Рабочая программа по учебному предмету «История» для 5 класса
Приложение №1
Приложение
к Основной образовательной программе
ООО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу)_история
на уровень ООО
г. Набережные Челны
Приложение №2
Рабочая программа по учебному предмету «История» на уровень основного общего образования составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся и прежде всего ценностных ориентиров (целевых приоритетов):
Целевые приоритеты на уровне основного общего образования:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Содержание учебного предмета, курса, модуля
класс –5
уровень – базовый
Наименование раздела | Предметное содержание |
Введение | Что изучает история. История как наука» Проблема достоверности фальсификации исторических знаний». Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. |
ПЕРВОБЫТНОСТЬ | Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. История региона- часть истории России. Что изучает история Татарстана. Исторические источники и их основные виды. Древнейшие люди на берегах Волги и Камы . Древние люди на территории Волго-Уральского региона в эпоху камня, бронзы и раннего железа: расселение, хозяйство, общественный строй, контакты с соседями, духовная культура. Древняя история предков финно-угров Поволжья (марийцев, удмуртов, мордвы). Хуннская держава в Азии |
ДРЕВНИЙ МИР | Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. |
Древний Восток | Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира. |
Древний Египет | Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). |
Древние цивилизации Месопотамии | Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. |
Восточное Средиземноморье в древности | Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания |
Персидская держава | Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. |
Древняя Индия | Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). |
Древний Китай | Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. |
Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция | Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». |
Греческие полисы | Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. |
Культура Древней Греции | Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии. |
Македонские завоевания. Эллинизм | Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская. |
Древний Рим Возникновение Римского государства | Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии. |
Римские завоевания в Средиземноморье | Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. |
Поздняя Римская республика. Гражданские войны | Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана |
Расцвет и падение Римской империи | Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. |
Культура Древнего Рима | Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. |
Обобщение | Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. |
Приложение №3
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля
Личностные
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
3. Предметные результаты
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
Приложение №4
Тематическое планирование для учебных предметов, курсов, модулей
Наименование раздела | Общее кол. часов | Конт. /прак. работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Введение | 2 | | |
ПЕРВОБЫТНОСТЬ | 3 | 1 | https://videouroki.net/video/02-pervobytnost.html |
ДРЕВНИЙ МИР | 1 | | |
Древний Восток. Древний Египет | 7 | | https://videouroki.net/video/03-drevnij-vostok-mesopotamiya-egipet-vavilon-hetty.html |
Древние цивилизации Месопотамии | 4 | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/tsivilizatsii-drevney-mesopotamii |
Восточное Средиземноморье в древности | 2 | | http://tob-school-17.ucoz.ru/SCHKOLA/SCH_M_O_Istor/Gorinina_K/Urok/finikijskie_moreplavateli.pdf |
Персидская держава | 2 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7530/conspect/252722/ |
Древняя Индия | 2 | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/indiya-i-kitay-v-drevnosti/priroda-i-lyudi-drevney-indii |
Древний Китай | 3 | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/conspect/310483/ |
Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция | 4 | 1 | https://videouroki.net/video/07-drevnyaya-greciya-ot-polisa-k-ehllinisticheskomu-miru.html |
Греческие полисы | 10 | | https://infourok.ru/grecheskiy-polis-i-ego-zhiteli-2650988.html |
Культура Древней Греции | 3 | | https://videouroki.net/tests/kul-tura-drievniei-grietsii-i-drievniegho-rima.html |
Македонские завоевания. Эллинизм | 3 | | https://videouroki.net/video/48-v-alieksandrii-ieghipietskoi.html |
Древний Рим Возникновение Римского государства | 3 | 1 | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/drevneyshiy-rim |
Римские завоевания в Средиземноморье | 3 | | https://videouroki.net/tests/rimskiie-zavoievaniia-v-sriediziemnomor-ie.html |
Поздняя Римская республика. Гражданские войны | 5 | | https://videouroki.net/razrabotki/vseobshchaya-istoriya/videouroki-6/5-class/?uc=608&uct=46279 |
Расцвет и падение Римской империи | 6 | | https://videouroki.net/razrabotki/vseobshchaya-istoriya/videouroki-6/5-class/?uc=608&uct=46279 |
Культура Древнего Рима | 3 | | https://videouroki.net/razrabotki/vseobshchaya-istoriya/videouroki-6/5-class/?uc=608&uct=46279 |
Обобщение | 2 | | |
ИТОГО | 68 | 3 | |
Приложение №5
Приложение к рабочей программе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48»
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету, курсу, модулю история
для 5 класса
(2 ч в неделю, 68 часов в год)
«Рассмотрено»
на заседании МО, Протокол №1 от ____________
Руководитель МО _________ Субботина И.В.
