Образование и культура в XVII веке.

1

 

13

Сословный быт. Обычаи и нравы.

1

 

14

Повторение по теме «Россия в XVII в.».

1

Проверочная работа №1

Россия в первой четверти XVIII в.

15

Предпосылки петровских преобразований.

1

 

16

Пётр I. Россия на рубеже веков.

1

 

17

Северная война.

1

 

18

Реформы Петра I.

1

 

19

Экономика России в пер­вой четверти XVIII в.

1

 

20

Социальные движения пер­вой четверти XVIII в.

1

 

21

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.

1

Проект

Россия в 1725—1762 гг.

22

Дворцовые перевороты.

1

 

23

Внутренняя политика в 1725—1762 гг.

1

 

24

Внешняя политика в 1725— 1762 гг.

1

 

25

Повторение по теме «Россия в первой половине XVIII в.».

1

Проверочная работа №2

Россия в 1762—1801 гг.

26

Внутренняя политика Екатерины II.

1

 

27

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва.

1

Проект

28

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1

 

29

Внешняя политика Екатерины II.

1

Проверочная работа №3

30

Внутренняя и внешняя по­литика Павла I.

1

 

31

Наука и образование.

1

 

32

Художественная культура.

1

Итоговая контрольная работа

33

Быт и обычаи.

1

 

Повторение.

34

Повторение и обобщение по курсу «История России. Конец XVII—XVIII в.»

1

 

Раздел 5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 Список литературы для учащихся

1. История России. Конец XVI- XVII век. 7 класс: учеб. для общеоразоват. организаций/ А.А.Донской, Л.Г.Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-240с.

Список литературы для учителя

1. История России. Конец XVI- XVII век. 7 класс: учеб. для общеоразоват. организаций/ А.А.Донской, Л.Г.Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-240с.

2. Данилов А.А. История России, Конец XVI- XVII век. Поурочные разработки. 7 класс.- М.: Просвящение, 2013.

3.Контрольно-измерительные материалы.История России. 7 класс К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2014.- 156с.

Средства обучения

1. Атласы. Настенные карты.

2.Схемы.

3. Индивидуальные карточки.

Интернет-ресурсы:

1. http://encycl.yandex.ru - Яndex-энциклопедии.

2. http://www.rubricon.ru/ - Рубрикон.

3. http://www.megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.-

4. http://www.lib.ru - Библиотека Максима Мошкова

5. http://www.archaeology.ru/ - Каталог археологических ресурсов

6. http://ru.wikipedia.org/wiki - Википедия

7. http://www.myfhology.narod.ru/ - Мифологическая энциклопедия

8. http://historic.ru/ - Всемирная история

Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы

Проверочные работы.

Проверочная работа №1 к главе «Россия в XVII веке»

I вариант

ЗАДАНИЕ № I. Решите тест:

Укажите годы правления Михаила Федоровича Романова:

А) 1613-1633 гг.;             Б) 1613-1645 гг.;

В) 1619-1633 гг.;             Г) 1613-1655 гг.?

     2.  Какой  город Россия вынуждена была возвратить туркам, так как у страны не было сил для войны с Османской империей:

          А) Херсон;                       Б) Азов;

          В) Одесса;                        Г) Керчь?

     3.  В какой российской земле находили в XVII веке приют беглые крестьяне и посадские люди, не боясь возврата прежним хозяевам:

          А) на Дону;                      Б) за Енисеем;

          В) на Волге;                     Г) за Днепром?

     4.  Патриарх, реформатор русской православной церкви, это:

         А) Аввакум;                     Б) Никон;

         В) Филарет;                      Г) Питирим?

     5. Парсуна – это название:

         А) архитектурного стиля;    Б) портретного изображения;

         В) артиллерийского орудия;

ЗАДАНИЕ № II.  С какими событиями XVII века связаны следующие слова:  «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем»? Как ты думаешь, кому могут принадлежать эти слова? Что ты знаешь о событиях, к которым они относятся?

ЗАДАНИЕ № III. О какой выдающейся личности XVII века идет речь в следующем отрывке:

      «Это был человек гордый, завистливый, жадный к богатству. Будучи очень хитер, он научился с самых молодых лет скрывать свои пороки под такой приятной и обманчивой наружностью, что все считали его самым лучшим из бояр и Михаил Федорович ему поручил даже воспитание наследника»?  

ЗАДАНИЕ № IV.   Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

А) князь, возглавивший походы на Крым

1) Аввакум

Б) архитектор

2) С.Т. Разин

В) енисейский казак, первопроходец

3) В.В. Голицын

Г) лидер крестьянского восстания

4) Б. Хмельницкий

Д) лидер старообрядцев

5) В.Д. Поярков

 

6) Б. Огурцов

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

ЗАДАНИЕ № V.   Соотнесите дату и событие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) первый поход на Крым

1) 1653 год

Б) начало церковной реформы

2) 1654 год

В) Переяславская Рада

3) 1662 год

Г) Медный бунт

4) 1678 год

Д) издание «Синопсиса»

5) 1687 год

 

6) 1689 год

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

II вариант

ЗАДАНИЕ № I. Решите тест:

Укажите годы правления Алексея Михайловича Романова:

А) 1655-1696 гг.;                       Б) 1645-1653 гг.;

В) 1645-1676 гг.;                       Г) 1633-1670 гг.?

    2.  Лидером движения за воссоединение Украины с Россией был:

         А) гетман М. Выговский;      Б) гетман Б. Хмельницкий;

         В) гетман Д. Бортянский?

    3.  Медный бунт был вызван:

         А) недостатком меди в стране;

         Б) последствиями введения медной монеты, приравненной к стоимости серебряной;

         В) повышением цен на медь?

   4.  Лидером движения старообрядцев был:

         А) Питирим;                      Б) Аввакум;

         В) Никон;                           Г) Филарет?

   5.  Выдающийся живописец XVII века, автор «Спаса Нерукотворного»:

        А) Василий Поярков;        Б) Симон Ушаков;

        В) Онисим Михайлов;      В) Василий Бурцев?

ЗАДАНИЕ № II.  С какими событиями XVII века связаны следующие слова:  «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мной – будет вольный казак»? Как ты думаешь, кому могут принадлежать эти слова? Что ты знаешь о событиях, к которым они относятся?

ЗАДАНИЕ № III. О какой выдающейся личности XVII века идет речь в следующем отрывке:  «…течение исторической жизни поставило ему много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он – везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед»?

ЗАДАНИЕ № IV.   Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

А) украинский гетман

1) Никон

Б) основатель театра в России

2) Филарет

В) художник, иконописец

3) Б. Хмельницкий

Г) патриарх, соправитель Михаила Романова

4) Г. Грегори

Д) патриарх, автор церковной реформы

5) С. Полоцкий

 

6) С Ушаков

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

ЗАДАНИЕ № V.  Соотнесите дату и событие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕ

ДАТА

А) упразднение Земского собора

1) 1648 год

Б) Андрусовское перемирие

2) 1649 год

В) Соляной бунт

3) 1653 год

Г) открытие Славяно-греко-латинской академии

4) 1662 год

Д) Соборное уложение

5) 1667 год

 

6) 1687 год

Ответ:

Ответы к проверочной работе №2 к главе «Россия в первой четверти XVII века».

Вариант 1

Задание 1-5б

1 – б;

2 – б;

3 – в;

4 – а, в;

5 – а,

Задание 2 -1б

Старообрядцы

Задание 3- 1б

С.Полоцкий.

Задание 4. -5б

А3, б5,в4,г2,д1.

Задание 5.-5б

А4,б1,в3,г2,д5

Оценивание

За каждый правильный ответ 1 балл.