подпись ФИО
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________ Мухаметзянова Р.М.
подпись ФИО
г. Набережные Челны
Приложение №6
Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля
Календарно-тематическое планирование по истории 5 а,б класса
(УМК: Всеобщая История. 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И.С., М, Просвещение, 2020 г)
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока, курса, модуля | Количество часов | Контрольные и практические работы | Даты | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Корректировка | |
План | Факт | | | |||||
1 | Введение | Что изучает история. История как наука» Проблема достоверности фальсификации исторических знаний». Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Роль и место истории России в мировой истории. Проблемы периодизации истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России(ИР) | 1 | | | | https://infourok.ru/videourok-po-istorii-drevnego-mira-tema-vvedenie-5-klass-4403783.html | |
Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. История региона- часть истории России. Что изучает история Татарстана. Исторические источники и их основные виды.(ИТ) | 1 | | | | https://videouroki.net/video/8-schiet-liet-v-istorii.html | | ||
2 | ПЕРВОБЫТНОСТЬ | Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии.(ИР) | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/conspect/ | |
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке..(ИР) Древние люди на территории Волго-Уральского региона в эпоху камня, бронзы и раннего железа: расселение, хозяйство, общественный строй, контакты с соседями, духовная культура. Древняя история предков финно-угров Поволжья (марийцев, удмуртов, мордвы). (ИТ) | 1 | | | | https://videouroki.net/video/5-vozniknovieniie-ziemliedieliia-i-skotovodstva.html | | ||
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.(ИР) | 1 | | | | https://videouroki.net/video/4-vozniknovieniie-iskusstva-i-rielighioznykh-vierovanii.html | | ||
3 | ДРЕВНИЙ МИР | Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Древнейшие люди на берегах Волги и Камы .(ИТ) | 1 | | | | https://videouroki.net/razrabotki/drievnii-vostok-urok-povtorieniie-v-5-klassie.html | |
4 | Древний Восток | Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира. | 1 | | | | https://videouroki.net/razrabotki/drievnii-vostok-urok-povtorieniie-v-5-klassie.html | |
5 | Древний Египет | Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники).. | 1 | | | | https://infourok.ru/urok-drevniy-egipet-zhizn-i-zanyatiya-drevnih-egiptyan-3335837.html | |
Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/03-drevnij-vostok-mesopotamiya-egipet-vavilon-hetty.html | | ||
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/03-drevnij-vostok-mesopotamiya-egipet-vavilon-hetty.html | | ||
Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/voennye-pohody-faraonov | | ||
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта | 1 | | | | https://videouroki.net/video/13-rielighiia-drievnikh-ieghiptian.html | | ||
Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/13-rielighiia-drievnikh-ieghiptian.html | | ||
Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). | 1 | | | | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-istorii-v-5-klasse-iskusstvo.html | | ||
6 | Древние цивилизации Месопотамии | Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-vostok/drevnee-dvurechie | |
Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/17-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony.html | | ||
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи | 1 | | | | https://videouroki.net/video/21-assiriiskaia-dierzhava.html | | ||
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. | 1 | | | | https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/01/02/istoriya-5-klass-16-urok-novovavilonskoe-tsarstvo-zavoevaniya | | ||
7 | Восточное Средиземноморье в древности | Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/18-finikiiskiie-morieplavatieli.html | |
Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания | 1 | | | | https://videouroki.net/video/10-drevnyaya-palestina-216.html | | ||
8 | Персидская держава | Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/22-piersidskaia-dierzhava-tsaria-tsariei.html | |
Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/22-piersidskaia-dierzhava-tsaria-tsariei.html | | ||
9 | Древняя Индия | Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/24-priroda-i-liudi-drievniei-indii.html | |
Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). | 1 | | | | https://videouroki.net/video/25-obshchiestvo-drievniei-indii.html | | ||
10 | Древний Китай | Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/26-chiemu-uchil-kitaiskii-mudriets-konfutsii.html | |
Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/26-chiemu-uchil-kitaiskii-mudriets-konfutsii.html | | ||
Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/26-chiemu-uchil-kitaiskii-mudriets-konfutsii.html | | ||
11 | Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция | Природные условия Древней Греции. Занятия населения. | 1 | 1 | | | https://videouroki.net/tests/drievniaia-grietsiia-8.html | |
Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации | 1 | | | | https://videouroki.net/video/29-drievnieishaia-grietsiia-grieki-i-kritianie.html | | ||
Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevnyaya-gretsiya/mikeny-i-troya | | ||
Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». | 1 | | | | https://videouroki.net/video/31-poemy-gomiera-iliada.html | | ||