16-17 ответов – 5

12-15 ответов – 4

11-8 ответов – 3

7 ответов - 2

Вариант 2

Задание 1- 5б

1 – а;

2 – г;

3 – б;

4 – а, б;

5 – б,

Задание 2 -1б

С.Разин

Задание 3-1б

Никон

Задание 4.-5б

А2, б5,в4,г3,д1.

Задание 5. -5б

А5,б4,в2,г1,д3

 

Проверочная работа №2 к главе «Россия в первой четверти XVII века».

Вариант 1

1.В 1682-1696 гг. существовало двоевластие Петра I и ……

а) Ивана Алексеевича в) царицы Натальи Кирилловны

б) царевны Софьи Алексеевны г) Екатерины I

2. Кого называли стрельцами? Выберите правильный ответ.

а) княжеских управителей

б) служилых людей, составляющих постоянное войско

в) торговцев

3. Назовите годы Северной войны.

а) 1550-1583гг в) 1700-1721гг

б) 1622-1634гг г) 1756-1763гг

4. В результате Северной войны Россия….

а) завоевала выход в Балтийское море

б) лишилась части своей северной территории

в) укрепила своё международное положение

г) потеряла свою независимость

5. А. Меньшиков, Ф. Апраскин, Ф. Лефорт известны в истории как….

а) птенцы гнезда Петрова

б) организаторы стрелецкого бунта в конце 17 века

в) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы

6. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:

а) Гангутское в) Балтийское

б) Азовское г) Полтавское

7. Первая русская газета, которая нерегулярно выпускалась для высшего

придворного круга называлась…….

а) «Ведомости»

б) «Куранты»

в) «Новости»

г) «Вести»

8. Коренной перелом в ходе Северной войны внесла знаменитая битва,

состоявшаяся ….

а) под Полтавой

б) под Нарвой

в) у деревни Лесной

г) у острова Гренгам

9.Петербург был основан и стал столицей России в ….

а) в 1703 году в) в 1725 году

б) в 1712 году г) в 1700 году

10. В битве у деревни Лесной, где был разгромлен 16-тысячный корпус шведов

русскими войсками командовал…..

а) Ф. Лефорт в) А.Меньшиков

б) Пётр I г) Ф.Апраскин

11. Расположите в хронологическом порядке их появления следующие термины.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу.

А) коллегии В) приказы

Б) министерства Г) земства

       

12. Установите соответствие между названиями коллегий и их функциями.

А) Адмиралтейская 1) внешняя политика

Б) Военная 2) управление морским флотом

В) Иностранных дел 3) армия

13. Кто из названных лиц относится к современникам Петра I?

А) М. Сперанский Г) А.Меншиков

Б) А.Аракчеев Д) Ф. Лефорт

В) И. Мазепа Е) Б.Хмельницкий

1) АБВ 2) БВГ 3) ВГД 4) ГДЕ

14. Охарактеризуйте государственные реформы Петра I. К чему они привели?

Вариант 2

1. Царевна Софья добиваясь престола, опиралась на …..

а) гвардию в) даточных людей

б) стрельцов г) казачество

2. Славяно-греко-латинская академия в России 18 века - это….

а) орган высшей сословной власти

б) первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве и в России.

в) совещательный орган при царском дворе

г) ведомство руководившее школьным образованием

3. Кем был Симеон Полоцкий?

а) патриархом России

б) организатором стрелецкого бунта в конце 17 века

в) крупный мастер стихосложения в 17 веке

4. В результате какой войны Россия получила выход в Балтийское море?

а) Ливонской в) Северной

б) Смоленской г) Семилетней

5. Какое их названных событий произошло раньше всех остальных?

а) Азовские походы Петра I

б) окончание Северной войны

в) Полтавская битва

г) поражение русских под Нарвой

6. Знаменитая Полтавская битва произошла……

а) в 1705 году в) в 1707 году

б) в 1709 году г) в 1708 году

7. К итогам Северной войны для России не относилось….

а) завоевание побережья Балтики

б) укрепление авторитета России

в) присоединение Дагестана

8. Между какими странами шла Северная война

а) Россией и Англией в) Россией и Швецией

б) Россией и Данией г) Россией и Польшей

9. Россия стала империей……

а) в 1613г, когда на троне утвердилась династия Романовых

б) с 1654г, после воссоединения Украины и России

в) после заключения Ништадтского мира 1721 года, когда Пётр I был провозглашён императором.

10. Цель «Великого посольства»:

а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции

б) найти союзников в предстоящей войне против Турции

в) закупить военное и корабельное снаряжение, книги и т.д.

г) познакомиться с государственным устройством западных государств.

11. Расположите в хронологической последовательности крупнейшие морские сражения, ознаменованные победами русского флота.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу.

А) Гангутское В) Гренгамское

Б) Чесменское Г) Синопское

       

12. Установите соответствие между названиями коллегий и их функциями.

А) Камер-коллегия 1) лёгкая промышленность

Б) Ревизион коллегия 2) финансы

В) Мануфактур –коллегия 3) сбор налогов

13. Какие события относятся к правлению Петра I?

А) Северная война Г) взятие крепости Измаил

Б) Взятие Казани Д) создание стрелецкого войска

В) Учреждение Сената Е) Полтавская битва

1) АВЕ 2) БВГ 3) ВГД 4) ГДЕ

14. Охарактеризуйте государственные реформы Петра I. К чему они привели?

 

Ответы к проверочной работе №2 к главе «Россия в первой четверти XVII века».

Вариант 1

1 – а;

2 – б;

3 – в;

4 – а, в;

5 – а,

6 – а;

7 – а;

8 – а;

9 – а;

10 – б;

11 – ВАБГ;

12 - А2; Б3; В1;

13 – 3 (ВГД);

14. Реформы государственного управления:

создание Сената- высшего государственного органа подчинённого императору по делам законодательства и государственного Управления;

организации коллегии, подчинены Сенату;

подчинение церкви государству, образование Синода;

деление государства на губернии;

магистраты;

табель о рангах.

Реформы привели к неограниченной абсолютной царской власти. В России оформился абсолютизм.

Вариант № 2

1 – б;

2 – б;

3 – в;

4 – в;

5 – а;

6 – б;

7 – в;

8 – в;

9 – в;

10 – б,в;

11 – АВБГ;

12 - А3; Б2; В1;

13 - 1 (АВЕ);

14. Реформы государственного управления:

создание Сената- высшего государственного органа подчинённого императору по делам законодательства и государственного Управления;

организации коллегии, подчинены Сенату;

подчинение церкви государству, образование Синода;

деление государства на губернии;

магистраты;

табель о рангах.

Реформы привели к неограниченной абсолютной царской власти. В России оформился абсолютизм.

Итоговая проверочная работа №3 по «Истории России».

Вариант 1

1.   Высшее должностное лицо в уезде после губернской реформы 1775 г.

1) стряпчий;

2) обер-провиантмейстер;

3) капитан-исправник;

4) губной староста.

2.   Для просвещенного абсолютизма характерно:

1) отсутствие крепостного права;

2) ограничение деятельности церкви в государстве;

3) обоснование идеи неограниченности самодержавной власти;

4) преувеличенное представление о роли законов в управлении государством.

 3.  Активное участие в пугачевском восстании приняли:                 

1) башкиры;

2) калмыки;

3) татары;

4) казахи.

4.   Результатом опубликования Жалованной грамоты городам стало6

1) разделение купечества на гильдии;

2) создание ремесленных цехов;

3) образование всесословного городского самоуправления;

4) появление слоя капиталистых крестьян.

5.   Второй раздел Речи Посполитой, в котором приняла участие Россия, состоялся:

1) в 1767 г.

2) в 1772 г.

3) в 1793 г.

4) в 1795 г.

6.   В сражениях против турецкой армии при Рымнике и Фок-шанах русскими войсками командовал:

1) П. Румянцев;

2) А. Орлов;

3) Ф.Ушаков;

4) А. Суворов.