12 | Греческие полисы | Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. | 1 | | | | https://www.youtube.com/watch?v=Cf8Senw9buU | |
Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. | 1 | | | | https://www.youtube.com/watch?v=Cf8Senw9buU | | ||
Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/595/ | | ||
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/polisy-gretsii-i-ih-borba-s-persidskim-nashestviem/zarozhdenie-demokratii-v-afinah | | ||
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/36-drievniaia-sparta.html | | ||
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. | 1 | | | | https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-grieko-piersidskiie-voiny.html | | ||
Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики | 1 | | | | https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-grieko-piersidskiie-voiny.html | | ||
. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. | 1 | | | | https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-grieko-piersidskiie-voiny.html | | ||
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. | 1 | | | | https://videouroki.net/razrabotki/khoziaistviennoie-razvitiie-afin-v-5-viekie-do-n-e.html | | ||
Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. | 1 | | | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-na-temu-peloponnesskaya-voyna-klass-1789050.html | | ||
13 | Культура Древней Греции | Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. | 1 | | | | https://videouroki.net/tests/kul-tura-drievniei-grietsii-i-drievniegho-rima.html | |
Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). | 1 | | | | https://videouroki.net/tests/kul-tura-drievniei-grietsii-i-drievniegho-rima.html | | ||
Общегреческие игры в Олимпии. | 1 | | | | https://videouroki.net/razrabotki/otkrytyi-urok-olimpiiskiie-ighry-v-drievnosti.html | | ||
14 | Македонские завоевания. Эллинизм | Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. | 1 | | | | https://videouroki.net/video/47-pokhod-alieksandra-makiedonskogho-na-vostok.html | |
Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/pohody-aleksandra-makedonskogo-epoha-ellinizma | | ||
Культура эллинистического мира. Александрия Египетская. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/pohody-aleksandra-makedonskogo-epoha-ellinizma | | ||
15 | Древний Рим Возникновение Римского государства | Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/conspect/ | |
Завоевание Римом Италии. Римское войско.. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/zavoevanie-rimom-italii | | ||
Верования древних римлян. Боги. Жрецы | 1 | | | | https://urok.1sept.ru/articles/590424 | | ||
16 | Римские завоевания в Средиземноморье | Войны Рима с Карфагеном. | 1 | | | | https://videouroki.net/tests/rimskiie-zavoievaniia-v-sriediziemnomor-ie.html | |
Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. | 1 | | | | https://videouroki.net/tests/rimskiie-zavoievaniia-v-sriediziemnomor-ie.html | | ||
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. | 1 | | | | https://videouroki.net/tests/rimskiie-zavoievaniia-v-sriediziemnomor-ie.html | | ||
17 | Поздняя Римская республика. Гражданские войны | Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/zemelnyy-zakon-bratiev-grakhov | |
Гражданская война и установление диктатуры Суллы. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/drevniy-mir/drevniy-rim-v-i-v-do-n-e | | ||
Восстание Спартака. | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/vosstanie-spartaka | | ||
Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура | 1 | | | | https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/edinovlastie-tsezarya | | ||
. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана | 1 | | | | https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2011/11/15/borba-antoniya-i-oktaviana-istoriya-drevnego-mira-5-klass-0 | | ||
18 | Расцвет и падение Римской империи | Установление императорской власти. Октавиан Август. | 1 | | | | https://multiurok.ru/blog/paragraf-53-ustanovlenie-imperii-v-rime.html | |
Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/600/ | | ||
Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. | 1 | | | | https://www.youtube.com/watch?v=goJBZjkx-OI | | ||
Возникновение и распространение христианства. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/436/ | | ||
Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. | 1 | | | | https://www.yaklass.ru/p/history/5-klass/drevnii-rim-6002400/pravlenie-konstantina-6334941/re-8343c0c3-ba36-4715-a470-0c9d937a42c1 | | ||
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Хуннская держава в Азии.(ИТ) | 1 | | | | https://www.youtube.com/watch?v=FLf3rDdPP2o | | ||
19 | Культура Древнего Рима | Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/conspect/ | |
Развитие наук. Римские историки. | 1 | | | | https://infourok.ru/kultura-drevnego-rima-klass-2011806.html | | ||
Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. | 1 | | | | https://www.yaklass.ru/p/history/5-klass/drevnii-rim-6002400/kultura-drevnego-rima-6371056 | | ||
20 | Обобщение | Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний(ИТ) | 1 | | | | https://www.yaklass.ru/p/history/5-klass/zakliuchenie-nasledie-drevnego-mira-6910893/nasledie-tcivilizatcii-drevnego-mira-6910803 | |
На пороге цивилизации. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент (ИТ) | 1 | | | | https://pptcloud.ru/history/kulturnoe-nasledie-drevnih-tsivilizatsiy | |