 7. Какие  из  названных  имен  связаны  с  историей  русско-турецкой войны 178 7-1791 гг.?

Укажите верный ответ. 1)АБГ; 2)БГД; 3)ВГД; 4)АВД.

А) С. Апраксин;                  Г) Г. Потемкин;
Б) А. Суворов;                    Д) Ф.Ушаков;
В) Р. Воронцов.

8.   Для внутренней политики императрицы Екатерины II было характерно:

1) расширение привилегий дворянства;

2) дарование свободы капиталистым крестьянам;

3) приравнивание правового статуса мещан с дворянами;

4) жалование части государственных земель церкви.

8.   Ликвидация Запорожской Сечи и введение права на открытие предприятий без разрешения правительства состоялись:

1) в 1768 г.

2) в 1775 г.

3) в 1785 г.

4) в 1791 г.

 10.   Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?

1) восстание под руководством К. Булавина;

2) восстание под руководством Е. Пугачева;

3) Астраханское восстание;

4) Соловецкое восстание.

Вариант 2

1.   Высшее должностное лицо в уезде после губернской реформы 1775 г.

1) стряпчий;

2) обер-провиантмейстер;

3) капитан-исправник;

4) губной староста.

2.   Для просвещенного абсолютизма характерно:

1) отсутствие крепостного права;

2) ограничение деятельности церкви в государстве;

3) обоснование идеи неограниченности самодержавной власти;

4) преувеличенное представление о роли законов в управлении государством.

 3.  Активное участие в пугачевском восстании приняли:                 

1) башкиры; 2) калмыки;

3) татары; 4) казахи.

4.   Результатом опубликования Жалованной грамоты городам стало6

1) разделение купечества на гильдии;

2) создание ремесленных цехов;

3) образование всесословного городского самоуправления;

4) появление слоя капиталистых крестьян.

5.   Второй раздел Речи Посполитой, в котором приняла участие Россия, состоялся:

1) в 1767 г.

2) в 1772 г.

3) в 1793 г.

4) в 1795 г.

6.   В сражениях против турецкой армии при Рымнике и Фок-шанах русскими войсками командовал:

1) П. Румянцев;

2) А. Орлов;

3) Ф.Ушаков;

4) А. Суворов.

 7. Какие  из  названных  имен  связаны  с  историей  русско-турецкой войны 178 7-1791 гг.?

Укажите верный ответ. 1)АБГ; 2)БГД; 3)ВГД; 4)АВД.

А) С. Апраксин;                  Г) Г. Потемкин;
Б) А. Суворов;                    Д) Ф.Ушаков;
В) Р. Воронцов.

8.   Для внутренней политики императрицы Екатерины II было характерно:

1) расширение привилегий дворянства;

2) дарование свободы капиталистым крестьянам;

3) приравнивание правового статуса мещан с дворянами;

4) жалование части государственных земель церкви.

8.   Ликвидация Запорожской Сечи и введение права на открытие предприятий без разрешения правительства состоялись:

1) в 1768 г.

2) в 1775 г.

3) в 1785 г.

4) в 1791 г.

 10.   Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?

1) восстание под руководством К. Булавина;

2) восстание под руководством Е. Пугачева;

3) Астраханское восстание;

4) Соловецкое восстание.

Ответы к проверочной работе №3

Вариант 1

3

2

1

3

4

1

1

4

2

3

Вариант 2

3

1

2

2

4

1

2

3

1

2

Оценивание

9-10 ответов – 5

7-8 ответов – 4

5-6 ответов – 3

4 ответов – 2

Итоговая контрольная работа

Приложение 2

Тематика проектно-исследовательских работ

1. Народные движения в 17 веке.

2. Путеводитель по культурным памятникам России 17 века.

3. Екатерина Великая – славная русская императрица

4. Судьба семьи Е.Пугачева

Приложение 3

Лист изменений и дополнений к рабочей программе

Класс

Порядковый номер и название темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Подпись ответственного лица

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.